Разработка системы менеджмента качества предприятия, производящего упаковку для пищевых продуктов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление качеством
  • 46 46 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Основные понятия в области системы менеджмента качества 8
1.1 Принципы и функции системы менеджмента качества 8
1.2 Развитие системы менеджмента качества 9
1.3 Сущность процессного подхода 19
1.4 Основные элементы системы менеджмента качества 20
1.5 Процессный подход к управлению предприятием 21
1.6 Понятие и сущность SWOT-анализа 23
1.7 Стратегические цели 24
1.8 Важность системы менеджмента качества для предприятия 25
1.10 Необходимые требования по внедрению системы менеджмента качества 27
2. Разработка элементов системы менеджмента качества на предприятии 29
2.1 Общая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ действующей системы менеджмента качества на предприятии 30
2.3 Рассмотрение основополагающих документов на предприятии 32
2.4 Разработка элементов системы менеджмента качества 35
3. Применение инструментов качества 45
Выводы 52
Список источников 54

Фрагмент для ознакомления

Сначала на основе «Политики в области качества» необходимо подготовить документ под названием «Руководство по качеству». «Руководство по качеству»содержит основные положения, регламентирующие деятельность в рамках СМК: разграничение зон ответственности, требования к службе качества, описание процедур обеспечения качества, порядок ведения документооборота СМК, описание процедуры рассмотрения жалоб и т. п. Для предприятия предложена следующая структура «Руководства по качеству»:Содержание.Введение.1.Термины и определения.2. Принципы менеджмента качества.3. Среда организации.3.1 Понимание организации и ее среды.3.2 Определение области применения системы менеджмента качества.3.3 Система менеджмента качества и ее процессы.4. Лидерство.4.1 Лидерство и приверженность.4.2 Политика в области качества.4.3 Функции, ответственность и полномочия в организации.5. Планирование.5.1 Действия в отношении рисков и возможностей.5.2 Цели в области качества и планирование их достижения.5.3 Планирование изменений.6. Средства обеспечения.6.1 Ресурсы.6.1.1 Человеческие ресурсы.6.1.2 Инфраструктура.6.1.3 Среда для функционирования процессов.6.2 Компетентность.6.3 Обмен информацией.6.4 Документированная информация.7. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг.7.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг.7.2. Требования к продукции и услугам.7.3 Проектирование и разработка продукции и услуг.7.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками.7.5 Производство продукции и предоставление услуг.7.6 Валидация процессов производства и обслуживания.7.7 Идентификация и прослеживаемость.8. Оценка результатов деятельности.8.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка.8.2 Удовлетворенность потребителей.8.3 Внутренний аудит.9. Анализ со стороны руководства.10. Улучшение.10.1 Несоответствия и корректирующие действия.10.2 Постоянное улучшение.Приложения.Следующий уровень документов называется «Общесистемные документированные процедуры». В соответствии со стандартом ГОСТР Р ИСО 9001 следует осуществлять шесть процедур: управление документами; управление данными (записями); управление аудитом СМК; управление продукцией, не соответствующей стандартам (процесс выявления брака и порядок его утилизации); управление мероприятиями, корректирующими несоответствия; управление мероприятиями, предупреждающими появление несоответствий. Следующий уровень документов включает в себя следующие элементы:1. Рабочие методики: Это документы, описывающие конкретные шаги, процедуры и методики, которые следует выполнить для эффективного планирования и реализации процессов управления качеством. В них также могут быть описаны инструкции по выполнению определенных задач или операций.2. Должностные инструкции: Это документы, определяющие роли, обязанности, права и ответственность работников в системе менеджмента качества. Они описывают, какие функции и задачи должны быть выполнены каждым сотрудником для обеспечения соответствия требованиям СМК.3. Технологические карты процессов: Это документы, которые описывают последовательность операций, процедур и ресурсов, необходимых для выполнения определенных процессов в рамках системы менеджмента качества. Они помогают в планировании и контроле выполнения процессов и обеспечивают единообразие в их выполнении.4. Данные и записи: Это информация, подтверждающая выполнение требований СМК на практике. Это могут быть отчеты о проделанной работе, записи в журналах операций, результаты измерений и тестирования, а также другая документация, связанная с ежедневной работой сотрудников.При разработке нормативной документации следует учитывать требования стандарта ISO 9001 о компетенции персонала. Таким образом, нормативные документы должны описывать процессы доступа сотрудников к документации, требования к их компетенции (знания, опыт работы), программы повышения квалификации и систему мотивации.Для эффективного использования нормативной документации рекомендуется наличие системы электронного документооборота в организации.После разработки всех нормативных документов рекомендуется провести опытную эксплуатацию системы менеджмента качества постепенно. Это включает в себя проверку работы СМК, проведение внутренних аудитов и специальных процедур проверки. Частота проведения таких проверок может уменьшаться по мере усвоения и стабилизации системы.3. Применение инструментов качестваИнструменты качества являются неотъемлемой частью системы менеджмента качества и без умения применять их на практике добиться реального решения проблем, возникающих на предприятии, не представляется возможным, ведь только принцип постоянного улучшения ведет к успеху.Инструменты предназначены для решения различных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности персонал, участвующий в контроле качества продукции и работе системы менеджмента качества. Не существует каких-либо принятых стандартов по инструментам качества, что порождает множество подходов к их применению. И поэтому результат от применения инструментов качества напрямую зависит от исполнителя лишь опыт, полученный в результате практического применения, сможет подсказать какой инструмент или набор инструментов приведет к наиболее эффективному решению задачи.Инструменты качества – это методы или средства, предназначенные для сбора, представления, обработки, оценки состояния, анализа данных применяемые в управлении качеством.Еще в 1943 году профессор Токийского университета, крупнейший специалист в области управления качеством Каору Исикава предложил семь инструментов качества, позволяющие решить большинство проблем предприятия в области качества. Эти семь инструментов принято называть основными, они претерпели несколько изменений и настоящий момент список инструментов, распределенный на две группы: для сбора и представления данных; для группировки и простейшего анализа.При применении инструментов качества на практике следует учитывать, что применение нескольких взаимосвязанных инструментов и порядок их применения влияет на полученные результаты. Рассмотрим на примере применение некоторых из них. На предприятии производят три вида деталей (А, Б, В) в две смены (дневная и ночная). Менеджер по качеству решил собрать данные о выявлении бракованных деталей, провести анализ и разработать мероприятия, направленные на сокращение процента бракованных деталей. Было решено провести мониторинг производства в течении недели и подсчета забракованной продукции для каждого вида деталей на каждой смене. Для чего выбран контрольный листок (рисунок 3) – инструмент качества, позволяющий собрать данные и представить их в структурированном виде.Рисунок 3. Контрольный листокДля представления данных воспользуемся еще двумя основными инструментами качества – контрольной картой для визуализации работы по сменам и гистограммой для визуализации работы по каждому виду деталей.Контрольная карта (рисунок 4) – инструмент позволяющий показать ход изменения параметра, также при наличии границ может сигнализировать о выходе величины наблюдаемого параметра за эти границы.Рисунок 4. Контрольная картаГистограмма (рисунок 5) – инструмент качества, позволяющий оценить распределение данных по группам. На полученных гистограммах показано число забракованных деталей каждого вида для каждой смены.Рисунок 6. Гистограмма После представления данных в удобном виде можно переходить к анализу и выявлению непосредственных причин, влияющих на качество выпускаемых деталей. Переходим к применению диаграммы Парето. Диаграмма Парето, прежде всего, служит для того, чтобы в общем числе рассматриваемых величин в проблеме провести группировку и выделить значимые показатели.Закон Парето гласит: в любой существующей проблеме 80% проблемы решается за 20% времени и с помощью 20% расходов, а остальные 20% проблемы требуют 80% времени и 80% ресурсов. Конечно, эти цифры могут быть и другими 90-10 или 60-40, но это не меняет основу принципа – проблемы несоответствия, ошибки т.д. зачастую не распределяются однообразно.Корреляционная диаграмма (рисунок 6) может показать зависимость влияния одного фактора на другой, однако такая зависимость не всегда может иметь место, так как могут быть и другие влияющие факторы.Рисунок 6. Корреляционная диаграммаПостроенные корреляционные диаграммы о том, что есть проблемы во второй смене и наличии проблем с деталями Б и В. На данном этапе анализа видно проблему, но не видно конкретики. Поэтому для более детального анализа применим метод «Мозговой штурм».Мозговой штурм – инструмент позволяющий использовать мнение множества людей для решения проблемы, обычно применяется для нахождения кардинально новых идей и решений.Для применения мозгового штурма подойдет группа не менее пяти человек и один координатор. Члены группы по порядку предлагают свои идеи и решения, а координатор фиксирует их. После получения всех возможных идей координатор обобщает их, анализирует и определяет их сильные и слабые стороны. «Мозговой штурм» наиболее известный и применяемый инструмент, эффективность которого возрастает при комбинации с другими инструментами качества.Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет») - инструмент, позволяющий выявить наиболее существенные факторы, влияющие на конечный результат. При составлении причинно-следственной диаграммы (рисунок 7) берутся несколько факторов, имеющих влияние на исследуемую величину. Следует учесть, что степень детализации факторов зависит от решаемой задачи и что для более эффективного применения инструмента при исследовании причин следует привлекать независимых экспертов.Рисунок 7. Причинно-следственная диаграмма ИсикавыНа предприятии было решено провести мозговой штурм для определения причин несоответствия качества упаковки требованиям.После обработки всех полученных предложений в результате применения мозгового штурма были получены следующие данные: усталость работника, недостаточная подготовка работников, недостаточные НИОКР, плохое техобслуживание оборудования, устаревшие технологии, неправильное обращение с оборудованием, низкое качество сырья, задержка доставки, плохие условия работы, низкий требования к качеству.Для представления руководству было решеноперенести полученные данные в причинно-следственную диаграмму (рисунок 8). Каждая из «костей» диаграммы может быть детализирована насколько это необходимо.Рисунок 8. Определение причин несоответствия качества упаковки требованиямВ результате, на основании применения инструмента качества, было решено разработать план совершенствования СМК и последовательно внедрять мероприятия, дальнейшие действия определяет методология стандарта ГОСТ Р ИСО 9001.На основании маркетинговых исследований, подтверждающих эффективность внедрения систем менеджмента качества, можно прогнозировать следующие результаты:увеличение качества и скорости обслуживания клиентов, как следствие рост лояльных покупателей, а также рост выручки на 35% в первый год использования системы, до 55% во второй год использования СМК;каждый работник предприятия четко знает, за что он несет персональную ответственность и за какие этапы работы компании он отвечает. Руководитель компании уверен, что работа не повторяется кем-то другим, как следствие - сокращение затрат на оплату труда на 3% в первый год, до 7% во второй год.персонал компании обучен работе и обслуживанию техники, не ломает ее, а наоборот экономно и аккуратно использует ее в работе - сокращение затрат на 7%, до 13% во второй год.количество брака существенно уменьшается. Сокращаются издержки компании на хранение, транспортировку, уничтожение или переделку /ремонт брака - на 15% в первый год, до 23% во второй год.Данные для анализа представлены в таблице 2.Таблица 2 – Прогнозные данные после внедрения системы менеджмента качества на предприятииПоказатели20232024Тыс.руб.Тыс.руб.Динамика1. Выручка от реализации 10381711245686392. Затраты на производство и сбыт продукции, в том числе:6324260452-2790себестоимость продукции 4057539212-1363коммерческие расходы 79068023117управленческие расходы 1476113217-15443. Прибыль (убыток) от реализации 4057552004114294. Доходы по операциям финансового характера 11201202825. Расходы по операциям финансового характера 102120186. Прочие доходы 15436162928567. Прочие расходы 1960414205-53998. Прибыль (убыток) отчетного периода 3742555173177489. Налог на прибыль 898213241,524259,5210. Чистая прибыль 2844341931,4813488,48После внедрения системы менеджмента качества выручка компании вырастет на в 2024 на 8639 тыс. руб. При этом, себестоимость продукции и затраты в целом сократятся. В частности, себестоимость снизится на -1363 тыс. руб. в 2024. При этом увеличатся управленческие расходы, но их значение не позволит превысить уровень затрат предыдущих лет. В целом, прибыль от реализации в 2023 году вырастет на 15065 тыс. руб. и на 11429 в 2014 году. Чистая прибыль организации к концу 2024 года составит 41931 тыс. руб. Таким образом, можно сказать, что система менеджмента качества на предприятии позволит увеличить чистую прибыль и сократить расходы, что позволяет ее рекомендовать для внедрения в компании ООО ПТК «Союз-Полимер».ВыводыОсновными потребностями покупателей сегодня являются высокое качество и надежность продукции компании. В данное время одним из ключевых подходов к повышению эффективности работы предприятия является внедрение системы управления качеством. Реализация такой системы на предприятии позволяет сократить расходы, улучшить конкурентоспособность и увеличить доходы.Анализируемое предприятие - ООО ПТК «Союз-Полимер» - один из ведущих производителей полимерной продукции на рынке. «Союз Полимер» стремится к достижению результатов, которые соответствуют положению одного из самых эффективных предприятий химической промышленности России.Анализ экономических показателей выявил несколько тенденций: увеличение объема выручки от продажи товаров и услуг, рост затрат и сокращение чистой прибыли. Возможное снижение прибыли связано с неудовлетворительными условиями труда и системой мотивации сотрудников предприятия. Однако, анализ компании выявил значительные преимущества, такие как деловая репутация, использование передовых технологий, просторные производственные помещения и низкая текучесть кадров. Однако, на рынке постоянно появляются новые предприятия, которые могут представлять угрозу для успешного развития компании. Анализ также показал, что внешняя среда довольно благоприятна для компании, и существуют различные возможности для использования своих сильных сторон. Например, компания может улучшить свою техническую оснащенность, приобретая и используя современное оборудование. Это позволит компании быстро и качественно выполнять заказы при широком ассортименте продукции. Компания также постоянно обновляет свое оборудование, что благотворно сказывается на ее репутации в деловом мире. Хорошие отношения с органами власти способствуют росту и развитию компании. Наличие нейтральных факторов позволяет компании использовать их как сильное преимущество в конкурентной борьбе, особенно в области управления качеством.Среди недостатков в системе управления качеством можно выделить следующие аспекты:отсутствие четкой стратегии развития компании в области качества;недостаточное внимание уделяется разработке процессов предотвращения брака и дефектов;отсутствие систематизированного подхода к управлению качеством и его улучшению;рост затрат и снижение прибыли компании;неэффективное принятие управленческих решений в области качества;отсутствие надлежащего контроля за исполнением принятых решений в области качества;отсутствие систематизированных данных для анализа ситуации в области качества на предприятии.В современных условиях одним из способов повышения эффективности работы предприятия является создание и реализация систем менеджмента качества. Внедрение такой системы позволяет компании сократить расходы, увеличить свою конкурентоспособность и достичь повышения прибыли.Анализ экономической эффективности проекта выявил, что выручка компании после внедрения системы менеджмента качества вырастет на в 2024 на 8639 тыс. руб. При этом, себестоимость продукции и затраты в целом сократятся. В целом, прибыль от реализации в 2023 году вырастет на 15065 тыс. руб. и на 11429 в 2024 году. Чистая прибыль организации к концу 2024 составит 41931 тыс. руб.Таким образом, предложенные мероприятия являются эффективными и рекомендуются для внедрения на предприятии.Список источников1. Модель системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Мир знаний. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/164161/model-sistemy-menedzhmenta-kachestva.2. Система менеджмента качества строительных организаций: учебное пособие / Н.Т. Мазаник, Б.М. Басин. – Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО «Ти-хоокеанский государственный университет», 2010. – 154 с.3. Принципы менеджмента качества ИСО 9001-2015 [Электронный ре-сурс] // Единый центр СРО. – Режим доступа: http://sroec.ru.4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. – Введен 2015-11-01 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394.5. Стандарты систем менеджмента [Электронный ресурс] // Международная организация по стандартизации. – Режим доступа: https://www.iso.org/ru/ management-system-standards.html.6. Общие характеристики стандартов ИСО серии 9000 [Электронный ре-сурс] // Публикация материала для обучения Лекции.Орг. – Режим доступа: https://lektsii.org.7. Назначение документации СМК [Электронный ресурс] // МегаЛекции. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/s26853t6.html.8. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Введен 2008-06-01 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200057636.9. Требования международного стандарта МС ИСО 9001:2015 к системам менеджмента качества: учебное пособие / Н.А. Шичко. – Санкт-Петербург: Из-дательство УМЦ Бизнес Класс, 2018. – 61 с.10. Документированная информация системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Студал.орг. – Режим доступа: http://studall.org/all2-2113.html.11. Документирование целей в области качества [Электронный ресурс] // Лекции.ком. – Режим доступа: http://lektsii.com.12. Политика в области качества [Электронный ресурс] // Лекции.орг. – Режим доступа: https://lektsii.org/7-14050.html.13. Политика ИСО [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. – Режим доступа: http://www.businessstudio.ru.14. Ответственность руководства в системе менеджмента качества [Элек-тронный ресурс] // Инфопедия. – Режим доступа: https://infopedia.su/ 3xd719.html.15. Политика и цели в области качества [Электронный ресурс] // Мои Лекции.ру. – Режим доступа: http://mylektsii.ru/1-10143.html.16. Разработка системы менеджмента качества в соответствии с требова-ниямиISO 9001-2015: лекция / Ю.М. Быков, С.Ю. Быков. – Санкт-Петербург: Издательство Альфатер, 2020. – 74 с.17. Политика в области качества [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. – Режим доступа: https://studlib.info.18. Документация системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Система менеджмента качества строительных организаций. – Режим доступа: https://studwood.ru/859027/menedzhment/dokumentatsiya_sistemy_ menedzhmen-ta_kachestva.19. Методика и процессы системы качества [Электронный ресурс] // Учебные материалы. – Режим доступа: http://works.doklad.ru.20. Документирование системы менеджмента качества: учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. – Москва: Кнорус, 2023. – 186 с.21. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менедж-мента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, B. Я. Бело-брагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. — Москва: Издательство РИА «Стандарты и качество». – 2018. – 248 с.22. Дипломное проектирование в профессионально-педагогическом вузе: учеб.-метод. пособие / Б.Н. Гузанов, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, М.А. Черепанов. – Изд. 2-е, исправ. – Екатеринбург: Издательство ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2022. – 182 с.



Список источников
1. Модель системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Мир знаний. – Режим доступа: http://mirznanii.com/a/164161/model-sistemy-menedzhmenta-kachestva.
2. Система менеджмента качества строительных организаций: учебное пособие / Н.Т. Мазаник, Б.М. Басин. – Хабаровск: Издательство ГОУ ВПО «Ти-хоокеанский государственный университет», 2010. – 154 с.
3. Принципы менеджмента качества ИСО 9001-2015 [Электронный ре-сурс] // Единый центр СРО. – Режим доступа: http://sroec.ru.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс]. – Введен 2015-11-01 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394.
5. Стандарты систем менеджмента [Электронный ресурс] // Международная организация по стандартизации. – Режим доступа: https://www.iso.org/ru/ management-system-standards.html.
6. Общие характеристики стандартов ИСО серии 9000 [Электронный ре-сурс] // Публикация материала для обучения Лекции.Орг. – Режим доступа: https://lektsii.org.
7. Назначение документации СМК [Электронный ресурс] // МегаЛекции. – Режим доступа: https://megalektsii.ru/s26853t6.html.
8. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007. Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. – Введен 2008-06-01 // Техэксперт. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200057636.
9. Требования международного стандарта МС ИСО 9001:2015 к системам менеджмента качества: учебное пособие / Н.А. Шичко. – Санкт-Петербург: Из-дательство УМЦ Бизнес Класс, 2018. – 61 с.
10. Документированная информация системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Студал.орг. – Режим доступа: http://studall.org/all2-2113.html.
11. Документирование целей в области качества [Электронный ресурс] // Лекции.ком. – Режим доступа: http://lektsii.com.
12. Политика в области качества [Электронный ресурс] // Лекции.орг. – Режим доступа: https://lektsii.org/7-14050.html.
13. Политика ИСО [Электронный ресурс] // Современные технологии управления. – Режим доступа: http://www.businessstudio.ru.
14. Ответственность руководства в системе менеджмента качества [Элек-тронный ресурс] // Инфопедия. – Режим доступа: https://infopedia.su/ 3xd719.html.
15. Политика и цели в области качества [Электронный ресурс] // Мои Лекции.ру. – Режим доступа: http://mylektsii.ru/1-10143.html.
16. Разработка системы менеджмента качества в соответствии с требова-ниями ISO 9001-2015: лекция / Ю.М. Быков, С.Ю. Быков. – Санкт-Петербург: Издательство Альфатер, 2020. – 74 с.
17. Политика в области качества [Электронный ресурс] // Электронная библиотека. – Режим доступа: https://studlib.info.
18. Документация системы менеджмента качества [Электронный ресурс] // Система менеджмента качества строительных организаций. – Режим доступа: https://studwood.ru/859027/menedzhment/dokumentatsiya_sistemy_ menedzhmen-ta_kachestva.
19. Методика и процессы системы качества [Электронный ресурс] // Учебные материалы. – Режим доступа: http://works.doklad.ru.
20. Документирование системы менеджмента качества: учебное пособие / И.Т. Заика, Н.И. Гительсон. – Москва: Кнорус, 2023. – 186 с.
21. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менедж-мента качества: учебное пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, B. Я. Бело-брагин, В. А. Самородов, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов, C. А. Пахомова, О. С. Пономарева. — Москва: Издательство РИА «Стандарты и качество». – 2018. – 248 с.
22. Дипломное проектирование в профессионально-педагогическом вузе: учеб.-метод. пособие / Б.Н. Гузанов, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, М.А. Черепанов. – Изд. 2-е, исправ. – Екатеринбург: Издательство ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2022. – 182 с.