Универбация в русском сленге 21 века (на материале молодежных интернет-форумов)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 27 27 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 28.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Определение понятия «универбация» в научной литературе. 5
1.2. Определение понятия «сленг» в научной литературе 10
1.3.Основные характеристики сленга. 14
1.4 Особенности молодёжного сленга. 16
Заключение 25
Список литературы 26


Фрагмент для ознакомления

Экспрессивно – оценочные номинативы:
безвыходняк – безвыходная ситуация;
трудяжка – усердно работающий человек;
Номинативы социальной сферы:
гуманитарка – гуманитарная помощь;
материалка – материальная помощь;
дмска – полис дополнительного медицинского страхования;
социалка – 1) социальная помощь; 2) выплата в рамках социальной помощи.
Номинативы финансовой сферы:
налик (наличка, наличман) – наличные денежные средства;
крупняк – денежные средства крупного номинала;
Таким образом, семанитическое поле универбатов в современном молодёжном сленге отражают сферы, которые значимы для молодёжи (школьники, студенты). Отсюда большое количество универбатов непосредственно отражающих предметы университетской жизни, пространства социальных сетей, сферы развлечений.
Стоит отметить, что в речь молодёжи приходят номинативы и общественно значимых сфер – социальная жизнь, здоровье, спорт. Это позволят сделать вывод, что современное подрастающее поколение отличается большей осознанностью. Они неплохо разбираются в сфере социальных гарантий, которые в наше время активно развиваются благодаря современному вектору правительства, обращённого в сторону улучшения социальной жизни. Поколение Z в большей степени пропагандирует здоровый образ жизни, проявляет заботу о своём психологическом и физическом здоровье. Если в начале 20 века мы говорим о превалировании в молодёжном сленге слов маргинального слоя общества, в начале 2000 язык молодёжи пестрел универбатами телекоммуникационной и компьютерной сферы (мобилка, клава, сотик, труба, пкашник), то в современном состоянии языка можно отметить большое количество слов из самых разнообразных сфер жизни.
Универбаты как единицы языка стремятся к той же системе, что и «официальный» язык. Следует отметить, что универбаты стали проявлять синонимичность, полисемантичность. Слова, которые есть в русском языке в сленге, получают новые и неожиданные значения. Если «яблоко», обозначающее телефон марки, лейблом которой является надкусанное яблоко, проявляет в себе наименование по принципу синекдохи, то «дрова» и «огонь», обозначающие оценку чего-либо или кого-либо получили своё новое значение абсолютно стихийно.
Универбаты стремятся, в первую очередь, к номинации, а значит, в большем количестве представлены в качестве имён существительных, в меньшей степени представлены глаголы. Минимальное количество имён прилагательных и наречий можно объяснить тем, что универбаты уже в своём значении закладывают определённый характер, признак, оценку того или иного предмета или явления, уточнения или дополнительное распространение не требуется. Универбаты уже несут в себе достаточную степень экспрессивности.

2.2. Характеристика универбатов молодёжного сленга XXI века с точки зрения средств словообразования
В ходе анализа языкового материала мы сделали следующие выводы. При создании универбатов превалирует суффиксальное словообразование. В нашем списке первое место по продуктивности занимает суффикс -к(а), наличествующий в 35 универбатах, например: минусовка, академка, газировка, вышка и др.
Вторым по продуктивности является суффикс -ик. В анализируемой группе слов начитывается 6 универбатов. Существительные с этим суффиксом имеют значение «предмет (одушевленный или неодушевленный), характеризующийся признаком, названным мотивирующим словом» [Шведова 1980: 171], например: налик, аркадник.
Следующими по численности являются универбаты с суффиксом -ак (-як). Всего в нашем списке 4 универбата. Л.В. Рацибурская отмечает, что «существительные с суффиксом -ак-, образованные на базе прилагательных, но содержащие в себе ‘свернутое’ словосочетание (тоже универбаты) [...] маркируют речь представителей различных социальных групп (прежде всего молодежи) [...] придают тону речи грубость и некоторую вульгарность» [Рацибурская 2004: 82], например: крупняк, безвыходняк.
Также продуктивным является суффикс -ух(а). В нашем списке имеется 4 универбата, например, артуха, демонструха
В анализируемой группе слов также:
– 2 деривата с формантом -ач: курсач, строгач.
– 3 деривата с формантом -шк(а): вышка (1 знач), вышка (2 знач), домашка.
– 1 дериват с формантом -ушк(а): психушка.
– 6 универбатов с формантом -лк(а): менталка, социалка и др.
– 1 дериват с формантом –ер: физер.
– 1 дериват с суффиксом -арь: технарь.
– 1 дериват с суффиксом -ок: медлячок.
– 2 деривата с суффиксом -ан: курсан, наличман.
– 1 дериват с суффиксом -ух(а): демонструха.
– 1 дериват с суффиксом -ень: курень.
– 1 деривата с суффиксом -ин(а): рванина.
– 1 дериват с суффиксом -ман: наличман.
– 1 дериват с суффиксом -яжк: трудяжка.
– 1 дериват с суффиксом -ятин(а): тяжелятина.
Как отмечает Е. Калишан, в процессе объединения составных наименований в цельные лексемы основы мотивирующих слов, оканчивающиеся стечением согласных, утрачивают некоторые суффиксы [Kaliszan 1986: 38]. В нашем списке имеются примеры усечения суффикса:
• -альн-, например: материалка (материальная помощь), персоналка (персональный компьютер),
• -ическ-, например: академка (академический отпуск), венерка (венерическая болезнь);
• -н-, например: античка (античная литература), военка (военная кафедра), домашка (домашняя работа).
Некоторые из вышеописанных универбатов имеют омонимы. В молодежном сленге присутствуют примеры внешней омонимии (со словами литературного языка) и внутренней омонимии (между словами самого жаргона). В нашем списке зафиксированы примеры как внешней, так и внутренней омонимии. Например, употребляемое в молодежном сленге слово линейка, образованное путем универбации от словосочетания линейная алгебра, имеет стилистически сниженную окраску, а слово линейка (предмет для измерения длины), употребляемое в литературном языке, стилистически нейтрально.
Заключение
В данной работе мы описали и систематизировали современные подходы к понятиям молодёжного сленга и универбации. Представили пример того, как можно проанализировать современные универбаты, вписать их в парадигму современного русского языка.
На основании практической части данной работы можно сделать ряд выводов:
1. Наибольшей продуктивностью при универбации обладает суффикс -к(а), наличествующий в 35 универбатах.
2. Вторым по продуктивности является суффикс -ик, наличествующий в 6 универбатах
3. Третьим по продуктивности является суффикс -ух(а), присутствующий в 4 универбатах и суффикс -ак (-як), также присутствующий в 4 универбатах.
4. Меньшей продуктивностью при образовании суффиксальных универбатов в молодежном сленге обладают форманты: –ок(-ёк) (1 универбат), -ушк(а) (1 универбат), -шк(а) (3 универбата), -ач (2 универбата), -лк(а) (6 универбатов), -ер (1 универбата), -арь (1 универбата), -ин(а) (1 универбат), -ман (1 универбат), -ень (1 универбат), -яжк (1 универбат), -ятин(а) (1 универбат), -ух(а) (1 универбат). Среди суффиксальных универбатов молодежного сленга обнаружены примеры словообразовательной синонимии, а также внешней и внутренней омонимии.
5. Среди универбатов большая часть – имена существительные.
6. Универбаты составляют тематические группы, которые отражают максимально важные для носителей сферы жизни.




Список литературы
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. − М.: Советская энциклопедия, −1966. – 571с.
Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. – 1996.− № 3.− с. 32-41.
Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Российская энциклопедия, 1988. − 685с.
Гальперин И.Р. О термине «сленг»// Вопросы языкознания. − № 6. − 1956. − С. 107–114.
Горбачевич К. С. Экономия во всем / К. С. Горбачевич // Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения. С. 108–123.
Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 90 – 140.
Калита И. В. Стилистические трансформации русских субстандартов или книга о сленге. — М., 2013. - 240 с.
Лопатин В. В. Новое в русском языке советской эпохи / В. В. Лопатин // Русский язык в школе. – 1987. – № 5. – С. 77–79.
Лопатин В. В. Универбация // Русский язык: Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Под общ. ред. А.М. Молдована. М.,− 2020. – 800с.
Мужчинин Р.Ю. Особенности функционирования сленга. //Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции (16-18 октября 2018 г.). − Томск, 2019. − Ч. 2. − С. 118-122
Осипова Л. И. Суффиксальная универбация как продуктивный способ образования новых слов в русской разговорной речи // Русский язык : исторические судьбы и современность : тез. докл. II междунар. конгресса исследователей русского языка (18–21 марта 2004 г.). URL : http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/participants/psearch.php?pid=12514
Салонен В. Универбаты с суффиксом -к(а) в современном русском языке // Дипломная работа. − 2008 г. − 57 с.
Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Российская энциклопедия, 1985. – 399с.
Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Авторы-составители Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. − М.: Края Москвы, − 1992. – 526с.
Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1980. – 1600с.
Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наимено-ваниях сокращенного типа: автореф. Диссертации на соискание ученой сте-пени д.ф.н.: 10.02.01. / Т.Д. Соколовская. – М., 2001, - 37 с
Судзиловский Г. А. Сленг – что это такое? Англо-русский словарь военного сленга. – М.: Военниздат Минобороны. – 1973. – 182с.
Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода. − Автореф. докт. дис. ... канд. филол. наук. − Л., − 1980. – 138с.








2


2

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. − М.: Советская энциклопедия, −1966. – 571с.
2. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. – 1996.− № 3.− с. 32-41.
3. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Российская энциклопедия, 1988. − 685с.
4. Гальперин И.Р. О термине «сленг»// Вопросы языкознания. − № 6. − 1956. − С. 107–114.
5. Горбачевич К. С. Экономия во всем / К. С. Горбачевич // Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения. С. 108–123.
6. Земская, Е.А. Активные процессы современного словопроизводства // Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 90 – 140.
7. Калита И. В. Стилистические трансформации русских субстандартов или книга о сленге. — М., 2013. - 240 с.
8. Лопатин В. В. Новое в русском языке советской эпохи / В. В. Лопатин // Русский язык в школе. – 1987. – № 5. – С. 77–79.
9. Лопатин В. В. Универбация // Русский язык: Энциклопедия / Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова РАН; Под общ. ред. А.М. Молдована. М.,− 2020. – 800с.
10. Мужчинин Р.Ю. Особенности функционирования сленга. //Язык и культура: сборник статей XXIX Международной научной конференции (16-18 октября 2018 г.). − Томск, 2019. − Ч. 2. − С. 118-122
11. Осипова Л. И. Суффиксальная универбация как продуктивный способ образования новых слов в русской разговорной речи // Русский язык : исторические судьбы и современность : тез. докл. II междунар. конгресса исследователей русского языка (18–21 марта 2004 г.). URL : http://www.philol.msu.ru/~rlc2004/ru/participants/psearch.php?pid=12514
12. Салонен В. Универбаты с суффиксом -к(а) в современном русском языке // Дипломная работа. − 2008 г. − 57 с.
13. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Российская энциклопедия, 1985. – 399с.
14. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы) / Авторы-составители Д.С. Балдаев, В.К. Белко, И.М. Исупов. − М.: Края Москвы, − 1992. – 526с.
15. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1980. – 1600с.
16. Соколовская, Т.Д. Категория нормативности во вторичных наимено-ваниях сокращенного типа: автореф. Диссертации на соискание ученой сте-пени д.ф.н.: 10.02.01. / Т.Д. Соколовская. – М., 2001, - 37 с
17. Судзиловский Г. А. Сленг – что это такое? Англо-русский словарь военного сленга. – М.: Военниздат Минобороны. – 1973. – 182с.
18. Хомяков В.А. Нестандартная лексика в структуре английского языка национального периода. − Автореф. докт. дис. ... канд. филол. наук. − Л., − 1980. – 138с.