Адаптивная двигательная рекреация детей школьного возраста с остаточным зрением

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 52 52 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 09.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Адаптивная двигательная рекреация детей школьного возраста с остаточным зрением 6
1.1 Характер психомоторного развития нозологической группы 6
1.2 Характеристика вида АФК 13
1.3 Анализ имеющихся методик 17
Глава 2. Методы и организация исследования 23
2.1 Характеристика контингента 23
2.2 Методы исследования 24
2.3 Организация исследования 26
Глава 3. Применения упражнений с целью улучшения координационных способностей 28
3.1. Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушение зрения 28
3.2. Оценка эффективности применения разработанного комплекса упражнений по развитию координационных способностей младших школьников 33
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1 41

Фрагмент для ознакомления

«Дляразвитияскоростно-силовыхкачествследуетиспользовать упражнения,одновременноформирующиеспособностькориентировкеивоспроизведениюпараметровдвижения.Танцевальныеупражнения, состоящие из прыжковвразличномритме,переминанияс ноги наногу,прыжковвразныхнаправленияхиразличныхэластичныхдвиженийног,увеличивают подвижность суставов и развивают способность к прыжкам» (Макарова О.С. Адаптивная физическая культура - М.: Академия, 2019. –С. 88).Общаяфизическаявыносливостьсвязана с функциональными возможностями мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.Приэтомбольшоезначениеимеетидыхательнаясистема.Удетей с остаточным зрением функциядыхательнойсистемысниженапо сравнениюсоздоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте необходимо заложитьосновудля слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и адаптировать их к длительным физическим нагрузкам средней интенсивности. Для этого рекомендуетсязаниматьсяфизическимиупражнениями,задействующимибольшоеколичествомышц.Взанятия АФКследуетвключатьупражненияизадания,требующиеработымногихмышц,например, ходьбу,бег,метание.Например,повышениевыносливости осуществляетсяс помощью упражнений, направленных на формированиедифференциации,например в виде прыжков или бега,"условнойборозды:располагающейся на разных расстояниях (Дергунов Н.И. Физическое развитие Учебное издание. - Новосибирск, 2019. –С. 85).При развитии ловкости важно использовать упражнения и задания, способствующие быстрой смене различных положений вответнаречевыесигналы,используемыедля формированияреактивныхспособностей,а такжеразвиватьумениераспределять движения в пространстве и времени. При организации коррекционной работы сдетьми с остаточным зрением,направленнойнаразвитиекоординационных способностей,разработанный комплекс упражненийможетбытьвключенвфизиотерапевтическиезанятия,атакжев другие формыобучения рассматриваемой группы детейдля решения образовательных задач.«В частности,упражнениянаразвитие мелкой моторикирук,игровыекомплексысамомассажа, танцевальныеупражненияи"пальчиковые" игрыреализуютсяна утренней гимнастике,занятияхпо физическому воспитанию, ритмикеимузыке» (Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Знание, 2018. –С. 29).В связи сперечисленнымипедагогическимиособенностями физического развития и физической подготовленностидетейбольшое внимание уделяется формированиюи осанки,профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которые осуществляются с помощьюобщеразвивающихи специальныхфизическихупражнений.Важнойкоррекционнойзадачейвфизическомвоспитаниидетей с остаточным зрением является развитиеориентации в пространстве. Для этоговыполняютсяупражнения с изменением положения ребенка,расположениеоборудованияв зале,направлениеиусловияпередвижения.Дляэтогоизменяютсяусловия использования сформированных навыков и умений.«Назанятияхтакже используетсязвуковоесопровождение,котороеспособствуетприобретениючувстваритма, вибрационнойчувствительностиизвуковой (медленная или быстрая мелодия),а также способствует развитию слуховых ифизическихдвигательныхнавыков»(Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1 / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт. - 2005. –С. 48).Всистемуупражненийвключеныдвижениятуловища(сгибаниеи разгибаниевразличныхнаправлениях), аввводной частизанятияиспользуются следующие элементыдвижений:ходьба (покругуина месте), бег, прыжки,приседанияипрыжки на месте.Рекомендуетсядифференцироватьхарактер этихдвижений.Плавныедвижения,медленныедвижения,быстрые движения, движенияссопровождением (вмузыкально-ритмическойчастизанятияиспользуютсяслуховые аппараты), речьв сочетании с движениями (Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.– СПб.: Изд-во РГПУ, 2011.– С.71).Впроцессезанятия(особенно наначальныхэтапах) у детей развивается произвольное внимание, способностьподражатьвзрослымвповедении,зрительные образы (наглядногохарактера). Например,когдаучитель показывает красный мяч или картоннуюкоробку,дети встают.Зеленый цвет – начинаютдвигаться или прыгать, желтые -маршируютна месте.Затемдетисамостоятельновыполняютдвижение,руководствуясьсловеснымиинструкциямипреподавателя.Особое внимание уделяется формированиюнавыковработыруками смячом.Дляэтогоиспользуетсясоответствующийкомплексспециальных упражнений,последовательноспособствующихформированию навыков.- Ударыиловляотскочившегомячазапределамиполя.- Передача,ловля,бросок,подбрасываниеиловлямячейсверху.Дляболееуспешногоовладениямячом необходимо варьировать каждое из предложенных упражнений,например,направлениепрокатываниямячей (попрямойзмейкой" вокруг ног).Такжеследуетварьироватьрасстояние(1-3 м) междулюдьми,перекатывать или подбрасываать мячспомощьюкакого-либопредмета(корзины,обруча,дуги,мишении т.д.). В-третьих,ловить мячобеимирукамиилиоднойрукой,хлопая,приседаяиливращаясь.При обученииновымдвижениямдетейсостаточным зрением необходимо проговаривать движения,инструкции,должныдаватьсяодновременносвербальнойинструкциейи совместным произношением. Движения ребенка постоянно поддерживаются проговариванием педагога.В то жевремя,учитываямедленный темпосвоенияновыхдвижений,необходимонеотказыватьсяот намеченной цели,аиногдасужатьзадачуиснижатьтребования кдвигательнымнавыкам.Поэтому «в процессеосвоенияновыхи интеграции ранеевыученныхдвижений рекомендуется постепенноменятьусловиядействия,чтобынаправлятьгенерализацию» (Реабилитация лиц с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры и спорта: практика Ханты -Мансийского автономного округа – Югры: учебно-методическое пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Ханты – Мансийск: БУ «Центр адаптивного спорта Югры», 2020. – С. 118).Вербальноеобучениепредставляетсобойобязательнуюдемонстрацию-совместнуюдемонстрацию-использованияприемовпассивных движений итехникиихвыполнениядопостепенногоусложнениядвигательныхприемов.Приэтомтребуются новыеприемы,такие какмедленное зеркальноеотражение,совместноепроизнесениеи, возможно,пассивное выполнениезадания.В то же время рекомендуются различные методические приемы, способствующие развитиюмоторнойсферы.«Срединихнаиболееподходящимидля детей с остаточным зрениемявляются следующие» (Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2019. –С. 109):- применение необычных исходных положений (бег из положения сидя, прыжки из положения стоя спинойкнаправлению движения), быстрая смена различных положений (сидя, лежа, стоя);- изменениескоростиитемпадвижений,введениеразличныхритмическихкомбинацийипоследовательностейразличных элементов;-изменениеспособавыполнения упражнения:броскисверху, снизу,сбоку,прыжкинаоднойилиобеихногах; -движения,способствующиеразвитиюуменияраспределятьдвижениявпространствеивремени,используяпредметыразличнойформы,веса,количестваи объёма,являютсяважной частьюфизическойкоординации,которая требуетразнообразных корректировок тонких мышечных ощущений.- скоординированныедвижениянесколькихучастников(совместноеперемещение рукипредметов);-болеесложныекомбинациибазовых движений.Во время занятий рекомендуетсяигратьвподвижныеигрыиимитироватьдвиженияспомощьюяркихцветных предметов.Этоповыситэмоциональное состояние ребенка. Учитывая повышеннуювозбудимостьребенкаисниженнуюмоторику,занятия следует проводитьвспокойнойманере,поощрятьстарательностьиприлежание,нетребуясразуправильноговыполнения заданий.Дляобеспеченияизбирательноговоздействияфизическихупражненийследуетиспользоватьспециальноеоборудование.Следуетпоощрятьиспользованиетренажеров(например,велотренажеров,велнес-тренажеров).Необходимостьиспользованиятренажероввозрастает,особенновосенне-зимнийпериод,взанятиях,повышающихфункциональныевозможностиучастниковинаправленный коррекционный эффектфизическихупражнений.При разработке сериикорригирующихи развивающихтренировокбылиподобранызадания,направленныенаразвитиеследующих координационных способностей:(Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.)- точность и согласованность движений;- ловкость и быстрота реакции;-равновесие.- ритм;-чувствонаправленияв пространстве;-быстрыереакциии быстраякоординациядвигательныхдействий;-устойчивость;- спонтанное расслаблениемышц.Комплекскоррекционно-развивающих упражнений для развития координационныхспособностейдетей с остаточным зрением приведенвПриложении1.На последнем занятии было проведено повторное тестирование уровня развития координационных способностейдетей.Оценка эффективности применения разработанного комплекса упражнений по развитию координационных способностей младших школьниковПослеэкспериментальногоисследованиясучащимисятретьихклассовбылопроведеноповторноетестированиестепенисформированности координационных способностей. Сравнение полученныхрезультатов (рис. 1)Вначалеэкспериментарезультатымальчиков вконтрольномтесте"тест Ромберга"были очень низкими,ониструдомудерживалиравновесиевтечение13,1 секунд.После коррекционно-развивающих занятий среднийрезультатувеличился на 2,65секундыисоставил15,75 секунды.Положительноизменилосьикачествовыполнениятестов.Рисунок 1 – Результаты исследованияУдевушекпослеаналогичного тестапоказательтакжеповысился.В начале эксперимента средний показательсоставил12,7 секунды,нопосле эксперимента показатели улучшились на 22%,достигнув 15,7 секунды.Вначалеэкспериментарезультатмальчиков вконтрольномтесте"метаниетеннисногомяча" составил10,24 м.В ходе экспериментарезультаты улучшились на 32%идостигли13,5м.Анализрезультатовдевочекв тесте "метание мяча"показал,чтоони улучшили своирезультатыс 8,5 мдо 11,5 м,а затемдо 12,8м,чтосоответствуеткритериям"хорошего"результата.Результаты тестированиядевочек и мальчиковвначале эксперимента"бросокмяча в цель" были практическиодинаковымиисоставили6,5 и 6мсоответственно.Из-занарушениязрениядетямбыло труднопопастьвмишень.После тренировкипоказательпопаданиямяча в мишень улучшилсяна 1,75му мальчиков идостиг8,2м удевочек.Это свидетельствует об эффективностикомбинированнойэкспериментальнойпрактики.Результатыконтролятеста "ласточка" В начале экспериментаучащиесяструдомудерживалипозуна одной ноге,ихрезультативностьсоставила9,5секунды.Этосвидетельствуетомышечнойслабостиитрудностяхориентациив пространстве. В конце экспериментаимальчики,идевочкиулучшилисвоипоказателина29%-12,25 секунды показатель по окончанию эксперимента.Выводы по третьей главе.Изанализа результатов эксперимента можно сделать вывод, чтовходеисследования было выявленоулучшениеразвитиякоординационных способностей уучащихсяначальнойшколы с остаточным зрениемОтсюдаясно,что разработанный комплекскоррекционно-развивающихупражненийявляетсяэффективным.Присистематическойицеленаправленнойработепедагогов,родителей и учащихсяслабовидящиедетимогутпреодолетьстрах перед пространством, свободнодвигаться,восприниматьокружающиймири достичьвысоких результатов в обучении и физическом развитии.ЗаключениеМладший школьный возраст – этовремясложных изменений ипреобразованийвсех систем организма, их развития.Дляучащихсяначальной школыэтотпериодявляетсявесьмаблагоприятнымдля формирования и развития различных физических качеств и координационных способностей, которыепроявляютсяв двигательнойдеятельности.Для того чтобыправильновоздействоватьи развивать физические качестваобучаемыхшкольников,учителюнеобходимо обладать глубокими знаниямив областианатомии, физиологии идетскойпсихологии.Изучениенаучно-методической литературыпоказывает,чтоадаптивность- это способностьчеловекакоптимальномуконтролюи готовность крегуляциидвигательногоповедения.Координационнаякомпетентностьможетбытьспецифической, особенной или общей.Основными методами оценкикоординационныхспособностейявляются методы наблюдения,экспертныхоценок,практическиеитестовыеметоды.Внастоящеевремяосновнымметодомдиагностикикоординационныхспособностейученикаявляется специально подобранный двигательный тест.Проанализировав методы развития координационных способностей, можно сделать вывод, что существует множество способовразвитиякоординационныхспособностей.Однакоосновными из них являютсяметодыстрогорегламентированныхупражнений,методыстандартныхповторяющихсяипеременныхупражнений,игровыеметодыиметодысоревнований.Наиболее эффективными средствами воспитания координационныхспособностейявляются игры и физические упражнения.Обучениедетейкоординациидвиженийв младшем школьномвозрастетребуетлишьцеленаправленноговоздействиясо стороныпедагогическогопроцесса,таккакудетейнаэтомэтапевысокоразвитыкоординационныеспособности,что положительно сказывается наусвоенииребенком новых двигательных навыков. Тренированные координационныенавыки,как правило, сохраняются в течение длительного времени. Коррекция двигательных нарушений средствами ЛФК является обязательным и важным направлениемоздоровительно-коррекционнойработы в специальных (коррекционных)учреждениях.Этосвязано с тем, чтопроцесс физического воспитания оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка и, вопределеннойстепени, на формированиепознавательныхспособностейидеятельности.В ходеисследованиябылиразработаныкоррекционно-развивающиезанятия,составленныеиапробированныес учетом медицинских показаний кприменениюфизическихнагрузок.Особоевниманиебылоуделенообучениюигровомустилювмладшихклассах,таккакигровая деятельностьявляетсяосновным видом деятельности в этих классах.Порезультатаманализа динамики развития координационныхспособностейможно определить успешность иэффективностьвыполняемыхзаданий.Наоснованиивышеизложенногоможно сделать вывод, что применение разработанного комплекса упражнений доказало свою эффективность и может быть использовано в дальнейшем приобучениимладшихшкольников с остаточным зрением.Список литературыАнанко С.М. Адаптивная физическая культура учащихся при нарушении зрения // Адаптивная физическая культура. 2023. №6. – С. 10-12. Асатова Л.В., Марахтанова В.И., Сырова И.Н. Коррекция и профилактика нарушений зрения // Казань: КФУ, 2019. – 35 с.Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников ловкость, силу, выносливость // Физкультура и спорт. - 2016. - 456 с. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М., 2021. - 106 с. Вопросы обучения и воспитания слепых ислабовидящих:сб.науч. трудов/подред. А.Г.Литвак.–СПб.:Невскоевремя,2011.–122с.Дегтярев И.П. Физическое развитие. - Киев 2017. - С. 23-48. Дергунов Н.И. Физическое развитие Учебное издание. - Новосибирск, 2019. - 245 с. Евсеев С.П. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / Коми, Республиканский институт развития образования. - Сыктывкар, 2016. - 61 с.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1 / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт. - 2005. - 448 с.Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Знание, 2018. - 290 с. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пос. / под ред. д-ра мед. наук С.Ф. Курдыбайло. – М., 2019. - 184 с. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Академия, 2019. - 175 с.Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.– СПб.: Изд-во РГПУ, 2011.– 271 с.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 114 с. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / В.И. Лях // Физкультура в школе. - 1997. - № 5. - С. 25-28.. ЛяхВ.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с. Макарова О.С. Адаптивная физическая культура - М.: Академия, 2019. - 350 с.Реабилитация лиц с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры и спорта: практика Ханты -Мансийского автономного округа – Югры: учебно-методическое пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Ханты – Мансийск: БУ «Центр адаптивного спорта Югры», 2020. – 126 с.Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт. - 2003. - 465 с.Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. - М.: 2018. - 108 с. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пос. - М.:, 2018. - 464 с.: Aupam.ru - информация по реабилитации инвалида колясочника, спинальника и т.д. [Электронный ресурс]. - URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/ page_07.htm (дата обращения: 30.10.2023)EDUNEED - точности образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.eduneed.ru/eded-542.html (дата обращения: 30.10.2023) «Планета детства» - интернет-журнал для педагогов [Электронный ресурс]. -URL: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-v-processe-formirovaniya-navykov-zdorovesberezhemya-v-dou-s-detmi-s-narusheniem-zreniya.html (дата обращения 30.10.2023).Центр Информационного восприятия «БФ «Прозрение»» [Электронный ресурс]. – URL: https://mkomissarov.com/ru/fund/info/ (дата обращения: 30.10.2023).Приложение 12 игроков. По команде ведущего мяч передается из рук в руки с максимальной скоростью.3 Заключительная часть:1. Упражнение для восстановления дыхания: исходное положение - основная стойка. Поднимите руки перед собой, подтяните пальцы ног – сделайте глубокий вдох, сядьте – долгий выдох. Повторите упражнение 8-10 раз.2. Обсуждение, какое задание показалось им наиболее интересным. Задание домашнего задания.Учащихся с большим удовольствием приняли участие в игровых занятиях, проявили творческий подход к счастливому выполнению групповых заданий и некоторых упражнений, закрепив навыки, приобретенные на занятиях со своими родителями.

Список литературы

1. Ананко С.М. Адаптивная физическая культура учащихся при нарушении зрения // Адаптивная физическая культура. 2023. №6. – С. 10-12.
2. Асатова Л.В., Марахтанова В.И., Сырова И.Н. Коррекция и профилактика нарушений зрения // Казань: КФУ, 2019. – 35 с.
3. Вавилова Е.Н. Развивайте у школьников ловкость, силу, выносливость // Физкультура и спорт. - 2016. - 456 с.
4. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л.П. Матвеева. - М., 2021. - 106 с.
5. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под ред. А.Г. Литвак. – СПб.: Невское время, 2011. – 122 с.
6. Дегтярев И.П. Физическое развитие. - Киев 2017. - С. 23-48.
7. Дергунов Н.И. Физическое развитие Учебное издание. - Новосибирск, 2019. - 245 с.
8. Евсеев С.П. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / Коми, Республиканский институт развития образования. - Сыктывкар, 2016. - 61 с.
9. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1 / под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт. - 2005. - 448 с.
10. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. - М.: Знание, 2018. - 290 с.
11. Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пос. / под ред. д-ра мед. наук С.Ф. Курдыбайло. – М., 2019. - 184 с.
12. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М.: Академия, 2019. - 175 с.
13. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие.– СПб.: Изд-во РГПУ, 2011.– 271 с.
14. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 114 с.
15. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 8. - С. 44-46.
16. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 1. - С. 48-50.
17. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте / В.И. Лях // Физкультура в школе. - 1997. - № 5. - С. 25-28..
18. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
19. Макарова О.С. Адаптивная физическая культура - М.: Академия, 2019. - 350 с.
20. Реабилитация лиц с нарушением зрения средствами адаптивной физической культуры и спорта: практика Ханты -Мансийского автономного округа – Югры: учебно-методическое пособие / под ред. Г.А. Степановой. – Ханты – Мансийск: БУ «Центр адаптивного спорта Югры», 2020. – 126 с.
21. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие. - М.: Советский спорт. - 2003. - 465 с.
22. Толмачев Р.А. Адаптивная физическая культура и реабилитация слепых и слабовидящих. - М.: 2018. - 108 с.
23. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пос. - М.:, 2018. - 464 с.:
24. Aupam.ru - информация по реабилитации инвалида колясочника, спинальника и т.д. [Электронный ресурс]. - URL: https://aupam.ru/pages/fizkult/ch_mafk/ page_07.htm (дата обращения: 30.10.2023)
25. EDUNEED - точности образования [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.eduneed.ru/eded-542.html (дата обращения: 30.10.2023)
26. «Планета детства» - интернет-журнал для педагогов [Электронный ресурс]. -URL: http://planetadetstva.net/konkursu/konkursnye-raboty/adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-v-processe-formirovaniya-navykov-zdorovesberezhemya-v-dou-s-detmi-s-narusheniem-zreniya.html (дата обращения 30.10.2023).
27. Центр Информационного восприятия «БФ «Прозрение»» [Электронный ресурс]. – URL: https://mkomissarov.com/ru/fund/info/ (дата обращения: 30.10.2023).