Субъективная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Звукорежиссура
  • 38 38 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы субъективной оценки качества звукозаписи 5
1.1. Общая характеристика методов субъективной оценки качества звука 5
1.2. Психоакустические основы восприятия звуковых сигналов 10
1.3. Факторы, влияющие на восприятие качества звукозаписи 14
1.4. Методы проведения субъективных тестов оценки качества 17
Глава 2. Экспериментальное исследование субъективной оценки качества звукозаписи 20
2.1. Разработка методики экспериментального исследования 20
2.2. Проведение субъективных тестов 24
2.3. Анализ и обобщение результатов тестирования 27
2.4. Рекомендации по практическому применению результатов 30
Заключение 34
Список литературы 37

Фрагмент для ознакомления

Помимо индивидуальных значений, рассчитывались усредненные по всей выборке испытуемых статистические характеристики:Средняя доля правильных ответов - показывает в целом, насколько испытуемые смогли в среднем отличить оригинал от обработанного варианта для данного типа преобразования сигнала.Стандартное отклонение - демонстрирует разброс индивидуальных значений между испытуемыми, то есть вариативность оценок в группе.Доверительный интервал среднего при 95%-м уровне значимости - статистическая мера, показывающая диапазон, в котором с заданной вероятностью находится истинное среднее значение показателя в генеральной совокупности. Это характеризует статистическую точность полученной по выборке средней величины.Применение данного математико-статистического инструментария к результатам тестирования позволило получить обобщенную количественную картину влияния разных видов цифровой обработки на субъективное качество.В частности, сравнительный анализ средних показателей по трем типам примененных преобразований продемонстрировал различную степень ухудшения качества, оцениваемого испытуемыми.Так, наименьшая средняя доля правильных ответов (0,62) получена для эквализации с подъемом высоких частот, что говорит о слабой различимости данного вида обработки.В то же время, наибольшая средняя доля (0,84) соответствует лимитированию, что свидетельствует о легкой идентификации испытуемыми этого преобразования.MP3-сжатие 128 кбит/с занимает промежуточное положение, средняя доля правильных ответов составила 0,73.Таким образом, экспериментальным путем подтверждено, что степень ухудшения качества субъективно зависит от вида обработки. Полученные количественные данные хорошо согласуются с теоретическими представлениями об особенностях восприятия слуховой системой человека различных искажений звукового сигнала.Еще одним важным наблюдением является существенный разброс индивидуальных показателей между испытуемыми, о чем свидетельствуют высокие значения стандартного отклонения по всем трем типам обработки.Это указывает на зависимость оценки качества от субъективных особенностей слуха и восприятия конкретного человека. Для снижения такой вариативности необходимо увеличивать размер экспериментальной выборки и применять статистическую обработку.В целом, проведенное подробное математико-статистическое исследование позволило глубже проанализировать результаты субъективного тестирования, получить количественные оценки степени влияния разных видов обработки на аудиосигнал, а также исследовать индивидуальные различия восприятия между слушателями.Такой анализ дает более полную и достоверную информацию по сравнению с простым усреднением оценок, позволяя построить обоснованные аргументы и рекомендации на основе собранных эмпирических данных.В частности, результаты проведенного исследования конкретизируют степень влияния распространенных методов цифровой обработки на качество звука, оцениваемое слушателями и может быть полезно специалистам для выбора оптимальных параметров обработки, обеспечивающих минимально различимые искажения.Кроме того, выявлена необходимость проведения тестов с достаточным объемом выборки и статистической обработкой данных в силу существенных индивидуальных различий оценок слушателей.Таким образом, комплексный анализ и обобщение результатов позволили максимально полно использовать собранные в ходе исследования данные для формулировки конкретных выводов и рекомендаций.2.4. Рекомендации по практическому применению результатовПолученные в ходе проведенной работы результаты могут найти конкретное практическое применение в различных областях, связанных со звукозаписью и обработкой аудиосигналов.Во-первых, данные о степени влияния тех или иных методов цифровой обработки на субъективное качество могут быть использованы при выполнении мастеринга - финальной подготовке и обработке музыкального материала перед выпуском.Зная, какие преобразования в меньшей степени заметны слушателю, а какие вносят более различимые искажения, инженер может выбирать оптимальные параметры обработки для достижения желаемого результата, не допуская при этом чрезмерного ухудшения качества.В частности, полученные данные показывают, что эквализация с умеренным подъемом высокочастотной области (+3 дБ на частотах выше 5 кГц) малозаметна субъективно и может использоваться для придания звучанию большей ясности и прозрачности.В то же время выраженное лимитирование с порогом -3 дБ вносит слышимые искажения, поэтому его применение должно быть аккуратным и обоснованным творческой задачей. То же относится к компрессии динамического диапазона.Что касается MP3 сжатия, то битрейт 128 кбит/с можно считать разумным компромиссом между уменьшением объема файла и сохранением приемлемого качества. Для ответственных задач типа мастеринга лучше использовать более высокие битрейты или безпотерные кодеки.Еще одно возможное применение - оптимизация алгоритмов цифровых преобразований, используемых в процессорах эффектов, аудиоинтерфейсах и компьютерных звуковых картах.Зная пороги слышимости различных искажений, разработчики могут лучше настраивать параметры обработки для конкретного аппаратного обеспечения. Например, если оценки слушателей показывают, что некоторый нежелательный артефакт практически неслышим, можно ослабить алгоритмы по его подавлению, чтобы снизить вычислительную нагрузку.Полученные в ходе субъективных тестов данные о влиянии различных обработок на качество также могут иметь ценность на этапе проектирования и тестирования профессионального звукового оборудования.Они позволяют оценить со слуховой точки зрения реальную эффективность разрабатываемых решений, например конструкции аналоговых фильтров в аппаратуре или применения разрядности ЦАП при оцифровке.Еще одним немаловажным аспектом являются рекомендации по методологии проведения субъективного тестирования.Эксперимент показал важность корректной организации всего процесса: от подбора стимульного материала до статистической обработки данных.Полученный в работе практический опыт может быть использован при создании стандартных методик психоакустического тестирования на производстве или в научно-исследовательских лабораториях.Особенно важным моментом является необходимость привлечения достаточного числа квалифицированных испытуемых и минимизации влияния посторонних факторов для повышения достоверности результатов.Также полезными могут оказаться разработанные в ходе исследования формы протокола тестирования и инструкции для испытуемых. Их можно использовать в качестве основы при организации новых экспериментов.Подводя итог, отметим основные направления практического применения результатов работы:Оптимизация параметров обработки аудиосигнала на этапах записи и мастеринга.Улучшение алгоритмов и характеристик цифровых устройств обработки звука.Оценка и тестирование профессионального звукового оборудования.Разработка методик и стандартизация процедур субъективного психоакустического тестирования.Создание инструктивных материалов для проведения слуховых тестов.Таким образом, в рамках выполненного исследования получены конкретные данные и практический опыт, которые могут оказаться полезными для различных областей профессиональной деятельности, связанной со звуком - от производства аппаратуры до создания музыкального контента. Главный результат - показана эффективность методов субъективной оценки качества и целесообразность их применения в современных условиях широкого использования цифровых технологий обработки звука.Во второй главе было проведено практическое экспериментальное исследование субъективной оценки качества звукозаписи с применением метода двойного слепого тестирования.На первом этапе была разработана методика эксперимента. В качестве тестовых образцов использовались фрагменты музыкальных записей с тремя видами цифровой обработки.Далее проведено непосредственное тестирование с участием 10 испытуемых в специально подготовленных условиях прослушивания.Полученные результаты проанализированы с применением методов математической статистики. Показана различная степень влияния обработок на субъективное качество.Отмечен значительный разброс индивидуальных оценок испытуемых и указывает на необходимость репрезентативной выборки и статобработки.На основе экспериментальных данных даны конкретные практические рекомендации по оптимизации параметров обработки, а также по методологии проведения субъективных тестов.Проведенное исследование продемонстрировало эффективность методов субъективной оценки качества звука и целесообразность их применения в практической деятельности, связанной с аудиотехнологиями.ЗаключениеВ ходе данной работы было проведено комплексное исследование вопросов субъективной оценки качества звукозаписи на основе методов слухового контроля.В теоретической части рассмотрены основные аспекты субъективных методов оценки качества звука, дана их общая характеристика и эволюция развития. Проанализированы психоакустические основы восприятия звуковых сигналов с учетом особенностей слуховой системы. Выявлен и систематизирован широкий круг объективных и субъективных факторов, влияющих на оценку качества звукозаписи. Подробно рассмотрены основные методы организации субъективных тестов, требования к стимульному материалу, испытуемым, условиям прослушивания.Таким образом, проведен анализ теоретической базы, необходимой для корректной постановки исследований субъективного восприятия качества звука.Практическая часть работы включала планирование, проведение и обработку результатов экспериментального исследования с использованием метода двойного слепого тестирования.Была разработана методика субъективной оценки влияния трех видов цифровой обработки звука на качество восприятия фрагментов музыкальных записей.В ходе тестирования 10 испытуемыми получены количественные данные о различимости и степени ухудшения качества для каждого вида обработки. Применение статистического анализа позволило получить обобщенные оценки и показатели достоверности.Результаты продемонстрировали вариативность субъективного восприятия между слушателями и подтвердили гипотезу о различной степени влияния обработок на качество.На основе экспериментальных данных разработаны практические рекомендации по выбору оптимальных параметров цифровой обработки аудиосигналов, а также по методологии проведения субъективных тестов.Таким образом, в ходе курсового проектирования получены следующие основные результаты:Проведен всесторонний анализ теоретических основ субъективной оценки качества звукозаписи на базе психоакустических принципов.Экспериментально подтверждена гипотеза о различной степени влияния распространенных методов цифровой обработки на субъективное качество.Получен практический опыт планирования, проведения и статистической обработки результатов слуховых тестов.Выработаны конкретные рекомендации по оптимизации цифровой обработки звука на основе субъективных оценок качества.Показана эффективность субъективных методов для контроля качества на этапах создания, обработки и распространения звукозаписей.Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.Полученные результаты свидетельствуют о перспективности дальнейших исследований в данной области. В частности, актуальными представляются следующие направления:Совершенствование методик субъективного тестирования с использованием новейших психоакустических разработок.Исследование корреляции объективных и субъективных методов оценки качества звука.Адаптация методов слухового контроля для оценки качества озвучивания в виртуальной и дополненной реальности.Разработка психоакустически оптимизированных алгоритмов цифровой обработки звука на основе субъективных данных.Стандартизация методик субъективного контроля качества для нужд звукорежиссеров, производителей аппаратуры и других специалистов.Создание автоматизированных систем проведения и обработки результатов слуховых тестов.Реализация данных перспективных направлений будет способствовать дальнейшему прогрессу в области аудиотехнологий, повышению качества звучания и удовлетворенности слушателей. Полученные в работе практические результаты и навыки могут стать хорошей основой для решения новых исследовательских и инженерных задач. Список литературыБардаченко, Н.А. Роль звукорежиссуры в современной музыкальной культуре // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2019. – № 3(20); URL: vestnikkguki.esrae.ru/ru/22-412 (дата обращения: 04.11.2023).Бунькова, А.Д., Мещеряков, С.Н. Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. 174 с.Искусство звука и света. История, теория, практика. Вып. 1 / Российский институт истории искусств; ред.-сост. О. В. Колганова. СПб.: 2021. Вып. 1. 346 с.Юсса, Е.Б. Звукорежиссер в системе музыкальной художественной коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016. - №7 (49). - URL: https://research-journal.org/archive/7-49-2016-july/zvukorezhisser-v-sisteme-muzykalnoj-xudozhestvennoj-kommunikacii (дата обращения: 04.11.2023).Искусство звука и света: материалы Второй Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18–20 октября 2021 г.) [Materialsofthe Second International Scientific andPractical Conference (St. Petersburg, October 18-20, 2021).Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 стр.Мазур, М.М. Музыкальный слух звукорежиссера «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(56) 2021. Alley-science.ruМенеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики : сборник научных статей / Ростов. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовской государственной консерватории, 2012. - 282 с.Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовской гос. консерватории. 2012. 282 с.Тихонов, А.А. Характер звукорежиссёра как определяющий фактор в работе. психологические приёмы в достижении хорошей записи // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026302 (дата обращения: 04.11.2023).Тимофеева, А. Шумовое оформление фильмов и телесериалов // «Звукорежиссер». – 2011. – №6/11.«Эволюция звука: теория и практика современной звукорежиссуры», элетронный ресурс: https://vgiik.com/news/25-evolyucija-zvuka-teorija-i-praktika-sovremennoi-zvukorezhissury.htmlWillams, J. A. Jazz/Hip-HopHybriditiesandtheRecording Studio // Journal onthe Art ofRecord Production. 2011. Issue 5. Pp. 1–13.Шак, Ф. М., Волченко, В. В. Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32–41.Asriel, A. Jazz AspekteundAnalysen. Berlin: VEB Liedder Zeit, Musikverlag, 1985. P. 18.BobbyOwsinski. The MixingEngineer’sHandBook, 2013.

Список литературы

1. Бардаченко, Н.А. Роль звукорежиссуры в современной музыкальной культуре // Вестник Краснодарского государственного института культуры. – 2019. – № 3(20); URL: vestnikkguki.esrae.ru/ru/22-412 (дата обращения: 04.11.2023).
2. Бунькова, А.Д., Мещеряков, С.Н. Студийная звукозапись и основы звукорежиссуры: монография / А.Д. Бунькова, С.Н. Мещеряков; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2014. 174 с.
3. Искусство звука и света. История, теория, практика. Вып. 1 / Российский институт истории искусств; ред.-сост. О. В. Колганова. СПб.: 2021. Вып. 1. 346 с.
4. Юсса, Е.Б. Звукорежиссер в системе музыкальной художественной коммуникации // Международный научно-исследовательский журнал.- 2016. - №7 (49). - URL: https://research-journal.org/archive/7-49-2016-july/zvukorezhisser-v-sisteme-muzykalnoj-xudozhestvennoj-kommunikacii (дата обращения: 04.11.2023).
5. Искусство звука и света: материалы Второй Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 18–20 октября 2021 г.) [Materials of the Second International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, October 18-20, 2021).
6. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 стр.
7. Мазур, М.М. Музыкальный слух звукорежиссера «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №5(56) 2021. Alley-science.ru
8. Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики : сборник научных статей / Ростов. гос. консерватория (акад.) им. С.В. Рахманинова; [сост. А. В. Крылова]. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовской государственной консерватории, 2012. - 282 с.
9. Менеджмент и звукорежиссура музыкальных проектов: актуальные проблемы науки и практики: сборник научных статей. Ростов-на-Дону: Изд. Ростовской гос. консерватории. 2012. 282 с.
10. Тихонов, А.А. Характер звукорежиссёра как определяющий фактор в работе. психологические приёмы в достижении хорошей записи // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026302 (дата обращения: 04.11.2023).
11. Тимофеева, А. Шумовое оформление фильмов и телесериалов // «Звукорежиссер». – 2011. – №6/11.
12. «Эволюция звука: теория и практика современной звукорежиссуры», элетронный ресурс: https://vgiik.com/news/25-evolyucija-zvuka-teorija-i-praktika-sovremennoi-zvukorezhissury.html
13. Willams, J. A. Jazz/Hip-Hop Hybridities and the Recording Studio // Journal on the Art of Record Production. 2011. Issue 5. Pp. 1–13.
14. Шак, Ф. М., Волченко, В. В. Индивидуальные особенности звукорежиссерского стиля в современной джазовой звукорежиссуре (на примере работ Дж. Андерсона) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 3. С. 32–41.
15. Asriel, A. Jazz Aspekte und Analysen. Berlin: VEB Lied der Zeit, Musikverlag, 1985. P. 18.
16. Bobby Owsinski. The Mixing Engineer’s HandBook, 2013.