Восстановление равновесия у лиц перенесших острое нарушение мозгового кровообращения в процессе физической реабилитации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Медицина
  • 75 75 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 05.01.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАВНОВЕСИЯ У ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 8
1.1. Характеристика острых нарушений мозгового кровообращения 8
1.2. Современные подходы к реабилитации лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения 15
1.3. Особенности коррекции равновесия у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, в процессе физической реабилитации 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 28
2.1. Характеристика группы исследуемых 28
2.2. Организация и методика исследования 33
2.3. Методы оценки эффективности проведенного исследования 34
2.4. Статистическая обработка результатов исследования 37
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РАВНОВЕСИЯ У ЛИЦ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРОЕ НАРУШЕНИЕ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 39
3.1. Результаты предварительного исследования равновесия у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения 39
3.2. Содержание разработанного комплекса физических упражнений, направленного на коррекцию равновесия у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, в процессе физической реабилитации 44
3.3. Результаты исследования и их анализ 48
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 59
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 73

Фрагмент для ознакомления

Сгибать и разгибать ноги в коленных суставах, стопы на полу. Повтор 3-5 раз.10И.п. – лежа на фитболе лицом вниз, ноги выпрямите, руки поднимите над головой. Удерживая равновесие, опускайте и поднимайте верхнюю часть туловища. Повтор 3-5 раз.11И.п. – сидя на фитболе, глубокий наклон вперед. Руками обхватить находящийся между ногами фитбол. Повтор 3-5 раз.12И.п. – лежа животом на фитбол, руками упирайтесь в пол, сохраняяравновесие, ноги выпрямите. Медленно выполните упражнение «ножницы». Повтор 3-5 раз.13И.п. – лежа на спине, на полу, ноги положите на фитбол и, поймавравновесие, подтяните ягодицы вверх. Подтяните ноги к животу – мяч при этом должен сдвинуться с места и на несколько сантиметров приблизиться к вам. Выпрямите ноги и вернитесь в исходное положение. Повтор 3-5 раз.14И.п. упор лежа, руки на фитболе. Отжимания на фитболе с сохранением равновесия. Повтор 3-5 раз.15И.п. стоя, руки с фитболом вытянуты вперед. Пройти по гимнастической скамье. Повтор 3-5 раз.16И.п. стоя, руки с фитболом вытянут вверх. Пройти по линии. Повтор 3-5 раз.Занятия проводились ежедневно, за исключением субботы и воскресенья. Длительность занятий составила 40 минут.3.3. Результаты исследования и их анализРезультаты пробы Ромберга на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 8 и на рисунке 10.Таблица 8 – Результаты пробы Ромберга на констатирующем и контрольном этапе эксперимента (tКР (p≤0,05) = 2,20; tКР (p≤0,01) = 3,11)ТестПоказатель (M±m), баллn=12tЭМПрКонстатирующий этапКонтрольный этапПроба Ромберга с открытыми глазами5,33±0,9832,25±2,0014,3р<0,01Проба Ромберга с закрытыми глазами3,83±0,2622,75±1,4111,3р<0,01Проба Ромберга с открытыми глазами на констатирующем этапе эксперимента была выполнена исследуемыми на 5,33±0,98 баллов.Это был низкий результат. На контрольном этапе эксперимента результат составил 32,25±2,00 балла, что можно оценить как нормальный. Полученные различия были достоверными.Проба Ромберга с закрытыми глазами на констатирующем этапе эксперимента была выполнена исследуемыми на 3,83±0,26 балла. Это был низкий результат.На контрольном этапе эксперимента результат составил 22,75±1,41 балла, что можно оценить как нормальный. Полученные различия были достоверными.Рисунок 10 – Результаты пробы Ромберга на констатирующем и контрольном этапе экспериментаРезультаты пробы Берга на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 9 и на рисунке 11.Таблица 9 – Результаты пробы Берга на констатирующем и контрольном этапе экспериментаТестыПоказатель (M±m), баллn=12tЭМПрКонстатирующий этапКонтрольный этап1. Способность вставать из положения «сидя»2,67±0,143,42±0,154,4р<0,012. Способность стоять без поддержки.2,67±0,143,67±0,144,8р<0,013. Способность сидеть без поддержки спины и опорой стопами на пол или на табурет.2,58±0,153,75±0,137,3р<0,014. Способность сесть из положения стоя.2,58±0,153,42±0,153,5р<0,015. Пересаживание.2,42±0,153,75±0,136,1р<0,016. Способность стоять без поддержки с закрытыми глазами.2,50±0,153,33±0,144,2р<0,017. Способность стоять без поддержки со стопами, сведенными вместе.2,67±0,143,58±0,154,8р<0,018. Наклон вперед с вытянутой рукой в положении стоя.2,58±0,153,58±0,154,8р<0,019. Поднять объект с пола из положения стоя.2,58±0,153,42±0,153,5р<0,0110. Способность оглянуться и посмотреть назад, через правое и через левое плечо в положении стоя.2,33±0,143,75±0,137,5р<0,0111. Поворот на 360°.2,75±0,133,58±0,155,2р<0,0112. Способность стоять одной ногой на стуле без поддержки.2,58±0,153,42±0,154,2р<0,0113. Способность стоять при тандемном расположении стоп.2,67±0,143,33±0,143,7р<0,0114. Способность стоять на одной ноге.2,42±0,153,58±0,155,8р<0,01Суммарный балл36,00±0,5149,58±0,435,8р<0,01Максимальный балл по каждому из тестов составляет 4 балла, минимальный – 0 баллов. При 14 тестах максимальный суммарный балл может составлять 56 баллов, минимальный – 0 баллов. На констатирующем этапе эксперимента исследуемые продемонстрировали низкие результаты. Средний показатели по отдельным теста не превысили 3 балла, суммарный балл составил 36,00±0,51 баллов из 56 возможных. На контрольном этапе эксперимента результаты выросли. Средний балл по теста превысил 3 балла, суммарное значение составило 49,58±0,43 баллов из 56 возможных. Рост был статистически значимым.При 0-20 баллах говорят о I группе. Такие пациенты передвигаются с помощью инвалидного кресла. При 21-40 баллах говорят о II группе. Эти пациенты могут ходить с опорой. При 41-56 баллах говорят о III группе. Такие пациенты независимы при продвижении. При 44 и менее баллах высок риск падения. При 45 и более баллах риск падения низкий.На констатирующем этапе эксперимента все без исключения исследуемые получили 21-40 баллов, т.е. относятся группе II. Это группа высокого риск падения. На контрольном этапе эксперимента все без исключения исследуемые получили 41-56 баллов, т.е. относятся группе III. Это группа с низким риском падения.Рисунок 11 – Результаты пробы Берга на констатирующем и контрольном этапе экспериментаРезультаты пробы Тенетти на констатирующем и контрольном этапе эксперимента представлены в таблице 10 и на рисунке 12.Таблица 10 – Результаты пробы Тенетти на констатирующем и контрольном этапе экспериментТестыПоказатель (M±m), баллn=12tЭМПрКонстатирующий этапКонтрольный этап1. Равновесие в положении сидя0,67±0,141,00±0,002,2p>0,052. Вставание0,50±0,151,42±0,154,2р<0,013. Попытки встать0,50±0,151,33±0,144,2р<0,014. Устойчивость сразу после вставания (в течение 5 секунд)0,50±0,151,42±0,154,2р<0,015. Равновесие стоя (длительное стояние в течение 1 мин.)0,50±0,151,42±0,154,8р<0,016. Устойчивость при толчке в грудь0,33±0,141,42±0,154,9р<0,017. Стояние с закрытыми глазами0,58±0,151,00±0,003,7р<0,018. Поворот на 360 градусов0,75±0,131,17±0,113,0р<0,019. Присаживание на стул0,67±0,141,50±0,155,2р<0,01Суммарный балл5,00±0,6712,33±0,755,2р<0,01Максимальный балл по каждому из тестов составляет 2 балла (за исключение тестам №1 и №7, где максимальный балл равен 1), минимальный – 0 баллов. При 9 тестах максимальный суммарный балл может составлять 16 баллов, минимальный – 0 баллов. На констатирующем этапе эксперимента исследуемые продемонстрировали низкие результаты. Средний показатели по отдельным теста не превысили 1 балла, суммарный балл составил 5,00±0,67 баллов из 16 возможных. На контрольном этапе эксперимента средний балл во тестам № 1 и № 7 составил 1,00±0,00 баллов, т.е. был максимальным. По другим тестам он превысил 1,2 балла. Суммарный балл составил 12,33±0,75 баллов из 16 возможных. Это высокие результаты.При 0-10 баллах говорится о низких показателях равновесия, 11-12 балла – средних  показателях равновесия, 13-16 баллах – высоких показателях равновесия. Все без исключения исследуемые на констатирующем этапе эксперимента показали результат менее 12 баллов. На контрольном этапе эксперимента 33,3% исследуемых показали низкий результат (4 исследуемых), 25,0% – средний результат (3 исследуемых), 41,7% – высокий результат (5 исследуемых). Рост всех показателей, кроме теста № 1 был статистически значимыми.Рисунок 12 – Результаты пробы Тенетти на констатирующем и контрольном этапе экспериментаТаким образом, три теста показали, что уровень равновесия у исследуемых на момент окончания эксперимента вырос, риск падения снизился. В частности, мы видим рост показателей по пробе Ромберга, пробам Берга и Тенетти. Это позволяет говорить о том, что упражнения на балансировочной подушке, полусфере Bosu, фитболе могут быть исключительно эффективны у пациентов с ОНМК при условии их постепенности. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках проведенного исследования мы разработали и обосновали возможности использования комплекса физических упражнений у пациентов с ОНМК для коррекции нарушений равновесия.Полученные сведения позволяют заключить следующее:ОНМК – это острое клиническое состояние, связанное с неврологическими нарушениями, обусловленными нарушением мозгового кровообращения, которое длится более 24 часов. Ткани головного мозга чувствительны к гипоксии. Без поступления крови, которая снабжает нейроны кислородом и питательными веществами и удаляет из тканей мозга опасные метаболиты, клетки мозга начинают погибать. Инсульт является второй по значимости глобальной причиной смерти после болезней сердца в и является основной причиной постоянной инвалидности. В настоящее время бремя инсульта с точки зрения смертности, заболеваемости и инвалидности растет во всем мире. Факторы риска развития ОНМК можно разделить на модифицируемые и немодифицируемые. Возраст, пол, семейный анамнез и этническая принадлежность являются немодифицируемыми факторами риска, в то время как гипертония, курение, диета и отсутствие физической активности являются одними из многих модифицируемых факторов риска. Поскольку давление немодифицируемых факторов риска все растет, растет и распространенность ОНМК.Реабилитация пациентов с ОНМК проводится в несколько этапов. На I этапе медицинской реабилитации оказывается помощь в остром периоде инсульта в отделениях реанимации и интенсивной терапии и специализированном отделении для больных с инсультом. Реабилитация в ранний, поздний и период остаточных явлений инсульта проводится на II этапе и предусматривает оказание медицинской помощи в стационарных условиях реабилитационных центров или в отделениях реабилитации при наличии у пациентов перспективы восстановления функции. III (амбулаторный) этап предусматривает оказание медицинской реабилитационной помощи в ранний, поздний и в период остаточных явлений инсульта в отделениях (кабинетах) реабилитации, физиотерапии, лечебной физкультуры и т.д. Одним из важных направлений реабилитации является коррекция нарушений равновесия, для чего применяется ряд физических упражнений, в т.ч. на тренажерах.Мы разработали комплекс физических упражнений у пациентов с ОНМК для коррекции нарушений равновесия. В него вошло три блока – упражнения на балансировочной подушке, на Упражнения на полусфере Bosu, упражнения с фитболом.Анализ эффективности комплекса упражнений показал, что проба Ромберга с открытыми глазами на констатирующем этапе эксперимента была выполнена испытуемыми на 5,33±0,98 баллов.Это был низкий результат. На контрольном этапе эксперимента результат составил 32,25±2,00 балла, что можно оценить как нормальный. Полученные различия были достоверными. Проба Ромберга с закрытыми глазами на констатирующем этапе эксперимента была выполнена испытуемыми на 3,83±0,26 балла. Это был низкий результат.На контрольном этапе эксперимента результат составил 22,75±1,41 балла, что можно оценить как нормальный. Полученные различия были достоверными. На констатирующем этапе эксперимента испытуемые продемонстрировали низкие результаты. Средний показатели по отдельным теста не превысили 3 балла, суммарный балл составил 36,00±0,51 баллов из 56 возможных. На контрольном этапе эксперимента результаты выросли. Средний балл по теста превысил 3 балла, суммарное значение составило 49,58±0,43 баллов из 56 возможных. Рост был статистически значимым. На констатирующем этапе эксперимента испытуемые продемонстрировали низкие результаты. Средний показатели по отдельным теста не превысили 1 балла, суммарный балл составил 5,00±0,67 баллов из 16 возможных. На контрольном этапе эксперимента средний балл во тестам № 1 и № 7 составил 1,00±0,00 баллов, т.е. был максимальным. По другим тестам он превысил 1,2 балла. Суммарный балл составил 12,33±0,75 баллов из 16 возможных. Это высокие результаты.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза о том, что разработанный нами комплекс физических упражнений позволяет эффективно корректировать нарушений равновесия у пациентов с ОНМК подтвердилась.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИНа основании результатов исследования мы можем дать следующие рекомендации:Перед тем как разрабатывать комплекс упражнений важно оценить функциональное, психоэмоциональное состояние пациентов. Для этого применяется анализ медицинской документации, непосредственное обследование пациентов.После того, как группа пациентов будет обследована, следует разрабатывать комплекс упражнений для коррекции нарушений, в т.ч. равновесия. Важно предусмотреть несколько уровней сложности упражнений, двигаться от более простых к более сложным упражнениям.Необходимо применять упражнения с разнообразными тренажерами. Исследование показало, что эффективными могут быть балансировочная подушка, Bosu, фитболы. В рамках реализации реабилитационной программы необходимо регулярно отслеживать функциональное, психоэмоциональное состояние пациентов как для выявления вторичных нарушений, осложнений, так и для отслеживания динамики развития отдельных физических качеств.ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙАГ – Артериальная гипертензия.АД – Артериальное давление.ГИ – Геморрагический инсульт.ИИ – Ишемический инсульт.КТ – Компьютерная томография.МРТ – Магнитно-резонансная томография.ОНМК – Острые нарушения мозгового кровообращения.ТИА – Транзиторная ишемическая атака.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абдрахманова М.Г. Принципы ранней реабилитации больных с инсультами / М.Г. Абдрахманова // Медицина и экология. – 2010. – № 2 (55). – С. 14-21.Вяткина И.П. Реабилитация лиц после инсульта в резеидуальном периоде с использованием средств игры в настольный теннис / И.П. Вяткина // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 4 (76). – С. 36-38.Геморрагический инсульт. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/523_2. – (дата обращения: 07.11.2023).Гринберг М.С. Нейрохирургия / М.С. Гринберг; пер. с англ. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 1008 с.Гусев Е.И. Неврология и нейрохирургия: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 2 томах. Т. 1. / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И. Скворцов. – 5-е изд., доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 880 с.Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 с.Ильина И.В. Медицинская реабилитация: учебник для среднего профессионального образования / И.В. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 333 с.Инсульт: руководство для врачей / под ред. Л.В. Стаховской, С.В. Котова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2018. – 488 с.Инсульт: современные технологии диагностики и лечения: руководство для врачей / под ред. М.А. Пирадова, М.М. Танашян, М.Ю. Максимовой. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 360 с.Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых. Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/171_2. – (дата обращения: 07.11.2023).Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта / А.С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2017. – 240 с.Клочихина О.А. Клинико-эпидемиологическая характеристика инсульта в Российской Федерации: по данным территориально-популяционного регистра: диссертация … доктора медицинских наук: 14.01.11 / О.А. Клочихина. – М.: 2018. – 260 с.Красноперова Т.В. Влияние занятий адаптивной физической культурой на психоэмоциональное состояние лиц, перенесших инсульт, на поздних сроках восстановления / Т.В. Красноперова, Д.Н. Пухов, А.С. Смирнов, Н.Б. Котлевская // Адаптивная физическая культура. – 2020. – № 4. – С. 38-39.Красноперова Т.В. Влияние системных занятий адаптивной физической культурой на состояние нервно-мышечного аппарата у лиц после инсульта / Т.В. Красноперова, А.С. Смирнов, Е.Б. Котелевская // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 2 (78). – С. 35-38.Медицинская реабилитация: учебник / под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 736 с.Мезенчук А.И. Проба Помберга: от ходьбы в темноте до тестов на стабилопараплатформе / А.И. Мезенчук, О.В. Кубряк // Альманах клинической медицины. – 2022. – Т. 50. – № 5. – С. 335-347.Неврология: национальное руководство. В 2 т. Т. 1 / В.А. Абабков, Г.Н. Авякян, И.А. Авдюнина и др.; под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 877 с.Ненахов И.Г. Снижение негативного влияния мышечно-тонических ассиметрий на постуральный контроль тела у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / И.Г. Ненахов, А.В. Шевцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – №9 (151). – С. 202-205.Парфенов В.А. Нервные болезни. Частная неврология и нейрохирургия: учебник / В.А. Парфенов, Н.Ы. Яхно, И.В. Дамулин. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. – 280 с.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 года № 788н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565649072 (дата обращения: 07.11.2023). Саймон Р.П. Клиническая неврология / Р.П. Саймон, М.Жд. Аминофф, Д.А. Гринберг; пер. с англ. под ред. А.А. Скоромца. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 560 с.Сергеенко Е.Ю. Применение реабилитационной системы balance tutor для восстановления функции равновесия и ходьбы у пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения / Е.Ю. Сергеенко, С.А. Воловец, Л.Ю. Даринская и др. // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2017. – № 3. – С. 63-70.Супонева Н.А. Валидация Шкалы баланса Берг в России / Н.А. Супонева, Д.Г. Юсупова, А.А. Зимин и др. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2021. – № 13(3). – С. 12-18.Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 07.11.2023).Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1: учебник для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования / С.Н. Попова, О.В. Козырева, М.М. Малашенко и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.Фирилева Ж.Е. Непрерывная многолетняя реабилитация как форма восстановления здоровья человека / Ж.Е. Фирилева, П.В. Родичкин // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 3 (71). – С. 25-27.Фирилева Ж.Е. Системный подход в физической реабилитации при восстановлении здоровья человека / Ж.Е. Фирилева // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3 (75). – С. 46-48.Число умерших по причинам смерти в 2021 году. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 07.11.2023)Ширшова Е.В. Роль мультидисциплинарной бригады в восстановительном лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями / Е.В. Ширшова // Клиническая практика. – 2011. – № 3 (7). – С. 9-14.Шишкина Е.С. Динамика устойчивости пациентов, перенесших ишемический инсульт в каротидном и вертебрально-базиллярном бассейне / Е.С. Шишкина, Б.Н. Бейн // Медицинский альманах. – 2014. – № 3 (33). – С. 45-49. Chen SC, Lin CH, Su SW and all. Feasibility and effect of interactive telerehabilitation on balance in individuals with chronic stroke: a pilot study // J Neuroeng Rehabil. – 2021. – № 18(1). – Р. 71. Lee D, Lee G. Effect of afferent electrical stimulation with mirror therapy on motor function, balance, and gait in chronic stroke survivors: a randomized controlled trial // Eur J Phys Rehabil Med. – 2019. – № 55 (4). – С. 442-449. Perez-de la Cruz S. Comparison between Three Therapeutic Options for the Treatment of Balance and Gait in Stroke: A Randomized Controlled Trial // Int J Environ Res Public Health. – 2021. – № 18(2). – Р. 426. Tinetti ME. Performance-oriented assessment of mobility problems in elderly patients // JAGS. – 1986. – № 34. – С. 119-126.Wu J, Zeng A, Chen Z and all. Effects of Virtual Reality Training on Upper Limb Function and Balance in Stroke Patients: Systematic Review and Meta-Meta-Analysis // J Med Internet Res. – 2021. – № 23 (10). E31051.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Шкала равновесия БергаЗадание0 баллов1 балл2 балла3 балла4 баллаСпособность вставать из положения «сидя» (пациенту необходимо встать, при возможности, не использовать руки для поддержки).потребность в средней или максимальной помощи, для того чтобы встатьпотребность в легкой помощи, для того чтобы встать или сохранять равновесиеспособность после нескольких попыток независимо встать, используя рукиспособность после нескольких попыток независимо встать, используя рукиспособность независимо встать, не используя руки, и сохранять устойчивостьСпособность стоять без поддержки (пациенту необходимо простоять две минуты без поддержки).невозможность выдерживать 30 секунд стоя без помощитребуется несколько попыток, чтобы стоять 30 секунд без поддержкиспособность стоять 30 секунд без поддержкиспособность стоять 2 минуты под контролемспособность стоять 2 минуты без поддержкиСпособность сидеть без поддержки спины и опорой стопами на пол или на табурет. Пациент должен сидеть, не используя руки в течение 2 минут.невозможность сидеть без поддержки 10 секундспособность сидеть 10 секундспособность сидеть 30 секундспособность уверенно сидеть 2 минутыспособность уверенно сидеть 2 минутыСпособность сесть из положения стоя.потребность в помощи, для того чтобы сестьсадиться независимо, но движение вниз не контролируетспособность садиться с опорой икроножной области о стулспособность садиться с помощью рукспособность уверенно садиться с минимальным использованием рукПересаживание. Пациенту необходимо пересесть с одного стула на другой, стоящий рядом, двумя путями: используя подлокотники, и без использования подлокотников.потребность помощи двух человек, для помощи или контроляпотребность помощи одного человекаспособность пересаживаться с устными советами и/или контролемспособность уверенно пересаживаться с использованием рукспособность уверенно пересаживаться с незначительным использованием рукСпособность стоять без поддержки с закрытыми глазами. Пациент должен стоять с закрытыми глазами в течение 10 секунд.потребность в помощи, для того чтобы избежать паденияневозможность закрыть глаза на 3 секунды, но уверенное выполнениеспособность стоять 3 секундыспособность стоять 10 секунд с контролемспособность уверенно стоять 10 секундСпособность стоять без поддержки со стопами, сведенными вместе.потребность в помощи, для того чтобы поставить вместе стопы и невозможность устоять 15 секунд в требуемом положениипотребность в помощи, для того чтобы поставить вместе стопы, но способность устоять 15 секунд в требуемом положенииспособность стоять в течение 30 секундспособность стоять 1 минуту с контролемспособность стоять уверенно 1 минутуНаклон вперед с вытянутой рукой в положении стоя. Рука пациента должна быть поднята на 90°, затем необходимо вытянуть пальцы и дотянуться вперед насколько возможно. Исследователь размещает линейку у кончиков пальцев, когда рука – поднята вперед. Пальцы не должны касаться линейки, при наклоне вперед. Регистрируется расстояние, - на которое, при наклоне вперед, переместились кончики пальцев пациента. Если возможно, то попросите, чтобы исследуемый выполнил тест, используя обе руки, чтобы избежать ротации позвоночника.падение при попытке выполнить тест/требуется поддержка постороннего лицанаклоняется вперед, но требует контроляможет наклониться вперед более чем на 5 см (2 дюйма)может наклониться вперед более чем на 12.5 см (5 дюймов)может уверенно наклониться вперед более чем на 25 см (10 дюймов)Поднять объект с пола из положения стоя.невозможность попытки поднять обувь/требуется помощь, чтобы избежать паденияневозможность поднять обувь, при попытках выполнения теста требуется контрольневозможность поднять обувь, остается расстояние – 2 – 5 см (1 – 2 дюйма) и при этом сохраняется равновесие без поддержкиспособность поднять тапок, под контролемспособность уверенно поднять тапокСпособность оглянуться и посмотреть назад, через правое и через левое плечо в положении стоя. Пациенту необходимо повернуться через левое плечо так, чтобы увидеть то, что находится непосредственно позади него. Затем повторить поворот через правое плечо. Исследователь может выбрать объект, на который нужно смотреть, непосредственно позади обследуемого.требуется помощь, чтобы избежать паденияпри повороте требуется контрольповорот только боком, равновесие сохраняетсяуверенный взгляд кзади с одной стороны, с другой меньшее смещение весауверенный взгляд кзади с обеих сторон и вес тела перемещаетсяПоворот на 360°. Повернитесь кругом. Пауза. Теперь повернитесь в обратном направлении.потребность в помощи, при поворотепотребность в контроле или устном советеспособность уверенно поворачиваться 360° за 4 секунды или меньше только в одну сторонуспособность уверенно поворачиваться 360° за 4 секунды или меньше только в одну сторонуспособность уверенно поворачиваться 360° за 4 секунды или меньшеСпособность стоять одной ногой на стуле без поддержки. Пациенту необходимо поместить поочередно каждую ногу на стул/табурет, повторить четыре раза. потребность в помощи, чтобы избежать падения/невозможность выполнить попыткуспособность сделать более 2 шагов, но с минимальной помощьюспособность сделать 4 шага без помощи, но под контролемспособность уверенно сделать 8 шагов, но более чем за 20 секундспособность уверенно сделать 8 шагов за 20 секундСпособность стоять при тандемном расположении стоп. Пациенту необходимо поставить одну стопу непосредственно перед другой. Если это невозможно, то попробуйте отступить достаточно далеко вперед. Чтобы оценка составила 3 балла, длина шага должна превысить длину стопы, при расположении стоп на ширине плеч.падение, при шаге или стоянуждается в помощи, чтобы сделать шаг, но может устоять 15 секундспособность сделать маленький шаг без поддержки и держать 30 секундспособность помещать одну стопу перед другой без поддержки и стоять 30 секундспособность помещать стопы в тандемное положение и без поддержки стоять 30 секундСпособность стоять на одной ноге.падениепопытка поднять ногу, неспособность ее удержать 3 секунды, равновесие сохраняетсяспособность без поддержки поднять ногу и стоять 3 секунды или болееспособность без поддержки поднять ногу и стоять 5 – 10 секундспособность без поддержки поднять ногу и стоять более 10 секундПРИЛОЖЕНИЕ 2Шкала ТенеттиРАВНОВЕСИЕ (0-16)Инструкция:пациент сидит на жёстком стуле без подлокотников. Оцениваются следующие показатели:СидяПрислоняется или соскальзывает со стула (0)Уверенно сидит, устойчив (1)ВставаниеНевозможно без посторонней помощи (0)Возможно с помощью рук (1)Возможно без помощи рук (2)Попытки встатьБезуспешны без посторонней помощи (0)Успешны, но необходимо более 1 попытки (1)Может встать с одной попытки (2)Устойчивость сразу после вставания в течении 5 сек.Неустойчив (шатание, движения ногами, качание туловища) (0)Стоит с помощью постороннего или другой опоры (1)Стоит без опоры или посторонней помощи (2)Равновесие стоя (длительное стояние в течение 1 мин.)Не устойчив (0)Устойчив, но широко расставив ноги (>4 дюймов (10,16 см)), использует трость или другую опору (1)Устойчив с близко поставленными ногами или без опоры (2)Устойчивость при толчке в грудьПадает (0)Шатается, хватает за опору (1)Устойчив (2)Стояние с закрытыми глазамиНеустойчив (0)Устойчив (1)Поворот на 360 град:Переступания, прерывающиеся шаги (0)Непрерывные шаги (1)Неустойчив (0)Устойчив (1)Присаживание на стулНеуверенно (промахивается, падает на стул) (0)Использует руки, движения неплавные (1)Уверенно, плавно (2)ОБЩАЯ ОЦЕНКА РАВНОВЕСИЯ ____ /16 балловХОДЬБА (0-12)Инструкция:пациент встаёт рядом с врачом, оценивается ходьба по холлу или кабинету сначала в обычном для пациента темпе, затем, в быстром, но не представляющем опасности темпе (используются привычные для пациента вспомогательные средства - трость или ходунки):Инициация ходьбы:Застывания или повторные попытки сделать первый шаг (0)Не нарушена (1)2. Длина и высота шага2.1 Левая ногаНе переносит стопу далее правой стопы (0)Переносит стопу далее правой стопы (1)Нет промежутка между стопой и полом (0)Имеется явное расстояние между стопой и полом (1)2.2 Правая ногаНе переносит стопу далее левой стопы (0)Переносит стопу далее левой стопы (1)Нет промежутка между стопой и полом (0)Имеется явное расстояние между стопой и полом (1)Симметричность шагаШаги правой и левой ноги неодинаковы (0)Шаги правой и левой ноги одинаковы (1)Непрерывность ходьбыОстановки и паузы между шагами (0)Непрерывные шаги (1)Отклонение от линии движения (оценивается с помощью линейки на полу длинной 12 дюймов (30.48 см), имеет значение отклонение на расстояние более одной стопы при прохождении расстояния в 5 м)Выраженное отклонение от линии движения (0)Незначительное или средней величины отклонение или ходьба с посторонней помощью (1)Идет по прямой линии без посторонней помощи (2)Степень покачивания туловищаВыраженное раскачивание туловища или необходимость в посторонней помощи (0)Отсутствие раскачивание туловища, но сгибает ноги в коленях или размахивает руками (1)Отсутствие раскачивания и сгибания туловища, не использует руки при ходьбе, не требует посторонней помощи (2)Оценка походкиПятки порознь (0)Пятки почти соприкасаются во время ходьбы (1)ОБЩАЯ ОЦЕНКА ХОДЬБЫ ____ /12 баллов ОБЩАЯ ОЦЕНКА ____ /28 баллов

Абдрахманова М.Г. Принципы ранней реабилитации больных с инсультами / М.Г. Абдрахманова // Медицина и экология. – 2010. – № 2 (55). – С. 14-21.
2. Вяткина И.П. Реабилитация лиц после инсульта в резеидуальном периоде с использованием средств игры в настольный теннис / И.П. Вяткина // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 4 (76). – С. 36-38.
3. Геморрагический инсульт. Клинические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/523_2. – (дата обращения: 07.11.2023).
4. Гринберг М.С. Нейрохирургия / М.С. Гринберг; пер. с англ. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 1008 с.
5. Гусев Е.И. Неврология и нейрохирургия: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования: в 2 томах. Т. 1. / Е.И. Гусев, А.Н. Коновалов, В.И. Скворцов. – 5-е изд., доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 880 с.
6. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. – М., 2021. – 171 с.
7. Ильина И.В. Медицинская реабилитация: учебник для среднего профессионального образования / И.В. Ильина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 333 с.
8. Инсульт: руководство для врачей / под ред. Л.В. Стаховской, С.В. Котова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2018. – 488 с.
9. Инсульт: современные технологии диагностики и лечения: руководство для врачей / под ред. М.А. Пирадова, М.М. Танашян, М.Ю. Максимовой. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 360 с.
10. Ишемический инсульт и транзиторная ишемическая атака у взрослых. Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/171_2. – (дата обращения: 07.11.2023).
11. Кадыков А.С. Реабилитация после инсульта / А.С. Кадыков, Н.В. Шахпаронова. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2017. – 240 с.
12. Клочихина О.А. Клинико-эпидемиологическая характеристика инсульта в Российской Федерации: по данным территориально-популяционного регистра: диссертация … доктора медицинских наук: 14.01.11 / О.А. Клочихина. – М.: 2018. – 260 с.
13. Красноперова Т.В. Влияние занятий адаптивной физической культурой на психоэмоциональное состояние лиц, перенесших инсульт, на поздних сроках восстановления / Т.В. Красноперова, Д.Н. Пухов, А.С. Смирнов, Н.Б. Котлевская // Адаптивная физическая культура. – 2020. – № 4. – С. 38-39.
14. Красноперова Т.В. Влияние системных занятий адаптивной физической культурой на состояние нервно-мышечного аппарата у лиц после инсульта / Т.В. Красноперова, А.С. Смирнов, Е.Б. Котелевская // Адаптивная физическая культура. – 2019. – № 2 (78). – С. 35-38.
15. Медицинская реабилитация: учебник / под ред. А.В. Епифанова, Е.Е. Ачкасова, В.А. Епифанова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 736 с.
16. Мезенчук А.И. Проба Помберга: от ходьбы в темноте до тестов на стабилопараплатформе / А.И. Мезенчук, О.В. Кубряк // Альманах клинической медицины. – 2022. – Т. 50. – № 5. – С. 335-347.
17. Неврология: национальное руководство. В 2 т. Т. 1 / В.А. Абабков, Г.Н. Авякян, И.А. Авдюнина и др.; под ред. Е.И. Гусева, А.Н. Коновалова, В.И. Скворцова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 877 с.
18. Ненахов И.Г. Снижение негативного влияния мышечно-тонических ассиметрий на постуральный контроль тела у лиц, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения / И.Г. Ненахов, А.В. Шевцов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – №9 (151). – С. 202-205.
19. Парфенов В.А. Нервные болезни. Частная неврология и нейрохирургия: учебник / В.А. Парфенов, Н.Ы. Яхно, И.В. Дамулин. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2014. – 280 с.
20. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.07.2020 года № 788н «Об утверждении порядка организации медицинской реабилитации взрослых» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/565649072 (дата обращения: 07.11.2023).
21. Саймон Р.П. Клиническая неврология / Р.П. Саймон, М.Жд. Аминофф, Д.А. Гринберг; пер. с англ. под ред. А.А. Скоромца. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 560 с.
22. Сергеенко Е.Ю. Применение реабилитационной системы balance tutor для восстановления функции равновесия и ходьбы у пациентов после острого нарушения мозгового кровообращения / Е.Ю. Сергеенко, С.А. Воловец, Л.Ю. Даринская и др. // Вестник Российского государственного медицинского университета. – 2017. – № 3. – С. 63-70.
23. Супонева Н.А. Валидация Шкалы баланса Берг в России / Н.А. Супонева, Д.Г. Юсупова, А.А. Зимин и др. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2021. – № 13(3). – С. 12-18.
24. Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902312609 (дата обращения: 07.11.2023).
25. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1: учебник для студентов учреждений высшего медицинского профессионального образования / С.Н. Попова, О.В. Козырева, М.М. Малашенко и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
26. Фирилева Ж.Е. Непрерывная многолетняя реабилитация как форма восстановления здоровья человека / Ж.Е. Фирилева, П.В. Родичкин // Адаптивная физическая культура. – 2017. – № 3 (71). – С. 25-27.
27. Фирилева Ж.Е. Системный подход в физической реабилитации при восстановлении здоровья человека / Ж.Е. Фирилева // Адаптивная физическая культура. – 2018. – № 3 (75). – С. 46-48.
28. Число умерших по причинам смерти в 2021 году. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 07.11.2023)
29. Ширшова Е.В. Роль мультидисциплинарной бригады в восстановительном лечении больных с цереброваскулярными заболеваниями / Е.В. Ширшова // Клиническая практика. – 2011. – № 3 (7). – С. 9-14.
30. Шишкина Е.С. Динамика устойчивости пациентов, перенесших ишемический инсульт в каротидном и вертебрально-базиллярном бассейне / Е.С. Шишкина, Б.Н. Бейн // Медицинский альманах. – 2014. – № 3 (33). – С. 45-49.
31. Chen SC, Lin CH, Su SW and all. Feasibility and effect of interactive telerehabilitation on balance in individuals with chronic stroke: a pilot study // J Neuroeng Rehabil. – 2021. – № 18(1). – Р. 71.
32. Lee D, Lee G. Effect of afferent electrical stimulation with mirror therapy on motor function, balance, and gait in chronic stroke survivors: a randomized controlled trial // Eur J Phys Rehabil Med. – 2019. – № 55 (4). – С. 442-449.
33. Perez-de la Cruz S. Comparison between Three Therapeutic Options for the Treatment of Balance and Gait in Stroke: A Randomized Controlled Trial // Int J Environ Res Public Health. – 2021. – № 18(2). – Р. 426.
34. Tinetti ME. Performance-oriented assessment of mobility problems in elderly patients // JAGS. – 1986. – № 34. – С. 119-126.
35. Wu J, Zeng A, Chen Z and all. Effects of Virtual Reality Training on Upper Limb Function and Balance in Stroke Patients: Systematic Review and Meta-Meta-Analysis // J Med Internet Res. – 2021. – № 23 (10). E31051.