Развитие чувства ритма у детей средней группы с помощью декоративного рисования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 31 31 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 08.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития чувства ритма у детей средней группы 5
1.1 Понятие чувства ритма в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Особенности организации декоративного рисования с детьми средней группы 7
Выводы 13
Глава 2. Изучение чувства ритма у детей средней группы 14
2.1. База и методы исследования 14
2.2. Конспекты образовательной деятельности по декоративному рисованию для детей средней группы, способствующие развитию чувства ритма 24
Выводы 27
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31

Фрагмент для ознакомления

Уровни навыкапрекращения движения в нужной точке у детей участников исследования представлены в таблице 9.Таблица 9 – Уровни навыкапрекращения движения в нужной точке у детей участников исследованияУровниКоличество детейУдельный вес, %Средний840Низкий1260Итого20100На рисунке 4 отражены результаты таблицы 9.Рисунок 4. Уровни навыкапрекращения движения в нужной точкеу детей участников исследования, %Как показано на рисунке 4, по результатам выявления уровнянавыкапрекращения движения в нужной точке у детей участников исследования, средний уровень навыка имеют 40% детей, низкий – 60%. Отметим, что высокий уровень навыка у детей не выявлен.Уровни навыкаритмичного проведения повторных движений у детей участников исследования указаны в таблицы 10.Таблица 10 – Уровни навыкаритмичного проведения повторных движенийу детей участников исследованияУровниКоличество детейУдельный вес, %Высокий15Средний840Низкий1155Итого20100На рисунке 5 отражены результаты таблицы 10.Рисунок 5. Уровни навыкаритмичного проведения повторных движенийу детей участников исследования, %Как показано на рисунке 5, по результатам выявления уровнейнавыкаритмичного проведения повторных движений у детей участников исследования, выяснили, что высокий уровень имеют 55 детей, средний – 40%, низкий – 55% детей.Уровни навыкапроизвольного ускорения или замедления движения (темп)у детей участников исследования указаны в таблице 11.Таблица 11 – Уровни навыкапроизвольного ускорения или замедления движения (темп)у детей участников исследованияУровниКоличество детейУдельный вес, %Высокий315Средний735Низкий1050Итого20100На рисунке 6 отражены результаты таблицы 11.Рисунок 6. Уровни навыка произвольного ускорения или замедления движения (темп)у детей участников исследованияКак показано на рисунке 6, по результатам выявления уровнянавыка произвольного ускорения или замедления движения (темп)у детей участников исследования, выяснили, что высокий уровень имеют 15% детей, средний – 35%, низкий – 50% детей.Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что дети имеют показатели развития изобразительно-выразительных умений в рисовании требующие составления конспектов образовательной деятельности по декоративному рисованию, способствующие развитию ритма.2.2. Конспекты образовательной деятельности по декоративному рисованию для детей средней группы, способствующие развитию  чувства ритмаЗанятие 1.«Знакомство с дымковской росписью»Цель: – познакомить детей с дымковской игрушкой;– научить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы, композицию узора на изделиях;– научить сочетать в узоре крупный элемент-кольцо с мелкими точками, кружками, штрихами;– научить располагать элементы на полосе, находить яркие краски для рисования элементов узора.Занятие 2.«Укрась юбку дымковской барышни». Цель:–закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; – оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги;–научить детей подбирать краски в соответствии с цветом юбки.– развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.Занятие 3. «Дымковская слобода (деревня)»Цель:– развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции;–закреплять знания о дымковских игрушках, о дымковской росписи;– формировать эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству.Занятие 4. «Закладка для книги» («Городецкий цветок»).Цель:–обогащать представления детей о народном искусстве;– расширять знания о городецкой росписи;– обратить внимание детей на яркость, нарядность росписи,составные элементы, цвет, композицию, приемы их создания; – научить располагать узор на полосе,составлять оттенки цветов при рисовании гуашью;– развивать художественный вкус, чувство ритма;– вызывать чувство удовлетворения от умения сделать полезную вещь.Занятие 5. «Роспись олешка». Цель:– научить детей расписывать объемные изделия по мотивам народных декоративных узоров;– научить выделять основные элементы узора, их расположение;– развивать эстетическое восприятие;– закреплять приемы рисования красками;– продолжать формировать умение рассматривать свои работы, оценивать их.Занятие 6. «Городецкая роспись деревянной доски»Цель:– научить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи;– научить выделять декоративные элементы росписи, их композиционное расположение, колорит;– развивать чувство ритма, цвета, композиции.Занятие 7. «Нарисуй, какой хочешь узор».Цель:– научить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой), передавая ее колорит, элементы;– закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги;– развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество;– воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к народным мастерам.Занятие 8. «Роспись петуха»Цель:– научить детей расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского (или другого народного) орнамента;– развивать эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие;– развивать творчество;– воспитывать уважение к труду народных мастеров;– вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.Занятие 9. Рисование по замыслу «Красивые цветы».(По мотивам народного декоративного искусства) Цель:– закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства (Городецкая, гжельская роспись и др.); – научить задумывать красивый, необычный цветок;– закреплять умение передавать цвета и их оттенки (смешивая краски разных цветов с белилами, используя разный нажим карандаша);– развивать творчество, воображение;– закреплять технические навыки рисования разными материалами.Занятие 10. «Дымковский конь» Цель:– научить детей расписывать фигуру коня ярким узором;– располагать элементы узора вдоль ног, шеи, на теле вертикальными рядами; – использовать в узоре элементы дымковской росписи-круги, точки, выполнять работу в указанной последовательности; использовать разное расположение кисти при рисовании (рисовать кистью или концом).ВыводыВыполнение данной главы позволило получить следующие результаты:Была определена база исследования – средняя группа детей, воспитанников ДОУ, в количестве 20 человек.Целью исследования является определение методик, позволяющих выявить уровень чувства ритма у детей средней группы посредствам выявления навыка развития изобразительно-выразительных умений в рисовании.Методы исследования построенвы на трудах выдающихся пелдагогов в обалсти художественно-эстетического равзития дошкольников:– Комаровой Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»– Н.А. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова «Художественная выразительность».–Диагностика овладения техническими навыками в изобразительнойдеятельности.По результатам применения определенных методов исследования выяснили, что дети имеют показатели развития изобразительно-выразительных умений в рисовании требующие составления конспектов образовательной деятельности по декоративному рисованию, способствующие развитию ритма.Подобранный конспект состоит из 10 занятий, с определёнными целями в каждом занятии.ЗаключениеВ ходе выполнения курсовой работы были выполнены следующие мероприятия:Мы изучили и проанализировали литературу по проблеме развития чувства ритма у детей средней группы, в соответствии, с чем установили, что ритм широко применяется в разнообразных направлениях, чаще всего можно встретить в музыкальном творчестве. В изобразительном искусстве ритм нередко имеет собственное модульное направление, где представляет систему, позволяющую наделять детей определёнными навыками.Мы определили уровень развития чувства ритма у детей средней группы, на основании чего выяснили, что дети имеют достаточно низкие показатели, требующие составления конспекта образовательной деятельности в области формирования у детей чувства ритма с помощью декоративного рисования.Нами были подобран конспект образовательной деятельности по декоративному рисованию для развития чувства ритма у детей средней группы, в соответствии с которым были составлены 10 занятий, где определены цели, в соответствии с которыми у детей сформируется представление о декоративном искусстве, появиться навык декоративного рисования, сформируются умения изобразительной деятельности.Таким образом, цель исследования достигнута, а задачи решены.Список использованных источников1. Ковальская Е. Г. Методические указания к альбому «Декоративное рисование в детском саду». – М.: Просвещение, 1964. – 36 с. 2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 192 с. 3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2018. – 400 с. 4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019. –450 с.5. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984. – 334 с.6. Лернер П. Зримая музыка ритма [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35857.php. Дата обращения 05.11.2023.7. Медникова Л.С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. – 2021. – №6. – С. 48–58. 8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с. 9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 400 с.10. Почукаева В. В., Латина Н. А. Системный подход в освоении методов и приемов декоративного рисования детьми дошкольного возраста на основе традиций Владимирского края. – Владимир. 1995. – 58 с.11. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 208 с. 12. Программа дошкольного образования основная общеобразовательная «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 336 с. 13. Русакова Л. В.  «Программе воспитание и обучение в детском саду» Методические рекомендации Москва «Просвещение» 1986.14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с. 15. Ханова Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – №5. – С. 84–86.ПриложениеПриложение 1Критерии оценивания исследования у детей чувства ритма в изобразительной деятельности

1. Ковальская Е. Г. Методические указания к альбому «Декоративное рисование в детском саду». – М.: Просвещение, 1964. – 36 с.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 192 с.
3. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2018. – 400 с.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2019. – 450 с.
5. Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984. – 334 с.
6. Лернер П. Зримая музыка ритма [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.portal-slovo.ru/art/35857.php. Дата обращения 05.11.2023.
7. Медникова Л.С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.С. Медникова // Дефектология. – 2021. – №6. – С. 48–58.
8. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Т. С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
9. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2018. – 400 с.
10. Почукаева В. В., Латина Н. А. Системный подход в освоении методов и приемов декоративного рисования детьми дошкольного возраста на основе традиций Владимирского края. – Владимир. 1995. – 58 с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2017. – 208 с.
12. Программа дошкольного образования основная общеобразовательная «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 336 с.
13. Русакова Л. В. «Программе воспитание и обучение в детском саду» Методические рекомендации Москва «Просвещение» 1986.
14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
15. Ханова Т.Г. Психолого-педагогические основы современного дошкольного образования / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – №5. – С. 84–86.