Философия Л.Н Толстого
Заказать уникальное эссе- 12 12 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 09.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 11
Список литературы 12
Кроме того, решение данной проблемы – это значимый аспект духовного развития, совершенствования человека, которому Ильин уделял всегда особое внимание. Как полагает Ильин, учение Толстого основано на идейном базисе победного шествия революции в России. Эта концепция, по мнению И. А. Ильина, оказала разлагающее влияние на русскую интеллигенцию: «Учение, узаконивающее слабость, возвеличивающее эгоцентризм, потакающее безволию, снимающее с души общественные и гражданские обязанности и, что гораздо больше, трагическое бремя мироздания, должно было иметь успех среди людей особенно неумных, безвольных, мало образованных и склонных к упрощающему, наивно-идиллическому миросозерцанию. Так случилось, что учение графа Л. Н. Толстого и его последователей привлекало к себе слабых и простодушных людей и, придавая себе ложную видимость согласия с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру» [4].Соответственно, Ильин выражает свое несогласие с позицией Толстого, считая, что тот настаивает на примиренчестве и попустительстве злу, духовный опыт Толстого Ильин определяет как ограниченный рассудочной моральностью. Несмотря на то, что аргументация Ильина является во многом жесткой, с ней возможно согласиться, так как элементы рассудочной моральности действительно пронизывают этику Толстого. Философия непротивления, как полагает Ильин, рождается из совершенно неправильного осознания Толстым природы зла и роли страдания: то есть, у Толстого, согласно позиции Ильина, речь идет об отождествлении страдания и зла, Толстой отвергает путь страдания, равно как и цель страдания, но Ильин пишет о том, что страдание как раз способствует духовному восхождению человека. Ильин верно обозначает основные контуры противоречивости учения Толстого. И. Ильин, излагая свою позицию в противопоставление теории Л. Толстого, в первую очередь, критикует его за то, что Толстой заменяет любовь к Богу на любовь к человеку. Бог подменяется добром, а добро — братской любовью людей. Причем, постоянно обращаясь к добру, он призывает к нему не ради бедняков, голодных и униженных, а все эти несчастные вспоминаются только ради добра. Там, где были безобразие и ужасы, умирающие с голоду люди, - Толстой воздвигает знамя «добра», которое есть «любовь к ближнему». Соответственно для него понятие Бога было человеческим понятием, которое выражает то, что люди, могут чувствовать и знать о Боге, но никак не то, что Бог думает о людях и мире. Вспомним, что он решительно отвергал церковные суждения о Боге, о триединстве Бога, творении им мира в шесть дней, грехопадении человека, непорочном зачатии, считая все это грубыми предрассудками.В целом, соблюдение меры и правильное решение вопроса относительно сопротивления злу силою возможно, если учитывать такого рода условия: - если перед нами подлинное зло как проявление злой воли, - если мы столкнулись с ситуацией восприятия реального зла, его неприятия,- если мы наделены подлинной любовью к добру, - в случае наличия готовности, способности к пресечению зла,- если все способы принуждения уже были абсолютно исчерпаны. ЗаключениеТолстой придерживался философии ненасилия. Наблюдения над жизненным опытом простых людей, которым свойственно осмысленное отношение к собственной жизни при ясном понимании ее ничтожности, и правильно понятая логика самого вопроса о смысле жизни подводят Толстого к одному и тому же выводу о том, что вопрос о смысле жизни является именно вопросом веры, но не знания. В философии Толстого понятие веры наделено особым содержанием, не совпадающим с традиционным.Последовательно критика философии Толстого была развернута Ильиным. Ильин верно обозначает те недостатки, которые присутствуют в этике ненасилия Л.Н. Толстого, а именно, речь идет о пассивности по отношению к злу, превратном толковании заповеди любви к ближнему, идеализации человеческой природы и общественного бытия. Список литературыАртановский С.Н. Рыцарь русского духа: И. А. Ильин.// http://cyberleninka.ru/article/n/rytsar-russkogo-duha-i-a-ilinДолгий А.Г. Антропологический смысл полемики о природе добра и зла в русской духовно-философской традиции (Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, Н.О.Лосский) : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Долгий Артем Геннадьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009. [Электронный ресурс]Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoy
1. Артановский С.Н. Рыцарь русского духа: И. А. Ильин.// http://cyberleninka.ru/article/n/rytsar-russkogo-duha-i-a-ilin
2. Долгий А.Г. Антропологический смысл полемики о природе добра и зла в русской духовно-философской традиции (Л.Н. Толстой, И.А. Ильин, Н.О.Лосский) : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Долгий Артем Геннадьевич; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2009. [Электронный ресурс]
3. Зорина А.Д. Учение Л.Н. Толстого о смысле жизни: автореф. дисс. канд. философских наук. – М: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. С. 3-15.
4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/o-soprotivlenii-zlu-siloyu/
5. Потапенков А.В. Л.Н. Толстой об «истинной религии» и смысле жизни./А.В. Потапенков//Крым в контексте русского мира.// http://www.rusincrimea.ru/potapenko_tolstoy