Трудные случаи изучения морфемикии
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 10.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Значение морфемики в курсе изучения русского языка, причины сложностей в постижении морфемики 5
2.Основные сложности, возникающие в процессе изучения морфемики 8
Заключение 14
Список литературы 15
Для обозначения женского рода: -ость-, -щиц-, -иц-, -изн-, -от-, -к- (нежность, изысканность, мастерица, певица, лисица, гардеробщица, белизна, доброта, красота, варка, прогулка, пассажирка). Для обозначения среднего рода -Щ-, -ни-, -ени-, -ств-, -ищ- (бытие, равнодушие, гадание, пение, моление, падение, озорство, равенство, содружество, чудовище, бомбоубежище).Количество суффиксов отличается разнообразием, их достаточно много, что указывает на богатый словарный состав и контратисные особенности русского языка. Только у существительных выделяют более чем 160 суффиксов. Наибольшая трудность может возникать, если слово содержит в своем составе не один суффикс, а несколько. К примеру, это такие слова, как народничество, родственник и т.д. Таким образом, учет функционального подхода обязателен при изучении суффиксов и их словообразовательных и формообразовательных или грамматических функций. Учителю необходимо знать, что суффиксы в русском языке специализированы, дифференцированы и отличаются большим разнообразием. Труднее всего усваиваются слова с тремя-четырьмя суффиксами и суффиксы, находящиеся в абсолютном конце слов (послед-ова-тельн-ость, сообщ-а, полезн-о, крайн-е). Функциональный подход способствует осознанному усвоению функций служебных морфем. Скрытый учет особенностей русской морфемики позволяет предупредить трудности в их усвоении и правописании. Также следует обратить внимание на модификацию значений слов с ласкательными и увеличительными суффиксами (домище).Наконец, выделим и такой трудный вопрос, как изучение приставок. Это специфические морфемы, которые присущи русскому языку. Префиксам в русском языке свойственно выполнять самые разные функции: образование новых слов, модификация значений глаголов, средство трансформации грамматической характеристики глагола. Наиболее трудны для обучающихся грамматические функции префиксов.Кроме того, трудности могут возникать при усвоении и понимании семантических оттенков приставок, которые связаны с корневыми морфемами. Обучающиеся затрудняются в проведении морфемного разбора глаголов и прилагательных, которые могут иметь несколько префиксов. Например, по/раз/мыслить, по/на/вы/думывать, не/до/верчивый, о/без/жи-ренный, при/у/меньшить, по/на/писать, не/без/ыз/вестный, не/без/успешный и т. д.Особенно трудно усваивать грамматические функции префиксов. Русские глагольные префиксы – это, в частности, основной инструмент формирования видовых пар: хвалить (несов. в.) - похвалить (сов.в.), играть (несов. в.) - сыграть (сов. в.). Кормить (несов. в.) - накормить (сов. в.) - подкормить (сов. в.) - закормить (сов. в.), требовать (несов. в.) - вытребовать (сов.в.).Чтобы решить сложности с изучением префиксов в курсе морфемики, следует придерживаться системного подхода, а также делать акцент на системе значений глагольных префиксов. ЗаключениеВышесказанное позволяет сделать следующие основные выводы. Таким образом, процесс обучения морфемике должен быть направлен на то, чтобы учащиеся осознавали цель, значимость этого раздела, поскольку это позволит решить проблему появления однотипных ошибок. В таком случае учитель должен проводить профилактику появления таких ошибок, на основе развития способностей обучающихся в области морфемики, а также пересмотра, усовершенствования методики обучения морфемике на уроках русского языка.Изучение морфемики в основной школе представляется трудным, требует обращения ко многим подходам - этимологическому, лингвокультурологическому, словообразовательному, морфемному и т. д.Как уже отмечалось ранее, главная трудность касается проведения грамотного морфемного разбора. Материалы по морфемике, рекомендуемые учебниками, не всегда в полной мере соответствуют изменениям современного состояния науки о языке. Тенденции в развитии морфемики должны быть в достаточной степени учтены в содержании образования по данному разделу. Как показывает анализ методической литературы, функциональный, семантический, системный, коммуникативный подходы требуют их реализации в содержании и структуре учебного материала по морфемике русского языка. Список литературыАрутюнова, Н. Д. Проблемы морфологии и словообразования: монография / Н. Д. Арутюнова. - Москва : Языки славянской культуры (ЯСК), 2007. - 286 с.Дмитриева Е.Н., Лукина М.Н. Трудные вопросы изучения морфемики в билингвальной школе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-voprosy-izucheniya-morfemiki-v-bilingvalnoy-shkole?ysclid=losp7bgciu247615078 (Дата обращения 10.11.2023)Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. - Москва :КомКнига, 2005. -224 с. Львова, С. М. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования. Пособие для учителей / С. М. Львова. - Москва : Просвещение, 2013. - 174 с.Немченко, В. Н. О множественности словообразовательной структуры слова в современном русском языке / В. Н. Немченко // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. - Москва, 2003. - С. 49-52.Потакова Ю.Ю. Трудности младших школьников в процессе изучения морфемики. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/trudnosti_mladshikh_shkolnikov_v_protsesse_izucheniia_morfemiki?ysclid=losppb9pt9504003130 (Дата обращения 10.11.2023)Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском языке/ Н. А. Янко-Триницкая. -Москва : Индрик, 2001. - 504 с.
2. Дмитриева Е.Н., Лукина М.Н. Трудные вопросы изучения морфемики в билингвальной школе. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnye-voprosy-izucheniya-morfemiki-v-bilingvalnoy-shkole?ysclid=losp7bgciu247615078 (Дата обращения 10.11.2023)
3. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. - Москва : КомКнига, 2005. -224 с.
4. Львова, С. М. Русский язык. Трудные вопросы морфемики и словообразования. Пособие для учителей / С. М. Львова. - Москва : Просвещение, 2013. - 174 с.
5. Немченко, В. Н. О множественности словообразовательной структуры слова в современном русском языке / В. Н. Немченко // Русистика на пороге XXI века: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. - Москва, 2003. - С. 49-52.
6. Потакова Ю.Ю. Трудности младших школьников в процессе изучения морфемики. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/trudnosti_mladshikh_shkolnikov_v_protsesse_izucheniia_morfemiki?ysclid=losppb9pt9504003130 (Дата обращения 10.11.2023)
7. Янко-Триницкая, Н. А. Словообразование в современном русском языке/ Н. А. Янко-Триницкая. -Москва : Индрик, 2001. - 504 с.