Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 11.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 5
1.1 Определение эмоций и их роль в развитии детей 5
1.2 Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста 8
1.3 Особенности восприятия и понимания эмоций у детей дошкольного возраста 11
1.4 Методы диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 16
Заключение 23
Список литературы 24
Приложение 26
Например, есть задача: определить уровень развития эмоциональной реактивности и эмпатии у ребенка, одной из структур определения эмоциональной реактивности и эмпатии, предложенной Л. С. Выготским, является «восприятие какого-либо предмета или события или представления о нем» то есть компонентом этой структуры служат представление ребенка об эмоциях, чувствах, переживаниях окружающих людей.Для диагностики наличия этих компонентов у ребенка в качестве диагностического средства можно использовать беседу (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. Афонькиной). Целью описанной выше диагностики является выявление наличия сформированных знаний о социальных чувствах.Описание методики: сначала наблюдаютза детьми 5-7 лет в разных видах деятельности. Затем задают ребенку вопросы:- Могу ли я смеяться, если твой друг упал? Почему?- Можно ли обижать животных? Почему?- Стоит ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?- Если ты сломал игрушку и воспитатель подумал о другом ребенке, стоит ли говорить, что это ваша вина? Почему?- Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему? Качественные диагностические показатели определяются тремя уровнями. Высокий уровень: ребенок (правильно отвечает на все вопросы, объясняя, почему ответил именно так. Дети стремятся к самостоятельности, откликаются на эмоциональные переживания других и оказывают помощь), средний уровень (ребенок самозабвенно радуется успехам своих сверстников. Помощь другим начинает с энтузиазмом, но быстро им надоедает. На задаваемые вопросы ребенок отвечает неуверенно и свой ответ трудно объяснить), низкий уровень (ребенок совершенно не реагирует на успехи и неудачи других на вопросы не отвечают правильно.Идет на поводу лишь у своих желаний).Итак, с помощью этой диагностики определяют уровень развития эмоциональной реактивности и эмпатии у старших дошкольников, если он низкий, подберем специальные игры для повышения уровня. Надо сказать, что человек, который будет проводить эту диагностику, должен обладать определенными навыками.Рассмотрим диагностику, исследующий наличие у ребенка второй структуры чувства, вызванного этим представлением и компонента эмоциональной реактивности и сопереживания, а именно этой способности замечать и интерпретировать эмоциональное состояние другого. Эта диагностика с помощью карты наблюдения под названием «Характер проявления эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина) состоит из 12 различных вопросов, предлагающих отметить правильный вариант для ребенка разными вариантами (часто, иногда, никогда).Обработка полученных результатов проводится следующим образом. Количественные результаты диагностики:- если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, прописанному в пунктах 1, 5, 9, 12. Описание пунктов:1. Проявляет интерес к эмоциональному поведению других;5. Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.9. Предлагает ребенку, испытывающему эмоциональное состояние, что-нибудь (игрушку, конфету и т. д.);12. Активно включается в ситуацию, по своей инициативе помогает, ласкает, целует, тогда за проявления каждого из вышеперечисленных пунктов он получает 6 баллов, что составит максимум 24 балла);– если такое поведение обнаруживается лишь изредка, оно присуждается за каждый из 5 баллов;- часто ли адекватна форма поведения ребенка согласно пунктам 4, 6, 7, 8. Описание пунктов:4. Пытается обратить внимание взрослого на эмоциональное состояние другого;6. Реагирует на переживания другого, говоря: «а я не плачу», «и я тоже», «а мне тоже..?»;7. «Олицетворяет» сопереживание, глядя на взрослого, ожидает похвалы, поддержки;8. Рассказывает взрослому, как он пожалел, помог другому, тогда он получает по 4 балла;– если проявление данных моделей поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь изредка, то он получает за них 3 балла;- если поведение ребенка часто соответствует пунктам 2, 3, 10, 11. Описание пунктов:2. Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояния;3. Подходит к обеспокоенному ребенку, спокойно смотрит на него;10. Он стоит рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого;11. Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и т. д.), тогда ему ставится 2 балла;– если ребенок никогда не проявляет такого поведения, ставим 0 баллов.Качественная интерпретация данных предполагает разделение результатов на три уровня: высокий, средний и низкий. Критерии высокого уровня: если ребенок интересуется состоянием другого, эмоционально остро реагирует и идентифицирует себя с ним, активно участвует в ситуации, старается помочь, успокоить другого, это можно трактовать как проявление высокой формы проявления отзывчивости и сопереживания.Средний уровень: в том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но говорит: «а я никогда не плачу…» и т. д., если ребенок, добиваясь похвалы, одобрения со стороны взрослого представляет собой лишь симпатию, сопереживание другому.Низкий уровень: дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, не реагирующие на их переживания и проявляющие эмпатические действия только по настоянию взрослого.На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ребенок, как никто другой, нуждается в правильном воспитании и образовании, вовремя замеченной и решенной проблемы развития. Важно уделять достаточно времени и внимания развитию эмоциональной отзывчивости и эмпатии у детей дошкольного возраста.Педагогический коллектив должен уметь ставить диагноз ребенку и на основании результатов диагностики планировать развивающую работу. Предложенная программа диагностики эмоциональной реактивности и эмпатии, разработанная на основе идей Л. Выготского, апробирована и показала свою жизнеспособность.Таким образом, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста включает в себя разнообразные методы, такие как анкетные методы, наблюдение и интервьюирование, проективные методы, а также использование компьютерных программ и технологий. Комбинирование этих методов позволяет получить более полное представление о эмоциональном развитии и потребностях детей, что может быть использовано для определения эффективных стратегий поддержки и развития их эмоциональной сферы.ЗаключениеВ заключение, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является важным и актуальным направлением исследований в современной психологии. На основе проведенных исследований и накопленных данных можно сделать несколько выводов.Во-первых, эмоциональное развитие в раннем детстве имеет долгосрочные последствия для детей. Диагностика эмоциональной сферы позволяет выявить ранние признаки эмоциональных трудностей и проблем поведения, что способствует их профилактике и поддержке.Во-вторых, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста играет важную роль в развитии индивидуального подхода к воспитанию и обучению. Понимание эмоциональных особенностей и потребностей каждого ребенка позволяет адаптировать программы поддержки и развития, что способствует их эмоциональной безопасности и благополучию.В-третьих, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста предоставляет возможность поддержки родителям и педагогам. Путем выявления эмоциональных потребностей и проблем детей, родители и педагоги могут адаптировать свои подходы и методы воспитания и обучения, что способствует эффективному взаимодействию и развитию детей. Наконец, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста имеет значимость для научного исследования. Таким образом, диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста является важным и актуальным направлением исследований, которое способствует эмоциональному развитию, профилактике проблем поведения, поддержке родителей и педагогов, развитию индивидуального подхода и научному исследованию в этой области. Список литературы1. Демченко, Н. Д. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н. Д. Демченко, О. А. Жильцова. // Молодой ученый. - 2023. - № 19 (466). - С. 467-4692. Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Жавнерко. // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (108). - С. 685-687. 3. Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (110). - С. 691-695. 4. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (127). - С. 433-437. 5. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова. // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (101). - С. 705-707. 6. Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова. // Молодой ученый. - 2018.- № 49 (235). - С. 290-293. Электронные ресурсы7.Выготский, Л,С. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000655871?ysclid=losuryfjsp680395758 (дата обращения: 10.11.2023)8. Дерманова И,Б, Диагностика эмоционально-нравственного развития. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001846738?ysclid=looh2kcqcn422236860 (дата обращения: 10.11.2023).9. Изотова, Е,И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002478182 (дата обращения: 10.11.2023).10. Урунтаева, Г, А. Практикум по детской психологии. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001701431?ysclid=losuyetot1219615978 (дата обращения: 10.11.2023)11. Щетинина, А, М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002091599?ysclid (дата обращения: 10.11.2023)ПриложениеТаблица 1 - Диагностический инструментарий изучения уровня развития эмоциональной отзывчивости и сопереживания у старших дошкольниковСтруктура (Л.С. Выготский)Компоненты «эмоциональной отзывчивости» и «сопереживания»Диагностический инструментарий1. «восприятие какого-либо предмета или события или представление о нем» (А);когнитивный (представления) наличие представлений о социальных эмоциях других людей;беседа (Модифицированный вариант методики Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);2. «вызываемое этим представлением чувство» (В);эмоционально-чувственный (эмоции и чувства), умение замечать и интерпретировать эмоциональное состояние другого;наблюдение «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М. Щетинина);3. «телесные выражения этого чувства» (С)поведенческий (телесные выражения, действия и поступки) стремление и желание реагировать на эмоциональное состояние другого.педагогические ситуации (Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова).
2. Жавнерко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Жавнерко. // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (108). - С. 685-687.
3. Каика, В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии / В. А. Каика. // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (110). - С. 691-695.
4. Карамышева, Е. О. Эмоции человека / Е. О. Карамышева, Д. А. Головченко. // Молодой ученый. - 2020. - № 23 (127). - С. 433-437.
5. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова. // Молодой ученый. - 2020. - № 21 (101). - С. 705-707.
6. Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова. // Молодой ученый. - 2018.- № 49 (235). - С. 290-293.
Электронные ресурсы
7.Выготский, Л,С. Психология. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000655871?ysclid=losuryfjsp680395758 (дата обращения: 10.11.2023)
8. Дерманова И,Б, Диагностика эмоционально-нравственного развития. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001846738?ysclid=looh2kcqcn422236860 (дата обращения: 10.11.2023).
9. Изотова, Е,И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002478182 (дата обращения: 10.11.2023).
10. Урунтаева, Г, А. Практикум по детской психологии. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001701431?ysclid=losuyetot1219615978 (дата обращения: 10.11.2023)
11. Щетинина, А, М. Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002091599?ysclid (дата обращения: 10.11.2023)