Христианское в образе странника Луки в пьесе М.Горького «На дне»
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 12.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Общая характеристика проблематики и системы образов пьесы «На дне» 5
1.1.Смысл названия пьесы и система образов драмы «На дне» 5
1.2.Философская или социальная драма? 6
Глава 2.Образ Луки в драме «На дне» в аспекте черт христианской личности 12
2.1.Образ Луки в литературоведении и проблема авторской оценки образа М. Горьким 12
2.2.Анализ образа Луки 17
Заключение 28
Список литературы 29
И Лука неоднократно говорит о том, что терпение нужно человеку. «Потерпи ещё! - советует он Анне. - Все, милая, терпят… всяк по-своему жизнь терпит». То же самое говорит Лука и Актёру: «Возьми себя в руки и - терпи». И снова обратимся к Евангелию: «Терпением вашим спасите души ваши» (Лк. 21:19). Кроме того, значимы и такие слова: «претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 10:22). Характерно, что в повести «В людях», обращаясь к проповеди христианского терпения, Горький с глубокой горечью пишет: «Ничто не уродует человека так страшно, как уродует его терпение, покорность силе внешних условий». В данном случае в драме «На дне» писатель наделил «лукавого старца»тем убеждением, которого сам в корне не принимал. Таким образом, два типа мировоззрения вступают тут в конфликт. Отметим также, что сами ночлежники называют Луку «странником», а сам он использует такие именования, как «проходящий», «странствующий». И Христос также был подобен страннику: «Был странником, и вы приняли меня» (Мф. 25:35). Примечательно, что второй акт сразу же после слов Сатина о том, что «мертвецы - не слышат, мертвецы не чувствуют», заканчивается следующей авторской ремаркой: «В двери является Лука». Очень симптоматично - является! Что это - явление нового Христа? Является «апостол Христа», который несёт христианское миропонимание. Здесь «явление» Луки закономерно, идейно оправдано: именно в третьем акте излагается суть его философии. Причём свои убеждения Лука выражает с помощью ярких афоризмов, притч, которые во многом свидетельствуют о связи его взглядов с христианским учением. Так, обращённые к Костылёву слова Луки «есть земля, неудобная для посева, и есть урожайная земля, что ни посеешь на ней - родит» явно близки к евангельской притче о сеятеле.Значимо и то, что новый постоялец приходит в ночлежку утром. В связи с этим представляется важным значение имени - Лука. Разумеется, это имя, как уже было подмечено, восходит к имени апостола Луки. Но важно и то, что имя Лука образовано от латинского lux - светоносный, свет (в физике есть единица освещённости - люкс). В переводе на русский язык имя Лука означает «при восходе солнца родившийся». Любящим, всё обнимающим «солнышком» и предстаёт во многом Лука. Он призван, чтобы рассеять мрак ночи, наполнить костылёвскую ночлежку добротой и верой, теплом и светом. Хотя, как будет отмечено далее, «занятный старичишка» несёт в себе не только светлые, но и тёмные начала. В процессе развития действия он совершает поступки, которые получают далеко не однозначную оценку.Считая, что все люди - братья, что «всяк по-своему жизнь терпит», Лука говорит о необходимости жалости, сострадания: «Человека приласкать - никогда не вредно»; «Жалеть людей надо!» По мысли Луки, особенно следует жалеть, уважать детей: «Особливо же деток надо уважать. Деткам-то жить не мешайте.. Деток уважьте!» Непосредственным источником подобных суждений старца, возможно, тоже является Евангелие: «Пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им; ибо таковых есть царствие Божие» (Лк. 18:16).Необходимо особо подчеркнуть, что Лука, заключая свой рассказ о двух беглых каторжниках, призывает ночлежников быть милосердными, не воздавать злом за зло, то есть в принципе предпочитать гуманизм нормам закона: «Хорошие мужики! Не пожалей я их -они бы, может, убили меня. А потом - суд, да тюрьма. что толку? Тюрьма - добру не научит. человек - может добру научить». В схожей ситуации Сатин занимает прямо противоположную позицию: «Не обижай человека! А если меня однажды обидели и - и на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому». В частности, Сатин не может простить обидчика своей сестры. «Убил подлеца в запальчивости и раздражении, - признаётся он. - Из-за родной сестры».Данные высказывания горьковских героев, в которых отражается суть их жизненных позиций, в своём художественном бытовании прямо обращены к одному из основных положений Нагорной проповеди Христа, где чётко прослеживается разграничение Закона и новой этической концепции духовного бытия человека -Благодати: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:43).Кроме того, нужно вспомнить и послание апостола Павла к Коринфянам. Иоанн Златоуст подробно разбирает эту ситуацию и доказывает всю пагубность поведения тех, кто желает восстановить справедливость любой ценой, пусть даже судом у язычников. «Судиться с братом само по себе есть грешное дело». Лучше промолчать, потерпеть, выждать время, остыть и примириться. Апостол прямо пишет: «и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными?». Иоанн Златоуст дополняет: «Он заповедал оскорбляемому не только терпеть, но и благодетельствовать оскорбляющему и готовностью к терпению побеждать (злое) расположение оскорбляющего». Христос призывал отдать всё просящему, и даже более того. «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;» (Мф.5.40). А также примиряться с соперником до суда: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф.5.25).А суд у «внешних» вообще не должен иметь место быть у христиан. «Не странно ли, говорит, для примирения с другом избирать посредником врага?» . Допустимо ли «искать правды у людей неправедных»? Такое поведение Иоанн Златоуст называет постыдным и бесчестным. Все вопросы должны решаться внутри общины. В крайнем случае, можно обратиться к священнику или к наиболее мудрому и образованному человеку. Но всегда предпочтительнее отдать, чем взять. Перенести оскорбление, промолчать, «проглотить» обиду, но не дать взорваться пожару раздора. Уметь управлять своими чувствами - большое искусство, овладеть которым дано не каждому. Но этому можно научиться при большом желании и Божией помощи. Люди уравновешенные, весёлые, кроткие, незлобные, нераздражительные, готовые в любую минуту прийти на помощь легко идут на контакт, хорошо уживаются с соседями, прекрасно чувствуют себя на рабочем месте. Ведь как же премудро научил нас Христос жить и действовать. Если каждый будет стараться первым погасить конфликт, не доводя до суда, то не будет и самого конфликта. Христианство – величайшая из наук, постигая которую становишься чуть-чуть лучше, чем ты есть на самом деле. Духовные законы жизни существуют и работают так же, как и законы природы.Однако в изображении Горького именно терпению, милосердию, но не истине.Таким образом, с Лукой в пьесу входит свет (христианства), происходит подъем действия на новую ступень сюжетной организации, своеобразной композиционной лестницы. «Однако Платон, а вслед за ним и Горький не считали чувственное, духовное знание о мире и человеке высоким или хотя бы сопоставимым со знанием разумным. В представлении Платона, познать истину значит «увидеть <ее> умом». Наличие недоверия Горького к философии толстовства приводит к тому, что появление Луки на сцене сразу сопровождается тональностью оценивания (точнее – недооценивания) персонажа. Горький словно бы прибегает к сознательному программированию будущности восприятия философии Луки, заронив сомнение в представление о том, насколько действенны и плодотворны его утешения. Тем не менее, Лука последовательно реализует свой собственный идеал. Цель жизни христианина – обрести успокоение в собственной душе, Богопознание, обретение жизни вечной. Кроме того, в христианстве человек стремится преодолеть эгоистические побуждения и помыслы. Итак, цель жизни христианина состоит в приближении к Образу Бога в себе, к преодолению греха, в стремлении к молитве, совершенствованию помыслов и дел. Духовная помощь другим людям, милосердие, стяжание добродетелей, достижение смирения и смиренномудрия как величайших добродетелей – вот что составляет подлинный смысл христианской жизни. И это смирение Лука в пьесе демонстрирует в полной мере. Итак, на сцене появляется герой, который не становится еще одним «малым» голосом, но обнаруживает цельную и емкую философию, в основе своей заключающую идейные положения толстовства (и шире – христианства). С первыми же репликами Луки вводятся мотивы жалости, сочувствия и сострадания, ненасилия. Причем впервые слово «жалость» звучит из уст Луки в связи с книгой, которую читает Настя, тем самым издалека намекая на «книжность» происхождения мотива – то ли от пророка-утешителя Достоевского, то ли от нравственного учителя Толстого.И все же, репрезентацию философии утешения и смирения в пьесе можно считать убедительной и действенной. Лука с первых же реплик начинает участвовать в споре о Человеке, высказывать суждения о равенстве и братстве (ко всем обитателям ночлежки Лука обращается «братья» или «братцы»), поддерживать «диких» и «темных», пребывающих в страхе героев-ночлежников. И если в начале пьесы Горький репрезентует героев – полу-животных, зверей, то после появления Луки в тексте зазвучали мотивы-идеи «все… равны», «все – люди». Лука не является просто наблюдателем, очевидно, что он действует. Знаменательным является тот факт, что именно он, странник, соглашается подмести пол. То есть, Лука символически связан с мотивами чистоты, порядка. ЗаключениеТаким образом, в пьесе «На дне» поднимается целый ряд важнейших философских вопросов. В частности, писатель пытается разрешить вечную дилемму: что есть благо для человека, лучше ли ложь во спасение или же горькая правда, которая затем будет способствовать коренным изменениям в личности человека. Кроме того, жизнь героев пьесы наглядно показывает, что для полноценной жизни человек нуждается преимущественно в жизни духовной, ему не достаточно удовлетворения исключительно материально-физических потребностей. Если человек называет о жизни духовной, то он неизбежно оказывается «на дне». Пьеса насыщена философскими и библейскими символами (христианскими). В частности, как уже отмечалось ранее, очевидны связи содержания пьесы с платоновской философией.Что же касается христианской символики, то она связана с Лукой. В образе Луки М. Горький репрезентует человека, имеющего собственную жизненную философию – он склонен к тому, что нужно верить, что нужно жить, несмотря ни на что. М. Горький выступал резко против такой жизненной философии, поскольку он считал, что ложь никогда не бывает спасительной. Иногда человеку нужно увидеть истину, чтобы заниматься изменением своей жизни, начать стремиться к свету и переменам. Тем не менее, в философии жизни Луки выражен христианский идеал любви и принятия. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.» (1Кор.13:1). Апостол Павел говорит о том, что всё без любви теряет смысл. Самые лучшие человеческие качества и его высокоморальные поступки ничего не значат, если они не подкреплены любовью. И Лука старается эту любовь проявить ко всем окружающим, не осуждая их, демонстрируя сочувствие, сопереживание, неустанно давая надежду на лучшее. Список литературыАдрианов С.А. «На дне» Максима Горького // Максим Горький: pro et contra. СПб.: РХТИ, 1997. 896 с.Белова Т.Д. Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи, 1890 - 1900-е гг. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01. Москва, 2001. 464 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-10/51-9Богданова О.В. Философия «вочеловечения» М. Горького: пьеса «На дне»./О.В. Богданова//ГОРЬКИЙ - ХУДОЖНИК И МЫСЛИТЕЛЬ. ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2016. Материалы XXXVII международной научной конференции. С. 12-24.Бялик Б.А. Гуманизм подлинный и мнимый. [Электронный ресурс] URL: https://scribble.su/work/sochineniya/102.html (Дата обращения 11.11.2023)Горький М. На дне. [Электронный ресурс] URL: https://ilibrary.ru/text/505/p.1/index.html (Дата обращения 11.11.2023)Громова М.И. Пьесы Горького начала ХХ века как аргумент в спорах о «новой драме» /М.И. Громова// Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года.: Матер. Междунар. конф. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 295-305.История русской литературы XX века: в 2 ч.: учебник для бакалавров / В.В. Агеносов, К.Н. Анкудинов, А.Ю. Большакова [и др.]; под общ. ред. В.В. Агеносова. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2014. 687 с.Кузьмичёв И.К. «На дне» М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. 223 с.Пяткин С.Н. К вопросу о мифопоэтической модели сюжета пьесы М. Горького «На дне» // Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения.: Горьковские чтения - 2000. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2002. С. 280-286.Сарычев В.А. Люди и человеки. Идея пути в творческом сознании Максима Горького // Литература в школе. 2008. № 7. С. 7-14.Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс] URL: http://www.infoliolib.info/philol/smirnova/ (Дата обращения 11.11.2023)Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для бакалавров / А. Г. Соколов. 5-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2019. 501 с. URL: https://urait.ru/bcode/425272 (Дата обращения 11.11.2023)Спиридонова Л.А. Мифопоэтическая основа художественного мира Горького /Л.А. Спиридонова// Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. С. 3 – 12Ханов В.А. Фольклорно-мифологические истоки образа Луки в драме М. Горького «На дне» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklorno-mifologicheskie-istoki-obraza-luki-v-drame-m-gorkogo-na-dne?ysclid=lou5eanxb3250361077 (дата обращения 11.11.2023)
2. Белова Т.Д. Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи, 1890 - 1900-е гг. : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01. Москва, 2001. 464 с.: ил. РГБ ОД, 71 02-10/51-9
3. Богданова О.В. Философия «вочеловечения» М. Горького: пьеса «На дне»./О.В. Богданова//ГОРЬКИЙ - ХУДОЖНИК И МЫСЛИТЕЛЬ. ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. 2016. Материалы XXXVII международной научной конференции. С. 12-24.
4. Бялик Б.А. Гуманизм подлинный и мнимый. [Электронный ресурс] URL: https://scribble.su/work/sochineniya/102.html (Дата обращения 11.11.2023)
5. Горький М. На дне. [Электронный ресурс] URL: https://ilibrary.ru/text/505/p.1/index.html (Дата обращения 11.11.2023)
6. Громова М.И. Пьесы Горького начала ХХ века как аргумент в спорах о «новой драме» /М.И. Громова// Человек и мир в творчестве М. Горького. Горьковские чтения 2006 года.: Матер. Междунар. конф. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. С. 295-305.
7. История русской литературы XX века: в 2 ч.: учебник для бакалавров / В.В. Агеносов, К.Н. Анкудинов, А.Ю. Большакова [и др.]; под общ. ред. В.В. Агеносова. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательство Юрайт, 2014. 687 с.
8. Кузьмичёв И.К. «На дне» М. Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1981. 223 с.
9. Пяткин С.Н. К вопросу о мифопоэтической модели сюжета пьесы М. Горького «На дне» // Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения.: Горьковские чтения - 2000. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та, 2002. С. 280-286.
10. Сарычев В.А. Люди и человеки. Идея пути в творческом сознании Максима Горького // Литература в школе. 2008. № 7. С. 7-14.
11. Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX — начала XX вв. [Электронный ресурс] URL: http://www.infoliolib.info/philol/smirnova/ (Дата обращения 11.11.2023)
12. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века : учебник для бакалавров / А. Г. Соколов. 5-е изд. М. : Издательство Юрайт, 2019. 501 с. URL: https://urait.ru/bcode/425272 (Дата обращения 11.11.2023)
13. Спиридонова Л.А. Мифопоэтическая основа художественного мира Горького /Л.А. Спиридонова// Максим Горький - художник: проблемы, итоги и перспективы изучения. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2002. С. 3 – 12
14. Ханов В.А. Фольклорно-мифологические истоки образа Луки в драме М. Горького «На дне» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/folklorno-mifologicheskie-istoki-obraza-luki-v-drame-m-gorkogo-na-dne?ysclid=lou5eanxb3250361077 (дата обращения 11.11.2023)