Кубанские, Терские казаки, влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество (на примере ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Краеведение
  • 52 52 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 25.12.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. История казачества 5
1.1. История происхождения Кубанского казачества 5
1.2. История происхождения Терского казачества 10
2. Глава 2. Быт казаков 16
2.1. Характерные особенности быта Кубанских казаков 16
2.2. Характерные особенности быта Терских казаков 27
Глава 3. Влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество 38
3.1. Традиционные пляски Кубанских казаков 38
3.2. Традиционные пляски Терских казаков 38
3.3. История ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря 38
3.4. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря 38
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложения 44

Фрагмент для ознакомления

Кроме жилых построек в усадьбетерско-гребенских казаков возводился целый комплекс хозяйственныхпостроек. Среди них «избушка» или «хатка», построенная из турлука ивыполнявшая роль кухни, турлучная или саманная клеть для хранения бочекс «чихирем» (виноградное вино) и всевозможными солениями, заготовленными на зиму, амбары, использовавшиеся для хранениязерна хлев, погреб, курник, бани и т. д.В усадьбах зажиточных казаков амбаров было несколько. Важное место отводилось открытому сараю- «лапасу». У него была глухая задняя стена и односкатная камышовая крыша, которая опиралась на столбы. Обычно он строился на задней линии двора. Летом в нем содержался крупный рогатый скот. Кроме этого сарая, в усадьбе был закрытый сарай,турлучный, в нем хранились сельскохозяйственные орудия (плуг, арба и т. д.). В комплекс усадебных построек входилопомещение для содержания свиней («саж») и помещение для кур («курник»),сплетенный из ивовых или таловых прутьев. Обязательной принадлежностью казачьего двора была летняя печь.Значительное влияние чеченцев было оказано на одежду терских казаков. Поселенцы-мужчины приходилина Терек в армяках и зипунах, а женщины – в одеждахстарорусского покроя. После того, как они становились казаками, они воспринимали более удобную одежду горца. Одежда иманера ее ношения гребенскими казаками была подражанием чеченцам. Казаки носиликавказскую бурку, черкеску,папаху, башлык и бешмет (прил. 5).Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.Праздничная одежда казака обычно находилась в курене. На видном местевисело несколько черкесок разных цветов. Для их изготовления использовался разный материал, простые и серебряные газыри.Висело два или три сатиновых илирепсовых бешмета, обшитых галуном, и без него.Также были шелковые жилетки и сатиновые шаровар с учкаром (поясом). Отдельно на стене находились папахи. Праздничные сапоги, ноговицы ичувяки с «шагреневыми» чулками, обшитыми галуном или бархатом, стояли под кроватью.Одним из самых распространенных предметов верхней одеждыкавказских казаков, который был заимствован у горцевбыл чекмень. Это верхняя мужская одежда, сшитая из черного или коричневого сукна домашнейвыработки. Ее длинадоходила до середины голени, у нее длинные рукава. В областигруди он туго обтягивал тело.А в нижнем части за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками, был «раструбистым» (широким). Чекмени были распашными без застежки, которые подпоясывались широким кушаком и застегивающимися на крючки или кожаные пуговицы с навесными кожанымипетлями. Исследователями считается, что слово «чекмень» линейные казаки позаимствовали у горцев дляобозначения своих кафтанов.Покрой одежды горцев повлиял и на одеждугребенских казачек. В ихкостюменаблюдалось сочетание элементов восточнославянского и горского костюма. Местное влияние на одежду казачек сильнее чувствовалось в станицах, находящихся по рекам Терек и Сунжа.Одежда станичной женщины представлена узкой рубахой с широкими рукавами и атласного бешмета разных цветов. Бешмет теснозастегивался и отчетливо обрисовывал рельефтела казачки. В будничные дни рубаха была простой ситцевой, а праздники - канаусовая красная шелковая или какого-либо другого цвета и материала.Грудь женщины украшалось ожерельем из янтарей и кораллов, между нимибыли редко золотые, но в большинстве серебряные монеты самого древнего происхождения.Бешмет шили из хлопчатобумажных и шелковых однотонных или цветных (в мелкий узор) тканей (прил. 6). Он был отрезным по талии. Вразрезах вверху через глубокий овальный вырезна груди и внизу была видна рубаха (юбка).Рукава у него были чуть ниже локтя,украшения на нем были выполнены галуном, шнуром, серебряными или вызолоченнымизастежками.Костюм казачки походил накостюм, который носят осетинки или местные чеченки. Гребенские казачки носили поверх юбки и кофточки черный сатиновый бешмет с широкими с отворотами рукавами, который подпоясывался серебрянымпоясом.На груди нанизывались на цепочку серебряные монеты. Женская одеждаказачек также украшалась позументами, металлическими исеребряными пуговицами, монистами и др.Интересны были головные уборы казачек. Платок на общем фоне казачьей женской одежды не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягкообрамлял лицо.В заветном сундуке казачкихранились платки, которые предназначались длякаждого случая жизни: свадьбы, поминок,посиделок, воскресенья, покрывания под шаль,сенокосаи т. д. Красивые платки, шали, подшальникиткались способом ручной набивки на многочисленных мелких мануфактурах России.Колотовочка или казимиркапредставляет собойнебольшой четырехугольный платок с мелкимрисунком красного цвета.Один из ее углов загибался, она накладывалась на лоб, два боковых конца затягивались узломсзади и под него пропускался третий угол. На нее повязывалась шаль или верхний платок, с боков ее слегказакладывали внутрь, а надо лбом поднимали «уголком».Она носилась летом.Когда было холодно, то поверх шали,накинутой на голову, под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек,концы его связывались на макушке.Этот платок называлсязнуздалкой, обычно она была красно-белого цвета. Концы шали уже поверх надетойзнуздалки обертывались, прикрываянижнюю часть лица и рот, вокруг шеии повязывались спереди узлом. Головной платокнезамужних девушек назывался таркичем.Длинный конец его складывалсяв более узкое полотнище и обводился под подбородком,затем по затылку вокруг головы и конец подтыкался сбоку. Его другой край красиво ниспадал впереди.В начале XX века у молодых женщинв модувошла шлычка. Это головной уборзамужней женщины, она представляла собой небольшую круглую шапочку, которая надевалась на узел волос так,чтобы они были немноговидныспереди. На голове затягивалась шлычкаспереди тесемкой,продетой в нее, или она прикалываласьблестящей шпилькой. Шилась она из дорогой яркой ткани и украшаласьвышивкой, блестками, стеклярусом. шлычка была не виднаи использовалась в качестве остова для повязывания платков.Молодая казачка с праздничным нарядом надевалана прическу файшонку, шелковую черную кружевную косынку коклюшной работы. Онавязалась по форме узла волосс концами, которые завязывались бантомсзади.Среди головных уборов замужних молодыхженщин была и наколка, это шапочка овальнойформы, изготовленная из шелка на твердомкаркасе из картона илипроклеенного холстас ситцевой подкладкой.Шелк обычнозакладывался в складочки.Наколки украшалиськружевом,ленточками и бантиками.В XIX веке вошел в моду колпак, праздничный головной уборзамужних женщин. Он вязался из шелковых или бумажныхниток в форме чулка с махрами на макушке.Иногда колпак украшался бисером и вышивкой. Одевался сверхуна пучок волос, широкий край загибался внизу обшлагом иза этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходена улицу поверх него надевался платок, которыйв помещении снимался. Край его, а иногда и весь он украшалсянабивным рисунком. Излюбленныецвета фона колпака – черный и зеленый, реже бежевый. В рисунке наблюдается сочетание ярких, сочныхоттенков зеленого, синего и красного цвета. В основном колпак носился вместе с кубельком.Основные из украшенийказачек называлисьчикилики иперлы (коробчак). Чикилики вязались из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, они висели над ушами, частично прикрывая щеки, и крепилиськ широкой ленте из алого атласа, обвиваемой вокруг головы, и на которой тоже былжемчуг. Перлы также изготавливались из крупного жемчуга, прикреплялисьна плечах бантом из золотогопозумента, который украшался драгоценнымикаменьями, и спускались по груди до пояса.В качестве украшений у казачекбыли ещебизилики (плоские серебряные, золотые илиметаллические браслеты с орнаментом), серьгииз жемчугаи драгоценных камней, золотые и серебряныеперстни и кольца. В праздники казачкилюбилинадеватьожерелья и монисто. Ожерелья изготавливалисьиз бисера, жемчуга и разноцветных круглых,продолговатых,граненых бус, которые нанизывались на льняныенитки.Для изготовления монисто брались золотые и серебряные монеты. Их носили женщины и девушки, по 3–7–12 ниток.Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.У терско-гребенского казачества были широко распространены традиционные народные изделия из домотканого материала, шерсти, кожи, которые производились пришлыми мастерами из «иногородних»,ткачами, сапожниками и портными. В станицах по-прежнему мастерили грубую обувь из сыромятнойкожи, вязали чулки, носки и платки.Глава 3. Влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество3.1. Традиционные пляски Кубанских казаков3.2. Традиционные пляски Терских казаков3.3. История ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря3.4. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая КубаряЗаключениеВ последние десятилетия в России происходит активное возрождение казачества как особогосубэтноса, имеющего свою уникальную историю, традиции и культуру.Изучение и анализ источников по казачествуговорят о том, что в формировании Кубанского и Терского казачеств, их традиций и культуры оказали влияние выходцы из многих народов и этнических групп.Это способствовало превращению кубанских и терских казаков в неотъемлемую часть Юга России и Северного Кавказа. Среди основных факторов, которые оказывали влияние на изменение местобитания народов, их численность, перегруппировку, а в ряде случаев и даже исчезновение,были миграции (внешниеивнутренние, добровольные и вынужденные, временныеипостоянные), неблагоприятные социально-политические условия, эпидемии, войны и др.Письменные, этнографические, фольклорные данныесвидетельствуют о том, что после переселения казаков в новые места происходило тесное взаимодействие казаков с народами,которые проживали на Кубани и в бассейне р. Терек.Казаки,оказывавшиеся на длительный или короткий периодв иноэтничной обстановке, являлись проводниками своей культуры ивосприемниками другой.Заимствования, касающиеся материальной и духовной культуры, этических норм и правил, были обоюдными. А природные условия и образ жизни объединяли казаков с соседями, способствовали взаимопониманию и уважению чужих обычаев. В процессе этого взаимодействия складывалась уникальная культура.Имеющиеся источники показывают, что глубокое проникновение вдругую культуру происходило в результате действия многочисленныхфакторов, среди них межэтнические браки, различные формы искусственного родства и дружественных отношений, которые позволяли воспринимать «чужую» культуру как «свою».Казачество и сегодня сохраняет культурно-бытовое своеобразие, для которого характерно стремление к обустроенной жизни, самоуважение и чувство собственного достоинства. В настоящее время фольклор является связующим компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, средством передачи накопленного опыта.Также он был важнейшим средством сохранения и передачи боевых традиций и бытовой культуры казаков.В культуре казачества всегда особое место отводилось песням и танцу. Исторический процесс становления и развития казачьей песенной и танцевальной культуры имеет свои особенности, которые отличаются от формирования танцевальных культур других народов.Песня и пляскасопровождали казака везде, были его постоянным спутником в военном походе, горе и радости, домашних и хозяйственных делах. Об этом говорит их большое количество, многие из которых сохранились до нашего времени, а многие из них были возрождены на основе письменных, этнографических и фольклорных данных. У казаков песни и пляски, а также быт и традиции передавались в семье от отца к сыну, от матери к дочери и бережно сберегались в каждой семье. Необходимо отметить, что песни и танцы практически каждого исторически сложившегося на территории России казачьего войска имеют свои характерные отличия, обусловленные, в первую очередь, географическими факторами, среди которых ареал проживания и соседство с носителями иных культур.Фольклор служил мощным средством воспитания, его героиидеализированы: это смелые, отважные люди, верные слову, обычаям куначества, гостеприимства и т.д. В фольклоре казаков закрепилисьуспешные действия казаков, которые были обусловлены талантом военачальников, их собственной храбростью и отвагой, привычкой к постоянной опасности и готовностью защищать свою станицу от нападений. В немиз поколения в поколение передавалсяобобщенный образ казаков, пример для подражания, которому молодое поколение должно было следовать. При этом фольклор отразил не только военные столкновения,но и мирную жизнь казаков, а также их взаимоотношения с соседями. Благодарявозросшему интересу общества к истории и культуре казачества, традиционные песни и танцы казаков снова звучат в исполнении фольклорных коллективови в семейном кругу. Сберечь культурное наследие, сохранить преемственность поколений – одна из насущных задач наших современников.Так песенный и танцевальный фольклор у казаков выполнял многие функции (воспитательную, эстетическую), то и сегодня необходимо дальше проводить работу по его включению в процесс эстетического, духовно-нравственного и патриотического воспитанияи образования современногомолодого поколения казаков.Список использованной литературыАбдулвахабова, Б.Б. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуречеченцев и терско-гребенских казаков(вторая половина XVI – начало XIX века) / Б.Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный //Известия Вузов. Северо-Кавказскийрегион. Общественные науки. - 2009. - № 3А- С. 38-42.Абдулвахабова, Б. Б.Культурно–пространственная средаусадьбы терско-гребенского казачества:материальные и нематериальные характеристики / Б. Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб.науч. ст. по итогам междунар. науч. Форума. – 2019. – С. 246-256.Болурова, А. Н., Гагуев М. С. Поселения Кубани в XIX - XX вв. / А. Н Болурова., М. С.Гагуев. - Текст : непосредственный //Научный журнал «Архивариус». – 2022. - Том 7. -№ 3(66). – С. 19-21.Великая, Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. / Н. Н. Великая; Российская акад. образования, Южное отд-ние, Международная акад. информатизации. – Ростов-на-Дону : 2001. – 279 с.- Текст : непосредственный.Великая, Н.Н., Белецкая Е.М.Казаки Северо-Восточного Кавказа и их соседи в дореволюционном прошлом(по историческим, фольклорным и литературным источникам): монография /Н.Н. Великая, Е.М. Белецкая. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 232 с.- Текст : непосредственный.Гангур, Н.А.Интерьер традиционногожилища кубанскогоказачества: функциональная структура и меблировка(ХIХ-начало ХХ вв.) / Н. А. Гангур. - Текст : непосредственный //Научный журнал КубГАУ. – 2006. - №24(8). – С. 1-13.Гангур, Н. А.Традиции и мода в костюме кубанского казачества : середина XIX - начало XX века / Н. А. Гангур, М. В. Шарапова. - Краснодар : Традиция, 2014. – 349 с. - Текст : непосредственный.Головлев, А. А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска(вторая половина 19-го - начало 20-го в.) / А. А. Головлев. - Текст : непосредственный //Региональное развитие.– 2017. - № 3(21). –С. 12-32.Горбатов, С. В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культурыроссийского казачества / С. В. Горбатов. - Текст : непосредственный // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2020. - № 3 (68). – С. 45-56.Гребенец, Ф.С. Новогладковская станица в прошлом инастоящем // Сб. материалов для описания местностей иплемен Кавказа / Ф. С. Гребенец. -Текст : непосредственный// Сборник материалов для описания местностей иплемен Кавказа.- 1915. – Вып. 44. – С. 100–107.Гриценко, Н.П. Быт и нравы кавказских горцев и терскихказаков. Их взаимовлияние друг на друга / Н. П. Гриценко. - Текст : непосредственный // Археолого-этнографический сборник. - 1969.- № 3. – С. 146-159.Заседателева, Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.): историко-этнографические очерки / Л. Б. Заседателева. – Москва : Издательство Московского университета, 1974. – 421 с. - Текст : непосредственный.История кубанского казачества. – Текст : электронный // Администрация Краснодарского края : официальный сайт. – 2023. - . URL:https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/(дата обращения: 22.10.2023).Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках: документы и материалы: в 2-х т. Т. 1.XVI-XVII в. – Нальчик: Эль-фа, 2006. - 695 с.- Текст : непосредственный.Корсакова, Н.А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второйполовине ХIХ – начале ХХ вв. / Н. А. Корсакова. Текст : непосредственный // По страницам истории Кубани (Краеведческиеочерки). Краснодар, 1993. – 207 с.Котельников, В. Л. Дон. Кубань. Терек :очерки / В.Л. Котельников. - Москва : Молодая гвардия, 1950. - 222 с.- Текст : непосредственный.Курс лекцийи практических заданийдополнительнойобщеобразовательной программы«История и культуратерского казачества». Сборник 1 / Сост. Яхно И. А. – Ставрополь : ГБУ ДО Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю. А. Гагарина, 2018. – 88 с. - Текст : непосредственный.Матвеев, О. В. История кубанского казачества: монография / О. В. Матвеев и др. ; под ред. В. Н. Ратушняка. - Краснодар : Традиция, 2013. - 413 с.- Текст : непосредственный.Матвеев, О.В.Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, гранинародной памяти / О. В. Матвеев. – Краснодар: Традиция,2019. - 384 с. - Текст : непосредственный.Матвеев, О. В. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ХVIII в. – 1917 г.) : традиционный костюм восточнославянского населения Кубани / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. – Краснодар :Крайбибколлектор, 2000. – 235 с.- Текст : непосредственный.Писарев, С.И. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1557-1877 / С. И. Писарев. – Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1881. - 65 с.- Текст : непосредственный.Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту : очерки края, общества, вооруженной силы и службы : в семнадцати рассказах, с эпилогом, картою и четырьмя рисунками с натуры : в 2 ч. / И.Д. Попко. – Санкт-Петербургб : Тип. П. А. Кулиша, 1858. – 292 с. - Текст : непосредственный.Попко, И.Д. Терские казаки со стародавних времен. – Вып.5 / И. Д. Попко. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2001. – 526 с.- Текст : непосредственный.Потто, В.А. Два века терского казачества. Т. 1 / В. А. Потто. –Владикавказ :Электропечатня Типографии Терскаго Областного Правления.1912. - 381 с. - Текст : непосредственный.Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. - 399 с. - Текст : непосредственный.Савельев, Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование: в 4 Т. Т. 1 / Е. П. Савельев. – Москва : Вече, 2010. - 480 с. - Текст : непосредственный.Тхамокова, И. Х. Терские казаки: история группы и ее названия/ И. Х. Тхамокова. - Текст : непосредственный //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология иискусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 9 (17). – С. 199-203.Шарапова, М. В. Традиции и новации в культурно-историческом развитиикостюма кубанского казачества(Женская одежда второй половины ХIХ – начала ХХ века). - Текст : непосредственный //Культурная жизнь Юга России. –2011. - № 3 (41). – С. 51-53.Щербина, Ф. А. История Кубанского казачьего войска.2 Т. Т1/сост. Ф.А. Щербина. –Екатеринодар :тип. Т-вапеч. и изд. дела п/ф «Печатник»,1910. - 291 с.- Текст : непосредственный.Ярошенко, И.В.История создания и развитиятрадиционно-бытового костюмакубанских казаков на рубеже XIX - начала ХХ в. / И.В. Ярошенко. - Текст : непосредственный //Вестник РУДН, серия История России. – 2009. - № 5. – С. 328-333.ПриложенияПриложение 1Жилище кубанских казаковПриложение 2Форма одежды Кубанского казачьего войска,XIX векКубанское казачье войско, зимняя форма одеждыПриложение 3Станичные улицыПриложение 4Типы жилищПриложение 5Одежда терских казаковПриложение 6Одежда кубанских казачек

Абдулвахабова, Б. Б. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуре чеченцев и терско-гребенских казаков (вторая половина XVI – начало XIX века) / Б. Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный // Известия Вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2009. - № 3А- С. 38-42.
Абдулвахабова, Б. Б. Культурно–пространственная среда усадьбы терско-гребенского казачества: материальные и нематериальные характеристики / Б. Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч. Форума. – 2019. – С. 246-256.
Болурова, А. Н., Гагуев М. С. Поселения Кубани в XIX - XX вв. / А. Н Болурова., М. С. Гагуев. - Текст : непосредственный // Научный журнал «Архивариус». – 2022. - Том 7. - № 3 (66). – С. 19-21.
Великая, Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. / Н. Н. Великая ; Российская акад. образования, Южное отд-ние, Международная акад. информатизации. – Ростов-на-Дону : 2001. – 279 с. - Текст : непосредственный.
Великая, Н. Н., Белецкая Е. М. Казаки Северо-Восточного Кавказа и их соседи в дореволюционном прошлом (по историческим, фольклорным и литературным источникам) : монография / Н. Н. Великая, Е. М. Белецкая. – Армавир : РИО АГПА, 2014. – 232 с. - Текст : непосредственный.
Гангур, Н. А. Интерьер традиционного жилища кубанского казачества: функциональная структура и меблировка (ХIХ-начало ХХ вв.) / Н. А. Гангур. - Текст : непосредственный // Научный журнал КубГАУ. – 2006. - № 24 (8). – С. 1-13.
Гангур, Н. А. Традиции и мода в костюме кубанского казачества : середина XIX - начало XX века / Н. А. Гангур, М. В. Шарапова. - Краснодар : Традиция, 2014. – 349 с. - Текст : непосредственный.
Головлев, А. А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го - начало 20-го в.) / А. А. Головлев. - Текст : непосредственный // Региональное развитие. – 2017. - № 3 (21). –С. 12-32.
Горбатов, С. В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры российского казачества / С. В. Горбатов. - Текст : непосредственный // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2020. - № 3 (68). – С. 45-56.
Гребенец, Ф. С. Новогладковская станица в прошлом и настоящем // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа / Ф. С. Гребенец. - Текст : непосредственный // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - 1915. – Вып. 44. – С. 100–107.
Гриценко, Н. П. Быт и нравы кавказских горцев и терских казаков. Их взаимовлияние друг на друга / Н. П. Гриценко. - Текст : непосредственный // Археолого-этнографический сборник. - 1969. - № 3. – С. 146-159.
Заседателева, Л. Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.): историко-этнографические очерки / Л. Б. Заседателева. – Москва : Издательство Московского университета, 1974. – 421 с. - Текст : непосредственный.
История кубанского казачества. – Текст : электронный // Администрация Краснодарского края : официальный сайт. – 2023. - . URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/ (дата обращения: 22.10.2023).
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках : документы и материалы : в 2-х т. Т. 1. XVI-XVII в. – Нальчик : Эль-фа, 2006. - 695 с. - Текст : непосредственный.
Корсакова, Н. А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. / Н. А. Корсакова. Текст : непосредственный // По страницам истории Кубани (Краеведческие очерки). Краснодар, 1993. – 207 с.
Котельников, В. Л. Дон. Кубань. Терек : очерки / В.Л. Котельников. - Москва : Молодая гвардия, 1950. - 222 с. - Текст : непосредственный.
Курс лекций и практических заданий дополнительной общеобразовательной программы «История и культура терского казачества». Сборник 1 / Сост. Яхно И. А. – Ставрополь : ГБУ ДО Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю. А. Гагарина, 2018. – 88 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. История кубанского казачества : монография / О. В. Матвеев и др. ; под ред. В. Н. Ратушняка. - Краснодар : Традиция, 2013. - 413 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. Кубанское казачество : историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти / О. В. Матвеев. – Краснодар : Традиция, 2019. - 384 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ХVIII в. – 1917 г.) : традиционный костюм восточнославянского населения Кубани / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. – Краснодар : Крайбибколлектор, 2000. – 235 с. - Текст : непосредственный.
Писарев, С. И. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1557-1877 / С. И. Писарев. – Владикавказ : Типография Терского областного правления, 1881. - 65 с. - Текст : непосредственный.
Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту : очерки края, общества, вооруженной силы и службы : в семнадцати рассказах, с эпилогом, картою и четырьмя рисунками с натуры : в 2 ч. / И. Д. Попко. – Санкт-Петербургб : Тип. П. А. Кулиша, 1858. – 292 с. - Текст : непосредственный.
Попко, И. Д. Терские казаки со стародавних времен. – Вып.5 / И. Д. Попко. – Нальчик : Издательский центр «Эль-Фа», 2001. – 526 с. - Текст : непосредственный.
Потто, В. А. Два века терского казачества. Т. 1 / В. А. Потто. –Владикавказ : Электропечатня Типографии Терскаго Областного Правления. 1912. - 381 с. - Текст : непосредственный.
Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. - 399 с. - Текст : непосредственный.
Савельев, Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование : в 4 Т. Т. 1 / Е. П. Савельев. – Москва : Вече, 2010. - 480 с. - Текст : непосредственный.
Тхамокова, И. Х. Терские казаки : история группы и ее названия / И. Х. Тхамокова. - Текст : непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 9 (17). – С. 199-203.
Шарапова, М. В. Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (Женская одежда второй половины ХIХ – начала ХХ века). - Текст : непосредственный // Культурная жизнь Юга России. – 2011. - № 3 (41). – С. 51-53.
Щербина, Ф. А. История Кубанского казачьего войска. 2 Т. Т1 / сост. Ф. А. Щербина. – Екатеринодар : тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1910. - 291 с. - Текст : непосредственный.
Ярошенко, И. В. История создания и развития традиционно-бытового костюма кубанских казаков на рубеже XIX - начала ХХ в. / И.В. Ярошенко. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН, серия История России. – 2009. - № 5. – С. 328-333.