Кубанские, Терские казаки, влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество (на примере ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря)
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 25.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. История казачества 5
1.1. История происхождения Кубанского казачества 5
1.2. История происхождения Терского казачества 10
2. Глава 2. Быт казаков 16
2.1. Характерные особенности быта Кубанских казаков 16
2.2. Характерные особенности быта Терских казаков 27
Глава 3. Влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество 38
3.1. Традиционные пляски Кубанских казаков 38
3.2. Традиционные пляски Терских казаков 38
3.3. История ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря 38
3.4. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря 38
Заключение 39
Список использованной литературы 40
Приложения 44
Кроме жилых построек в усадьбетерско-гребенских казаков возводился целый комплекс хозяйственныхпостроек. Среди них «избушка» или «хатка», построенная из турлука ивыполнявшая роль кухни, турлучная или саманная клеть для хранения бочекс «чихирем» (виноградное вино) и всевозможными солениями, заготовленными на зиму, амбары, использовавшиеся для хранениязерна хлев, погреб, курник, бани и т. д.В усадьбах зажиточных казаков амбаров было несколько. Важное место отводилось открытому сараю- «лапасу». У него была глухая задняя стена и односкатная камышовая крыша, которая опиралась на столбы. Обычно он строился на задней линии двора. Летом в нем содержался крупный рогатый скот. Кроме этого сарая, в усадьбе был закрытый сарай,турлучный, в нем хранились сельскохозяйственные орудия (плуг, арба и т. д.). В комплекс усадебных построек входилопомещение для содержания свиней («саж») и помещение для кур («курник»),сплетенный из ивовых или таловых прутьев. Обязательной принадлежностью казачьего двора была летняя печь.Значительное влияние чеченцев было оказано на одежду терских казаков. Поселенцы-мужчины приходилина Терек в армяках и зипунах, а женщины – в одеждахстарорусского покроя. После того, как они становились казаками, они воспринимали более удобную одежду горца. Одежда иманера ее ношения гребенскими казаками была подражанием чеченцам. Казаки носиликавказскую бурку, черкеску,папаху, башлык и бешмет (прил. 5).Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.Праздничная одежда казака обычно находилась в курене. На видном местевисело несколько черкесок разных цветов. Для их изготовления использовался разный материал, простые и серебряные газыри.Висело два или три сатиновых илирепсовых бешмета, обшитых галуном, и без него.Также были шелковые жилетки и сатиновые шаровар с учкаром (поясом). Отдельно на стене находились папахи. Праздничные сапоги, ноговицы ичувяки с «шагреневыми» чулками, обшитыми галуном или бархатом, стояли под кроватью.Одним из самых распространенных предметов верхней одеждыкавказских казаков, который был заимствован у горцевбыл чекмень. Это верхняя мужская одежда, сшитая из черного или коричневого сукна домашнейвыработки. Ее длинадоходила до середины голени, у нее длинные рукава. В областигруди он туго обтягивал тело.А в нижнем части за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками, был «раструбистым» (широким). Чекмени были распашными без застежки, которые подпоясывались широким кушаком и застегивающимися на крючки или кожаные пуговицы с навесными кожанымипетлями. Исследователями считается, что слово «чекмень» линейные казаки позаимствовали у горцев дляобозначения своих кафтанов.Покрой одежды горцев повлиял и на одеждугребенских казачек. В ихкостюменаблюдалось сочетание элементов восточнославянского и горского костюма. Местное влияние на одежду казачек сильнее чувствовалось в станицах, находящихся по рекам Терек и Сунжа.Одежда станичной женщины представлена узкой рубахой с широкими рукавами и атласного бешмета разных цветов. Бешмет теснозастегивался и отчетливо обрисовывал рельефтела казачки. В будничные дни рубаха была простой ситцевой, а праздники - канаусовая красная шелковая или какого-либо другого цвета и материала.Грудь женщины украшалось ожерельем из янтарей и кораллов, между нимибыли редко золотые, но в большинстве серебряные монеты самого древнего происхождения.Бешмет шили из хлопчатобумажных и шелковых однотонных или цветных (в мелкий узор) тканей (прил. 6). Он был отрезным по талии. Вразрезах вверху через глубокий овальный вырезна груди и внизу была видна рубаха (юбка).Рукава у него были чуть ниже локтя,украшения на нем были выполнены галуном, шнуром, серебряными или вызолоченнымизастежками.Костюм казачки походил накостюм, который носят осетинки или местные чеченки. Гребенские казачки носили поверх юбки и кофточки черный сатиновый бешмет с широкими с отворотами рукавами, который подпоясывался серебрянымпоясом.На груди нанизывались на цепочку серебряные монеты. Женская одеждаказачек также украшалась позументами, металлическими исеребряными пуговицами, монистами и др.Интересны были головные уборы казачек. Платок на общем фоне казачьей женской одежды не только служил ярким цветовым акцентом, но и мягкообрамлял лицо.В заветном сундуке казачкихранились платки, которые предназначались длякаждого случая жизни: свадьбы, поминок,посиделок, воскресенья, покрывания под шаль,сенокосаи т. д. Красивые платки, шали, подшальникиткались способом ручной набивки на многочисленных мелких мануфактурах России.Колотовочка или казимиркапредставляет собойнебольшой четырехугольный платок с мелкимрисунком красного цвета.Один из ее углов загибался, она накладывалась на лоб, два боковых конца затягивались узломсзади и под него пропускался третий угол. На нее повязывалась шаль или верхний платок, с боков ее слегказакладывали внутрь, а надо лбом поднимали «уголком».Она носилась летом.Когда было холодно, то поверх шали,накинутой на голову, под подбородок, прикрывая уши, повязывался платочек,концы его связывались на макушке.Этот платок называлсязнуздалкой, обычно она была красно-белого цвета. Концы шали уже поверх надетойзнуздалки обертывались, прикрываянижнюю часть лица и рот, вокруг шеии повязывались спереди узлом. Головной платокнезамужних девушек назывался таркичем.Длинный конец его складывалсяв более узкое полотнище и обводился под подбородком,затем по затылку вокруг головы и конец подтыкался сбоку. Его другой край красиво ниспадал впереди.В начале XX века у молодых женщинв модувошла шлычка. Это головной уборзамужней женщины, она представляла собой небольшую круглую шапочку, которая надевалась на узел волос так,чтобы они были немноговидныспереди. На голове затягивалась шлычкаспереди тесемкой,продетой в нее, или она прикалываласьблестящей шпилькой. Шилась она из дорогой яркой ткани и украшаласьвышивкой, блестками, стеклярусом. шлычка была не виднаи использовалась в качестве остова для повязывания платков.Молодая казачка с праздничным нарядом надевалана прическу файшонку, шелковую черную кружевную косынку коклюшной работы. Онавязалась по форме узла волосс концами, которые завязывались бантомсзади.Среди головных уборов замужних молодыхженщин была и наколка, это шапочка овальнойформы, изготовленная из шелка на твердомкаркасе из картона илипроклеенного холстас ситцевой подкладкой.Шелк обычнозакладывался в складочки.Наколки украшалиськружевом,ленточками и бантиками.В XIX веке вошел в моду колпак, праздничный головной уборзамужних женщин. Он вязался из шелковых или бумажныхниток в форме чулка с махрами на макушке.Иногда колпак украшался бисером и вышивкой. Одевался сверхуна пучок волос, широкий край загибался внизу обшлагом иза этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходена улицу поверх него надевался платок, которыйв помещении снимался. Край его, а иногда и весь он украшалсянабивным рисунком. Излюбленныецвета фона колпака – черный и зеленый, реже бежевый. В рисунке наблюдается сочетание ярких, сочныхоттенков зеленого, синего и красного цвета. В основном колпак носился вместе с кубельком.Основные из украшенийказачек называлисьчикилики иперлы (коробчак). Чикилики вязались из крупного жемчуга. Выходя из-под головного убора, они висели над ушами, частично прикрывая щеки, и крепилиськ широкой ленте из алого атласа, обвиваемой вокруг головы, и на которой тоже былжемчуг. Перлы также изготавливались из крупного жемчуга, прикреплялисьна плечах бантом из золотогопозумента, который украшался драгоценнымикаменьями, и спускались по груди до пояса.В качестве украшений у казачекбыли ещебизилики (плоские серебряные, золотые илиметаллические браслеты с орнаментом), серьгииз жемчугаи драгоценных камней, золотые и серебряныеперстни и кольца. В праздники казачкилюбилинадеватьожерелья и монисто. Ожерелья изготавливалисьиз бисера, жемчуга и разноцветных круглых,продолговатых,граненых бус, которые нанизывались на льняныенитки.Для изготовления монисто брались золотые и серебряные монеты. Их носили женщины и девушки, по 3–7–12 ниток.Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.У терско-гребенского казачества были широко распространены традиционные народные изделия из домотканого материала, шерсти, кожи, которые производились пришлыми мастерами из «иногородних»,ткачами, сапожниками и портными. В станицах по-прежнему мастерили грубую обувь из сыромятнойкожи, вязали чулки, носки и платки.Глава 3. Влияние быта и исторических факторов на танцевальное творчество3.1. Традиционные пляски Кубанских казаков3.2. Традиционные пляски Терских казаков3.3. История ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая Кубаря3.4. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры ансамбля танца и песни Кубанская казачья Вольница имени Николая КубаряЗаключениеВ последние десятилетия в России происходит активное возрождение казачества как особогосубэтноса, имеющего свою уникальную историю, традиции и культуру.Изучение и анализ источников по казачествуговорят о том, что в формировании Кубанского и Терского казачеств, их традиций и культуры оказали влияние выходцы из многих народов и этнических групп.Это способствовало превращению кубанских и терских казаков в неотъемлемую часть Юга России и Северного Кавказа. Среди основных факторов, которые оказывали влияние на изменение местобитания народов, их численность, перегруппировку, а в ряде случаев и даже исчезновение,были миграции (внешниеивнутренние, добровольные и вынужденные, временныеипостоянные), неблагоприятные социально-политические условия, эпидемии, войны и др.Письменные, этнографические, фольклорные данныесвидетельствуют о том, что после переселения казаков в новые места происходило тесное взаимодействие казаков с народами,которые проживали на Кубани и в бассейне р. Терек.Казаки,оказывавшиеся на длительный или короткий периодв иноэтничной обстановке, являлись проводниками своей культуры ивосприемниками другой.Заимствования, касающиеся материальной и духовной культуры, этических норм и правил, были обоюдными. А природные условия и образ жизни объединяли казаков с соседями, способствовали взаимопониманию и уважению чужих обычаев. В процессе этого взаимодействия складывалась уникальная культура.Имеющиеся источники показывают, что глубокое проникновение вдругую культуру происходило в результате действия многочисленныхфакторов, среди них межэтнические браки, различные формы искусственного родства и дружественных отношений, которые позволяли воспринимать «чужую» культуру как «свою».Казачество и сегодня сохраняет культурно-бытовое своеобразие, для которого характерно стремление к обустроенной жизни, самоуважение и чувство собственного достоинства. В настоящее время фольклор является связующим компонентом казачьего менталитета, формой народной памяти об исторических событиях, средством передачи накопленного опыта.Также он был важнейшим средством сохранения и передачи боевых традиций и бытовой культуры казаков.В культуре казачества всегда особое место отводилось песням и танцу. Исторический процесс становления и развития казачьей песенной и танцевальной культуры имеет свои особенности, которые отличаются от формирования танцевальных культур других народов.Песня и пляскасопровождали казака везде, были его постоянным спутником в военном походе, горе и радости, домашних и хозяйственных делах. Об этом говорит их большое количество, многие из которых сохранились до нашего времени, а многие из них были возрождены на основе письменных, этнографических и фольклорных данных. У казаков песни и пляски, а также быт и традиции передавались в семье от отца к сыну, от матери к дочери и бережно сберегались в каждой семье. Необходимо отметить, что песни и танцы практически каждого исторически сложившегося на территории России казачьего войска имеют свои характерные отличия, обусловленные, в первую очередь, географическими факторами, среди которых ареал проживания и соседство с носителями иных культур.Фольклор служил мощным средством воспитания, его героиидеализированы: это смелые, отважные люди, верные слову, обычаям куначества, гостеприимства и т.д. В фольклоре казаков закрепилисьуспешные действия казаков, которые были обусловлены талантом военачальников, их собственной храбростью и отвагой, привычкой к постоянной опасности и готовностью защищать свою станицу от нападений. В немиз поколения в поколение передавалсяобобщенный образ казаков, пример для подражания, которому молодое поколение должно было следовать. При этом фольклор отразил не только военные столкновения,но и мирную жизнь казаков, а также их взаимоотношения с соседями. Благодарявозросшему интересу общества к истории и культуре казачества, традиционные песни и танцы казаков снова звучат в исполнении фольклорных коллективови в семейном кругу. Сберечь культурное наследие, сохранить преемственность поколений – одна из насущных задач наших современников.Так песенный и танцевальный фольклор у казаков выполнял многие функции (воспитательную, эстетическую), то и сегодня необходимо дальше проводить работу по его включению в процесс эстетического, духовно-нравственного и патриотического воспитанияи образования современногомолодого поколения казаков.Список использованной литературыАбдулвахабова, Б.Б. Этнокультурные взаимодействия в материальной культуречеченцев и терско-гребенских казаков(вторая половина XVI – начало XIX века) / Б.Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный //Известия Вузов. Северо-Кавказскийрегион. Общественные науки. - 2009. - № 3А- С. 38-42.Абдулвахабова, Б. Б.Культурно–пространственная средаусадьбы терско-гребенского казачества:материальные и нематериальные характеристики / Б. Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб.науч. ст. по итогам междунар. науч. Форума. – 2019. – С. 246-256.Болурова, А. Н., Гагуев М. С. Поселения Кубани в XIX - XX вв. / А. Н Болурова., М. С.Гагуев. - Текст : непосредственный //Научный журнал «Архивариус». – 2022. - Том 7. -№ 3(66). – С. 19-21.Великая, Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. / Н. Н. Великая; Российская акад. образования, Южное отд-ние, Международная акад. информатизации. – Ростов-на-Дону : 2001. – 279 с.- Текст : непосредственный.Великая, Н.Н., Белецкая Е.М.Казаки Северо-Восточного Кавказа и их соседи в дореволюционном прошлом(по историческим, фольклорным и литературным источникам): монография /Н.Н. Великая, Е.М. Белецкая. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 232 с.- Текст : непосредственный.Гангур, Н.А.Интерьер традиционногожилища кубанскогоказачества: функциональная структура и меблировка(ХIХ-начало ХХ вв.) / Н. А. Гангур. - Текст : непосредственный //Научный журнал КубГАУ. – 2006. - №24(8). – С. 1-13.Гангур, Н. А.Традиции и мода в костюме кубанского казачества : середина XIX - начало XX века / Н. А. Гангур, М. В. Шарапова. - Краснодар : Традиция, 2014. – 349 с. - Текст : непосредственный.Головлев, А. А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска(вторая половина 19-го - начало 20-го в.) / А. А. Головлев. - Текст : непосредственный //Региональное развитие.– 2017. - № 3(21). –С. 12-32.Горбатов, С. В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культурыроссийского казачества / С. В. Горбатов. - Текст : непосредственный // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2020. - № 3 (68). – С. 45-56.Гребенец, Ф.С. Новогладковская станица в прошлом инастоящем // Сб. материалов для описания местностей иплемен Кавказа / Ф. С. Гребенец. -Текст : непосредственный// Сборник материалов для описания местностей иплемен Кавказа.- 1915. – Вып. 44. – С. 100–107.Гриценко, Н.П. Быт и нравы кавказских горцев и терскихказаков. Их взаимовлияние друг на друга / Н. П. Гриценко. - Текст : непосредственный // Археолого-этнографический сборник. - 1969.- № 3. – С. 146-159.Заседателева, Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.): историко-этнографические очерки / Л. Б. Заседателева. – Москва : Издательство Московского университета, 1974. – 421 с. - Текст : непосредственный.История кубанского казачества. – Текст : электронный // Администрация Краснодарского края : официальный сайт. – 2023. - . URL:https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/(дата обращения: 22.10.2023).Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках: документы и материалы: в 2-х т. Т. 1.XVI-XVII в. – Нальчик: Эль-фа, 2006. - 695 с.- Текст : непосредственный.Корсакова, Н.А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второйполовине ХIХ – начале ХХ вв. / Н. А. Корсакова. Текст : непосредственный // По страницам истории Кубани (Краеведческиеочерки). Краснодар, 1993. – 207 с.Котельников, В. Л. Дон. Кубань. Терек :очерки / В.Л. Котельников. - Москва : Молодая гвардия, 1950. - 222 с.- Текст : непосредственный.Курс лекцийи практических заданийдополнительнойобщеобразовательной программы«История и культуратерского казачества». Сборник 1 / Сост. Яхно И. А. – Ставрополь : ГБУ ДО Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю. А. Гагарина, 2018. – 88 с. - Текст : непосредственный.Матвеев, О. В. История кубанского казачества: монография / О. В. Матвеев и др. ; под ред. В. Н. Ратушняка. - Краснодар : Традиция, 2013. - 413 с.- Текст : непосредственный.Матвеев, О.В.Кубанское казачество: историко-культурное наследие, судьбы, гранинародной памяти / О. В. Матвеев. – Краснодар: Традиция,2019. - 384 с. - Текст : непосредственный.Матвеев, О. В. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ХVIII в. – 1917 г.) : традиционный костюм восточнославянского населения Кубани / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. – Краснодар :Крайбибколлектор, 2000. – 235 с.- Текст : непосредственный.Писарев, С.И. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1557-1877 / С. И. Писарев. – Владикавказ: Типография Терского областного правления, 1881. - 65 с.- Текст : непосредственный.Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту : очерки края, общества, вооруженной силы и службы : в семнадцати рассказах, с эпилогом, картою и четырьмя рисунками с натуры : в 2 ч. / И.Д. Попко. – Санкт-Петербургб : Тип. П. А. Кулиша, 1858. – 292 с. - Текст : непосредственный.Попко, И.Д. Терские казаки со стародавних времен. – Вып.5 / И. Д. Попко. – Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2001. – 526 с.- Текст : непосредственный.Потто, В.А. Два века терского казачества. Т. 1 / В. А. Потто. –Владикавказ :Электропечатня Типографии Терскаго Областного Правления.1912. - 381 с. - Текст : непосредственный.Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. - 399 с. - Текст : непосредственный.Савельев, Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование: в 4 Т. Т. 1 / Е. П. Савельев. – Москва : Вече, 2010. - 480 с. - Текст : непосредственный.Тхамокова, И. Х. Терские казаки: история группы и ее названия/ И. Х. Тхамокова. - Текст : непосредственный //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология иискусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 9 (17). – С. 199-203.Шарапова, М. В. Традиции и новации в культурно-историческом развитиикостюма кубанского казачества(Женская одежда второй половины ХIХ – начала ХХ века). - Текст : непосредственный //Культурная жизнь Юга России. –2011. - № 3 (41). – С. 51-53.Щербина, Ф. А. История Кубанского казачьего войска.2 Т. Т1/сост. Ф.А. Щербина. –Екатеринодар :тип. Т-вапеч. и изд. дела п/ф «Печатник»,1910. - 291 с.- Текст : непосредственный.Ярошенко, И.В.История создания и развитиятрадиционно-бытового костюмакубанских казаков на рубеже XIX - начала ХХ в. / И.В. Ярошенко. - Текст : непосредственный //Вестник РУДН, серия История России. – 2009. - № 5. – С. 328-333.ПриложенияПриложение 1Жилище кубанских казаковПриложение 2Форма одежды Кубанского казачьего войска,XIX векКубанское казачье войско, зимняя форма одеждыПриложение 3Станичные улицыПриложение 4Типы жилищПриложение 5Одежда терских казаковПриложение 6Одежда кубанских казачек
Абдулвахабова, Б. Б. Культурно–пространственная среда усадьбы терско-гребенского казачества: материальные и нематериальные характеристики / Б. Б. Абдулвахабова. - Текст : непосредственный // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сб. науч. ст. по итогам междунар. науч. Форума. – 2019. – С. 246-256.
Болурова, А. Н., Гагуев М. С. Поселения Кубани в XIX - XX вв. / А. Н Болурова., М. С. Гагуев. - Текст : непосредственный // Научный журнал «Архивариус». – 2022. - Том 7. - № 3 (66). – С. 19-21.
Великая, Н. Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII-XIX вв. / Н. Н. Великая ; Российская акад. образования, Южное отд-ние, Международная акад. информатизации. – Ростов-на-Дону : 2001. – 279 с. - Текст : непосредственный.
Великая, Н. Н., Белецкая Е. М. Казаки Северо-Восточного Кавказа и их соседи в дореволюционном прошлом (по историческим, фольклорным и литературным источникам) : монография / Н. Н. Великая, Е. М. Белецкая. – Армавир : РИО АГПА, 2014. – 232 с. - Текст : непосредственный.
Гангур, Н. А. Интерьер традиционного жилища кубанского казачества: функциональная структура и меблировка (ХIХ-начало ХХ вв.) / Н. А. Гангур. - Текст : непосредственный // Научный журнал КубГАУ. – 2006. - № 24 (8). – С. 1-13.
Гангур, Н. А. Традиции и мода в костюме кубанского казачества : середина XIX - начало XX века / Н. А. Гангур, М. В. Шарапова. - Краснодар : Традиция, 2014. – 349 с. - Текст : непосредственный.
Головлев, А. А. Этно-конфессиональный состав Терского казачьего войска (вторая половина 19-го - начало 20-го в.) / А. А. Головлев. - Текст : непосредственный // Региональное развитие. – 2017. - № 3 (21). –С. 12-32.
Горбатов, С. В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры российского казачества / С. В. Горбатов. - Текст : непосредственный // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. – 2020. - № 3 (68). – С. 45-56.
Гребенец, Ф. С. Новогладковская станица в прошлом и настоящем // Сб. материалов для описания местностей и племен Кавказа / Ф. С. Гребенец. - Текст : непосредственный // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - 1915. – Вып. 44. – С. 100–107.
Гриценко, Н. П. Быт и нравы кавказских горцев и терских казаков. Их взаимовлияние друг на друга / Н. П. Гриценко. - Текст : непосредственный // Археолого-этнографический сборник. - 1969. - № 3. – С. 146-159.
Заседателева, Л. Б. Терские казаки (середина XVI - начало XX в.): историко-этнографические очерки / Л. Б. Заседателева. – Москва : Издательство Московского университета, 1974. – 421 с. - Текст : непосредственный.
История кубанского казачества. – Текст : электронный // Администрация Краснодарского края : официальный сайт. – 2023. - . URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1217/ (дата обращения: 22.10.2023).
Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках : документы и материалы : в 2-х т. Т. 1. XVI-XVII в. – Нальчик : Эль-фа, 2006. - 695 с. - Текст : непосредственный.
Корсакова, Н. А. Материальная культура казачьего населения Кубани во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. / Н. А. Корсакова. Текст : непосредственный // По страницам истории Кубани (Краеведческие очерки). Краснодар, 1993. – 207 с.
Котельников, В. Л. Дон. Кубань. Терек : очерки / В.Л. Котельников. - Москва : Молодая гвардия, 1950. - 222 с. - Текст : непосредственный.
Курс лекций и практических заданий дополнительной общеобразовательной программы «История и культура терского казачества». Сборник 1 / Сост. Яхно И. А. – Ставрополь : ГБУ ДО Краевой центр развития творчества детей и юношества им. Ю. А. Гагарина, 2018. – 88 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. История кубанского казачества : монография / О. В. Матвеев и др. ; под ред. В. Н. Ратушняка. - Краснодар : Традиция, 2013. - 413 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. Кубанское казачество : историко-культурное наследие, судьбы, грани народной памяти / О. В. Матвеев. – Краснодар : Традиция, 2019. - 384 с. - Текст : непосредственный.
Матвеев, О. В. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ХVIII в. – 1917 г.) : традиционный костюм восточнославянского населения Кубани / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. – Краснодар : Крайбибколлектор, 2000. – 235 с. - Текст : непосредственный.
Писарев, С. И. Трехсотлетие Терского казачьего войска. 1557-1877 / С. И. Писарев. – Владикавказ : Типография Терского областного правления, 1881. - 65 с. - Текст : непосредственный.
Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту : очерки края, общества, вооруженной силы и службы : в семнадцати рассказах, с эпилогом, картою и четырьмя рисунками с натуры : в 2 ч. / И. Д. Попко. – Санкт-Петербургб : Тип. П. А. Кулиша, 1858. – 292 с. - Текст : непосредственный.
Попко, И. Д. Терские казаки со стародавних времен. – Вып.5 / И. Д. Попко. – Нальчик : Издательский центр «Эль-Фа», 2001. – 526 с. - Текст : непосредственный.
Потто, В. А. Два века терского казачества. Т. 1 / В. А. Потто. –Владикавказ : Электропечатня Типографии Терскаго Областного Правления. 1912. - 381 с. - Текст : непосредственный.
Русский традиционный костюм : иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. - 399 с. - Текст : непосредственный.
Савельев, Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование : в 4 Т. Т. 1 / Е. П. Савельев. – Москва : Вече, 2010. - 480 с. - Текст : непосредственный.
Тхамокова, И. Х. Терские казаки : история группы и ее названия / И. Х. Тхамокова. - Текст : непосредственный // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2016. - № 9 (17). – С. 199-203.
Шарапова, М. В. Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (Женская одежда второй половины ХIХ – начала ХХ века). - Текст : непосредственный // Культурная жизнь Юга России. – 2011. - № 3 (41). – С. 51-53.
Щербина, Ф. А. История Кубанского казачьего войска. 2 Т. Т1 / сост. Ф. А. Щербина. – Екатеринодар : тип. Т-ва печ. и изд. дела п/ф «Печатник», 1910. - 291 с. - Текст : непосредственный.
Ярошенко, И. В. История создания и развития традиционно-бытового костюма кубанских казаков на рубеже XIX - начала ХХ в. / И.В. Ярошенко. - Текст : непосредственный // Вестник РУДН, серия История России. – 2009. - № 5. – С. 328-333.