Управление рисками в цепях поставок на товарных рынках на примере ООО ( у меня есть компания)
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 23.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты управления рисками в цепях поставок на товарных рынках 5
1.1 Управление цепями поставок: экономическая сущность, значение и их классификация 5
1.2 Характеристика решений в условиях риска при управлении цепями поставок 15
1.3 Методы предупреждения рисков и уклонения от них при управлении цепями поставок 19
2 Анализ системы управления рисками в цепях поставок на товарных рынках на примере ООО Светотехническая компания «ПИК» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО Светотехническая компания «ПИК» 27
2.2 Оценка системы управления цепями поставок в компании 34
2.3 Анализ управления рисками в цепях поставок компании 38
3 Направления совершенствования системы управления рисками в цепях поставок на товарных рынках ООО Светотехническая компания «ПИК» 41
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию системы управления рисками в цепях поставок ООО Светотехническая компания «ПИК» 41
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………65
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….69
☐ 1 ☐ 2 ☐ 3 ☐ 4 ☐ 5Комментарии: Выполнил:__________________________ Дата: ______________Раздел 4: План реагирования на инцидентыСоздание плана реагирования на инциденты. Этот план готовит к своевременному реагированию на критические инциденты, снижает влияние этих инцидентов на выявленные бизнес-операции и готовит ключевой персонал к обеспечению эффективного реагирования для минимизации сбоев в случае чрезвычайной ситуации. Вместе они образуют план реагирования на инциденты. (Приложение Ж).Таблица 12Контрольный список для немедленного реагированияРеагирование на инцидентПредпринятые действия Оценили серьезность происшествия При необходимости эвакуируем объект Учтено для всехВыявлены телесные повреждения людейОбратился в экстренные службыРеализован план реагирования на инцидентыЗапустил журнал событийАктивированные сотрудники и ресурсыНазначен пресс-секретарьПолучение дополнительной информации в качестве приоритетаПроинформировал членов команды об инцидентеРаспределены конкретные роли и обязанностиВыявлены любые поврежденияВыявлены критически важные виды деятельности, которые были нарушеныДержал персонал в курсеСвязались с ключевыми заинтересованными сторонамиПонимание и соблюдение всех нормативных требований/требований соответствия.Инициированная реакция СМИ/связей с общественностьюПроцедуры эвакуацииКомпании необходимо иметь соответствующие процедуры эвакуации, учитывающие как персонал, так и посетителей. Эти процедуры следует хранить в месте, доступном для всего персонала.Целью плана эвакуации является предоставление набора процедур, которые будут использоваться лицами, находящимися на объекте, в случае критического инцидента. Компании следует:• начать с плана этажа• четко определить расположение аварийных выходов• разработать стратегии оказания помощи лицам с ограниченными возможностями• убедиться, что все знают, что делать, если необходима эвакуация• выбрать и указать место встречи (пункт эвакуации) вдали от объекта• регулярно тестировать план. «Аптечка».Если зданию нанесен ущерб или его необходимо эвакуировать, а операции необходимо перенести в другое место, аварийный комплект можно взять и быстро и легко перевезти за пределы площадки или, в качестве альтернативы, безопасно и надежно хранить за пределами площадки. Записать в своем плане, что содержится в аварийном наборе и когда он в последний раз проверялся.Возможно, необходимо включить следующие элементы: ДокументыПлан обеспечения непрерывности бизнеса —план по восстановлению бизнеса или организации в случае критического инцидента.Список сотрудников с контактными данными — включая домашние и мобильные номера и даже адреса электронной почты. Также можно указать контактные данные ближайших родственников.Списки сведений о клиентах и поставщиках.Контактные данные экстренных служб.Контактная информация коммунальных компаний.План строительной площадки (это может помочь в спасательных работах), включая расположение точек отключения газа, электричества и воды.План эвакуации.Новейший инвентарь и оборудование.Данные страховой компании.Финансовая и банковская информация.Инженерные планы и чертежи.Списки и характеристики продукции.Формулы и коммерческая тайна.Контактные данные местных органов власти.• Коробки канцелярских товаров, печати и документы компаний.ОборудованиеКомпьютерные ленты/диски/USB-накопители или флэш-накопители с резервными копиями.Запасные ключи/коды безопасности.Фонарик и запасные батарейки.Защитная и оцепляющая лента.Блокноты для сообщений и флипчарт.Маркеры (для временных знаков).Общие канцелярские принадлежности (ручки, бумага и т. д.).Мобильный телефон с кредитом и зарядное устройство.Маски для защиты от пыли и токсичного дыма.Одноразовая камера (полезна для записи доказательств при страховом возмещении) Примечания• Убедиться, что этот пакет хранится безопасно и надежно на объекте и за его пределами (в другом месте).• Убедиться, что предметы в упаковке регулярно проверяются, обновляются и находятся в хорошем рабочем состоянии.• Помнить, что наличные/кредитные карты могут понадобиться для чрезвычайных расходов.Этот список не является исчерпывающим. Необходимо его настроить в соответствии с бизнесом.Роли и обязанности.Таблица 13 позволит компании возложить ответственность за выполнение каждой задачи на одну из назначенных ей ролей. Затем необходимо назначить каждую роль или несколько ролей одному или нескольким сотрудникам и при необходимости назначить резервный персонал.Затем участвующим сотрудникам должна быть предоставлена эта таблица, чтобы понять их роли, а также список задач для выполнения предаварийного планирования и аварийных задач. Следует настроить эту таблицу в соответствии с потребностями и структурой бизнеса (таблица 13).Таблица 13Роли и обязанностиРольНазначенные сотрудникиАльтернативаЛидер группыИмя: Введите имяКонтактная информация:ВведитеИмя: Введите имяКонтактная информация:ВведитеОбязанности в чрезвычайной ситуации:• убедиться, что план обеспечения непрерывности бизнеса активирован.• контролировать бесперебойную реализацию раздела плана реагирования и восстановления.• определить необходимость и активировать использование альтернативной рабочей площадки и других задач по обеспечению непрерывности работы• общаться с ключевыми заинтересованными сторонами по мере необходимости• предоставлять важную информацию сотруднику по связям с общественностью для распространения• информировать ключевой персонал о любых изменениях ситуации.РольНазначенные сотрудникиАльтернативаИмя:Контактная информация:Имя:Контактная информация:Обязанности в чрезвычайной ситуации:РольНазначенные сотрудникиАльтернативаИмя:Контактная информация:Имя:Контактная информация:Обязанности в чрезвычайной ситуации:РольНазначенные сотрудникиАльтернативаИмя:Контактная информация:Имя:Контактная информация:Ключевой контактный лист.Необходимо использовать таблицу 14, чтобы задокументировать контактную информацию персонала в случае чрезвычайной ситуации. В списке контактов компании будут указаны разные должности.Таблица 14Список контактов – внутреннийЛицоКонтактный номер/аEmailОбязанностиНеобходимо использовать эту таблицу для документирования контактных данных внешних служб (включая службы экстренной помощи) (таблица 16). Также необходимо использовать журнал событий для записи информации, решений и действий в период сразу после критического события или инцидента (таблица 15).Таблица 15Список контактов – внешнийКлючевые контактыКонтактные номераПолицияАварийные службыМедицинская помощьБезопасностьСтраховая компанияПоставщикиВода и канализацияГазЭлектиричествоТелефонная связьТаблица 16Журнал событийДатаВремяИнформация/решения/действияИнициалыАктивировать план обеспечения непрерывности бизнесаА.В.Раздел 5: ВосстановлениеВосставновление – это возвращение к предаварийному состоянию. Выполнение критически важных действий как можно скорее после критического инцидента является основной задачей.Следует заполнить эту таблицу, чтобы обеспечить восстановление в «наихудших» сценариях. Затем его можно изменить в зависимости от степени ущерба для вашего бизнеса. Процесс восстановления включает в себя:• разработка стратегий по восстановлению вашей деловой активности в кратчайшие сроки• определение ресурсов, необходимых для восстановления вашей деятельности• документирование ранее выявленных вами RTO• перечисление лиц, ответственных за каждую задачу, и ожидаемую дату завершения.Пример приведен в Приложении З. Далее составляется контрольный список кризисов и восстановления. Необходимо настроить этот список, включив в него информацию, специфичную для компании.Подробности кризиса☐ Запишите подробную информацию о всех пострадавших, включая персонал, клиентов и других представителей общественности.☐ Сфотографируйте или зафиксируйте повреждения зданий, оборудования, транспортных средств компании и инвентаря.☐ Запишите влияние на ваши бизнес-функции.☐ Запишите любой предполагаемый ущерб репутации вашего бизнеса.Обновление персонала☐ Проведите анализ критического инцидента в течение 48 часов (предпочтительно в течение 24 часов) после кризиса.☐ Проведите встречу со своими сотрудниками, чтобы узнать их реакцию на кризис. Вашим сотрудникам может потребоваться время и пространство, чтобы обдумать свои мысли и чувства. Поощряйте глубоко пострадавших сотрудников обращаться за поддержкой к другим сотрудникам или в консультационные службы и не забывайте отслеживать прогресс в течение нескольких месяцев после кризиса.☐ Информируйте персонал о процессе восстановления и планируйте регулярные обновления.☐ Сообщите персоналу о коллегах, которые могут пострадать.☐ Информируйте сотрудников о том, чего от них ожидают.☐ Сообщите сотрудникам, следует ли им приходить на работу на следующий день.☐ Убедите персонал в безопасности работы.Свяжитесь со своим страховщиком☐ Свяжитесь со своей страховой компанией, чтобы предъявить претензию (прежде чем приступить к уборке и вывозу вещей).☐ Сфотографируйте или запишите повреждения ваших помещений, оборудования, транспортных средств, запасов, записей клиентов и оборудования для обоснования претензий.Ищите поддержку☐ Подайте заявку на участие в любых программах государственной поддержки, которые помогут восстановить ваш бизнес после кризиса.☐ Изучите возможность получения поддержки со стороны банков и других предприятий (поддержка часто оказывается после стихийного бедствия).Просмотрите процессы восстановления☐ Запишите, чему вы научились из этого кризиса.☐ Пересмотрите и обновите свой план восстановления.☐ Пересмотрите и обновите свой общий план обеспечения непрерывности бизнеса.☐ Подумайте и запишите, что прошло хорошо, а что нет.☐ Рассмотрите и запишите основные извлеченные уроки.☐ Внедрить изменения, необходимые для улучшения.Другое☐Введите текст.Необходимо включить все организации и людей, которые будут иметь важное значение для восстановления бизнеса (Приложение И).Раздел 6: Репетиция, поддержка и проверкаНеобходимо репетировать план, чтобы убедиться, что он остается актуальным и полезным. Это может быть сделано в рамках учений и является ключевым фактором успешной реализации плана во время чрезвычайной ситуации.Обязательно регулярно пересматривать и обновляйть план, чтобы поддерживать точность и отражать любые изменения внутри или за пределами бизнеса.Рассмотреть эти предложения:• График обучения подготовит людей, которые могут оказаться вовлеченными в чрезвычайную ситуацию на вашем объекте.• Обратить внимание на кадровые изменения.• Использовать названия сотрудников, а не имена.• Если компания меняет организационную структуру или поставщиков/подрядчиков, внести изменения в план, чтобы он оставался актуальным.• После мероприятия важно проанализировать выполнение плана, подчеркнув, что было выполнено хорошо, а что можно улучшить.Расписание тренировокНеобходимо записать подробную информацию о графике тренировок в таблице ниже в таблице 17.Таблица 17Поддержка и проверка планаДата обученияТип обученияКомментарииУчения по эвакуацииВесь персонал эвакуирован и учтен в приемлемые сроки.Записать подробности графика проверки в таблице 18.Таблица 18График рассмотренияДата рассмотренияПричина отзываВнесенные измененияНовые кадры на новых должностяхПлан обновлен, чтобы отразить изменения в ролях и обязанностях.Важно отметить, что все планы действий должны быть разработаны заранее и регулярно обновляться, чтобы быть готовыми к чрезвычайным ситуациям и максимально снизить возможные риски и потери для компании.3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятийЛинейное руководство должно отвечать за управление рисками для всех инициатив, подразделений и секторов. Помимо управления рисками, менеджеры должны следить за тем, чтобы все необходимые средства контроля всегда были на месте и функционировали должным образом.Далее, контроль обеспечения будет сконцентрирован на укреплении навыков управления рисками, чтобы те, кто несет риск, или другие лица могли воспользоваться шансами для улучшения и поддержания непрерывности и качества цепочки поставок, создания стоимости и достижения устойчивого роста. Конечная степень управления рисками будет сопоставляться с постоянным продвижением инноваций и предпринимательства.Таким образом, тщательно проанализировав все логистические риски организации, этот бизнес может обезопасить себя от неблагоприятных исходов на этапах поставок, транспортировки и продаж.В конечном счете, управление рисками направлено на максимизацию прибыли при поддержании идеального соотношения прибыли и риска, которое предприниматель считает приемлемым.В частности, более точно планировать достоверные финансово-экономические показатели можно посредством плана, разработанного в предыдущем пункте, который основан на использовании экспертных систем (программ поддержки принятия решений, содержащих большой объем знаний экспертов) для решения поставленных задач. Этот план направлен на снижение затрат на логистику с помощью различных средств, включая реинжиниринг систем управления материальными ресурсами, экономию материальных запасов, выявление «скрытых» затрат, снижение затрат на поддержание материальных потоков, а также разумный и систематический учет и анализ транспортировки.Экономические потери ООО Светотехническая компания «ПИК» в следствии имеющихся рисков приведены в таблице 19:Таблица 19Экономические потери ООО Светотехническая компания «ПИК»вследствие имеющихся рисков, руб.КатегорияКоличество потерь (в нат.выр., шт.)Потери (в стоимостном выр., шт.)Количество потерь (в нат.выр., шт.)Потери (в стоимостном выр., шт.)Эффект (темп роста (текущий период/базисный период*100), %Нарушение производственных процессов• поломка основных машин и оборудования• повреждение установок и оборудования (например, пожар)9560000742000075Продолжение таблицы 19КатегорияКоличество потерь (в нат.выр., шт.)Потери (в стоимостном выр., шт.)Количество потерь (в нат.выр., шт.)Потери (в стоимостном выр., шт.)Эффект (темп роста (текущий период/базисный период*100), %Мошенничество, злоупотребления, хищения168253854126190390,575Потери от плохого планирования поставки, и как следствие проведение логистических операций в «авральном режиме»252470547,4191852910,5575Смены кадрового состава отдела снабжения и уход руководителя:3283744322128082,2575Потери от низкой производительности компьтерных систем, их недостаточной функциональности, неадекватности современным требованиям1567537311756529,7575Данные по потерям в их количестве в натуральном и стоимостном выражении были взяты у менеджеровООО Светотехническая компания «ПИК». По оценке экспертов в области риск-менеджмента использование разработанной модели управления рисками позволит снизить экономические потери предприятия в среднем на 25%.То есть эффективность будет выражаться в снижении потерь: потери до мероприятий – потери после мероприятий, а эффект: текущий период/базисный период*100%), %Таким образом, имеющиеся риски на предприятии напрямую влияют финансовый результат предприятия.На основании таблицы 22 можно сделать вывод, что эффективнее предотвращать риски, нежели бороться с их последствиями.Для оценки эффективности предложенных мероприятий целесообразно рассчитать затраты на мероприятия по снижению рисков деятельности предприятия (представлены в таблице 20).Таблица 20Затраты на мероприятия по снижению рисков в цепях поставок ООО Светотехническая компания «ПИК»Предполагаемы мероприятияЗатраты,тыс. руб.ЭффектРазработка плана рекомендаций по совершенствованию системы управления рисками в цепях поставок128,1Снижениерисков в цепях поставокИтого128,1Общие затраты на мероприятия составят 128,1 тыс. руб.Предполагается, что реализация всех мероприятий по снижению рисков позволит увеличить среднегодовую выручку на 5-7% (возьмем в среднем 6%). Выручка до внедрения мероприятий составила 15 534 тыс. руб.Экономический эффект от внедрения мероприятий – это разница между планируемым приростом выручки, вызванного предлагаемыми мероприятиями, и расходами на эти мероприятия. Рассчитывается по формуле:Эвыр = (Впл - З) - Врп(1) Где Е – экономический эффект от внедрения мероприятий, руб.; Впл – планируемый показатель выручки от реализации после реализации мероприятий, руб.; З – затраты на реализацию мероприятий, руб.; Врп – выручка от реализации за последний период, руб.;Планируемый показатель выручки от реализации мероприятий рассчитывается по следующей формуле:Впл = Врп + (Врп * (Прв/100)) (2)Где Впл – планируемый показатель выручки от реализации после внедрения мероприятий, руб.; Врп – выручка от реализации за последний период, руб.; Пвр – планируемый прирост выручки от реализации, вследствие реализации предложенной программы, %.Общая сумма затрат на предлагаемые мероприятия по снижению рисков деятельности предприятия питания в ООО Светотехническая компания «ПИК» как уже было отмечено составят 128,1 тыс. руб.Таким образом, планируемый показатель выручки от реализации мероприятий будет равен:Впл = 15 534+ (15 534 * (6/100)) = 16466,04 тыс. руб.Тогда экономический эффект от предложенных мероприятий будет равен:Эвыр = (16466,04– 128,1) – 15 534 = 803,94 тыс. руб.Таким образом, можно сделать вывод, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на мероприятия на 128,1 тыс. руб. увеличат оборот предприятия на 803,94тыс. руб. Пусть экономический эффект не такой большой, но мероприятия направлены на снижение рисков в первую очередь, поэтому их можно считать эффективными.Применение данных рекомендаций в комплексе, на наш взгляд, позволит ООО Светотехническая компания «ПИК» построить такую систему снижения рисков, которая позволит реализовывать краткосрочные и долгосрочные цели и задачи предприятия в наиболее полном объеме и с наибольшей эффективностью.Риски снизились за счет автоматизации процессов управления рисками с целью улучшения реализации структуры управления рисками во всех подразделениях ООО Светотехническая компания «ПИК». А внедрение разработанногоплана управления рисками позволит ООО Светотехническая компания «ПИК» снизить частоту рисков, что в свою очередь приведет к существенному снижению затрат.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦепочка поставок относится к структуре сетевой цепочки, образованной добывающими и перерабатывающими предприятиями в процессе производства и обращения для предоставления продуктов или услуг конечным пользователям.Цепочка поставок может наглядно описать процесс перемещения продуктов или сырья от поставщиков к производителям, дистрибьюторам, розничным торговцам и, наконец, потребителям.Существуют существенные риски, связанные со сложными и динамичными отношениями между участниками цепочки поставок, и эти риски могут негативно повлиять на производительность на каждом этапе цепочки. Этот риск может со временем привести к резкому снижению операционных показателей, прибыльности и акционерной стоимости.Исследования по предотвращению рисков в цепочке поставок могут служить ориентиром для предприятий в цепочке поставок, операций в цепочке поставок, как предотвращать риски, избегать рисков и передавать риски, что приведет к улучшения их деятельности.Традиционный кредитный бизнес в первую очередь оценивает квалификацию, эффективность, финансовые характеристики и методы гарантирования предприятия. Но в контексте цепочки поставок риски, с которыми сталкиваются ее предприятия, радикально изменились; теперь, помимо влияния факторов цепочки поставок, на них также влияют собственные факторы риска. Это устанавливает, что предприятия, занимающиеся финансированием цепочки поставок, используют другие формы риска и стратегии управления рисками, чем традиционные кредитные модели.За 7летсуществования на рынке электротехнической продукций ассортимент компании «ПИК» превысил сотни а то и тысячи наименований. Услугами компании «ПИК» пользуются, более 200 постоянных клиентов, в том числе и государственные организации разных уровней.За весь рассматриваемый период произошло сильное падение выручки –на 44,4%.Значение убытка от продаж за 2022 год составило -168 тыс. руб. За рассматриваемый период имело место стремительное снижение финансового результата от продаж – на 841 тыс. руб.На сегодняшний день из-за повышения требований к гибкости и конкурентоспособности предприятия всё чаще отдается предпочтение поиску внешнего поставщика услуг (страховые услуги, услуги связи, транспортные услуги). В компании отсутствует собственный транспорт. 90% всех заказов оформляются от производителя светильников к потребителю. Часто доставка происходит через транспортные компании. Основными направлениями являются центральные города России и регионы. Много заказов на освещение поступает от госучреждений (школы, университеты и тд.) менеджер по продажам так же и планирует сроки поставки и их детали. Есть небольшой собственный склад, но он для хранения небольших заказов и доставки по городу Санкт-Петербург. Собственно где находится сама компания. Также на складе храниться модели для рекламации в случае необходимости, так как ремонт светильников не выгоден, дешевле и проще поменять плотностью.Следует отметить, что фактически в компании оценкой управления рисками в цепях поставок ООО Светотехническая компания «ПИК» никто не занимается, это происходит больше на недостаточном уровне, ей не уделяется должного внимания. В устной форме обсуждаются детали по поставкам, однако основная цель в данной области — борьба с негативными последствиями рисков, то есть снижение убытков от логистической деятельности на предприятии, а также, увеличение положительного риска, то есть прибыли.Ввиду того, что наиболее частой деятельностью ООО Светотехническая компания «ПИК» является управление деятельностью по закупкам продукции, а также учитывая взаимозависимость всех уровней цепочки поставок, риски в любом звене могут оказать серьезное влияние на всю цепочку поставок.По результатам логистического аудита можно сделать вывод, что в ООО «Светотехническая компания «ПИК» отсутствует комплексная система управления цепочкой поставок; система управления процессами; существуют значительные пробелы в межфункциональном взаимодействии его структурных подразделений.В заключение следует отметить, что компании оперативно реорганизуют свою деятельность с целью снижения рисков в результате нынешней обстановки в стране. Чтобы сократить задержки транспортных средств на наиболее загруженных дорог, перевозчики вносят изменения в свои карты маршрутов. Кроме того, в результате ограничений, связанных с пандемией коронавируса, появился новый метод доставки в сфере электронной коммерции, называемый бесконтактным. Кроме того, компании были вынуждены ускорить темпы цифровизации внутренних бизнес-процессов в результате перехода на удаленную работу.ООО Светотехническая компания «ПИК» рекомендуется создать план действий, ориентированный на получение прибыли, определив важные виды деятельности в цепочке поставок, на которые могут повлиять сбои.Его можно назвать «План рекомендаций по совершенствованию системы управления рисками в цепях поставок».По оценке экспертов в области риск-менеджмента использование разработанной модели управления рисками позволит снизить экономические потери предприятия в среднем на 25%.Мероприятия являются выгодными и могут быть рекомендованы для внедрения в ООО Светотехническая компания «ПИК».
1. Воронцовский, А. В. Управление рисками : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцовский. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 485 с.
2. Дыбская, В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / – М.: Эксмо, 2019. – 939 c.
3. Иванов, Д. А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб: Издательство Политехнического университета, 2019. – 659 с.
4. Кашкин С.Ю., Кириленко В.П. Таможенное право : учебник для вузов / под ред. С. Ю. Кашкина, В. П. Кириленко. — Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2020. — 544 с.
5. Косаренко, Н. Н. Таможенное право; КноРус - Москва, 2014. - 320 c.
6. Курганов, В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений / В.М. Курганов. – М.: Книжный мир, 2020. – 512 с.
7. Курочкин, Д.В. Логистика: транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная: курс лекций / Д.В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2020. – 268 с.
8. Левкин, Г.Г. Логистика: Теория и практика. – М: Директ-Медиа, 2019. – 220 с.
9. Лукинский, В. С. Логистика и управление цепями поставок : учебник и практикум для академиче- ского бакалавриата / В. С. Лукинский, В. В. Лукинский, Н. Г. Плетнева. — М. : Изда- тельствоЮрайт, 2019. — 359 с.
10. Маховикова, Г. А., Павлова Е. Е. Таможенное дело. Учебник; Юрайт - Москва, 2019. - 408 c.
11. Молчанова, О. В., Коган М. В. Таможенное дело; Феникс - Москва, 2020. - 320 c.
12. Петрученя И.В. Управление рисками : учебное пособие / И. В. Петрученя, Е. А. Острикова ; Сибирский федеральный университет, Институт торговли и сферы услуг. - Красноярск : СФУ, 2022 (2022-01-11). - 168 с.
13. Риск-менеджмент : учебник / В. Н. Вяткин, В. А. Гамза, Ф. В. Маевский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с.
14. Сергеев, В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / Национал. исследоват. универ. "Высшая школа экономики"; -2-e изд., перераб. и доп. -М.:НИЦ Инфра-М, 2019. - 634 с.
15. Управление рисками : практикум / составитель О. Н. Назарова. – Ульяновск : УИ ГА, 2022. – 66 с.
16. Цюй Чжу, Ю. Доу. Эволюционная модель игры между ограничениями и серьезными предприятиями в зеленых цепочках ситуаций. 2007. Т. 27 (12) (2007), с. 85 - 89
17. А. Регатьери, М. Гамбери, Р. Манзини. Прослеживаемость пищевых продуктов: общая основа и экспериментальные данные. J Food Eng, 81 (2), 2021. – С. 347 – 356
18. Колумбекова Т.Е. Совершенствование системы уплаты таможенных платежей в современных условиях. Журнал «TerraEconomicus». Выпуск № 3-3 / том 11 / 2019. – С. 89-93
19. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Климов А.А., Петров А.В., Намиот Д.Е. Цифровые цепи поставок и технологии на базе блокчейн в совместной экономике» // International Journal of Open Information Technologies. – 2021. – № 8. – c. 80−95
20. Сергеев В.И., Кокурин Д.И. (2019) Применение инновационной технологии «Блокчейн» в логистичке и управлении цепями поставок // Креативная экономика. 12. (2). –С.125-140
21. Т. Босона , Г. Гебресенбет Прослеживаемость продуктов питания как неотъемлемая часть управления логистикой в цепочке поставок продуктов питания и сельского хозяйства. Food Control , 33, 2019. - С. 32 - 48
22. Богданов А. Современная таможенная логистика [Электронный ресурс] / Карголинк Биржа. - URL: https://cargolink.ru/ls/blog/782.html свобод-ный.
23. Особенности управления логистическими рисками в цепях поставок торговых компаний URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48119521 свобод-ный.
24. Отличия рисков в цепях поставок. URL: https://lamacon.ru/blog/riski-upravlenii-tsepyami-postavok Особенности перевозки продуктов питания свобод-ный.
25. Перевозка продуктов.URL: http://eurasia-log.ru/info/perevozka-prodyktov/ свобод-ный.
26. Цян Шен Цзянь Чжан, Юн-сянь Hou, Цзя-хуэй Ю, Джин вас Ху Контроль качества цепочки поставок сельскохозяйственной продукции на базе «Интернет +» https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2214317318300179 свобод-ный.
27. Четыре направления цифровизации. https://gudok.ru/newspaper/?ID=1556626 свобод-ный.
28. Аль-Оде, М.; Смоллвуд, Дж. Устойчивое управление цепочками поставок: обзор литературы, тенденции и структура. Междунар. Дж. Вычисл. англ. Управление 2021, 15, 85–90
29. Баах, К.; Джин, З. Устойчивое управление цепочками поставок и организационная эффективность: посредническая роль конкурентного преимущества. Дж. Манаг. Поддерживать. 2019, 9, 1925–4733
30. Беске П.; Лэнд, А .; Серинг, С. Практика устойчивого управления цепочками поставок и динамические возможности в пищевой промышленности: критический анализ литературы. Междунар. Дж. прод. Экон. 2019, 152, 131–143
31. Бранденбургер, Адам; Нейлбафф, Барри; «Сотрудничество: революционное мышление, сочетающее конкуренцию и сотрудничество»; ISBN 0-385-47950-6 ; 1996 г.
32. Картер, Ч.Р.; Роджерс, Д.С. Структура устойчивого управления цепочками поставок: движение к новой теории. Междунар. Дж. Физ. Распредел. Логист. Управление 2019, 38, 360–387
33. Эсфабоди, А.; Чжан, Ю.; Уотсон, Г. Устойчивое управление цепочками поставок в странах с развивающейся экономикой: компромиссы между экологическими и экономическими показателями. Междунар. Дж. прод. Экон. 2019, 181, 350–366
34. Пейджелл, М.; Ву, З. Создание более полной теории устойчивого управления цепочками поставок с использованием тематических исследований 10 примеров. J. Управление цепочками поставок. 2019, 45, 37–56
35. Петерс, Н. Межорганизационный дизайн добровольных инициатив в области устойчивого развития; Gabler GWV Fachverlage: Висбаден, Германия, 2020 г.
36. Серин, С.; Мюллер, М. От обзора литературы к концептуальной основе устойчивого управления цепочками поставок. Дж. Чистый. Произв. 2019, 16, 1699–1710