Этапы работы над сценарием в театрализованном представлении
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 04.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
I. СЦЕНАРНАЯ ОСНОВА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 7
1.1 Понятие «театрализованное представление» 7
1.2 Особенности драматургии театрализованных представлений 13
1.3 Этапы работы над сценарием театрализованного представления 23
Выводы по первой главе 33
II. ОСОБЕННОСТИ РЕЖИССЕРСКОЙ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРНОЙ ОСНОВОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО КОНЦЕРТА «ФРОНТОВЫЕ ПИСЬМА» 36
2.1 Драматургическая разработка методов работы над театрализованной концертной программой 36
2.2 Особенности сценарной работы над театрализованном концертом «Фронтовые письма» 49
Выводы ко второй главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложение 1 70
Режиссер погрузился в тщательную исследовательскую работу, изучая исторические документы, личные рассказы и соответствующую литературу. Эти исследования легли в основу разработки характеров, что позволило режиссеру придать подлинность пути каждого персонажа. Проанализировав исторический контекст и социальные факторы, влияющие на персонажей, режиссер смог эффективно изобразить их борьбу и стремления.Роль режиссера в руководстве актерами сыграла решающую роль в передаче сущности персонажей, изображенных в письмах. В ходе интенсивных репетиций и мастер-классов режиссер тесно взаимодействовал с актерами, добиваясь глубокого понимания эмоций и переживаний персонажей. Режиссер использовал различные актерские техники и упражнения, чтобы помочь актерам эффективно донести эти эмоции до зрителей. Устанавливая доверительные отношения и создавая атмосферу сотрудничества, режиссер побуждал актеров исследовать сложности своих персонажей, создавая тем самым многомерные спектакли, которые находили отклик у зрителей.В конечном итоге подход режиссера к написанию сценария театрализованного концерта «Фронтовые письма» продемонстрировал его стремление к созданию аутентичных и легко воспринимаемых персонажей. Благодаря тщательному исследованию режиссер получил полное представление о мотивах, поведении и взаимоотношениях людей, изображенных в письмах. Это понимание, а также эффективное использование театральных приемов позволили воплотить сценарий на сцене, эффективно передавая эмоции и переживания созданных персонажей зрителям.Выводы ко второй главеВо второй практической главе дипломного проекта были рассмотрены различные особенности режиссерской работы над сценарной основой театрализованного концерта «Фронтовые письма». В ходе работы были комплексно исследованы темы, посвященные драматургическому развитию методов работы над театрализованной концертной программой, а также конкретные практические особенности сценарной работы над театрализованным концертом «Фронтовые письма».В первом разделе практики был рассмотрен такой важный аспект, как роль режиссера в формировании театрализованной концертной программы. В главе отмечена важность выбора подходящих музыкальных композиций и их последовательного вплетения в общую структуру повествования. Способность режиссера подобрать разнообразные музыкальные жанры, соответствующие общей тематике и направлению постановки, была отмечена как важнейший фактор создания динамичного и увлекательного представления. Было отмечено, что тщательный подбор музыкальных произведений помогает вызвать определенные эмоции и передать желаемые темы и посылы представления в целом.Кроме того, в разделе 2.1 была рассмотрена концепция создания гармоничного баланса между музыкой, речью и визуальными элементами. Подробно рассмотрена работа режиссера по координации работы музыкантов, вокалистов, актеров и других исполнителей. Это включает в себя не только управление техническими аспектами выступления, но и обеспечение соответствия художественной интерпретации каждого исполнителя общему видению театрализованного концерта. В главе также подчеркивается роль режиссера как фасилитатора, направляющего творческий процесс и стимулирующего сотрудничество между всеми, кто принимал участие в организации и проведении«Фронтовых писем».В заключительном параграфепрактической части исследования были подробно рассмотрены этапы создания сценария театрализованного представления на материале театрализованного концерта «Фронтовые письма». Каждый этап – от поиска и вдохновения до разработки и редактирования финальной версии – способствовал созданию целостного и мощного сценария, эффективно передающего задуманную идею. Использование первоисточников, таких как письма, личные рассказы и исторические исследования, позволяло глубже понять контекст и эмоции, связанные с темой.В разделе также рассматривались уникальные проблемы и соображения, связанные с адаптацией подлинных исторических писем в убедительное театральное представление. Подчеркивалась важность сохранения аутентичности и целостности оригинальных писем при одновременном включении драматических элементов для усиления общего воздействия. Была выделена задача режиссера по превращению писем в целостный и увлекательный сценарий, требующий глубокого понимания исторического контекста, действующих лиц и желаемого эмоционального резонанса. Кроме того, в разделе 2.2 был исследован подход режиссера к созданию персонажей и использованию театральных приемов для оживления сценария. При этом, уделялось внимание важности детального исследования и анализа для понимания мотивов, поведения и взаимоотношений персонажей, изображенных в письмах. В главе также была ярко отмечена роль режиссера в руководстве игрой актеров, в том, чтобы они уловили суть персонажей и эффективно передали зрителям их эмоции и переживания.Таким образом, во второй практической главе дипломного проекта было проведено комплексное исследование режиссерской работы над сценарной основой театрализованного концерта «Фронтовые письма». Оба раздела практической части исследования проливают свет на различные особенности этого творческого процесса, включая драматургическую разработку методов работы над театрализованной концертной программой и уникальные проблемы, возникающие в процессе сценарной работы. В главе показана сложная и многогранная природа роли режиссера в реализации театрализованных концертных представлений, подчеркнут его важнейший вклад в организацию увлекательного и эмоционально насыщенного театрализованного концерта.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного дипломного исследование было изучение этапов работы над сценарием театрализованных представлений, в частности, выявление роли режиссера в разработке сценарной основы театрализованного концерта «Фронтовые письма». Благодаря тщательному анализу сценарной основы и особенностей работы режиссера, данное исследование стремилось дать ценное представление о творческом процессе, лежащем в основе подобных представлений.В первой главе рассматривалось фундаментальное понятие сценарной основы театральных представлений. В ходе исследования была отмечена важность хорошо структурированного и увлекательного сценария как основы успешного театрализованного представления. Рассмотрев различные теории и подходы к разработке сценария, глава пролила свет на важность создания надежного сценария, воплощающего видение и замыслы режиссера. Также была подчеркнута важнейшая роль тщательного изучения и понимания исторических, культурных и тематических элементов, которые вносят свой вклад в общую концепцию представления.Переходя к главе 2, мы остановились на особенностях работы режиссера над сценарной основой театрализованного концерта «Фронтовые письма». В этой главе был проведен глубокий анализ конкретных обязанностей режиссера на каждом этапе творческого процесса. Исследована роль режиссера в создании концепции спектакля, взаимодействии с творческой группой, контроле за адаптацией, репетициями и доработкой сценария. Исследование показало, что опытный режиссер использует широкий спектр приемов и художественных решений, чтобы оживить сценарий, передать суть задуманного и вызвать глубокое эмоциональное воздействие на зрителей.В ходе написания дипломного проекта были проведены обширные научные исследования и анализ для обеспечения обоснованности и достоверности полученных результатов.В целом, результаты произведённого дипломного исследования показывают, что этапы работы над сценарием в театрализованных представлениях многогранны и требуют тщательного планирования, исследования и творческой интерпретации. Сценарий служит творческим стержнем всей постановки и закладывает основу режиссерского видения. Именно благодаря тщательному анализу и адаптации сценарной основы режиссер воплощает сюжет в жизнь, используя различные театральные приемы, такие как сценография, освещение, звук, движение, для усиления зрительского восприятия.Кроме того, в исследовании подчеркивается, что работа режиссера над сценарием предполагает сотрудничество с творческой группой, актерами и другими участниками постановки. Совместная работа обеспечивает соответствие художественного видения режиссера общим целям представления, способствуя созданию целостного и гармоничного спектакля. Это в свою очередь отмечает важность эффективного общения и лидерских качеств режиссера, позволяющих направлять и вдохновлять команду на протяжении всех репетиций и представлений.Можно сделать вывод, что этапы работы над сценарием в театрализованных представлениях требуют скрупулезного внимания к деталям и глубокого понимания драматического повествования. Роль режиссера в формировании сценарной основы такого представления, как театрализованный концерт «Фронтовые письма», невозможно переоценить. Он выступает в роли идейного вдохновителя, ориентируясь в тонкостях творческого процесса и взаимодействуя с творческой группой для воплощения сценария в жизнь. Используя силу повествования, режиссер создает увлекательный и эмоционально резонансный опыт для зрителей. Выводы, сделанные в ходе выполнения данного исследования, способствуют более глубокому пониманию этого важнейшего аспекта сценарной работы в практике реализации театрализованных представлений.Одним из главных преимуществ изучения этапов работы над сценариями является возможность создания прочной основы для театрализованных постановок. Эффективная генерация идей обеспечивает продуманность и уникальность концепции презентации, а обширные исследования помогают создать обоснованное повествование. На этапе написания сценария происходит трансформация идей в целостную и структурированную сюжетную линию, способную эффективно донести задуманное. В ходе репетиций творческая группа и исполнители совместно дорабатывают спектакли и повышают их общее качество. Наконец, на этапе постановки все элементы, включая декорации, освещение, костюмы и звук, объединяются в единое целое, создавая визуальный и звуковой эффект для зрителей.Кроме того, изучение этапов работы над сценариями в театрализованных представлениях позволяет проследить сложную природу театра как вида искусства. Это подчеркивает совместную работу различных специалистов: драматургов, режиссеров, актеров, дизайнеров и техников, которые вкладывают свои уникальные навыки и знания в воплощение задуманного. Понимание этих этапов позволяет лучше оценить сложность и мастерство театральной постановки.Перспективы дальнейших исследований в этой области обширны и разнообразны. Одна из возможных областей исследования – изучение влияния технологического прогресса на этапы работы над сценарием. С развитием цифровых технологий и мультимедийной интеграции в театре изучение влияния этих элементов на создание и реализацию сценариев может пролить свет на новые пути инноваций в театральных представлениях.Другим потенциальным направлением дальнейших исследований является изучение психологического и эмоционального воздействия театральных представлений на аудиторию. Понимание того, как конкретные сценарии и элементы живых представлений вызывают эмоциональную реакцию или меняют точку зрения зрителей, может дать представление о силе театра как средства коммуникации и социальной активности.Кроме того, сравнительные исследования различных театральных традиций и стилей могут углубить понимание того, как этапы работы над сценариями различаются в разных культурах и исторических периодах. Такой сравнительный анализ позволяет подчеркнуть уникальность различных театральных подходов и одновременно выявить универсальные принципы и приемы, способствующие успеху любой театрализованной презентации.Таким образом, можно вынести заключение, что понимание этапов работы над сценарием в театрализованных презентациях дает практикам и исследователям основу для более глубокого изучения этой инновационной формы коммуникации. Каждый этап – от разработки концепции до вовлечения аудитории – играет решающую роль в создании уникальных и запоминающихся впечатлений, как у зрителей, так и у постановщиков. Перспективы дальнейших исследований в этой области обширны и открывают возможности для изучения эффективности, междисциплинарных подходов, технологической интеграции и культурного контекста театрализованных презентаций.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВИ ЛИТЕРАТУРЫAntónio, Angelo & Vasconcelos, antónio. (2005). Music–theatre: creation, performance and processes of the development of creativity 1.Benford, Steve & Fraser, Mike & Hopkins, Gail & Koleva, Boriana & Drozd, Adam. (2002). Staging and evaluating public performances as an approach to CVE research. 80–87. 10.1145/571878.571891.Facondini, Marco & Ponteggia, Daniele. (2013). Adaptation of a large exhibition hall as a concert hall using simulation and measurement tools. 634–641.Figzał–Janikowska, Magdalena. (2021). Seeing Sound: Music Performativity in the Theatre of Georges Aperghis, NielsRønsholdt and WojtekBlecharz.Glikpoe, Noble Jesse & Horsu, Isaac. (2023). From page to stage: The director's interpretation and picturization of a script.Gossett, Philip. (2009). The Great Transformation of Musical Taste: Concert Programming from Haydn to Brahms. CommonKnowledge. 15. 10.1215/0961754x–2009–044.Harris, Richard & Harris, Kim & Baron, Steve. (2003). Theatrical service experiences : Dramatic script development with employees. International Journal of Service Industry Management - INT J SERVICE IND MANAGEMENT. 14. 184-199. 10.1108/09564230310474156. Krasner, David & Saltz, David. (2006). Staging Philosophy: Intersections of Theater, Performance, and Philosophy. Bibliovault OAI Repository, theUniversityofChicagoPress.Lane, David. (2010). A Dramaturg's perspective: Looking to the future of script development. Studies in Theatre and Performance. 30. 127–142. 10.1386/stap.30.1.127/1.Lefebvre, Augustin. (2018). Reading and embodying the script during the theatrical rehearsal. Language and Dialogue. 8. 10.1075/ld.00015.lef. Martin, Tröndle. (2020). Classical Concert Studies: A Companion to Contemporary Research and Performance. 10.4324/9781003013839.Nervegna, Seb. (2007). Staging scenes or plays? Theatrical revivals of «old» Greek drama in antiquity. 162. 14–42.Noice, Helga & Noice, Tony. (1996). Two Approaches to Learning a Theatrical Script. Memory (Hove, England). 4. 1–17. 10.1080/741940662.Radosavljevic, Duska. (2013). Staging a Play: The Problem of Page and Stage. 10.1057/9781137367884_2.Ridgewell, Rupert. (2010). The concert programmes project: History, progress and future directions. FontesArtisMusicae. 57. 50–64.Rossiter, Kate & Kontos, Pia & Colantonio, Angela & Gilbert, Julie & Gray, Julia & Keightley, Michelle. (2008). Staging data: Theatre as a tool for analysis and knowledge transfer in health research. Socialscience & medicine (1982). 66. 130–46. 10.1016/j.socscimed.2007.07.021.Shapiro, Johanna & Hunt, Lynn. (2003). All the world's a stage: The use of theatrical performance in medical education. Medicaleducation. 37. 922–7. 10.1046/j.1365–2923.2003.01634.x.Valle, Jan & Connor, David. (2012). Becoming theatrical: Performing narrative research, staging visual representation..13.Verstraete, Pieter & Haughton, Miriam & Fernandes, Alinne. (2023). Theatre, Performance and Commemoration: Staging Crisis, Memory and Nationhood. 10.5281/zenodo.7863775.Willis, Emma. (2021). Introduction: Staging the Role of Theatre. 10.1007/978–3–030–85102–6_1.Аниконова, Т. Г. Театрализованное представление в контексте культуры // Наука. Искусство. Культура. 2017. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannoe–predstavlenie–v–kontekste–kultury (дата обращения: 27.10.2023).Аниконова, Т. Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника // Наука. Искусство. Культура. 2015. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannoe–predstavlenie–kak–zrelischnaya–sostavlyayuschaya–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023).Астафьева, Т. В. Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana). 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye–i–media–tehnologii–v–stsenografii–kak–faktor–razvitiya–postanovochnogo–protsessa (дата обращения: 27.10.2023).Астафьева, Т. В. Совершенствование постановочного процесса в современном театре // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie–postanovochnogo–protsessa–v–sovremennom–teatre (дата обращения: 27.10.2023).Белякова Н. В., Чеботарев, С. А. Традиции восточной культуры в развитии технологий экспериментальной режиссуры русского театра // Вестник ТГУ. 2018. №2 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii–vostochnoy–kultury–v–razvitii–tehnologiy–eksperimentalnoy–rezhissury–russkogo–teatra (дата обращения: 27.10.2023).Бондаренко, А. И. Методические особенности обучения студентов построению разновременных событий в сценическом пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико–биологические науки. 2018. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie–osobennosti–obucheniya–studentov–postroeniyu–raznovremennyh–sobytiy–v–stsenicheskom–prostranstve (дата обращения: 27.10.2023).Бочаров, В. О. Генезис понятия «режиссерское решение» как преодоление классической поэтики // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis–ponyatiya–rezhisserskoe–reshenie–kak–preodolenie–klassicheskoy–poetiki (дата обращения: 27.10.2023).Гай М. В. Компаративные триады в литературе конца XIX– начала XX вв. (г. Ибсен – А. П. Чехов – Б. Шоу) // Мировая литература в контексте культуры. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnye–triady–v–literature–kontsa–xix–nachala–xx–vv–g–ibsen–a–p–chehov–b–shou (дата обращения: 05.11.2023).Гарибов, Р. Г. Отечественный документальный театр: от фиксации реальности к исторической рефлексии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. №59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy–dokumentalnyy–teatr–ot–fiksatsii–realnosti–k–istoricheskoy–refleksii (дата обращения: 27.10.2023).Золотухин, В. В. Сегодня мы импровизируем: метод Н. Ф. Скарской в контексте раннесоветской театральной самодеятельности // Шаги/Steps. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/segodnya–my–improviziruem–metod–n–f–skarskoy–v–kontekste–rannesovetskoy–teatralnoy–samodeyatelnosti (дата обращения: 27.10.2023).Карасева, К. М. Документальный метод Петера Вайса в практике создания сценариев театрализованных представлений // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy–metod–petera–vaysa–v–praktike–sozdaniya–stsenariev–teatralizovannyh–predstavleniy (дата обращения: 27.10.2023).Кибардин, А. А. Театрализованные представления Петрограда 1919–1920 годов: методы изучения массовых зрелищ // Художественная культура. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye–predstavleniya–petrograda–1919–1920–godov–metody–izucheniya–massovyh–zrelisch (дата обращения: 27.10.2023).Киреева, Н. Ю. Коммуникативно–аксиологический подход в реализации музыкально–театрального творчества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико–биологические науки. 2023. №90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativno–aksiologicheskiy–podhod–v–realizatsii–muzykalno–teatralnogo–tvorchestva (дата обращения: 05.11.2023).Киселёв, В. Ю. Природно–архитектурный ландшафт и развитие зрелищного (событийного) туризма в России // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodno–arhitekturnyy–landshaft–i–razvitie–zrelischnogo–sobytiynogo–turizma–v–rossii (дата обращения: 27.10.2023).Левицкая, С. В. Структура и содержание музыкально–эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников // Вестник МГУКИ. 2015. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura–i–soderzhanie–muzykalno–esteticheskoy–kultury–rezhissyora–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 27.10.2023).Маленок, Д. Б. Режиссура театрализованных представлений и праздников в СССР. 1970–е как формообразующая веха современной праздничной культуры // Достижения науки и образования. 2018. №8 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhissura–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov–v–sssr–1970–e–kak–formoobrazuyuschaya–veha–sovremennoy–prazdnichnoy–kultury (дата обращения: 27.10.2023).Мишина, Т. В., Подольская, И. Н., Самсоненко, Т. А. Театрализация как метод режиссуры театрализованных представлений и праздников // Internationaljournalofprofessionalscience. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya–kak–metod–rezhissury–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 08.11.2023).Моисеенко, Ю. П. Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников как вид художественного творчества // Universum: филология и искусствоведение. 2019. №5 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukorezhissura–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov–kak–vid–hudozhestvennogo–tvorchestva (дата обращения: 27.10.2023).Мосиенко, С. В. Понятие «театр масс» (к вопросу терминологии и типологии) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie–teatr–mass–k–voprosu–terminologii–i–tipologii (дата обращения: 27.10.2023).Налбандян, С.А. Симуляция реальности в современном документальном театре // МНИЖ. 2016. №6–4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsiya–realnosti–v–sovremennom–dokumentalnom–teatre (дата обращения: 27.10.2023).Опарина, Н. А. Театр – универсальная образовательная модель / Н. А. Опарина // Деятельность театров: театр и дети: Аналитический обзор. – Москва: Российский институт культурологии, 2001. – С. 25–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30355784 (дата обращения: 27.10.2023).Павлов, М. М., Коломойченко, Е. И. Сюжет и хронотоп в театрализованном представлении // Вестник СПбГИК. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet–i–hronotop–v–teatralizovannom–predstavlenii (дата обращения: 27.10.2023).Подосёнов, Л. А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaimodeystvie–rezhissyora–i–hudozhnika–v–sozdanii–hudozhestvennogo–obraza–teatralizovannogo–predstavleniya (дата обращения: 27.10.2023).Подосёнов, Л. А. Художественная природа сценографии театрализованного представления: поиск образного решения // Культура и образование: научно–информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya–priroda–stsenografii–teatralizovannogo–predstavleniya–poisk–obraznogo–resheniya (дата обращения: 27.10.2023).Романенко, Ю. М. Сценография как вид театрального искусства // МНКО. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenografiya–kak–vid–teatralnogo–iskusstva (дата обращения: 27.10.2023).Сазонова, А. И. Документ в структуре театрализованного представления и праздника // Вестник ТГГПУ. 2014. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokument–v–strukture–teatralizovannogo–predstavleniya–i–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023).Слесарь, Е. А., Кибардин, А. А. Тенденции жанрообразования в зрелищных искусствах // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii–zhanroobrazovaniya–v–zrelischnyh–iskusstvah (дата обращения: 27.10.2023).Уразымбетов, Д. Д., Павлов, М. М. Сценические пространства как смысловая связь кодов // Вестник СПбГИК. 2015. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskie–prostranstva–kak–smyslovaya–svyaz–kodov (дата обращения: 27.10.2023).Черкашенинов, Л. Ф. Документальный материал и выразительный язык искусства в практике преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy–material–i–vyrazitelnyy–yazyk–iskusstva–v–praktike–prepodavaniya–rezhissury–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 27.10.2023).Черняк, Е. Ф., Черняк, М. В., Белов, В. Ф. Режиссура фольклорного праздника // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhissura–folklornogo–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023). Приложение 1 Сценарий театрализованного концерта «Фронтовые письма»Сценарий концерта 2023, 9 маяВедущие сидят в зале, начинается музыка.Ведущая Брагина:Письма были единственной ниточкой, связывающей солдат с родными во время войны, надеждой на скорую встречу и победу. Ведущая Носкова:Их писали в окопах, после сражений, потеряв в бою друзей, но с верой, что фашист будет разгромлен. В письмах признавались в любви и строили планы на будущее.УХОДИМ В ЗАКУЛИСЬЕДуэт Две подруги ПЕСНЯ ОГОНЁКЗвук поезда . Девушка выбегает на сцену. Плачет, машет платком. Музыка обрывается .ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОВЕДУЩАЯ Настя:Последнееи письмо Лейтенанта Петра Глухова,«Твои глаза... Когда я смотрел в них, я испытывал неизъяснимое чувство восторга и какой–то тихой радости. Я помню твои взгляды, косые, с легким лукавством. Вот только теперь я понял, что в эти мгновенья, в этих взглядах лучше и больше всего выражалась твоя любовь. Будущее для меня – это ты. Впрочем, зачем я говорю о будущем? Ведь когда ты получишь это письмо, меня не будет. Прощай. Будь счастливой без меня. Ты сумеешь найти себе друга, и он будет не менее счастлив с тобой, чем я. Будь веселой. В дни славных побед нашего народа ликуй и торжествуй вместе со всеми. Только мне хочется, чтобы в такие дни, в дни веселья и счастья, затаенная, нежная грусть обо мне не покидала тебя, чтобы глаза твои вдруг на минуту сделались бы такими, какими они смотрят сейчас на меня с портрета. Прости за такое желание. Крепко и горячо обнимаю тебя. С приветом. Петр». ПЕСНЯ ОГОНЕКБЛОГ Скачков Марк и Спиридонова Дарья песня КАТЮШАДевушка выходит и пишет письмо. Замирает музыка .ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОВЕДУЩАЯ АНЯ:Дорогая моя Ласточка, Тасюронькамой!Сейчас 12 ч. ночи. Только что вернулась домой из Сокольников, от Марии Густ. И о счастье, твое чудесное письмо, ласковое, любящее согрело и обласкало меня. Настроение стало совсем другое. Спасибо за фотографию. Очень хорошая она. Мой милый, любимый мой Тасюронька. Ты пишешь, что письма приходят к вам регулярно, а твое идет месяц. Пиши мне, помни, люби меня, а главное приезжай скорее. Конверт восхитительный, прекрасное оформление. А ты выглядишь чудесно, ну и Тасюрик мой! Ты теперь не захочешь на меня смотреть, я все такая же дохленькая, чувствую себя сейчас хорошо. Сдам госэкзамены, начну практиковать в адвокатуре, жизнь будет спокойнее, стану поправляться. Скоро уже ты вернешься домой и начнется наше долгожданное счастье. Ведущая АНЯ: Что известно,?что Тарас вернулся домой и со своей невестой сыграли свадьбу.ПЕСНЯ КАТЮШАБЛОГ Чернышева Лиза ПЕСНЯ А закаты алыеНебольшой Вальс буквально 30 сек., потом музыка обрывается , Лиза и мальчик останавливаются, мальчик просто уходит , Лиза замирает . ведущая читает письмо солдату.ВЕДУЩАЯ Аня:«Мои слова спасут от пули»: девушка написала на фронт незнакомому солдату, … В 1943–м отправила письмо на передовую 17–летняя Галя Локтева. А вскоре дождалась отклика. Ей ответил красноармеец Михаил Рычков, тогда ему было 24.– Миша писал: что родом из Вологодской области, родителей нет, есть бабушка, окончил педагогический техникум и до армии работал директором детдома. Галина написала ответ о своей студенческой жизни, о родных.Что отучилась в педагогическом, была воспитателем в детском саду Енисейска. Так началась их фронтовая переписка:ВЕДУЩАЯ АНЯ :Прочитаем некоторые отрывки из переписки Галина пишет – МихаилуМиша, я не хочу, чтобы ты думал, что по окончании войны тебя некому будет встречать. А сейчас пиши мне письма. Верь, дорогой: если ты рад, я вместе с тобой буду рада, ты грустишь – грустна буду и я. Верь этим словам, они от пули спасут тебя, и ты будешь спокоен в смертельном бою.Михаил –пишет ГалинеЯ стремлюсь быстрее отпраздновать нашу победу над нашим врагом – разлукой. Я открыто тебе признаюсь, что именно ты – мой выбор, выбор счастья жизни. Только на фронте проверишь силу и крепость Любви!ВЕДУЩАЯ АНЯ: После окончания войны Михаил и Галина поженились , и прожили счастливую жизнь.А ЗАКАТЫ АЛЫЕ ЧЕРНЫШЕВА ЛИЗАБЛОГ «Идёт солдат по городу»Риорита танец танцуют и музыка обрывается.ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОВедущая НАСТЯ зачитывает письмо:Это письмо написал танкист Иван Колосов,«Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов».Судьба танкиста нам не известна, но письмо хранит память о тех великих людях.ПЕСНЯ ИДЕТ СОЛДАТ ПО ГОРОДУБЛОГ БЕЛЫЕ СЛЕЗЫ ЧЕРЕМУХВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОВедущая Аня:Это письмо написал Георгий своей женеИз письма Георгия,.:«Сашенька, не далеко то время, когда мы окончательно разобьем и уничтожим врага и тогда, как ты пишешь, и на нашей улице будет праздник. А сейчас пока будем думать о том, чтобы как можно быстрее уничтожить врага.Часы показывают четыре часа. Я сегодня дежурю. На улице рассветает. Восток постепенно начинает белеть. Через некоторое время на горизонте появятся первые лучи солнца, а затем и оно само во всей своей летней красе. Наступит день ясный и тихий. 960–й день с тех пор, как мы расстались с тобой на станции Губерово. Но каждый новый день будет приближать нас к часу окончательного разгрома врага, а, следовательно, и к нашей встрече.…Я все тот же Георгий, но более возмужавший и переживший очень много. Правда, много еще осталось от старого Георгия, но многое изменилось. Изменилась и внешность. На висках кой–где появились седые волосы, по–видимому, результаты трудных переживаний. Но все же я тот самый, который любил тебя и продолжает любить».АНЯ:О солдате Георгие нам известно, что он выжил , и вернулся к своей жене.Песня белые слезы черемухБЛОГ СОЛДАТСКАЯ БЕРЕЗКАМинус песни солдатская березка, солдат ходит по сцене хромая с перебинтованной ногой, внизу невестка ходит по залу ищет его. Музыка обрывается.ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОВедущая НАСТЯ:Сын с фронта пишет маме«Здравствуй дорогая мама. Пишет тебе твой сын. У меня все хорошо. Вчера отбили наступление врага. Погибло очень много наших бойцов. С каждым днем все дальше и дальше, продвигаемся к Сталинграду. Немец держит поражение. Когда не идет бой, солдаты сидят и мечтают о том, когда вернутся домой к любимой жене, маме и к детям. И больше никогда не видеть этих боевых действий. Много людей сейчас умирает с голоду. Потому что нам не поставляют еду из–за сильных дождей. Все дороги развезло, машины не могут пройти к нашей дивизии и даже не могут вывести раненых. Мама, как же я соскучился по дому. Когда я засыпаю, мне снится наш дом, сад и ты в нем мама, в белом цвете. Тот сон сниться каждый раз. Заканчиваю свое письмо. До свидания.Твой любимый сын.»СОЛДАТСКАЯ БЕРЕЗКА песняБЛОГ ШЛИ СОЛДАТЫ ПЕСНЯПод минус песни выходит солдат бабушка дает ему кринку с молоком он пьет, и проходит по сцене. АНЯ. Ведущая читает письмо:Это письмо написал солдат в 1941 году.«Скоро будем на фронте. Думаю, что война продолжится недолго», «Ходят слухи, что немцев разобьем в два счета. Тогда и вернемся с победой. Ждите!..», «Я очень скучаю по тебе, моя дорогая! Сил нет, как хочется скорее домой с победой» Ведущая АНЯ:Данные о бойцах и письмах с фронта в послевоенное время собирал мужчина по имени Фарит. Про владельца данного письма, он узнал, что солдат вернулся домой к своим родным и близким.НИКИТА ЩИРУН ПОЕТ ПЕСНЮ ШЛИ СОЛДАТЫ НА ВОЙНУБЛОГ Боброва Анастасия и Спиридонов Вячеслав ПЕСНЯ В РУКАХ АВТОМАТВыходит солдат и чистит автомат, музыка обрывается. Солдат замирает.Ведущая:НАСТЯВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОДорогая мама! Я жив и здоров, в общем — 29 сентября, во время наступления меня ранили. Рана легкая: пуля насквозь пробила правую лодыжку. Сквозная рана всегда лучше: кровь стекает обильнее и очищает рану. В самый момент, когда пуля проходит сквозь тело – боли нет. Боль наступает через 1/2 — 1 мин и длится недолго. Я перевязал себя; самое трудное было – выползти из–под обстрела: проползти 10–20 м. Затем я свободно прошел километра 2.Сегодня ночью приехал в Вологду. Видимо, здесь и буду лежать. Все мое небольшое имущество осталось на фронте. Эти немногие дни на фронте прошли как во сне: налеты авиации, когда бомбы рвутся в 10–15 метрах, противный визг мин, треск разрывных пуль, кровь, дым. В конце концов, ко всему привыкаешь. Вот пока и все. Напиши Клаве, я ей пишу, но – на тот случай, если открытка не дойдет – напиши и ты.Боброва Анастасия и Спиридонов Вячеслав ПЕСНЯ В РУКАХ АВТОМАТБЛОГ Чеснокова танецВыходят две девушки в платьицах, любуются собой. Музыка обрывается, они замирают.ВЕДУЩАЯ АНЯ:ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОМилый Сереженька!Крепко, крепко, родной, целую тебя. Как ты живешь, каковы твои производственные успехи? То, что вы сейчас работаете исключительно напряженно, я в этом не сомневаюсь......Исключительно омерзительное чувство по отношению к двуногим исчадиям ада возникает, когда читаешь многие корреспонденции о них. Я прихожу к заключению, что и будущее все поколение, воспитанное Гитлером, которому сейчас 18–30 лет, действительно трудно будет привести к человеческому образу, настолько он их развратил и сделал разнузданными...БЛОГ Чеснокова танецДЕТИ ВОЙНЫПод слова песни «МАМА, ГДЕ ТЫ?» выходят дети начинают искать. Музыка обрывается ,ВЕДУЩАЯ НАСТЯ: ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА тетрадьНа войне солдаты писали письма, но а дети вели дневники. Ужасающие строчки Юры Рябинкина, которому было всего 16 лет сохранились.«Сегодня придет мама, отнимет у меня хлебную Ирину карточку – ну ладно, пожертвую ее для Иры, пусть хоть она останется жива из всей этой адской (неразборчиво), а я уж как–нибудь… Лишь бы вырваться отсюда… Лишь бы вырваться… Какой я эгоист! Я очерствел, я… Кем я стал! Разве я похож на того, каким был 3 месяца назад?..», – писал Юра 28 ноября 1941 года.«Я совсем почти не могу ни ходить, ни работать. Почти полное отсутствие сил. Мама еле тоже ходит – я уж себе даже представить этого не могу, как она ходит. Теперь она часто меня бьет, ругает, кричит, с ней происходят бурные нервные припадки, она не может вынести моего никудышного вида – вида слабого от недостатка сил, голодающего, измученного человека, который еле передвигается с места на место, мешает и «притворяется» больным и бессильным. Но я ведь не симулирую свое бессилие. Нет! Это не притворство, силы… из меня уходят, уходят, плывут… А время тянется, тянется, и длинно, долго!.. О господи, что со мной происходит? И сейчас я, я, я…».ДЕТИ ВОЙНЫ РАЗДАЧА ХЛЕБАНАСТЯ:Эта была последняя запись в его дневнике Она была написана 6 января 1942 года – за два дня до отъезда матери и сестры. Мать и сестра были эвакуированы . Но по приезду в Вологду, мать зашла на вокзал, упала и умерла с голода, а сетру Юры отправили в детприемник.БЛОГ Лиза и Никита ПЕСНЯ О той веснеНа сцене парень в обычной рубахе и девушка в обычном платье, садятся на сцену на край.ВЕДУЩАЯ АНЯ: ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОИз дневника солдата Александра Анатольевича Попова: «Поезд уходил с Урала на фронт. Чем ближе к фронту, тем больше по сторонам дороги разрушенных, сожженных сел, на обочинах дороги сожженные поезда. По дорогам часто видна разбитая военная техника – танки, машины…наши и немецкие. На станцию назначения прибыли ночью. Через какое–то время в небе послышался гул самолетов – все услышали вой падающих с неба бомб. Станция была забита поездами. Начался ад кромешный. Ночь, взрывы бомб, горящие поезда, крики раненых, топот тысяч бегущих бойцов, санитаров. В небе – шарящие лучи прожекторов, ухающие залпы зенитных орудий и зарево полыхающих вагонов. Когда бомбежка прекратилась, собрали тех, кто остался живой, без ранений. Приказ – марш–бросок на передовую. Бегом бежали в ночи вперед, где–то там передовая. На место пришли под утро. Рассвело. Войсковая часть расположилась в лесу. Солдатская кухня еще не приехала, все были очень голодные. Бойцы походили по лесу, обнаружили заросли малины и очень много спелых ягод. Все схватили котелки, каски – бросились собирать ягоды. В небе появился необычный самолет – рама, кто–то сказал, немецкий самолет–разведчик. Через какое–то время засвистели снаряды по лесу, где солдаты собирали малину. Начался обстрел немецкой артиллерией. Лес наполнился грохотом взрывов. Тишину и покой взорвали комья земли, поднятые взрывами в небо, падающие деревья…».Лиза и Никита ПЕСНЯ О той веснеБЛОГ ЛИЛИНЫ ТАНЦУЮТВыходит парень молодой обнимается под минус ДЕНЬ ПОБЕДЫ с Мамой. Музыка обрывается, они замирают.ВЕДУЩАЯ АНЯ: ВЫНОСИТ ПОЧТАЛЬОНКА ПИСЬМОЭто письмо, самое короткое, посвященное матери от неизвестного солдата, но в нём описана вся жизньМатери, Написано 5 мая 1945 года:…Мама. Наше знамя уже над Берлином и вот, вот, войне конец, а там, конечно, скоро и очень скоро встретишь своих сыновей…ЛИЛИНЫ ТАНЦУЮТБЛОГ СНЕЖА песня МЕСЯЦ МАЙДевушка идет с чемоданом, оглядывется.ПОЧТАЛЬОН ВЫХОДИТВедущая НАСТЯ:Письмо маме с фронта от дочери.«Здравствуйте мои дорогие мама и братишки. Вот сегодня, наконец, наша полевая почта доставила мне ваши письма. Я очень была рада им. Уже почти две недели наш батальон в бою. Мы освобождаем Прибалтику. Видели бы как здесь все разрушено и сожжено. Все города в руинах.Что касается хуторов, так те сохранились. Затаились люди, как звери перепуганные, и всего боятся. Помыться или согреться нам почти негде, да и погода ужасная. То ли снег, то ли дождь. То ли дождь со снегом. Но мы не унываем, ждем и приближаем скорую победу. Мама – помнишь, как я перед отправкой накупила конфет, взяла свои любимые духи, юбку и положила в чемодан ваши фотографии. Какая же я тогда смешная была. Я же подумала, что это ненадолго. Витек и Мишаня– помогайте маме. Сейчас ей очень трудно. Мишань ходи почаще к бабушке. А еще – Витек – не бросай учиться. Скоро война закончится, нужны будут и умные головы, и золотые руки. А у тебя большие способности. Мишань– заходи к дяде Вите, узнай, как он там после такого ранения. Все мои дорогие, буду заканчивать письмо, и так уже писала это письмо в два приема. Обо мне не волнуйтесь. Ваша любящая дочь и сестра.»ПЕСНЯ МЕСЯЦ МАЙБЛОГ МилиссаКоцерикова ПЕСНЯ ВстанемВыходят парень с девушкой вместе, выходит МАМА под музыку. Встают в ряд. ВЫХОДЯТ ДВЕ ПОЧТАЛЬОНКИ:АНЯ:Как их ждали… Письма военных лет хранят память о тех днях. В них есть все: рассказы о войне, стихи, пожелтевшие фотографии военкоров, вырезки из боевых листков и газет, слова любви к своим близким и мечты о послевоенном счастье. Во многих семьях бережно, как реликвии, хранят письма отцов и дедов. НАСТЯ:Для миллионов наших соотечественников весточки с фронта на годы становились ответом на самый важный и сокровенный вопрос: «Жив ли?». События самой кровопролитной в истории человечества войны описаны в мемуарах и исторических трудах, отражены во множестве документов. Но именно письма трогают наше сердце скорбью по погибшим, еще раз заставляют вспомнить о лихолетье, заставляют переживать и задумываться об итогах и уроках былой войны…МилиссаКоцерикова ПЕСНЯ Встанем
1. António, Angelo & Vasconcelos, antónio. (2005). Music–theatre: creation, performance and processes of the development of creativity 1.
2. Benford, Steve & Fraser, Mike & Hopkins, Gail & Koleva, Boriana & Drozd, Adam. (2002). Staging and evaluating public performances as an approach to CVE research. 80–87. 10.1145/571878.571891.
3. Facondini, Marco & Ponteggia, Daniele. (2013). Adaptation of a large exhibition hall as a concert hall using simulation and measurement tools. 634–641.
4. Figzał–Janikowska, Magdalena. (2021). Seeing Sound: Music Performativity in the Theatre of Georges Aperghis, Niels Rønsholdt and Wojtek Blecharz.
5. Glikpoe, Noble Jesse & Horsu, Isaac. (2023). From page to stage: The director's interpretation and picturization of a script.
6. Gossett, Philip. (2009). The Great Transformation of Musical Taste: Concert Programming from Haydn to Brahms. Common Knowledge. 15. 10.1215/0961754x–2009–044.
7. Harris, Richard & Harris, Kim & Baron, Steve. (2003). Theatrical service experiences : Dramatic script development with employees. International Journal of Service Industry Management - INT J SERVICE IND MANAGEMENT. 14. 184-199. 10.1108/09564230310474156.
8. Krasner, David & Saltz, David. (2006). Staging Philosophy: Intersections of Theater, Performance, and Philosophy. Bibliovault OAI Repository, the University of Chicago Press.
9. Lane, David. (2010). A Dramaturg's perspective: Looking to the future of script development. Studies in Theatre and Performance. 30. 127–142. 10.1386/stap.30.1.127/1.
10. Lefebvre, Augustin. (2018). Reading and embodying the script during the theatrical rehearsal. Language and Dialogue. 8. 10.1075/ld.00015.lef.
11. Martin, Tröndle. (2020). Classical Concert Studies: A Companion to Contemporary Research and Performance. 10.4324/9781003013839.
12. Nervegna, Seb. (2007). Staging scenes or plays? Theatrical revivals of «old» Greek drama in antiquity. 162. 14–42.
13. Noice, Helga & Noice, Tony. (1996). Two Approaches to Learning a Theatrical Script. Memory (Hove, England). 4. 1–17. 10.1080/741940662.
14. Radosavljevic, Duska. (2013). Staging a Play: The Problem of Page and Stage. 10.1057/9781137367884_2.
15. Ridgewell, Rupert. (2010). The concert programmes project: History, progress and future directions. Fontes Artis Musicae. 57. 50–64.
16. Rossiter, Kate & Kontos, Pia & Colantonio, Angela & Gilbert, Julie & Gray, Julia & Keightley, Michelle. (2008). Staging data: Theatre as a tool for analysis and knowledge transfer in health research. Social science & medicine (1982). 66. 130–46. 10.1016/j.socscimed.2007.07.021.
17. Shapiro, Johanna & Hunt, Lynn. (2003). All the world's a stage: The use of theatrical performance in medical education. Medical education. 37. 922–7. 10.1046/j.1365–2923.2003.01634.x.
18. Valle, Jan & Connor, David. (2012). Becoming theatrical: Performing narrative research, staging visual representation.. 13.
19. Verstraete, Pieter & Haughton, Miriam & Fernandes, Alinne. (2023). Theatre, Performance and Commemoration: Staging Crisis, Memory and Nationhood. 10.5281/zenodo.7863775.
20. Willis, Emma. (2021). Introduction: Staging the Role of Theatre. 10.1007/978–3–030–85102–6_1.
21. Аниконова, Т. Г. Театрализованное представление в контексте культуры // Наука. Искусство. Культура. 2017. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannoe–predstavlenie–v–kontekste–kultury (дата обращения: 27.10.2023).
22. Аниконова, Т. Г. Театрализованное представление как зрелищная составляющая праздника // Наука. Искусство. Культура. 2015. №4 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannoe–predstavlenie–kak–zrelischnaya–sostavlyayuschaya–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023).
23. Астафьева, Т. В. Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternye–i–media–tehnologii–v–stsenografii–kak–faktor–razvitiya–postanovochnogo–protsessa (дата обращения: 27.10.2023).
24. Астафьева, Т. В. Совершенствование постановочного процесса в современном театре // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №115. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie–postanovochnogo–protsessa–v–sovremennom–teatre (дата обращения: 27.10.2023).
25. Белякова Н. В., Чеботарев, С. А. Традиции восточной культуры в развитии технологий экспериментальной режиссуры русского театра // Вестник ТГУ. 2018. №2 (172). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsii–vostochnoy–kultury–v–razvitii–tehnologiy–eksperimentalnoy–rezhissury–russkogo–teatra (дата обращения: 27.10.2023).
26. Бондаренко, А. И. Методические особенности обучения студентов построению разновременных событий в сценическом пространстве // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико–биологические науки. 2018. №6 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie–osobennosti–obucheniya–studentov–postroeniyu–raznovremennyh–sobytiy–v–stsenicheskom–prostranstve (дата обращения: 27.10.2023).
27. Бочаров, В. О. Генезис понятия «режиссерское решение» как преодоление классической поэтики // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis–ponyatiya–rezhisserskoe–reshenie–kak–preodolenie–klassicheskoy–poetiki (дата обращения: 27.10.2023).
28. Гай М. В. Компаративные триады в литературе конца XIX– начала XX вв. (г. Ибсен – А. П. Чехов – Б. Шоу) // Мировая литература в контексте культуры. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komparativnye–triady–v–literature–kontsa–xix–nachala–xx–vv–g–ibsen–a–p–chehov–b–shou (дата обращения: 05.11.2023).
29. Гарибов, Р. Г. Отечественный документальный театр: от фиксации реальности к исторической рефлексии // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2022. №59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennyy–dokumentalnyy–teatr–ot–fiksatsii–realnosti–k–istoricheskoy–refleksii (дата обращения: 27.10.2023).
30. Золотухин, В. В. Сегодня мы импровизируем: метод Н. Ф. Скарской в контексте раннесоветской театральной самодеятельности // Шаги/Steps. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/segodnya–my–improviziruem–metod–n–f–skarskoy–v–kontekste–rannesovetskoy–teatralnoy–samodeyatelnosti (дата обращения: 27.10.2023).
31. Карасева, К. М. Документальный метод Петера Вайса в практике создания сценариев театрализованных представлений // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy–metod–petera–vaysa–v–praktike–sozdaniya–stsenariev–teatralizovannyh–predstavleniy (дата обращения: 27.10.2023).
32. Кибардин, А. А. Театрализованные представления Петрограда 1919–1920 годов: методы изучения массовых зрелищ // Художественная культура. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye–predstavleniya–petrograda–1919–1920–godov–metody–izucheniya–massovyh–zrelisch (дата обращения: 27.10.2023).
33. Киреева, Н. Ю. Коммуникативно–аксиологический подход в реализации музыкально–театрального творчества // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико–биологические науки. 2023. №90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativno–aksiologicheskiy–podhod–v–realizatsii–muzykalno–teatralnogo–tvorchestva (дата обращения: 05.11.2023).
34. Киселёв, В. Ю. Природно–архитектурный ландшафт и развитие зрелищного (событийного) туризма в России // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodno–arhitekturnyy–landshaft–i–razvitie–zrelischnogo–sobytiynogo–turizma–v–rossii (дата обращения: 27.10.2023).
35. Левицкая, С. В. Структура и содержание музыкально–эстетической культуры режиссёра театрализованных представлений и праздников // Вестник МГУКИ. 2015. №4 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura–i–soderzhanie–muzykalno–esteticheskoy–kultury–rezhissyora–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 27.10.2023).
36. Маленок, Д. Б. Режиссура театрализованных представлений и праздников в СССР. 1970–е как формообразующая веха современной праздничной культуры // Достижения науки и образования. 2018. №8 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhissura–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov–v–sssr–1970–e–kak–formoobrazuyuschaya–veha–sovremennoy–prazdnichnoy–kultury (дата обращения: 27.10.2023).
37. Мишина, Т. В., Подольская, И. Н., Самсоненко, Т. А. Театрализация как метод режиссуры театрализованных представлений и праздников // International journal of professional science. 2021. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizatsiya–kak–metod–rezhissury–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 08.11.2023).
38. Моисеенко, Ю. П. Звукорежиссура театрализованных представлений и праздников как вид художественного творчества // Universum: филология и искусствоведение. 2019. №5 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukorezhissura–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov–kak–vid–hudozhestvennogo–tvorchestva (дата обращения: 27.10.2023).
39. Мосиенко, С. В. Понятие «театр масс» (к вопросу терминологии и типологии) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie–teatr–mass–k–voprosu–terminologii–i–tipologii (дата обращения: 27.10.2023).
40. Налбандян, С.А. Симуляция реальности в современном документальном театре // МНИЖ. 2016. №6–4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simulyatsiya–realnosti–v–sovremennom–dokumentalnom–teatre (дата обращения: 27.10.2023).
41. Опарина, Н. А. Театр – универсальная образовательная модель / Н. А. Опарина // Деятельность театров: театр и дети: Аналитический обзор. – Москва: Российский институт культурологии, 2001. – С. 25–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30355784 (дата обращения: 27.10.2023).
42. Павлов, М. М., Коломойченко, Е. И. Сюжет и хронотоп в театрализованном представлении // Вестник СПбГИК. 2018. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet–i–hronotop–v–teatralizovannom–predstavlenii (дата обращения: 27.10.2023).
43. Подосёнов, Л. А. Взаимодействие режиссёра и художника в создании художественного образа театрализованного представления // Вестник МГУКИ. 2017. №1 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaimodeystvie–rezhissyora–i–hudozhnika–v–sozdanii–hudozhestvennogo–obraza–teatralizovannogo–predstavleniya (дата обращения: 27.10.2023).
44. Подосёнов, Л. А. Художественная природа сценографии театрализованного представления: поиск образного решения // Культура и образование: научно–информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya–priroda–stsenografii–teatralizovannogo–predstavleniya–poisk–obraznogo–resheniya (дата обращения: 27.10.2023).
45. Романенко, Ю. М. Сценография как вид театрального искусства // МНКО. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenografiya–kak–vid–teatralnogo–iskusstva (дата обращения: 27.10.2023).
46. Сазонова, А. И. Документ в структуре театрализованного представления и праздника // Вестник ТГГПУ. 2014. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokument–v–strukture–teatralizovannogo–predstavleniya–i–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023).
47. Слесарь, Е. А., Кибардин, А. А. Тенденции жанрообразования в зрелищных искусствах // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. №43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii–zhanroobrazovaniya–v–zrelischnyh–iskusstvah (дата обращения: 27.10.2023).
48. Уразымбетов, Д. Д., Павлов, М. М. Сценические пространства как смысловая связь кодов // Вестник СПбГИК. 2015. №2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stsenicheskie–prostranstva–kak–smyslovaya–svyaz–kodov (дата обращения: 27.10.2023).
49. Черкашенинов, Л. Ф. Документальный материал и выразительный язык искусства в практике преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников // МНКО. 2018. №5 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnyy–material–i–vyrazitelnyy–yazyk–iskusstva–v–praktike–prepodavaniya–rezhissury–teatralizovannyh–predstavleniy–i–prazdnikov (дата обращения: 27.10.2023).
50. Черняк, Е. Ф., Черняк, М. В., Белов, В. Ф. Режиссура фольклорного праздника // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rezhissura–folklornogo–prazdnika (дата обращения: 27.10.2023).