Социальные роли и социальный статус личности. Социализация личности: этапы и формы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социализация личности
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 14.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Сущность социальных ролей личности 4
2. Основные характеристики социального статуса 8
3. Социализация личности: этапы и формы 11
Заключение 15
Список использованных источников 16
Фрагмент для ознакомления

Весьмасущественнымсредствомсоциализацииличностиявляетсяееидентификация. Сущность ее заключается в том, что человека формирует нестолько сама по себе окружающая среда, сколько та система правил, норм иценностей,скоторымисебяэталичностьсоотноситиотождествляет.ИзвестныеамериканскиесоциологиЧ.Кули,Дж.Мид,Т.Парсонсидр.интерпретируютидентификациюкакпринятиеиндивидомопределеннойсоциальной роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как процессформированиясоциальныхустановокипозицийличности.Развертываниепроцессасоциализациизависитнетолькоотсилыинаправленностисоциализирующеговлияниясоциальногоокружения,ноииндивидуальной самобытности формирующейся личности. Эта самобытностьявляется внутренним социально-психологическим механизмом, через которыйпреломляютсявсевнешние воздействия[2].Выделяютсянесколькоэтаповсоциализации.Первый этап - младенчество, которое охватывает два первых года жизниребенка.Основнойканалсоциализациинаданномэтапе-эмоциональноеобщениеребенка совзрослыми.Второйэтап—ранеедетство,охватывающеепериодотдвухдопятилет.Вэтотпериодведущуюрольвсоциализацииребенкавыполняетпредметнаядеятельность,преждевсегосигрушками-погремушками,мячиками,куклами и т.п.Третий этап - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущимначаломсоциализациистановитсяигра,преждевсего,ролеваяигра.Четвертый этап – ранний школьный возраст (7 -11 лет). В это времяпроисходитпереосмыслениепредыдущегоопытанаосновеполучаемыхзнаний.Основнойканалсоциализациивэтотпериод–общениеивзаимодействиесучителем.Пятыйэтап-подростковыйвозраст(12-14лет).Вэтотпериодсохраняется ведущая роль в процессе социализации учебной деятельности, ноопережающеевседругиепсихическиепроцессыразвитиеабстрактногомышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивноевоображение(убольшинстваучащихся).Шестой этап - юношеский возраст (14-18 лет). Этот этап начинается ещев школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когдаподростки превращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослыхлюдей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходитсущественноеизменениевсамосознанииисамооценкеформирующейсяличности, возникает потребность в выработке мировоззренческих установок,жизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающихлюдей,всамостоятельномобдумываниииконструированиисистемыценностей,связанныхсними ценностныхориентации.Седьмой этап - поздняя юность (18—25 лет). Этот этап знаменует собойпереход от систематического обучения к продуктивному труду. На этом этаперешающуюрольвсоциализацииначинаетигратьтрудоваядеятельность,профессиональнаяучеба,формированиесоответствующихустановок.Происходитосвоениесоотношениймеждулюдьми,профессиональныхитрудовыхуменийинавыков.Важнуюрольприобретаетсоциализация,выражающаясявразделениитруда,всилучегоона,соднойстороны,способствуетросту егопроизводительности,асдругой-профессионально-квалификационномуразвитиюличности.Восьмой этап — это этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основнымсредствомсоциализацииздесьстановитсятрудоваядеятельность,атакжесамообразование.Девятый этап - послетрудовая деятельность, когда человек переходит кзаслуженномуотдыху.Этимэтапомохватываетсявесьпериодпенсионногосуществованияличности. В этот период происходит подведение жизненныхитогов.Такимобразом,социализацияличности-этопроцессовладениячеловеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами,функциями,ценностями,общественнымопытомвцелом.Этонепрерывныйпроцессстановленияиразвитияличностичерезосвоениечеловекомматериальнойидуховнойкультуры,социальныхиличностныхотношений,характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Это процесссоциальногоразвитияличности,котороевыступаетопределяющейбазовойосновойличности как психическогофеномена.Социализацияличностиосуществляетсячерезвзаимодействиееессоциальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальнымопытом,ноинаращиваетего,производитсоответствующиеизменениявсоциальной,технической иприроднойсреде.Социализацияличностиорганичновключаетвсебяпередачусоциальногоопытачеловечества,поэтомупреемственность,сохранениеиусвоениетрадицийнеотделимыотповседневнойжизнилюдей.Приихпосредственовыепоколенияприобщаютсякрешениюэкономических,социальных,политическихи духовныхпроблемобщества.ЗаключениеВ современной социологии понятие «социальная роль» отражает такоевзаимодействие личности с окружающей средой и другим индивидами, когдарегулярноинапротяжениидлительноговременичеловеквоспроизводитопределенныестереотипы(образцы)поведения,соответствующиеегостатусномуположениювконкретныхобстоятельствах(например,руководителя,покупателя,продавца,пассажираит.д.)ивконкретныхсоциально-историческихусловиях.Однойизважнейшихкатегорийсоциологииявляетсясоциальныйстатус.Именносоциальныйстатусобозначаетконкретноеместо,котороезанимает индивид в данной социальной системе. Каждый человек в социальнойсистемезанимаетнесколькопозиций.Каждаяизэтихпозиций,предполагающаяопределенныеправаиобязанности,называетсястатусом.Каждый статус обычно включает ряд ролей. Чем больше социальных ролейспособенвоспроизвестииндивид,темболееприспособленнымкжизнионявляется. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоениясоциальныхролей.Социальныестатусыироликаксредстваописаниявзаимосвязиличности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальнуюжизнь,установитьболееясные«осязаемые»научно-логическиемеханизмыподключенияличности ксложнымсоциальнымобразованиям.Социализацияпредставляетсобойпроцессстановленияличности,постепенноеусвоениееютребованийобщества,приобретениесоциальнозначимыххарактеристиксознанияиповедения,которыерегулируютеёвзаимоотношениясобществом.Социологииспользуютэтоттерминдляописания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаютсяприспосабливатьсяксоциальнымнормам,т.е.процесса,делающеговозможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения впоколение.СписокиспользованныхисточниковГревцеваЕ.В.,ТипуноваА.С.,ХолоднаяЕ.А.Теоретическиеаспектысоциального статуса// Вестникнауки.2022.№12 (57).-C.277-280ДорошенкоО.М.Понятиесоциализацииличности:факторы,механизмы,этапы//Психологияипедагогикаслужебнойдеятельности.2020.№1.-C.12-16КравченкоА.И.Общаясоциология:учебноепособиедлявузов/Кравченко А.И.– М.: Юнити,2018.– 479 с.Лапин, Н.И. Общая социология / Н.И. Лапин. — М.: Высшая школа,2019.—452c.Паниотова,Т.С.Общаясоциология:Учебноепособие/Т.С.Паниотова.—М.: КноРус,2018.— 288c.

1. Гревцева Е.В., Типунова А.С., Холодная Е.А. Теоретические аспекты социального статуса // Вестник науки. 2022. №12 (57). - C. 277-280
2. Дорошенко О.М. Понятие социализации личности: факторы, механизмы, этапы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. №1. - C.12-16
3. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Кравченко А.И. – М.: Юнити, 2018. – 479 с.
4. Лапин, Н.И. Общая социология / Н.И. Лапин. — М.: Высшая школа, 2019. — 452 c.
5. Паниотова, Т.С. Общая социология: Учебное пособие / Т.С. Паниотова. — М.: КноРус, 2018. — 288 c.