Развитие самостоятельности младших школьников в группе продленного дня

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 62 62 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 28.12.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 6
1.1 Сущность проблемы развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности младшего школьного возраста 15
1.3 Формирование самообразовательных навыков учащихся во время самоподготовки в условиях группы продленного дня 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ 29
2.1 Анализ актуального уровня развития самостоятельности у младших школьников 29
2.2 Программа развития самостоятельности младших школьников в группе продленного дня 36
2.3 Анализ эффективности программы 43
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….……..60

Фрагмент для ознакомления

В группе продленного дня должна быть четкая структура и расписание занятий, которые помогут детям ориентироваться во времени и планировать свои действия. Учителя могут предложить школьникам возможность выбора задания или темы для изучения, а также поощрять самостоятельное выполнение задач.2) развитие ответственности и самоконтроля. Педагог ГПД должен обучать детей осознанному выполнению заданий, контролировать качество их работы, помогать им осознавать ошибки и находить способы их исправить. Очень полезными здесь могут быть различные методики оценки собственной работы, например, использование портфолио.3) формирование навыков самостоятельного поиска информации. Современные технологии позволяют детям получить доступ к различным источникам информации. Педагоги ГПД могут научить школьников использовать электронные учебники, интерактивные обучающие программы и другие онлайн-ресурсы. Также можно проводить проектную работу, в ходе которой дети будут сами формулировать свои вопросы и искать на них ответы.4) развитие коммуникативных навыков. Группа продленного дня предоставляет отличную возможность для общения и сотрудничества между одноклассниками. Педагоги могут организовывать групповые проекты, дискуссии, игры, которые требуют коллективной работы, что поможет детям осознать значение командной работы, выработать навыки установления контакта с другими людьми и решения конфликтных ситуаций.5) поощрение самостоятельности через систему похвалы и наград. Школьники должны видеть результат своих усилий и получать поддержку со стороны учителей и родителей. В группе продленного дня можно ввести систему поощрения, например, награды за самостоятельное выполнение заданий или достижение определенных результатов.6) развитие творческого и проблемного мышления. Учителя должны стимулировать у детей интерес к решению нестандартных задач, поощрять их креативность и изобретательность. Для этого можно использовать различные игры, головоломки, тесты на логическое мышление. Такие активности помогут школьникам осознать свои интеллектуальные способности и научиться преодолевать трудности.Предлагаемая нами программа реализовывалась 1 месяц, за который группа продленного дня получила 30 занятий, с применением разработанных упражнений и техник. Упражнения применялись при выполнении заданий по математике, литературному чтению и русскому языку.В области математики мы стремимся развить у второклассников стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т.д. Развитие чувства ответственности, коллективизма, воспитание дисциплины, воли, характера.В работе были использованы технологии проблемного обучения, которые позволяют формировать познавательные интересы учащихся. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование групповой, парной, фронтальной форм обучения.Мы использовали так же дидактические игры, направленные на формирование потребности в новых знаниях. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе.Примеры заданий, приемов работы, использованных нами в ГПД. 1.Придумывание, составление математических задач. Такие занятия очень увлекают обучающихся, дают возможность проявить фантазию, самостоятельность, почувствовать себя в роли учителя. Самостоятельный опыт учащихся в этом направлении, разбор допущенных ошибок очень полезен для развития конструктивных способностей и практического мышления.2.Написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры.Математику любят те учащиеся, которые умеют самостоятельно решать задачи. Младшие школьники, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу приступают к решению, не обосновывая выбор арифметического знака действий. Считаем, что одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации.3.Работа по индивидуальным карточкам организует учеников на полную самостоятельность.Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач.При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других – предложить задание творческого характера.4.Метод проектов – это способ обучения, при котором учащийся непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая учебный и жизненный опыт.Применительно к предмету «математика» метод проектов – это целенаправленная, самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно – или социально-значимой проблемы и на получение конкретного результата.Обратимся к занятиям по русскому языку в ГПД. 1.ПроблемныевопросыПроблемные вопросы воспитывают познавательный интерес. Известно, умный вопрос – это уже добрая половина знаний. Особенно ценен в указанном плане вопрос «почему?», вызывающий внимание к причинно-следственным связям различных явлений.Например:Почему подлежащее исказуемое–главные членыпредложения, каких определить?Почему возвратное местоимение не может быть подлежащим? Чтотакоеслово–названиеислово–действие,какихразличить? Приемысозданияпроблемныхситуаций:Необходимоподвестиучащихсякпротиворечию.Обязательнопобуждатьшкольниковделатьсравнения,обобщения,выводы, сопоставлять факты.Даютсяисследовательскиезаданияпотексту,ведетсячастично-поисковая работа.Пример:Посадилдед(Что?)лу_. Отрастил лу_ чуб.Увидаллу_внук,Оборваллу_учуб.Очемговоритсявскороговорке?Какаяосновавпредложениях?Какая буква пропущена, почему?Логико-алгоритмическиеприемы.Алгоритмы не только способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельностью обучающихся при овладении языковыми категориями, но и позволяют обеспечить ученику прочные знания и умения. Не всегда на уроках есть время использовать такой прием работы, а поэтому можно и нужно его применять в ГПД.Нередко ученик, хорошо запоминающий правило, не может применить его на практике. Алгоритм же помогает осмыслить это правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, а значит и более эффективными.Приведем пример.Правило:Предложение – это слово или группа слов, связанных по смыслу и грамматически и обладающих относительной смысловой и интонационнойзавершённостью.Черная кошка.–Это предложение? Почему?На крыльце сидела черная кошка и умывалась.–А это предложение?Обоснуйте. Приведите собственные примеры.ГрафическиесхемыИспользование графической наглядностиобладаетбольшими развивающими возможностями,направлено на перекодирование информации, одновременное усвоение грамматических знаний и развитие мыслительных операций.Пример.ЖИ–ШИ-пишисбуквойИЧА–ЩА-пишисбуквойА ЧУ–ЩУ–пишисбуквой УУмелое и методически оправданное применение схем и других видов наглядности приводит к положительным результатам. Выделение цветом, шрифтом орфограмм дает возможность самостоятельно запомнить необходимое правило.Кроме того, детей нужно просить пробовать самостоятельно создавать такие графические схемы, во-первых, это развивает логические способности, навыки структурирования информации, во-вторых, учит самостоятельно усваивать информацию, создавать пути запоминания информации.НестандартныезаданияНестандартные задания были представлены нами в ГПД в виде проблемных ситуаций, ролевых игр, соревнований, конкурсов и других элементов занимательности, позволяющих активизировать мыслительную деятельность учащихся.Главный отличительный признак нестандартных заданий – ихсвязь «с деятельностью, которая в психологии названа продуктивной, творческой».В процессе организации занятий в ГПД мы просили детей самостоятельно составить кроссворд, викторину, загадку, ребус по пройденной теме; придумать смешное правило или четверостишие, посвященное изучаемой теме. Так мы учили детей самостоятельно искать пути и способы эффективного запоминания информации.ЛингвистическийдиктантНайдите заблудившиеся буквы в словах, поставьте их на место и объясните правописание.Вч_щетемно.Ж_вотныебоятсяогня.Ж_молостьвэтомгодусладкая.Ш_рокийпроспект.Серыйволквгустомл…сувстретилрыжуюл…су.Вспомнить пословицы (песни, названиякниг, фильмов),где упоминаются данные орфограммы. Выделить их, подчеркнуть необходимым образом.Придумать свои задания на пройденные орфограммы. ДидактическиеигрыИгра – это увлекательное занятие для учителя и для ученика. Онапомогает сделатьобучениеболеедоступным,живымиинтересным.Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она хороша тем, что требует применения многих правил. На доске столбиком пишутся слова с разными орфограммами.Например: грузчик, беспорядок, жимолость, мороз, мячик, черный, вытирать.Затем педагог ГПД говорит слово, а учащиеся, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило, обосновывая свой ответ, объясняя написаниеиделаяприэтомнеобходимыеусловныеобозначения(выделениеорфограммобязательно).ТворческиезаданияТакие задания способствуют укреплению и повышению познавательных интересов, развитию творческого мышления, самостоятельного анализа и рассуждения.Помимо обучающих элементов, перечисленных выше и направленных на формирование учебной самостоятельности, педагог ГПД развивает в школьниках самостоятельность путем введения и соблюдения режимных аспектов деятельности:1. Самостоятельная организация рабочего места2. Отведение определённого количества времени на выполнение каждого задания. Развитие умения распоряжаться своим временем.Далее, мы предлагаем в группе продленного дня использовать современные ИК, а именно, использовать образовательную платформу Учи.ру.В своей программе мы использовали различные интерактивные элементы, предлагаемые данной платформой – анимированные учебные задания, соревнования между детьми, конкурсы и т.п.Таким образом, мы считаем, что организация работы в группе продленного дня по предложенной нами Программе будет способствовать развитию самостоятельности младших школьников.2.3 Анализ эффективности программыПо завершении программы нами была проведена повторная диагностика. В таблице 5 представлены результаты исследования по методике «Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников»Таблица 5–Результаты повторного исследования по методике «Диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников»Имя, Ф.Кол-во балловУровеньИмя, Ф.Кол-во балловУровеньЛена У.15высокийАрина П.15высокийСаша Ц12высокийВитя Л.4низкийКирилл В.10среднийСережа К.17высокийИлья П.15высокийВася О.2низкийМаша В.10среднийАртем И.15высокийПетя В.10среднийМаша Р.16высокийМатвей К.8среднийРегина О.18высокийИра С.16высокийИнга Т.9среднийСвета П.10среднийТаня Л.15высокийМитя Д.9среднийСева Р.8среднийМилана Р.16высокийВаля Ш.9среднийДаша А.15высокийЕгор М.15высокийРисунок 4 – Результаты повторного исследования уровня сформированности параметров учебной самостоятельности младших школьниковДиаграмма показывает, что высокий уровень сформированности параметров учебной самостоятельности после реализованной программы проявился у 54% второклассников, средний уровень – у 38%, низкий уровень – всего у 8%. Сравнение результатов представлено на рисунке 5.Рисунок 5 –Гистограмма сравнения результатов диагностики сформированности параметров учебной самостоятельности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах исследованияРисунок наглядно показывает, как изменилась тенденция к проявлению самостоятельности в выборке, главное достижение Программы – это четырехкратное снижение низкого уровня развития самостоятельности в выборке.Таким образом, 54% школьников стали более активно проявлять самостоятельность, выполнять домашнюю работу без помощи родителей, подготавливаться к занятиям в школе, стали более упорными в выполнении сложных заданий, стараются до всего дойти своим умом, прибегая к помощи взрослых в самом крайнем случае.38% второклассников стали пробовать проявлять самостоятельность, пусть это получается не всегда и не во всем, главное, что появилось желание и стремление.Результаты повторного исследования по методике «Нерешаемая задача» и экспертная оценка самостоятельности учащихся представлены в таблице 2.Таблица 6 – Результаты повторного исследования по методике «Нерешаемая задача»Имя, Ф.УровеньИмя, Ф.УровеньЛена У.высокийАрина П.высокийСаша ЦвысокийВитя Л.низкийКирилл В.среднийСережа К.высокийИлья П.высокийВася О.низкийМаша В.среднийАртем И.высокийПетя В.среднийМаша Р.высокийМатвей К.среднийРегина О.высокийИра С.высокийИнга Т.среднийСвета П.среднийТаня Л.высокийМитя Д.среднийСева Р.среднийМилана Р.высокийВаля Ш.среднийДаша А.высокийЕгор М.высокийРезультаты исследования по данной методике совпали с результатами по первой методике.Высокий уровень самостоятельности был выявлен у детей, которые до последнего пытались решит сложную логическую задачу, не прибегали к помощи учителя, искали возможные варианты решения, проявляли усердие и упорность. Таких детей в выборке оказалось 13 человек. Средний уровень самостоятельности выявлен у детей, которые справились с решением первой несложной задачи самостоятельно, а с решением второй самостоятельно справиться не могли, потому прибегли к помощи учителя. На данном уровне оказались 9 человек.Низкий уровень самостоятельности выявлен у 2 человек. Эти дети сразу бросили решение сложной задачи, даже не пытаясь самостоятельно ее решить. Результаты представлены на рисунке 6.Рисунок 6 – Результаты повторного исследования по методике «Нерешаемая задача»Результаты исследования в динамике представлены на рисункеРисунок 7 – Гистограмма сравнения результатов исследования по методике «Нерешаемая задача»Экспертная оценка педагога совпала с результатами предыдущих диагностик, она отметила возросший уровень самостоятельности детей, их стремление самостоятельно организовывать рабочее пространство, без напоминания готовиться к урокам – доставать учебные принадлежности, аккуратно раскладывать их на парте.Кроме того, дети стали более активными в проявлении познавательного интереса, задавать учителю больше уточняющих вопросов, стремиться к получению новых знаний. Результаты экспертной оценки показали, что в среднем 54 % обучающихся стремятся к учебной самостоятельности, независимости, готовы к сотрудничеству с одноклассниками и педагогами, пытаются организовывать рабочий процесс, учатся организовывать учебный процесс в рамках ограниченного времени. Карта проявлений самостоятельности повторно также заполнялась на каждого обучающегося. В таблице 7 мы представим итоги, где укажем количество обучающихся по каждому критерию.Таблица 7 – Карта проявлений самостоятельностиПоказатели самостоятельностиЧастота проявлений, чел.НикогдаИногдаЧастоУмеет найти себе дело2139Имеет свою точку зрения2148Обращается за помощью к сверстникам12102Обращается за помощью к взрослому1095Стремится все делать сам2139Доводит дело до конца2148Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи31011Самостоятельно решает конфликты со сверстниками21212Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством4128Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников6108Без напоминаний выполняет порученные дела4128Может играть один2139Итак, согласно полученным данным, высокий уровень самостоятельности проявился у 13 человек, средний уровень – у 9 человек и низкий уровень у 2 человек. Рисунок 8 – Результаты повторного исследования по Карте проявлений самостоятельностиИтак, повторное исследование подтвердило изменения в развитии самостоятельности. Достоверность различий проверим с помощью критерия Манна-Уитни. Учитывая, что количественные расхождения в диагностиках были незначительными, за основу сравнения возьмем первую диагностическую методику. Результаты статистического расчета представленына рисункеРисунок 9 – Результаты расчетов U-критерия Манна-УитниКак показывают расчеты, эмпирическое значение U = 166,5 и находится в зоне значимости, следовательно, мы можем сделать вывод об эффективности реализованной программы.Выводы по главе 2Развитие самостоятельности младших школьников является одной из важных задач образовательной системы. Самостоятельность – это способность ребенка решать возникающие перед ним задачи, принимать решения, контролировать свои действия. Это навык, который поможет ребенку успешно адаптироваться в обществе и достичь успеха в учебе и жизни в целом. Обучение самостоятельности должно начинаться уже в младшем возрасте, так как именно в этот период формируются основы познавательной, социальной и эмоциональной самостоятельности.Важной задачей педагогов является создание условий для развития самостоятельности младших школьников. Такие условия могут быть созданы в группе продленного дня, ибо в обычном учебном процессе на это не всегда можно выделить время.Проведенное исследование показало, что в выборке 2 класса самостоятельность на высоком уровне была развита всего у 34% обучающихся. В связи с чем мы разработали программу организации работы педагога в группе продленного дня, в которую включили различные методы и приемы работы с детьми, направленные на формирование самостоятельности у младших школьников.После реализации Программы мы провели повторную диагностику, а результаты констатирующего и контрольного исследования сравнили, используя U-критерий Манна-Уитни.Эмпирическое значение U-критерия оказалось в зоне значимости, что позволило нам сделать вывод об эффективности реализованной программы. ЗАКЛЮЧЕНИЕРазвитие самостоятельности младших школьников в группе продленного дня является одной из важнейших задач педагогов. В данном контексте самостоятельность понимается как способность ребенка справляться с различными задачами, принимать решения и действовать без помощи взрослых. Этот навык является не только важным в школьной жизни, но и в дальнейшем, во взрослой жизни. Поэтому, группа продленного дня играет значительную роль в поддержке и развитии самостоятельности детей.Самостоятельность – это – личностное качество, предполагающее независимость суждений и действий, способность самому, без помощи и подсказок других реализовывать важные решения, ответственность за свои поступки и их последствия.Развитие самостоятельности в группе продленного дня имеет не только образовательное значение, но и социальное. Дети учатся работать в коллективе, учитывать мнение других людей и принимать компромиссы. Они также развивают навыки коммуникации и эмпатии, учатся слушать других и выражать свои мысли и чувства. В группе продленного дня реализуются следующие мероприятия для развития самостоятельности младших школьников:1) создание условий для самоорганизации учащихся. В ГПД налажена четкая структура и расписание занятий, которые помогут детям ориентироваться во времени и планировать свои действия;2) развитие ответственности и самоконтроля. Педагоги ГПД обучают детей осознанному выполнению заданий, рефлексии качества своей работы;3) формирование навыков самостоятельного поиска информации. Современные технологии позволяют детям получить доступ к различным источникам информации. Педагоги ГПД могут научить школьников использовать электронные учебники, интерактивные обучающие программы и другие онлайн-ресурсы. 4) развитие коммуникативных навыков. Группа продленного дня предоставляет отличную возможность для общения и сотрудничества между одноклассниками. Педагоги ГПДорганизовывают групповые проекты, дискуссии, игры, которые требуют коллективной работы, что помогает детям осознать значение командной работы, выработать навыки установления контакта с другими людьми и решения конфликтных ситуаций.5) поощрение самостоятельности через систему похвалы и наград. Школьники должны видеть результат своих усилий и получать поддержку со стороны учителей и родителей.Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям может потребоваться больше времени и поддержки для развития самостоятельности, в то время как другие могут достаточно быстро освоить этот навык. Педагоги должны быть гибкими и адаптировать свои подходы к потребностям каждого ребенка.Развитие самостоятельности младших школьников необходимо осуществлять как в школе, так и в семье. Родители также должны создавать условия для самостоятельных действий ребенка, стимулировать его интерес к самостоятельности и поддерживать его в этом процессе. Важно позволять ребенку делать ошибки и извлекать из них уроки, вместо того, чтобы постоянно контролировать его действия.В целом, развитие самостоятельности младших школьников является важной составляющей их образования и подготовки к жизни. Этот навык поможет им не только достичь успеха в учебе, но и стать независимыми и уверенными в себе людьми. Педагоги и родители должны работать вместе, чтобы создать благоприятную обстановку для формирования самостоятельности у детей и поддерживать их в этом процессе.Проведенное нами исследование показало, что самостоятельность у второклассников была преимущественно развита на среднем и низком уровне, у них не было достаточной мотивации, стремления выполнять те или иные учебные задачи самостоятельно, не было привычки доводить до конца начатое, доходить до решения проблемы, поставленной задачи своим умом.В дальнейшем мы организовали работу в группе продленного дня в соответствие с Программой, предусматривающей различные активные методы работы, направленные на развитие самостоятельности: дидактические игры, творческие задания, викторины, конкурсы, структурирование информации, составление логических схем и т.п.Программа реализовывалась 1 месяц, после чего мы провели контрольное исследование. Оно показало повышение уровня развития самостоятельности второклассников в несколько раз, эффективность предложенных мероприятий была подтверждена с помощью U-критерия Манна-Уитни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. Белякова Ю.В. Игровые обучающие ситуации как средство развития у младших школьников познавательной самостоятельности / Ю.В. Белякова // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодежи. Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум – 2022». Архангельск, 2022. С. 175-179.
2. Бондарева А.Д. Развитие самостоятельности младших школьников как важная психолого-педагогическая проблема / А.Д. Бондарева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием : в 4 ч.. 2019. С. 40-41.
3. Валиуллина А.Р. Игровые технологии в развитии самостоятельности младших школьников / А.Р. Валиуллина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 18. С. 36-38.
4. Вапрян, Н. Ф. Руководство самостоятельной работой младших
школьников на уроках математики / Н. Ф. Вапрян // Начальная школа. - 2014. - №12. - С.12-15.
5. Васильева, Р. А. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А.
Васильева, Г. Ф. Суворова. - М.: Педагогика, 2013. - 207 с
6. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В.
Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
7. Гаврилычева, Г. Ф. Развитие самостоятельности у детей / Г. Ф.
Гаврилычева - М.: Начальная школа, 2013. - 53 с.
8. Галкина В.М. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников с использованием технологии проблемно-ориентированного обучения / В.М. Галкина // Современные инновации. 2019. № 4 (32). С. 43-44.
9. Гарькавая, Т. С. Как научить младших школьников учиться
самостоятельно: разраб. занятий / Т. С. Гарькавая. - Минск: Дикта, 2012. - 159 с.
10. Гречко Н.С. Развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности / Н.С. Гречко // В сборнике: XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. С. 93-98.
11. Губарева, Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся / Л. И. Губарева //
Образование и общество. - 2004. - №2. - С.61-62.
12. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и
возможности ее проявления в образовательной технологии / В. В. Гузеев //
Химия в школе. - 2004. - №3. - С.16-22.
13. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и
творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов // Советская
педагогика. - 1961. - №8. - С.32-42.
14. Дорофеева А.А. Развитие учебной самостоятельности младших школьников как педагогическая проблема / А.А. Дорофеева // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 2. С. 42-46.
15. Дунаева М.И. Развитие самостоятельности младших школьников / М.И. Дунаева // В сборнике: Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 132-138.
16. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.:
Учпедгиз 2008. - 127 с.
17. Жабборова О.Т. Развитие учебной самостоятельности младших школьников / О.Т. Жабборова // Вопросы науки и образования. 2020. № 9 (93). С. 41-44.
18. Зайцев С.В. Проблемы развития учебной самостоятельности младших школьников / С.В. Зайцев // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. С. 50-58.
19. Зенищева Т.И. Организация внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС в группе продленного дня / Т.И. Зенищева // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 151-153.
20. Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника:
диагностика и развитие: практич. пос. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - М.:
АРКТИ, 2008. - 80 с.
21. Келина Д.Л. Особенности развития познавательной самостоятельности младших школьников на уроках математики / Д.Л. Келина // Научный Лидер. 2023. № 53 (98). С. 91-94.
22. Кирикова Г.С. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Г.С. Кирикова // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве. Сборник материалов Всероссийской студенческой научно-практической конференции, приуроченной к 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского и 155-летию выхода учебника "Родное слово". 2019. С. 322-327.
23. Кирикова Г.С. спользование метода проектов для развития познавательной самостоятельности младших школьников / Г.С. Кирикова // Актуальные исследования. 2020. № 9-2 (12). С. 101-103.
24. Кон, И. С. Психология ранней юности. Кн. Для учителя. - М.:
Просвещение, 1989. - 255 с
25. Котова Е.С. Особенности развития познавательной самостоятельности у младших школьников / Е.С. Котова // В сборнике: Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых – 2023. Сборник материалов конференции: в 2-х томах. Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2023. С. 392-396.
26. Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина // Наука и школа. - 2010. - №2. - С.55-56
27. Куприянова, М. А. Формирование познавательной
самостоятельности учащихся как педагогическая проблема / М. А. Куприянова // Наука и школа. - 2014. - №5. - С.35-36
28. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд. Центр «Академия», 2005. - 352 с.
29. Маханёва, М. И. Влияние среды на формирование и развитие
личности ребёнка / М. И. Маханёва // Дошкольное воспитание. - 1992. - №2. С.18- 23
30. Микерина, А. С. Теоретическое обоснование проблемы
формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста / А. С.
Микерина // Вестник Челябинского государственного педагогического
университета. - 2016. - №5. - С.77-81
31. Милых Н.В. Развитие самостоятельности у младших школьников в начальной школе / Н.В. Милых // Студенческий. 2021. № 36-1 (164). С. 74-75.
32. Мухортых Т.Н. Группа продленного дня как ресурс организации внеурочной деятельности / Т.Н. Мухторых // Воспитание в современной образовательной среде. Материалы II региональной научно-практической конференции . Научный редактор С.В. Тарасов. 2013. С. 187-190.
33. Новикова М.С. Рефлексивные практики развития учебной самостоятельности у младших школьников / М.С. Новикова // В сборнике: Психология. Спорт. Здравоохранение. сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 42-45.
34. Носикова, Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности
младшего школьника в условиях ФГОС / Я. Н. Носикова // Начальная школа. - 2014. - №4. - С.11-12.
35. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2018. 460 с.
36. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с
37. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения
формам самостоятельности работы младших школьников / С. А. Пакулина, Т. П. Савушкина // Начальная школа. - 2009. - №3. - С.10-1
38. Панфилова Г.С. Развитие самостоятельности школьников во
внеклассной работе / Г.С. Панфилова. - М.: Просвещение, 1984. - 212 с.
39. Петунин, О. В. Система активизации познавательной
самостоятельности учащихся / О. В. Петунин // Вестник Московского
университета. - 2010. - №4. – С.63-70.
40. Поддубская, Г. С. Воспитываем самостоятельность / Г. С.
Поддубская // Пачатковая школа. - 2013. - №8. - С.63-66.
41. Пшукова К.А. Теоретические аспекты проблемы развития самостоятельности младших школьников посредством проектной деятельности / К.А. Пшукова, Э.З. Эльжирокова // Студенческий вестник. 2023. № 4-2 (243). С. 16-17.
42. Сарсекеева, Ж. Е. Развитие самостоятельности младших школьников / Ж. Е. Сарсекеева, Н. Б Сафарова, К. Л. Полупан. - М.: Просвещение, 2016. - 274
с.
43. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
44. Старыгина А.И. Психолого-педагогические основы проблем развития самостоятельности младших школьников / А.И. Старыгина // NovaUm.Ru. 2022. № 40. С. 325-328.
45. Ушакова Е.Л. Способы развития самостоятельности младшего школьника в психолого-педагогической литературе / Е.Л. Ушакова, Д.Ю. Лунева // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 6. С. 14-17.
46. Цукерман Г.А. О детской самостоятельности / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров // Вопросы психологии. – 1990. – № 6. – С. 10-15
47. Шамова А.Х. Развитие познавательной самостоятельности у младших школьников / А.Х. Шамова // В сборнике: Инновации и перспективы современной науки. Филологические науки. Материалы конференции. 2018. С. 90-92.
48. Шамова, Т. И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 2010. – 286 с.
49. Шиленков, Р. В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях
индивидуализации обучения / Р. В. Шиленков // Химия в школе. - 2004. - №5. - С.58- 61
50. Шлыков И.И. Диагностика развития самостоятельности младших школьников / И.И. Шлыков, Ю.А. Келарёва // Студенческий научный форум. Материалы Международной студенческой научной конференции. Под редакцией Н.Е. Старчиковой, отв. секретарь Н.И. Нефедова. Москва, 2023. С. 62-63.
51. Шумакова А.Р. Развитие самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности / А.Р. Шумкова // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 188-1
52. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы
возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин // Междунар. пед.
акад. журнал. - 2014. - №5. - С.160-165.
53. Юсупова, Г. С. Воспитание самостоятельности у детей / Г. С.
Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №8. - С.28-29.
54. Ямалтдинова, Д. Г. Организация самостоятельной деятельности
учащихся / Д. Г. Ямалтдинова// Начальная школа. - 2008. - №2. - С.43-45.