Литературная антиутопия» Жанр антиутопии в мировой и английской литературе.
Заказать уникальный доклад- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 17.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Но постепенно герой начинает совершать необдуманные действия, в его сознании появляются чуждые идее Единого Государства размышления. Последней каплей в государственном падении Д-503 стала любовь. В произведении главный герой влюбляется в I-330. Эта героиня сильно выделяется в обществе, она нарушает установленные правила: пьет, курит, не соблюдает строго определенное время для встреч. Она состояла в нелегальной организации под названием “Мефи”. Эта группа хотела уничтожить Единое Государство и сломать Зеленую Стену, чтобы поселить в городе, который привык к однообразной и стабильной жизни, дикие племена. Делалось это для того, чтобы вернуть в общество чувства, эмоции и разнообразие. Попытка революции оказалась проигрышной, и герой пошел в Бюро Хранителей для покаяния. Там ему сделали операцию по удалению души, вследствие чего он был лишен всех эмоций, чувств и фантазии. Д-503 снова безоговорочно исполняет все законы и правила Единого Государства и служит своему Благодетелю, а I-330 была уничтожена, т.к. она не способна жить в такой системе. В финале произведения, несмотря на то, что главный герой вернулся в свою привычную жизнь в Едином Государстве, его не оставляют сомнения. Те изменения, которые произошли в душе и сознании героя, оставили свои плоды. Таким образом, можно сделать вывод о том, что Е.И. Замятин показал в своем романе, что никакие насильственные методы не смогут в полной степени уничтожить личность и индивидуальность человека, его естественные помыслы и желания души. Роман «Мы» - произведение масштабное, грандиозное, оригинальное.Идеи, к которым обращался Замятин в романе, раз за разом повторяются у авторов утопий и антиутопий 20 века.Герои этих антиутопий показывают читателю, что борьба за свободу слова священна, что человек должен сам решать, каких принципов придерживаться, как строить личную жизнь, чем заниматься, о чем думать и говорить. Власти не имеют права вмешиваться в частную жизнь гражданина.Е. Замятин дает понять, что его произведение - это сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти любого государства. Нельзя создать мир, в котором нет места чувствам, нельзя организовать тотальный контроль за каждым членом общества. Когда «я» растворяется в «мы», человек перестает быть человеком.Писатель акцентирует внимание читателей на серьезных вопросах: что несет человечеству отказ от демократии, как отразится на будущем формальное отношение к выборам, отсутствие в стране оппозиции. Во всем этом Замятин видит опасные тенденции, которые могут привести человечество к единомыслию, жизни в тоталитарном государстве, где невозможно будет развиваться личностям. Одинаковость всех, отказ от индивидуальностей несет серьезные последствия. Что может быть ужаснее, чем когда все мыслят одинаково, ходят строем на прогулку, одеты в униформу и живут в однотипных прозрачных жилищах.Роман Е. Замятина «Мы» - это роман-предостережение. Предостережение от опасности внушения и навязывания чужого мнения. У каждого человека должно быть свое счастье, хоть маленькое, но свое, личное.Проблема трансформации утопии в роман и ее художественные основания.«Мы» – первый в литературе 20 века роман – антиутопия. Этотроман оказал большое влияние на развитие жанра антиутопии в авторской литературе.Под влиянием романа возникли такие знаменитые произведения, такие как:«О, дивный новый мир» (1932) О. Хаксли, «1984» (1949) Д. Оруэлла и мн. др.К антиутопии роман Замятина «Мы» относят следующие исследователи: В. Чаликова, А. Геллер, Г. Морсон, О. Павлова, С. Бесчетникова и др.Роман Замятина «Мы» в творчестве писателя – произведение принципиально программное, доминантное. В нем обобщеныпроблемы личности, индивидуальной памяти, взаимоотношенияличности и государства. В основу произведения заложены перспективы развития отечественной антиутопии, двух ее типов,в которых общество будущего представляет собой либо диктатуру власти, либо мир всеобщего благоденствия.Роман Замятина примечателен не только оригинальностью своего жанра,но и художественным строем. Замятин показал меру художественных возможностей литературы своего времени и тем самым показал общее влияние на дальнейшее культурное развитие,а также на становление жанров, которые получили развитие в наше время.При небольшом объеме романа содержание его очень емко. Синтаксис романа очень выразителен, описания точны. В романеумело сочетаются реальное, фантастическое и гротескное.На примере своего романа «Мы» Замятин охарактеризовал художественные особенности романа – антиутопии:1. Отход от реализма и быта;2. Быстро движущийся, фантастический сюжет;3. Сгущение в символике и красках;4. Концентрированный сжатый язык;5. В художественный организм врастают элементы философии, широкихобобщающих выводов.Роман «Мы» - один из крупных произведений-антиутопий. В нём Замятин отражает все его взгляды на роль государства как аппарата подчинения и на обратную сторону технического прогресса. Писатель окончил работу в 1921 году. В СССР не печатался до 1988 года как «идеологически враждебное» и «клеветническое» произведение.В этом романе Замятин критиковал пороки тоталитаризма. Казалось бы, что совершенству Единого Государства нет предела, но на самом деле, оно стало другим адом, отличающимся от отсталого общества.В планы Замятина не входило придумывать невозможное. С иронической усмешкой профессионала-инженера он поправляет в критических статьях коллег литераторов, когда они вторгаются в область технического знания и постоянно ошибаются. В романе же главная поправка заключается в том, что можно построить небывалое космическое аэро (слово той эпохи), но нельзя сесть в него и прилететь к счастью. Нельзя, ибо не улетишь от самого себя. Прогресс знания – это не прогресс человечества, а будущее будет таким, каким мы его сегодня готовим. Антиутопия проецирует мечту в реальность как возможность осуществления, тогда как утопия лишь мечтает. «Мы» - роман-антиутопия о будущем. В нем проверяется состоятельность мечты, на протяжении веков занимавшей умы человечества и теперь прорастающей реальностью. Замятин не придумывал последствий, он их различил в действительности, обещавшей светлое будущее и обгонявшей самую мрачную фантастику.Коммунистическая утопия, где все общее и все равны, укореняется в мифе. Она также есть лик личности, проецируемый вовне образ коллективного сознания. Этой мечте о равенстве противостоит индивидуальность: коллективное осуществляет себя за счет подавления индивидуального, так что фактически новый миф характеризуется безличностью массы. В категоричности «мы», как она заявляет о себе в сегодняшнем мире, звучит запрет на «я». Изначально «Мы» заинтересовало тем, насколько верно в нем предсказана система подавления. В романе обнаруживают последовательность другой системы – бунта. Индивидуальность, личность бунтует против Единого Государства, восстает против насильственной упорядоченности, манипулирующей сознанием массы. Е. Замятин создал роман «Мы», представляющий собой синтез жанровых образований, которые можно обозначитькак композиционно-смысловые ступени романа: со стороны писателя –роман-антиутопия и классическая трагедия; со стороны повествователя Д-503 – конспект, дневник и драма. В этом уникальность романа «Мы», следствием чего является его загадочность, исследовательская трудность при анализе произведения. Специфика жанра романа позволила Е. Замятину создать особые образы персонажей, среди которых удачно сотворенный образ инициируемого наблюдателя Д-503.