Маркетинговое обоснование разработки литературного путеводителя по г. Переславлю-Залесскому
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 19 + 19 источников
- Добавлена 17.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические аспекты создания тематических путеводителей 4
1.1. Понятие, история и классификация путеводителей 4
1.2. Основные принципы разработки литературных путеводителей 12
2. Ресурсы литературного туризма г. Переславля-Залесского 20
2.1. Понятие и сущность литературного туризма 20
2.2. Литературные ресурсы города 29
3. Маркетинговые исследования 35
3.1. Анализ предложений и характеристика спроса на литературный путеводитель 35
3.2. Концепция путеводителя 44
Заключение 49
Список использованных источников 50
В то время Пришвин работал учителем-добровольцем (без оплаты) в деревне под Тардом, находился в бедственном положении, не имея возможности обучать своих детей и заниматься писательством. Смирнов писал в своем письме, что «до станции Беледево можно добраться по железной дороге, либо прямо на лошадях, либо сделав отвод через Москву».Озеро, природные красоты края и название станции привлекли Пришвина («душа ушла в Белянево»), и 1 апреля семья переехала в Пелеславль, где впервые остановилась в музее Горицкого монастыря. Слева - колокольня XVIII века. Вскоре после этого семья Пришвиных переехала на гору Гремяч, где прожила до поздней осени 1925 года в четырехкомнатной квартире в здании «Белого дворца» в Ботике. Здание было построено в 1850-1852 гг. на месте первоначального деревянного дворца Петра I. В 1984 году здесь была открыта отреставрированная выставка «Плещеево озеро - колыбель русского флота». Ежедневные прогулки по окрестностям, наблюдения за Плещеевым озером и лесами, беседы с местными жителями легли в основу книги «Календарь природы: (Записки климатолога биологической станции «Ботик»)» (название книги автора - «Родники Белендеи»). Началось создание автобиографического философского романа «Кащеева цепь».Здесь же работали известные писатели-фантасты Аркадий и Борис Стругацкие. В их романе «За миллиард лет до конца света» в окрестностях Переслава Залесского были обнаружены могилы инопланетян. Несмотря на особую основу этого произведения, в городе установлен памятник с надписью «Могила интеллигенции».В Переславле-Залесском жил и работал также известный революционер и писатель Владимир Маяковский. Он приехал в город в 1918 году, работал в местной газете, а также принимал участие в революционных митингах.Как видите, несмотря на свои небольшие размеры, город Переслав-Залесский полон замечательных литературных и культурных событий. Город не перестает привлекать писателей, любителей искусства и истории. Если вы посетите Переслав-Залесский, обязательно пройдите по следам этих выдающихся писателей и узнайте историю их творчества и развития их произведений.3. Маркетинговые исследования3.1. Анализ предложений и характеристика спроса на литературный путеводительВ процессе решения поставленной проблемы, в городе Переславль-Залесский был проведен опрос потенциальных туристов для того, чтобы можно было определить проблемные зоны организации литературного путеводителя и можно было сформировать меры по каждой проблемой зоне. Автором работы было проведено исследование, которое опиралось на данные по опросу жителей и гостей города Переславль-Залесский.Методология исследования:Цель исследования – сформировать основные направления и меры улучшения разработки путеводителя в городе Переславль-Залесский на основе анализа интереса клиентов санатория. Задачи исследования:определить портрет ЦА путеводителя в городе Переславль-Залесскийвыявить отношение жителей города Переславль-Залесский по отношению к предложениям создания литературного путеводителя;определить степень удовлетворенности и лояльности гостей к созданию путеводителя города Переславль-Залесский;выявить недостатки общения с клиентами и потенциальными клиентами города Переславль-Залесский.Основная гипотеза исследования - действующие меры по созданию путеводителей города Переславль-Залесский недостаточны и должны улучшиться на основе использования инновационных технологий.Отобранные респонденты были как действующими, покупающими направления в офисе турфирмы, которая занимается официальной продажей путевок города Переславль-Залесский, так и прошлыми, и потенциальными, которые были отобраны на основе случайной выборки. Итого в опросе приняли участие 100 человек. Опрос был проведен в ноябре 2023 года.Для респондентов были отобраны специальные требования: они должны знать о существовании города Переславль-Залесскийи о его предложениях, должны иметь опыт путешествий. В итоге были полученные следующие данные. В первую очередь необходимо разработать вопросы, направленные на определение:пола и возраста респондентов;сфера занятости;семейное положение;туристский опыт;частота туристских поездок;географические данные;уровень дохода.Изучить полученные данные опроса, формирующие портрет целевой аудитории читателей путеводителя. На рисунке 1 изображено распределение респондентов по полу.Рисунок 1 - Гендерная структура опрашиваемых (целевой аудитории санатория «Форос»), % Согласно рисунку 1, большинство респондентов, респонденты, являются женщинами. Их число составляет 58% опрошенных. На рисунке 2 можно увидеть возрастную динамику респондентов.Рисунок 2 - Возрастная структура опрашиваемых (целевой аудитории читателей путеводителя), %Согласно данным рисунка 2, большинство опрошенных в возрасте 30-50 лет и составляют большую часть (70%). Другие группы опрошенных составляют людей в возрасте от 50 лет (21%) и 20-30 лет (8%).Далее в таблице 1 описана детализация и общие данные по поло-возрастной структуре города Переславль-ЗалесскийТаблица 1 - Сводные данные по половозрастной структуре опрашиваемых. %Возрастная категория ЖенщиныМужчиныдо 20 лет61,4%39,0%от 20 до 30 лет56,2%43,8%от 30 до 40 лет51,9%48,1%от 40 до 50 лет59,6%40,4%от 50 лет и старше62,7%37,3%Источник таблицы: составлена авторомСогласно рисунку 3, можно наблюдать за семейным положением целевой аудитории читателей путеводителя.Рисунок 3 - Семейное положение целевой аудитории читателей путеводителя, %Согласно данным рисунка 3 важно определить, что многие люди, читающие путеводители, находятся в законном браке. Среди них 42% имеют детей, а 31% бездетные. Это необходимо учитывать при формировании дополнительных услуг клиентам и их рекламном информации при помощи инновационных технологий.Рисунок 4- Род деятельности опрашиваемых, %По данным рисунка 4, 57% респондентов получают доходы 50-100 тыс рублей, 28% респондентов получают доходы в 50-80 тыс рублей, а 29% получают 80-100 тыс. Поэтому можно быть уверенным, что часть потребителей относится к социальным группам людей с доходами среднего класса и выше.Рисунок 5 - Уровень доходов опрашиваемыхСогласно рисунку 5 можно определить географию потребителей путеводителейРисунок 6 - География опрошенныхСогласно данным рисунка 6, большинство читателей путеводителя являются жителями города Переславль-Залесский. Однако, жителей других городов приходится на общее количество клиентов 18%. Это говорит о том, что программы внутреннего туризма пользуются спросом в данном регионе.Согласно рисунку 7 можно судить о туристском опыте опрошенных.Рисунок 7 - Туристический опыт респондентовСогласно данным рисунка 7, почти половина опрошенных обладают средним туристским опытом, то есть посетили более десяти стран, либо регионов России. 30% респондентов мало путешествовали, посетили не более 5 иностранных государств и более 5 регионов России. Однако, 21% респондентов обладают большим туристским опытом, то есть посетили более 15 иностранных государств и более 20 регионов России. Согласно оценке туристского опыта своей аудитории города Переславль-Залесскийнеобходимо ориентироваться на полученные данные и учитывать их при разработке стратегии продвижения, составления рекламных брошюр и персонификации для отдельных групп потребителей, то есть тем клиентам, которые облают большим туристским опытом не предлагать банальные туры, либо предлагать индивидуальные экзотические направления отдыха.Согласно рисунку 8можно проанализировать частоту используемых путеводителей.Рисунок 8 - Частота использования путеводителей респондентамиСогласно полученным данным большая часть респондентов ездит в поездки не больше раза в год, что составляет 52% опрошенных. Также важную часть клиентов составляют люди, которые выезжают в оздоровительные поездки дважды в год (21%). Больше трех раз за год могут себе позволить путешествовать лишь 16% клиентов, и 4-5 раз в год ездят только 11%.Кроме того, что было необходимо изучить портрет потребителя путеводителя, в процессе формирования и разработки инновационных технологий продвижения, было необходимо получить сведения о получения обратной связи от туристов. Для этого необходимо было проанализировать методы получения информации, то есть откуда туристы получают информацию и провести оценку степени удовлетворенность услугами турфирмы по основным направлениям деятельности.Основные направления деятельности:Анализ скорости обслуживания.Профессионализм менеджеров по продаже туруслуг.Ценообразование.Соответствие содержания продукта заявленному. Далее была проведена оценка готовности клиентов получать ненавязчивое оповещение о предложениях путеводителей. На рисунке 12можно увидеть список источников, откуда клиенты получают информацию о предложениях города Переславль-Залесский.Рисунок 9 - Источники информации о городе Переславль-ЗалесскийСогласно данным рисунка 9 можно заключить, что многие туристы обращаются повторно, а также после рекомендаций друзей и знакомых (31%). Так же достаточная часть опрошенных (34%) получает данные о новых предложениях через Интернет. И только 12% указали другие виды рекламы. Поэтому можно резюмировать, что виртуальные средства продвижения являются на сегодняшний момент ключевыми по эффективности информирования о деятельности компании, что должно быть учтено в разработке нового путеводителя.В процессе проведения опроса клиентам был задан вопрос про оценку отдельных аспектов взаимодействия города Переславль-Залесский. Ответ был необходимо для определения удовлетворенности основных точек взаимодействия с клиентами турфирмы. Результаты представлены на рисунке 10.Рисунок 10 – Уровень удовлетворенности отдельными аспектами путеводителейСогласно данным рисунка 10, проблемы туристской фирмы заключаются в ценовой политике и формировании личных коммуникаций с путеводителями. Клиенты санатория по-разному относятся к получению информации от города Переславль-Залесский, что отражено на рисунке 11.Рисунок 11 - Готовность получать рекламную информацию клиентами от города Переславль-ЗалесскийТаким образом становится понятно, что некоторые клиенты готовы получать информацию о предложениях санатория, если они не будут носить характер спама, так ответили 67%.3.2. Концепция путеводителяТехнология создания путеводителя по городу Переславль-Залесский состоит из нескольких этапов, каждый из которых логически и структурно связан со всеми составляющими издания, завершаясь формированием уникального, качественного печатного туристского продукта.1. Разработка общей концепции путеводителя. В основу концепции путеводителя по городу Переславль-Залесский были положены три элемента: краткость, интерес к городу и практичность. При разработке концепции издания учитывались следующие элементы -Функциональное назначение: краткий путеводитель - Целевая аудитория: туристы и сотрудники, приезжающие в город по делам, в возрасте от 25 до 55 лет, со средним и высоким уровнем дохода, с высоким уровнем образования, как мужчины, так и женщины - Характерные особенности информации: краткость, легкодоступность представленной информации - Дизайн: бюджет, доступность. информация легкодоступна - Дизайн: бюджетный вариант в виде брошюры.2. Анализ именования достопримечательностей города. При создании брошюры было уделено особое внимание ее составу. Одним из основных критериев при разработке дизайна была практичная система поиска пользователями нужной информации. Достопримечательности представлены следующим образом:- Общая информация о достопримечательности (расположение, часы работы, экскурсии, контактные телефоны); - История, факты, легенды; - Описание достопримечательности. Отбор и подготовка материала для путеводителя требуют особого подхода, поскольку он сочетает в себе черты сразу нескольких изданий. По своему назначению путеводитель относится к категории справочных изданий. Поэтому требования к отбору материала такие же, как и для справочных изданий. Однако в силу интересов и потребностей общества и развития маркетинга Путеводитель стал рекламным или досуговым изданием.3. Подбор и изготовление иллюстраций. Подготовка Путеводителя требует внимания не только к текстовому содержанию, но и к иллюстрациям, их размеру и расположению, читабельности. Все текстовые и изобразительные элементы издания объединяются в единое целое с помощью верстки. При разработке макета издания необходимо оценивать следующие аспекты: - единство текстовой и визуальной информации, - эстетическая точка зрения, - организация ритма издания. Иллюстрации, занимающие почти половину объема справочника, играют доминирующую роль с точки зрения дизайна и информации.Иллюстрации не оцениваются как единый «правильный» выбор и дизайн. Существуют лишь технические требования к расположению иллюстраций на странице. При выборе иллюстраций для путеводителя оценивается точность их содержания в передаче сюжета.Все эти иллюстрации показывают пейзаж города Переславль-Залесскийс максимально возможной точки зрения. При редактировании иллюстраций важное место занимает процесс редактирования изображения. Цель редактирования иллюстраций: придать изображению определенное качество, т.е. устранить какие-либо дефекты, восстановить цветовой баланс, увеличить или уменьшить разрешение и т.д. Чтобы правильно и качественно отредактировать изображение, необходимо знать основные приемы работы с иллюстрациями или фотографиями.4. После того как «планировщик» путеводителя утвержден, и вся информация проверена, начинается процесс набора и печати. В рамках концептуальной разработки справочник был задуман как буклет. Брошюра - это текстовое издание объемом от 4 до 48 страниц. Брошюра имеет удобный размер, чтобы поместиться в руке, сумочке или кармане, и ее легко распространять по почтовым ящикам или в пределах видимости потенциальных клиентов. Ярко оформленные брошюры с необходимой информацией всегда привлекут внимание покупателей в магазинах, клиентов в банках и посетителей на мероприятиях. Одним из главных преимуществ брошюр является лаконичное изложение основной и необходимой информации и, конечно, простота восприятия для покупателя. С точки зрения разработки дизайна и технологии производства (и соответственно стоимости), главным фактором для брошюр является фальцовка (т.е. способ их сгибания). Для того чтобы обеспечить аккуратный, беспрепятственный сгиб, необходимо использовать тонкую бумагу плотностью не более 150 г/м². В противном случае сгибы могут порваться (сломаться) или полностью разорваться. При использовании более плотной и дорогой бумаги для состоятельных клиентов биговка выполняется перед фальцовкой, чтобы линии сгиба были аккуратными. Биговка (нем. biegen - гнуть, сгибать) выполняется путем первоначальной разметки линии сгиба на материале с помощью тупого дискового резца или тупой дисковой ленты биговальной машины, которая сжимает материал. Бумага сминается, а затем складывается. Шрифт - это графический рисунок из букв и знаков. Благодаря сходству формы логотипа и его отдельных элементов, шрифт представляет собой группу букв, обладающих графической целостностью. Существуют две большие категории шрифтов: типографские шрифты и случайные (декоративные) шрифты. Широкая категория шрифтов подразделяется на ряд подкатегорий. Каждый шрифт имеет свое название. Разработка шрифтов - это сложная трудоемкая работа, выполняемая художниками по следующим принципам: в связи с образным мышлением; в связи с требованиями графической композиции и стилистического единства; в связи с конкретными художественными, декоративными и смысловыми задачами. Способы печати различаются по принципам создания пространства на печатной форме и печатающих элементах, а также по способу переноса краски с формы на запечатываемый материал.В таких способах печати, как «буквенный метод», изображение и текст переносятся с печатной формы на запечатываемый материал, при этом все печатные элементы формы опираются на пробельные элементы. Краска наносится на поверхность выступающих печатных элементов. В процессе печати краска переносится с выступающих печатных элементов на бумагу. Поскольку информационная брошюра выпускается в виде туристического путеводителя, основная задача ее дизайна - в сжатой форме донести информацию о городе до потенциальных клиентов. Текстовый информационный блок разбит на следующие разделы: - Музеи и памятники - Религиозные достопримечательности - Важные события в Краснодаре - Природные ландшафты - Средства размещения - Заведения питания - Туристические организации - Развлечения - Муниципальные организации Прежде всего, в основу концепции макета положены правила расположения элементов полосы в печатном пособии. Эти правила включают в себя внешний вид часто повторяющихся элементов (высота, ширина полосы, количество колонок, расстояние между колонками, а также отступы и поля). От концепции верстки во многом зависит будущий внешний вид печатной брошюры. При правильном расположении каждого элемента в соответствии с общепринятыми правилами разметки страниц макеты позволяют без труда уложить весь объем текста. Макет определяет не только правила расположения иллюстраций и текста, но и стиль оформления. Готовая концепция макета дает полное представление о том, как будет выглядеть конечный продукт. Основным критерием удачной верстки является обеспечение максимального удобства пользования документом и лучшего восприятия информации потребителем. Удачная и правильная верстка выделяет ключевые элементы текста с помощью форматирования. Экономия места также является одним из критериев. Хорошая концепция макета позволяет разместить максимальное количество текста на единицу площади, что снижает расход бумаги и, в конечном счете, стоимость изготовления справочника. Окончательный вариант макета включает в себя графические элементы брошюры, формируя при этом уникальный стиль справочника. Благодаря нашей работе был создан оригинальный макет для путеводителя «Переславль-Залесский». Внешний вид брошюры имеет свою концепцию, а ее дизайн привлекает внимание. Содержание путеводителя призвано кратко представить достопримечательности города и дать полезную информацию. Продвижение путеводителя среди гостей города планируется осуществлять путем организации рекламных стендов на предприятиях сферы услуг: - Гостиницы, пансионаты, гостиницы - Туристические предприятия - Автомойки и автосервисы - Кафе, рестораны, бары Вышеперечисленное - это только начало продвижения путеводителя в городе. Важно, чтобы гости города знали, что в городе Переславль-Залесский есть свой путеводитель. Все дальнейшие действия будут основываться на уже достигнутых результатах.ЗаключениеТуристические путеводители - это печатные, электронные или аудиовизуальные справочники, содержащие информацию о каком-либо месте или географическом объекте (городе, поселке, историческом месте, производстве, музее, конкретном туристическом маршруте). Туристы могут использовать такие путеводители при индивидуальном или групповом посещении интересующих их туристских маршрутов. Цель создания путеводителя - популяризация и пропаганда туризма как активной формы отдыха. Задачами путеводителя являются: описание возможных экскурсионных маршрутов, ознакомление с происхождением тех или иных географических или исторических объектов и происхождением их названий, формирование бережного отношения к природе путем предоставления основных сведений об экотуризме, создание условий для воспитания любви к Родине. Среди используемых методов - картография, описание, интервью, фотография и литература. Методика подготовки путеводителя по городу включала несколько этапов: создание общей концепции, анализ именования туристических объектов города, подготовка содержания путеводителя (написание текста и подбор иллюстративного материала), набор и печать. Общая структура организации содержания путеводителя и его дизайн должны создавать наиболее благоприятные условия для выборочного чтения. Путеводитель должен быть компактным, так как он сопровождает читателя в его путешествии. Шрифт должен быть четким и легко читаемым. Материал организован в соответствии с наиболее практичными принципами.Список использованных источниковАнтонова З.В. Становление и развитие путеводителя как вида издания [Текст]: конспект лекций / З.В. Антонова. – М.: изд-во МГОУ, 2006. – 13 сБулгакова А.А. Особенности разработки концепции путеводителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/naykГольцева, Э. В. Типология справочных изданий [Текст] / Э.В. Гольцева, А.А. Александрова – М.: Книга. Исследования и материалы, 1979. Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма [Текст] // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2014. – 266 c.Дубинская Л.С. Основы информационно – экскурсионной работы гида – переводчика. Вопросы методики информационно – экскурсионной работы гида – переводчика [Текст]. М., 1973. С. 321. Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода [Текст]. М.: ЦРИБ «Турист», 1986. С. 54. Жарков И.A. Технология редакционно-издательского дела [Текст]. – М.: Прогресс, 2014. – с. 377Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02425-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453374 (дата обращения: 11.06.2023).Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 сКапкан М. В. Феномен гастрономической культуры: автореф. на соиск. уч. ст. кандидата культурологии : 29.06.2010 / М. В. Капкан ; Екатеринбург. Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2020. – 26 с.Картавин А. Н.// Лекции по гастрономическому туризму, 2007 – 106 с.Козырева Н. Е. Меры поддержки отрасли туризма в следствии СOVID-19 в России и ряде европейских стран // Современные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса: материалы Междунар.науч.-практ. конф. М., 2020. С. 76–86.Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.Осмоловская М. С., Петренко И. М. Перспективы государственного регулирования инвестиционной политики в АПК В сборнике: Всероссийская научнопрактическая конференция по итогам 2014 года. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2021. С. 141-146.Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с. Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с. Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14059-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496787 (дата обращения: 11.06.2023).
2.Булгакова А.А. Особенности разработки концепции путеводителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/nayk
3.Гольцева, Э. В. Типология справочных изданий [Текст] / Э.В. Гольцева, А.А. Александрова – М.: Книга. Исследования и материалы, 1979.
4.Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма [Текст] // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2014. – 266 c.
5.Дубинская Л.С. Основы информационно – экскурсионной работы гида – переводчика. Вопросы методики информационно – экскурсионной работы гида – переводчика [Текст]. М., 1973. С. 321.
6.Емельянов Б.В. Профессиональное мастерство экскурсовода [Текст]. М.: ЦРИБ «Турист», 1986. С. 54.
7.Жарков И.A. Технология редакционно-издательского дела [Текст]. – М.: Прогресс, 2014. – с. 377
8.Золотовский, В. А. Правовое регулирование в сфере туризма : учебное пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02425-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453374 (дата обращения: 11.06.2023).
9.Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм : учебное пособие для вузов / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общей редакцией А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 192 с
10.Капкан М. В. Феномен гастрономической культуры: автореф. на соиск. уч. ст. кандидата культурологии : 29.06.2010 / М. В. Капкан ; Екатеринбург. Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. – Екатеринбург, 2020. – 26 с.
11.Картавин А. Н.// Лекции по гастрономическому туризму, 2007 – 106 с.
12.Козырева Н. Е. Меры поддержки отрасли туризма в следствии СOVID-19 в России и ряде европейских стран // Современные проблемы и пути повышения конкурентоспособности бизнеса: материалы Междунар.науч.-практ. конф. М., 2020. С. 76–86.
13.Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учебник для вузов / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов ; под редакцией М. С. Мотышиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
14.Осмоловская М. С., Петренко И. М. Перспективы государственного регулирования инвестиционной политики в АПК В сборнике: Всероссийская научнопрактическая конференция по итогам 2014 года. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2021. С. 141-146.
15.Отнюкова, М. С. Социологические исследования в туризме : учебное пособие для вузов / М. С. Отнюкова, Т. В. Черевичко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 96 с.
16.Пономарева Е.В. Стратегический менеджмент. – СПб.: БГТУ, 2018.
17.Рамендик, Д. М. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с.
18.Усинов А.И. Современный туризм \\ Турбизнес 2020. - №3. – С. 10-11
19.Христов, Т. Т. География туризма : учебник для среднего профессионального образования / Т. Т. Христов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14059-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496787 (дата обращения: 11.06.2023).