Киевская Русь: быт, искусство, культура.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 15 15 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 2
Глава 1. Быт Киевской Руси 3
Глава 2. Особенности культуры и искусства Киевской Руси 5
2.1. Духовная культура Киевской Руси (письменность, летописание, литература) 5
2.2. Материальная культура Киевской Руси 7
Глава 3. Архитектура и искусство Киевской Руси 9
3.1. Развитие архитектуры в Киевской Руси 9
3.2. Изобразительное искусство и музыка – как пример мощи русской культуры 11
Заключение 14
Список литературы 15

Фрагмент для ознакомления

Благодаря превосходным свойствам этой техники, а также мастерству живописцев, которые досконально знались на ней, некоторые фресковые ансамбли, созданные во времена Древней Руси, сохранились до наших времен. На протяжении веков фресковые росписи древнерусских церквей не потускнели, не потеряли насыщенности цветов и оказались устойчивыми к влаге. Это свидетельствует о чрезвычайно высоком профессиональном уровне древних мастеров.
Большое место и значение в росписях собора отводится орнаментам. Созданные древнерусскими мастерами орнаменты, будто большой красочный ковер, покрывают фактически все стены строения. Предпочтение отдается растительной тематике, которые обладают близкими аналогами среди памятников древнерусской книжной миниатюры.
Особая роль в древнерусском изобразительном искусстве принадлежала иконописи и живописи по дереву. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам. Важнейший сохранившийся до наших дней памятник иконописи – икона Владимирской богоматери. Первые росписи и иконы исполняли греческие мастера. Они перенесли на Русь сложившиеся к тому времени технические приемы и художественные принципы. Иконы писали на досках, преимущественно липовых, по меловому грунту-левкасу минеральными и органическими пигментами, растертыми на яичном желтке (темперная живопись). Начиная с XI века, появились первые ученики греческих мастеров. Монахи Киево-Печерского монастыря, вместе с преподобным Алимпием, трудились, чтобы не только открыть, но и развивать уже русскую иконописную школу.
Монгольское нашествие, около середины XIII века, которое на время поработили значительную часть России, не только уничтожило очень многое, но и в значительной мере приостановило развитие иконописи и написание новых икон. Сохранившиеся иконы до нашего времени и вновь открытые иконы того периода, которых очень мало, относятся лишь к концу XI, XII и XIII векам, причем почти все они с большей или меньшей достоверностью приписываются мастерам из Великого Новгорода.
Важной частью древнерусской духовной культуры была музыка. На Руси получили распространение обрядовые танцы, песни, скоморошеские игры, гуслярское пение. Древнерусская музыка была связана с обрядами, верованиями, земледельческим трудом. Дома, на пирах, на площадях исполнялись былины, обрядовые, трудовые, плясовые, игровые, колыбельные и другие песни. В Киевской Руси авторами и исполнителями песен были волхвы и скоморохи. Они использовали такие инструменты, как трубы, волынки, дудки, бубны, свирели.
Известным певцом был Боян, живший при дворе Святослава Ярославича, который славил подвиги князей, а также галичанин Митус, упоминавшийся летописью в 1241 г. О развитии музыкально-театрального искусства на Руси можно делать выводы по сохранившимся фрескам на башнях Софии Киевской. На одной из них изображен оркестр из семи исполнителей, играющих на флейте, трубе, лютнях, гуслях, органе. Скоморошеские танцы и игры, вышедшие из глубокой языческой старины, были чрезвычайно распространены на Руси, хотя и осуждались Русской православной церковью.
Церковное пение после Крещения Руси стало важным элементом русской музыкальной культуры. К концу XI – началу XII века появляются первые рукописные книги, включавшие в себя песни для богослужения. По своему содержанию они испытывали византийское церковное влияние, но уже появились и отличительные черты, свойственные только древнерусским народам. Также, в Киевской Руси развился такой музыкальный жанр, как колокольный звон. Существуют такие его виды, как благовест, перезвон, собственно сам звон.
Таким образом, проведенный анализ особенностей изобразительного искусства Древней Руси позволяет сделать вывод о том, что для него характерны по-настоящему самобытный стиль и уникальные черты. Музыка являлась уникальным явлением Киевской Руси. Исполнителям древнерусской музыки удалось создать оригинальные жанры. Был расширен и обогащен византийский канон, который впитал в себя особенности национального характера. Церковная музыка была необходимой для развития культуры Киевской Руси.
















Заключение

На конец X – середину XI вв. приходится рассвет Киевского государства. Русь часто называли Гардарикой – «Страной городов», так как в это время из городищ начинают возникать многочисленные города. К ним относятся Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск и другие.
Доминирующее влияние на становление, обогащение и распространение культуры и искусства Киевской Руси оказало православное христианство, обретшее статус официальной религиозной идеологии и полностью вытеснившее язычество во второй половине Х века. Созидательное воздействие христианской парадигмы трансформировало все сферы древнерусского бытия: от повседневной культуры до политической и правовой мысли.
Принятие христианства обеспечило тесное взаимодействие Киевской Руси с Византией, странами передней Азии и Средиземноморья, способствовав синтезированию аутентичных культурных традиций восточных славян с наследием высоких цивилизаций, поднятию исторического самосознания Руси на более высокую ступень, порождению совершенно новой, уникальной культуры. Принятие христианства, признание его государственной религией было для Руси очень крупным событием, поворотным в ее истории. На тот момент оно имело, безусловно, прогрессивное значение, так как ликвидировало пережитки родового строя, обычай кровной мести, многоженство и способствовало быстрому росту науки, техники, искусства, развитию торговли и ремесел, в том числе художественных, совершенствованию технологии строительства. Помимо византийских церковнослужителей, на Русь в большом количестве прибыли также зодчие, художники, ремесленники, певцы, музыканты, торговцы. Влияние более высокой византийской культуры на Киевскую Русь сказалось не только на русском искусстве — церковном зодчестве, изящных мозаиках, эмалевых и филигранных изделиях, но и на распространении письменности на славянском языке.
Таким образом, культура Киевской Руси формировалась и прогрессировала под воздействием целого спектра факторов: религиозных, торговых, политических, правовых. В тесном взаимодействии с соседями культура и искусство древнерусского государства обогащались, оставаясь, при этом, самобытнымий, аутентичными, отличавшимися от западноевропейского образца. По степени развитости духовной культуры Киевская Русь значительно превосходила современные ей государства Западной Европы. Последние не имели такого распространения грамотности и письменности среди населения, какое было в Киевской Руси, такой совершенной по своему стилю и содержанию литературы, как литература Киевской Руси. Духовная культура определяла траекторию политической и правовой мысли Киевской Руси, диктуя содержание и формы выражения политических и правовых идей.




Список литературы

Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263-271.
Жук, С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – 256 с.
Килимник, Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 40-46.
Кириченко, О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – 958 с.
Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 559-561.
Шааб, К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 152-160.
Шмарова, С.Д. История древнерусского фольклора IX – XII веков // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции. – СПб.: СПГУПТД, 2021. – С. 697-700.
Щербакова, А.И. Народное музыкальное творчество и духовная музыка Древней Руси // Гуманитарное пространство. – 2014. - №3. – С. 451-456.



Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 560.
Кириченко, О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – 958 с.
Шааб, К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 152-160.
Жук, С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – 256 с.
Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263-271.
Килимник, Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 40-46.

Кириченко, О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – С. 315.
Шааб, К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 153.

Шааб, К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 155.
Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263.
Килимник, Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 41.
Там же. – С. 43.
Жук, С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – С. 54.
Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 561.
Шмарова, С.Д. История древнерусского фольклора IX – XII веков // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции. – СПб.: СПГУПТД, 2021. – С. 697.
Там же. – С. 698.
Жук, С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – С. 87.

Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 561.
Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 264.

Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 266.

Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 560.
Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 271.

Килимник, Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 45.

Щербакова, А.И. Народное музыкальное творчество и духовная музыка Древней Руси // Гуманитарное пространство. – 2014. - №3. – С. 451.
Там же. – С. 453.












15

Список литературы

1. Алхалед Назех. Культурное влияние Византии на Киевскую Русь в X – XII в. // Преподаватель XXI век. – 2017. - №4. – С. 263-271.
2. Жук, С.М. Киевская Русь. – М.: Мир книги, 2007. – 256 с.
3. Килимник, Е.В. Памятники культуры Древней Руси X – XIII вв. // Теория и практика мировой науки. – 2023. - №5. – С. 40-46.
4. Кириченко, О.В. Общие вопросы этнографии русского народа. – СПб.: Алетейя, 2020. – 958 с.
5. Тагиева, С.Ч. Культура Киевской Руси // Евразийское научное объединение. – 2020. - №12. – С. 559-561.
6. Шааб, К.С. Повседневная культура Киевской Руси // Аналитика культурологи. – 2010. - №2. – С. 152-160.
7. Шмарова, С.Д. История древнерусского фольклора IX – XII веков // Исторический путь России: из прошлого в будущее. Материалы международной научной конференции. – СПб.: СПГУПТД, 2021. – С. 697-700.
8. Щербакова, А.И. Народное музыкальное творчество и духовная музыка Древней Руси // Гуманитарное пространство. – 2014. - №3. – С. 451-456.