Народный орнамент и его влияние на современную моду

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 36 36 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I
ОРНАМЕНТ И ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА 4
Глава II
ИСТОРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА В МОДУ – XX ВЕК 11
Глава III
НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ XXI ВЕКА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Однако, отдавая дань контрастным цветовым решениям, буйству красок, этностилю, который уже давно и прочно вошел в мировую моду, зачастую не указывается происхождение этих мотивов. В результате складывается ситуация, когда, с одной стороны, национальные орнаменты, ткани, этнические мотивы стимулируют мировых дизайнеров моды и получают широкое распространение, с другой, многие эксперты отмечают, что это не приносит пользы культуре тем странам, у которых делается заимствование. Эксперты из Узбекистана отмечают, что национальные узбекские ткани и узоры стали часто появляться в мировой моде и это хорошо. В этом они видят заслугу местных дизайнеров и, конечно же, иностранцев, гостей страны, которые покупают национальные наряды. Но то, что мировые бренды в европейских странах не указывают при создании своих коллекций на происхождение этих узоров, это неправильно. Это не способствует продвижению национальной культуры и ее узнаваемости. [11] На Рис.28 представлен элемент такого «безымянного» заимствования. В дизайне представленной сумки использовались фрагменты туркменских ковров.Рис. 28 Сумка Burberry 2014 г.Приведенный пример хорошо показывает дуальность процесса глобализации в модной индустрии. Народный орнамент становится достоянием всего мира, а не только страны, его создавшей, но при этом при безымянном использовании теряется национальная идентичность: вряд ли многие люди, увидевшие или купившие сумку Burberry задумались о происхождении принта, скорее всего они решили, что это находка дизайнеров модного дома. А на самом деле это результат многовекового труда туркменских ковроделов!Еще один вопрос, который возникает при использовании народных орнаментов в современной массовой культуре – это китч или искусство? Прежде всего речь идет об узорах традиционных народных промыслов России: Гжель, Хохлома, Жостово.Характерные узоры этих промыслов также хорошо известны, как и узоры Павлопосадских платков, чье использование самыми известными модельерами мы уже отмечали. Кроме того, для любого иностранца, да и не только, орнаменты перечисленных народных промыслов отождествляются с понятием «русский», «Россия».Но, использование характерных узоров Хохломы, Гжели, Жостова так, как показано на Рис.29 можно отнести к китчу, т. к. они хоть и узнаваемы, но «мы скорее видим гротеск,несколько вычурный лубок, который не раскрывает всей глубины иразнообразия, всех красок и многовековой философии культуры русскогонарода. Эти стилизации очень поверхностные. Скопировав узнаваемый мотив,характерный изобразительный образ … дизайнеры непроникают в суть, в историю того или иного художественного промысла».Рис. 29 Примеры использования традиционных узоров Хохломы, Жостово, Гжели.Самобытность и многообразие орнаментальных мотивов народногодекоративно-прикладного искусства давно вышли за пределы мест, где они родились. Они (орнаменты) давно перестали выполнять только функции оберега, народной идентичности, а нашли отражение не только в творчестве современных кутюрье, а и в коллекциях пре-те-порте, авторских проектах в самых различных сферах дизайна.С середины XX века изделиям, дизайн которых был основан на народных мотивах, была обеспечена серийность и тиражируемость, что обеспечило их широкое распространение. Можно сказать, что начиная с этого времени, народный орнамент перестал быть только источником вдохновения, он сам стал модой.ЗАКЛЮЧЕНИЕОрнамент, являясь декором, это не просто украшение, а акцент, который обогащает художественно-образный смысл изделия, в котором используется. Он обладает способностью перевоплощать формы, акцентируя внимание на определенных участках, позволяет визуально оценить орнаментальные изображенияв формообразовании, дает новое образно-символическоесодержание, как бы, создает новую действительность.В работе были даны основные понятия, связанные с понятием орнамент, изучены основные базовые символы любого народного орнамента, показана схожесть в использовании базовых символов у разных народов.Изучен путь «проникновения» народного орнамента в модную индустрию в XXвеке. Рассмотрены различные варианты использования народной орменталистики ведущими модельерами и дизайнерами, как отечественными, так и зарубежными.В третьей главе рассказано о том, как используется народный орнамент модельерами XXIвека и отмечены те проблемы, которые возникают при его широком использовании.В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что народный орнамент – это не только самостоятельное явление, но часть модной индустрии.В своей работе модельеры и дизайнеры могутцитировать народные орнаменты достаточно буквально, а могут использовать цветовую гамму или декоративноерешение, использовать их как яркую метафору или тонкий оттенок, соединяя с другимистилями и темами.Основной проблемой в работе с народной орнаменталистикой является поверхностность в ее изучении и соответственно интерпретации.Мода сейчас развивается очень стремительно, и дизайнеры часто видят в народных мотивах только яркую картинку с большим коммерческим потенциалом, не отдают себе отчет, что имеют дело с богатейшим культурным наследием. В настоящее время, социальные сети — это инструмент, который сейчас продвигает модные тенденции, а значит и формирует общественное мнение в этой сфере. А это значит, что время, когда модельер или дизайнер просто вдохновлялся красотой народного орнамента, не изучая и не вникая в его культурный подтекст, осталось в прошлом. Пришло время, используя орнаменталистику того или иного народа, заниматься не копированием, а глубоким изучение особенностей как материальной, так и духовной культуры этого народа.Это позволит вывести на качественно новый уровень основной вектор современной моды: национальную самоидентификацию, с одной сторон, и все более тесное взаимодействие между культурами, с другой стороны. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Буткевич Л. М. История орнамента [Текст]:/ учеб. пособие/Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 367 с.2. Васильев, А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях[Текст]:/А.А.Васильев. – М.: Слово, 2004. – 448 с.3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа [Текст]:/ Ю.Я. Герчук. – Москва: Галарт, 1998. –217с.4. АккуратоваО.Л., Роганова Д.А. Исследование русского народного орнамента и его адаптация в современном дизайне // В сборнике: Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности материалы докладов международной научно-технической конференции, посвященной Году науки. Витебский государственный технологический университет. –2017.–С. 98–99.5.Торебаев Б.П.Орнамент понятия, этапы развития, использование в украшении текстиля/Б.П. Торебаев, К.А.Жолдасбекова, К.М. Темиршиков// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ– № 5 (26).–С.141–142.6.Графова Е. С. Традиционное прикладное искусство: история, современное состояние и перспективы развития/Е.С.Графова// Традиционное прикладноеискусство в современном мире. –2020.–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-traditsionnyh-hudozhestvennyh-romyslov-aktualnaya-tendentsiya-sovremennogo-dizayna/viewer(дата обращения 5.11.2023)7. Гаврилова Л.В.Этнические орнаменты в современных коллекциях одежды молодых дизайнеров/Л.В.Гаврилова//Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть II. – Самара.– 2018.–С.176–178.8. Соснина Н.О. Этномода как тренд современной культуры/Н.О. СоснинаЮ.Л.Герасимова Ю.Л., Э.В. Васильева//Научныйжурнал Костюмология.–2020.–№3.–[Электронный ресурс]URL:https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL320.pdf (дата обращения 8.11.2023)9.Бибаева Л.В., Докучаева О.И. Методика использования знаковой символики народного искусства в структуре костюма/Л.В.Бибаева, О.И. Докучаева О.И.// научный журнал Костюмология. – 2018.– №4.–[Электронный ресурс] URL: https://kostumologiya.ru/PDF/02IVKL418.pdf (дата обращения 8.11.2023)10. Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой [Электронный ресурс] URL:https://lamanova.com/20_podlinnij_hudozhnik_po_kostyumu.html11. Как мировые бренды апроприируют национальные орнаменты стран Центральной Азии[Электронный ресурс] URL:https://longreads.cabar.asia/ornaments(дата обращения 9.11.2023)12. Общие ценности. – 6.04.2020.–[Электронный ресурс] URL:https://profashion.ru/fashion/persons/obshchie-tsennosti/ (дата обращения 9.11.2023)13.By Kelsi Trinidad How Missoni Created an International Fashion Brand Based on Family/ By Kelsi Trinidad.–25.04.2016.– [Электронный ресурс] URL: https://observer.com/2016/04/how-missoni-created-an-international-fashion-brand-based-on-family/(дата обращения 8.11.2023)

1. Буткевич Л. М. История орнамента [Текст]:/ учеб. пособие/Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 367 с.
2. Васильев, А.А. Русская мода. 150 лет в фотографиях [Текст]:/А.А. Васильев. – М.: Слово, 2004. – 448 с.
3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа [Текст]:/ Ю.Я. Герчук. – Москва: Галарт, 1998. –217с.
4. Аккуратова О.Л., Роганова Д.А. Исследование русского народного орнамента и его адаптация в современном дизайне // В сборнике: Инновационные технологии в текстильной и легкой промышленности материалы докладов международной научно-технической конференции, посвященной Году науки. Витебский государственный технологический университет. –2017. – С. 98–99. 5. Торебаев Б.П. Орнамент понятия, этапы развития, использование в украшении текстиля/ Б.П. Торебаев, К.А. Жолдасбекова, К.М. Темиршиков// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ– № 5 (26). – С.141–142.
6. Графова Е. С. Традиционное прикладное искусство: история, современное состояние и перспективы развития/ Е.С. Графова// Традиционное прикладное искусство в современном мире. – 2020.–URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-traditsionnyh-hudozhestvennyh-romyslov-aktualnaya-tendentsiya-sovremennogo-dizayna/viewer(дата обращения 5.11.2023)
7. Гаврилова Л. В. Этнические орнаменты в современных коллекциях одежды молодых дизайнеров/ Л.В. Гаврилова// Материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть II. – Самара. – 2018. – С.176–178.
8. Соснина Н.О. Этномода как тренд современной культуры/ Н.О. Соснина Ю.Л. Герасимова Ю.Л., Э.В. Васильева// Научный журнал Костюмология.–2020. – №3. – [Электронный ресурс] URL: https://kostumologiya.ru/PDF/06IVKL320.pdf (дата обращения 8.11.2023)
9. Бибаева Л. В., Докучаева О. И. Методика использования знаковой символики народного искусства в структуре костюма/ Л.В. Бибаева, О.И. Докучаева О. И.// научный журнал Костюмология. – 2018.– №4.– [Электронный ресурс] URL: https://kostumologiya.ru/PDF/02IVKL418.pdf (дата обращения 8.11.2023)
10. Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой [Электронный ресурс] URL: https://lamanova.com/20_podlinnij_hudozhnik_po_kostyumu.html
11. Как мировые бренды апроприируют национальные орнаменты стран Центральной Азии [Электронный ресурс] URL: https://longreads.cabar.asia/ornaments (дата обращения 9.11.2023)
12. Общие ценности. – 6.04.2020.– [Электронный ресурс] URL: https://profashion.ru/fashion/persons/obshchie-tsennosti/ (дата обращения 9.11.2023)
13. By Kelsi Trinidad How Missoni Created an International Fashion Brand Based on Family/ By Kelsi Trinidad.– 25.04.2016.– [Электронный ресурс] URL: https://observer.com/2016/04/how-missoni-created-an-international-fashion-brand-based-on-family/ (дата обращения 8.11.2023)