Система количественных методов сбора информации в социологии
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 19.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………….……3
1. Количественные методы в социологии……………………………………….4
2. Преимущества и недостатки количественного метода………………………6
Список использованных источников…………………………………………….9
Приложение………………………………………………………………......…..10
Существуют разные методы исследования в социологии, которые можно разделить на две категории: количественные и качественные. Каждый из этих методов позволяет получить разные типы данных и раскрыть разные аспекты изучаемых явлений и процессов. Например, количественные методы предоставляют более формализованные и повторяемые данные, которые могут быть обобщены на множество случаев. Они позволяют увидеть более широкую картину масштабного явления или процесса, хотя иногда они могут быть неприменимы к другим объектам.Для получения более глубокого понимания изучаемых явлений их контекст и особенности захватываются качественными методами. Эти методы являются более гибкими и адаптивными в процессе исследования, но требуют большей субъективности в интерпретации данных. Сравнительная таблица количественных и качественных методов в социологии представлена в приложении для помощи исследователям в выборе наиболее подходящего подхода для своих исследований.Список использованной литературы:1. Белановский Сергей Количественные и качественные методы в социологии: историческая ретроспектива2. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Социол. исслед. - 2001. - №1.3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб.пособие. / М.: Флинта. 2005.4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии / М., 20015. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / М.: ИНФРА-М. 2004.6. Ребрилова Е.С. Учебно-методический комплекс Качественные и количественные методы в психологических исследованиях / Тверь 2012 г.ПриложениеКоличественные методыКачественные методыГипотезыГипотезы формулируются в программе до начала сбора данных. В процессе изучения осуществляется их проверкаЗначения фактов, явлений осмысливаются после погружения исследователя в поле. Гипотезы формулируются на заключительном этапе анализаКонцепцииФормулируются из теорий и переводятся на язык операций с даннымиКонцепции – результат последовательного обобщения терминологических гнезд живого языка, тем, понятийФокус анализаОбщее, генеральное; в центре внимания - структурыОсобенное, частное; в центре внимания – человек.Измерительные процедурыИнструменты измерения разрабатываются и проверяются в пилотаже, обычно формализуютсяИзмерительные инструменты формулируются в результате полевого исследования; часто являются специфическими, отражают индивидуальный исследовательский подходМетоды сбора данныхИскусственное конструирование исследовательской ситуации (строится система индикаторов, жесткие правила сбора информации)Естественные: естественно протекающая беседа, разговор, наблюдение. Событие происходит само по себе, исследователь не регулирует ситуацию, не схематизируетХарактер работы ученогоМаксимальноедистанцирование от объекта исследованияСнижение дистанции, проникновение вглубьПредставление данныхПредставлены в виде статистических распределений, шкальных показателей, результатов измерения взаимосвязейПредставлены в виде высказываний, фрагментов документов, наблюдений, транскриптовОписание данных«thin»: тонкое описание связано с фиксацией единичного факта. Чем более точно, тем лучше. Происходит суммирование данных, структурирование, упорядочение.«thick»: описание плотное, многослойное. Ситуация описывается с помощью использования нескольких источников. Информация в контексте события, одновременное выяснение мотивации субъекта и смысла, который он вкладывает в эту мотивацию.ТеорииГипотетико-дедуктивные, казуальные (причинные)Могут быть как казуальными, так и интерпретативными, преимущественно индуктивныеПроцедурыСтандартизированы, предполагается их повторение другими исследователямиПроцедуры дублируются редкоДостижение валидностиСтрогие методы процедурыПроцедуры триангуляцииАнализОсуществляется статистическими методами; логика – дедуктивная: от абстракций – к фактам путем операционализации понятийПроизводится путем выделения тем или обобщения идей из собранных свидетельств: организация данных нацелена на получение целостной картины; логика – индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т.д. к концепциям.
Список использованной литературы:
1. Белановский Сергей Количественные и качественные методы в социологии: историческая ретроспектива
2. Бернгард Г. Качественные и количественные методы исследования в социальной работе / Социол. исслед. - 2001. - №1.
3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие. / М.: Флинта. 2005.
4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии / М., 2001
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: Учебник. / М.: ИНФРА-М. 2004.
6. Ребрилова Е.С. Учебно-методический комплекс Качественные и количественные методы в психологических исследованиях / Тверь 2012 г.