Типы и виды общения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Коммуникации в организации
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и функции общения 5
2. Типы общения 10
3. Виды общения 13
4. Условия эффективности общения 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Такое общения принятоназывать результативным, но неэффективным,поскольку второе правило,а именно коммуникативное равновесие - не было соблюдено. В соответствии с этим, результативное иэффективное общение представляют собой разные вещи[2].В других случаях недостижение предметной цели указываетна неэффективностьобщение,это означает, что человек что-то сделалневерно: не так просил, не те приемы применял, не учел какие-либо законы общения и т.д.Люди, которые связаны с производством, считают наиболее эффективным достижение цели с минимальными затратами. Если цель была достигнута, а затраты не сильно велики –это означает, что деятельность была эффективной. Такую же точку зрения могут высказывать и некоторые специалисты в сфере делового общения: «Деловое общение можно называть эффективным, если оно достигло своих целей с минимальными затратами энергии ивремени и оставляет за собой чувство удовлетворения».В соответствии с этим, чем меньшими являются затраты на достижение цели, тем эффективнее представляется деятельность, если цель в итоге была достигнута. Если в производстве такого рода понимание эффективности зачастую приемлемо и по большей части необходимо - повышение эффективности производства достигается посредством снижения затрат для получения итогового результата, то в общении данный подход оказывается не неверным инеприменимым. Эффективное общение представляется не только общением, которое позволяет достичь результата, но таким, при котором между участниками общения сохраняется равновесие отношений. Именно на достижение сохранение равновесия отношений - и затрачивается в большинстве случаев основная часть коммуникативных усилий со стороны коммуникатора.В коммуникации не следует повышать эффективность, снижая при этом затраты. Следует, наоборот, использовать весь комплекс невербальных и вербальных средств, соблюдать правила изаконы общения, использовать приемы эффективного общения, соблюдать принятые нормативные правила и т.д. Только максимум усилий может дать желаемый коммуникативный результат – достигается главная цель общения и также сохраняется равновесие отношений между общающимися. Эффективность коммуникации является прямо пропорциональной объему затраченных на неё коммуникативных усилий[10].Распоряжения икороткие просьбы всегда реализуются менее охотно – они,как правило, воспринимаются как более агрессивные,грубые. Вежливость подразумевает соответствующую интонацию, а также более развернутые формулы просьбы, такие формулы способствуютиспользованию сразу нескольких приемов установления контакта, подачекомплекса сигналов расположения,вежливости к собеседнику. Именно поэтому необходимо учиться отказывать,просить и т.д. развернуто – это представляетсянаиболее эффективным. Если собеседники ставят перед собой сугубо коммуникативные цели - поддержание отношения (фатический диалог,светская беседа), и при этом полностью соблюдают каноны светского общения,принятые в обществе, то данное общение (при отсутствии каких-либо нарушений) также всегда оказывается эффективным, поскольку в таком случае предметная цель напрямую совпадает с коммуникативной (поддержание отношений).В соответствии с этим, общение эффективно в том случае, когда человек достиг результата и улучшил илисохранил отношения с собеседником; по крайней мере - не ухудшил. Это также означает, что было сохранено коммуникативное равновесие. Коммуникативное равновесие может быть двух видов - вертикальноеи горизонтальное. Коммуникативное равновесие горизонтальное - это адекватное осуществление в полном соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного - по уровню знакомства, по служебному положению, по возрасту, по социальному положению и др.,чтоозначает оправдание ролевых ожиданий равных человеку, разговор с ними в пределах принятых в обществе правил уважения ивежливости. Коммуникативное равновесие вертикальное, непосредственно связано с соблюдением норм общения, принятых для людей, которые находятся по вертикалив неравных отношениях:подчиненный -начальник, младший - старший, занимающий высокое служебное положение - занимающий низкое служебное положение, стоящий в социальной иерархииниже - стоящий в социальной иерархиивыше. И при вертикальном,и при горизонтальном, коммуникативном равновесии важным представляется то, чтобы полностью соблюдались ролевые нормы,принятые в обществе. Если начальник не унижает, равный не командует равным ему, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие будет всегда соблюдено.Для того, чтобы общение было эффективным, необходимым представляется соблюдение ряда основных условий. Если какие-то из данных условий не будут соблюдены, эффективность общенияможет оказаться под вопросом.Существует ряд условий, соблюдение которых необходимо для эффективности общения:знание коммуникантом общих законов общения и неукоснительное следование им;соблюдение коммуникантом основных правил бесконфликтного общения;применение им приемов и правил речевого воздействия;реальная достижимость предметной поставленной цели [7]. И еще один наиболее важным моментом, который необходимо учитывать при обсуждении проблем эффективности речевого воздействия. В каждом цивилизованном обществе всегда действует важнейшая коммуникативная аксиома: со всеми людьми необходимо поддерживать коммуникативное равновесие. В том случае, если участники общения разделяют данную аксиому, придерживаются ее, то есть исходят их того, что коммуникативное равновесие необходимо поддерживать – с такими людьми можно говорить о приемах испособах эффективного общения, а также о бесконфликтном общении и т.д. Если данную аксиому люди не разделяют и считаются с ней, то есть, отмечают, что поддерживать коммуникативное равновесие не обязательно– такие люди находятся за пределами цивилизованного общества и их общение реализуется по другим, не цивилизованным законам.Нарушение главной коммуникативной аксиомы в общении приводит к конфликту, а общение, в свою очередь, становится неэффективными. Можно, вне всякого сомнения, принуждением или грубостью от собеседника добиться поставленной информационной или предметной цели, но такое общение уже находится за рамками цивилизованного, и при том, что его можно будет назвать результативным, но оно никак не будет считаться эффективным.Таким образом два главных требования к эффективному речевому воздействию можно с уверенностью назвать принципами эффективного общения. В соответствии с этим можно отметить, что основными принципами эффективного общения представляются принцип коммуникативного равновесияи принцип результативности. ЗАКЛЮЧЕНИЕОбщение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение, это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. Процесс общения включает в себя коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны, а также комплекс различных функций.Существуют разные основания для их классификации. Общение чрезвычайно многогранно, и оно может быть различных видов: вербальное, паравербальное и невербальное, формальное, примитивное, формально-ролевое, деловое, межличностное, манипулятивноесветское и т.д.Типы общения представляют собой различия в общении по его характеру, то есть по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта, оно может быть: деловое и игровое, безлично-ролевое и межличностное, духовное и утилитарное, традиционное и инновационное.Феномены общения чрезвычайно многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию типов и видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое–либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу, ничего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться эффективному общению.Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого общения. Люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания основных принципов и слагаемых эффективного общения помогут налаживанию сотрудничества и личных взаимных контактов.Дальнейшее развитие общения можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. -М.:КНОРУС, 2016. -256 с.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 317с.Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 201. - 368с.Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А.М. Пивоваров. - М.: Риор, 2019. - 128 c.Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир книги», 2018 - 264с.Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. — СПб., 2012. — 460 сТитова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие/ Л.Г. Титова- М.: ЮНИТИ, 2018- 271 с.Шарков Ф. И. Теория коммуникаций/ Ф. И. Шарков. — М.: РиП-холдинг, 2016— 244 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учебник / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
2. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - М.:КНОРУС, 2016. -256 с.
3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 317с.
4. Лаундес, Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Л. Лаундес. - М.: Добрая книга, 2016. - 384 c.
5. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 201. - 368с.
6. Пивоваров, А.М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А.М. Пивоваров. - М.: Риор, 2019. - 128 c.
7. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир книги», 2018 - 264с.
8. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие / А. В. Соколов. — СПб., 2012. — 460 с
9. Титова Л.Г. Деловое общение: учебное пособие/ Л.Г. Титова- М.: ЮНИТИ, 2018- 271 с.
10. Шарков Ф. И. Теория коммуникаций/ Ф. И. Шарков. — М.: РиП-холдинг, 2016— 244 с.