Витраж . Витражная роспись.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая Художественная Культура
  • 71 71 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 23.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. История витража от первых витражей до современности 5
1.1. Стили и виды витражей 5
1.2. Витражные техники 15
1.3. Технология росписи по стеклу 18
Глава 2. Витраж в современном интерьере 22
2.1. Разновидности витражных изделий и особенности их выполнения 22
2.2. Знаменитые витражисты и их работы 25
Заключение 30
Список литературы 32
Приложение. 33
Фрагмент для ознакомления

Помимо зонирования пространства, раздвижные перегородки станут его украшением. Как вариант можно использовать витражные ширмы. И те и другие прекрасно впишутся в деревянное или металлическое обрамление[Приложение 26].Витражные двери – популярное решение для классических интерьеров. Для тех, кто предпочитает сплошные двери без вставок, отличный способ их украсить – витражное обрамление. Выглядит это ненавязчиво, но вход в помещение будет наряднее и гостеприимнее[Приложение 27].Особенно хорошо они смотрятся в больших помещениях, а также как вставка над обеденным столом в столовой или над письменным в рабочем кабинете. Витражи в этих случаях при желании можно вписать и в дерево, и в гипсокартон.Так же существуют настоящие картины из стекла, которые дополнят любой интерьер. Панно может быть огромным во всю стену или небольшим в нише. Может играть роль ночника с подсветкой в детской или быть главным акцентом в гостиной[Приложение 28].Витраж – это хороший способ обновить старую надоевшую мебель. К примеру, кухонный гарнитур из массива, который дорого и сложно менять полностью, сразу оживет, если в нескольких дверках сделать витражные вставки. Это же касается платяных шкафов, журнальных столиков и комодов.Витражные плафоны для люстры добавят изюминку в сдержанный, спокойный интерьер. Можно удачно сочетать разные витражные светильники, например, люстру и торшер или бра и настольную лампу[Приложение 29]. Вазы, скульптуры, декоративные предметы. Они могут быть дополнены деревянными элементами или, например, художественной ковкой, но все же это будет настоящий витраж. Плюс в том, что такой арт-объект вы в любой момент можете убрать или перенести в другую комнату, если он вам надоест или перестанет вписываться в обстановку[Приложение 30].Выбирая витраж для современного интерьера, стоит обратить внимание на его дизайн, стиль и цветовую гамму. Важно подобрать такой витраж, который будет гармонировать с общей концепцией помещения и подчеркивать его основные элементы декора.Витраж в современном интерьере – это не только элемент украшения, но и способ создать особую атмосферу в помещении. Он добавляет прозрачность, свет и цвет, делая интерьер уютным, стильным и неповторимым.2.2. Знаменитые витражисты и их работыСтекло стало материалом для свободного выражения новых идей, к этому привели новые авторские техники и идеи. Одними из первых людей, кто смог оценить возможности стекла как художественного материала, были американский ювелир и художник Л.К.Тиффани и французские художники Арш-Руссо, Э. Галле, Р. Лалик, Анри Кро и братья Даум. Именно эти известные витражисты ввели в обиход такие понятия как «стекло Тиффани, Галле, Лалика», которые являются ничем иным как видами витражных техник. В истории ХХ века существует много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Круг известных художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван-де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.Луис Комфорт Тиффани (годы жизни 1848-1933) – американский художник и витражист, ювелир и мастер по изготовлению работ из стекла. Он изобрёл технику изготовления витражей, основанную на соединении элементов из разноцветного стекла с помощью сплавления оловом. Данная техника известна под названием «копирфойл» и используется до сих пор при изготовлении витражей[Приложение 31].Анри Кро – художник и скульптор, который практически заново открыл позабытую технику спекания стекла. Также именно он изобрёл способ формования стекла с помощью плавления массы в специальных матрицах, повторяя древнеегипетскую технологию[Приложение 32].Братья Даум первоначально при создании витражей увлеклись стилем модерн, но после окончания Первой Мировой войны стали изготавливать чаши и вазы со строгими геометрическими линиями, ведь тогда в моду вошёл стиль ар-деко. Очень часто полосы на изделиях представляли собой сочетание протравленных и отполированных участков стекла. В этот же период братья Даум изготавливали изделия из свинцового хрусталя, высокого качества и необычно популярные до 70-х годов XX-го века. Также в 1965 году ими стала использоваться технология patte de verre – спекание стекла[Приложение 33].Эмиль Галле (годы жизни 1846-1904) – это французский дизайнер, известный как реформатор понятия художественного стекла и яркий представитель художников, работающих в стиле модерн. Он часто использовал подкраску стекла оксидами кобальта. Они придают стеклу оттенок сапфира. Эту технологию называют «лунный свет». Также он изготавливал изделия из многослойного стекла и изобрёл технику «стеклянные маркетри». Она заключается во введении пузырьков воздуха и фольги в горячую массу стекла, а также формировании специальных трещинок-кракелюр[Приложение 34].Рене Лалик (годы жизни 1860-1945) – известный французский ювелир и мастер стекла, который в основном работал в стиле ар-нуво. Его изобретением стал метод литья ваз и скульптур из стекла под давлением, который он использовал во многих своих работах, характерной чертой которых также является цветная эмаль, то есть патина, нанесённая на цветное стекло[Приложение 35].20-е годы XX века стали временем, поменявшим понятие дизайна. Отныне он стал сочетанием искусства и промышленных технологий. Витраж, значимый в эпоху модерна, утрачивает свою роль, более популярным становятся изделия в стиле ар-деко. Новые мастера сменяют старых, которые остаются без работы. Практически также развивалась и история витража в России.Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены, по крайней мере, в обеих столицах. Они украшали как светские, так и церковные здания. Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Витражи радовали глаз в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. В Москве особенно известен витраж «Рыцарь» Михаила Врубеля в особняке Морозова[Приложение 36].Одним из известнейших в США мастеров, поддерживающих единство архитектуры и декора, стал архитектор и дизайнер Фрэнк Ллойд Райт. Интерьер домов, спроектированных им, выдержан в стиле минимализма. Он почти бесцветен и содержит в себе только прямые линии. Принцип Райта заключается в том, что ничто не должно мешать осматривать вид из окна, но в то же время широкие оконные пространства не должны быть пусты[Приложение 37].Витражному искусству отдавали предпочтение и многие деятели различных искусств XX века. В их число входит Марк Шагал – гениальный художник, имевший особое видение мира и переносивший всю радость жизни в написанные им картины. Он очень полюбил искусство витража и быстро освоил технологию изготовления. Первой его работой стал витраж Кафедрального собора в Меце[Приложение 38].Известным художником и изготовителем витражей в стиле модерн был и чешский деятель Альфонс Муха. Даже сейчас на улицах Праги можно найти панно и рисунки этого талантливого дизайнера, узнаваемые по стилю, который не утратил своей прелести до сих пор. Для собора Святого Вита он изготовил ряд панно – вокруг центрального «Прославление святых Кирилла и Мефодия» [Приложение 39].Использовал витражи при создании необычных конструкций зданий и известный испанский архитектор Антонио Гауди. Он не любил прямые углы и ровные линии, и использовал в своём творчестве криволинейные формы, сочетая их с большим разнообразием цветов и представителей живой природы [Приложение 40].В мире искусства витражисты занимают особое место своими уникальными творениями. Витраж - это искусство создания произведений из стекла, обладающих яркой цветовой гаммой и прекрасной игрой света и тени. Витражисты проявляют свою фантазию и мастерство, превращают обычное стекло в настоящие произведения искусства.Израильский витражист Ами Шитрилман также прославился своими работами. Он известен своими необычными и смелыми идеями, которые он воплощает в своих произведениях. Это лишь небольшой обзор знаменитых витражистов и их работ. Каждый из них вносит свою уникальную лепту в мир искусства, раскрывая перед нами новые грани красоты и мастерства. Витражисты продолжают вдохновлять нас своими великолепными произведениями и показывать, что стекло может стать настоящим полотном для творчества.Современные витражисты с успехом продолжают традиции известных мастеров, привнося новые разработки в существующие технологии. Взаимная интеграция процессов, контролируемых компьютером, и ручного труда – символ эпохи нашего времени. Это позволяет обеспечивать высокое качество исполнения каждого этапа и сохранять безграничность творческой мысли.За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.ЗаключениеВитраж - это искусство создания произведений, в которых стекло играет главную роль. Оно является неотъемлемой частью архитектурного декора, декора интерьера, всевозможных аксессуаров и предметов быта. Тем выступая центральным элементом в зданиях различных эпох и стилей, а так же и в современном интерьере. Важность витража возрастает не только благодаря его эстетическим качествам, но и за счет его исторической и культурной ценности.Изделия, выполненные художественной росписью, занимают почетное место в интерьере среди других творений человека, потому что они являются уникальными, оригинальными и неповторимыми.Витражные произведения несут в себе множество символических иллюстраций, позволяющих погрузиться в эпоху, в которую они были созданы. Они могут рассказывать историю, передавать чувства или выражать идеи. Яркие краски и сложные композиции привлекают внимание.Декоративные и функциональные возможности витражей на сегодняшний день чрезвычайно широки и разнообразны. В строительстве витражи используются для создания уникального стиля и атмосферы в интерьере. Они играют роль разделителей пространства или доставляют прозрачный свет, придавая комнате уникальное сияние и гармонию.В музеях витражи служат прекрасной возможностью ознакомитьсяс историей искусства. Благодаря технике витража можно оценить мастерство и художественное видение разных эпох. Крупные коллекции витражныхкомпозиций дают возможность почувствовать историческую глубину и значимость этих произведений.Кроме того, витраж становится неотъемлемой частью архитектурных объектов и различных учреждений. Он придает зданиям индивидуальность и помогает создать впечатляющую визуальную ауру. Каждый витраж - это уникальное произведение искусства, созданное для определенного места, окружающей архитектуры и целей.Таким образом, витраж имеет огромное значение, как в художественном, так и в историческом плане. Он является свидетелем эпохи, передающим культурные и духовные ценности через прекрасные произведения. Витражи сохраняют и передают наследие прошлого, а также вносят свой вклад в современное искусство и архитектуру.Витражи - это искусство, которое вновь популярно. Его прошлое богато, перспективы безграничны, а творческие возможности - неисчерпаемы. Современные технологии и модные тенденции в архитектуре позволяют использовать витражные конструкции гораздо шире: для украшения различных интерьеров и экстерьеров, будь то дома, офисы, рестораны или другие помещения.Витражи становятся неотъемлемой частью декора, придавая пространству индивидуальность и изысканность. Они способны создать удивительные цветовые эффекты и трансформировать обычное пространство в прекрасное и изысканное произведение искусства. Техника изготовления витражей многогранна и разнообразна. Благодаря этому, можно выбрать наиболее подходящий стиль и дизайн. Витражи дарят свободу творчества и возможность создавать настоящие произведения искусства, которые будут радовать глаза каждого наблюдателя.Если раньше витражи украшали храмы и дома только состоятельных людей, то современные технологии сделали витражный декор вполне доступным. Время разнообразило и технологию изготовления витражей. Она постоянно совершенствуется, мастера продолжают экспериментировать с новыми материалами и инструментами.Изделия, украшенные художественной росписью, могут быть разнообразными – это мебель, посуда, текстильные изделия, украшения и многое другое. Каждое из них становится неповторимым произведением искусства, отражающим мастерство и талант художника. Такие изделия являются отличным способом выразить свою индивидуальность и уникальность.Список литературыАбрамова, Е. Витражная роспись: исторический обзор. М.: Арт-релакс, 2010.Беликова, А. Витраж: от технологии к искусству. М.: Альтерпресс, 2013.Быкова, Мария Александровна.Методика выполнения витража : учебное пособие / М. А. Быкова, Н. А. Довнич; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. - Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2019. - 103 с.Витраж в архитектуре и интерьере. М.: Дар, 2005.Горячева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. - М., 2009. - С. 204.Ди Спирито, Мария.Витражное искусство и техника росписи по стеклу / Мария ди Спирито; [пер. с итал. Лысовой Е.]. - Москва: Альбом, 2006. – 125.Дроздов Г. Витражная роспись и ее технология. СПб: Издательство "Аврора", 2012.Иванов Е.Ю. Цвета и ритмы витражей [Текст]/ Е.Ю. Иванов. - Петербург. - СПб, 2004. - С. 10.Ким В. Витражное искусство. М.: Наука, 2006.Клисов Игорь, статьи из журнала «Художественный совет» 3 (49)2006 и 4 (50) 2006.Попова Ю. Витраж в интерьере. М.: Издательство "Наука и искусство", 2015.Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу» 2005.Филиппов В. Секреты витражной росписи. М.: Издательство "Bannerаrt", 2019. Якобсен Рехам Аарти «Ваша первая мозайка», издательство « Феникс», 2006.Приложение 1.Рис.1. Собор Святого Павла. Витраж.Приложение 2.Рис.2. Окна Софийского собора в Константинополе.Рис.3. Пять витражей клеристория центрального нефа Аугсбургского собора.Рис.4. Исаакиевский собор витраж.Рис.5. Античный витраж.Рис.6. Готический витраж.Рис.7. Витраж эпохи Возрождения.Рис.8. Витраж в стиле классицизм.Рис.9. Витраж арт-нуво.Рис.10. Витраж в стиле минимализм.Рис.11. Абстрактный витраж.Рис.12. Витраж в стиле авангард.Рис.13. Витраж в стиле модерн.Рис.14. Свинцовый витраж.Рис.15. Витраж в технике Тиффани.Рис.16. Витраж в стиле фьюзинг.Рис.17. Эмалированный витраж.Рис.18. Классический витраж.Рис.19. Первый этап работы над росписью по стеклу – очистка поверхности.Рис.20. Второй этап работы над росписью по стеклу – фиксация трафарета на плоской поверхности.Рис.21. Второй этап работы над росписью по стеклу – фиксация трафарета на рельефной поверхности.Рис.22. Нанесение рисунка на поверхность.Рис.23. Нанесение рисунка на поверхность.Рис.24. Нанесение рисунка штампом на поверхность.Рис.25. Витражные окна в интерьере.Рис.26. Витражные ширмы в интерьере.Рис.27. Витражные двери в интерьере.Рис.28. Витражные картины в интерьере.Рис.29. Витражные люстры в интерьере.Рис.30. Витражные вазы, плафоны в интерьере.Рис.31. Витраж Луиса Комфорта Тиффани.Рис.32. Витраж Анри Кро.Рис.33. Витражные вазы Братьев Даум.Рис.34. Витражные вазы Эмиля Галле.Рис.35. Витражная заколка Рене Лалик.Рис.36. Витраж «Рыцарь». Врубель М.А.Рис.37. Витражи Фрэнка Ллойда Райта.Рис.38. Витраж Марка Шагала.Рис.39. Витраж Альфонса Мухи.Рис.40. Витраж Антонио Гауди.

1. Абрамова, Е. Витражная роспись: исторический обзор. М.: Арт-релакс, 2010.
2. Беликова, А. Витраж: от технологии к искусству. М.: Альтерпресс, 2013.
3. Быкова, Мария Александровна. Методика выполнения витража : учебное пособие / М. А. Быкова, Н. А. Довнич; Министерство науки и высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. - Иркутск: Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та, 2019. - 103 с.
4. Витраж в архитектуре и интерьере. М.: Дар, 2005.
5. Горячева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: книга для учителя [Текст]/ Н.А. Горячева. - Просвещение. - М., 2009. - С. 204.
6. Ди Спирито, Мария.Витражное искусство и техника росписи по стеклу / Мария ди Спирито; [пер. с итал. Лысовой Е.]. - Москва: Альбом, 2006. – 125.
7. Дроздов Г. Витражная роспись и ее технология. СПб: Издательство "Аврора", 2012.
8. Иванов Е.Ю. Цвета и ритмы витражей [Текст]/ Е.Ю. Иванов. - Петербург. - СПб, 2004. - С. 10.
9. Ким В. Витражное искусство. М.: Наука, 2006.
10. Клисов Игорь, статьи из журнала «Художественный совет» 3 (49)2006 и 4 (50) 2006.
11. Попова Ю. Витраж в интерьере. М.: Издательство "Наука и искусство", 2015.
12. Синеглазова М.О. «Роспись по стеклу» 2005.
13. Филиппов В. Секреты витражной росписи. М.: Издательство "Bannerаrt", 2019.
14. Якобсен Рехам Аарти «Ваша первая мозайка», издательство « Феникс», 2006.