«Система социально-трудовой адаптации, реабилитации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями в развитии»
Заказать уникальный доклад- 18 18 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 23.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Задачи специальной педагогики и специальной психологии в отношении детей с отклонениями в развитии………………………………………………4
2. Социальная защита детей с отклонениями в развитии и их защита и социально-педагогическая помощь…………………………………………….7
3. Социально-трудовая адаптация и реабилитация детей с отклонениями в развитии………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………..17
Все эти меры в совокупности обеспечивают фактическое равенство и возможность активного участия в общественно полезной и производительной деятельности, а также достойную жизнь в обществе.В основе физиологической адаптации (Большая Советская энциклопедия) лежит совокупность физиологических реакций, направленных на приспособление организма к изменению окружающих условий и сохранение относительной постоянности его внутренней среды, то есть гомеостаза. Понятие адаптации является одним из центральных в биологии и широко применяется в тех психологических концепциях, которые, подобно гентальтксикологии и теории интеллектуального развития, были разработаны швейцарским психологом.Взаимодействие между индивидуумом и его окружением, согласно Пиаже, может быть рассмотрено как процесс гомеостатического уравновешивания, что означает взаимоотношения, направленные на поддержание баланса. Адаптация имеет следующие значение:• улучшение здоровья;• социально-бытовая адаптация;• поддержание гомеостаза;• саморегуляция организма;• активизация симпатической системы и повышение уровня кортикоидов;• способ разрешения внутренних и внешних противоречий в жизни.Условия социально-трудовой адаптации выпускников СКОУ:1. Социально-трудовая адаптация является личностным процессом и должна рассматриваться в контексте формирования и развития личности ребенка-ученика специальной школы, учитывая его достоинства, недостатки и особенности.1. Совершенствование адаптационных (интеграционных) свойств выпускника с отклонением в развитии будет зависеть от ограничений в здоровье и условий его развития, формирования и функционирования личности.2. Для успешной социально-трудовой адаптации необходима система социальных гарантий, обеспеченных законами и подкрепленных морально-нравственными принципами общества.3. Управление процессом социально-трудовой адаптации требует наличия параллельных и преемственных связей между различными ведомствами, которые контролируются доверенными общественными структурами на местах.Существует несколько типов адаптации, которые можно выделить:1. Адаптация детей с отклонениями в развитии в социально-бытовой сфере представляет собой ряд мер, направленных на восстановление их способности к самостоятельной жизни и интеграции в общество. Программа социально-бытовой адаптации включает следующие составляющие: - специальное обучение навыкам самообслуживания, ухода за собой, передвижения и перемещения; - помощь в подборе и использовании технических средств реабилитации; - разработка индивидуальных решений для адаптации жилищно-коммунальных условий и рабочего места для детей с отклонениями в развитии.Переход от пассивного участия к активной творческой деятельности является важным этапом в процессе психологической адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ. Они могут достичь положительного отношения к жизни, себе и своему состоянию благодаря эстетическому воспитанию и культурно-досуговой деятельности. Эти факторы являются неотъемлемой частью адаптации и позволяют им вступить в новое социальное окружение, расширить круг общения со сверстниками и преодолеть комплекс неполноценности.Внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для детей с отклонением в развитии (а также инвалидов в целом) является основным условием для достижения целей социальной адаптации. Эта идея необходима для того, чтобы общество могло полноценно функционировать и обеспечивать равные возможности для всех. Однако, чтобы достичь социальной адаптации, необходимо также развивать гуманистичность и целесообразность этой идеи в обществе. От этого зависит успешность процесса адаптации и включение людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и творческую деятельность. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, которая помогает обнаружить скрытые таланты и развить их.Для организации работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, необходимо учитывать следующие факторы: позиция родителей; соотнесение состояния здоровья с требованиями профессии; знание личностных особенностей, возможностей и способностей; информированность о профессиональных деятельностях для выбора соответствующей профессии; поддержка со стороны педагогов.Для социальной адаптации детей с отклонениями в развитии рекомендуется использовать различные формы работы, такие как занятия в кружках и мастерских, экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные учреждения, встречи со специалистами, участие в мероприятиях, таких как "дни открытых дверей", конкурсы, выставки и ярмарки изделий. Также рекомендуется проведение групповых тренингов, ролевых игр для отработки профессиональных навыков, просмотр и обсуждение видеоматериалов, а также профессионально-ориентационные беседы и другие активности.В силу ряда обстоятельств, правильность выбора сферы трудовой деятельности является принципиально важной для подростков с отклонениями в развитии. Во-первых, выбор тесно связан с характером течения заболевания, при котором род и условия профессиональной деятельности могут оказывать положительное или отрицательное влияние на него. Во-вторых, возможность успешного включения студента в систему трудовых отношений является одним из основных механизмов социальной интеграции в целом, что является конечной целью всего комплекса реабилитационных мероприятий.В силу искаженных представлений о собственных возможностях, возникают объективные ограничения видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя подросток с отклонениями и нарушениями в развитии. Это значительно затрудняет возможность адекватного профессионального выбора.Список литературы:1. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов /В. П. Глухов. — З-е изд, испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный. ISВN 978-5-534-13096-62. Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов. — 2-е изд.,перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 98 сссылка на электронный ресурс: https://urait.ru/bcode/4935143. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06551-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/4909354. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник / Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 178 с. ссылка на электронный ресурс: https://znanium.com/catalog/document?pid=19058795. Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста : монография / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12672-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518841
1. Глухов, В.П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для вузов /В. П. Глухов. — З-е изд, испр. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 323 с. — (Высшее образование). — Текст: непосредственный. ISВN 978-5-534-13096-6
2. Бегидова, Т. П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами : учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Бегидова, М. В. Бегидов. — 2-е изд.,перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 98 с
ссылка на электронный ресурс: https://urait.ru/bcode/493514
3. Колесникова, Г. И. Специальная психология и специальная педагогика. Психокоррекция нарушений развития : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 215 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06551-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490935
4. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья : учебник / Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 178 с. ссылка на электронный ресурс: https://znanium.com/catalog/document?pid=1905879
5. Социально-трудовая реабилитация и адаптация инвалидов и лиц пожилого возраста : монография / М. О. Буянова [и др.] ; под редакцией М. О. Буяновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 132 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-12672-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518841