Правовые основы и содержание муниципальной службы в РФ
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 60 + 60 источников
- Добавлена 01.03.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и значение муниципальной службы 5
1.2. Нормативное регулирование муниципальной службы 10
1.3. Основные принципы муниципальной службы 15
Глава 2 Правовое положение муниципального служащего 23
2.1. Правовой статус муниципального служащего 23
2.2. Права и обязанности муниципальных служащих 25
2.3. Поступление на муниципальную службу и ее прохождение 34
Глава 3 Роль и задачи муниципальной службы в обеспечении местного самоуправления 39
3.1 Участие муниципальных служащих в организации деятельности местного самоуправления 39
3.2. Обеспечение взаимодействия муниципальных служащих с гражданами и местными сообществами 51
3.3. Проблемы и вызовы муниципальной службы 58
Заключение 64
Библиографический список 66
Следует отметить, что чаще всего полномочия по деятельности административных комиссий государством передаются муниципальным образованиям в форме муниципальных районов и городских округов. Правовой статус административных комиссий на сегодняшний день выступает предметом дискуссий, что, в первую очередь, связано с разграничением государственных и муниципальных полномочий. Недостаточно четко сформулированные правовые нормы и пробелы в правовом регулировании создают проблемы в деятельности административных комиссий, реализации предоставленных им полномочий. На данную проблему исследователи вопроса обращают внимание на протяжении нескольких лет, однако, до настоящего времени проблема не устранена.Законодательство, которому подчиняется деятельность комиссий, состоит из КоАП РФ, в п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 закреплено положение о том, что к полномочиями субъектов государства в области законодательства об административных правонарушений относится создание наравне с другими коллегиальными органами административных комиссий, задачей которых выступает привлечение к административной ответственности, установленной нормами законов субъектов государства. Другим нормативно-правовым актом, на реализацию которого направлена деятельность административных комиссий, является Кодекс Московской области об административных правонарушениях. В Кодексе закреплен перечень категорий дел, которые уполномочены рассматривать комиссии. Также нормативно-правовыми актами, которыми непосредственно разграничиваются полномочия органов власти в рассматриваемом вопросе, являются рассмотренные ранее Закон о принципах организации публичной власти в субъектах РФ, Закон об органах местного самоуправления, а также законы Московской области, которыми регулируется создание административных комиссий и делегирование муниципальным образованиями отдельных полномочий в сфере создания и организации деятельности комиссий. При этом Закон о создании административных комиссий содержит положение о том, что численность комиссий определяется Правительством области по представлению глав городских округов. В этой же норме закреплено положение о предоставлении председателю комиссии полномочий назначению остальных ее членов, и о назначении председателя комиссии Правительством по представлению главы городского округа (ст. 3). То есть, в региональном законе, предметом регулирования которого не является наделение государственными полномочиями органов МСУ, уже содержатся косвенные указания на перераспределение полномочий.Понимание государственного управления в настоящее время включает в себя два подхода, в соответствии с которыми такое управление рассматривается в узком и в широком смысле. В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность государства, имеющая регулирующий характер. Такая деятельность предполагает включение в нее всех органов государственной власти, в том числе, органов власти, занимающихся законотворчеством, а также деятельность прокуратуры, которая, в соответствии с большинством мнений ученых, не относится ни к одной из ветвей государственной власти согласно нормам российского законодательства. То есть, теория рассмотрения государственного управления в широком понимании предполагает организующее воздействие государства на общественные отношения посредством деятельности специальных субъектов (органов власти и должностных лиц, наделенных специальными полномочиями). Указанные органы и должностные лица в рамках предоставленных каждому из них полномочий в совокупности и выполняют функцию государственного управления: подбор кадров, управление ими, принятие и применение правовых норм, деятельность судебной системы и т.п.Второй подход к государственному управлению включает в себя понимание такого управления в узком смысле, то есть, как деятельность органов исполнительной власти федерального уровня и в субъектах государства. В соответствии с ним государственное управление включает в себя деятельности Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств, служб, агентств, а также органов исполнительной власти, создаваемых и функционирующих в субъектах государства. Следует обратить внимание, что в соответствии с узким подходом к понятию государственного управления, из него не исключается нормотворческая деятельность, поскольку данная деятельность составляет часть полномочий органов исполнительной власти. Однако здесь речь идет о подзаконных нормативно-правовых актах, цель принятия которых заключается в регулировании непосредственной деятельности отдельных органов, действующий в той или иной сфере. Так, М.В. Максименко, рассматривая государственное управления в узком понимании, полагает, что таковым является особым видом социального управления, посредством осуществления которого обеспечивается систематизация социальных процессов, общественных отношений и устойчивость социальных систем.С.А. Старостин, рассматривая административное право и право управления в качестве категорий, равных по содержанию, понимает государственное управление как исполнительную и распорядительную деятельность исполнительных органов государственной власти в экономической, социальной и административно-политической сферах, осуществляемую в соответствии с законами и правовыми актами, принимаемые Президентом РФ и Правительством РФ.Ю.М. Козлов государственным управлением называет вид государственной деятельности, путем ведения которой практически выполняются задачи исполнительной власти. А.А. Бакулина и П.П. Топчий считают, что государственное управление является исполнительно-распорядительной деятельностью органов власти. А.Б. Зеленцов понимает под государственным управлением систему органов государственного управления. Таким образом, в узком смысле государственное управление понимается наиболее часто. Представляется, что такое положение связано с использованием термина преимущественно в административном праве. Контрольно-надзорная деятельность, как часть государственной управленческой деятельности, является частью деятельности исполнительной власти, в связи с чем понимание государственного управления в узком смысле целесообразно.Следует отметить, что в других регионах страны наблюдается схожее положение. Ряд исследователей, которыми проводился анализ регионального законодательства в сфере регулирования вопроса делегирования государственных полномочий на муниципальный уровень, отмечает, что в данной сфере наблюдается несколько основных проблем. Так, в федеральном законодательстве отсутствует закрепление положения об отнесении органов МСУ к числу органов государственной власти. В связи с этим не до конца определенным является статус административных комиссий, которые, с одной стороны, не могут включаться в состав органов местного самоуправления, так как привлечение к административной ответственности – полномочие государства и субъектов государства. С другой стороны, административные комиссии, несмотря на то что образуются на основании положений органов власти субъектов РФ, состоят из лиц, которые не являются государственными служащими. В частности, в соответствии с Законом о создании административных комиссий, профессиональным участником комиссии выступает только ответственный секретарь. Также из числа муниципальных служащих назначается председатель комиссии (заместитель главы администрации), иные участники комиссии, численный состав которой не может составлять менее пяти человек, муниципальными или государственными служащими в обязательном порядке являться не должны. Таким образом, в соответствии с действующими нормами права, административные комиссии, безусловно, выполняют функцию по привлечению к административной ответственности. Вместе с тем, что исходя из общего смысла законодательства, привлечение к административной ответственности – юрисдикционная деятельность, которая предполагает деятельность по привлечению в качестве одного из видов государственной деятельности (поскольку соответствующие полномочия отнесены к числу государственных). Изложенное свидетельствует о двойственной природе административных комиссий. Если же обратиться к закрепленным в нормах права положениям и практике их применения, можно сделать вывод о том, что делегированные государственные полномочия в части привлечения к административной ответственности, по сути, не только не выполняются органами или должностными лицами государственной власти (в силу делегирования), но и вовсе выполняются лицами, к которым законом не предъявляются какие-либо требования в части профессиональных знаний и навыков, квалификации, несению государственной или муниципальной службы и т.п.В то же время региональным законодателем в силу делегирования рассматриваемых полномочий регулирование порядка деятельности административных комиссий отнесено к сфере регулирования органами местного самоуправления. Соответствующий вывод в рамках рассматриваемого примера можно сделать, опираясь на положения Закона о создании административных комиссий, где в ч. 2 ст. 11 установлено правило об определении численного и персонального состава комиссий главой городского округа. Другим основанием правового направления совершенствования делегирования государственных полномочий на муниципальный уровень является нарушения юридической техники при составлении нормативно-правовых актов, которыми регулируется вопрос. В качестве примера можно рассмотреть те же законы, на которые мы опираемся выше. Так, в Законе об административных комиссиях, предметом регулирования которого не является наделение органов МСУ государственными полномочиями, содержаться неоднократные ссылки на разрешение тех или иных вопросов работы административных комиссий органами местного самоуправления (ст. ст. 2, 11 и др.). Тем самым предполагается безоговорочное делегирование полномочий на муниципальный уровень, вне связи со специальными правовыми нормами. При этом в нормах федерального законодательства рассматриваемые полномочия прямо отнесены к полномочиям субъекта государства. Одновременно в Законе об административных комиссиях, которым органам МСУ передаются отдельные государственные полномочия по образованию и организации деятельности комиссий, не указано, какие именно полномочия передаются. Из Закона об образовании административных комиссий можно сделать вывод о том, что в данном случае нельзя говорить обо всех полномочиях, в частности, Правительством Московской области назначается председатель комиссии. Организация же деятельности комиссии осуществляется в соответствии с Методическим пособием по организации производства по делам об административных правонарушениях в административных комиссиях городских округов Московской области Главного управления содержания территорий Московской области. То есть, организация деятельности в большей степени осуществляется в соответствии с требованиями органа исполнительной власти субъекта государства. Таким образом, можно утверждать, что в рассмотренном примере законы субъекта государства формально соответствуют требованиям ст. 19 закона о местном самоуправлении, то есть, в нормах закона о наделении органа МСУ государственными полномочиями содержится перечень прав и обязанностей при осуществлении полномочий. Однако отсутствует конкретный перечень передаваемых полномочий, при этом из исследованных правовых норм видно, что полномочия не переданы полностью, частично они сохранены за органом исполнительной власти субъекта государства. Вместе с тем, ч. 6 ст. 19 Закона о местном самоуправлении не содержит обязательного требования для включения в федеральный и региональный закон, которым полномочия передаются на муниципальный уровень, перечня передаваемых полномочий, что на наш взгляд, является существенным пробелом в правовом регулировании вопроса. Для устранения данного недостатка предлагается включить в ч. 6 ст. 19 Закона о местном самоуправлении п. 1.1 «наименование и объем передаваемого полномочия».3.3. Проблемы и вызовы муниципальной службыМуниципальные служащие являются субъектами права социального обеспечения, круг социальных гарантий которых представляет собой достаточно широкий перечень. Определяя перечень таких гарантий в сфере труда, следует отталкиваться от многообразия форм отношений социального обеспечения, положений трудового законодательства, законодательства об обязательном страховании, иного законодательства о социальном обеспечении, а также законодательства о государственной службе, поскольку муниципальные служащие в соответствии с Законом о муниципальных служащих приравниваются к государственным в части обеспечения. Перечень участников отношений по предоставлению социальной защиты будет зависеть от:- характера отношений (характера предоставляемой социальной помощи);- основного нормативно-правового акта, которым устанавливается перечень участников отношений, их права и обязанности;- оснований предоставления социальной помощи и д.р.Так, муниципальными служащими – субъектами социального страхования будут являться застрахованные лица в системе социального страхования. При этом законом определяются признаки таких граждан в зависимости от их правовой связи с государством (наличие гражданства), материального положения (размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи), служебного положения (отнесение к числу служащих, которым предоставлены специальные средства социальной помощи). Представляется, что, говоря о муниципальных служащих в аспекте социального обеспечения, необходимо обратить внимание, что субъектами, которым предоставляется социальная защита, они могут выступать как индивидуумы и как группы лиц. Так, индивидуальным субъектом гражданин будет являться, например, в случае участия в обязательном медицинском страховании. Здесь, как правило, не учитываются родственные и семейные связи гражданина. Вместе с тем, социальное обеспечение многодетных семей предполагает обязательный учет состава семьи, то есть, граждане рассматриваются в составе коллектива (семьи). Обязательным при заключении трудового договора (контракта) выступает включение в него условия об обязательном страховании в соответствии с требованиями трудового законодательства и законодательства в сфере социального обеспечения. Такое страхование в силу закона является обязательным по отношению ко всем работникам (служащим) и не может быть постановлено от согласования воли сторон. При этом в трудовой договор должно быть включено указание на социальное страхование, предусмотренное в качестве обязательного законом. Социальное обеспечение муниципальных служащих, связанное с выполнением трудовых функций, обеспечивается в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, закрепленных в Законе о муниципальных служащих (ч. 6 ст. 16 Закона). Таким образом, муниципальным служащим предоставлены все средства социальной защиты, которые имеются у иных работников. Гарантии, предоставленные муниципальному служащему, закреплены в ст. 23 Закона о муниципальных служащих. Однако приведенный в статье перечень гарантий соответствует тем общим гарантиям, которые предоставлены работникам трудовым законодательством. Исключением является предоставление отпуска. Статьей 21 закона о муниципальной службе установлена продолжительность ежегодного отпуска – тридцать календарных дней, для служащих с ненормированным рабочим днем – дополнительно три дня. В качестве дополнительных мер поддержки ст. 9 Закона о муниципальных служащих закреплено предоставление дополнительного оплачиваемого ежегодного отпуска, который после одного года службы составляет один день, и увеличивается каждые пять лет. Максимальное количество дней дополнительного отпуска составляет десять дней, такое увеличение отпуска происходит после пятнадцати лет муниципальной службы. Следует согласиться, что денежное вознаграждение является эффективным инструментом мотивации качества деятельности всех муниципальных служащих, как и других категорий работников. В связи с этим мотивация в виде денежного вознаграждения должна закрепляться более детально. Так, указанные выше нормы законов устанавливают определенные надбавки, однако, не установлены индивидуализирующие критерии определения их размера.Представляется, что недостатком действующего законодательства в сфере оплаты труда муниципальных служащих является отсутствие закрепления в законе надбавки за качество работы. На сегодняшний день низкое качество фактически не оказывает влияние на оплату труда муниципальных служащих. Законом не установлено влияние некоторых показателей качества на выплату тех составных оплаты труда, которые названы в ст. 10 Закона о муниципальной службе, например, ежемесячного поощрения. В связи с изложенным предлагается дополнить норму о материальных гарантиям муниципальных служащих положением о выплате ежеквартальной надбавки за качество работы. Установление такой надбавки ежемесячно нецелесообразно, поскольку учет качества работы в такой периодичности будет представлять сложность. При этом размер надбавки должен быть соразмерным оплате труда муниципального служащего, не менее одного должностного оклада. Внесение такого изменения позволит одновременно повысить качество работы муниципальных служащих и обеспечить надлежащее вознаграждение за соответствующею служебную деятельность. Таким образом, в сфере труда муниципальным служащим предоставлено дополнительное обеспечение, которое, прежде всего, заключается в выплате заработной платы в размере, обеспечивающем достойный образ жизни, но не всегда позволяющем исключать коррупционную составляющую, а также в предоставлении отпуска, длительность которого направлена на компенсацию трудозатратой деятельности муниципальных служащих и обеспечение надлежащего отдыха. Структура оплаты труда муниципальных служащих в целом соответствует структуре, которая предусмотрена трудовым законодательством. В то же время для муниципальных служащих законом установлены надбавки и доплаты, обусловленные спецификой выполняемых ими функций и полномочий. Недостатком структуры оплаты труда муниципальных служащих является отсутствие закрепления в законе минимальных и фиксированных процентных показателей оклада, надбавок и доплат, что гарантирует получение определенного размера оплаты труда. Однако в настоящее время средняя заработная плата муниципальных служащих не менее средней заработной платы по региону. В то же время в действующем законодательстве в вопросе оплаты труда муниципальных служащих выявлен недостаток, который состоит в отсутствии закрепления в законе надбавки за качество работы. На сегодняшний день низкое качество фактически не оказывает влияние на оплату труда муниципальных служащих. Законодательно не закреплено влияние данного показателя на выплату тех составных оплаты труда, которые названы в законодательстве. Поэтому считаем необходимым дополнить норму о материальных гарантияхмуниципальных служащих положением о выплате ежеквартальной надбавки за качество работы, включив соответствующий раздел вст. 10 Закона о муниципальной службе. Вместе с тем, действующие нормы закона не предусматривают дополнительные гарантии, связанные с трудовой деятельностью муниципальных служащих, однако введение таких гарантий представляется целесообразным для муниципальных служащих, которые достигли успехов на муниципальной службе. Такие успехи можно оценивать присвоением классных чинов, выслугой лет, количеством поощрений и т.п.В настоящее время в Иркутской области законом закреплен реестр муниципальных служащих. В соответствии с нормами закона должности муниципальной службы в регионе делятся на старшие, ведущие, главные и высшие и младшие должности муниципальной службы. Для должностей, которые относятся к старшим, ведущим, главным и высшим целесообразным считаем введение дополнительных социальных мер поддержки. В качестве примера таких гарантий можно обратиться к гарантиям, предоставляемым судьям. Основу специальных гарантий судей в данной сфере представляет ч. 5 ст. 19 Закона о статусе судей, где закреплено право судей и, что немаловажно, членов их семей, на получение медицинской помощи и лекарственных препаратов за счет федерального бюджета. Данное положение распространяется на судей, находящихся в отставке, и членов их семей. Здесь же закреплено право на получение санаторно-курортного лечения, также оплачиваемое за счет государства. Законодательством не ограничивается право судьи на получение медицинской помощи и СКЛ в тех или иных медицинских организациях. То есть, допускается получение такой помощи в любых организациях, которые ведут медицинскую деятельность. Определение медицинской деятельности дано в п. 11 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При этом выделяются частные и публичные медицинские организации. Публичными являются организации, учредителем которых выступает государство или муниципальное образование. Частными организациями называют медицинские организации, в деятельности в части создания и управления которых не принимают участие публичные образования. Право на получение медицинской помощи и санаторно-курортного лечения является основным правом, реализация которого направлена на охрану здоровья. Обязанность осуществления заботы о здоровье возложена на государство. Что касается обеспечения судей в рассматриваемом аспекте, следует отметить, что здоровье судьи является неотъемлемой частью его статуса. Подтверждением этому служат соответствующие положения закона. Так, в соответствии со ст. 4.1 Закона о статусе судей кандидат на должность судьи должен пройти медицинское освидетельствование, в рамках которого выявляются заболевания, препятствующие занятию должности судьи. Кроме того, статьей 14 Закона о статусе судей закреплено, что полномочия судьи могут быть прекращены по состоянию здоровья. Реализация закрепленного права на получение судьями медицинской помощи осуществляется Правительством РФ, а также Правительствами субъектов государства (п. 8 Постановления ВС РФ от 20.05.1993 № 4994-1). Этой же нормой закреплена возможность получения судьями платного лечения. Соответствующие положения могут быть закреплены в отношении указанного перечня должностей муниципальных служащих, тем самым государство и субъект государства обеспечат заинтересованность в муниципальной службе для специалистов, в профессиональном и карьерном росте, также в повышении качества работы. Результатом, достижению которого будет способствовать указанная социальная гарантия, будет выступать повышение социальной обеспеченности муниципальных служащих.ЗаключениеИзложенное позволяет сделать вывод о том, что муниципальной службой является вид публичной службы, которой является профессиональная деятельность граждан государства на должностях, которые законодателем определены как должности муниципальной службы. В российском законодательстве не конкретизированы органы местного самоуправления, профессиональная деятельность в которых является муниципальной службой. Представляется, что это все органы и организации, которые не отнесены наделены полномочиями в сфере местного самоуправления. К числу источников нормативно-правового регулирования муниципальной службы, прежде всего, относятся нормативные акты самого международного и федерального уровня, международные акты обязательны для исполнения на территории большого количества государств, включивших нормы этих актов в состав действующего внутри них законодательства. В России основными нормативными правовыми актами регулирования муниципальной службы являются федеральные законы о муниципальной службе, о государственной службе, а также нормы трудового права. Основным из последних является Трудовой кодекс РФ, в нем реализованы основные принципы международного права в области охраны прав труда, а также положения Конституции РФ. Правовую основу муниципальной службы также составляют нормативно-правовые акты, принимаемые в субъектах государства и на уровне муниципальных образований.Принципами муниципальной службы права являются закрепленные в законе основополагающие, руководящие положения, которые определяют его сущность, это требования, гарантированные государственно-властным принуждением, обязательные для участников отношений. Данные принципы составляют основу законодательства о муниципальной службе, выступают необходимым средством толкования правовых норм, уяснение точного смысла которых вызывает затруднения на практике, а также составляют основу применения аналогии закона. Построение системы принципов в праве муниципального управления зависит от выбранного критерия классификации принципов. Представляется, что наиболее универсальной является система принципов, которая делит принципы муниципальной службы на общеправовые, межотраслевые и отраслевые. В соответствии с данной классификацией человек, его права и свободы, в том числе, в части распоряжения имуществом, являются приоритетными. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, который в соответствии с нормами специального законодательства о муниципальной и государственной службе наделен рядом полномочий в определенной сфере жизни общества и государства. Признаком муниципального служащего является наличие у него специфических прав и обязанностей, а также гарантий, ограничений, запретов, мер ответственности. Содержание муниципального служащего осуществляется публичным образованием за счет средств бюджета того или иного публичного образования. Права и обязанности муниципального служащего обусловлены теми функциями, которые исполняет государственное управление. Основная направленность прав и обязанностей муниципальных служащих состоит в необходимости обеспечения интересов граждан и организаций. Также содержание прав и обязанностей муниципального служащего определяется целью, которая поставлена перед служащим, занимающим конкретную должность. Представляется, что такое разграничение прав и обязанностей, а также закрепление в законодательстве конкретного перечня прав и обязанностей связано со спецификой положения муниципального служащего.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01ю07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР., 28.04.1976, № 17, Ст. 291.Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета., 05.04.1995, № 67."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994."Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, 07.03.2007, N 10, ст. 1152.Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 31.07.2004, N 31, ст. 3215.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 08.10.2003, N 40, ст. 3822.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Собрание законодательства РФ, 27.07.2006, N 31, ст. 3448. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53, ст. 7627.Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Собрание законодательства РФ, 22.07.2009, N 29, ст. 3609.Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" Собрание законодательства РФ, 21.07.1999, N 29, ст. 3686.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"Собрание законодательства РФ,23.11.2011, N 48, ст. 6724.Закон Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ (ред. от 18.12.2023) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" // Ежедневные Новости. Подмосковье., 05.08.2014, N 141.Закон Московской области от 12.12.2013 № 147/2013-ОЗ (ред. от 23.11.2023) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» // Ежедневные Новости. Подмосковье., 24.12.2013, N 243. Закон Московской области от 26.12.2017 № 243/2017-ОЗ (ред. от 31.05.2023) «Об административных комиссиях в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье., 29.12.2017, N 8.Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ (ред. от 22.12.2023) «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» // Ежедневные Новости. Подмосковье.,04.05.2016, № 91Закон Иркутской области от 15 октября 2007 г. N 89-ОЗ (ред. от 26.12.2023) "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" // в Ведомостях законодательного собрания Иркутской области от 22.10.2007 г. N 34 (том 1).Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2010, N 10, Ст. 1084.Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // СобраниезаконодательстваРФ. - 11.12.2000 - № 50. Ст. 4943.Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 31.12.2006. - № 297.Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 (ред. от 16.04.2022) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. , N 23 , ст. 817.Устав городского округа Красногорск Московской области (принят решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 08.09.2017 № 247/16) (ред. от 19.10.2023) // Красногорские вести, 11.10.2017, № 133.Устав муниципального образования «Городской округ Егорьевск Московской области» (принят решением Совета депутатов городского округа Егорьевск МО от 24.03.2016 № 465/45) (ред. от 01.02.2023) // Знамя труда, 22.04.2016, № 19.Рарог А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2023. – 184 с.Добробаба М. Б. Служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения (административно-правовое исследование). – М.: Инфра-М, 2021. – 287 с. Маслова А. В. Наследники и наследодатели. Практическое руководство. – М.: Копирка, 2021. –257 с.Глухов А.В. Правовая природа отношений на государственной гражданской службе / А.В. Глухов // Sciences of Europe. – 2022. – № 14-3 (14). – С. 55-64.Жук Д.А. Социальное обеспечение и социальная защита населения России / Д.А. Жук // Столыпинский вестник. – 2023. – № 4. – С. 2054-2062. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права/ А.В. Коновалов // Lex Russica. – 2021. – № 8 (141). – С. 81-87.Журавлев Д.Ю. К вопросу о развитии муниципальной службы/ Д.Ю. Журавлев // Экономика и социум. – 2021. – № 6-1 (85). – С. 603-607.Тыщенко Г.В. К вопросу об определении понятия «принцип права»/ Г.В. Тыщенко // Юридическая наука. – 2022. – № 8. – С. 8-12.Пшеничникова И.В. Порядок установления и прекращения опеки над недееспособными лицами / И.В. Пшеничникова // Science Time. – 2022. – № 3 (75). – С. 28.Абдурахманов К.А. Классификация принципов права. Место принципа законности в системе общеправовых и отраслевых принципов уголовного процесса / К.А. Абдурахманов // Отечественная юриспруденция. – 2021. – № 1 (15). – С. 41-45.Гаркуша Е.Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства / Е.Г. Гаркуша // Вестник современных исследований. – 2018. – № 2.1 (17). – С. 115.ТемниковаН.А.Изменение правового положения недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в российском гражданском праве / Н.А. Темникова//ВестникОмского университета. Серия «Право».– 2022. – № 3 (36). – С. 82.Абдурахимов Р.Ш. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / Р.Ш. Абдурахимов// Юридическая наука. – 2022. – № 1. – С. 5.Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые онтологии права и цифровое правовое пространство / И.В. Понкин, А.И. Редькина // Пермский юридический альманах. – 2021. – № 2. – С. 24-37.Белянская О.В. Институт недееспособности в современном российском праве / О.В. Белянская // Актуальные проблемы государства и права. – 2019. – № 10. – С. 148.Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 257-261.Килинкаров П.Л. К вопросу о соотношении понятий «муниципальное управление» и «государственное управление» в системе единой публичной власти / П.Л. Килинкаров // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 6. – С. 44.Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория / А.Б. Зеленцов // Административное право и процесс. – 2021. – № 2. – С. 39.Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти / Е.Ю. Киреева, Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 3. – С. 63.Рарог А.И. Цели наказания в науке уголовного права / А.И. Рарог // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 2. – С. 125-139.Костенко Е.А. О полномочиях субъекта РФ в области надзора целевого использования земельных участков / Е.А. Костенко // Юридическая наука. – 2021. – № 11. – С. 126.Алексикова О.Е., Родина Н.Н. Соотношение медицинского и юридического критериев дееспособности граждан / О.Е. Алексикова, Н.Н. Родина // Вестник государственного и муниципального управления. – 2017. – № 2. – С. 116.Попова Е.Э. Соответствует ли система уголовных наказаний принципам её построения? / Е.Э. Попова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2018. – № 6. – С. 161-162.Эриашвили Н.Д. Теоретико-правовые основы развития федерализма в условиях сильной центральной власти / Н.Д. Эриашвили // Образование и право. – 2021. – № 11. – С. 85.Бекмурзиева Х.М. Мотивация деятельности государственных гражданских служащих как средство повышения эффективности государственной гражданской службы / Х.М. Бекмурзиева // Управление. – 2022. - № 4 (22). – С. 4-9.Мальцева Т.С. Современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте реформирования системы публичной власти субъектов Российской Федерации / Т.С. Мальцева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – № 1 (58). – С. 184. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 1 (33). –С. 69-81.Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления / М.В. Максименко, И.В. Гарцев // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 2. – С. 94. Булах Е.В., Леоненко Т.П., Цой В.Г. формы функционирования местного сообщества в рамках территориального общественного самоуправления на территории муниципальных образований Российской Федерации / Е.В. Булах, Т.П. Леоненко, В.Г. Цой // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – С. 36.Ибрагимов О.А. Проблемы организации исполнительной деятельности органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления: конституционно-правовой анализ / О.А. Ибрагимов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2021. – № 4. – С. 4.Бушкарев А.Н. Ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий судьи / А.Н. Бушкарев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2023. – № 1. – С. 117-121.Александровский Ю.А. История отечественной психиатрии (предисловие к готовящемуся изданию) /Ю.А. Александровский // Российский психиатрический журнал. – 2021. – № 2. – С. 91.Официальный сайт Территориального органа Росстата по Иркутской области. Численность и оплата труда работников государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL:https://38.rosstat.gov.ru. (дата обращения 17.01.2024).Официальный сайт Территориального органа Росстата по Иркутской области. Сpедняя заработная плата в расчете на одного работника [Электронный ресурс]. URL:https://38.rosstat.gov.ru. (дата обращения 16.01.2024).Официальный сайт справочной правовой системы Консультант Плюс. Постановление Федеральной антимонопольной службы Западно-Сибирского округа от 29.11.2022 года по делу № А27-2376/2022 [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/?ysclid=lrnqpfrfxt694170788. (дата обращения 16.01.2024).Официальный сайт справочной правовой системы Консультант Плюс. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2021 № Ф06-1855/2021 по делу № А55-3492/2020 [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/?ysclid=lrnaefgpfrt694173788. (дата обращения 15.01.2024).
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР., 28.04.1976, № 17, Ст. 291.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета., 05.04.1995, № 67.
4. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
6. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 07.03.2007, N 10, ст. 1152.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 31.07.2004, N 31, ст. 3215.
8. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 08.10.2003, N 40, ст. 3822.
9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Собрание законодательства РФ, 27.07.2006, N 31, ст. 3448.
10. Федеральный закон от 30.12.2012 № 302-ФЗ (ред. от 04.03.2013) «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53, ст. 7627.
11. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Собрание законодательства РФ, 22.07.2009, N 29, ст. 3609.
12. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об основах обязательного социального страхования" Собрание законодательства РФ, 21.07.1999, N 29, ст. 3686.
13. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 23.11.2011, N 48, ст. 6724.
14. Закон Московской области от 24.07.2014 № 107/2014-ОЗ (ред. от 18.12.2023) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" // Ежедневные Новости. Подмосковье., 05.08.2014, N 141.
15. Закон Московской области от 12.12.2013 № 147/2013-ОЗ (ред. от 23.11.2023) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в сфере образования» // Ежедневные Новости. Подмосковье., 24.12.2013, N 243.
16. Закон Московской области от 26.12.2017 № 243/2017-ОЗ (ред. от 31.05.2023) «Об административных комиссиях в Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье., 29.12.2017, N 8.
17. Закон Московской области от 04.05.2016 № 37/2016-ОЗ (ред. от 22.12.2023) «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» // Ежедневные Новости. Подмосковье.,04.05.2016, № 91
18. Закон Иркутской области от 15 октября 2007 г. N 89-ОЗ (ред. от 26.12.2023) "О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области" // в Ведомостях законодательного собрания Иркутской области от 22.10.2007 г. N 34 (том 1).
19. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 08.03.2010, N 10, Ст. 1084.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области» // Собрание законодательства РФ. - 11.12.2000 - № 50. Ст. 4943.
21. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 (ред. от 24.11.2015) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Российская газета. - 31.12.2006. - № 297.
22. Постановление ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 (ред. от 16.04.2022) "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 1993 г. , N 23 , ст. 817.
23. Устав городского округа Красногорск Московской области (принят решением Совета депутатов городского округа Красногорск МО от 08.09.2017 № 247/16) (ред. от 19.10.2023) // Красногорские вести, 11.10.2017, № 133.
24. Устав муниципального образования «Городской округ Егорьевск Московской области» (принят решением Совета депутатов городского округа Егорьевск МО от 24.03.2016 № 465/45) (ред. от 01.02.2023) // Знамя труда, 22.04.2016, № 19.
25. Рарог А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2023. – 184 с.
26. Добробаба М. Б. Служебно-деликтные дисциплинарные правоотношения (административно-правовое исследование). – М.: Инфра-М, 2021. – 287 с.
27. Маслова А. В. Наследники и наследодатели. Практическое руководство. – М.: Копирка, 2021. –257 с.
28. Глухов А.В. Правовая природа отношений на государственной гражданской службе / А.В. Глухов // Sciences of Europe. – 2022. – № 14-3 (14). – С. 55-64.
29. Жук Д.А. Социальное обеспечение и социальная защита населения России / Д.А. Жук // Столыпинский вестник. – 2023. – № 4. –
С. 2054-2062.
30. Коновалов А.В. К вопросу о понятии принципов права / А.В. Коновалов // Lex Russica. – 2021. – № 8 (141). – С. 81-87.
31. Журавлев Д.Ю. К вопросу о развитии муниципальной службы
/ Д.Ю. Журавлев // Экономика и социум. – 2021. – № 6-1 (85). – С. 603-607.
32. Тыщенко Г.В. К вопросу об определении понятия «принцип права» / Г.В. Тыщенко // Юридическая наука. – 2022. – № 8. – С. 8-12.
33. Пшеничникова И.В. Порядок установления и прекращения опеки над недееспособными лицами / И.В. Пшеничникова // Science Time. – 2022.
– № 3 (75). – С. 28.
34. Абдурахманов К.А. Классификация принципов права. Место принципа законности в системе общеправовых и отраслевых принципов уголовного процесса / К.А. Абдурахманов // Отечественная юриспруденция.
– 2021. – № 1 (15). – С. 41-45.
35. Гаркуша Е.Г. Некоторые аспекты возникновения и прекращения опеки и попечительства / Е.Г. Гаркуша // Вестник современных исследований. – 2018. – № 2.1 (17). – С. 115.
36. Темникова Н.А. Изменение правового положения недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в российском гражданском праве / Н.А. Темникова // Вестник Омского университета. Серия «Право».
– 2022. – № 3 (36). – С. 82.
37. Абдурахимов Р.Ш. Делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления / Р.Ш. Абдурахимов // Юридическая наука. – 2022. – № 1. – С. 5.
38. Понкин И.В., Редькина А.И. Цифровые онтологии права и цифровое правовое пространство / И.В. Понкин, А.И. Редькина // Пермский юридический альманах. – 2021. – № 2. – С. 24-37.
39. Белянская О.В. Институт недееспособности в современном российском праве / О.В. Белянская // Актуальные проблемы государства и права. – 2019. – № 10. – С. 148.
40. Прудников А.С. Национальное законодательство как основа регулирования внешней трудовой миграции / А.С. Прудников // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 2. – С. 257-261.
41. Килинкаров П.Л. К вопросу о соотношении понятий «муниципальное управление» и «государственное управление» в системе единой публичной власти / П.Л. Килинкаров // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 6. – С. 44.
42. Зеленцов А.Б. Административная власть как правовая категория / А.Б. Зеленцов // Административное право и процесс. – 2021. – № 2. – С. 39.
43. Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти / Е.Ю. Киреева, Л.А. Нудненко // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 3. – С. 63.
44. Рарог А.И. Цели наказания в науке уголовного права / А.И. Рарог // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 2. – С. 125-139.
45. Костенко Е.А. О полномочиях субъекта РФ в области надзора целевого использования земельных участков / Е.А. Костенко // Юридическая наука. – 2021. – № 11. – С. 126.
46. Алексикова О.Е., Родина Н.Н. Соотношение медицинского и юридического критериев дееспособности граждан / О.Е. Алексикова, Н.Н. Родина // Вестник государственного и муниципального управления. – 2017. – № 2. – С. 116.
47. Попова Е.Э. Соответствует ли система уголовных наказаний принципам её построения? / Е.Э. Попова // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2018. – № 6. – С. 161-162.
48. Эриашвили Н.Д. Теоретико-правовые основы развития федерализма в условиях сильной центральной власти / Н.Д. Эриашвили // Образование и право. – 2021. – № 11. – С. 85.
49. Бекмурзиева Х.М. Мотивация деятельности государственных гражданских служащих как средство повышения эффективности государственной гражданской службы / Х.М. Бекмурзиева // Управление. – 2022. - № 4 (22). – С. 4-9.
50. Мальцева Т.С. Современные тенденции развития органов исполнительной власти в контексте реформирования системы публичной власти субъектов Российской Федерации / Т.С. Мальцева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. – 2022. – № 1 (58). – С. 184.
51. Еременко Е.В. Особенности правового положения иностранных граждан в Российской Федерации / Е.В. Еременко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 1 (33). –
С. 69-81.
52. Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления / М.В. Максименко, И.В. Гарцев // Образование. Наука. Научные кадры. – 2022. – № 2. – С. 94.
53. Булах Е.В., Леоненко Т.П., Цой В.Г. формы функционирования местного сообщества в рамках территориального общественного самоуправления на территории муниципальных образований Российской Федерации / Е.В. Булах, Т.П. Леоненко, В.Г. Цой // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2021. – № 1. – С. 36.
54. Ибрагимов О.А. Проблемы организации исполнительной деятельности органов государственной власти и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления: конституционно-правовой анализ / О.А. Ибрагимов // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2021. – № 4. – С. 4.
55. Бушкарев А.Н. Ограничения и запреты, связанные с осуществлением полномочий судьи / А.Н. Бушкарев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2023. – № 1. – С. 117-121.
56. Александровский Ю.А. История отечественной психиатрии (предисловие к готовящемуся изданию) /Ю.А. Александровский // Российский психиатрический журнал. – 2021. – № 2. – С. 91.
57. Официальный сайт Территориального органа Росстата по Иркутской области. Численность и оплата труда работников государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]. URL:https://38.rosstat.gov.ru. (дата обращения 17.01.2024).
58. Официальный сайт Территориального органа Росстата по Иркутской области. Сpедняя заработная плата в расчете на одного работника [Электронный ресурс]. URL:https://38.rosstat.gov.ru. (дата обращения 16.01.2024).
59. Официальный сайт справочной правовой системы Консультант Плюс. Постановление Федеральной антимонопольной службы Западно-Сибирского округа от 29.11.2022 года по делу № А27-2376/2022 [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/?ysclid=lrnqpfrfxt694170788. (дата обращения 16.01.2024).
60. Официальный сайт справочной правовой системы Консультант Плюс. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.03.2021 № Ф06-1855/2021 по делу № А55-3492/2020 [Электронный ресурс]. URL:https://www.consultant.ru/?ysclid=lrnaefgpfrt694173788. (дата обращения 15.01.2024).