История и национальная модель пиар (PR) на примере России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 101 101 страница
  • 82 + 82 источника
  • Добавлена 21.05.2010
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Оглавление
Введение
Глава 1. История как ключ к специфике национальных моделей PR
§1. История PR в США (американская модель PR)
§2. Национальная модель PR (американская и европейская)
Глава 2. История PR в России
§1. Первый этап: 1991 – 1994 годы
§ 2. Второй этап: 1995 – 2002 годы
Глава 3. Анализ современного состояния PR в России
§ 1. PR в современной России: виды PR, услуги, объем рынка
§ 2. Сравнительный анализ PR в России и за рубежом по статистике 2007 года
§ 3. Особенности PR в России (на основе экспертных мнений)
§ 4. Тенденции и перспективы отечественного рынка PR (на основе экспертных мнений)
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Вождизм традиционно сильный элемент идеологической системы в нашей стране, который всегда нуждался в профессиональном создании.
Многие специалисты отмечают, что для public relations в России есть богатейшая почва – огромный опыт по обработке массового сознания (тоталитарный) и население, весьма восприимчивое к разного рода социальным мифам.
До сих пор в научном сообществе идут споры о том, считать ли манипулятивные стратегии связями с общественностью. По мнению С.В. Бебия, «…изначально «cвязи с общественностью» предполагают отношения, построенные на правде и полной информированности…». Но в отечественной практике PR-агентства выполняют ту работу, за которую платят, особенно, если за нее платят очень хорошо. Поэтому, вероятнее всего, что с помощью PR сегодня осуществляется «тщательная маскировка вовлеченности в раздел и присвоение госсобственности» и обычная для российской политической элиты «связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов».
Политический PR в России также широко применяет так называемый «черный PR» — деятельность (пиар), направленная на ухудшение имиджа какого-то одушевлённого или неодушевлённого объекта, но не обязательно поливание грязью и ложь.
Несмотря на то, что исследователи проводят весьма убедительный лингвистический анализ того, что термин «черный PR» не может существовать "по определению", на практике «черные технологии» не только существуют, но и процветают, поскольку доказали свою эффективность. Самым ярким явлением «черного PR» в России стала деятельность журналиста Сергея Доренко, который с 5 сентября 1999 года по 28 августа 2000 года был ведущим «Программы Сергея Доренко» на ОРТ и реализовывал цели политической дискредитации Лужкова.
Среди технологий «черного PR», прижившихся на отечественной почве, исследователи выделяют:
1)Неэтичные методы и технологии (то есть не соответствующие этическим и моральным нормам общества);
2) Методы и технологии, прямо противоречащие закону, например, компроматы (в случае, если в них используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами), подкуп журналистов и размещение информации, выгодной для заказчика,  в прессе на платной основе, а также технологии,  направленные на то, чтобы намеренно подорвать репутацию.
Тема политического PR и «черных» технологий связана со спецификой отечественного понимания этики специалиста по связям с общественностью. Незрелость русских public relations влечет за собой непрофессионализм и неэтичность, что, в свою очередь, формирует в массовом сознании негативный образ профессии.
Сегодня для многих россиян PR ассоциируется с грязными технологиями, особенно политическими. Изживать подобный стереотип, как и любой стереотип в массовой культуре, очень тяжело, и отечественным PR такой климат явно не на пользу.
В условиях недоверия PR-агенту трудно найти взаимопонимание с клиентом, а также с общественностью, которой и адресуется деятельность public relations. Это еще одно препятствие на пути развития качественных связей с общественностью и еще один аргумент в пользу того, как далек русский PR от формирования собственной национальной модели. Ведь эту особенность – широкое распространение «черного PR» невозможно ставить во главу угла национальной модели, хотя бы потому, что на западе не признают существования «черного PR», считая это побочным продуктом коммуникативных технологий, которые еще не достигли своей зрелости. Такое направление противоречит общемировой тенденции PR принимать на себя социальную ответственность, быть искусством выстраивания доверительных отношений между социальными группами.
По воспоминаниям Михаила Маслова, суть PR-деятельности в 1994-1995 годах заключалась в размещении заказных материалов. Стратегическое решение фирмы «Maslov PR» «выстроить деятельность своей фирмы по принципам и стандартам, принятым в США и максимально дистанцироваться от российского понимания PR» (то есть, перестать заниматься «черным» PR), прозвучало, по тем временам, довольно странно. Такой шаг можно толковать скорее как обретение профессионализма, нежели утрату национальной специфики PR в России.
Таким образом, широкое распространение «черного PR» эффективно и выгодно в краткосрочном периоде, но «топит» репутацию public relations как вида деятельности в долгосрочной перспективе в глазах общественности.
Далее рассмотрим еще некоторые особенности российских PR.
«PR в российском контексте – это научная область знаний и научная сфера деятельности, во много имеющая маргинальный статус».
Пиар в России подвержен двум тенденциям, отмечают исследователи Кондратьев и Абрамов, ускоренная институционализация PR в качестве профессии и растущий спрос на услуги в области public relations.
По словам А. Степанова, генерального директора ЦКТ «PRОПАГАНДА», в последние пару лет на рынке связей с общественностью наметилась тенденция ухода агентств в конкретную специализацию: «Многие серьезные крупные клиенты просят предъявить предыдущий опыт подобной деятельности перед началом работы. И если такой опыт есть, компании с удовольствием прибегают к услугам агентств. В процессе работы над однотипными проектами и появляется специализация».
Отмеченная нами выше (в параграфе, посвященном истории русских PR) особенность отечественных public relations существовать в условиях пониженной гражданской активности, несформированного гражданского общества и подцензурных СМИ накладывает на связи с общественностью тяжелый отпечаток.
Если сравнивать развитие массовой информации в США и в развитых европейских странах, то становится очевидно, как сильно этот фактор влияет на качественную эволюцию public relations. В таких условиях PR приходится «переигрывать прессу интеллектуально, а не путем запретов». И этот же конкурентный принцип лежит в основе переигрывания конкурентов. В России же СМИ, к сожалению, очень слабы экономически и поэтому находятся в порабощающей зависимости от финансово-промышленных групп и власти. Это стимулирует работу советской системы управления массовым сознанием, которая заключается во «введении точек контроля, начиная с самого высокого уровня вплоть до нижних».
Денис Гудый, директор по связям с общественностью группы Verysell, так характеризует западную систему управления массовым сознанием, противоположную советской:
«Западная система предполагает введение ситуативной схемы контроля по отдельным проблемам. Она является позитивно ориентированной: она не запрещает, а пытается вытеснить одну новость другой. Отсюда следует ее большая интеллектуальность и динамичность. Поэтому в России в PR работает релятивистский подход, и он очень сильно разнится от одного вертикального рынка к другому».
То есть, в тех отраслях, которые связаны с административной рентой, сырьевой бизнес и природопользования, связи с общественностью будут применять советскую модель, которая носит ярко выраженный пропагандистский характер. Но на российской почве может успешно прижиться и западная модель, например, в IТ-отрасли, которая тесно интегрирована с мировым IТ-рынком, и эта почва формирует западно-ориентированный менталитет профессионалов PR.
Распределение западных и советских моделей также носит и региональный характер: в столице все больше компаний ориентированы на запад, тогда как в регионах еще властвует советская модель PR из-за менталитета заказчиков.
Российский PR сильно дифференцирован географически, считает Баранников А., генеральный директор SPN Ogilvy, если в Москве и Петербурге специалисты работают по передовым технологиям и в чем-то могут конкурировать с западными агентствами, то, например, где-то на Дальнем Востоке или в Сибири специалисты по связям с общественностью применяют схемы десятилетней давности.
В завершении параграфа, анализирующего особенности развития связей с общественностью в России, еще раз подчеркнем положительную динамику развития связей с общественностью, которая, спустя десятилетия, возможно, приведет к глубоким качественным изменениям в сфере public relations , к изживанию пережитков тоталитарного прошлого. Но уже сегодня мы можем констатировать тот факт, что институционализация связей с общественностью в России состоялась, что сложилась индустрия и профессия паблик рилейшенз. Особенностью институционализации российских связей с общественностью стала ее ускоренность, преодоление Россией за 20 лет большей части того пути, по которому шло вековое развитие западных PR.

§ 4. Тенденции и перспективы отечественного рынка PR (на основе экспертных мнений)

Большинство экспертов выделяют следующие проблемы в современной отрасли public relations: нехватка профессиональных кадров, недоразвитая система образования, неясность схем ценообразования, неравномерный спрос на PR в разных отраслях, неравномерное региональное развитие PR, повсеместное нарушение этических принципов PR, особенно в политике, непонимание сути PR, как заказчиками, так и самими специалистами.
Исследователи И. Боброва и В. Зимин в 2006 году представили отрицательные тенденции российского рынка PR-услуг в следующей диаграмме (рис.2.)


 
Рис. 2. Отрицательные тенденции российского рынка PR-услуг

Важнейшим позитивным изменением в сфере связей с общественностью эксперты считают тот факт, что «за несколько лет в сознании клиентов произошел прорыв в понимании репутации как важной части стоимости бизнес».
Положительные тенденции в области PR авторы представили в виде следующей диаграммы (рис. 3.)

Рис. 3. Положительные тенденции российского рынка PR-услуг

Тенденция к смещению огромного сектора public relations в интернет – это общемировая тенденция, которая заслуживает особого рассмотрения в рамках специфики отечественных связей с общественностью, поскольку эта тенденция более всего изменяет характер PR-рынка.
В раскрытии данного вопросы мы будем опираться на исследование «Специфика PR в Интернете», проведенного методом опроса в 2006 году редакцией журнала «Советник» и порталом Subscribe.Ru.
Опрос проводился среди специалистов public relations, занятых непосредственной практикой связей с общественностью в Москве, Санкт-Петербурге, других городах (всего 124 человека).
Результаты опроса могут быть представлены в виде следующей диаграммы (рис. 4)

Рис. 4. Использование Интернета для проведения рекламных PR-кампаний.
По мнению практиков PR Интернет сегодня позволяет наиболее эффективно посредством онлайновых PR-кампаний решать следующие задачи:
- повысить осведомленность потребителей (19,5%);
- позиционировать торговую марку (18,1%);
- расширить контакты с онлайн-прессой и сформировать пул лояльных журналистов (17%);
- создать и увеличить целевые аудитории (14,2%);
- повысить уровень продаж продукта/услуги (9,9%);
- усилить лояльность и укрепить доверие потребителей путем организации прямого диалога (онлайн-интервью, сетевая конференция) с представителями компании (8,9%);
- сформировать первичную узнаваемость продукта/услуги (8,5%).
Главным преимуществом онлайновой PR-кампании, согласно данному исследованию, является низкий уровень финансовых затрат по сравнению с оффлайновыми PR-акциями (16,9%). Этот фактор, в условиях экономического кризиса (1998, 2008, 2009 годы) не позволил объему PR-рынка сократиться критическим для отрасли образом. Именно этот фактор выводит Россию в число развивающихся стран, показывающих активный рост рынка PR в последние годы.
Интернет – это будущее public relations. С этим согласны многие отечественные и иностранные специалисты. На межрегиональной научно-практической конференции «Коммуникационный менеджмент: технологии и инструменты нового времени» , которая состоялась в ноябре 2009 года Ф. Гуров, управляющий партнер КГ «Гуров и партнеры», выступил с докладом: «Будущее российского PR-рынка». В нем содержалась актуальная аналитика, подтверждающая эффективность в современных условиях электронных технологий PR.
Помимо экономии бюджета, у PR в Интернет есть и другие достоинства: большой охват аудитории, диалоговые возможности, интерактивность, оперативность проведения кампании, более высокая включенность аудитории (по сравнению с печатными СМИ), меньшая зависимость от форматов СМИ, возможность скорректировать PR-кампанию практически в любой момент, отсутствие территориальных и государственных границ, простота оценки эффективности кампании и сбора базы данных лояльных потребителей, мультимедийность.
Существуют и трудности в проведении PR-кампаний в Интернете, например, отсутствие единых критериев оценки эффективности, недостаточное количество профессионалов, которые могли бы проводить квалифицированные интернет-коммуникации. Многих участников PR-рынка отпугивает новизна такой практики. Кроме того, на сегодняшний день очень трудно найти достоверную информацию о целевой аудитории.
Возвращаясь к результатам опроса 2006 года, обратим внимание на прогнозирование данного сектора PR в ответах специалистов.
Большинство (69,4%) считают, что рекламные и PR-кампании в Интернете станут неотъемлемой частью оффлайновых PR-кампаний. Такое мнение основано на следующих фактах: «скорость, мобильность, гибкость и интерактивность онлайн-PR позволяют легче оценивать эффективность рекламы и PR-мероприятий», «численность сетевой аудитории постоянно увеличивается, следовательно, те, на кого направлена PR- и рекламная деятельность, становятся более доступными», «Интернет соединяет в себе достижения и набор средств выразительности практически всех видов СМИ».
Обратимся к другим тенденциям в области связей с общественностью, которые выделяют эксперты при анализе современного рынка PR в России.
Денис Гудый, директор по связям с общественностью группы Verysell, считает, что современные связи с общественностью в России подвержены периодическим кризисам по разным причинам.
Одна из них: «нехватка креативности». Число используемых методов и практик в PR в отечественном PR-бизнесе весьма ограничено: связи со СМИ, внутренняя коммуникация, событийная коммуникация, GR (government relations), работа в профессиональных ассоциациях (В2A), информационно-аналитическая работа. Эти практики постоянно используются большинством PR-агентств, и за рамки этого набора российские public relations не выходят. Между тем, глобализация ставит перед каждым национальным рынком новые конкурентные задачи, а значит, в портфеле услуг PR-специалиста, предлагаемом работодателю или заказчику, должны появляться новые оригинальные идеи.
Многие эксперты замечают на отечественном рынке связей с общественностью качественные перемены.
А. Глазырин, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор группы компаний «Ньютон», отмечает, что «заметно увеличиваются бюджеты крупных федеральных компаний на продвижение в регионах. Кто-то из них уже вплотную занимается региональными рынками, другие еще только присматриваются, но этот путь неизбежен практически для всех компаний, претендующих на лидерство».
Исследования в области регионального PR в России (редакция журнала "Советник" и Портала Sovetnik.ru провела в 2006 году исследование "Специфика PR в регионах") характеризуют основные проблемы, с которыми сталкиваются региональные PR-специалисты.
Это низкий уровень профессионализма СМИ, невостребованность PR-услуг, низкий уровень компетентности региональных PR-специалистов, отсутствие у заказчиков адекватных представлений о PR.
По результатам исследования, в ближайшие 3-5 лет региональный коммуникационный рынок будет развиваться довольно быстрыми темпами.
На рисунке № 5 представлена диаграмма, иллюстрирующая перспективные коммуникационные направления для российских регионов, согласно исследованию 2006 года.


Рис. 5. Перспективные коммуникационные направления для российских регионов.
Кризис в образовательной системе в скором времени может привести к нехватке качественных кадров и недостаточному количеству профессиональных PR-агентств, которые способны оказывать услуги на необходимом высоком уровне. Уж сегодня заметно, считают специалисты, что реальный сектор рынка растет быстрее, чем рынок PR-услуг.
О психологических изменениях на рынке PR-услуг говорят многие специалисты: «Многие фирмы, особенно те, кто уже имеет устоявшиеся либо налаживают связи с иностранными партнерами, понимают, что PR это уже не роскошь, а норма жизни», - отмечает председатель совета учредителей Центра политического консультирования Егорова Е.
Как специалист в области политологии, Егорова обращает внимание на тенденцию отечественных связей с общественностью все более укрепляться в области политического консалтинга: «сейчас никому объяснять не надо, что без PR-кампании, без продуманной стратегии избирательную компанию вести практически невозможно».
Избирательная кампания В. Путина, как отмечают специалисты, делалась не рекламными и не организационными методами: «это была продуманная PR-кампания. Связь Путина с общественностью закладывалась через оповещение и рассказ непосредственно о его делах, которыми он занимается по долгу службы в качестве исполняющего обязанности Президента РФ».
Об изменении психологических и этических условий профессионального труда пиарщиков говорит и А. Глызин: «PR стал более этичен, более требователен, в первую очередь – к себе. Да, PR формирует новую реальность. Но информационные образы, созданные профессионалами, не вступают в противоречие с действительностью <…> Пришло понимание, что наша профессия слишком зависима от реального сектора экономики и подлинного состояния общества, ведь PR – это бизнес для бизнеса».
Генеральным директором SPN Ogilvy Андрей Баранников надеется, что в ближайшие годы рынок PR-услуг станет более прозрачным в финансовом плане, поскольку это главнейшее условие для интеграции российских профессионалов в мировое PR-сообщество.
На сегодняшний день многие специалисты отмечают тенденцию опасливого отношения зарубежных коллег и заказчиков к методам русских специалистов в области связей с общественностью. Наиболее перспективным направлением PR-коммуникаций в ближайшее время специалисты считают Интернет-PR, которому пророчится бурное развитие ( «цифровое влияние»).
По мнению Баранникова А., в ближайшем будущем «четко оформится и значительно усилится сектор финансовых коммуникаций – эти услуги становятся все более востребованы отечественными компаниями (в частности, при выходе на IPO), предложение российских консультантов в этой области будет развиваться вскоре достигнет зарубежных стандартов».
А. Баранников отмечает, что над современной отраслью public relations по-прежнему витает «призрак "коробки из-под ксерокса"», то есть, еще сильна ассоциация PR с политтехнологиями 90-х годов.
Но качественный рост PR-отрасли в России сегодня не вызывает сомнений. Если в 90-е годы специалист по связям с общественностью выполнял, по большому счету, технологические функции, а «инструментарий PR представлял собой «сборную солянку» из «модных» западных технологий и каких-то местных разработок», то сегодня многое изменилось. Вот какие пункты качественных изменений отечественных PR перечисляет Баранников А.:
1) К счастью, в большинстве случаев уже не приходится объяснять, что такое PR;
2) PR стал более системным: компании приходят к пониманию стратегической функции связей с общественностью и переходят от разовых проектов к разработке коммуникационной стратегии и долгосрочным программам;
3) PR действует на новом рынке: с одной стороны, в Россию пришли практически все основные международные сетевые игроки, с другой – намечается специализация более мелких агентств по отраслям экономики и по направлениям услуг.
Все больше появляется свидетельств того, что public relations на современном рынке может быть эффективным средством продаж: «Существует PR, который продает, причем делает это не менее, а даже более эффективно, чем реклама, при этом денежные затраты на эту работу могут быть значительно ниже, чем затраты на рекламу». А поскольку в скором времени ни одна PR-кампания не будет проводиться без предварительного анализа ее будущей эффективности, то перед связями с общественностью сегодняшнего дня стоят насущные задачи разработать четкую систему единых критериев оценки эффективности PR-кампаний, особенно в Интернет. Это направление наиболее перспективно в плане теоретических разработок.
В 2007 году на конференции «PR революция на потребительском рынке» Елена Фадеева, генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard, председатель АКОС/ICCO Россия, рассказала об основных перспективах развития отрасли PR, особо отметив такие направления, как корпоративная социальная ответственность, цифровые коммуникации, роль бренд-PR, а также стратегии public relations в условиях глобализации экономики и упрочнения международных связей.
Значение корпоративной ответственности Фадеева пояснила следующим образом: «Смысл корпоративной социальной ответственности очень изменился. Если раньше она была пассивной и заключалась, например, в благотворительности, взносах, меценатстве , то теперь СМИ, а, главное, потребителю, этого мало. Сейчас важна активная позиция компании, позиция, которая показывает, что компания делает мир лучше».
Наиболее сильным аргументом в PR-портфеле современного бизнеса является экология - одно из главнейших нравственных ориентиров бизнеса. Экологичность гармонично дополняет положительный образ, предлагая клиенту ассоциацию с правильным, приносящим пользу путем развития, с общественным благом.
Эта идея ложится в русло социально-ориентированного бизнеса и социальной ответственности связей с общественностью – в этом направлении двигаются мировые лидеры PR – США, Великобритания, Франция, Германия, а вместе с ними и те страны, которые повышают свой профессиональный уровень, ориентируясь на лидеров.


Заключение


В ходе нашего исследования мы выдвинули три гипотезы. Рассмотрим и прокомментируем последовательно каждую из них.
Гипотеза первая заключалась в том, что историю public relations следует начинать с отделения данной науки от смежных областей и с начала ее институционализации. Из этого следует, что поиски «зачатков» PR в древности нельзя отнести к строго научному методу. Исследователи, ищущие public relations в античности и в древней Руси, занимаются скорее популяризацией, чем наукой. Наиболее систематизированный анализ исторического развития public relations лучше начинать с XIX века в США.
Действительно, как доказало наше исследование, институционализация, то есть «образование стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах» в области PR берет начало в XIX столетии в США и в 90-х годах XX столетия в России. Когда мы начинаем излагать историю PR с ближайших предпосылок, а потом переходим к зарождению социальных институтов, компаний, специалистов, тенденций востребованности в услугах PR на рынке, исследуем конкретные проявления деятельности PR, отделенных от смежных областей (реклама, маркетинг), - тогда мы точно уверены, что говорим о конкретном явлении. В этом случае, понимание такой дисциплины, как история связей с общественностью не содержит двойных толкований и не уводит нас в сторону от сути явления.
В нашей работе мы подробно рассмотрели историю связей с общественностью в США, что позволило нам выявить особенности PR в США. Эта совокупность деятельности в данной стране обладала достаточно зрелой институционализацией и спецификой для того, чтобы мы могли с уверенностью сказать, что американская национальная модель PR существует.
Вторая гипотеза гласила, что национальные особенности public relations еще не означают зрелой национальной модели. Национальную модель можно выделять лишь тогда, когда на национальной почве сформировались собственные методологические, системные знания, подкрепленные глубокой историей, зрелой институционализацией, наличием теоретических трудов и развитой системой образования в области public relations. Таким образом, мы можем выделять американскую и европейскую модели, внутри последней мы можем выделить британскую, немецкую и французскую национальные модели.
Наши исследования полностью подтвердили данную гипотезу. Действительно, историческая эволюция создала в этих странах зрелые национальные модели, ставшие образцом для подражания во всем мире.
Третья гипотеза: «Российская национальная модель PR пока не сформировалось из-за позднего и заимствованного характера развития и других историко-культурных особенностей. Но развитие PR в России достаточно специфично, чтобы предположить, что Россия близка к развитию собственной национальной модели PR».
Первая часть данной гипотезы подтвердилась: в России пока не сформировалась собственная национальная модель связей с общественностью. Доказательством этому служат следующие факты:
1) История российских PR насчитывает всего лишь около 20 лет;
2) Зарождение и развитие российских связей с общественностью протекало по пути заимствования иностранного опыта, главным образом, американского и британского;
3) Система образования в области PR в России пока очень несовершенна; теоретические труды в данной области, в основном, носят «реферативный» характер на основе зарубежных учебников, собственная научная база отсутствует;
4) Условия для развития связей с общественностью в России есть, но по сравнению с развитыми странами, они не достаточно развиты для серьезной конкуренции на мировом уровне. Среди главнейших условий развития PR – рыночная экономика, массовые коммуникации, гражданское общество, независимость прессы, независимость бизнеса, демократические институты, уровень образования и другие.
Вторая часть гипотезы: «Развитие PR в России достаточно специфично, чтобы предположить, что Россия близка к развитию собственной национальной модели PR» - не подтвердилась. Поскольку развитие PR в России идет ускоренными темпами, но все количественные и качественные изменения в области PR лишь приближают нас к уровню западных стран, но еще не означают равенство и не означают формирование национальной модели PR.
Кроме того, многие специфические черты отечественных PR-коммуникаций, как, например, высокая доля манипулятивных, «грязных» политтехнологий, так называемый «черный PR», не может считаться особенностью PR по мировым меркам. Западные страны позиционируют PR как «искусство и науку достижения гармонии  с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на  правде и полной информированности», а «грязные» технологии считают побочным эффектом недоразвитых связей с общественностью.
Развитие отрасли связей с общественностью в Росси в будущем зависит уровня общего экономического и социального развития конкретных регионов, той среды, в которой будет существовать PR-деятельность. Сегодня мы не можем предсказать, возможно ли формирование национальной модели PR в России.
Как бы не парадоксально это звучало, но российским public relations, для обретения собственного «голоса» и формирования национальной модели сегодня следует идти тем же путем, каким идут лидирующие в массовых коммуникациях мировые державы. Перенимая лучшие качества и самые эффективные идеи западного мира в области PR, отечественные связи с общественностью могут ликвидировать отставание и только тогда претендовать на оформление национальной модели.


Список литературы

"Вещь в себе" внутри российского общества. PR в отечественном контексте" - "Советник", 1999 N 12(48) и N 3(51) 2000;
PR в России. – «Управление персоналом», N5 2008 год;
PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? – «Управление персоналом», №20, 2004;
PR-интервью, выпуск 16. Михаил Маслов, Maslov PR//pr-maslennikov.livejournal.com;
PR-публикации. Политическая элита. Особенности политических элит в России//www.33333.ru;
Алтунина В., Латов Ю.Паблик рилейшенз. – Энциклопедия «Кругосвет» /slovari.yandex.ru;
Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева//sovietwine.com;
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС)//www.akos-icco.ru;
Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru;
Баранников А. Индустрия PR в России: огромный шаг вперед. Статья от 09 декабря 2009//www.pr-life.ru;
Батурчик М.В. Основы Public Pelations/Онлайн-лекции//www.ffsn.bsu.by;
Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Модимо пресс, 1990;
Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. – М.: Вершина, 2006;
Бочаров М. История паблик рилейшнз. Нравы, бизнес, наука. – М.: РИП-холдинг, 2007;
Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М.: Издательство МГГ, 1997;
Владимиров Д. «Выпивкой и едой избирателей не угощать...». История "черного пиара" в России. – «Российская газета», Центральный выпуск №3362 от 8 декабря 2003 года;
Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. — СПб.: БХВ, 2005;
Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития: Материалы научной конференции. Москва, 7 декабря 2000 г./ Ин-т федерализма и гражданского общества. - М.: Соверо-Принт, 2001;
Гуров и партнеры//www.gurovpr.com;
Гуров Ф. Доклад «Будущее российского PR-рынка». - Гуров и партнеры//www.gurovpr.com;
Декларация РАСО. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Принята на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью в ноябре 1994 года;
Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. - М., 2001;
Доклад «Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области» (IV Гражданский форум «Гражданское общество – будущее России» 27 февраля 2008 года);
Доклад ICCO: результаты 2007 года //www.akos-icco.ru;
Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) в Лиссабоне в апреле 1978 года и дополнен в мае 1989 года);
Егорова Е. Перспективы развития PR-рынка в России прекрасны. -“Политический маркетинг” №5, 2000;
Елена Фадеева приняла участие в открытии конференции «PR-революция на потребительском рынке». PR агентство Fleishman-Hillard Vanguard //www.4p.ru;
Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2007;
Исследование «Специфика PR в регионах» //www.sovetnik.ru;
История возникновения PR //pr.web-3.ru;
Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М. – СПб. – Киев: Вильямс, 2003;
Квалификационные характеристики специалистов по связям с общественностью (проектные предложения РАСО)//www.raso.ru;
Клоков И. В. Черный PR. Запрещенные приемы нападения и защиты. СПб.: Издательский дом «Питер»;
Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008;
Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 2002;
Краснов А. Взгляд на рынок политического консалтинга 1999 – 2000 и его влияние на журналистику//"PR-библиотека"//"Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг"//www.pr-club.com;
Кузнецов А. Алексей Глазырин: особенности PR в России// Сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций//re-port.ru от 22.10.2007;
Липман У. Общественное мнение. - Институт Фонда "Общественное мнение", 2004;
Маркушина Е. Public Relations как инструмент кризис-менеджмента //www.markus.spb.ru;
Маслов М. PR в России "Управление персоналом», №6, 2008 год;
Медведева К. PR. 2001 год: факты и цифры. Отрасль сформирована. Рынок стабилен. Подводим итоги//archive.expert.ru от 05.02.2002;
Мединский В. Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. – СПб.: Питер, 2009;
Миссия Российской Ассоциации по связям с общественностью /www.raso.ru;
Михайлов Ю. М.  Связи с общественностью по-русски. — М.: Бератор Паблишинг, 2007;
Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник"//www.luchnik.ru;
Официальный сайт www.elsevier.com;
Официальный сайт www.pr-dialog.com;
Официальный сайт www.prjournal.ru;
Официальный сайт www.prsa.org;
Официальный сайт www.prweek.com;
Официальный сайт www.soob.ru;
Официальный сайт www.sovetnik.ru;
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008;
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008;
Паблик рилейшнз. Связи с общественностью. Ассоциация авторов и издателей "Тандем". - М.: Экмос, 2001;
Панченко Б. Российская PR-история как израильская PR-перспектива //www.gumer.info;
Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. – М.: Финпресс, 2002;
Пиар-агенты рассекретили информацию// Рынок коммуникационных услуг в России может сократиться до $1,8 млр.//«Коммерсантъ»,   № 69 (4124) от 17.04.2009;
Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью: необходимость изучения и преподавания. - Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Серия «Гуманитарные науки».  2004. Выпуск 2;
Почепцов Г.Г. ПР для профессионалов. – М.: Рефл-бук, 2000;
Российский рынок PR в 2009 году. – Реклама, Маркетинг, PR//www.sostav.ru;
Саминский А. Продажный пиар. - Журнал "The Chief", №3, 2007;
Самохвалов М. Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень…//www.pressclub.host.ru/BlackPR;
Сваровский Ф. Кто отвечает за имидж? - «Ведомости» от 28/02/2001;
Сертификация PR-специлистов//www.raso.ru;
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., ЮНИТИ, 1998;
Слащева Юлиана, коммуникационный консультант «Михайлов и партнеры».- Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru;
Соломонов Ю. Горбачев постгорбачевской эпохи. – «Столичные новости», №13 (400) от 11-17 апреля 2006;
Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006;
Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006;
Стюарт Юэн. PR! или Умение "раскручивать". Социальная история паблик рилейшнз. – М.: Издательство АНО "Редакция Ежедневной Газеты", 2006;
Татаринова Г.Н. Управление обественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004;
Терминология Public Relations//ru.wikipedia.org/wiki/Терминология_Public_Relations;
Третья древнейшая. Иисус Христос был первоклассным пиарщиком (Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. М.: Известия, 2000.) // Независимая газета. 28.06.2001;
Фрейзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшенз. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контант», Издательский дом «Инфра-М», 2002;
Хронология и динамика развития PR-деятельности //ou.tsu.ru;
Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью (теория и практика). М.: Дело, 2003;
Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999;
Яковлев И.П. Паблик Рилейшнз в организациях. – СПб.: Петрополис, 1995;
Alan Raucher, Public Relations and Business 1900 1929 (Baltimore - Johns Hopkins University Press 1968);
New York Times, February 1, 1920 p.9 col.1;
The Institute of Public Relation//www.ipr.org.uk




Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999
Там же.
Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью: необходимость изучения и преподавания. - Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Серия «Гуманитарные науки».  2004. Выпуск 2. С. 86-91
Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008. – с. 13
Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М. – СПб. – Киев: Вильямс, 2003
Бочаров М. История паблик рилейшнз. Нравы, бизнес, наука. – М.: РИП-холдинг, 2007
Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью (теория и практика). М.: Дело, 2003
Третья древнейшая. Иисус Христос был первоклассным пиарщиком (Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. М.: Известия, 2000.) // Независимая газета. 28.06.2001
Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М. – СПб. – Киев: Вильямс, 2003
Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью: необходимость изучения и преподавания. – Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Серия «Гуманитарные науки».  2004. Выпуск 2
Почепцов Г.Г. ПР для профессионалов. – М.: Рефл-бук, 2000. – с. 100-101
Паблик рилейшнз. Связи с общественностью. Ассоциация авторов и издателей "Тандем". - М.: Экмос, 2001
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. С. 145
Почепцов Г.Г. ПР для профессионалов. – М.: Рефл-бук, 2000. – с. 12-33
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. С. 133

Там же. С. 136
Alan Raucher, Public Relations and Business 1900 1929 (Baltimore - Johns Hopkins University Press 1968)
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. С.139
С. 143
Там же
Там же, с. 140
Там же, с. 141
Там же, с. 142
Там же, с.145
Там же, с.144
New York Times, February 1, 1920 p.9 col.1
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – с. 160
Там же, с. 161
Стюарт Юэн. PR! или Умение "раскручивать". Социальная история паблик рилейшнз. – М.: Издательство АНО "Редакция Ежедневной Газеты", 2006

Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. – с. 164
Бочаров М. История паблик рилейшнз. Нравы, бизнес, наука. – М.: РИП-холдинг, 2007. С. 114
Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. С.144
Там же С.174
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 2001
Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М.: Издательство МГГ, 1997
Стюарт Юэн. PR! или Умение "раскручивать". Социальная история паблик рилейшнз. – М.: Издательство АНО "Редакция Ежедневной Газеты", 2006
Яковлев И.П. Паблик Рилейшнз в организациях. – СПб.: Петрополис, 1995
Там же
Фрейзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшенз. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контант», Издательский дом «Инфра-М», 2002
The Institute of Public Relation//www.ipr.org.uk
Батурчик М.В. Основы PUBLIC RELATIONS/Онлайн-лекции//www.ffsn.bsu.by
Фрейзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшенз. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контант», Издательский дом «Инфра-М», 2002
Хронология и динамика развития PR-деятельности //ou.tsu.ru
Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. – М.: Финпресс, 2002
Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2007
Татаринова Г.Н. Управление обественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. - С. 19 -22
История возникновения PR //pr.web-3.ru
Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2007
PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? -"Управление персоналом", №20, 2004
Королько, В.Г. Основы Паблик Рилейшнз: Учебник для студ.вузов/ В.Г. Королько; Отв. ред. С.Л. Удовик. - М.: Рефл-бук:Ваклер, 2000.
Фрейзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшенз. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контант», Издательский дом «Инфра-М», 2002
Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008. – с.12
Доклад «Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области» (IV Гражданский форум «Гражданское общество – будущее России» 27 февраля 2008 года)
Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития: Материалы научной конференции. Москва, 7 декабря 2000 г./ Ин-т федерализма и гражданского общества. - М.: Соверо-Принт, 2001. - С. 11, 19, 20
Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. - М., 2001
Мединский В. Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. – СПб.: Питер, 2009
Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с. 23
Алтунина В., Латов Ю.Паблик рилейшенз. – Энциклопедия «Кругосвет» /slovari.yandex.ru

Панченко Б. Российская PR-история как израильская PR-перспектива //www.gumer.info
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с. 24
Миссия Российской Ассоциации по связям с общественностью /www.raso.ru
PR в России. – «Управление персоналом», N5 2008 год
PR-интервью, выпуск 16. Михаил Маслов, Maslov PR//pr-maslennikov.livejournal.com
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с. 24
Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., ЮНИТИ, 1998
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с. 25
Панченко Б. Российская PR-история как израильская PR-перспектива //www.gumer.info
Там же.
Там же.
Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник"//www.luchnik.ru
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с.27
Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2007. – с.140

PR-интервью, выпуск 16. Михаил Маслов, Maslov PR//pr-maslennikov.livejournal.com
Официальный сайт www.sovetnik.ru
Официальный сайт www.soob.ru
Официальный сайт www.pr-dialog.com 
Официальный сайт www.prjournal.ru
Панченко Б. Российская PR-история как израильская PR-перспектива //www.gumer.info
Там же
Там же
Официальный сайт www.prweek.com
Официальный сайт www.prsa.org
Официальный сайт www.elsevier.com
Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) в Лиссабоне в апреле 1978 года и дополнен в мае 1989 года)
Декларация РАСО. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Принята на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью в ноябре 1994 года
Сертификация PR-специлистов//www.raso.ru
Квалификационные характеристики специалистов по связям с общественностью (проектные предложения РАСО)//www.raso.ru
Сваровский Ф. Кто отвечает за имидж? - «Ведомости» от 28/02/2001
Краснов А. Взгляд на рынок политического консалтинга 1999 – 2000 и его влияние на журналистику//"PR-библиотека"//"Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг"//www.pr-club.com
Владимиров Д. «Выпивкой и едой избирателей не угощать...». История "черного пиара" в России "Российская газета" - Центральный выпуск №3362 от 8 декабря 2003 года
Медведева К. PR. 2001 год: факты и цифры. Отрасль сформирована. Рынок стабилен. Подводим итоги//archive.expert.ru от 05.02.2002
Там же
Там же
Татаринова Г.Н.. Управление общественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – с.28
Там же
Классификация The Paul Holmes Report, применяемой при составлении рейтингов
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС)//www.akos-icco.ru
Доклад ICCO: результаты 2007 года //www.akos-icco.ru
Пиар-агенты рассекретили информацию// Рынок коммуникационных услуг в России может сократиться до $1,8 млр.//«Коммерсантъ»,   № 69 (4124) от 17.04.2009
Российский рынок PR в 2009 году. – Реклама, Маркетинг, PR//www.sostav.ru
Официальные финансовые данные по индустрии PR в России с 2007 по 2009 год //www.rb.ru
Там же
Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС)//www.akos-icco.ru/
Российский рынок PR в 2009 году. – Реклама, Маркетинг, PR//www.sostav.ru
ICCO_Report_2007//www.iccopr.com
Кузнецов А. Алексей Глазырин: особенности PR в России// Сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций//re-port.ru от 22.10.2007
Мнение Алексея Глазырина, вице-президента Российской ассоциации по связям с общественностью, генерального директора группы компаний «Ньютон»
Гуров и партнеры//www.gurovpr.com
PR в России. – «Управление персоналом», N5 2008 год

Кузнецов А. Алексей Глазырин: особенности PR в России// Сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций//re-port.ru от 22.10.2007
Примерно в 2 -3 раза дороже, чем в Европе по данным 2008 года
PR в России. – «Управление персоналом», N5 2008 год
Михайлов Ю. М.  Связи с общественностью по-русски. — М.: Бератор Паблишинг, 2007
Терминология Public Relations//ru.wikipedia.org/wiki/Терминология_Public_Relations
"Вещь в себе" внутри российского общества. PR в отечественном контексте" - "Советник", 1999 N 12(48) и N 3(51) 2000

PR-публикации. Политическая элита. Особенности политических элит в России//www.33333.ru
Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. — СПб.: БХВ, 2005
PR-публикации. Политическая элита. Особенности политических элит в России//www.33333.ru
Самохвалов М. Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень… www.pressclub.host.ru/BlackPR
Клоков И. В. Черный PR. Запрещенные приемы нападения и защиты. СПб.: Издательский дом «Питер»
Маслов М. PR в России "Управление персоналом», №6, 2008 год
Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008. – с. 4
PR в России. – «Управление персоналом», N5, 2008 год
PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? -"Управление персоналом", № 20, 2004 год
Там же
Там же
Баранников А. Индустрия PR в России: огромный шаг вперед//www.spnogilvy.ru
Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. – М.: Вершина, 2006
Слащева Юлиана, коммуникационный консультант «Михайлов и партнеры».- Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru
Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. – М.: Вершина, 2006
Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006

Гуров Ф. Доклад «Будущее российского PR-рынка». - Гуров и партнеры//www.gurovpr.com
Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006
PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? - "Управление персоналом", № 20, 2004 год

Там же
Исследование «Специфика PR в регионах» //www.sovetnik.ru
Там же
PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? - "Управление персоналом", № 20, 2004 год
Егорова Е. Перспективы развития PR-рынка в России прекрасны. -“Политический маркетинг” №5, 2000
Там же
Там же
Кузнецов А. Алексей Глазырин: особенности PR в России// Сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций//re-port.ru от 22.10.2007
Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru
Там же
Баранников А. Индустрия PR в России: огромный шаг вперед. Статья от 09 декабря 2009//www.pr-life.ru
Там же

Саминский А. Продажный пиар. - Журнал "The Chief", №3, 2007
Елена Фадеева приняла участие в открытии конференции «PR-революция на потребительском рынке». PR агентство Fleishman-Hillard Vanguard //www.4p.ru









2

Список литературы

1)"Вещь в себе" внутри российского общества. PR в отечественном контексте" - "Советник", 1999 N 12(48) и N 3(51) 2000;
2)PR в России. – «Управление персоналом», N5 2008 год;
3)PR в России: пропаганда или интеллектуальное переигрывание конкуренов? – «Управление персоналом», №20, 2004;
4)PR-интервью, выпуск 16. Михаил Маслов, Maslov PR//pr-maslennikov.livejournal.com;
5)PR-публикации. Политическая элита. Особенности политических элит в России//www.33333.ru;
6)Алтунина В., Латов Ю.Паблик рилейшенз. – Энциклопедия «Кругосвет» /slovari.yandex.ru;
7)Антиалкогольная кампания М.С. Горбачева//sovietwine.com;
8)Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС)//www.akos-icco.ru;
9)Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru;
10)Баранников А. Индустрия PR в России: огромный шаг вперед. Статья от 09 декабря 2009//www.pr-life.ru;
11)Батурчик М.В. Основы Public Pelations/Онлайн-лекции//www.ffsn.bsu.by;
12)Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Модимо пресс, 1990;
13)Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR:). Менеджмент информационной культуры. – М.: Вершина, 2006;
14)Бочаров М. История паблик рилейшнз. Нравы, бизнес, наука. – М.: РИП-холдинг, 2007;
15)Вартанова Е.Л. Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием. – М.: Издательство МГГ, 1997;
16)Владимиров Д. «Выпивкой и едой избирателей не угощать...». История "черного пиара" в России. – «Российская газета», Центральный выпуск №3362 от 8 декабря 2003 года;
17)Вуйма А. Черный PR. Защита и нападение в бизнесе и не только. — СПб.: БХВ, 2005;
18)Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития: Материалы научной конференции. Москва, 7 декабря 2000 г./ Ин-т федерализма и гражданского общества. - М.: Соверо-Принт, 2001;
19)Гуров и партнеры//www.gurovpr.com;
20)Гуров Ф. Доклад «Будущее российского PR-рынка». - Гуров и партнеры//www.gurovpr.com;
21)Декларация РАСО. Декларация профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью. Принята на конференции Российской ассоциации по связям с общественностью в ноябре 1994 года;
22)Дилигенский Г. Существует ли в России гражданское общество? // Поговорим о гражданском обществе. - М., 2001;
23)Доклад «Состояние и перспективы развития гражданского общества в Челябинской области» (IV Гражданский форум «Гражданское общество – будущее России» 27 февраля 2008 года);
24)Доклад ICCO: результаты 2007 года //www.akos-icco.ru;
25)Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Принят Генеральной ассамблеей Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) в Лиссабоне в апреле 1978 года и дополнен в мае 1989 года);
26)Егорова Е. Перспективы развития PR-рынка в России прекрасны. -“Политический маркетинг” №5, 2000;
27)Елена Фадеева приняла участие в открытии конференции «PR-революция на потребительском рынке». PR агентство Fleishman-Hillard Vanguard //www.4p.ru;
28)Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. Учебное пособие. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2007;
29)Исследование «Специфика PR в регионах» //www.sovetnik.ru;
30)История возникновения PR //pr.web-3.ru;
31)Катлип С. М., Сентер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшенз. Теория и практика. М. – СПб. – Киев: Вильямс, 2003;
32)Квалификационные характеристики специалистов по связям с общественностью (проектные предложения РАСО)//www.raso.ru;
33)Клоков И. В. Черный PR. Запрещенные приемы нападения и защиты. СПб.: Издательский дом «Питер»;
34)Кондратьев Э.В. Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: уч. пос. для выс.шк./Под ред. С.Д. Резника. – изд. 5-е, испр. И доп. – М.: Академ Проект, 2008;
35)Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: Ваклер, Рефл-бук, 2002;
36)Краснов А. Взгляд на рынок политического консалтинга 1999 – 2000 и его влияние на журналистику//"PR-библиотека"//"Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг"//www.pr-club.com;
37)Кузнецов А. Алексей Глазырин: особенности PR в России// Сообщество профессионалов в области маркетинговых коммуникаций//re-port.ru от 22.10.2007;
38)Липман У. Общественное мнение. - Институт Фонда "Общественное мнение", 2004;
39)Маркушина Е. Public Relations как инструмент кризис-менеджмента //www.markus.spb.ru;
40)Маслов М. PR в России "Управление персоналом», №6, 2008 год;
41)Медведева К. PR. 2001 год: факты и цифры. Отрасль сформирована. Рынок стабилен. Подводим итоги//archive.expert.ru от 05.02.2002;
42)Мединский В. Негодяи и гении PR. От Рюрика до Ивана III Грозного. – СПб.: Питер, 2009;
43)Миссия Российской Ассоциации по связям с общественностью /www.raso.ru;
44)Михайлов Ю. М. Связи с общественностью по-русски. — М.: Бератор Паблишинг, 2007;
45)Национальная премия в области развития связей с общественностью "Серебряный Лучник"//www.luchnik.ru;
46)Официальный сайт www.elsevier.com;
47)Официальный сайт www.pr-dialog.com;
48)Официальный сайт www.prjournal.ru;
49)Официальный сайт www.prsa.org;
50)Официальный сайт www.prweek.com;
51)Официальный сайт www.soob.ru;
52)Официальный сайт www.sovetnik.ru;
53)Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008;
54)Паблик рилейшенз. Теория и практика.: Пер. с англ.: Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2008;
55)Паблик рилейшнз. Связи с общественностью. Ассоциация авторов и издателей "Тандем". - М.: Экмос, 2001;
56)Панченко Б. Российская PR-история как израильская PR-перспектива //www.gumer.info;
57)Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. – М.: Финпресс, 2002;
58)Пиар-агенты рассекретили информацию// Рынок коммуникационных услуг в России может сократиться до $1,8 млр.//«Коммерсантъ», № 69 (4124) от 17.04.2009;
59)Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью: необходимость изучения и преподавания. - Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Серия «Гуманитарные науки». 2004. Выпуск 2;
60)Почепцов Г.Г. ПР для профессионалов. – М.: Рефл-бук, 2000;
61)Российский рынок PR в 2009 году. – Реклама, Маркетинг, PR//www.sostav.ru;
62)Саминский А. Продажный пиар. - Журнал "The Chief", №3, 2007;
63)Самохвалов М. Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень…//www.pressclub.host.ru/BlackPR;
64)Сваровский Ф. Кто отвечает за имидж? - «Ведомости» от 28/02/2001;
65)Сертификация PR-специлистов//www.raso.ru;
66)Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., ЮНИТИ, 1998;
67)Слащева Юлиана, коммуникационный консультант «Михайлов и партнеры».- Балтийский PR-мастер/Журнал «Профиль» //www.pr-files.ru;
68)Соломонов Ю. Горбачев постгорбачевской эпохи. – «Столичные новости», №13 (400) от 11-17 апреля 2006;
69)Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006;
70)Специфика public relations в интернете: опрос специалистов PR-компаний//www. Sovetnik.ru от 19 сентября 2006;
71)Стюарт Юэн. PR! или Умение "раскручивать". Социальная история паблик рилейшнз. – М.: Издательство АНО "Редакция Ежедневной Газеты", 2006;
72)Татаринова Г.Н. Управление обественными отношениями: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004;
73)Терминология Public Relations//ru.wikipedia.org/wiki/Терминология_Public_Relations;
74)Третья древнейшая. Иисус Христос был первоклассным пиарщиком (Бочаров М.П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука. М.: Известия, 2000.) // Независимая газета. 28.06.2001;
75)Фрейзер П. Сайтэл. Современные паблик рилейшенз. – М.: Консалтинговая группа «Имидж-контант», Издательский дом «Инфра-М», 2002;
76)Хронология и динамика развития PR-деятельности //ou.tsu.ru;
77)Чумиков А., Бочаров М. Связи с общественностью (теория и практика). М.: Дело, 2003;
78)Шишкина М.А. Связи с общественностью в системе социального управления - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999;
79)Яковлев И.П. Паблик Рилейшнз в организациях. – СПб.: Петрополис, 1995;
80)Alan Raucher, Public Relations and Business 1900 1929 (Baltimore - Johns Hopkins University Press 1968);
81)New York Times, February 1, 1920 p.9 col.1;
82)The Institute of Public Relation//www.ipr.org.uk




Вопрос-ответ:

Что такое PR?

PR (Public Relations) или в нашем случае пиар - это деятельность, направленная на создание и поддержание положительного образа организации или личности в глазах общества. Основная задача пиара заключается в управлении общественным мнением и формировании положительной репутации.

Какая история PR в России?

История PR в России можно разделить на два этапа. Первый этап (1991-1994 годы) был временем расцвета маркетинга и PR после развала Советского Союза. Второй этап (1995-2002 годы) связан с появлением крупных российских PR-агентств и развитием профессионального сообщества.

Какие виды PR услуг существуют в России?

В России существует широкий спектр PR услуг, включающих в себя разработку и реализацию стратегий коммуникаций, проведение медиа-кампаний, организацию пресс-конференций и многое другое. Также популярными направлениями PR в России являются онлайн-PR и корпоративный PR.

Каков объем рынка PR в России?

Объем рынка PR в России сложно точно определить, однако он значительно вырос за последние годы. Согласно данным аналитических агентств, объем рынка PR в России может достигать нескольких миллиардов рублей ежегодно.

Как отличается PR в России от PR за рубежом?

PR в России имеет свои особенности и отличается от PR за рубежом. В России больше акцентируется внутреннее PR, направленное на укрепление отношений с работниками и создание положительной корпоративной культуры. За рубежом же больше внимания уделяется отношениям с общественностью и внешнему образу организации.

Какая история лежит в основе национальной модели PR?

История служит ключом к особенностям национальных моделей PR. Каждая страна развивает свои подходы к PR на основе своей исторической ситуации и культурных особенностей.

Какие этапы можно выделить в истории PR в России?

В истории PR в России можно выделить два основных этапа: первый - с 1991 по 1994 годы, и второй - с 1995 по 2002 годы. На первом этапе происходило становление PR в России, а на втором - его развитие и расширение.

Какой тип PR модели преобладает в России?

В России преобладает смешанная модель PR, которая сочетает элементы американской и европейской моделей. Это связано с историческими, культурными и экономическими особенностями страны.

Каковы основные виды PR услуг в современной России?

Основными видами PR услуг в современной России являются медиа-релизы, организация пресс-конференций, медиапланирование, мониторинг СМИ, управление репутацией и кризисное PR.

Чем отличается PR в России от PR за рубежом?

PR в России отличается от PR за рубежом тем, что основные акценты делаются на использование традиционных СМИ и личных связей, в то время как за рубежом часто используется онлайн-PR и социальные сети. Кроме того, российская модель PR часто связана с более высоким уровнем государственного контроля и олигархическими структурами.