Сознание и речь
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Таким образом, эпоха эллинизма развивалась под знаком взаимовлияния греческой и восточной культур.
Тем не менее, несмотря на сильное влияние Востока в области искусства и философии, эллинистическая культура – это цельный феномен
Эпоха эллинизма пошла под знаком расцвета архитектуры, монументального и гражданского строительства, однако взаимовлияние культур стало одной из причин постепенной утраты былого значения культовых сооружений.
Взаимодействие с Востоком привело и к ряду научных и технических достижений. В свою очередь, научные и технические достижения оказывали благотворное влияние на искусство и его расцвет.
В целом, эпоха эллинизма – это период расширения границ познания и кругозора, постоянных научных открытий.
Что касается скульптуры и декоративно-прикладного искусства, то здесь мы можем говорить о развитии тенденций классической эпохи античного искусства.
В области литературы наступает расцвет бытовой комедии. В философии возникали и развивались школы стоиков, эпикурейцев, киников, расцвета достигает философия скептицизма, которая также во многом формировалась под влиянием культуры и мировоззрения Востока.
Основнымусловиемформированиясознанияиразвитияпознавательнойспособностичеловекаявляетсяколлективная трудовая деятельность человека, коллективный труд. Труд ссамогоначаларазвивалсякакцелесообразнаяматериально-предметнаядеятельность,что,какпоказываетсовременнаяпсихология,являетсяисходнойформойпоследующейинтериоризации(переводапредметногосодержаниявсубъективныйобраз)любогосодержанияиформированияумственных,идеальных действийсэтимсодержанием. Речь представляетсобойматериальныйпроцесс,которыйподдерживаетформирующуюсямысль на стадии ее отрыва от непосредственной материально-предметнойдеятельности.Намозгформирующегосячеловекабольшоевлияниеоказалатакжерука,этоуниверсальноеорудие,котороеразвилосьвпроцессетрудовойдеятельности. Сознание и человеческое познание могли возникнуть тольколишь как функция сложно организованного мозга, который формировалсяподвлияниемтрудовогои речевогофакторовобщения.Подвлияниемвсеусложняющейсясовместнойтрудовойибытовойдеятельности и в связи с развитием мозга совершенствовались все органычувствчеловека,обретаясобственночеловеческоекачество.Всеболееточным и тонким, а главное все более осмысленным становилось осязание,слух,приспособившийсяквосприятиютончайшихразличийисходствчеловеческой речи, более зорким, схватывающим суть явлений, становилосьзрение-основнойпоставщикинформацииовнешнеммире.Познавательная способность первобытного человека, как и сознание вцелом,носилаограниченный,примитивныйхарактер,невыходилазапределычувственныхпредставлений,ихкомбинацийипростейшихобобщений.Вэтотпериодсознаниеипознаниебылисвязанылишьсближайшейчувственновоспринимаемойсредой,непосредственнымисвязями с другими индивидами.В дальнейшем,в ходеусложнения формтрудовойдеятельностииобщественныхотношенийсталаформироватьсяспособностькабстрактномумышлениюввидепонятий,сужденийиумозаключений.Началаформироватьсяспособностьконтролируемоготворческоговоображения,наосновекоторойвдальнейшемпоявляютсязачаткитеоретическогосознания[8].Возникновение сознания и начало развития познания непосредственносвязанысзарождениемиразвитиемспособностиоперироватьопределеннымиматериальнымиявлениямикакзнаками.Этокасаетсявособенности производства первобытными людьми звуков в качестве особыхзнаков-речевыхзнаков.Постепенноначалразвиватьсячеловеческийязык.Речьпредставляетсобойдеятельность,котораяосуществляетсяспомощью языка как системы материальных объектов - знаков, за которымизакрепляютсяопределенныеобщезначимыесмыслы,такоепредметноесодержание, которое вошло в сознание первобытного коллектива, получилоидеальнуюформусуществования.Далеепостепенноразвилисьнескольковидов речи — устная речь, письменная речь, наконец, что очень важно дляразвитиявысшихформсознанияипознания,внутренняяречь,ставшаянепосредственнойматериальнойформой индивидуальногосознания.Постепенноосновнымиединицамиречистановятсяотчетливыеобразования в виде слов и предложений. Смысловое значение слова - этоотражение,образ предмета, чувственный или рациональный,понятийный.Предложениеобразуетсяизнескольких слов,оноестьсложныйзнаккакматериальная форма некоторого сложного образа. С помощью звукового, азатем и письменного языка как специфических знаковых систем постепенноразвиласьспособностьосуществлятьпереходотживогочувственноговосприятия предметов окружающего мира, от чувственных форм познания, кобобщенному, отвлеченному мышлению, к рациональной ступени познания,дающейначалотеоретическомусознанию ипознанию.Носознаниеиречь,мышлениеиязык-этодалеконеодноитоже.Ихследуетразличать,хотяобнаружениесоответствующихграницпредставляетсобойвесьманепростоедело.Ниодин,дажетакназываемый«машинный» язык, созданный человеком, не выполняет всех своих функцийвне сознания, вне познавательной функции. С другой стороны, у человека неможет бытьмыслей,никакнесвязанныхстемилиинымязыком.Речь и сознание, мышление -едины, но это единство имеет внутреннепротиворечивыйхарактер.Сознаниеотражаетдействительность,языкобозначаетобразысознания,ачерезнихипредметы,иявлениядействительности.Сознаниеформируетобраз,мысль,языкфиксируетмысль, придает ей форму внешнего выражения, доступную другим людям исамомусубъектуввиденекоторогоособогопредмета-знака.Впроцессеречевойдеятельностимыслиичувствалюдейсвязываютсяс определенными материальными, чувственно воспринимаемыми явлениями.Это ведет к дальнейшему развитию познавательной способности человека,которая находит в речи, в языках различных видов свое важнейшее средство.Современное научное познание тесно связано с феноменом так называемыхискусственныхязыков,потребностьвкоторыхвозникаетвсвязисопределеннымипознавательнымипроблемами.В животном мире видовойопыт передается с помощью механизмов биологической наследственности. Учеловекапередачабольшинствавидовопытапроисходитчерезпередачуновымпоколениямужесозданныхорудийтруда,материальныхсредствжизни вообщеичерезречь (язык)[1].Такимобразом,сознаниеиречьчеловекаимеюттеснуюсвязьивзаимодействие друг с другом. Речь является внешним проявлением нашегосознания, способом передачи информации, мыслей и чувств другим людям.Сознаниевключаетвсебявсенашимысли,ощущения,восприятияипониманиеокружающегомира.Используяречь,мыможемвыразитьиподелиться своим внутренним миром с другими людьми, а также уточнить иуглубить нашесобственноепониманиесамихсебя.ЗаключениеВозникновениесознаниянепосредственносвязаносзарождениемязыка,членораздельнойречи,выражающейвматериальнойформепредставления, мысли людей. Как и сознание, речь могла сформироватьсялишьвпроцессетруда,которыйтребовалсовместныхсогласованныхдействий людей, не мог совершаться без тесного контакта, без постоянногообщенияихдругсдругом.Сознание и речь едины, но это внутренне противоречивое единстворазличных явлений. Сознание отражает действительность, а язык обозначаетее и выражает мысли. Облекаясь в речевую форму, мысли, идеи не теряютсвоегосвоеобразия.Вречинашипредставления,мыслиичувстваоблекаютсявматериальную, чувственно воспринимаемую форму и тем самым из личногодостояния становятся достоянием других людей, общества. Это превращаетречь в могучееорудиевоздействияодних людей надругих,обществанаиндивида.Есливидовойопытживотныхпередаетсяспомощьюмеханизмовнаследственности,чтообусловливаетисключительномедленныйтемппрогресса, то у людей передача опыта, различных приемов воздействия намирпроисходитчерезорудиятрудаичерезречь.Теперьуженарядусбиологическим фактором - наследственностью - человек выработал болеемощный и притом непосредственный способ передачи опыта - социальный,вомногоразускорившийпрогресскакматериальной,такидуховнойкультуры.Благодаря речи, сознание формируется и развивается как общественноеявление,какдуховныйпродуктжизниобщества.Являясьсредствомвзаимного общения людей, обмена опытом, знаниями, чувствами, идеями,речьсвязываетлюдейнетолькоданнойсоциальнойгруппыинетолькоданного поколения, но и разных поколений. Так создается преемственностьисторическихэпох.СписокиспользованныхисточниковАбрамова,Г.С.Общаяпсихология:Учебноепособие/Г.С.Абрамова.- М.: Инфра-М,2018.-320c.Глуханюк,Н.С.Общаяпсихология:Учебноепособие/Н.С.Глуханюк.- М.: Академия,2018.-272c.Еникеев,М.И.Общая исоциальнаяпсихология:Учебник/М.И.Еникеев.- М.:Норма,2019.- 224c.Иванников,В.А.Общаяпсихология:Учебникдляакадемическогобакалавриата/ В.А.Иванников.-Люберцы:Юрайт,2018.-480c.Крысько,В.Г.Общаяпсихологиявсхемахикомментариях:Учебноепособие/ В.Г.Крысько.-М.:Вузовскийучебник,2019.-336c.Макарова,И.В.Общаяпсихология:Учебноепособие/И.В.Макарова.- Люберцы:Юрайт,2018.-182c.Маклаков,А.Общаяпсихология/А.Маклаков.-СПб.:Питер,2019.-583c.Нуркова,В.В.Общаяпсихология:Учебник/В.В.Нуркова,Н.Б.Березанская.- Люберцы:Юрайт,2018.- 524c.Шадриков,В.Д.Общая психология:Учебникдля академическогобакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2019. -411c.Штейнмец,А.Э.Общаяпсихология:Учебноепособие/А.Э.Штейнмец.- М.:Академия,2018.-496c.
2.Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2018. - 272 c.
3.Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
4.Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480 c.
5.Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
6.Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 182 c.
7.Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583c.
8.Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 524 c.
9.Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 411c.
10.Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.