Государственное регулирование естественных монополий.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 26 26 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 26.12.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования естественных монополий 5
1.1Основные принципы государственного регулирования естественных монополий 5
1.2 Механизмы и инструменты государственного регулирования естественных монополий 10
Глава 2. Анализ деятельности естественных монополий на примере ОАО «РЖД» 16
2.1 Особенности функционирования ОАО РЖД 16
2.2. Регулирование деятельности естественных монополий на примере ОАО «РЖД» 19
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Фрагмент для ознакомления

обязательства кроме текущ. кредит. задолж.) 387 001 386+16,8-269 629 015А3. Медленно реализуемые активы (прочие оборот. активы) 151 243 787-5,2≥П3. Долгосрочные обязательства 1 690 991 436+0,7-1 539 747 649А4. Труднореализуемые активы (внеоборотные активы) 7 120 321 296+6,3≤П4. Постоянные пассивы (собственный капитал) 4 886 001 379+6,5+2 234 319 917Убыток от прочих операций в течение анализируемого периода (31.12.20–31.12.21) составил 127 169 928 тыс. руб.,что на 14 221 364 тыс. руб. (12,6%) больше, чем убыток за аналогичный период прошлого года.Таблица 5Показатели деятельности предприятияПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение показателяСредне-годоваявеличина, тыс. руб.2020 г.2021 г.тыс. руб.(гр.3 - гр.2)± %((3-2) : 2)12 3 4561. Выручка1 813 074 3121 963 646 793+150 572 481+8,31 888 360 5532. Расходы по обычным видам деятельности1 695 754 0531 808 607 014+112 852 961+6,71 752 180 5343. Прибыль (убыток) от продаж  (1-2)117 320 259155 039 779+37 719 520+32,2136 180 0194. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате-35 321 737-45 746 741-10 425 004↓-40 534 2395. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов) (3+4)81 998 522109 293 038+27 294 516+33,395 645 7806. Проценты к уплате77 626 82781 423 187+3 796 360+4,979 525 0077. Налог на прибыль, изменение налоговых активов и прочее-4 088 736-9 106 390-5 017 654↓-6 597 5638. Чистая прибыль (убыток)  (5-6+7)282 95918 763 461+18 480 502+66,3 раза9 523 210Справочно:Совокупный финансовый результат периода-81 424 17238 861 516+120 285 688↑-21 281 328Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса  (измен. стр. 1370)x-4 230 001х х х Таблица 6Анализ рентабельностиПоказатели рентабельности Значения показателя (в %, или в копейках с рубля)Изменение показателя2020 г.2021 г.коп.,(гр.3 - гр.2)± %((3-2) : 2)12 3 451. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 4% и более.6,57,9+1,4+222. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки). 4,55,6+1,1+23,13. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки). Нормальное значение: 2% и более.<0,11+1+61,2 разаCправочно:Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг) 6,98,6+1,7+23,9Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: 1,5 и более.1,11,3+0,2+27,12.2. Регулирование деятельности естественных монополий на примере ОАО «РЖД»По своей сути, государственное регулирование естественных монополий может принимать различные формы и главное различие будет между прямым и косвенным регулированием. Прямое регулирование включает в себя любую меру или действие, непосредственно направленные на рыночного агента, либо группу агентов, в то же время, косвенное регулирование включает в себя все, что влияет на экономические рыночные условия, общие для всех реальных и потенциальных участников.Отмечают также три распространенных формы регулирования – это: 1. Структурное регулирование (данная форма определяет предоставление права компаниям или обязывает их участвовать в тех или иных видах деятельности, а также, устанавливает потребность в создании новых инфраструктур)2. Регулирование поведения осуществляет свою деятельность напрямую, то есть, устанавливаются цены, либо тарифы через налоговую политику. Регулирование цен может так же происходить через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной или олигопольной власти.3. Регулирование через систему стандартов. Происходит в том случае, если не могут найти прямого решения через рынок в таких вопросах как социальная политика, охрана окружающей среды и безопасность.Какую же задачу несет в себе регулирование? В первую очередь, это устранение неэффективности, не создавая при этом новых неприятностей. Существует оно так же чтобы способствовать реализации целей государственной политики.В отношениях с государством компания проявляет себя не только как объект (реформирования, регулирования, выполнения государственного заказа и т.д.), но и как субъект отношений, активно участвующий в выработке ключевых аспектов развития и структурного реформирования железнодорожного транспорта. Такие полномочия предоставлены ОАО «РЖД» Правительством Российской Федерации в рамках общего курса, задаваемого руководством страны, и в целях достижения максимальной эффективности преобразований в железнодорожной отрасли.Это одновременно и осложняет, и облегчает взаимодействие компании с органами государственной власти, в том числе с участниками бюджетного процесса, определенными в ст. 152 БК РФ (рис. 2).Рисунок 2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочияИсточник: составлено автором При этом Министерство транспорта РФ осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета (рис. 3).Рисунок 3. Бюджетные полномочия Минтранса РФИсточник: составлено авторомВажнейшим организующим участником бюджетного процесса является Министерство финансов Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение, в том числе и единой бюджетной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Основные бюджетные полномочия Минфина РФ представлены на рис. 7.Рисунок 4. Основные бюджетные полномочия Минфина РФ (ст. 165 БК РФ)Источник: составлено автором Применительно к сфере бюджетного финансирования основной задачей Министерства финансов Российской Федерации является разработка проекта федерального бюджета обеспечение его исполнения и составление отчета об исполнении.ЗАКЛЮЧЕНИЕПрирода естественной монополии представляет собой сложную дилемму государственной политики. С одной стороны, естественная монополия подразумевает, что эффективность производства будет лучше, если одна фирма представляет весь рынок. С другой стороны, при отсутствии конкуренции, монополия поддастся соблазну использовать свою естественную позицию, чтобы максимизировать свою прибыль. Более подробно рассмотрим модель естественной монополии. Включены те области, где нерегулируемая естественная монополия в целом считается причиной беспокойства и прежде чем предлагать краткий обзор регулирующего процесса и некоторые из его конкретных инструментов регулирования.Для начала стоит отметить, что естественные монополии находятся в особом сегменте экономических отношений. Что же это собой представляет? В число естественных монополий как правило вносят: •Газовую промышленность•Транспортировку нефти•Электроэнергетику•Железнодорожный транспорт•Отдельные отрасли связиЧто касается этих сфер, то в них по своей сути невозможен процесс создания конкуренции и демонополизации так как они оказывают особый спектр предоставляемых услуг, а также в виду используемых технологий предоставления потребителю. Из этого следует что в таких случаях необходимо вмешательство государства для регулирования естественных монополий. Многие естественные монополии являются предметом различных типов регулирования.Итак, чем же по своей сути является государственное регулирование? Если рассматривать это в широком смысле, то определяется регулирование как вмешательство государственных органов (на федеральном уровне, региональном и муниципальном) в работу механизмов рынка, целью которого будет являться корректировка поведения рыночных агентов, и конечно же, результатов работы рынка в целом. Но как гласит определение, регулирование - это воздействие государства на экономические объекты и процессы лицами государственных органов для придания организованности, упорядоченности действий экономических субъектов, обеспечения соблюдения законов, государственных и общественных интересов.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫЕфимцева Т.В. Государственное регулирование естественных монополий в современных условиях: проблемы и перспективы / В книге: Актуальные вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Сер. "Научная мысль" Москва, 2023. С. 93-99.Инвестиционный подход в тарифообразовании на капиталоемкую продукцию естественных монополий / Чеботарев В.С., Воронков А.Н., Григоренко И.А., Рыжов И.В. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 962-965.Каламанова Е.Н. Механизм государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 331-335.Карпов В.В. - Подходы к регулированию тарифов естественных монополий // Омский научный центр СО РАН, 644024, г. Омск, Пр. К. Маркса, 15; Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=28318214; свободный. (Дата обращения – 26.11.2023).Комольцева А.А. Особенности государственного регулирования естественных монополий в россии на примере газового рынка // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки. Материалы ХI Международной научной конференции. Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. Астрахань, 2021. С. 54-58.Корытько Т.Ю., Цибизов Н.А. Государственное регулирование естественных монополий // В сборнике: межотраслевые исследования как основа развития научной мысли. Сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Уфа, 2022. С. 118-120.Краснова Т.А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 51-54.Краснова Т.А. Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий // Финансовые рынки и банки. 2020. № 3. С. 133-135.Кудрин А.А. Подходы к тарифному регулированию в сфере естественных монополий: эволюция мировой практики. Москва, 2019.Курницкая К.Ю. Роль естественных монополий в системе экономической безопасности России // Вестник современных исследований. 2019. № 2.5 (29). С. 54-57.Кутернин М.И. О проблемах государственного регулирования естественных монополий // В сборнике: Теория и практика экономики и предпринимательства. Труды XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. Симферополь, 2023. С. 63-66.Қожбанова Г.Б. Особенности регулирования деятельности государственного коммунального предприятия, являющегося субъектом естественных монополий в отдельных отраслях // Студенческий вестник. 2021. № 17-3 (162). С. 24-26.Магомадова М.М. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий // Бюллетень транспортной информации. 2021. № 7 (313). С. 8-15.Морозова А.С. Теория и практика государственного регулирования естественных монополий // В сборнике: Экономика, финансы, проектное управление и социальная система России: подходы и перспективы в условиях устойчивого цифрового развития. Материалы региональной научно-практической конференции студентов и молодых учёных. Краснодар, 2023. С. 268-272.Нечаев В.В. Государственное регулирование естественных монополий // Управление экономическими системами. 2021. № 1 (33). С. 9-15.ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4235Пожидаева Е.В. Государственное регулирование естественной монополии в Российской Федерации // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 323-325.Совершенствование государственного механизма финансового регулирования естественных монополий / Иванов Н.С., Мухамедов М.Б., Цыбулин Е.А. // В сборнике: Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Сборник статей научных докладов по итогам XIV Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Под редакцией Л.С. Морозовой. Москва, 2022. С. 244-248.Шамсивалеев Т.Н., Панюков А.В. Государственное регулирование рынка естественной монополии с помощью использования аппарата теории игр // В сборнике: научный поиск. Материалы четырнадцатой научной конференции аспирантов и докторантов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. 2022. С. 191-196.Шахова А.А. Роль государственного регулирования естественных монополий в развитии рынка электроэнергетики: экономический аспект // Экономика и социум. 2020. № 6-2 (73). С. 614-618.Train K.E. Optimal Regulation. The Economic Theory of Natural Monopoly. Cambridge: MITPress.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ефимцева Т.В. Государственное регулирование естественных монополий в современных условиях: проблемы и перспективы / В книге: Актуальные вопросы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Сер. "Научная мысль" Москва, 2023. С. 93-99.
2. Инвестиционный подход в тарифообразовании на капиталоемкую продукцию естественных монополий / Чеботарев В.С., Воронков А.Н., Григоренко И.А., Рыжов И.В. // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 962-965.
3. Каламанова Е.Н. Механизм государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 331-335.
4. Карпов В.В. - Подходы к регулированию тарифов естественных монополий // Омский научный центр СО РАН, 644024, г. Омск, Пр. К. Маркса, 15; Режим доступа - https://elibrary.ru/item.asp?id=28318214; свободный. (Дата обращения – 26.11.2023).
5. Комольцева А.А. Особенности государственного регулирования естественных монополий в россии на примере газового рынка // В сборнике: Актуальные вопросы современной экономической науки. Материалы ХI Международной научной конференции. Сост. Е.О. Вострикова, Л.П. Гвоздарёва. Астрахань, 2021. С. 54-58.
6. Корытько Т.Ю., Цибизов Н.А. Государственное регулирование естественных монополий // В сборнике: межотраслевые исследования как основа развития научной мысли. Сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 частях. Уфа, 2022. С. 118-120.
7. Краснова Т.А. Особенности и специфика целей государственного регулирования естественных монополий // Инновации и инвестиции. 2021. № 2. С. 51-54.
8. Краснова Т.А. Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий // Финансовые рынки и банки. 2020. № 3. С. 133-135.
9. Кудрин А.А. Подходы к тарифному регулированию в сфере естественных монополий: эволюция мировой практики. Москва, 2019.
10. Курницкая К.Ю. Роль естественных монополий в системе экономической безопасности России // Вестник современных исследований. 2019. № 2.5 (29). С. 54-57.
11. Кутернин М.И. О проблемах государственного регулирования естественных монополий // В сборнике: Теория и практика экономики и предпринимательства. Труды XX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Н.В. Апатовой. Симферополь, 2023. С. 63-66.
12. Қожбанова Г.Б. Особенности регулирования деятельности государственного коммунального предприятия, являющегося субъектом естественных монополий в отдельных отраслях // Студенческий вестник. 2021. № 17-3 (162). С. 24-26.
13. Магомадова М.М. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий // Бюллетень транспортной информации. 2021. № 7 (313). С. 8-15.
14. Морозова А.С. Теория и практика государственного регулирования естественных монополий // В сборнике: Экономика, финансы, проектное управление и социальная система России: подходы и перспективы в условиях устойчивого цифрового развития. Материалы региональной научно-практической конференции студентов и молодых учёных. Краснодар, 2023. С. 268-272.
15. Нечаев В.В. Государственное регулирование естественных монополий // Управление экономическими системами. 2021. № 1 (33). С. 9-15.
16. ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://annrep.rzd.ru/reports/public/ru?STRUCTURE_ID=4235
17. Пожидаева Е.В. Государственное регулирование естественной монополии в Российской Федерации // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 323-325.
18. Совершенствование государственного механизма финансового регулирования естественных монополий / Иванов Н.С., Мухамедов М.Б., Цыбулин Е.А. // В сборнике: Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке. Сборник статей научных докладов по итогам XIV Международной научной конференции студентов и молодых учёных. Под редакцией Л.С. Морозовой. Москва, 2022. С. 244-248.
19. Шамсивалеев Т.Н., Панюков А.В. Государственное регулирование рынка естественной монополии с помощью использования аппарата теории игр // В сборнике: научный поиск. Материалы четырнадцатой научной конференции аспирантов и докторантов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. 2022. С. 191-196.
20. Шахова А.А. Роль государственного регулирования естественных монополий в развитии рынка электроэнергетики: экономический аспект // Экономика и социум. 2020. № 6-2 (73). С. 614-618.
21. Train K.E. Optimal Regulation. The Economic Theory of Natural Monopoly. Cambridge: MIT Press.