Мозжечок. Функции коры мозжечка. Участие мозжечка в поведении человека.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Физиология
  • 17 17 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 26.12.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАРАКТЕРИСТИКА МОЗЖЕЧКА 4
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ МОЗЖЕЧКА 9
2.1. Основные функции коры мозжечка 10
2.2. Связь когнитивно-эмоциональной сферы и двигательного акта 15
2.3. Участие мозжечка в поведении человека 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Фрагмент для ознакомления

В мозжечке хранятся программы сложных и автоматически выполняемых двигательных актов,сформированных при жизни.Мозжечок в ответ на команду к движению осуществляет «перспективное планирование» движений за счет выбора типа моторной программы. Мозжечок принимает участие в «ближайшем планировании» движений, непрерывно корректируя его за счет хранимой информации относительно сенсорных характеристик положения конечности и скорости, с которой намереваемое движение должно быть осуществлено. Согласно схемеГ. Могенсону(см. рисунок 7), все процессы управления движением делятся на 3 фазы: блок инициации движения (лимбическая система с прилегающим ядром, ассоциативная кора)блок программирования движения (мозжечок, базальные ганглии, моторная кора, таламус, спинальные и стволовые генераторы); исполнительный блок (мотонейроны и двигательные единицы). Но нужно иметь в виду, что управление движением включает наряду с командами по прямым связям интеграцию обширной проприоцептивной и экстероцептивной информации.Рисунок 7 - Связь когнитивно-эмоциональной сферы и двигательного актаСхема, представленная на рисунке 7, допускает объяснение не только инициации непроизвольных движений, врожденных форм двигательного поведения и автоматизмов, но и произвольных движений. Рефлексы и произвольные движения не противоречат друг другу. Произвольные движения также подчиняются рефлекторному принципу. Участие мозжечка в поведении человекаСогласно представленной схеме на рисунке 7 мозжечок принимает участие в поведении человека за счет двусторонних и односторонних связей с эмоциональным и когнитивным мозгом. Так, мозжечок активируется при выполнении когнитивных задач, при этом сторона активации (правая или левая мозжечковая гемисфера) является контралатеральной по отношению к активированной лобной доле. Мозжечковые эффекты не происходят изолированно и редко являются областью наибольшей активности, предполагается, что роль мозжечка в познании подчиняется корковым областям.Мозжечок осуществляет контроль и программирование психических процессов (при дефиците контроля отмечались контаминации и конфабуляции при актуализации следов памяти; при дефиците программирования - нарушения реализации психического акта в двигательной, мнестической и интеллектуальной сферах);Патология мозжечка может приводить к:рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемостиснижению памяти, внимания и интеллектуальных способностейтрудностям сенсорного переключения (может снижатьсяскорость переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушаться зрительно-моторная координация)невозможности последовательного выполнения действийзатруднениям в длительном стоянии и сидениинарушению пространственного познания и визуально-пространственной организациинеуклюжестигиперактивностиизменениям личности с притуплением эмоциональной сферыречевым нарушениям (мутизм, афазия,аграмматизм, диспросодия, аномия снижение беглости речи)нарушению различных исполнительных функций (планирования, способности менять установки, абстрактного мышления). Представленные нарушения способствуют искажению когнитивного и социального формирования личности.Подводя итог 2-ой главы,мозжечок - многофункциональная структура головного мозга, которая является не только центром координации и равновесия, но и участвует в регуляции висцеральных функций, а также когнитивно-психических процессах за счет обширных нейронных связей с различными отделами головного мозга.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:1) Мозжечок состоит из 2 выпуклых полушарий и червя. Поверхность мозжечка расширена за счет щелей и листков мозжечка. На разрезе мозжечок состоит из серого и белого вещества. Серое вещество состоит мозжечка из коры и ядер мозжечка. Белое вещество представлено проводящими путями, соединяющими мозжечок с другими отделами мозга.2) Мозжечок выполняет функции управления движениями как целенаправленными произвольными, так и быстрыми автоматизированными - регуляция позы, локомоции, мышечного тонуса, поддержание равновесия тела. Кроме того, мозжечок принимает участие в регуляции висцеральных функций: деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхательной, иммунной и др., а также в регуляциипищевого поведения, движения глаз, речи, сна и бодрствования, эмоций, внимания, когнитивных функций и творческих процессов. 3) Мозжечок принимает участие в поведении человека за счет двусторонних и односторонних связей с эмоциональным и когнитивным мозгом. Так, установлено, что различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости; снижению памяти и внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии и сидении, неуклюжести, поведенческим и речевым расстройствам.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАстапов В.М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2004. - 80 с.Ахмадеева Л. Р., Харисова Э. М., Деревянко Х. П. Роль мозжечка в формировании постуральной и когнитивной функций: клинический пример с синдромом Шмахманна //Пермский медицинский журнал. – 2017. – Т. 34. – №. 6. – С. 87-91.Гайтон А., Холл Д. Э. Медицинская физиология. Логосфера. – 2008. – 1273 с.Данилова Н. Н. Психофизиология. Учебник. – Аспект Пресс, 2012. – 372 с. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.Дубынин. В.А. и др. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 510600 Биология биол. специальностям / [В. А. Дубынин и др.]. - М.: Дрофа, 2010 - 367 с.Павфенов В. А., Яхно Н.Н., Дамулин И.В. Нервные болезни. Общая неврология. Учебник. М, МИА, 2014. – 255 с. Карнюшко О. А., Зиматкин С. М. Современные представления о функциях мозжечка (обзор литературы) //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2018. – Т. 16. – №. 3. – С. 257-262.Кузнецов С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. – 3-е изд., – 2023. – 376 с.Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста //Вестник экспериментального образования. – 2015. – №. 3. – С. 19-27.Сурнина О. Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечок. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов-психологов. Екатеринбург Издательство Уральского университета. – 2001. – 11 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Астапов В. М. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В. М. Астапова и Ю.В. Микадзе. 4-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2004. - 80 с.
2. Ахмадеева Л. Р., Харисова Э. М., Деревянко Х. П. Роль мозжечка в формировании постуральной и когнитивной функций: клинический пример с синдромом Шмахманна //Пермский медицинский журнал. – 2017. – Т. 34. – №. 6. – С. 87-91.
3. Гайтон А., Холл Д. Э. Медицинская физиология. Логосфера. – 2008. – 1273 с.
4. Данилова Н. Н. Психофизиология. Учебник. – Аспект Пресс, 2012. – 372 с.
5. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности / H.H. Данилова, А.Л. Крылова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 478 с.
6. Дубынин. В.А. и др. Регуляторные системы организма человека: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 510600 Биология биол. специальностям / [В. А. Дубынин и др.]. - М.: Дрофа, 2010 - 367 с.
7. Павфенов В. А., Яхно Н.Н., Дамулин И.В. Нервные болезни. Общая неврология. Учебник. М, МИА, 2014. – 255 с.
8. Карнюшко О. А., Зиматкин С. М. Современные представления о функциях мозжечка (обзор литературы) //Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2018. – Т. 16. – №. 3. – С. 257-262.
9. Кузнецов С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. – 3-е изд., – 2023. – 376 с.
10. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста //Вестник экспериментального образования. – 2015. – №. 3. – С. 19-27.
11. Сурнина О. Е. Стволовые структуры мозга. Мозжечок. Учебно-методическое пособие по анатомии человека для студентов-психологов. Екатеринбург Издательство Уральского университета. – 2001. – 11 с.