Порядок приобретения, оформления и использования интеллектуальной собственности в автотранспортном комплексе. Юридическая ответственность и порядок ее наступления при нарушении интеллектуальных прав в сфере автоперевозочной деятельности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Транспортное право
  • 19 19 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.12.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Порядок приобретения, оформления и использования интеллектуальной собственности в автотранспортном комплексе 5
2. Юридическая ответственность и порядок ее наступления при нарушении интеллектуальных прав в сфере автоперевозочной деятельности 11
3. Работа с интеллектуальной собственностью в АО «РЖД» 19
Выводы 21
Список литературы 23

Фрагмент для ознакомления

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, за исключением случаев недобросовестной конкуренции, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ, выступают охраняемые государством авторские и смежные права. К объектам патентных прав относятся РИД в научно-технической сфере, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к изобретениям и полезным моделям, и РИД в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным ГК РФ требованиям к промышленным образцам.
Субъектами правонарушений по данной статье являются физические лица (граждане, должностные лица) и юридические лица, нарушившие авторские и смежные права, изобретательские и патентные права. Субъективная сторона правонарушения — умышленная вина, которая также характеризуется умыслом и наличием цели — извлечения дохода. При этом виновный осознает противоправный характер незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ). С объективной стороны рассматриваемое правонарушение выражается в вышеуказанных действиях граждан и должностных лиц, а также юридических лиц.
На первый взгляд, внесение поправок должно было положительно повлиять на ситуацию с «цифровым пиратством», значительно снизить количество плагиата, нелегального размещения произведений в сети «Интернет». Однако на практике оказалось, что не все авторы могут защитить свои права, многие из них столкнулись с проблемой доказывания факта нарушения права, а также поиска лица, совершившего правонарушение. Ведь как было сказано ранее, нематериальная природа сети «Интернет», позволяет правонарушителю указывать недостоверную информацию о себе или вовсе действовать анонимно. Ко всему этому правонарушитель может нажатием нескольких клавиш удалить все доказательства о том, что произошло несанкционированное использование произведения.
Отметим, что отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о допущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет.
Работа с интеллектуальной собственностью в АО «РЖД»
Управление интеллектуальной собственностью в холдинге на железнодорожном транспорте интегрировано в инновационное и технологическое развитие холдинга «РЖД». Оно не имеет своей основной целью извлечение прибыли.
На первый взгляд, внесение поправок должно было положительно повлиять на ситуацию с «цифровым пиратством», значительно снизить количество плагиата, нелегального размещения произведений в сети «Интернет». Однако на практике оказалось, что не все авторы могут защитить свои права, многие из них столкнулись с проблемой доказывания факта нарушения права, а также поиска лица, совершившего правонарушение. Ведь как было сказано ранее, нематериальная природа сети «Интернет», позволяет правонарушителю указывать недостоверную информацию о себе или вовсе действовать анонимно. Ко всему этому правонарушитель может нажатием нескольких клавиш удалить все доказательства о том, что произошло несанкционированное использование произведения.
Стратегия управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД», разработанная на период до 2025 года, обеспечивает системный подход в формировании надежной охраны интеллектуальной собственности, состоящей из комплекса мер – организационных, правовых, экономических и пр..
На первый взгляд, внесение поправок должно было положительно повлиять на ситуацию с «цифровым пиратством», значительно снизить количество плагиата, нелегального размещения произведений в сети «Интернет». Однако на практике оказалось, что не все авторы могут защитить свои права, многие из них столкнулись с проблемой доказывания факта нарушения права, а также поиска лица, совершившего правонарушение. Ведь как было сказано ранее, нематериальная природа сети «Интернет», позволяет правонарушителю указывать недостоверную информацию о себе или вовсе действовать анонимно. Ко всему этому правонарушитель может нажатием нескольких клавиш удалить все доказательства о том, что произошло несанкционированное использование произведения.
Особенности правовой охраны предопределяются видом интеллектуальной собственности, которая подразделяется на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Так, под обеспечением правовой охраны потенциально охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности понимается осуществление необходимых и достаточных юридических и фактических действий по закреплению за ОАО «РЖД» и обществами холдинга исключительного права, включая выбор формы правовой охраны, подготовку и подачу заявок на государственную регистрацию программ для электронных вычислительных машин или баз данных, изобретений и пр..
Анализ локальных нормативных правовых актов в области интеллектуальной собственности на железнодорожном транспорте позволяет говорить о трех организационно-правовых моделях управления интеллектуальной собственностью:
а) на уровне ОАО «РЖД»;
б) в рамках холдинга, объединяющего холдинговую компанию ОАО «РЖД» и общества холдинга;
в) в дочерних обществах холдинга с прямым или косвенным участием ОАО «РЖД» (АО «Росжелдорпроект», АО «Русская тройка»; АО «Самарская пригородная пассажирская компания»; АО «Саратовская пригородная пассажирская компания»; АО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания»; АО «ТрансВудСервис»; АО «ТрансТелеКом»; ООО «Транспортные технологии» и пр.).
Доходы от использования интеллектуальной собственности также являются источником формирования собственной имущественной базы хозяйствующих субъектов в транспортной сфере.
На первый взгляд, внесение поправок должно было положительно повлиять на ситуацию с «цифровым пиратством», значительно снизить количество плагиата, нелегального размещения произведений в сети «Интернет». Однако на практике оказалось, что не все авторы могут защитить свои права, многие из них столкнулись с проблемой доказывания факта нарушения права, а также поиска лица, совершившего правонарушение. Ведь как было сказано ранее, нематериальная природа сети «Интернет», позволяет правонарушителю указывать недостоверную информацию о себе или вовсе действовать анонимно. Ко всему этому правонарушитель может нажатием нескольких клавиш удалить все доказательства о том, что произошло несанкционированное использование произведения.
Важнейшим нематериальным активом ОАО «РЖД» является бренд «РЖД», под которым понимается совокупность воспринимаемых потребителями и представителями других целевых аудиторий представлений, уникальных и положительных ассоциаций, связанных с компанией, а также набор оригинальных и узнаваемых визуальных, звуковых и прочих знаков, символизирующих эти представления о компании для потребителей и иных целевых групп.
ОАО «РЖД» применяет монолитную архитектуру бренда, основополагающим принципом которой является использование единого бренда «РЖД» подразделениями холдинга «РЖД», осуществляющими профильные виды деятельности (п. 6 Положения о бренде «РЖД»).
Он используется компанией в следующих целях:
1) обозначения всех продуктов (услуг) подразделений холдинга «РЖД»;
2) коммуникации с целевыми аудиториями и, в частности, на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации;
3) обозначения принадлежащих подразделениям холдинга «РЖД» зданий, сооружений, подвижного состава и прочих объектов (п. 7 Положения о бренде «РЖД»).


Выводы
Принадлежащая хозяйствующим субъектам на транспорте интеллектуальная собственность является важным фактором, способствующая повышению конкурентоспособности производимой продукции, товаров и услуг, а также мощным инструментом привлечения инвестиций. В настоящее время в российском законодательстве понятие «интеллектуальная собственность», если исходить из содержания ст. 128, 1225 ГК РФ, означает охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг и организаций, а право интеллектуальной собственности означает совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере творческой деятельности.
Отличительной особенностью сделок в интеллектуально-правовой сфере является переход (передача) исключительных прав, интеллектуальная собственность отчуждению не подлежит. Распоряжение исключительным право возможно двумя способами: путем отчуждения права (заключения договора об отчуждении исключительного права); путем предоставления права использования объекта интеллектуальной собственности в установленных договором пределах (заключения лицензионного договора).
На транспорте заключаются следующие договоры в интеллектуально-правовой сфере: договор об отчуждении исключительного права; лицензионный договор; договор доверительного управления исключительными правами; договор залога исключительных прав; договор коммерческой концессии; е) договор о создании интеллектуальной собственности (например, произведения, секрета производства и пр.). Необходимой предпосылкой совершения сделок о приобретении исключительных прав является их наличие у стороны сделки.
Правовая охрана прав на объекты интеллектуальной собственности может предоставляться либо в силу создания самого объекта, либо после совершения автором определенных действий. Способы гражданско-правовой защиты неимущественных прав предполагают предъявление следующих возможных требований: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении.
Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации включают меры, направленные на реализацию следующих требований: о признании права; пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещении убытков; изъятии контрафактного материального носителя; публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
За нарушение интеллектуальных прав законом предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
Несмотря на закрепление форм защиты интеллектуальной собственности, проблема правового регулирования имущества в транспортной сфере всегда характеризовалась сложностями ввиду значительного числа видов транспорта, а также осуществление деятельности в условиях существования различных форм собственности и многообразия субъектов транспортных правоотношений, обладающих правами владения, пользования и распоряжения таким имуществом.
Список литературы
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967 г.) // СПС «Гарант».
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022. № 0001202210050008.
Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496; Российская газета. 2023. № 168.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 00012302308040006.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2023. № 168.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета. 2007. № 95.
Борисова, С.В. Правовое регулирование подрядных отношений на железнодорожном транспорте с использованием интеллектуальной собственности / С.В. Борисова // Транспортное право и безопасность. – URL: http://trans-safety.ru/tpb/articles/2021/pdf/38/07_borisova.pdf
Жарова, А.К. Интеллектуальное право. Защита интеллектуальной собственности: учебник для вузов / А.К. Жарова; под общей редакцией А.А. Стрельцова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 384 с.
Землин, А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности на транспорте: учебник / А.И. Землин [и др.]; ответственный редактор А.И. Землин. – М.: Юрайт, 2023 – 254 с.
ОАО «РЖД»: официальный сайт. – URL: https://www.rzd.ru
Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.05.2019 г. № 861/р «Об управлении интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД» // ОАО «РЖД».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.03.2013 № 608р // Экономика железных дорог. – 2013. – № 5. – С. 161-168.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.02.2013 № 520р «Об утверждении Регламента взаимодействия Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» с железными дорогами и другими филиалами ОАО «РЖД» в области коммуникационной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
Свиридов, Л.Т. Интеллектуальная собственность в сфере автомобильного транспорта / Л.Т. Свиридов, А.Г. Каширских // Воронежский научно-технический Вестник. – 2017. – Т. 2, № 2(20). – С. 73-80.
Транспортное право: учебник для вузов / Н.А. Духно [и др.]; ответственные редакторы Н.А. Духно, А.И. Землин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 522 с.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2023. № 168.
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967 г.) // СПС «Гарант».
Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496; Российская газета. 2023. № 168.
Транспортное право: учебник для вузов / Н.А. Духно [и др.]; ответственные редакторы Н.А. Духно, А.И. Землин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 299.
Жарова, А.К. Интеллектуальное право. Защита интеллектуальной собственности: учебник для вузов / А.К. Жарова; под общей редакцией А.А. Стрельцова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – С. 47.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 00012302308040006.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета. 2007. № 95.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022. № 0001202210050008.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.05.2019 г. № 861/р «Об управлении интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД» // ОАО «РЖД».
Транспортное право: учебник для вузов / Н.А. Духно [и др.]; ответственные редакторы Н.А. Духно, А.И. Землин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – С. 281.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.02.2013 № 520р «Об утверждении Регламента взаимодействия Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» с железными дорогами и другими филиалами ОАО «РЖД» в области коммуникационной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.03.2013 № 608р // Экономика железных дорог. – 2013. – № 5. – С. 161-168.









24

Список литературы
1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14.07.1967 г.) // СПС «Гарант».
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022. № 0001202210050008.
3. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496; Российская газета. 2023. № 168.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 1; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 000120230804004.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 04.08.2023 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Официальный интернет-портал правовой информации. 2023. № 00012302308040006.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
7. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 24.07.2023 г.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Российская газета. 2023. № 168.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Российская газета. 2007. № 95.
9. Борисова, С.В. Правовое регулирование подрядных отношений на железнодорожном транспорте с использованием интеллектуальной собственности / С.В. Борисова // Транспортное право и безопасность. – URL: http://trans-safety.ru/tpb/articles/2021/pdf/38/07_borisova.pdf
10. Жарова, А.К. Интеллектуальное право. Защита интеллектуальной собственности: учебник для вузов / А.К. Жарова; под общей редакцией А.А. Стрельцова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2023. – 384 с.
11. Землин, А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности на транспорте: учебник / А.И. Землин [и др.]; ответственный редактор А.И. Землин. – М.: Юрайт, 2023 – 254 с.
12. ОАО «РЖД»: официальный сайт. – URL: https://www.rzd.ru
13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 13.05.2019 г. № 861/р «Об управлении интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД» // ОАО «РЖД».
14. Распоряжение ОАО «РЖД» от 11.03.2013 № 608р // Экономика железных дорог. – 2013. – № 5. – С. 161-168.
15. Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.02.2013 № 520р «Об утверждении Регламента взаимодействия Департамента корпоративных коммуникаций ОАО «РЖД» с железными дорогами и другими филиалами ОАО «РЖД» в области коммуникационной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
16. Свиридов, Л.Т. Интеллектуальная собственность в сфере автомобильного транспорта / Л.Т. Свиридов, А.Г. Каширских // Воронежский научно-технический Вестник. – 2017. – Т. 2, № 2(20). – С. 73-80.
17. Транспортное право: учебник для вузов / Н.А. Духно [и др.]; ответственные редакторы Н.А. Духно, А.И. Землин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 522 с.