Реформация в Германии и Мартин Лютер в российских учебниках дореволюционного и советского периодов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 34 34 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 01.01.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Изучение феномена Реформации в российском научном и методическом контексте 7
2. Феномен реформации и личность Мартина Лютера в дореволюционных учебниках 12
3. Феномен реформации и личность Мартина Лютера в советских учебниках 17
4. Ретроспектива (сравнение учебников дореволюционных и советских) 21
Заключение 25
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Подход к этим темам был в значительной степени академическим и, в то же время, отражал политические и религиозные особенности российского образования того времени.Изложение событий Реформации: Учебники включали описание событий Реформации, начиная с 16 века и деятельности важных фигур, таких как Мартин Лютер. Рассматривались причины и последствия Реформации для церковной и социокультурной сфер Западной Европы.Личность Мартина Лютера: Личность Мартина Лютера представлялась как ключевая фигура Реформации. Его биография, идеи о реформе церкви, а также последствия его деятельности анализировались в свете влияния на христианство и общество в целом.Оценка влияния Реформации на культуру и общество:Учебники также включали анализ влияния Реформации на развитие культуры, образования и общественных отношений в Европе. Это включало изменения в религиозных практиках, развитие образования, появление новых социальных и политических идей.Отношение к религиозным вопросам:Учитывая православный характер Российской империи, подход к Реформации и Лютеру часто включал анализ религиозных различий и взаимодействия между православием и протестантизмом.В целом, изучение Реформации и личности Мартина Лютера в учебниках Российской империи было частью более широкого курса по истории Западной Европы и религиозным течениям, формировавшимся на её территории.В советских учебниках истории периода СССР, изучение Реформации и личности Мартина Лютера обычно вписывалось в широкий контекст борьбы за религиозную свободу и социальные изменения в Западной Европе. Однако, стоит отметить, что советская историография подходила к этим темам с определенной идеологической окраской.Фокус на социальных и классовых аспектах:В советских учебниках акцентировалось внимание на социальных и классовых аспектах Реформации. Рассматривались экономические и социальные противоречия, выделялись классы, поддерживающие и противостоящие религиозным изменениям.Борьба за религиозную свободу: Советские учебники подчеркивали борьбу за религиозную свободу, как ключевой момент Реформации. Вмешательство государства в религиозные вопросы рассматривалось как отрицательное явление, идеология религиозной свободы преподносилась в положительном свете.Критика феодальной церкви:Церковь в предреформационной Европе, особенно католическая, рассматривалась с критикой. Учебники выделяли злоупотребления церковных деятелей, тесную связь церкви с феодальной системой и поддержку со стороны правящих элит.Личность Лютера как борца за права простых людей:Мартин Лютер представлялся как фигура, выступавшая за права простых людей и борец с феодальной угнетением. Его идеи о свободе совести и равенстве перед Богом выделялись в контексте борьбы против феодальных структур.Интернациональный характер Реформации:В свете интернационального характера Реформации в учебниках отмечалось, как изменения в религиозной сфере оказали влияние на различные страны и общественные движения.Следует отметить, что в советских учебниках темы религии и Реформации рассматривались сквозь призму марксистской идеологии, и акцент делался на социальных и классовых аспектах исторических процессов.Таким образом, ретроспектива учебников позволяет проследить не только эволюцию образовательных методик, но и изменения в идеологических приоритетах, отражающих смену общественных систем и ценностных ориентаций.ЗаключениеАнализируя представления о Реформации и Мартине Лютере в российских учебниках истории до революции, я выявил, что в большинстве своем данное историческое явление рассматривалось с учетом религиозных аспектов. Например, с учетом того, что Российская империя была православной, в учебниках обычно присутствовали материалы по православному христианству и его роли в истории и культуре страны, поэтому была прямая связь религии и влияния Мартина Лютера, а также Реформации на людей.В исторических учебниках дореволюционного периода огромный упор был сделан на социальные науки. Поэтому экономика, политика, обществознание — эти разделы охватывали различные аспекты общественной жизни, которые глубоко освещались и в эпоху Реформации.Также следует отметить большую роль воспитания и этики. В учебниках поднимались вопросы воспитания, этики, морали, а также идеалов, ценностей и обязанностей гражданина.Данные аспекты отражают общий характер образования того времени, который стремился не только к передаче знаний, но и к формированию определенных ценностей и идеологий, соответствующих духу времени и политической системе Российской империи. Тем самым, я пришел к выводу, что данные аспекты имели наибольшее значение в исторических учебниках рассматриваемого периода.Исследуя изменения в трактовке Реформации и личности Мартина Лютера в учебниках истории советского периода, я выявил, что в советских учебниках истории, используемых в период СССР, темы Реформации и личности Мартина Лютера обычно освещались с учетом марксистско-ленинской идеологии. В этом контексте, изучение Реформации рассматривалось как часть широкого процесса исторического развития, подчеркивая социальные и экономические факторы, а также классовые противоречия.Идеологический анализ Реформации: В учебниках подчеркивалась идеологическая сторона Реформации и связанные с нею религиозные и социальные трансформации. Рассматривались идеи протестантизма в контексте борьбы за религиозные и социальные права.Критика феодальных и церковных структур: Уделялось внимание критике феодальных и церковных структур как препятствиям для развития общества. Церковь рассматривалась как инструмент феодальной угнетения, идеи Мартина Лютера поднимались как выражение борьбы против этих структур.Социальные аспекты Реформации: Анализ социальных аспектов Реформации включал в себя рассмотрение изменений в структуре общества, освобождение крестьян, формирование новых классов и социальных отношений.Личность Мартина Лютера как представителя прогрессивных сил: Личность Мартина Лютера выделялась как представителя прогрессивных сил, борца за права простого народа и противостоящего феодальному угнетению.Мировоззрение и религиозная свобода: Учебники подчеркивали мировоззренческие аспекты Реформации, включая идеи свободы совести и борьбы за религиозную свободу.Международные последствия Реформации: Анализировались международные последствия Реформации, влияние религиозных изменений на различные страны и общественные процессы.Таким образом, в советских учебниках истории, изучение Реформации и Мартина Лютера вписывалось в общий марксистско-ленинский подход к истории, где уделялось внимание социальным, экономическим и идеологическим аспектам исторических процессов.Сравнив и проанализировав общие специфические черты интерпретации Реформации в разные периоды исторического развития России, а также анализируя аспекты данного исторического, я пришел к выводам, что сравнение представлений о Реформации в учебниках истории Российской Империи и СССР позволяет выделить несколько ключевых различий, вызванных как изменениями в политических реалиях, так и идеологическими особенностями этих периодов.Идеологический контекст:Российская Империя: В учебниках до революции уделено внимание религиозным аспектам Реформации, при этом церковь часто рассматривалась как неотъемлемая часть социокультурной структуры. Обычно выделялась роль православной церкви в контексте борьбы с "ересью" и поддержке монархии.СССР: В советских учебниках акцент делался на социальных и классовых аспектах Реформации. Церковь рассматривалась как инструмент феодальной угнетения, а идеи протестантизма поднимались как выражение борьбы против феодальных структур.Фокус на личности Мартина Лютера:Российская Империя: Личность Мартина Лютера рассматривалась в контексте истории церкви и влияния реформационных идей на религиозные практики. В основном, он воспринимался как иностранная фигура, чьи идеи оказали влияние на развитие христианства в Европе.СССР: Личность Лютера подчеркивалась как борца за права простого народа и противника феодальных структур. Его идеи трактовались как выражение прогрессивных сил в борьбе против угнетения.Мировоззренческий подход:Российская Империя: В учебниках дореволюционного периода подход к Реформации часто был более нейтрален и ориентирован на представление событий и фактов, минимизируя оценки в свете политических идеологий.СССР: В советских учебниках более ярко прослеживался марксистский взгляд на историю, подчеркивая классовые противоречия, социальные перемены и борьбу за религиозную свободу.Влияние на общество:Российская Империя: Подчеркивалось влияние Реформации на развитие христианства и его роль в формировании европейской культуры.СССР: Уделялось внимание изменениям в социальной структуре общества, освобождению крестьян и формированию новых классов.Эти различия отражают не только изменения в подходах к истории, но и политические и идеологические трансформации в обществе на протяжении двух периодов.Список использованной литературы1. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время: Том II. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв. - М. М. Стасюлевича. 1893 г. - 622 с.;2. Соловьёв С. М. Курс новой истории. М. - 1898 г. - 404 с.;3. Вульфиус А. Г. Ренессанс и реформация / [А. Вульфиус]. - [Петроград, 1914] - 168 с.;4. Богданчикова, Е. С. Феномен Реформации в трудах дореволюционных исследователей / Е. С. Богданчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66706/ (дата обращения: 29.11.2023);5. Мельник С. В. Мартин Лютер: личность и учение. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-lyuter-lichnost-i-uchenie-obzor (дата обращения: 29.11.2023);6. Голубцова Е.С. История Европы в 8-ми томах. С древнейших времен до наших дней. Том 3. От средневековья к новому времени. Наука - 1988 г. - 680с.;7. Савинова А. В. Образ Жана Кальвина в оценках российских историков XIX века // Исторические науки и археология. 2015. № 11(61). с.1698. Смирнова Н. А. Православная традиция изучения история европейской Реформации и протестантизма // Вестник ОГУ. 2012. № 5(141) с.148;9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах / [Соч.] Свящ. Павла Флоренского. — Москва: Путь, 1914. с.9;10. Форстен Г. В. Лекции по новой истории, читанные студентам 3 к. Историко-филологического института в 1893/4 году проф. Г. В. Форстеном. — [Санкт-Петербург]: В. Иванов, [1894]. с.7;Тихомиров Л. А., Победоносцев К. П. Личность, общество и церковь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Сергиев Посад: тип. И. Иванова, 1913. с.;11. Голубкин Ю. А., Дятлов В. А. Реформационное движение в Виттенберге (1521–1522) // Античная древность и средние века. 1983. № 20 с.125–128;12. Ивонин Ю. Е. Религиозно-политические союзы в западноевропейской политике первой половины XVI века // Вопросы истории. 1978. № 11. с. 89–90; 13. Смирнова Н. А. Православная традиция изучения история европейской Реформации ипротестантизма // Вестник ОГУ. 2012. № 5(141) с.148–152;14. Петров И. А. Очерки по истории Швейцарии — Екатеринбург: Изд-во «Циркон», 2006.- Бачинин В. А. Жан Кальвин и его социальная антропология // Вопросы Истории. 2010. № 6. С. 107–116.;15. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв.: развитие культурных и социальных отношений / Н. И. Кареев. — Москва: Гаудеамус Академический проект, 2015. — 558.;16. Burnett N. Luther and the eucharistic controversy // Dialog: A journal of theology. -Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 145-150;17. Hannan S. That all might proclaim: Continuing Luther's legacy of access // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 169-175;18. Lange D.G. Finding a language for faith: Liturgy and worship // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 156-161;19. Leppin V. Luther: A mystic // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. -Vol. 56, N 2. - P. 140-144;20. Pedersen E.M. Luther and justification // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 133-139;21. Schramm B. Luther's Schem Hamphoras // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 151-155;22. Stjerna K.I. Luther and gender: Shifts in paradigms and orientations // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 162-168;23. Tunseth S. The annotated Luther: Updating his essential writings // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 118-120.

Список использованной литературы
1. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время: Том II. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв. - М. М. Стасюлевича. 1893 г. - 622 с.;
2. Соловьёв С. М. Курс новой истории. М. - 1898 г. - 404 с.;
3. Вульфиус А. Г. Ренессанс и реформация / [А. Вульфиус]. - [Петроград, 1914] - 168 с.;
4. Богданчикова, Е. С. Феномен Реформации в трудах дореволюционных исследователей / Е. С. Богданчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 440-442. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66706/ (дата обращения: 29.11.2023);
5. Мельник С. В. Мартин Лютер: личность и учение. (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/martin-lyuter-lichnost-i-uchenie-obzor (дата обращения: 29.11.2023);
6. Голубцова Е.С. История Европы в 8-ми томах. С древнейших времен до наших дней. Том 3. От средневековья к новому времени. Наука - 1988 г. - 680с.;
7. Савинова А. В. Образ Жана Кальвина в оценках российских историков XIX века // Исторические науки и археология. 2015. № 11(61). с.169
8. Смирнова Н. А. Православная традиция изучения история европейской Реформации и протестантизма // Вестник ОГУ. 2012. № 5(141) с.148;
9. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах / [Соч.] Свящ. Павла Флоренского. — Москва: Путь, 1914. с.9;
10. Форстен Г. В. Лекции по новой истории, читанные студентам 3 к. Историко-филологического института в 1893/4 году проф. Г. В. Форстеном. — [Санкт-Петербург]: В. Иванов, [1894]. с.7;
Тихомиров Л. А., Победоносцев К. П. Личность, общество и церковь. — 2-е изд., перераб. и доп. — Сергиев Посад: тип. И. Иванова, 1913. с.;
11. Голубкин Ю. А., Дятлов В. А. Реформационное движение в Виттенберге (1521–1522) // Античная древность и средние века. 1983. № 20 с.125–128;
12. Ивонин Ю. Е. Религиозно-политические союзы в западноевропейской политике первой половины XVI века // Вопросы истории. 1978. № 11. с. 89–90;
13. Смирнова Н. А. Православная традиция изучения история европейской Реформации ипротестантизма // Вестник ОГУ. 2012. № 5(141) с.148–152;
14. Петров И. А. Очерки по истории Швейцарии — Екатеринбург: Изд-во «Циркон», 2006.- Бачинин В. А. Жан Кальвин и его социальная антропология // Вопросы Истории. 2010. № 6. С. 107–116.;
15. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. Реформация и политическая жизнь в XVI и XVII вв.: развитие культурных и социальных отношений / Н. И. Кареев. — Москва: Гаудеамус Академический проект, 2015. — 558.;
16. Burnett N. Luther and the eucharistic controversy // Dialog: A journal of theology. -Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 145-150;
17. Hannan S. That all might proclaim: Continuing Luther's legacy of access // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 169-175;
18. Lange D.G. Finding a language for faith: Liturgy and worship // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 156-161;
19. Leppin V. Luther: A mystic // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. -Vol. 56, N 2. - P. 140-144;
20. Pedersen E.M. Luther and justification // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 133-139;
21. Schramm B. Luther's Schem Hamphoras // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 151-155;
22. Stjerna K.I. Luther and gender: Shifts in paradigms and orientations // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 162-168;
23. Tunseth S. The annotated Luther: Updating his essential writings // Dialog: A journal of theology. - Oxford, 2017. - Vol. 56, N 2. - P. 118-120.