Гарантии соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности
Заказать уникальную дипломную работу- 54 54 страницы
- 24 + 24 источника
- Добавлена 30.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1Понятие, виды и значение оперативно-розыскной деятельности 6
1.2 Органы, управомоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность в РФ 18
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАНИНА В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1 Понятие, значение и механизм соблюдения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности 23
2.2 Контроль и надзор в системе механизмов обеспечения прав и свобод гражданина в оперативно-розыскной деятельности 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
д.);· обеспечить надлежащую подготовку прокуроров и сотрудников органов прокуратуры, с тем чтобы прокуроры могли эффективно использовать новые методы и содействовать уголовным расследованиям.В. Меры по усилению роли прокуроров в оперативно-розыскной деятельности.Международное сотрудничествоПрокуроры должны содействовать международному сотрудничеству и взаимному доверию в области уголовного судопроизводства, принимая во внимание необходимость уважать суверенитет государств и строго соблюдать соответствующие положения международного и национального законодательства.Государствам следует поощрять прямые контакты между прокурорами из разных государств или международных организаций в рамках действующих международных конвенций и соглашений с целью, в частности, обмена опытом через специализированные сети, семинары и практикумы.Прокуроры должны рассматривать международные запросы о выдаче и правовой помощи по уголовным делам, включая задержание, арест и конфискацию, в рамках своей юрисдикции, уделяя им такое же внимание, как они уделяли бы своим собственным делам или аналогичным делам на национальном уровне.Сотрудничество прокуроров следует совершенствовать путем использования, когда это возможно, новых информационных технологий, особенно для передачи и исполнения просьб о правовой помощи, а также путем регулярного повышения качества их запросов и их перевода на другие языки.Следует поощрять более широкую специализацию прокурорской деятельности в области международного сотрудничества, а именно путем назначения специализированных прокуроров для выполнения этой задачи или путем создания соответствующих структур, занимающихся вопросами международного сотрудничества, которые оказывали бы помощь прокурорам.Необходимо обеспечить специальную подготовку прокуроров, а также других участников процедуры по вопросам международного правового сотрудничества, чтобы убедиться, что они обладают необходимыми навыками для составления запросов о выдаче и взаимной правовой помощи, а также для рассмотрения аналогичных запросов из других стран и реагирования на них. Такое обучение должно включать изучение иностранных языков, а также обновление международного и сравнительного правоведения, способствуя таким образом налаживанию эффективных связей между участниками из разных стран.В тех случаях, когда органы прокуратуры назначаются центральными национальными органами для международного сотрудничества по уголовным делам, они должны быть уполномочены, в рамках своего национального законодательства, непосредственно выполнять иностранные запросы и/или направлять их для исполнения другим компетентным органам с правом надзора за их исполнением.В этом отношении следует должным образом рассмотреть вопрос о создании контактных пунктов в каждой стране, обеспечивающих прямую связь между компетентными органами этих стран, с регулярными встречами между ними для обсуждения вопросов, представляющих общий интерес. Эти контактные лица должны обладать глубокими навыками в вопросах международного сотрудничества и понимать иностранные языки и говорить на них. Предоставление “магистратов по связям” может быть полезным для тех же целей и должно поощряться.Взаимодействие со средствами массовой информации.Прокуроры должны осознавать необходимость стремиться к эффективному взаимодействию со средствами массовой информации в соответствии с принципами публичности и прозрачности в своей работе, повышая доверие общественности, распространяя информацию о своих функциях и полномочиях и тем самым способствуя лучшему пониманию своей работы.Информация, предоставляемая прокурорами средствам массовой информации, должна быть ясной, надежной и точной и не должна подрывать целостность и эффективность расследования или личную безопасность прокуроров. Она должна относиться не к конкретным прокурорам, а безлично к действиям прокуратуры. Прокуроры должны относиться к средствам массовой информации без какой-либо дискриминации.Эта информация также должна соответствовать свободе выражения мнений, защите персональных данных, конфиденциальности расследований, достоинству, принципу презумпции невиновности, этическим нормам по отношению к другим участникам судебного разбирательства, а также правовым нормам, регулирующим и ограничивающим раскрытие конкретной информации.Прокуроры могут также предоставлять широкой общественности информацию через средства массовой информации с целью содействия предупреждению преступлений и/или судебному преследованию за них, а также способствовать лучшему пониманию функционирования уголовного судопроизводства как на национальном, так и на международном уровне.Чтобы иметь возможность своевременно лучше информировать широкую общественность о своей деятельности, прокурорам следует использовать информационные технологии, включая создание, надлежащее управление и регулярное обновление веб-сайтов.Специальная подготовка по взаимодействию со средствами массовой информации должна проводиться в ситуациях, когда прокуроры имеют прямой и регулярный контакт с работниками средств массовой информации с целью предоставления качественной и достоверной информации. Такая подготовка могла бы проводиться, при необходимости, с привлечением экспертов и журналистов.Обучение.Высокий уровень профессиональной квалификации прокуроров, в частности в рамках расследований, является необходимым условием эффективной работы прокуратуры и повышения доверия к ней общественности. Именно поэтому прокуроры должны получать соответствующее образование и проходить начальные и последующие курсы повышения квалификации по своей специализации.Составим список рекомендаций:a. Государствам следует четко определить права и обязанности прокуроров и следственных органов в рамках оперативно-розыскной деятельности.b. В целом, прокуроры должны тщательно проверять законность оперативно-розыскной деятельности самое позднее при принятии решения о том, следует ли начинать или продолжать уголовное преследование. В этом отношении прокуроры также должны следить за тем, как проводится оперативно-розыскная деятельность и соблюдаются ли права человека.c. При выполнении этой задачи прокуроры должны располагать правовыми, финансовыми и техническими средствами для проверки законности расследований и реагирования на любое нарушение закона.d. Расследования всегда должны проводиться беспристрастно и предусматривать обязанность следователей искать и сохранять доказательства, имеющие отношение как к виновности, так и к невиновности.e. Прокуроры должны представлять суду все имеющиеся заслуживающие доверия доказательства и раскрывать все соответствующие доказательства обвиняемому.f. Прокуроры всегда должны уважать права обвиняемых, потерпевших, свидетелей или лиц, иным образом участвующих в судебном разбирательстве.g. Прокуроры и следственные органы должны сотрудничать и обмениваться всей информацией, необходимой для выполнения их функций.h. Прокуроры и следственные органы должны выполнять свои задачи наиболее эффективным и оперативным образом, особенно когда дело касается задержанных, и должны соблюдать принцип соразмерности при использовании средств расследования.i. Прокуроры и следственные органы должны иметь надлежащую подготовку, в зависимости от обстоятельств, как в отношении законодательства, так и в отношении самых современных методов расследования.j. Прокуроры и следственные органы должны развивать наиболее эффективные международные отношения и сотрудничество.k. Прокуроры должны стремиться укреплять доверие общественности, предоставляя информацию о своих функциях и полномочиях и тем самым способствуя лучшему пониманию своей работы, в то же время соблюдая основные права и принципы, такие как презумпция невиновности и право на справедливое судебное разбирательство.Согласно этим рекомендациям, представляется, что различные аспекты взаимоотношений между прокурорами и следственными органами определяются Конституцией и/или национальными законами и внутренними нормативными актами (например, приказами и инструкциями Генерального прокурора, правилами поведения, этическими кодексами и т.д.).Роль прокуроров в оперативно-розыскной деятельностиварьируется в зависимости от системы. В некоторых странах прокуроры могут проводить расследования. В других странах либо полиция может проводить расследования под руководством и/или надзором прокуроров, либо полиция или другие следственные органы могут действовать независимо.Система уголовного преследования может отличаться в каждом государстве. Она может основываться на принципе обязательного судебного преследования или дискреционного судебного преследования. Кроме того, различные системы уголовного преследования традиционно отражают либо инквизиционную, либо состязательную модели.В последние годы в Европе, особенно под влиянием Европейского суда по правам человека (далее - Суд), наблюдается эволюция в сближении этих моделей в стремлении обеспечить как эффективное расследование, так и уважение прав заинтересованных лиц, с главной целью соблюдения всех это системы с общими фундаментальными ценностями.Необходимо исследование отношений между прокурорами и следственными органами, отмечая различия между различными существующими системами в государствах.Этот вопрос имеет важное значение в контексте надлежащего отправления уголовного правосудия. Одним из основных принципов верховенства закона является уважение прав человека и основных свобод прокурорами и следователями на всех этапах расследования.Это подразумевает, что:· прокуроры, когда это входит в их полномочия, должны обеспечить гуманное обращение с лицами, затронутыми расследованием, и возможность отстаивать свои законные права;· прокуроры должны использовать всю свою власть, насколько это возможно в рамках их компетенции и полномочий, для обеспечения того, чтобы следственные органы уважали закон и следовали определенным стандартам поведения, с тем чтобы нести ответственность перед соответствующим органом за любое злоупотребление властью или поведение;· прокуроры должны обеспечить, чтобы результаты расследования, представленные судье первой инстанции, отражали реальность выводов, чтобы не вводить суд в заблуждение.Это мнение ограничивается расследованиями в уголовной сфере и в контексте государственного обвинения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ мире права человека ежедневно подвергаются нападкам. Под давлением необходимости жестко бороться с растущим уровнем преступности или с помощью политических манипуляций полиция нарушает права и свободы человека и гражданина. Чрезмерная или неоправданная сила используется в процессе оперативно-розыскной деятельности. Несмотря на попытки некоторых правительств повысить стандарты работы полиции, другие грубо злоупотребляют полицией, чтобы удержать власть. Во многих странах должностные лица, ответственные за злоупотребления, ни перед кем не отчитываются. В то же время правоохранительным органам часто отказывают в необходимом персонале, базовом оборудовании и обучении, и они сталкиваются с риском для собственной жизни. Тем не менее, обеспечение полиции профессиональными навыками, соответствующим оборудованием и достаточными ресурсами является одним из наиболее эффективных способов борьбы с преступностью и, в свою очередь, удовлетворения потребностей жертв преступлений.Нарушение закона полицией не обеспечивает прав жертв. Защита и поощрение прав человека не являются несовместимыми с эффективной оперативно-розыскной деятельностью. Необходимо осуществлять и продвигать меры по развитию полицейских служб, которые были бы законными, беспристрастными, гуманными и могли бы эффективно удовлетворять законные требования сообществ в отношении охраны. Во многих странах мира полицейские ведомства сталкиваются с огромными трудностями в борьбе с преступностью, беспорядками и терроризмом. Сдерживание угроз миру и порядку требует проведения тотальных кампаний, сочетающих проверенные стратегии и методы расследования, разведывательные данные, отношения полиции с общественностью и поддержку полиции при проведении операций по обеспечению внутренней безопасности.В борьбе с преступностью и террористическими угрозами бывают случаи и ситуации, когда у сотрудников полиции не остается другого выхода, кроме как применить силу, как это разрешено законом.Однако, независимо от ситуации или характера полицейской миссии, одно требование остается неизменным: необходимость уважать и защищать права человека. Необходимо повышать компетентность сотрудников полиции, одновременно внедряя принципы и практику полицейской деятельности, основанной на правах человека. Необходимо выяснить, как сознательно применять принципы и практикуоперативно-розыскной деятельности в области прав человека в правоохранительных органах, и способствовать более основанной на правах человека культуре.Необходимо прилагать усилия по повышению профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов, особенно в применении подходов, основанных на правах человека, в полицейской деятельности. Сотрудники полиции должны стать более способными, эффективными и заслуживающими доверия защитниками прав человека.Поощрение прав человека, как ключевая область достижения результатов текущей комплексной программы преобразований, является одним из наиболее сложных, но в то же время приносящих удовлетворение аспектов реформы полиции. Внедрение подходов, основанных на правах человека, в оперативно-розыскной деятельности является воплощением девиза “Служить и защищать”. Сотрудники правоохранительных органов в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельностине просто являются блюстителями закона,они обязаны уважать, защищать и выполнять права граждан. Поступая таким образом, они могут воплотить в жизнь как букву, так и дух национальных законов, статутов и международных конвенций, связанных с защитой прав человека.Необходимо продолжать работать в области образования и профессиональной подготовки в области прав человека, диалогов, обзоров политики, инспекций, включая другие инициативы, связанные с развитием прав человека.Работая над общей целью содействия демократическому управлению, верховенству закона и уважению прав человека, необходимо укрепление потенциала сотрудников полиции по поощрению и защите прав нашего народа.Необходима разработка “Руководства по оперативно-розыскной деятельности, основанной на правах человека”. Это должно стать частью разработки целого пакета информационных, образовательных и коммуникационных материалов, направленных на оказание помощи полиции в выполнении ее мандата по служению людям и защите их прав посредством наращивания потенциала, разработки институциональной политики и многосекторального сотрудничества и партнерств, среди прочего.Такое руководство будет служить расширению знаний и понимания сотрудниками полиции основанной на правах человека оперативно-розыскной деятельности, особенно передовыми подразделениями, при выполнении своих обязанностей в качестве сотрудников правоохранительных органов в соответствии с международными стандартами в области прав человека. Это будет служить удобным справочником для полицейских, которые находятся в тесном контакте с людьми в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, поскольку руководство будет содержать конкретные рекомендации по нюансам работы полиции, которые уважают и защищают основные права человека в соответствии с международным гуманитарным правом.Руководство по оперативно-розыскной деятельности, основанной на правах человека, будет являться дополнением к официальному руководству по оперативным процедурам полиции и различным учебным пособиям. Цели при разработке этого материала двояки: предоставить сотрудникам полиции базовую информацию обоперативно-розыскной деятельности, основанной на соблюдении прав человека; и предложить практические предложения о том, как внедрить международные стандарты в области прав человека для обеспечения правопорядка в наших полицейских участках.Предлагается построить руководство по оперативно-розыскной деятельности, основанной на правах человека,следующим образом.В части I привести краткое определение прав человека, включая ссылки и документы, относящиеся к международному законодательству по поощрению и защите прав человека. Часть II будет посвящена определению и характеристикам оперативно-розыскной деятельности, основанной на соблюдении прав человека.В части III будут разъяснены все 10 международных стандартов в области прав человека для обеспечения соблюдения законов, которые должны быть приняты полицией.В части IV будут приведены дополнительные рекомендации по ведению оперативно-розыскной деятельности, а также вопросы для более глубокого изучения, которые могут быть использованы для индивидуального анализа или групповых обсуждений оперативно-розыскной деятельности, основанной на правах человека.Документ будет периодически обновляться, чтобы гарантировать, что его содержание остается актуальным и отвечает миссии правоохранительных органов и ситуации с правами человека в нашей стране.Разработкаруководства по оперативно-розыскной деятельности, основанной на правах человека, будет являтьсяскромным вкладом в текущие реформы полиции в рамках всеобъемлющей программы интегрированных преобразований, что поможет расширить знания и возможности сотрудников полиции в области поощрения и защиты прав человекаСПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлександров А.Г., Сергиенко В.О. Получение компьютерной информации как один из видов оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.А. Сафронов [и др.]. Краснодар, 2021. С. 3-6.АмахановаА.А. Актуальные вопросы соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении некоторых видов оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: новые юридические исследования. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 164-167.АмичбаЛ.Р., Ермакова Т.Н. Специфика и порядок получения судебного решения для проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 1. № 3 (102). С. 138-144.Боровкова М.А. Провокация взятки при оперативном эксперименте как отдельный вид оперативно-розыскных мероприятий // Студенческий вестник. 2020. № 38-1 (136). С. 69-70.ВанярхЕ.М., Алейникова Д.Е. Сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: гуманитарное и социальное знание: теория, стратегия, практика. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2021. С. 260-264.Гаврилов Д.И., Иванов С.И. Оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка»: сущность, виды и особенности проведения // В сборнике: Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: С.А. Буткевич, И А. Петрожицкая, А.В. Гончарова [и др.], под общей редакцией С.А. Буткевича. Краснодар, 2022. С. 414-417.К вопросу о наиболее актуальных проблемах получения компьютерной информации как одного из видов оперативно-розыскных мероприятий / АмичбаЛ.Р., Дудина Н.Ю., Земцова В.А. // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 179-181.Казанцев А.Д. Проверочная закупка как вид оперативно-розыскного мероприятия и способ доказывания по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов // В сборнике: Право, экономика и управление: теория и практика. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2022. С. 291-293.Кузнецов Д.П. Провокация взятки при оперативном эксперименте как отдельный вид оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: Фестиваль права. Сборник материалов VII Всероссийского студенческого научно-образовательного форума. Отв. редактор А.А. Бирюков. Ставрополь, 2021. С. 171-173.Макогон И.В. К вопросу о некоторых видах оперативно – розыскных мероприятий, их понятии, основании и условий проведения // В сборнике: Юридические науки как основа формирования правовой культуры человека. сборник статей Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С.Ю. Бирюков, И.Б. Черников, Н.В. Шувалов. 2020. С. 401-408.Маликов М.Ф., Шафикова Г.С. Полномочия судебных органов при осуществлении санкционирования оперативно-розыскных мероприятий как вида судебного контроля // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 35-42.Нуждин А.А. Оперативно-розыскное мероприятие «опрос» в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений: виды опроса и технология его проведения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 238-244.Росляков П.П. Соотношение понятий уголовно-процессуальная деятельность и оперативно-розыскная деятельность // Студенческий форум. 2022. № 21-7 (200). С. 5-7.Синельников А.С. Террористическая деятельность как предмет решения задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Закон и право. 2023. № 9. С. 236-241.Соотношение оперативно-розыскной деятельности и частной (детективной) деятельности / Десницкая М.А., ИскендероваА.Р., Игнатова А.С., Русинова Д.А. // Студенческий вестник. 2021. № 43-2 (188). С. 47-51.Сорокин М.А. Оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент», как один из видов сложных ОРМ // В сборнике: Интеграционные процессы в современной науке: новые подходы и актуальные вопросы. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. С. 93-97.Степанова А.И. Актуальные вопросы этническо-моральных норм в профессиональной деятельности сотрудников оперативно-розыскной деятельности // В сборнике: Право, экономика и управление. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. Чебоксары, 2021. С. 233-236.Ульянова О.Н. Особенности результатов различных видов оперативно-розыскных мероприятий // Научное образование. 2020. № 3 (8). С. 439-441.Фаткулин С.Т. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // В сборнике: университетские правовые диалоги. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Юридический институт Под редакцией Е.В. Титовой. 2023. С. 389-392.Фаткулин С.Т., Гашкова К.Д. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Социальное управление. 2023. Т. 5. № 1. С. 4-8.Федотов С.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности // Российский юридический журнал. 2023. № 2 (149). С. 116-124.Хакунов А.М., НапсоковА.Р. Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 361-362.Черниговский В.Н. Некоторые особенности получения образцов для сравнительного исследования в виде следов рук при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2023. № 23-1. С. 256-257.ШляховаЮ.Д. Тактические основы розыскной деятельности следователя и оперативно-розыскной деятельности органов дознания // Colloquium-Journal. 2022. № 34-2 (157). С. 52-54.
1. Александров А.Г., Сергиенко В.О. Получение компьютерной информации как один из видов оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: А.А. Сафронов [и др.]. Краснодар, 2021. С. 3-6.
2. Амаханова А.А. Актуальные вопросы соблюдения конституционных прав человека и гражданина при проведении некоторых видов оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: новые юридические исследования. сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 164-167.
3. Амичба Л.Р., Ермакова Т.Н. Специфика и порядок получения судебного решения для проведения оперативно-розыскных мероприятий // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2022. Т. 1. № 3 (102). С. 138-144.
4. Боровкова М.А. Провокация взятки при оперативном эксперименте как отдельный вид оперативно-розыскных мероприятий // Студенческий вестник. 2020. № 38-1 (136). С. 69-70.
5. Ванярх Е.М., Алейникова Д.Е. Сущность и виды оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: гуманитарное и социальное знание: теория, стратегия, практика. Сборник научных статей. Ростов-на-Дону, 2021. С. 260-264.
6. Гаврилов Д.И., Иванов С.И. Оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка»: сущность, виды и особенности проведения // В сборнике: Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: С.А. Буткевич, И А. Петрожицкая, А.В. Гончарова [и др.], под общей редакцией С.А. Буткевича. Краснодар, 2022. С. 414-417.
7. К вопросу о наиболее актуальных проблемах получения компьютерной информации как одного из видов оперативно-розыскных мероприятий / Амичба Л.Р., Дудина Н.Ю., Земцова В.А. // Молодой ученый. 2022. № 48 (443). С. 179-181.
8. Казанцев А.Д. Проверочная закупка как вид оперативно-розыскного мероприятия и способ доказывания по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и их аналогов // В сборнике: Право, экономика и управление: теория и практика. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары, 2022. С. 291-293.
9. Кузнецов Д.П. Провокация взятки при оперативном эксперименте как отдельный вид оперативно-розыскных мероприятий // В сборнике: Фестиваль права. Сборник материалов VII Всероссийского студенческого научно-образовательного форума. Отв. редактор А.А. Бирюков. Ставрополь, 2021. С. 171-173.
10. Макогон И.В. К вопросу о некоторых видах оперативно – розыскных мероприятий, их понятии, основании и условий проведения // В сборнике: Юридические науки как основа формирования правовой культуры человека. сборник статей Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С.Ю. Бирюков, И.Б. Черников, Н.В. Шувалов. 2020. С. 401-408.
11. Маликов М.Ф., Шафикова Г.С. Полномочия судебных органов при осуществлении санкционирования оперативно-розыскных мероприятий как вида судебного контроля // StudNet. 2020. Т. 3. № 12. С. 35-42.
12. Нуждин А.А. Оперативно-розыскное мероприятие «опрос» в выявлении обстоятельств, способствовавших совершению пенитенциарных преступлений: виды опроса и технология его проведения // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 473. С. 238-244.
13. Росляков П.П. Соотношение понятий уголовно-процессуальная деятельность и оперативно-розыскная деятельность // Студенческий форум. 2022. № 21-7 (200). С. 5-7.
14. Синельников А.С. Террористическая деятельность как предмет решения задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации // Закон и право. 2023. № 9. С. 236-241.
15. Соотношение оперативно-розыскной деятельности и частной (детективной) деятельности / Десницкая М.А., Искендерова А.Р., Игнатова А.С., Русинова Д.А. // Студенческий вестник. 2021. № 43-2 (188). С. 47-51.
16. Сорокин М.А. Оперативно-розыскное мероприятие «оперативный эксперимент», как один из видов сложных ОРМ // В сборнике: Интеграционные процессы в современной науке: новые подходы и актуальные вопросы. Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции. Анапа, 2022. С. 93-97.
17. Степанова А.И. Актуальные вопросы этническо-моральных норм в профессиональной деятельности сотрудников оперативно-розыскной деятельности // В сборнике: Право, экономика и управление. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. БОУ ВО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики. Чебоксары, 2021. С. 233-236.
18. Ульянова О.Н. Особенности результатов различных видов оперативно-розыскных мероприятий // Научное образование. 2020. № 3 (8). С. 439-441.
19. Фаткулин С.Т. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // В сборнике: университетские правовые диалоги. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Юридический институт Под редакцией Е.В. Титовой. 2023. С. 389-392.
20. Фаткулин С.Т., Гашкова К.Д. Проблемы прокурорского надзора за деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // Социальное управление. 2023. Т. 5. № 1. С. 4-8.
21. Федотов С.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в контрольной (надзорной) деятельности // Российский юридический журнал. 2023. № 2 (149). С. 116-124.
22. Хакунов А.М., Напсоков А.Р. Оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности // Евразийский юридический журнал. 2021. № 4 (155). С. 361-362.
23. Черниговский В.Н. Некоторые особенности получения образцов для сравнительного исследования в виде следов рук при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2023. № 23-1. С. 256-257.
24. Шляхова Ю.Д. Тактические основы розыскной деятельности следователя и оперативно-розыскной деятельности органов дознания // Colloquium-Journal. 2022. № 34-2 (157). С. 52-