Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 72 72 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 27.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы детско-родительских отношений и агрессивности детей подросткового возраста 6
1.1. Характеристика детско-родительских отношений 6
1.2. Влияние детско-родительских отношений на личность подростка 13
1.3. Проблема агрессивности в подростковом возрасте 20
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Результаты исследования 37
2.3. Анализ результатов исследования 43
Выводы по главе 2 55
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 66
Непоследовательность матери прямо связана с физической агрессией (R=0,46; р≤0,01) и с индексомагрессивности подростков (R=0,40; р≤0,05). То есть, чем больше подростки ощущают резкую смену стиля, приемов воспитания со стороны матери от очень строгогок либеральному и, наоборот, тем выше их уровень агрессивности и тем больше они выражают агрессию с помощью силы.Близость матери обратно связана с физической агрессией (R=-0,44; р≤0,01), раздражением (R=-0,40; р≤0,05), подозрительностью (R=-0,51; р≤0,01), с индексом агрессивности (R=-0,50; р≤0,01), индексом враждебности (R=-0,54; р≤0,01) и с агрессией в отношениях (R=-0,41; р≤0,01). То есть, чем больше подростки ощущают близость к матери, тем ниже их уровень агрессивности и враждебности, тем меньше они выражают агрессию с помощью силы, проявляют импульсивность, раздражительность, подозрительность и тем менее жестоки подростки по отношению к другим.Негативное эмоциональное отношение к матери прямо связано с индексом агрессивности подростков (R=0,32; р≤0,05) и с агрессией в отношениях (R=0,52; р≤0,01). То есть, чем больше подростки испытывают эмоциональную холодность, отстраненность к матери, тем выше их уровень агрессивности и тем более жестоки они по отношению к другим.Позитивный интерес отца обратно связан с негативизмом подростков (R=-0,46; р≤0,01). То есть, чем больше подростки ощущают принятие, доверие со стороны отца, тем реже у них проявляется оппозиционное поведение, сопротивление, борьба против правил.Директивность отца прямо связана с вербальной агрессией (R=0,51; р≤0,01) и с индексом агрессивности (R=0,41; р≤0,01) подростков. То есть, чем больше подростки ощущают директивность, доминантность отца, его стремление заставить подчиняться нормам и правилам, тем выше их уровень агрессивности и тем больше они выражают агрессию в словесной форме.Автономность отца прямо связана с физической агрессией (R=0,32; р≤0,05), раздражением (R=0,43; р≤0,01), чувством вины (R=0,32; р≤0,05), с индексом агрессивности (R=0,38; р≤0,05) и с агрессивностью в отношениях (R=0,33; р≤0,05). То есть, чем больше подростки ощущают формальное отношение отца к воспитанию, его отстраненность, равнодушие, тем выше их уровень агрессивности, тем больше они выражают агрессию с помощью силы, проявляют импульсивность, раздражение, испытывают чувство вины и тем больше они проявляютжестокость по отношению к другим.Физическая агрессияУровень агрессивностиПозитивный интересНегативизмЧувство виныДирективностьВербальнаяагрессияАвтономностьАгрессивность в отношенияхБлизостьРаздражениеНегативное отношениеКритика - прямая взаимосвязь на уровне р<0,01; - прямая взаимосвязь на уровне р<0,05; - обратная взаимосвязь на уровне р<0,01; - обратная взаимосвязь на уровне р<0,05.Рис. 7. Корреляционные плеяды взаимосвязи детско-родительских отношений с отцом и агрессивности подростков.Близость отца обратно связана с негативизмом подростков (R=-0,31; р≤0,05), индексом агрессивности (R=-0,35; р≤0,05) и с агрессией в отношениях (R=-0,34; р≤0,05). То есть, чем больше подростки ощущают близость к отцу, тем ниже их уровень агрессивности, тем меньше они проявляют протестное поведение и жестокость по отношению к другим.Критика отца прямо связана с вербальной агрессией подростков (R=0,35; р≤0,05). То есть, чем больше подростки ощущают критику их личности со стороны отца, тем чаще они выражают агрессию с помощью слов.Негативное эмоциональное отношение к отцу прямо связано с агрессией в отношениях у подростков (R=0,34; р≤0,05). То есть, чем больше подростки испытывают эмоциональную холодность, отстраненность к отцу, тем более жестоки они по отношению к другим.На основе результатов исследования можно дать практические рекомендации по снижению агрессивности у подростков для педагогов и родителей.При работе с агрессивными подростками необходимо быть требовательным, но снисходительным, не высокомерным. Акцент должен быть сделан на действиях (поведении), а не на личности. Контролируйте собственные негативные эмоции. Проявляйте спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Чтобы снизить напряженность ситуации, обсуждайте проступки в нейтральном тоне, важно сохранять спокойствие и объективность. Желательно обратиться к подросткам за помощью в подготовке каких-либо дел или мероприятий.Можно выделить стратегии поведения в ситуации агрессивного поведения подростков.1. Избегание. Оно заключается в сознательном уходе взрослого от конфронтации и может выражаться в нескольких неожиданных реакциях: шутке, демонстративном молчании, умении не замечать агрессии, переключении внимания с агрессии на другой предмет и т.д. Такая линия поведения оправдана в случае эмоциональных срывов, неспособности подростка контролировать себя. Выбор данной стратегии идеален, когда:- агрессия не острая, ярко невыраженная, не требует срочного разрешения;- взрослый уверен, что подростки разрешат ситуацию самостоятельно;- немедленное обсуждение агрессивного поведения может привести к эскалации конфликта.2. Стремление взрослого смягчить агрессию, сохранить или восстановить гармонию в отношениях с подростками или подростков друг с другом. Включает адаптацию к личностным особенностям подростков. Взрослый обращается к этой стратегии поведения, когда:- хочет сохранить позитивный настрой в группе;- невозможно решить проблему немедленно, хочет прийти к окончательному положительному решению в будущем;- хочет научить подростка конструктивному поведению на собственном примере.Такая стратегия неприемлема в ситуациях, когда подростков одолевают чувства обиды и раздражения, они негативно настроены по отношению к партнерам по общению и их интересы невозможно смягчить.3. Стратегия компромисса основана на двусторонних уступках. Часто компромисс является лишь временным выходом из ситуации. Компромиссы уместны, когда:- другие стратегии оказались неэффективными;- необходимо быстро разрешить ситуацию;- удовлетворенность временным решением;- на личном примере взрослого подростки учатся согласовывать свои интересы с пожеланиями другого.4. Стратегия доминирования основана на четкой регламентации поведения подростков, строгой оценке их действий. Взрослый берет на себя ответственность за происходящее и единолично принимает способ разрешения ситуации. Умение быстро пресекать агрессию является преимуществом этой стратегии, но она почти всегда неэффективна. Подросток подчиняется и под угрозой наказания делает то, что требуется, но без контроля взрослых подросток немедленно делает то, что ему категорически запрещено. Доминирование взрослого - наиболее приемлемый способ поведения, когда:- взрослый обладает достаточными полномочиями для принятия решения, и это лучшее решение, которое можно предложить;- исход ситуации очень важен для самого взрослого;- возникает угроза психическому и физическому здоровью подростков, когда жизненный опыт, компетентность взрослого позволяет ему принять такое решение.5. Стратегия сотрудничества основана на совместном поиске конструктивного поведения и согласия. Взрослый признает право подростка злиться, проявляет терпимость к детям и их поступкам. В этом случае взрослый обращается к личному опыту школьников, тем самым снимая эмоциональное напряжение; направляет усилия подростков на самостоятельный поиск и разрешение трудной жизненной ситуации.Возможность сотрудничества появляется в тех ситуациях, когда есть время обсудить текущую ситуацию, причины ее возникновения и выбрать альтернативные варианты поведения.Агрессию подростков можно предотвратить. Можно заранее понять, что назревает конфликтная ситуация: повышение голоса, нарушение правил, обзывательство, травля. Педагогу следует обращать внимание на каждый такой момент и принимать меры по предотвращению агрессивного поведения.В коллективе подростковследует формировать, а также сохранять дружелюбную атмосферу, благоприятный психологический климат и авторитет учителя/взрослого. Хорошим образцом является личный пример взрослого, который принимает каждого подростка как личность с их достоинствами и недостатками. Взрослый обязан своевременно отмечать нежелательные проявления в поведении и не приказывать, а налаживать обстановку с помощью психологических средств, сотрудничества.Можно поделиться своими взрослыми правами и обязанностями с подростками по принципу "больше обязанностей – больше прав". Выполнение ежедневных поручений развивает у подростков ответственность, независимость, эмпатию.У растущего человека возникает потребность быть значимым. В то же время без помощи взрослых подросток вполне может демонстрировать свою силу и значимость посредством драк, троллинга, унижения сверстников или детей младшего возраста. При содействии взрослых те же потребности удовлетворяются посредством совместных мероприятий с младшими или для них, с менее сильными или здоровыми (подготовка и организация мероприятий для первоклассников или ветеранов, феномен "патронажа"), с помощью животных (волонтерство).Чтобы предотвратить открытое агрессивное поведение подростков, следует:– формировать самоконтроль, целеустремленность, трудолюбие и настойчивость;– свести к минимуму совместное бесконтрольное времяпрепровождение подростков;– организовать их занятость, активный отдых, не лишая их, в то же время, возможности общения;– использовать мотивацию с положительным подкреплением и ситуацию успеха;– свести к минимуму потенциально опасные раздражители, условия, ситуации (например, если вы все время кричите на ребенка, вряд ли такой человек научится понимать спокойную речь, контролировать себя и избегать соблазна нагрубить окружающим).Детей следует учить правильно анализировать успехи и неудачи. Успех - это результат достаточного количества усилий (конкретно опишите, что сделано хорошо). Неудача является результатом недостаточного количества усилий (требуется больше работы, обрати внимание на эти проблемы, попробуй еще раз и т.п.). Главное - мыслить позитивно: "Я могу", "У меня все получится", говорить о себе только в позитивном ключе.Необходимо открыто говорить о любом вкладе подростка: поблагодарите его за помощь, отметьте хорошо проделанную работу, своевременные задания, инициативу и активность, раскройте сильные стороны подростка, заметив позитив, расскажите ему об этом, напишите сообщение.Для коррекции агрессии у подростков используются различные формы работы: беседы; тренинги; игры; арт-терапия, профориентация; информационная поддержка.Примеры работы с подросткамиУпражнение "Анализ недостатков". Например, если вы считаете себя толстым или некрасивым, задайте себе четыре простых вопроса:Это правда?Вы знаете это наверняка? (Есть ли объективные данные, подтверждающие это? Или это только ваши мысли?).Как вы реагируете, когда верите в эту мысль? (Вспомните, как вы себя ведете, когда считаете себя толстой и уродливой? – например, вы ведете себя агрессивно, вините себя, наносите вред своему здоровью и т.д.).Кем бы вы были, если бы знали, что это неправда? (Наверняка вы бы не боялись открытого общения, были бы более уверены в себе, завели бы новых друзей).Затем сформулируйте утверждение, противоположное по смыслу: "Я красивая и стройная!" Найдите три примера из своей жизни, подтверждающих эту мысль.- Формирование позитивного мышленияНеобходимо удобно сесть, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и вспомнить ситуацию, в которой проявилось чувство агрессии, обиды или вины. Нужно представить человека или людей, которые были вовлечены в ситуацию, вспомнить слова и действия каждого. Далее нужно посмотреть на как бы это со стороны, словно это фильм на экране и увидеть признаки, сигнализирующие о наличии проблемы. Следует разобраться, какой урок можно извлечь из этой ситуации? Если случившееся имеет какую-то цель, то что это за цель, предназначение? Далее следует детально и позитивно сформулировать выводы, например о лучшем понимании конкретного человека или о том, что необходимо больше узнать о чем-то. Следует описать самое важное, что можно сделать после получения данного опыта, поблагодарить судьбу за этот бесценный урок.- Написать список того, что дает вам повод гордиться собой. Например, активность, целеустремленность или внимание к мелочам. Далее следует проанализировать, как эти достоинства могут помочь в жизни. В случае, если какое-то качество не используется или используется недостаточно,следует подумайте, как оно может помочь. Следует помнить, что, если что-то просто приносит положительные эмоции,поднимает настроение, это тоже важно и полезно. Пополнять этот список необходимо ежедневно.- Упражнение "Аналоговые линии"Бланк формата А4 нужно разделен на 8 одинаковых частей и каждая часть отвечает за определенную эмоцию, чувство или состояние: гнев, радость, депрессия, спокойствие, мужественность, женственность, болезнь и еще что-то на выбор. При помощи линий нужно заполнить каждый квадрат рисунком, далее следует вырезать квадраты и дополнить самодельной рамкой.- Упражнение "Автопортрет". Участники берут несведущей рукой лист бумаги формата А4, фломастер, закрывают глаза и рисуют свой портрет, не отрывая рук от листа бумаги, затем, когда контуры готовы, члены группы открывают глаза, и теперь им нужно довести свою работу до готовности, закрасьте замкнутые пространства внутри портрета маркерами разных цветов, что приведет к процессу рисования.Обратная связь - это обсуждение чувств, возникших во время выполнения упражнения.Выводы по главе 21. У подростков несколько напряженные отношения с родителями. Они отмечают сниженный позитивный интерес как матери, так и отца. Считают своих родителей авторитетными, директивными, при этом мать менее директивна, чем отец. Чувствуют некоторую враждебность со стороны матери и со стороны отца, некоторое непринятие родителями их личности или отдельных черт, поведения. Мать и отец считаются в меру автономными или отгороженными. Подростки отмечают некоторую непоследовательности воспитания как со стороны отца, так и со стороны матери. Мать и отец считаются подростками недостаточно близкими и понимающими. Мать и отец воспринимаются в большей степени контролирующими и критикующими, при этом отец воспринимается более критикующим, чем мать.2. Большинство подростковиспытывает близость, симпатию к матери.У 35% испытуемых нейтральное отношение к матери, и у 10% негативные чувства к матери - эмоциональная холодность, отстраненность. Большинство подростков(35%) испытывает нейтральное отношение к отцу. У 32,5% отмечается близость, симпатию к отцу, также у 32,5% подростков выявлены негативные чувства к отцу (эмоциональная холодность, отстраненность).3. Уровень агрессивности и враждебности у подростков соответствует нормальному. Наиболеераспространеннойформойагрессиисредиподростковявляется косвеннаяагрессия,направленнаянадругогочеловека/предмет илининакого. Значительнораспространено среди подростков физическоенасилие,протестноеповедение, обида,зависть.4. Большинство подростков умеренно агрессивны, у них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 30% подростков излишне агрессивны, часто бывают неуравновешенными и жестокими по отношению к другим, в достижении своих целей легко жертвуют интересами окружающих. 20% испытуемых чрезмерно миролюбивы, недостаточно уверены в собственных силах и возможностях. 5. Результаты корреляционного анализа детско-родительских отношений с матерью и агрессивности подростков показали, что:- чем больше подростки ощущают принятие, поддержку, заботу от матери, тем больше они проявляют протестное поведение, тем ниже их уровень агрессивности и враждебности, тем меньше они выражают агрессию с помощью силы, тем менее подозрительно они относятся к людям;- чем больше подростки ощущают жестокий контроль, проявление власти со стороны матери, навязывание чувства вины по отношению к ней, тем выше их уровень агрессивности и враждебности, тем больше они выражают агрессию с помощью силы, проявляют импульсивность, раздражение, подозрительность, тем больше они проявляютжестокость по отношению к другим;- чем больше подростки ощущают агрессивность, чрезмерную строгость, подозрительное отношение, дистанция по отношению к детям со стороны матери, тем выше их уровень агрессивности и враждебности, тем больше они выражают агрессию с помощью силы и слов, проявляют импульсивность, раздражение, подозрительность, тем больше они проявляютжестокость по отношению к другим;- чем больше подростки ощущают диктат матери, ее отстраненность, отсутствие заботы с ее стороны, тем больше они выражают агрессию с помощью силы и тем больше проявляютжестокость по отношению к другим;- чем больше подростки ощущают резкую смену стиля, приемов воспитания со стороны матери от очень строгогок либеральному и, наоборот, тем выше их уровень агрессивности и тем больше они выражают агрессию с помощью силы;- чем больше подростки ощущают близость к матери, тем ниже их уровень агрессивности и враждебности, тем меньше они выражают агрессию с помощью силы, проявляют импульсивность, раздражительность, подозрительность и тем менее жестоки подростки по отношению к другим;- чем больше подростки испытывают эмоциональную холодность, отстраненность к матери, тем выше их уровень агрессивности и тем более жестоки они по отношению к другим.6. Результаты корреляционного анализа детско-родительских отношений с отцом и агрессивности подростков показали, что:- чем больше подростки ощущают принятие, доверие со стороны отца, тем реже у них проявляется оппозиционное поведение, сопротивление, борьба против правил;- чем больше подростки ощущают директивность, доминантность отца, его стремление заставить подчиняться нормам и правилам, тем выше их уровень агрессивности и тем больше они выражают агрессию в словесной форме;- чем больше подростки ощущают формальное отношение отца к воспитанию, его отстраненность, равнодушие, тем выше их уровень агрессивности, тем больше они выражают агрессию с помощью силы, проявляют импульсивность, раздражение, испытывают чувство вины и тем больше они проявляютжестокость по отношению к другим;- чем больше подростки ощущают близость к отцу, тем ниже их уровень агрессивности, тем меньше они проявляют протестное поведение и жестокость по отношению к другим;- чем больше подростки ощущают критику их личности со стороны отца, тем чаще они выражают агрессию с помощью слов;- чем больше подростки испытывают эмоциональную холодность, отстраненность к отцу, тем более жестоки они по отношению к другим.7. На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по снижению агрессивности у подростков для педагогов и родителей.ЗаключениеДанное исследование было организовано с цельювыявления особенностей влияния детско-родительских отношений на агрессивность детей подросткового возраста. В ходе работы был поставлен и решен ряд задач.В процессе теоретического анализанаучной литературы было подчеркнуто,что при взаимодействии родителей с детьми формируется стиль семейного воспитания, как наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического и психологического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере общения и взаимодействия. Тип семейного воспитания характеризуется параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации.Ценностное отношение к ребенку наряду с высокой рефлексией и ответственностью является наиболее продуктивным стилем воспитания. В подростковом возрасте происходит психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Семья сохраняет свое значение как источник эмоционального тепла и поддержки, удовлетворения различных потребностей, но родители не являются абсолютным авторитетом и воспринимаются более критически. Однако родители выступают источником жизненного опыта, служат одной из моделей, эталонов социального мира. Агрессивное поведение часто проявляется в подростковом возрасте, так как быть агрессивным значит "быть сильным". Агрессивность подростковимеет множество целей: привлечь внимание, самоутвердиться, достигнуть цели, желание применить насилие. Подростки, предрасположенные к физической агрессии обладают слабым самоконтролем, склонны к риску; подростки, предрасположенные к вербальной агрессии, отличаются неуравновешенностью, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе; подростки, предрасположенные к косвенной агрессии характеризуются импульсивностью; подростки, склонные к протестному поведению, излишне ранимы и впечатлительны. Определеннаястепень агрессивности способствует самоутверждению подростка в группе, однако возрастные особенности пубертата оказывают влияние на безрассудность поступков, уменьшают степень ответственности за агрессивные действия.Результаты эмпирического исследования показали, что у подростков несколько напряженные отношения с родителями. Они отмечают сниженный позитивный интерес как матери, так и отца. Считают своих родителей авторитетными, директивными, при этом мать менее директивна, чем отец. Чувствуют некоторую враждебность со стороны матери и со стороны отца, некоторое непринятие родителями их личности или отдельных черт, поведения. Мать и отец считаются в меру автономными или отгороженными. Подростки отмечают некоторую непоследовательности воспитания как со стороны отца, так и со стороны матери. Мать и отец считаются подростками недостаточно близкими и понимающими. Мать и отец воспринимаются в большей степени контролирующими и критикующими, при этом отец воспринимается более критикующим, чем мать.Большинство подростковиспытывает близость, симпатию к матери и нейтральное эмоциональное отношение к отцу. Уровень агрессивности и враждебности у подростков соответствует нормальному. Наиболеераспространеннойформойагрессиисредиподростковявляется косвеннаяагрессия,направленнаянадругогочеловека/предмет илининакого. Значительнораспространено среди подростков физическоенасилие,протестноеповедение, обида,зависть.Большинство подростков умеренно агрессивны, у них достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. Результаты корреляционного анализа детско-родительских отношений и агрессивности подростков показали, что, агрессивность подростов повышают - чем больше подростки жестокий контроль, проявление власти со стороны родителей, агрессивность, чрезмерная строгость, подозрительное отношение к детям, отстраненность, отсутствие заботы, резкая смену стиля, приемов воспитания, эмоциональная холодность. Агрессивность подростков снижает принятие, поддержка, забота со стороны родителей, их близость, симпатия. Таким образом, гипотеза исследования: агрессивное поведение подростковсвязано особенностями детско-родительских отношений.На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по снижению агрессивности у подростков для педагогов и родителей.Список литературыАвдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с. Арчер Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230.Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 1052 с.Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль. – СПБ.: Питер, 2001. – 512 с.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. – 2019. – Т.10. – № 2. – С. 157 – 174.Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2000. – 351 с.Васильченко Н.А. Подростки с никотиновой зависимостью: особенности личности. В сборнике: Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности. – Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Д.И. Фельдштейна. – 2019. – С. 98 – 101.Давыдовская Н.А. Динамика формирования родительских образов и ее значение в становлении личности // Смальта. – 2014. – №3. – С. 43 – 48.Елисеева А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерянности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – 2019. – С. 302-304.Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с.Ефанова О.А. Современная российская семья в условиях изменения гендерных отношений / О.А. Ефанова, М.П. Писклакова-Паркер // Народонаселение. – 2020. – Т. 23. – №2. С. 26-36.Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учеб. пособие. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2020. – 159 с.Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.Калинина Т.В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т.В. Калинина, Н.С. Уривская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 8-11.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.Кон И.С. Психология самосознания. – М.: Бахрах – М, 2020. – 672с.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.Коннор Д.Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение. – СПБ.: Еврознак, 2005. – 288 с.Крайг Г. Психология развития. – С Пб. : Питер, 2017. – 992с.Леонтьева М.Д. Психологические особенности разных форм агрессивного поведения у младших школьников / М.Д. Леонтьева, О.Н. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №10. – С. 65 – 77.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.Лоренц К. Агрессия / Перевод Г. Ф. Швейник. – М.: Римис, 2009. – 352 с.Маковецкая Г. А. Внутрисемейные отношения. – СПб.: Дарья и Ко – 2014. – 289 с.Овчарова Р.В. Родительтво как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.Пилецкий С. Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка /Е.О.Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 4-8.Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.Тё В.В. Отличительные особенности функций отца и матери в воспитании личности ребёнка // Вестник науки. – 2021. – №6 (39). – С. 45 – 52.Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 26 – 40.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / пер с англ. – М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2007. – 624с.Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 109 – 125.Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Деловая книга, 2019. – 736с. Якимова Т.В. Психология семьи. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 345 с.ПриложениеТаблица 1Результаты диагностики подростков по опроснику «Подростки о родителях»(ADOR)№Позитивный интересДирективностьВраждебность АвтономностьНепоследовательностьБлизостьКритикаМОМОМОМОМОМОМО192161811161512129-2-141621513111081258767162382151712101114109-4-8434161010142343621476115961719121495109-3-8814691215171112911118-2066719691258245314-278815810821310128313-50-4981118111014117137-2-3741012915197124131085-31161112121294914109983-2-11215771161172379-409131351019601485675-41114118151592081082615715151310165611613107-110161191219777799425121716910140111120816-29218173131250794612363191359108151161295-10-24201710618212368615-2312211712715426806131017221699152910875140-17231310121253096687123241413121628352512591125101112137116991306426182131339693915-77427111111138391187382228149812345353115392991015138121391381-2243013106152463821160123110614171052988011283217581377334410-2510331411131291389965-25334141211114332681098935181117124274271491083614136512666613110-137151210633111141129-1-538139112091266794-3514399955689116631-4-640145752912641112-4-5-1М13,38,811,213,35,87,97,27,66,86,37,60,94,05,7σ3,03,23,44,13,34,64,03,23,42,55,86,04,85,1Таблица 2Результаты эмоционального отношения подростков к родителям по методике ЦТО А.М. Эткинда №Ф.И.ПолВозрастИерархия предпочтенийРанг цвета материРанг цвета отца1-й2-й3-й4-й5-й6-й7-й8-й1А.О.М1416204375672А.С.М1435406271213Б.Н.Ж1513456720624В.Т.Ж1446507132565В.Я.Ж1610423657466Г.К.М1432450176667Г.М.Ж1614256037118Д.Ж.Ж1554320167129Д.О.М14236415702110Е.И.Ж15312457062511Е.Н.М16341265701312Ж.Р.Ж14724163503513З.П.Ж16652017342414И.В.Ж14213405764215И.Е.Ж15047135623416К.Г.М14651237042617К.Р.М14503241673418Л.Б.М16632741053319Л.Э.Ж15726145034320М.П.М14162350742421Н.Е.Ж16645731201422Н.П.Ж15206417531623О.Д.Ж15206147353324О.Т.М14314076251225П.Л.Ж15321054761526П.М.Ж16430127651427Р.Б.М14321475604228Р.И.Ж16021354672329С.К.Ж14475210364530С.С.М15257341601131Т.Р.М16126405372532У.Л.Ж15351240763633Ф.Ф.М14176240354434Ц.Д.Ж15052413761335Ч.А.М14421563701336Ш.А.Ж15234501672237Ш.В.М16217546032138Щ.А.М15132576402639Ю.Г.Ж16364127053140Я.У.М155104326741Среднее, М3,03,23,42,83,63,74,44,02,63,6Стандарт. отклонение, σ2,02,02,12,02,22,62,52,61,51,8Таблица 3Результаты диагностики уровня агрессивности и враждебности по методике А. Басса– А. Даркив группе подростков №Ф.И. ПолВозрастФизическая агрессияВербальная агрессия Косвенная агрессияНегативизм Раздражение ПодозрительностьОбида Чувство виныИндекс агрессивностиИндекс враждебности1А.О.М141098474462682А.С.М147643857521123Б.Н.Ж1591184967726134В.Т.Ж14657264441785В.Я.Ж167832866323126Г.К.М14898185472597Г.М.Ж166106552552178Д.Ж.Ж15935561741889Д.О.М1487946735211010Е.И.Ж15611431025527711Е.Н.М1610883544423812Ж.Р.Ж1461064545521913З.П.Ж16611631025527714И.В.Ж14710523466201015И.Е.Ж1539725566171116К.Г.М1479626565221117К.Р.М145783734619718Л.Б.М16101095754627919Л.Э.Ж15955410555241020М.П.М144953422417421Н.Е.Ж166573654617922Н.П.Ж154884423316523О.Д.Ж15410723864171424О.Т.М1461062545521925П.Л.Ж1567528656211126П.М.Ж165784643818727Р.Б.М148752736522928Р.И.Ж169584454718929С.К.Ж148571663519930С.С.М154784526416831Т.Р.М1665736574171232У.Л.Ж1541073536419933Ф.Ф.М14612838757261234Ц.Д.Ж1566725646171035Ч.А.М146553535416836Ш.А.Ж158575647319737Ш.В.М1676628466211038Щ.А.М15101064744327839Ю.Г.Ж167673563616940Я.У.М1546542365129Среднее, М6,77,76,53,16,24,34,95,120,49,1Стандарт. отклонение, σ1,92,31,41,11,91,61,31,23,82,1Таблица 4Результаты оценки агрессивности в отношениях по тесту А. Ассингера у подростков №Ф.И.ПолВозрастБалл№Ф.И.ПолВозрастБалл1А.О.М144721Н.Е.Ж16302А.С.М143522Н.П.Ж15363Б.Н.Ж155023О.Д.Ж15384В.Т.Ж144224О.Т.М14395В.Я.Ж164725П.Л.Ж15406Г.К.М144826П.М.Ж16367Г.М.Ж164027Р.Б.М14488Д.Ж.Ж153728Р.И.Ж16369Д.О.М144329С.К.Ж144610Е.И.Ж154430С.С.М153011Е.Н.М164331Т.Р.М163012Ж.Р.Ж143832У.Л.Ж154913З.П.Ж164633Ф.Ф.М145014И.В.Ж143034Ц.Д.Ж153115И.Е.Ж154735Ч.А.М143616К.Г.М144236Ш.А.Ж153217К.Р.М144037Ш.В.М164518Л.Б.М164738Щ.А.М154419Л.Э.Ж153939Ю.Г.Ж163720М.П.М143740Я.У.М1534Среднее значение, М40,2Стандартное отклонение, σ6,1
2.Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
3.Арчер Дж. Комплексный обзор косвенной, реляционной и социальной агрессии / Дж. Арчер, С.М. Койн // Обзор личности и социальной психологии. – 2005. – №9 (3). – С. 212–230.
4.Берк Л.Е. Развитие ребенка. – 8-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 1052 с.
5.Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия и контроль. – СПБ.: Питер, 2001. – 512 с.
6.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. Руководство практического психолога. – М.: Канон+, 2019. – 270с.
7.Бочавер А.А. Как подростки слышат советы родителей о будущем? / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов, А.А. Корнеев, А.В. Жилинская // Социальная психология и общество. – 2019. – Т.10. – № 2. – С. 157 – 174.
8.Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2000. – 351 с.
9.Васильченко Н.А. Подростки с никотиновой зависимостью: особенности личности. В сборнике: Психология развивающейся личности в современном мире: тенденции и потенциальные возможности. – Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения выдающегося психолога и педагога Д.И. Фельдштейна. – 2019. – С. 98 – 101.
10.Давыдовская Н.А. Динамика формирования родительских образов и ее значение в становлении личности // Смальта. – 2014. – №3. – С. 43 – 48.
11.Елисеева А.С. Межличностная коммуникация и феномен растерянности в общении / А.С. Елисеева, К.К. Хатанзейский. В сборнике: Неделя науки СПбПУ: материалы научной конференции с международным участием. – 2019. – С. 302-304.
12.Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии. – М.: Магистр-Пресс, 2013. – 60 с.
13.Ефанова О.А. Современная российская семья в условиях изменения гендерных отношений / О.А. Ефанова, М.П. Писклакова-Паркер // Народонаселение. – 2020. – Т. 23. – №2. С. 26-36.
14.Зайдуллина Г.Г. Девиантное поведение подростков и условия его социально-педагогической профилактики и коррекции: учеб. пособие. – М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2020. – 159 с.
15.Калинина Е.А. Феноменология родительства и особенности родительского отношения к детям. – М.: Академия, 2009. – 237 с.
16.Калинина Т.В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т.В. Калинина, Н.С. Уривская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 8-11.
17.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. переизд. – М.: Гардарики, 2013. – 320 с.
18.Колотилина В.В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». – Минск, 2011. – С. 119–122.
19.Кон И.С. Психология самосознания. – М.: Бахрах – М, 2020. – 672с.
20.Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2004. – 336с.
21.Коннор Д.Ф. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: исследование и лечение. – СПБ.: Еврознак, 2005. – 288 с.
22.Крайг Г. Психология развития. – С Пб. : Питер, 2017. – 992с.
23.Леонтьева М.Д. Психологические особенности разных форм агрессивного поведения у младших школьников / М.Д. Леонтьева, О.Н. Николаева // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №10. – С. 65 – 77.
24.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 4-е. – М.: Эксмо, 2009. – 259с.
25.Лоренц К. Агрессия / Перевод Г. Ф. Швейник. – М.: Римис, 2009. – 352 с.
26.Маковецкая Г. А. Внутрисемейные отношения. – СПб.: Дарья и Ко – 2014. – 289 с.
27.Овчарова Р.В. Родительтво как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.
28.Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2015. – 288 с.
29.Пилецкий С. Г. Феномен человеческой агрессивности // Вопросы философии. – 2008. – №10 – С.50-65.
30.Семья и личность / Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 101 с.
31.Смирнова Е.О. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Вопросы психологии. – 2007. – № 2. – С. 4-8.
32.Соловьева Е.А. Психология семьи и семейное воспитание. – М.: Юрайт, 2018. – 800 с.
33.Тё В.В. Отличительные особенности функций отца и матери в воспитании личности ребёнка // Вестник науки. – 2021. – №6 (39). – С. 45 – 52.
34.Фомичева Л.Ф. Образ родителей и представленность отношений с ними у подростков // Психологическая наука и образование. – 2005. – № 3. – С. 26 – 40.
35.Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / пер с англ. – М.: Издательство Харвест , 2004. – 432 с.
36.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2007. – 624с.
37.Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
38.Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. – 2016. – Т. 7. – № 2. – С. 109 – 125.
39.Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – М.: Деловая книга, 2019. – 736с.
40.Якимова Т.В. Психология семьи. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 345 с.