Фрагмент для ознакомления
Игра обрела серьезность, и, таким образом, современный спорт утратил значительную часть игрового духа, чему способствовала трансформация спорта из способа времяпрепровождения в социальный институт со своими правилами и предписаниями. Из спорта исчезла спонтанность, однако сама игра сохранилась, поскольку, как признает и Й. Хейзинга, игра строится по определенным правилам. Этот процесс институционализации спорта начался ее в период античности. Спорт прочно входит в общекультурное поле общества в Древней Греции, в которой физическая культура понималась как средство высвобождения духовного и физического потенциала человекаВ этот период закладываются основные этические ценности и нормы, в которых коллективизм сочетается с состязательным началом. Важную роль играют гражданственность и доблесть. Зарождается идеал человека, гармоничного духом и телом. Этот идеал воплотился в Олимпийских играх, которые зародились в 776 г. до н. э. А в эпоху Ренессанса физическая культура принимает форму педагогического метода, который включается в государственную систему образования. С этого времени физическая культура становится частью социальной политики стран. Благодаря длительному историческому пути она достигла своего современного уровня и вошла в часть общей культуры человечества, однако из спонтанных форм человеческой активности она превратилась в регламентированную часть культуры.В отношении искусства Й. Хейзинга признает сохранение определенной доли игрового компонента, видя его в неформальном «договоре» между художником, берущим на себя сакральную роль творца, и обществом, признающим сакральность его фигуры. Другими словами, можно говорить о трансформации игры в более высокую форму театрального действа. По мере «взросления» искусства, оно превращается в подвижное игровое пространство, наполненное разнообразными смыслами, состоящими друг с другом в сложной ассоциативной связи. И человек, живущий в пространстве такой культуры, обязан так или иначе включаться в эту культурную игру, принципы которой начинают постепенно экстраполироваться на другие сферы жизни, и в большей степени, на сферу коммуникации, утверждая новые границы взаимодействия в обществе.Массовая культура фиксирует специфику современности с его плюрализмом, двойственностью, амбивалентностью смыслов и эклектичностью. Современная культура не только философски, но и стилистически обосновал массовую культуру постиндустриального общества, которая встроилась и в элитарное искусство. В искусстве это выразилось в тотальном эклектизме. Его отличительной чертой является смешение стилей, заимствованных из различных культур, объединенных в одном произведении. Авторы аллегорически используют стилистику различных культур, конструируя на этой платформе поля нового смысла, отражающего взгляды уже самого автора. Наука, по мысли Й. Хейзинги «относительно малодоступна для игрового подхода и обнаруживает явно меньше игровых черт, чем в ранние годы своего возникновения», виной чему является опять же институционализация ее форм.Условия истинности в науке устанавливаются самой наукой и являются результатом своеобразного соглашения экспертов, обладающих достаточным для этого уровнем компетенции. Следовательно, понятие истинности привязано к институтам, разрешающим обсуждать и определять данные критерии истинности, а сами институты имеют непосредственное отношение к выхолащиванию игрового элемента культуры. ЗаключениеВ данной работе была рассмотренаконцепция игры в философии Й. Хейзинга.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Исторически игровая деятельность осуществлялась в двух основных формах: естественной и искусственной игры. Игры высших животных и игры детей на ранних стадиях развития можно обозначить природным исходным фундаментом игровой деятельности, то есть естественными играми, поскольку человек не принимает сознательного участия в их формировании. Искусственные игры, соответственно, представляют собой результат творчества нескольких поколений. Игровая деятельность – это только один из множества видов деятельности, которую осуществляет человек. При консолидации людей в крупные коллективы их деятельность затрудняется.В данном контексте игра предстает как управляемый инструмент социализации личности, посредством которого происходит усвоение норм, ценностей, образцов поведения. Игра выступает миниатюрной моделью общества, в рамках которой воспроизводятся наиболее типовые ситуации и такие же типовые способы их проживания.На современном этапе развития общества необходимо различать игру, как инструмент, и игру как форму. Игра, как инструмент представлена в детских и обучающих играх, где она является средством научения социальным и иным навыкам, позволяющим индивидам органично вписаться в социум. Игра, как форма представляет собой сложный феномен экзистенциального способа существования человека в мире умноженных реальностей, в каждой из которых он должен репрезентовать себя тем или иным образом.Игра лежит по ту сторону категориальных противоположностей, за пределами функций рациональности и иррациональности. Будучи вне рамок добра и зла, игра вызывает доверие, раскрывает индивида навстречу области эстетических переживаний. Акцентируя внимание на игровом характере культурной жизни, высшими формами игры Й. Хейзинга считает социальные, а отличительным маркером игры - свободу выражения человеческого духа. Благодаря своей спонтанности игра выходит на рамки природного процесса, надстраиваясь над ним в качестве признака сугубо человеческой природы.Й. Хейзинга утверждает, что в силу того, что главным признаком игры является свобода, то ее вторым фундаментальным качеством следует считать выходом за границы обыденности.Й. Хейзинга утверждает, что игровой элемент культуры с XVIII в. утратил свое значение почти во всех областях, однако при этом философ указывает, что исчезла не столько сама игра, сколько игровой дух. Другими словами, игровые практики в таких областях человеческой деятельности, как искусство, спорт, политика формально сохранились, однако институционализация этих областей привела к потере собственно игрового духа, и играстала «притворной».Таким образом, игра представляет собой сложный феномен экзистенциального способа существования человека в мире, гдев каждой из сфер проявлений человеческих активностей, он должен репрезентовать себя тем или иным образом. Это определяет роль игры в качестве фактора развития мышления, поскольку в игровой форме человек в процессе социализации осваивает образцы поведения, учится понимать и воспринимать социальную значимую информацию, которая впоследствии позволяет ему органично войти в общество.ЛитератураАванесов С.С., Спешилова Е.И. Антропология игры // Вестник ТГПУ. – 2012. - № 4 (119). – С. 208-213.Андерсон П. Истоки постмодерна. – М. : Территория будущего, 2011. – 208 с.Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собрание сочинений в 4 т., т. 4. (Философское наследие) – М. : АН СССР; Мысль, 1983. – С. 645-681.Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – СПб.:Лениздат, 1992. – 400 с.Беспалая О.П. После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 3. – С. 20-22.Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям». – Новосибирск: Изд-во Сиб. универ., 2008. – 256 с.Гадамер Г.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. –М.: Прогресс, 1988. – 704 с.Дуркин П.К., Лебедева М.П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. - № 1.– С. 134-143.Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367 с.Максимова М.В. Онтологический хаос в концепции Ф. Джеймисона // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 3. – С. 24-27.Петрусек М. Энтони Гидденс – теоретик структурации и модерна // Вестник Российского университета дружбы народов. –2001. - № 1. – С. 81-96.Ретюнских Л.Т. Философия игры. – М.: Вузовская книга, 2005. – 256 с.Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры // Философская и социологическая мысль. – 1990. - № 4. – С. 31-47. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – С. 357-403.Хейзинга Й. Человек играющий [Электронный ресурс]. URL: https://mymap-life.ru/wp-content/uploads/2013/09/Йохан-Хёйзинга-–-Человек-играющий.pdf (дата обращения: 28.11.2023).Эльконин Д. Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
1. Аванесов С. С., Спешилова Е. И. Антропология игры // Вестник ТГПУ. – 2012. - № 4 (119). – С. 208-213.
2. Андерсон П. Истоки постмодерна. – М. : Территория будущего, 2011. – 208 с.
3. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собрание сочинений в 4 т., т. 4. (Философское наследие) – М. : АН СССР; Мысль, 1983. – С. 645-681.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – СПб. : Лениздат, 1992. – 400 с.
5. Беспалая О. П. После постмодерна: альтермодерн, трансмодерн, постпостмодерн // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. - № 3. – С. 20-22.
6. Витгенштейн Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям». – Новосибирск : Изд-во Сиб. универ., 2008. – 256 с.
7. Гадамер Г. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. –М. : Прогресс, 1988. – 704 с.
8. Дуркин П. К., Лебедева М. П. Игры как средство обучения и воспитания студентов // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – 2015. - № 1. – С. 134-143.
9. Кон И. С. Открытие «Я». – М. : Политиздат, 1978. – 367 с.
10. Максимова М. В. Онтологический хаос в концепции Ф. Джеймисона // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 3. – С. 24-27.
11. Петрусек М. Энтони Гидденс – теоретик структурации и модерна // Вестник Российского университета дружбы народов. –2001. - № 1. – С. 81-96.
12. Ретюнских Л. Т. Философия игры. – М. : Вузовская книга, 2005. – 256 с.
13. Сигов К. Б. Человек вне игры и человек играющий. Введение в философию игры // Философская и социологическая мысль. – 1990. - № 4. – С. 31-47.
14. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988. – С. 357-403.
15. Хейзинга Й. Человек играющий [Электронный ресурс]. URL: https://mymap-life.ru/wp-content/uploads/2013/09/Йохан-Хёйзинга-–-Человек-играющий.pdf (дата обращения: 28.11.2023).
16. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М. : Педагогика, 1978. – 304 с.