Система образов в романе преступление и наказание».
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 31.12.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Роман «Преступление и наказание» в отечественном литературоведении 5
Глава 2.Система образов в романе «Преступление и наказание» 12
2.1.Образ Сони Мармеладовой 12
2.2.Образ Раскольникова 18
2.3.Образы Лизаветы и Авдотьи, образы иных героев романа 22
3.Технологическая карта урока 27
Заключение 30
Список литературы 31
Далее рассмотрим образ Свидригайлова. Высокомерный, надменный, порочный человек, склонный к праздности:— Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь, — сухо и как бы даже с оттенком высокомерия ответил Свидригайлов…(с. 311)Катя выпила стакан разом, как пьют вино женщины, то есть не отрываясь, в двадцать глотков, взяла билетик, поцеловала у Свидригайлова руку, которую тот весьма серьезно допустил поцеловать (с. 512).Свидригайлов даже не испытывает боязни в признании собственной порочности, поскольку свой собственный образ жизни считает допустимым и вариантом нормы. Одним из двойников главного героя романа Родиона Раскольникова выступает его единственный друг – Разумихин. Но этот герой воплощает в себе иную сторону души Раскольникова – светлую. Дмитрий Разумихин является общительным, обладает способностью видеть в жизни положительные черты, умеет преодолевать трудности. Ему присущ оптимизм. И все же, между героями много общего: они молоды, благородны, умны. Им свойственно мечтать о великом будущем, вот только пути для воплощения они избирают разные. Разумихин идет по пути напряженного труда, тогда как Раскольников – через преступление и преодоление своей ложной теории.Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову (с. 223).Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»… Петрович является поистине удивительным, уникальным и талантливым человеком. Его работа не ограничивается «сухим» исполнением служебных обязанностей, он рассматривает свое непростое ремесло следователя как миссию. Присутствует у Порфирия Петровича и такое важное для следователя качество, как способность рисковать, увлекаться… Казалось бы, работа по поиску и разоблачению преступников малопривлекательна, но для героя романа Достоевского это скорее увлекательная игра. Мне кажется весьма верной характеристика Порфирия Петровича, данная Дмитрием Разумихиным: «Малый умный, очень даже неглупый, только какой-то склад мыслей особенный… Недоверчив, скептик, циник… надувать любит, то есть не надувать, а дурить… А дело знает, знает…»… Таким образом, как мы видим, Порфирий Петрович обладает совершенно иным складом мысли, в некоторой мере он является «артистом» - «дурачит», играет, блефует, но все это ради достижения высокой цели – выполнения на высоком профессиональном уровне своего долга. Порфирия Петровича также отличает такое качество, как проницательность. Как кажется, для него в человеческой природе нет загадок, он глубоко чувствует людей, и это помогает ему уверенно раскрывать сложные дела. Порфирий Петрович мыслит и ведет себя незаурядно, каждый его шаг – это неожиданность для оппонентов. И, конечно же, без этих качеств профессиональный следователь также не может в полной мере состояться. Сравнительные обороты указывают на то, что Порфирий Петрович может и притворяться, «играть» с подозреваемыми, он умело маскирует свои эмоции, что опять же важно для хорошего следователя:Порфирий помолчал, как бы соображая (с. 275)— Что? Бумажка? Так, так... не беспокойтесь, так точно-с, — проговорил, как бы спеша куда-то, Порфирий Петрович и, уже проговорив это, взял бумагу и просмотрел ее (с. 365)Неосторожность была, впрочем, явная с обеих сторон: выходило, что Порфирий Петрович как будто смеется в глаза над своим гостем, принимающим этот смех с ненавистью, и очень мало конфузится от этого обстоятельства (с. 367).Важнейший секрет успеха Порфирия Петровича – это тот факт, что он является игроком, активным, умнейшим, способным на несколько ходов опередить оппонента. В некоторой степени героя можно назвать охотником. Порфирий Петрович способен сделать так, что преступник попадает в искусно расставленные «следовательские» сети, сам того не замечая, становясь пешкой в искусной игре высочайшего профессионала. Вне всякого сомнения, искусство навязать свои правила игры оппоненту — это признак высочайшего мастерства. Во время прочтения романа создается впечатление, что Порфирий Петрович с самого начала прекрасно знал, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. Еще один трагический женский образ романа – это Катерина Ивановна Мармеладова. Сравнительные обороты, которые использует Достоевский для характеристики персонажа, указывают на ее болезненность, нервность, кроме того, есть в героине и что-то детское, но не детское, как у Сони, а в плане отсутствия зрелого и взрослого подхода к жизни. Из-за чахотки и постоянной нищеты у Катерины Ивановны последнее время «мешается ум», она постепенно сходит с ума и ведет себя как ребенок: ...Сонечка весьма основательно про нее говорила, что у ней ум мешается... (часть 5 глава II) ...в последнее время, во весь последний год, ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться. Сильное развитие чахотки, как говорят медики, тоже способствует помешательству умственных способностей... (часть 5 глава II)… Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребенок... Ведь у ней ум совсем как помешан... от горя (Соня о Катерине Ивановне, часть 4 глава IV).Наконец, коснемся образа Мармеладова:Семен Захарович Мармеладов является отставным чиновником. Он имеет невысокий чин титулярного советника: «...гость...походил на отставного чиновника...» (часть 1 глава II). Кроме того, сравнительные обороты указывают на то, что сам Мармеладов прекрасно осознает глубину своего падения, сравнивая себя с татью в нощи: «у-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний (то есть это будет ровно пять суток назад тому), к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все!» (часть 1 глава II).3.Технологическая карта урока10 классТема урокаРоман «Преступление и наказание». Система персонажейЦели:помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание, особенности системы персонажей; развивать навыки анализа образной структуры романа, определения основных мыслей, высказывания и обоснования своих соображений; воспитывать высокие моральные качества.Прогнозируемые результаты:учащиеся знакомятся с системой персонажей романа «Преступление и наказание», формируют представление о героях, роли сравнений в репрезентации образов героев повествования, учатся комментировать и анализировать образы персонажей, выражать свои мысли по поводу услышанного и прочитанного, обосновывать позицию. Тип урока:комбинированныйОборудование:учебник, текст романа, Интернет-ресурсы, презентацияХод урокаДеятельность учителяДеятельность учащихсяОрганизационно-мотивационный этапПриветствие учащихся. Создание эмоционально-психологического настроя.Мотивация учебной деятельности.- Несмотря на то что литературоведы написали множество трудов о романе Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали чуть ли не каждое слово, и по сей день это произведение остается сложным и неоднозначным. И чрезвычайно сложной является система образов в данном романе. - Что же есть такого особенного в героях данного романа? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.Совместное целеполагание.Приветствуют учителя.Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока.Этап актуализации опорных знанийПерекрёстный опрос «Ты - мне, я - тебе» (реализация домашнего задания - составление вопросов по содержанию романа).Прием «Карусель»Малый круг: внутри группы задают вопросы;Большой круг: лучшие вопросы группа задает всему классу.Операционно-деятельный этапСлово учителя. В первую очередь, обратимся к тому, как критики рассматривали роман Достоевского «Преступление и наказание», каким образом подходили к оценке образов данного романа. Рассматривая произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», мы можем заметить, что оно имеет разнообразную тематику. Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из-за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности. Одним из наиболее значимых критиков, современников Достоевского, является литературный критик Н. Н. Страхов (его статья опубликована в 1867 г.). Его аналитика примечательна тем, что в ней он детально разобрал композиционное строение романа, а также образ главного героя и его теорию. Он отмечает огромную объективность, реалистичность образов, точность в передаче деталей. Кроме того, Достоевский умело отображает малейшие движения души и психологизм. Раскрытие системы образов во многом осуществляется на базе приема внутреннего монолога, в свою очередь, именно это позволяет нам понять, какие эмоции переживаются героем в данный момент времени. Ещё один известный критик Д.И. Писарев отмечает, что образ Раскольникова весьма циничен и прагматичен, поскольку его теория направлена на достижение быстрой выгоды, а не на протест против социальной действительности и несправедливости. В.Г. Короленко не был склонен к столь резким оценкам героев, в том числе и Раскольникова. Он полагал, что Раскольников терзается сомнениями, стремится к достижению высшей справедливости.В.В. Розанов отмечал, что роман является несомненным вкладом в исследование человеческой личности – ее светлых и темных сторон. Достоевский раскрывает образы многогранно, указывая как лучшие качества героев, так и наоборот. Мы в малейших подробностях узнаём, что происходит на душе действующих лиц, как меняется или не меняется их характер по ходу произведения. Достоевский не просто пишет о простых вещах, он описывает самые жестокие вещи, на которые способен человек, ради спасения себя или своих близких. При этом он не заканчивает роман, как мы привыкли, хорошим концом, а судит по законам, которые актуальны и сейчас. Опираясь на концепцию полифонического романа М. М. Бахтина, еще один исследователь романа В. Н. Топоров объясняет изменение классической романной структуры в творчестве Достоевского «борьбой за расширение художественного пространства», а сущность трансформации жанра характеризует как новое соотношение сюжета и героя.Далее рассмотрим те исследования, которые посвящены образу Сони Мармеладовой. В системе персонажей романа «Преступление и наказание» исследователи наиболее часто обращаются к образам Сони Мармеладовой, Лизаветы, Катерины Ивановны Мармеладовой и Авдотьи Романовны Раскольниковой. Мать главного героя, Пульхерия Александровна Раскольникова, редко встречается в литературоведческих работах достоевсковедов, в основном её сравнивают с женой Мармеладова. Очень важную роль в раскрытии образов играют сравнительные обороты. Заполнение таблицы «Образы героев романа (сравнения, сравнительные обороты») СоняРаскольников Иные герои Морально-этическиеДаже благородная цель не может оправдать любые средства, есть грань, которую нельзя пересекатьЗаслушивают сообщение учителя, составляют в тетради опорную схему.Работают с учебником, текстом романаОбсуждают выполненное задание, сопоставляют итоги работы с презентационным материалом.Используя дополнительные материалы, определяют основные идеи романа, обосновывают свою точку зрения. Итогом работы становится таблица Рефлексивно-оценочный этапПодведение итогов урока.Интерактивное упражнение «Микрофон»Продолжите предложение:Соню Мармеладову Достоевский сравнивает….Образ Раскольникова раскрывается через сравнения ….Высказать мнение о другом персонаже (по выбору)Осуществляют рефлексию урока, продолжая предложенные предложения Домашнее заданиеНаписать эссе «Роль сравнений в раскрытии образа (по выбору)Подготовиться по теме «Система двойников в романе «Преступление и наказание».Записывают домашнее задание.ЗаключениеТаким образом, для Ф.М. Достоевского проблема нравственного идеала была крайне важна и актуальна, к ней он обращался в разных произведениях, в частности, выстраивая систему образов в романе «Преступление и наказание». Нравственный идеал репрезентован в образе Сони Мармеладовой. В русской литературе грешница – прежде всего, страдалица; её путь лежит от греха к возрождению, появление этого образа в фабуле произведения «настраивает» читателя на то, что далее события будут развиваться по схеме: «падение – раскаяние – страдание – искупление – спасение». Такая парадигма опирается на христианское понимание греха, отсылает, прежде всего, к библейскому сюжету о Спасителе и кающейся блуднице и соотносится с богословской триадой «грех – покаяние – спасение». И именно такой путь и проходит Соня Мармеладова, которая совершает свой выбор, основанный на милосердии и силе духа. Путь покаяния придется пройти и Раскольникову.Огромную роль в раскрытии образов героев играют сравнения, сравнительные обороты. В романе “Преступление и наказание” роль сравнений заключается в следующем: передача эмоций и психологического состояния персонажей: сравнения помогают читателю лучше понять чувства и мысли героев, их переживания и внутренние конфликты. Кроме того, сравнения служат отправной точкой для развития сюжетной линии, когда автор сравнивает героев или события с другими персонажами или ситуациями, чтобы провести параллели и подчеркнуть определенные аспекты. Посредством сравнений писатель может подчеркнуть особенности характера героя, его ум, проницательность, чистоту, нравственность или, наоборот, глупость и ограниченность, порочность. Список литературыБахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т.6. С. 7-300, 466-505.Бельтраме Ф. О парадоксальном мышлении «подпольного человека» // Достоевский: Материалы и исследования. Т.18. Спб.: Наука, 2007. С. 135-142.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. 171 с.Буданова Н.Ф. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского: некрасовский текст и подтекст // Русская литература, 2015. № 2. С. 148-155.Двойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения : на материале русского и англоязычного литературоведения 1970 - 2000-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Улан-Удэ, 2006.- 299 с.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т.4. Л.: Наука, 1972.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т.5. Л.: Наука, 1972.Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogoМочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.Розанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.Орнатская Т.А. Туниманов В.А. Достоевский Федор Михайлович // Русские писатели. 1800-1917: Биограф. Словарь. Т.2. / гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 165-177.Фридлендер Г.М. Художественный мир Ф.М. Достоевского и современность // Материалы и исследования. Т.5. Л.: Наука, 1983.
1.Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т.6. С. 7-300, 466-505.
2.Бельтраме Ф. О парадоксальном мышлении «подпольного человека» // Достоевский: Материалы и исследования. Т.18. Спб.: Наука, 2007. С. 135-142.
3.Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. 171 с.
4.Буданова Н.Ф. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского: некрасовский текст и подтекст // Русская литература, 2015. № 2. С. 148-155.
5.Двойнишникова Т.Ф. Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения : на материале русского и англоязычного литературоведения 1970 - 2000-х гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01.- Улан-Удэ, 2006.- 299 с.
6.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т.4. Л.: Наука, 1972.
7.Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Т.5. Л.: Наука, 1972.
8.Запека О.А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ideya-svobody-v-eticheskih-postroeniyah-f-m-dostoevskogo
9.Мочульский К.В. Достоевский : Жизнь и творчество / К. Мочульский. Париж : YMCA-Press, 1947. 561, [2] с.
10.Ненашев М.И. Соловьев и Достоевский об антиномиях человеческой свободы // Соловьевские исследования. Периодический сборник научных трудов, 2003. Выпуск 7. С. 67-77.
11.Розанов В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского.// Розанов В.В. Полн. собр. соч.: В 35 т. СПб.: Росток, 2014.
12.Орнатская Т.А. Туниманов В.А. Достоевский Федор Михайлович // Русские писатели. 1800-1917: Биограф. Словарь. Т.2. / гл. ред. П.А. Николаев. М.: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 165-177.
13.Фридлендер Г.М. Художественный мир Ф.М. Достоевского и современность // Материалы и исследования. Т.5. Л.: Наука, 1983.