Криминалистическая психолингвистика

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 14 14 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 01.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1 Криминалистическая психолингвистика 4
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

Результаты исследования подтвердили правильность данного тезиса о стереотипности характеристик письменной речи. Кроме того, исследование речи в судебно-психологических и криминалистических целях направлено на верификацию сообщений от обвиняемых, подозреваемых и свидетелей. Это включает анализ речевых высказываний и физиологических сдвигов в организме говорящего. Несмотря на то, что в настоящее время интерес к этому направлению снизился, в прошлом вопросы лжи вызывали повышенный интерес. Исследователи О. Липпман и Л. Адам в своей работе изучили проблему лжи в отношении к праву и психологии лжи, исследуя психологию высказываний и взаимосвязь между правдой и ложью. Методы анализа текстов с искажением истины используются, когда исследователю известно, что истина искажена или когда истина неизвестна, но ее искажение предполагается. С помощью методов анализа содержания можно обратить внимание на факты, связанные с планированием и реализацией ложных сообщений, такие как актуализация слов, имеющих небольшую частоту употребления в индивидуальной речевой практике автора. В целом, исследования в области смежных наук и речи в криминалистике и судебно-психологической экспертизе помогают решить криминалистические задачи и верифицировать сообщения в правовых процессах.Вторым аспектом данного направления является исследование физиологического состояния человека при сознательном предоставлении ложной информации. «Метод сопряженной моторики», разработанный в отечественной психологии, предлагается для изучения «вторичных аффектов» - следов эмоциональных состояний, которые возникают при воздействии противоправной ситуации на человека. Этот метод, модифицированный на Западе, впоследствии применялся для оценки лжи с использованием приборов, таких как «лай-детектор». Он основан на предположении, что физиологические изменения, вызванные криминогенным раздражителем (например, слово, связанное с криминогенной ситуацией), указывают на участие человека в этой ситуации. Путем сопоставления этих реакций с ответом на вопрос о участии в ситуации можно сделать вывод о правдивости или ложности ответа. Таким образом, определение факта лжи и раскрытие истины из ложного сообщения являются сложными задачами. Однако развитие психолингвистического анализа текстов с использованием различных объективных методов может стать надежным способом решения этих проблем. Например, разговорная речь, воспроизведенная точно на бумаге, сильно отличается от литературного текста. Аналогично, показания свидетелей или подозреваемых, также отличаются от литературной речи и содержат много невербальной информации. При проведении допроса следователь также должен учитывать особенности вербального и невербального поведения лиц другой национальности или культуры. Поэтому важно иметь базовые знания об этих особенностях. [3]Кроме зависимости ответов допрашиваемого от формы вопросов, речевая проблема также связана с недостоверностью. Эта зависимость становится более очевидной, когда у допрашиваемого низкий уровень развития речевых навыков. Уровень навыков зависит от образования, профессии, социального положения, речевого опыта и других факторов. Эта зависимость проявляется в персеверации, то есть в стремлении повторить слова и конструкции следователя в своих ответах. Также следует отметить вербальную ригидность, которая проявляется тем, что допрашиваемый сохраняет направление мышления, наложенное следователем, даже если его речь не копирует явно речь следователя. Есть общее требование к речи следователя: она должна быть краткой, ясной и простой в выборе слов и синтаксической структуре. Использование отрицаний в следовательской речи следует минимизировать, поскольку это может вызывать у слушателя негативные эмоции и создавать определенную установку. Также нецелесообразно использовать частотные оценочные прилагательные, так как они могут вызвать моментальную ассоциацию у слушателя и снизить достоверность его показаний. [2]Методы психолингвистики активно используются в криминалистике, судебной и криминальной психологии для решения важных проблем, таких как установление психического состояния подозреваемых или свидетелей, определение личности преступника по его речи и проверка достоверности высказываний допрашиваемых. Психологи и психолингвисты проводят исследования и работают над более точным определением личности человека через его речевую деятельность, но проблемы в этой области еще далеки от решения.ЗаключениеВ заключение, криминалистическая психолингвистика является важной и перспективной областью научных исследований, объединяющей криминалистику и психологию. Ее основная задача заключается в изучении связи между языком и психологическими особенностями личности преступника с целью выявления и раскрытия преступлений. Криминалистическая психолингвистика предоставляет правоохранительным органам ценные инструменты для разрешения криминальных дел и исследования преступной психологии. Она позволяет анализировать и интерпретировать письменные и устные высказывания преступников, раскрывая их мотивации, намерения и способы действия. Также криминалистическая психолингвистика может помочь в прогнозировании поведения преступников, распознавании лжи и использовании языковой информации в качестве доказательств в судебном процессе. Вместе с тем, следует отметить, что криминалистическая психолингвистика все еще находится на стадии развития и требует дальнейших исследований и методологического совершенствования. Она должна непрерывно адаптироваться к современным технологиям и изменяющейся природе преступлений. В целом, криминалистическая психолингвистика имеет потенциал стать эффективным инструментом в борьбе с преступностью и обеспечении безопасности общества. Продолжение исследований в этой области поможет развивать новые методы и техники, способствующие улучшению работы правоохранительных органов и приведению преступников к ответственности.Список литературыБелянин, В. П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: Флинта, МПСИ, 2009. - 416 c.Горелов, И. Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 1997. - 224 c.Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология / В.А.Образцов. – М., 2002, -247 с.Пивоваров П.Г., Сапарин О.Е. Психология конфликта и его преодоление в управленческой практике руководителей органов внутренних дел: Учебное пособие. - Караганда, 1994,-54 с. Уланович, О. И. Психолингвистика / О.И. Уланович. - М.: Гревцов Букс, 2010. - 240 c.

1.Белянин, В. П. Психолингвистика / В.П. Белянин. - М.: Флинта, МПСИ, 2009. - 416 c.
2.Горелов, И. Н. Основы психолингвистики. Учебное пособие / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 1997. - 224 c.
3.Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология / В.А. Образцов. – М., 2002, - 247 с.
4.Пивоваров П.Г., Сапарин О.Е. Психология конфликта и его преодоление в управленческой практике руководителей органов внутренних дел: Учебное пособие. - Караганда, 1994, - 54 с.
5.Уланович, О. И. Психолингвистика / О.И. Уланович. - М.: Гревцов Букс, 2010. - 240 c.