Совершенствование организации обучения персонала
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 02.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретико-методологические основы обучения персонала организации 5
1.1. Обучение как средство развития персонала: понятие, виды, направления деятельности 5
1.2. Классификация методов обучения персонала 11
1.3. Организация и результаты обучения персонала на предприятии 14
2. Анализ системы обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 21
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 21
2.2. Анализ кадрового состава ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 26
2.3. Анализ системы обучения в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 31
3. Основные направления совершенствования обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 38
3.1. Актуальные проблемы в системе обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 38
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 40
3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения 59
ООО «ЮСИЭМЭС Групп» борется за удержание сотрудников, поскольку удовлетворенность работой и сохранение работы связаны друг с другом. Обучение помогает развить навыки и уверенность в предоставлении услуг с эффективностью и производительностью, что приводит к удовлетворению клиентов и, в итоге, к удовлетворению работой.Отдел кадров помогает изменить общее поведение и отношение сотрудника, а также его опыт работы в организации. Согласно старому мнению, обучение — это расходы отдела, но исследования показывают, что обучение напрямую влияет на культуру организации и общую удовлетворенность клиентов и работы.Часто в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» менеджеров просят курировать отделы с большим количеством сотрудников. Так же часто менеджеров не обучают должным образом для того, чтобы быть эффективными, а вместо этого они занимают руководящие должности, не обладая опытом или адекватными управленческими навыками.Неподготовленные или неопытные менеджеры могут привести к тому, что целый отдел будет состоять из неэффективных и недовольных сотрудников.Менеджеры, которые не знают, что включает в себя их работа, могут разочароваться и вести себя контрпродуктивно, оказывая негативное влияние на своих сотрудников.ООО «ЮСИЭМЭС Групп» сталкивается с проблемами квалифицированной рабочей силы. Успех в решении этих проблем зависит от способности заинтересованных сторон отрасли собраться вместе и решить свои проблемы.3.2. Рекомендации по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп»Управление человеческими ресурсами в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» играет важную роль. Проведение обучения для персонала предприятия является одним из важных стратегическим инструментом управления, которое дает много преимуществ. К этим преимуществам относятся повышение уровня эффективности производительности, помощь сотрудникам в расширении знаний и повышении их квалификации, дает необходимую подготовку для саморазвития, повышает уровень мотивации, обеспечивает снижение текучести кадровых ресурсов, оказывает помощь сотрудникам и самому отелю в рамках быстрой конкурента способности в изменяющейся среде[19].Опираясь на полученные результаты, выявленные в ходе исследования, мы знаем, что тренинги играют важную роль и им следует уделять особое внимание со стороны руководства, однако, в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» существует определенные проблемы, связанные с этими учебными тренингами. Основная проблема заключается в том, что некоторые сотрудники не понимают не осознают важность тренинга и их преимуществ, которые они дают. Большая часть работников предприятия не владеют английским языком, который на сегодняшний день является основным языком общения с иностранцами.Ниже приведены возможные рекомендации для улучшения работы в ООО «ЮСИЭМЭС Групп»: Отдел кадров должен объяснять персоналу важность обучения, цели и задачи обучения, а также рассказать о важности полученных знаний и их применении в будущем; Отдел кадров должен привлекать экспертов, бизнес-коучей, тренеров, сторонних педагогов, имеющих опыт работы в сфере деятельномти предприятия;Отдел кадров должен организовывать курс английского языка и других иностранных языков с целью коммуникаций сотрудников предприятия с клиентами;отдел кадров должен командировать управленческий и не управленческий персонал на конференции семинары за пределы страны, а также тренинги, которые связаны со сферой деятельности предприятия;отдел кадров должен проинструктировать персонал по повышению уровня знаний и навыков обслуживания клиентов разъяснить способы продвижения по карьерной лестнице и дальнейшему профессиональному развитию.Сотрудники ООО «ЮСИЭМЭС Групп» являются не только его лицом, но и душой, поэтому обучению трудового коллектива следует уделять особое внимание.В случае, если работник прошел обучение, получил необходимые навыки, но не приносит никакой пользы для компании, то есть не использует полученные знания на практике, то, следовательно, такое обучение считается некачественным. Несмотря на то, что рабочий считает такое обучение полезным и крайне ценным, работа сотрудника по работе с человеческими ресурсами не считается достигнутой, так как программа обучения не принесла пользу для организации. Со слов Никольской Е. Ю. и Попова Л. А., оценивание работы персонала предприятия должна проводиться с целью соответствия сотрудников занимаемой должности на основе изучения достигнутых заслуг и результатов работы в ходе, также необходимо осуществлять сбор необходимой информации касательно качества работы. Оценка трудового коллектива может быть осуществлена в следующих форматах: Приверженность нынешним нормам сервисного обслуживания, к примеру проведение тестирования на знание необходимых стандартов. Такая форма проверки знаний может проводиться при аттестации работников или отдельно от ее. В зависимости от результатов теста руководство формирует отчет и составляет программу по ликвидации пробелов в знаниях трудового коллектива;Проведение социальных опросов для рабочих, которые работают напрямую с клиентамипредприятия. Опросы проводятся раз в три месяца, и вопросы касаются услуг предприятия для клиентов, микроклимата среди персонала. Однако данный способ является субъективным, поскольку сотрудники отвечают на вопросы, опираясь на свою точку зрения. Наблюдение при помощи фотографирования, в ходе которого записывается время, которое необходимо рабочему для выполнения той или иной задачи. По итогам такой проверки можно обнаружить служащих, использующих свое рабочее время нерационально. Определение статуса социальной и психологической атмосферы среди трудового персонала. Данное исследование может проводиться один раз в шесть месяцев, и оно обязательно проводится в письменной форме. Цель данного исследования - улучшить и наладить атмосферу в трудовом коллективе, по возможности – ликвидировать конфликтные ситуации. Проведение аттестации для сотрудников предприятия. Она представляет собой так называемый годовой экзамен, который предназначен для качественной оценки знаний персонала. Также по результатам такого тестирования возможны кадровые перестановки [7, с. 26].На основе вышесказанного можно сделать вывод, что существует огромное количество способов оценивания работы трудового коллектива. В нижеуказанной таблицу показывается какими именно методами можно проводить оценку качества обучения трудового коллектива (таблица 12).Таблица 12 - Способы оценки эффективности обученияТрадиционные Нетрадиционные1. Семинары1. Методика Дональда Киркпатрика2. Тренинги2. Методика Джека Филипса3. Курсы3. Методика бипараметрической оценки4. Наблюдение4. Оценка эффективности обучения в рамках комплексных систем оценки типа KPI5. Статистический анализ5. Модель оценки Блума6. Самоотчет-7. Тестирование-8. Собеседование-Форма аттестации напрямую зависит от того, что хотят выяснять работодатели. По этой причине, так как в вышесказанном параграфе было сказано, что оценка эффективности обучения в анализируемой компании не проводится, то целесообразно внести изменения, дополнить процесс обучения персонала несколькими этапами (таблица 13).Таблица 13 - Совершенствование процесса организации процесса обучения в ООО «ЮСИЭМЭС Групп»ДействиеОтветственное лицо, участникиДокументы, сведенияОпределение потребности в обучении. Для определения цели каждой отдельной программы составляется заявка на обучение. При согласовании перспективного плана проводится аргументация руководителя подразделения.Руководители подразделенийПоложение об обучении, политика по обучению и развитию, заявка на обучениеПланирование программы обучения, выбор учебного центра, коррекция программы обучения согласно потребностям компании. Корректирует программу менеджер по работе с персоналом, т. к. он лучше бизнес-коуча знает потребности компании.Менеджер по персоналуПрограмма обучения, договор с учебным центромОрганизация обучения. Обучающая компания выполняет работу по обучению, менеджер по работе с персоналом представляет списки работников, и предоставляет информацию о проведении обученияОбучающая компания, менеджер по работе с персоналомСписки работников, информационные сведения о проведении обученияКонтроль процессов обучения, возможная коррекция.менеджер по работе с персоналомБланки анкеты обратной связи (контроль посещаемости и удовлетворенности)Проверка полученных знаний.менеджер по работе с персоналомТест на усвоение знанийАнализ эффективности обучения. Выводы по результатам обучения. менеджер по работе с персоналомОтчет о результатах обучения каждого сотрудников, предоставляемый в отдел кадровОбеспечение организации персоналом требуемой квалификации.менеджер по работе с персоналомАттестат, свидетельство, сертификатСледовательно, с целью закрепления пройденных тем и полученных знаний, рекомендовано следующее: Осуществлять контроль и надзор за образовательным процессом, при возможности производить изменения в нем. После окончания учебы необходимо получить обратную связь от рабочих, особенно следуют обратить внимание на временной промежуток между завершением курса обучения и получением обратной связи). Образец анкеты приложен в приложении В.Провести проверку изученного материла. Необходимо проводить тест для контроля изученного материала, что усилит уровень изучения и поднимет уровень качества деятельности сотрудника. Также каждый сотрудник должен приготовить презентацию, где он расскажет о пройденном курсе, о важных для него целях и задачах, и сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться. Все вышеперечисленное направлено на ликвидацию ошибок в деятельности ООО «ЮСИЭМЭС Групп».Провести анализ продуктивности обучения, подвести итоги в конце обучающей программы. Ответственный сотрудник по работу с кадрами обязан подготовь полный отчет об итогах программы обучения каждого члена трудового коллектива. Предоставить отелю список сотрудников, которые обладают необходимой квалификацией. Последующее использование материалов оценки обучения необходимо для составления дальнейшего обучения, а также для разработки следующих учебных тренингов. Работникам ООО «ЮСИЭМЭС Групп», которые отвечают за контакт с клиентамипредприятия, необходимо владеть иностранным языком. Следовательно, мы можем предположить, что компания заинтересована в изучении сотрудниками английского языка. Исходя из этого, компания может предложить полная или частичную оплату курсов по изучению иностранного языка своим сотрудникам. Рекомендован для сотрудников предприятия специальный курс английского языка, который включает в себя темы необходимые для работы в сфере деятельности предприятия. После изучения юнита сотрудники должны знать пройденные темы и будут сдавать зачет. Результаты зачета будут переданы в отдел кадров. То есть школа по изучению иностранных языков и компания должны тесно между собой взаимодействовать. Также существует необходимость в изучении таких иностранных языков как немецкий, французский, испанский и другие. Для начала предлагается изучить программу уроков по предмету «Английский язык». Целью данного спецкурса является обучение работников ООО «ЮСИЭМЭС Групп» английскому языку, научить их базовым навыкам общения и разговорной речи для реализации их должностных обязанностей.Особенность данного курса заключается в предоставлении индивидуального подхода к клиенту, поэтому данный курс уделяет большое внимание навыкам речи и аудирования. На занятиях внедрен коммуникативный метод преподавания, участники курса будет задействованы в сценках по тематике курса, также будут учиться понимать речь на слух - будут включены аудио с различными акцентами носителей языка, будут учиться составлять диалоги и т. д.Также упор делается в основном на речь, и отрабатываются устные навыки, поскольку именно нужны для коммуникации с клиентами. В конце завершения курса по английскому языку учащийся должен уметь общаться на языке на профессиональном уровне. Предполагается, что учащиеся смогут более уверенно общаться на иностранном языке, без ошибок строить предложения, использовать полученные знания в ходе своей работы в компании, а также использовать разговорную речь при общении с коллегами на работе. В онлайн-курсе «Английский для бухгалтеров» пятнадцать уроков. Есть как индивидуальные, так и групповые занятия.Следует отметить, что этот курс предназначен для студентов с разным уровнем владения английским языком; например, курс английского языка для бухгалтеров предлагается на начальном, среднем и продвинутом уровнях.В результате этот курс поможет новичкам получить необходимый словарный запас и развить первые навыки английского общения в профессиональной среде. Курс поможет тем, кто свободно говорит по-английски, приобрести более сложный профессиональный словарный запас и улучшить свои разговорные способности в любом виде общения, связанного с бухгалтерским учетом или финансами[42].Темы курса представлены в Приложении В.Также предлагается изучить программу курса для сотрудников по кадрам, но для этого был выбран уже другой центр.Менеджер по найму должен уметь общаться на английском языке как минимум на уровне Inter-Advanced или B2 Upper-Intermediate, чтобы проводить собеседования с кандидатами на должности, которые этого требуют.Курсы английского языка для рекрутеров включают в себя:Слова, используемые в профессиональном контексте. «Yesцентр» назначит способного преподавателя, который поможет обучающим разобраться в тонкостях «кадрового» английского языка и развить профессиональный словарный запас.как индивидуальное, так и групповое обучение. Обучающие могут использовать обычную или ускоренную программу для обучения в группе или самостоятельно.Эффективный метод. Для обучения используется уникальная коммуникативная методология, в которой упор делается на применение знаний в реальных условиях.Максимальная практика ведения разговоров. «Yesцентр» обеспечивает спонтанное обучение беглой речи для решения широкого спектра профессиональных вопросов.Удобная структура занятий. Используя авторскую коммуникативную методику, преподаватели Лингвистического центра «YES» готовят HR-специалистов по уникальной программе. Программа курса охватывает устную и формальную речь, письменный английский и основы грамматики. В ходе обучения преподаватели моделируют реальные ситуации для современных кадровиков и подробно рассматривают различные подходы к построению конкретного интервью. Учебная программа курса английского языка для HR является высокопознавательной и уделяет особое внимание использованию языка на рабочем месте. Обучение разговорной речи занимает более 90% учебного времени.По ходе тренинга, обучение и развитие трудового коллектива предприятия происходит с максимальной интенсивностью. Обучение должно происходить в стенах предприятия, чтобы воссоздать атмосферу, близкую к рабочей. 3.3. Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала в ООО «ЮСИЭМЭС Групп»Подводя итоги, можно сделать вывод, что итоговая сумма расходов на предлагаемые мероприятия по формированию системы обучения сотрудников ООО «ЮСИЭМЭС Групп» составят 408936 руб.Последним этапом методики оценки эффективности обучения является расчет соотношения прибыли от проекта и затрат на него, используя формулу ROI.Нынешние расходы в отношении данного мероприятия составляют З = 464 тыс. руб.Для получения оценки эффекта нужно рассчитать разницу между ростом прибыли и дополнительными текущими и капитальными расходами. Эффект составит: Э = Ппр – З = 21065–409 = 20656 тыс. руб. в год.Эффективность мероприятий должна определяться по следующей формуле ROI: ROI = Э /З*100 = 20656/ 409 х 100 = 5050,3 тыс. руб.На основе вышесказанного эффективность программы обучения работников в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» составит 5050,3 тыс. руб.Социальная эффективность данного мероприятия заключается в возможности достижения положительных изменения, а также избегание отрицательных факторов социальной точки зрения в ООО «ЮСИЭМЭС Групп». Положительные изменения включают в себя следующее: Предоставление надлежать о жизненного уровня для персонала;осуществление и развития индивидуальных способностей сотрудников;благоприятная социальная и психологическая атмосфера в коллективе. Положительный социальные последствия будут создаваться и за пределами данного предприятия. К ним относятся благоприятный имидж компании, создание новых рабочих мест и т. д. Помимо этого финансовая и социальная эффективность системы обучения взаимосвязаны:социальная эффективность в виде обучения и развития персонала возможна лишь в случае надежного существования компании, которая получает прибыль что впоследствии позволяет оплачивать данное обучение;экономическая эффективность возможна лишь в том случае если сотрудники будут работать качественно, и они будут готовы это сделать при наличии соответствующего уровня социальной эффективности;Выводы по Главе 3В итоге предлагаемые нами мероприятия по формированию системы процесса обучения трудового коллектива является эффективными и помогут выйти на следующий уровень развития при этом сохранить состав трудового коллектива.Приведенное исследование показывает, что на каждого работника не влияет денежный фактор. ООО «ЮСИЭМЭС Групп», предлагающий широкие возможности для развития новых навыков, имеет прямое отношение к удовлетворенности работой и удовлетворенности клиентов. Обучение способствует развитию не только отдельных сотрудников, но и организации.Обучение знакомит их с правилами и положениями. Учебный отдел облегчает новичку усвоение обычаев, которым следуют в любой организации. Он работает как интерфейс между операциями и человеческими ресурсами отдела кадров. После того, как Департамент принял на работу, ориентация и введение нового сотрудника в организацию, а также ознакомление его с миссией и видением компании имеют решающее значение.ЗаключениеВ первой главе работы было выявлено, что обучение представляет собой процесс, который предоставляет информацию навыки для работника и позволяет им лучше понять организацию и цели ее работы. Следовательно обучение предназначено для того чтобы помочь работнику вносить положительный вклад в виде наилучшей производительности. Компания понимает управление профессиональным развитием персонала как четко координированное соответствие работниками требованиям организации, уровней компетенции и персональных характеристик.Предприятия должны иметь современные концепции обучения, системы и рабочие механизмы для поддержки выживания и развития предприятия. Обучение на предприятии должно рассматриваться как достаточное условие выживания предприятия и неотъемлемый элемент разработки продукции и инноваций. Основной вид деятельности ООО «ЮСИЭМЭС Групп» - деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию.В ООО «ЮСИЭМЭС Групп» применяется линейно-функциональная система управления.Анализ бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах дали возможность рассчитать показатель рентабельности и прибыли до вычета налога, позволяет сделать вывод, что компания ООО «ЮСИЭМЭС Групп» финансово устойчиво на рынке.Кадровых движений в ООО «ЮСИЭМЭС Групп» в 2022 году не было. Коэффициент текучести кадров в организации за 2022 год составляет 0%, что говорит об эффективности управления персоналом в ООО «ЮСИЭМЭС Групп».По результатам анализа трудовых ресурсов ООО «ЮСИЭМЭС Групп» система построения является достаточно эффективной, производительность труда высокая, затраты компании на ФОТ возрастают.Оценивая профессиональную подготовку сотрудников ООО «ЮСИЭМЭС Групп», важно отметить, что анализ показывает, что программа обучения охватывает все этапы обучения, необходимые для конкретной организации.Но по итогам обучения полученные знания не закрепляются, а эффективность программы не оценивается.В ООО «ЮСИЭМЭС Групп» персонал не имеет возможность посещать курсы иностранных языков. Также, что следует отметить в данном параграфе, это часто распространённые ошибки, которые часто совершают администраторы ООО «ЮСИЭМЭС Групп»:общение по телефону и при личной встрече без индивидуального подхода к клиенту;отсутствие знаний в отношении обоснования стоимости услуги;незнание или непонимание конкурентных преимуществ и отличий компании;неэффективная презентация компании и предоставляемых им услуг.Так как в вышесказанном параграфе было сказано, что оценка эффективности обучения в анализируемой компании не проводится, то целесообразно внести изменения, дополнить процесс обучения персонала несколькими этапами.Работникам ООО «ЮСИЭМЭС Групп», которые отвечают за контакт с клиентами предприятия, необходимо владеть иностранным языком. Следовательно, мы можем предположить, что компания заинтересована в изучении сотрудниками английского языка. Исходя из этого, компания может предложить полная или частичную оплату курсов по изучению иностранного языка своим сотрудникам. Рекомендован для сотрудников предприятия специальный курс английского языка, который включает в себя темы необходимые для работы в сфере деятельности предприятия.Рекомендации, представленные в главе 3, могут поспособствовать к формированию штата профессиональных специалистов ООО «ЮСИЭМЭС Групп». Под профессиональными специалисты понимаются те сотрудники, которые владеют отличными способностями и повышенной мотивацией для достижения целей и задач компании, что приведет их к быстрому темпу продуктивности на рабочем месте, следственно, к хорошему финансовому уровню компании и повышения собственной ценности как сотрудника в будущем.
2.Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 02.08.2022)
3.Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. М.: Academia, 2021. 224 с.
1.Баскакова, О. В. Экономика организаций (предприятий): учебное пособие для студентов вузов/ О.В. Баскакова. – 2-е изд., испр. – М.: Дашков и К, 2022.- 272с.
2.Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И.В. Бизюкова. — М.: ОАО “Издательство “ Экономика”, 2022. — 150 с.
3.Горбунова, М. Ю. Кадровый менеджмент и психология управления / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос, 2022. - 224 c.
4.Гординенко Ю.Ф.Управление персоналом. Серия Высшее образование. / Ю.Ф. Гординенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. — Ростов н/Д: Феникс, 2022. — 352 с.
5.Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2021. – №5. – С. 23-26.
6.Дегтяренко, Е.А. Управление персоналом как ключевая роль в развитии бизнеса предприятия / Е.А. Дегтяренко, Д.О. Труфанова, В.И. Рой // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2020. – Т. 1. – № 4. – С. 71-74.
7.Дейнека А.В. Управление персоналом организации. Учебник. М.: Дашков и Ко, 2021. - 288 с.
8.Дейнеки А.В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Дейнеки. – М. : Дашков и К, 2022. – 292 с.
9.Довгялло А.В.,. Ефремова Е.Н, Янчицкая Я.В. Экономическая теория (введение в курс): учебно методическое пособие для студентов неэкономических специальностей. - Гомель: УО БелГУТ, – 2022. - 218 с.
10.Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М.: Изд — во Рос.экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга. 2022. 232 с.
11.Зайцев, Г.Г. Управление человеческими ресурсами: учебник. Зайцев Г.Г. / Г.Г. Зайцев. - Москва: Огни, 2022. - 143 c.
12.Зайцева, Т. В. Управление персоналом / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. - М.: Форум, Инфра-М, 2022. - 336 c.
13.Иванкина Л.И. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / Л.И.Иванкина; Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. — 260 с.
14.Информационные технологии в управлении персоналом. Учебник и практикум / Ю.Д. Романова и др. - М.: Юрайт, 2022. - 292 c.
15.Кафидов, В. В. Управление человеческими ресурсами / В.В. Кафидов. - М.: Питер, 2020. - 208 c.
16.Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации / А. Я. Кибанов. - Москва : КНОРУС, 2021. – 368 с.
17.Кибанов А.Я. - Управление персоналом. (СПО). Учебное пособие. - КноРус - 2020 - 201с.
18.Коргова М.А., Дзугкоева О.Г. Кадровые службы как субъекты кадрового менеджмента в организациях: состояние и перспективы развития в современной России под ред. М.А. Корговой. М.-Пятигорск: РАО – ПГЛУ, 2022. - 641 с.
19.Марченко О. И. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие/ Под ред. О. И. Марченко. — М., 2022. — 129 с.
20.Бобрешова, И.П. Применение компетентного подхода в управлении персоналом / И.П. Бобрешова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. – 2020. – №1. – С. 1993-1996.
21.Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2020. – Т. 3. – № 1. – С. 171-173.
22.Концевич Г.Е., Чистова М.В. Совершенствование системы управления предприятием. / Материалы научно-практической конференции; под ред. Н.В. Данченко, Е.В. Сердюковой. 2022. С. 97-102
23.Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2022. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37
24.Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации / Б. Махметова // Уральский научный вестник. – 2020. – Т. 3. – № -1. – С. 35-37
25.Менеджмент организации: Учеб. пособие /Под ред. З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина. -М.: Дело, 2020. — 260с.
26.Мехтиханова Н. Н. - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2022 - 195с.
27.Мхеидзе Л.Р. К вопросу о становлении бизнес-образования в современной России // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2021. № 1. С. 357-360
28.Назаренко М.А., Эрдни-Горяева О.В., Маркова И.А и др. Социально-психологический климат организации как проблема консалтинга персонала // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 10 . – С. 89-90
29.Одегов, Ю. Г. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход / Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.Р. Котова. - М.: Альфа-пресс, 2022. - 752 c.
30.Одегов, Ю. Г. Экономика труда. Учебник и практикум / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Юрайт, 2022. - 424 c.
31.Организационное поведение. Практикум для бакалавров. - М.: ЭЛИТ, 2021. - 288 c.
32.Патрахина Т. Н., Ткаченко Ю. И. К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект // Молодой ученый. — 2021. — №7. — С. 464-466
33.Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. 2022. № 3. С. 53-59
34.Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. / Стаут Л. У., пер. с англ. — М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2021. — 536 с.
35.Управление персоналом в России: 100 лет после революции. Книга 5 : монография / под ред. проф. И.Б. Дураковой. — М. : ИНФРА-М, 2020. — 290 с.
36.Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. - Управление персоналом. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 431с.
37.Анализ и оценка кадрового резерва. Журнал «Директор по персоналу» № 9, 2021 [Электронный ресурс] — URL: http://www.hr- director.ru/article/65699-qqq-15-m9-analiz-i-otsenka-kadrovogo-rezerva
38.Бозаджиев В.Л. Социальный психологический климат и внутренний образ. URL: https://world-science.ru/en/article/view?id=33190
39.Кулакова Я.В., Одаренко Т.В. Обучение и развитие персонала – необходимое условия повышения эффективности работы предприятия. Таврический научный обозреватель. № 5(10) — май 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://tavr.science/stat/2016/05/23-Kulakova-Odarenko.pdf
40.Лановенко Е. Работа с кадровым резервом. / Портал ИД «МЕДИА-ПРО», URL: http://hrliga.com/index.php?id=293&module=profession&op=view/
41.Романова А.Н. Журнал «Novainfo». Методы формирования кадрового резерва организации №63-2, 13.04.2020 URL: https://novainfo.ru/article/12532
42.YouSayAll. https://yousayall.com/news/english-for-accountants-anglijskij-dlya-buhgalterov/
43.Accenture (2021), The high performance workplace study, April, www.accenture.com
44.Byham, W C, Smith, A B and Paese, M J (2022), “Grow your own leaders: how to identify, develop and retain leadership talent” Financial Times, Prentice Hall
45.Chartered Institute of Personnel and Development (CIPD) (2020), “Reflections on talent management”. Change Agenda, London: CIPD
46.Garrow, V G and Hirsh, W (2022), “Talent management: issues of focus and fit” Public Personnel Management, Vol. 37, No 4, winter
47.King, Z. (2022), “Career management: a guide”. London: Chartered Institute of Personnel and Development
48.McCartney, C and Garrow, V (2020), “The talent management journey” Roffey Park Institute, Horsham
49.David, A. Decenzo and Stephen, P. Robbins (2022). Fundamentals of Human Resource Management. 9th Edition. Wiley. USA.
50.Michael Armstrong (2021): A Handbook of Human Resource Management Practice. 10th edition. Kogan Page Ltd, London and Philadelphia.
51.Ivancevich.J. (2022): Human Resource Management, McGraw-Hill, New York.
52.Charles Geer (2021) Strategic Human Resource Management. 2nd edition. Pearson Education, Inc. New Jersey.