Адаптивная двигательная рекреация лиц с нарушением слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Медицина
  • 33 33 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 16.01.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1. Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха 5
1.2 Особенности организации занятий АФК при нарушениях слуха 8
1.3. Адаптивная физическая культура в рекреации 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.1 Характеристика контингента 16
2.2 Методы исследования 16
2.3 Организация исследования 19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ 21
3.1. Описание предлагаемого комплекса упражнений 21
3.2 Предполагаемое влияние предлагаемого комплекса 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ4 29

Фрагмент для ознакомления

И.П.: на полу, лёжа на животе,подбородок положить на руки, согнутые в локтях (3-4 раза)– попеременно сгибать и разгибать ноги в коленях (5-6 раз)Специальные задания, изменяющие способы и условия выполнения упражнений при обучении основным движениям, включались во все части занятия. При наполнении содержания второй половины основной части физкультурных занятий, выбор сделан в пользу подвижных игр. Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушениями слуха, такие как неустойчивость внимания и замедленное запоминание, подбор и проведение игр требует особого подхода.Были выбраны подвижные игры с фитболом, способствующие коррекции и развитию двигательной сферы, координационных способностей и речевого общения. Распределение подвижных игр с фитболом в зависимости от их направленности представлено в таблице 4. Таблица 4 –Распределение подвижных игр с фитболом в зависимости от их направленности[13]Название игрыНаправленность игры«Горячий мяч». «Два барана». «Веселый мяч». «Запрещенное движение» «Эстафета с фитболами»Формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.«Длинные ноги, короткие ноги»Укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.«Охотники и утки»Укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.«Ладушки»Развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания.«Дракон кусает свой хвост»Формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.Количество игр точно не регламентируется, обычно 1-2 игры в одном занятии. Время, отводимое на подвижные игры, составляет 10-15 мин.В зависимости от сюжета предлагаемой подвижной игры использовалось музыкальное сопровождение различной ритмичности и громкости звучания. Количество повторений подвижной игры на одном занятии - 4 - 5 раз. После двух-трех повторений подвижной игры изменялись правила проведения игры, варьировались музыкальные композиции.В качестве примера приведем игру с фитболом «Горячий мяч» [10].Правила игры: 5-6 человек садятся на пол в круг. Дети перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении, хором проговаривая стихи про мяч:Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам, У кого веселый мяч, Тот исполнит песню нам.Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.3.2 Предполагаемое влияние предлагаемого комплексаФитбол-гимнастика благоприятно воздействует на организм, способствуя укреплению мышц всего тела, особенно спины и ягодиц. Этот вид тренировок развивает координацию движений, повышает гибкость, усиливает силу и улучшает выносливость. Он оказывает положительное воздействие на вестибулярный аппарат, корректирует осанку и способствует развитию равновесия. Занятия фитбол-гимнастикой оказывают благотворное влияние на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуя их улучшению [2]. Занятия на мячах включает в себя не только доступные и полезные для развития ребёнка движения, а также и танцевальные и силовые направления. Дети с большим интересом выполняют упражнения на мячах в различных исходных положениях: стоя, сидя, лёжа на полу, лёжа на мяче, упражнения в движении и т.д. Положительное влияние занятий заключается в возможности развития функции равновесия одновременно с развитием силы и гибкости. Фитбол позволяет детям быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества.Упражнения на фитболах являются средством коррекции нарушений осанки.Правильная посадка на мяче предусматривает приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот [15].За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча фитбол-гимнастика оказывает оздоровительный эффект: улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов. Условия выполнения упражнений на мяче гораздо сложнее чем на на полу из-за постоянной балансировки и необходимости совмещать центр тяжести тела с центром мяча, чтобы не упасть. Нестабильная поверхность требует держать мышцы в постоянном напряжении. Усложнённые условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, происходит развитие двигательных навыков, тренируется функция равновесия [26]. Подвижные игры с фитболом способствуют коррекции и развитию двигательной сферы, координационных способностей и речевого общения. Они создают благоприятные условия для расширения двигательных возможностей, обогащения словарного запаса, развития психических качеств, стимулируют инициативу и самостоятельность, а также корректируют нарушения психомоторики.Кроме оздоровительного воздействия, несомненно, также психологическое, воспитательное и педагогическое и воздействие фитбола на организм ребенка. Упражнения и игры с мячом улучшают психоэмоциональную сферу, раскрепощают детей, улучшают коммуникативные способности. Интересные упражнения и игры способствуют формированию мотивации дошкольников к занятиях физическими упражнениями. Развиваются творческие способности – стимулируется креативное мышление и воображение [4]. Таким образом, упражнения и игры с фитболом, направленные на целенаправленное развития координационных способностей,будут способствовать улучшению физического состояния, силы, скорости, ловкости и гибкости, а также социальной адаптации детей с нарушениями слуха. ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1. Выявлены специфичные черты психофизического развития детей с нарушением слуха, обусловленные особенностями их восприятия окружающего мира. Одна из них – проблемы формирования двигательных функций. Большинство детей с нарушением слуха отстают от своих сверстников в физическом развитии. При этом прослеживается недостаточный уровень сформированности координационных способностей, что обусловлено тесной взаимосвязью органа слуха и вестибулярного аппарата.2. Выделены особенности организации занятий АФК, учитывающие особенности коммуникации при нарушениях слуха, а также индивидуальный подход к детям.Применение средств АФК в рекреационной деятельности является эффективным методом улучшения общего физического и психического состояния детей с нарушениями слуха, а также способствуют развитию их социальных навыков. 3. Подобраны тесты для оценки развития скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости и координационных способностей дошкольников, которые позволят проследить динамику этих показателей и оценить эффективность предложенного комплекса упражнений..4. Показан потенциал улучшения физических показателей и состояния здоровья детей старшего дошкольного возраста при использовании фитбола.Применение фитбола укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует развитию осанки, силы, ловкости и гибкости, положительно влияет на кардиореспираторную систему, что существенно для поддержания общего здоровья. Предполагается, что фитбол-гимнастика улучшит выносливость, укрепит мышечный корсет, улучшит равновесие и физическое развитие дошкольников.5. Разработанный комплекс упражнений фитбол-гимнастики теоретически обосновывает его эффективность для улучшения физического состояния и развития координационных способностей детей с нарушением слуха.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ4Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.Боярская, Л.А. Теоретические основы двигательной рекреации : учебнометодическое пособие / Л.А. Боярская ; М-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 152 с.Вербина, В. В. Адаптивное физическое воспитание слабослышащих дошкольников с использованием фитбол-гимнастики и "малой" акробатики / В. В. Вербина, С. А. Дробышева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2011. – №. 2. – С. 111-114.Горбачева, Е. А. Фитбол-гимнастика как средство всестороннего воздействия на организм детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горбачева // Лучшая студенческая статья 2019. – 2019. – С. 149-151.Губарь Н. А. Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе / Н. А. Губарь, Н. А Маслова // Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития : матер. всерос. науч.-практ. конф. В 2 т. – Т. 1. – Иркутск, 2012. - C.18-22.Дерябина, Г.И. Особенности проявления координационных способностей у лиц с нарушением слуха / Г.И.Дерябина [и др. ] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – №4. – С. 40-44.Игошкина, Д. В. Физическоевоспитаниедошкольниковснарушениямислуха / Д. В. Игошкина // Doctrines, Schools and Concepts of Sustainable Development of Science in Modern Conditions. – 2023. – С. 36-38.Использование средств адаптивной физической культуры при реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования : метод. рекомендации / сост.: А. П. Щербак, Е. Ю. Васильева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. —118 с.Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук / С.А. Королев. – Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2004. – 22 с.Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.Лернер, В. Л. Содержание коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками со слуховой депривацией / В. Л. Лернер, Г. И. Дерябина, А. С. Филаткин // Гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – №. 3 (37). – С. 36-41.Лозненкова, Е. С. Содержание внеурочных форм занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся с нарушением слуха / Е. С. Лозненкова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №. 11 (201). – С. 229-232.Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 237 сПримерная рабочая программа по адаптивной физической культуре для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22)). – М., 2022. – 65 с.Серебрякова, Г.В. Фитбол – гимнастика в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста: метод. рекомендации / Г.В.Серебрякова. – Минусинск, 2020. – 55 с.Снесарь Н.Н. Игра - терапия в адаптивной физической культуре / Н.Н. Снесарь // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 8. - С. 133.Соболев, С. В. Особенности физического развития глухих детей младшего школьного возраста / С. В. Соболев // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2011. – С. 54.Соколов, Н. Г., Овчинников, В. П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2016. — 44 с.Степанова, О. Н. Перспективы и сложности реализации фитнес-программ в системе адаптивного физического воспитания лиц с нарушением слуха / О. Н. Степанова, Е. А. Осокина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10(128). – С. 191-195.Сутырина, М. П. Развитие локомоторных функций у детей с нарушениями слуха / М. П. Сутырина// Спортивная психология: наука и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 25 нояб. 2021 г. – Новосибирск : Изд-во НГУЭиУ «НИНХ», 2021. – С. 114-120.Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для рук. и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 166 с.Трушин, А. В. Методика развития двигательно-координационных качеств у дошкольников 6-7 лет с нарушением слуха / А. В. Трушин // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, асп., магистрантов и студентов с междунар. участием: в 3 т. – Казань: ПГАФКСиТ, 2019. – С. 172-173.Хода, Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Л. Д. Хода; [Место защиты: Санкт-Пет. гос. ун-т физ. культуры]. - Санкт-Петербург, 2008. - 41 с.Чабовский, С. Ю. Эффективность использования средств аэробики в адаптивной физической культуре / С. Ю. Чабовский // Редакционный совет. – 2020. – С. 109.Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 сЧерницына, Н. В. Коррекция и профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол-гимнастики / Н. В. Черницына // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №. 11. – С. 29-34.Шарыгина, Л. Н. Фитбол для дошколят - это здорово, интересно и полезно! / Л. Н. Шарыгина // Мир детства и образование. – 2020. – С. 196-199.Шатунов, Д. А. Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания младших школьников с нарушением слуха / Д. А. Шатунов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 97-105.Щетинина, С. Ю. Фитбол: его особенности и использование / С. Ю. Щетинина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №. 11 (201). – С. 542-546.Ярыгина, И. В. Занятия спортом как средство социализации детей с нарушениями слуха / И. В. Ярыгина [и др.]// Спорт, здоровье и физическая культура в современном обществе: перспективы развития. – 2023. – С. 426-429.Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для рук. и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 166 с.

1. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры : учебное пособие для вузов / Т. П. Бегидова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 181 с.
2. Боярская, Л.А. Теоретические основы двигательной рекреации : учебнометодическое пособие / Л.А. Боярская ; М-во науки и высшего образования РФ.— Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2021.— 152 с.
3. Вербина, В. В. Адаптивное физическое воспитание слабослышащих дошкольников с использованием фитбол-гимнастики и "малой" акробатики / В. В. Вербина, С. А. Дробышева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2011. – №. 2. – С. 111-114.
4. Горбачева, Е. А. Фитбол-гимнастика как средство всестороннего воздействия на организм детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Горбачева // Лучшая студенческая статья 2019. – 2019. – С. 149-151.
5. Губарь Н. А. Адаптивная физическая культура для детей с детским церебральным параличом в общеобразовательной школе / Н. А. Губарь, Н. А Маслова // Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт в современных условиях: результаты, проблемы, приоритеты развития : матер. всерос. науч.-практ. конф. В 2 т. – Т. 1. – Иркутск, 2012. - C.18-22.
6. Дерябина, Г.И. Особенности проявления координационных способностей у лиц с нарушением слуха / Г.И.Дерябина [и др. ] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2018. – №4. – С. 40-44.
7. Игошкина, Д. В. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха / Д. В. Игошкина // Doctrines, Schools and Concepts of Sustainable Development of Science in Modern Conditions. – 2023. – С. 36-38.
8. Использование средств адаптивной физической культуры при реализации адаптированных образовательных программ дошкольного образования : метод. рекомендации / сост.: А. П. Щербак, Е. Ю. Васильева. — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. —118 с.
9. Королев, С. А. Методика воспитания двигательно-координационных способностей глухих и слабослышащих детей 4-7 лет в специальных дошкольных учреждениях: автореф. дисс. … канд. пед. наук / С.А. Королев. – Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2004. – 22 с.
10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
11. Лернер, В. Л. Содержание коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками со слуховой депривацией / В. Л. Лернер, Г. И. Дерябина, А. С. Филаткин // Гаудеамус. – 2018. – Т. 17. – №. 3 (37). – С. 36-41.
12. Лозненкова, Е. С. Содержание внеурочных форм занятий адаптивным физическим воспитанием учащихся с нарушением слуха / Е. С. Лозненкова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №. 11 (201). – С. 229-232.
13. Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 237 с
14. Примерная рабочая программа по адаптивной физической культуре для глухих, слабослышащих, позднооглохших детей дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, перенесших операцию по кохлеарной имплантации (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 29 сентября 2022 г. № 7/22)). – М., 2022. – 65 с.
15. Серебрякова, Г.В. Фитбол – гимнастика в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста: метод. рекомендации / Г.В.Серебрякова. – Минусинск, 2020. – 55 с.
16. Снесарь Н.Н. Игра - терапия в адаптивной физической культуре / Н.Н. Снесарь // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 8. - С. 133.
17. Соболев, С. В. Особенности физического развития глухих детей младшего школьного возраста / С. В. Соболев // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. – 2011. – С. 54.
18. Соколов, Н. Г., Овчинников, В. П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие. — СПб.: РГГМУ, 2016. — 44 с.
19. Степанова, О. Н. Перспективы и сложности реализации фитнес-программ в системе адаптивного физического воспитания лиц с нарушением слуха / О. Н. Степанова, Е. А. Осокина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – № 10(128). – С. 191-195.
20. Сутырина, М. П. Развитие локомоторных функций у детей с нарушениями слуха / М. П. Сутырина // Спортивная психология: наука и практика : материалы междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 25 нояб. 2021 г. – Новосибирск : Изд-во НГУЭиУ «НИНХ», 2021. – С. 114-120.
21. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для рук. и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 166 с.
22. Трушин, А. В. Методика развития двигательно-координационных качеств у дошкольников 6-7 лет с нарушением слуха / А. В. Трушин // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, асп., магистрантов и студентов с междунар. участием: в 3 т. – Казань: ПГАФКСиТ, 2019. – С. 172-173.
23. Хода, Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.04 / Л. Д. Хода; [Место защиты: Санкт-Пет. гос. ун-т физ. культуры]. - Санкт-Петербург, 2008. - 41 с.
24. Чабовский, С. Ю. Эффективность использования средств аэробики в адаптивной физической культуре / С. Ю. Чабовский // Редакционный совет. – 2020. – С. 109.
25. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с
26. Черницына, Н. В. Коррекция и профилактика нарушений осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами фитбол-гимнастики / Н. В. Черницына // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – №. 11. – С. 29-34.
27. Шарыгина, Л. Н. Фитбол для дошколят - это здорово, интересно и полезно! / Л. Н. Шарыгина // Мир детства и образование. – 2020. – С. 196-199.
28. Шатунов, Д. А. Коррекционно-оздоровительная программа физического воспитания младших школьников с нарушением слуха / Д. А. Шатунов // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 6. – №. 1. – С. 97-105.
29. Щетинина, С. Ю. Фитбол: его особенности и использование / С. Ю. Щетинина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – №. 11 (201). – С. 542-546.
30. Ярыгина, И. В. Занятия спортом как средство социализации детей с нарушениями слуха / И. В. Ярыгина [и др.]// Спорт, здоровье и физическая культура в современном обществе: перспективы развития. – 2023. – С. 426-429.


Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для рук. и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. - Москва : ТЦ Сфера, 2006. - 166 с.