Обязательное социальное страхование и безусловный базовый доход: будущее права социального обеспечения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Страхование
  • 30 30 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 02.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Право социального обеспечения в Российской Федерации 4
1.1 Сущность права социального обеспечения в РФ 4
1.2. Особенности права граждан на социальное обеспечение 8
Глава 2. Характеристика обязательного социального страхования и безусловного базового дохода 11
2.1 Основные тенденции развития обязательного социального страхования 11
2.2 Характерные черты развития безусловного базового дохода 14
2.3 Сравнительный анализ обязательного социального страхования и безусловного базового дохода 18
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Предположительно, универсальный базовый доход может частично или полностью заменить средства, выделяемые на случай болезни или оплату медицинских услуг в период заболевания. Одновременно возникает вопрос, сможет ли государство взять на себя эти расходы, напоминающие систему общественных фондов потребления, подобные тем, что существовали ранее. Такое предложение не противоречит принципу безусловности универсального базового дохода, хотя конфликтует с идеей одинакового размера этого пособия. В этом случае все граждане получат бесплатные блага с учётом их потребностей (образование, медицинская помощь, постоянный уход и другие социальные услуги), но объём этих благ будет различным. Также важно рассмотреть возможность не только денежной формы предоставления универсального базового дохода, но и его осуществления в виде бесплатных благ.Постановка государством обязательств по выплате универсального базового дохода долгосрочно представляет собой сложную задачу в условиях изменчивой внутренней и внешней обстановки, демографических изменений, экономических колебаний и появления различных угроз, включая экологические проблемы. Однажды введённые выплаты их можно либо продолжать в долгосрочной перспективе, либо вносить изменения в размеры, что может иметь негативные последствия в политическом, экономическом и социальном плане.Внедрение универсального базового дохода означает запрос на общественные ресурсы, которые могли бы быть использованы для других сфер развития человеческого потенциала, таких как образование, здравоохранение и другие области. Новый инструмент экономической и социальной политики вызывает конкуренцию за ограниченные ресурсы, что может отразиться на обществе и экономике.Повторное распределение национального дохода, улучшающее положение социальных групп с низким уровнем жизни, – общепринятая практика в современных капиталистических странах, включая Россию. Внедрение ББД, нацеленное на это перераспределение, предполагает более стратегическое использование таких изменений. В контексте нашей страны, начальный этап внедрения ББД следует ориентировать на эффективную поддержку уязвимых на рынке труда, малоимущих групп населения, обеспечивая улучшение условий жизни безработных, выпускников учебных заведений в период перехода к трудовой деятельности, а также неустойчиво занятых групп с признаками нестабильности, особенно среди сельского населения России.Внедрение универсального базового дохода обусловлено несколькими важными факторами, включая замещение труда технологиями в различных сферах, изменения в модели занятости от стандартной к нестандартной, что приводит к утрате трудовых и социальных гарантий, рост запросов общества на социальную справедливость из-за увеличения социально-экономического неравенства и сложности систем социальной защиты, которая исключает часть малоимущего населения.Существует ряд неопределенностей и последствий внедрения ББД, обусловленных недостаточной теоретической разработкой категории, институтов и механизмов применения, а также невозможностью оценить их в «чистом» эксперименте. Среди возможных проблем следует учитывать ослабление мотивации к труду из-за ББД, уменьшение стимулов к сотрудничеству и зависимость от коллективных форм защиты трудовых и социальных прав, неопределенность в предложениях для обеспечения продуктивной занятости и повышения потенциала, а также сомнения в устойчивости государственных выплат ББД в долгосрочной перспективе при изменении общественной и экономической обстановки.Актуальная система обязательного социального страхования, осуществляемая государством для социальной поддержки, обладает значительными недостатками, требующими модернизации и применения новых регулирующих методов и инструментов в сфере социально-экономических отношений. Существенную роль в этой модернизации играет социальное обеспечение, превращаясь в социальное право, основанное на всестороннем законодательстве о социальной защите. Это направлено на выполнение социальной политики государства, включая его интерсекторальные связи.Механизм государственного гарантированного дохода должен быть утвержден федеральным законом, а также требует пересмотра законодательства в области социального страхования. Данный гарантированный доход должен быть одним для всех регионов России. В противном случае, привязка его к прожиточному минимуму в регионе может привести к ощущению несправедливости и враждебности среди жителей регионов с более низким уровнем доходов, вместо создания единства общества возникнет его раскол по региональному признаку. Однако региональным властям следует сохранить право на дополнительные выплаты, зависящие от природно-климатических и социальных особенностей их территорий.Государственный гарантированный доход не должен быть выплачиваем пожизненно, а лишь в период, когда у граждан доход ниже прожиточного минимума. Что должно контролироваться государственными органами, что реализуется в условиях цифровизации их деятельности.При переходе к государственному гарантированному доходу следует пересмотреть базовые принципы определения прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, для соответствия международным социальным стандартам. В настоящее время методика определения не включает некоторые жизненно важные расходы (например, на связь).Применение концепции ББД может внести достаточно ощутимый вклад в поддержание уровня жизни населения в постковидный период. Однако реализация концепции ББД с учетом состояния современной экономической системы в полной мере невозможна. Препятствуют этому такие проблемы, как сверхвысокая нагрузка на бюджет, неготовность населения к глобальным переменам в области социальной политики, а также эффективно функционирующие альтернативные схемы выдачи социальных пособий. Следовательно, реализация концепции ББД является возможной лишь в долгосрочной перспективе.Таким образом, обязательное социальное страхование, так и безусловный базовый доход представляют собой ключевые элементы в контексте социальной политики и обеспечения гражданского благосостояния. Обе концепции имеют свои преимущества и недостатки, связанные с их реализацией и воздействием на общество.Обязательное социальное страхование в своей основе представляет систему, построенную на принципе обязательных платежей и обеспечения социальной защиты граждан через накопительный механизм.С другой стороны, безусловный базовый доход представляет собой концепцию, где гражданам регулярно и безусловно выплачивается фиксированная сумма денег независимо от их социального статуса или занятости.ЗаключениеПраво социального обеспечения в Российской Федерации представляет собой сложную и многогранную систему, занимающую ключевую роль в жизни общества. Оно охватывает разнообразные аспекты, включая обеспечение граждан достойными условиями жизни, поддержку уязвимых слоев населения и создание механизмов социальной защиты. Однако важно отметить, что эта область права характеризуется высокой степенью сложности и многообразием нормативно-правовых актов, что иногда приводит к неоднозначности и неясности в правовом регулировании. Принципы всеобщности и дифференциации, лежащие в основе права социального обеспечения, подчеркивают необходимость предоставления социальной поддержки всем нуждающимся гражданам без дискриминации, учитывая их индивидуальные обстоятельства. Данные принципы формируют основу нормативной базы, определяющей виды и условия социального обеспечения в стране.В системе социально-экономических прав выделяется важное значение права на социальное обеспечение, отражающее заботу государства о гражданах, испытывающих различные социальные и экономические трудности. Право на социальное обеспечение включает в себя разнообразные формы поддержки, такие как пенсии, пособия, материальная помощь и медицинское обслуживание, направленные на обеспечение минимального уровня благосостояния и социальной защиты граждан. Неотъемлемой частью этого права является поддержка тех, кто находится в уязвимых положениях, включая людей с ограниченными возможностями, пожилых, семьи с детьми, и прочих, нуждающихся в социальной помощи. Кроме того, система социального обеспечения несет важные функции в обеспечении устойчивости и благополучия общества в целом, обеспечивая стабильность и социальную справедливость.Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов; ответственность за целевое использование средств; обеспечение надзора и общественного контроля.Исходя из обзора различных стратегий внедрения концепции безусловного базового дохода в различных странах, можно отметить, что этот подход к социальной поддержке становится все более актуальным в контексте стремительно меняющейся экономической и социальной среды. Реализация подобных программ может оказать положительное воздействие на борьбу с неравенством и бедностью, создавая потенциал для инклюзивного развития и снижения социальной напряженности. В то же время, необходимо учитывать особенности культуры и экономической системы каждой страны при планировании и внедрении подобных инициатив.Обе системы имеют свои плюсы и минусы. Обязательное социальное страхование имеет свои корни и структуру, основанную на стабильной базе существующей системы, но требует совершенствования и адаптации к современным вызовам. С другой стороны, безусловный базовый доход представляет собой инновационный подход, который может изменить ландшафт социальной политики, но требует тщательной оценки своей финансовой, социальной и экономической устойчивости на долгосрочной основе.Список литературыКонституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 30.11.2023)Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116344/ (дата обращения: 30.11.2023)Аверьянова, М. И. особенности защиты социально-обеспечительных прав гражданских служащих / М. И. Аверьянова // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 2(60). – С. 32-44. Александрова, А. В. Безусловный базовый доход как альтернатива социальному обеспечению в постковидный период / А. В. Александрова, Ю. А. Новичкова, О. Д. Ширяева // Современные вопросы государства, права, юридического образования. – 2022. – С. 82-89. Балашова, Е. Ф. К вопросу о праве на безусловный базовый доход / Е. Ф. Балашова, О. В. Сиваков // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2019. – № 4(55). – С. 79-86. Белоусов, А. Л. Безусловный базовый доход как современный тренд развития механизмов социального обеспечения / А. Л. Белоусов // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 143-150. Беляева, А. И. Принципы права социального обеспечения: / А. И. Беляева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 2(18). – С. 541-547. Бесстремянная, Г. Е. Развитие системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / Г. Е. Бесстремянная // Федерализм. – 2013. – № 3(71). – С. 201-212.Бобков, В. Н. Безусловный базовый доход: размышления о возможном влиянии на повышение уровня и качества жизни и устойчивости общества / В. Н. Бобков, Н. К. Долгушкин, Е. В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – № 3(213). – С. 8-24. Бурнашов, А. М. Безусловный базовый доход как фактор развития социального обеспечения / А. М. Бурнашов // Российское право онлайн. – 2022. – № 3. – С. 81-89. Бушуева, А. В. Основные категории права социального обеспечения / А. В. Бушуева // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3(35). – С. 63-68. Килоева, З. С. Сущность права социального обеспечения и его взаимосвязь с трудовым правом / З. С. Килоева // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 2 частях. – 2021. – С. 96-97. Кузьменко, А. В. Предмет социального права: проблема определения / А. В. Кузьменко // Петербургский юрист. – 2016. – № 3. – С. 35-42. Мечик-Зарицкая, Д. А. Право граждан на социальное обеспечение. Содержание и проблемы реализации / Д. А. Мечик-Зарицкая // Colloquium-Journal. – 2020. – № 8-7(60). – С. 35-37. Полушин, С. В. сущность и значение социального обеспечения / С. В. Полушин // Современные проблемы правоприменения. – 2022. – С. 175-177. Рафикова, В. С. Обязательное социальное страхование: проблемы и преимущества в РФ / В. С. Рафикова // Актуальные проблемы современного законодательства. – 2022. – С. 389-392. Трифонова, Ю. Н. Безусловный базовый доход в контексте социальной функции государства / Ю. Н. Трифонова // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. – 2022. – С. 53-57.Универсальный базовый доход: шанс для России?: [монография] / В.Н. Бобков, [и др.]; под ред. В. Н. Бобкова (отв. ред.), Е.В. Одинцовой. – Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Ижевск : Шелест, 2022. – 360 с.Фатеев, С. И. Понятие и принципы обязательного социального страхования / С. И. Фатеев // Право и законность: вопросы теории и практики. – 2021. – С. 197-198.

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://constitution.garant.ru/ (дата обращения: 30.11.2023)
2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://base.garant.ru/12116344/ (дата обращения: 30.11.2023)
3. Аверьянова, М. И. особенности защиты социально-обеспечительных прав гражданских служащих / М. И. Аверьянова // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 2(60). – С. 32-44.
4. Александрова, А. В. Безусловный базовый доход как альтернатива социальному обеспечению в постковидный период / А. В. Александрова, Ю. А. Новичкова, О. Д. Ширяева // Современные вопросы государства, права, юридического образования. – 2022. – С. 82-89.
5. Балашова, Е. Ф. К вопросу о праве на безусловный базовый доход / Е. Ф. Балашова, О. В. Сиваков // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. – 2019. – № 4(55). – С. 79-86.
6. Белоусов, А. Л. Безусловный базовый доход как современный тренд развития механизмов социального обеспечения / А. Л. Белоусов // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – Т. 15, № 3. – С. 143-150.
7. Беляева, А. И. Принципы права социального обеспечения: / А. И. Беляева // Аллея науки. – 2018. – Т. 2, № 2(18). – С. 541-547.
8. Бесстремянная, Г. Е. Развитие системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации / Г. Е. Бесстремянная // Федерализм. – 2013. – № 3(71). – С. 201-212.
9. Бобков, В. Н. Безусловный базовый доход: размышления о возможном влиянии на повышение уровня и качества жизни и устойчивости общества / В. Н. Бобков, Н. К. Долгушкин, Е. В. Одинцова // Уровень жизни населения регионов России. – 2019. – № 3(213). – С. 8-24.
10. Бурнашов, А. М. Безусловный базовый доход как фактор развития социального обеспечения / А. М. Бурнашов // Российское право онлайн. – 2022. – № 3. – С. 81-89.
11. Бушуева, А. В. Основные категории права социального обеспечения / А. В. Бушуева // Вестник Пензенского государственного университета. – 2021. – № 3(35). – С. 63-68.
12. Килоева, З. С. Сущность права социального обеспечения и его взаимосвязь с трудовым правом / З. С. Килоева // Сборник статей IX Международной научно-практической конференции в 2 частях. – 2021. – С. 96-97.
13. Кузьменко, А. В. Предмет социального права: проблема определения / А. В. Кузьменко // Петербургский юрист. – 2016. – № 3. – С. 35-42.
14. Мечик-Зарицкая, Д. А. Право граждан на социальное обеспечение. Содержание и проблемы реализации / Д. А. Мечик-Зарицкая // Colloquium-Journal. – 2020. – № 8-7(60). – С. 35-37.
15. Полушин, С. В. сущность и значение социального обеспечения / С. В. Полушин // Современные проблемы правоприменения. – 2022. – С. 175-177.
16. Рафикова, В. С. Обязательное социальное страхование: проблемы и преимущества в РФ / В. С. Рафикова // Актуальные проблемы современного законодательства. – 2022. – С. 389-392.
17. Трифонова, Ю. Н. Безусловный базовый доход в контексте социальной функции государства / Ю. Н. Трифонова // Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей. – 2022. – С. 53-57.
18. Универсальный базовый доход: шанс для России?: [монография] / В.Н. Бобков, [и др.]; под ред. В. Н. Бобкова (отв. ред.), Е.В. Одинцовой. – Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова. – Ижевск : Шелест, 2022. – 360 с.
19. Фатеев, С. И. Понятие и принципы обязательного социального страхования / С. И. Фатеев // Право и законность: вопросы теории и практики. – 2021. – С. 197-198.