Налоговые риски
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 03.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
Сущность налоговых рисков 2
Причины возникновения налоговых рисков 4
Способы минимизации налоговых рисков 7
Заключение 9
Список литературы 10
Основой превентивного метода борьбы с налоговыми правонарушениями выступила утвержденная приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», основной целью которой является совершенствование налоговой дисциплины, увеличение эффективности и результативности проведения налоговых проверок, а также уменьшение налоговых споров. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок представляет собой открытый процесс отбора налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений. При этом налогоплательщик может самостоятельно оценить свои налоговые риски, выявлять и устранить допущенные ошибки при исчислении и уплате налогов в бюджет.Отметим, что для минимизации налоговых рисков в отечественной практике целесообразно применять зарубежный опыт. Так, в Германии основными зонами налоговых рисков выступает перемещение доходов в низконалоговые юрисдикции, злоупотребление соглашениями об избежании двойного налогообложения, уклонение от уплаты налогов постоянными представительствами иностранных организаций и пр. В Швеции – это схемы с использование офшоров, банковских карт и иностранных холдинговых компаний. Как видим, в качестве основного источника налогового риска государства выделяют использование налогоплательщиками схем с участием офшорных компаний. При это особое место в системе выявления налоговых рисков в мировой практике принадлежит введению в национальные законодательства режима штрафных санкций для промоутеров (США, Австралия, Канада).Понимание значимости последствий реализации налоговых рисков для всех сфер жизнедеятельности российского общества предполагает необходимость включения налогового риск-менеджмента в состав традиционных функций налогового администрирования. Данная функция заключается в формировании предпосылок для пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах, в предупреждении недобросовестного поведения налогоплательщиков, которое влечет за собой риск снижения поступлений в бюджетную систему, а также «в возмещении ущерба, причиненного бюджетной системе противоправными либо ошибочными действиями (бездействием) налогоплательщика, либо иных обязанных лиц». Реализация данной функции предполагает: выявление, анализ и оценку налоговых рисков; сопоставление, выбор и реализацию методов и инструментов управления риском с целью выявления (предотвращения) возможных налоговых правонарушений, а также возмещения ущерба бюджетной системе; мониторинг результатов реализации принятого субъектами администрирования управленческого решения. При этом характер воздействия на субъекты налоговых правонарушений должен соответствовать степени значимости факторов риска. Неотъемлемой составляющей налогового рискменеджмента выступает управление отношениями между субъектами налоговых отношений, возникающими в процессе реализации данной функции налогового администрирования.ЗаключениеСогласно Концепции системы планирования выездных налоговых проверок в настоящее время риск совершения налогового правонарушения («зоны риска») рассматривается в качестве критерия отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, тогда как ранее данный вопрос решался на основе конфиденциальной процедуры налоговых органов.Многообразие трактовок рисков и налоговых рисков как их разновидностей не исключает единства в трактовке источника риска, в качестве которого рассматривается неопределенность факторов внешней среды и необходимость выбора со стороны экономических агентов. Применительно к налоговой сфере неопределенность факторов внешней среды может проявляться как коллизия норм налогового права, нестабильность законодательства о налогах и сборах, отсутствие (неполнота) информации, препятствующая исполнению в полном объеме обязательств субъектов налоговых отношений, защите их прав, а также отсутствие правовых норм, регулирующих определенные налоговые отношения.Налоговый риск плательщика налогов и сборов (налогового агента) возникает в ходе исполнения им своих обязанностей перед бюджетом, т.е. может быть инициирован его действиями (бездействием). Тем самым оказывая воздействие на факторы внутренней и внешней среды, а также выбор налогоплательщика (налогового агента), представляется возможным изменить вероятность возникновения риска и нейтрализовать (предупредить) негативные последствия его реализации.Таким образом, дальнейшее развитие системы налогового администрирования с учетом налоговых рисков и интеграция в его состав инструментария риск-менеджмента повышает результативность деятельности налоговых администраций, создает условия для эффективного выполнения функций – налогового планирования, налогового учета и анализа, налогового контроля и налогового регулирования. Одновременно следует отметить превентивный характер риск-ориентированной контрольной деятельности, которая основана на информировании налогоплательщиков о последствиях реализации рисков, что стимулирует добровольный отказ от противоправных деяний. Реализация рискориентированного подхода к выбору объектов контрольных мероприятий снижает административные издержки налоговых администраций (финансовых, налоговых, таможенных), а также административное бремя и упущенную выгоду налогоплательщиков, позволяет внедрить стандартный алгоритм проведения контрольных мероприятий, что снижает затраты налогового администрирования и нейтрализует влияние субъективных факторов на их результат.Список литературыПриказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053820/Базаров, К.Т. Теоретические основы управления налоговыми рисками в период экономических реформ / К.Т. Базаров // Экономика и социум. 2023. № 4-1. С. 461-466.Красницкий, В.А. Налоговые риски в системе налогового контроля РФ / В.А. Красницкий // Вестник Академии знаний. 2019. № 5. С. 302-307.Ольховая, К.А. Налоговый риск / К.А. Ольховая // Вестник магистратуры. 2017. № 2. С. 115-119.Пименов, Н.А. Налоговый менеджмент: учебник для вузов / Н.А. Пименов. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 328 с.Салмина, С.В. Налоговые риски в системе налогового администрирования / С.В. Салмина // ВЭП. 2022. № 1. С. 42-46.Седаев, П. Налоговые риски: причины возникновения и способы из минимизации / П. Седаев // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 10. С. 140-145.
1. Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» // СПС «Гарант». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12053820/
2. Базаров, К.Т. Теоретические основы управления налоговыми рисками в период экономических реформ / К.Т. Базаров // Экономика и социум. 2023. № 4-1. С. 461-466.
3. Красницкий, В.А. Налоговые риски в системе налогового контроля РФ / В.А. Красницкий // Вестник Академии знаний. 2019. № 5. С. 302-307.
4. Ольховая, К.А. Налоговый риск / К.А. Ольховая // Вестник магистратуры. 2017. № 2. С. 115-119.
5. Пименов, Н.А. Налоговый менеджмент: учебник для вузов / Н.А. Пименов. – 3-е изд. – М.: Юрайт, 2023. – 328 с.
6. Салмина, С.В. Налоговые риски в системе налогового администрирования / С.В. Салмина // ВЭП. 2022. № 1. С. 42-46.
7. Седаев, П. Налоговые риски: причины возникновения и способы из минимизации / П. Седаев // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 10. С. 140-145.