Причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 06.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАВИСИМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ 5
1.1 Понятие и характеристика зависимых форм поведения 5
1.2 Причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте 14
1.3 Исследования причин возникновения зависимых форм поведения 22
ГЛАВА 2 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАВИСИМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Другими словами, сама атмосфера в семье потенциального или реального наркомана является аддиктивной, и другие члены семьи испытывают личностные изменения, связанные с склонностью к зависимости. Таким образом, исследования семей, в которых один из членов является наркоманом, показали, что аддиктивные формы поведения присутствуют не только у наркомана, но и у одного из родителей (чаще всего отца). Аддиктивноеповедение у родственника наркомана проявлялось в виде перфекционизма (38,7% случаев), чрезмерных забот о здоровье (22,6% случаев), алкогольной зависимости (16,1% случаев), азартных игр (12,9% случаев), религиозного фанатизма (9,7% случаев).Семья, где родители придерживаются гипоопекающего стиля воспитания, позволяет ребенку полностью свободно действовать, не ограничивая и не контролируя его. Однако, такая обстановка не является позитивной, потому что она приводит к одиночеству, недостатку заботы и внимания со стороны родителей, и отсутствию доверительных отношений. Отсутствие ограничений и обязанностей также создает неопределенность и неустойчивость для ребенка. В семье, где родители воспитывают ребенка с максимальным вниманием, заботой и поддержкой, без наказаний и ограничений, ребенок является центром семьи и смыслом жизни родителей. Мещерякова И. А. считает, что если ребенок постоянно балуется и оберегается от переживаний и боли в семье, без возможности справиться с трудностями самостоятельно, то у него не развивается опыт терпения и преодоления страданий. Такая личность не умеет относиться терпимо к трудностям и ориентирована на мгновенное облегчение. В гиперопекающей семье ребенку не развивается способность принимать решения самостоятельно, он становится податливым к групповому воздействию и готовым к послушанию. Он склонен переложить ответственность на других и не умеет планировать свое будущее, что характерно для зависимой личности. Запреты и ограничения в семье (в разумных пределах) играют роль ориентиров и ставят границы поведения, создавая у ребенка чувство защищенности и стабильности. В данном типе семей несмотря на то, что ребенок является кумиром для родителей, ему также не устанавливаются никакие запреты, что усиливает его ощущение неопределенности и неуверенности.В настоящее время появилась новая теория формирования зависимости, которая утверждает, что подход к ней как к болезни необоснован. Марк Льюис, известный нейробиолог и автор книги "Биология желания", является сторонником этого нового подхода. Он утверждает, что изменения в структуре мозга необязательно свидетельствуют о его заболевании. Зависимость рассматривается как привычка, которая может быть преодолена, и после этого мозг полностью восстанавливается. Привычка формируется бессознательно, в то время как навык развивается осознанно. Зависимость усваивается как модель поведения, что делает ее сходной с другими неблагоприятными моделями поведения, такими как расизм, религиозный экстремизм, одержимость спортом и нездоровые отношения. Мозг постоянно меняется: в период взросления, в процессе обучения и развития новых навыков, во время старения и восстановления после инсульта. Особенно значительные изменения происходят, когда люди прекращают употреблять наркотики. Саморазвитие является одним из способов преодоления зависимости. Зависимость не связана с осознанным выбором, плохим характером или неблагоприятным детством (хотя последний фактор все же является риском). Это привычка, которая развивается благодаря повторению. Хотя зависимость не отнимает у человека полностью его свободу выбора, избавиться от нее гораздо сложнее из-за ее глубокой закрепленности. Невозможно сформулировать одно конкретное правило, которое поможет справиться с зависимостью. Это требует упорства, учета индивидуальных особенностей, удачи и сложившихся обстоятельств. Однако эксперты согласны, что взросление и саморазвитие во многом способствуют излечению. В процессе старения человек меняет взгляды и представление о своем будущем, что делает зависимость менее привлекательной и уже не кажущейся непреодолимой. Повторение одного и того же действия с течением времени вызывает скуку и разочарование. Зацикленность на зависимости и бесполезные попытки достичь одной и той же цели изо дня в день противоречат творческой и оптимистической сущности человеческой природы.Таким образом, исследования причин возникновения зависимых форм поведения проводятся с целью понять, почему некоторые люди становятся зависимыми от определенных привычек, веществ или действий. Эти исследования позволяют выявить факторы, которые способствуют формированию зависимостей и помочь разработать эффективные методы и подходы к их предотвращению и лечению. Они также помогают более глубоко понять психологические и биологические аспекты развития зависимого поведения, а также его влияние на общественную и личную жизнь человека. Эти исследования могут быть полезны для разработки профилактических программ и методик работы с зависимыми людьми.ГЛАВА 2 ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАВИСИМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕПодростковый возраст является периодом значительного развития и изменений в жизни человека. В этом возрасте подростки сталкиваются с различными социальными и эмоциональными вызовами, которые могут повлиять на их поведение. В некоторых случаях, подростки могут развить зависимые формы поведения, которые могут иметь серьезные последствия для их физического, психологического и социального благополучия. Одной из самых распространенных зависимых форм поведения в подростковом возрасте является употребление наркотиков и алкоголя. Подростки, которые страдают от этих зависимостей, имеют высокий риск развития физических и психологических проблем. Употребление наркотиков и алкоголя может привести к проблемам со здоровьем, включая повреждение органов, нарушение развития мозга и проблемы с памятью и концентрацией. Эти проблемы могут оставить долгосрочные последствия для физического здоровья подростков. Психические последствия употребления наркотиков и алкоголя также могут быть серьезными. Нередко подростки, употребляющие наркотики, сталкиваются с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, тревога, шизофрения и суицидальные мысли. Употребление наркотиков может оказывать влияние на химический баланс в мозгу и повлиять на эмоциональное состояние подростков. Кроме того, подростки, употребляющие наркотики, часто становятся жертвами насилия, сексуального насилия и преступлений, связанных с наркотиками.Зависимость может также повлиять на их эмоциональную развитие, в том числе возникновение проблем с самооценкой и уверенностью в себе. Зависимая форма поведения, такая как компьютерные игры и интернет-зависимость, также может иметь серьезные последствия для подростков. Они могут проводить много времени, сидя перед экраном, играя в игры, и игнорируя свои обязанности и социальные связи. Это может привести к проблемам со здоровьем, включая повышенный риск развития ожирения и проблем с позвоночником. Кроме того, длительное использование компьютеров и интернета может быть связано с ухудшением психического здоровья, включая тревожность, депрессию и проблемы с самооценкой. Компьютерная игромания и интернет-зависимость также могут иметь серьезные последствия для подростков. Подростки, проводящие большое количество времени за компьютерными играми или в интернете, могут страдать от проблем со здоровьем, включая нарушения сна, ожирение и проблемы со спиной и зрением. Также, из-за чрезмерного использования компьютерных игр и интернета, подростки могут упускать возможности для социальных контактов, образования и развития навыков, что может негативно сказаться на их будущем. Кроме того, компьютерная игромания и интернет-зависимость могут приводить к ухудшению психического здоровья, включая тревогу, депрессию и проблемы социальной адаптации. Другой вид зависимости, который может проявиться в подростковом возрасте, это зависимость от социальных сетей и смартфонов. Подростки, поглощенные своими мобильными телефонами и социальными сетями, могут пропускать учебу, испытывать проблемы с сном и терять контакт с реальным миром. Они могут также страдать от тревоги, депрессии и проблем социальной адаптации. Зависимость от социальных сетей также может увеличить вероятность попадания подростков в ситуации онлайн-буллинга и негативного влияния. В целом, зависимость исходящих от подростков поведений могут иметь серьезные последствия для их физического, психического и социального благополучия. Важно рано определить эти зависимости и предоставить подросткам необходимую помощь и поддержку, чтобы помочь им преодолеть свои проблемы и развить здоровые способы справления с вызовами подросткового возраста.Как видно из приведенных выше примеров, зависимые формы поведения, такие как употребление наркотиков и алкоголя, компьютерная игромания и интернет-зависимость, а также зависимость от социальных сетей и смартфонов, могут иметь серьезные последствия для подростков. Они могут негативно влиять на физическое и психическое здоровье подростков, а также на их социальное благополучие и возможности для развития и успеха в жизни. Поэтому важно родителям и сообществу обращать внимание на такие зависимости и предоставлять необходимую помощь и поддержку подросткам, чтобы помочь им преодолеть эти проблемы и развить здоровые способы справления со стрессом и вызовами подросткового возраста.Таким образом, последствия зависимых форм поведения в подростковом возрасте могут быть серьезными и долгосрочными. Зависимое поведение, такое как употребление наркотиков, алкоголь, азартные игры или использование электронных устройств, может привести к психическим, физическим и социальным проблемам. Подростки, зависимые от вредных привычек, могут столкнуться с падением успеваемости в школе, отношениями с семьей и друзьями, а также могут стать жертвами насилия или попасть в криминальную активность. Более того, зависимое поведение может поставить подростка в опасность для здоровья, так как оно может привести к проблемам с памятью, нервной системой и иммунной системой. Поэтому, необходимо социальное и психологическое сопровождение подростков, находящихся в рисковых группах, а также проведение профилактической работы для предотвращения зависимых форм поведения.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении можно отметить, что причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте являются многообразными и сложными. Одной из главных причин является стремление подростка к самоутверждению и поиску своего места в обществе. В связи с этим многие подростки подвергаются влиянию сверстников и среды, в которой они находятся. Подростки могут пытаться повторять поведение других, чтобы быть принятыми и ощущать себя частью группы. Также среди причин возникновения зависимых форм поведения можно выделить негативный опыт или травмы, которые подросток получил в прошлом. Это может привести к низкой самооценке и страху быть отвергнутым, поэтому они ищут поддержку и утешение в различных зависимостях, таких как алкоголь, наркотики, сексуальные отношения и т.д. Еще одним важным фактором является роль семьи. Если в семье отсутствует внимание, забота и поддержка, подростки могут искать эти потребности у сверстников или замещать их неадекватными способами, которые ведут к зависимости. Кроме того, в наше время существенное влияние на поведение подростков оказывает среда интернета и социальных сетей. Множество подростков проводят много времени в интернете, где встречаются с различными негативными влияниями и идеалами, что может способствовать развитию зависимостей. В целом, причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте являются сложными и взаимосвязанными. Учитывая все эти факторы, необходимо развивать у подростков навыки самоуправления, самооценки и разумного выбора, а также содействовать созданию поддерживающей и поддерживающей среды в семье, школе и обществе, чтобы предотвратить возникновение зависимостей.Таким образом можно сделать следующие выводы по проделанной работе:- Зависимые формы поведения включают использование наркотиков, алкоголя, игроманию, компьютерную зависимость и другие подобные привычки. - Причины возникновения зависимых форм поведения в подростковом возрасте могут включать психологические факторы, влияние окружения, генетические предрасположенности, неустойчивое или неблагополучное семейное положение. - Последствия зависимых форм поведения в подростковом возрасте могут быть серьезными и включать проблемы со здоровьем, образованием, социальной адаптацией, отношениями с близкими. - Исследование причин возникновения зависимых форм поведения позволяет лучше понять и предотвратить эти проблемы, разработать эффективные стратегии предотвращения и лечения зависимостей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВолков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б .С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2016. 266 с.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.Гарсия Л. Взаимовлияние наркотической зависимости на семейную атмосферу // Журнал психологии. - 2005. - Т. 22, № 4. - С. 57-63.Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми, как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №1. С. 108 - 125. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие; Питер - М., 2017. – 388 с.Змановская Е.В Девиантология [Психология отклоняющегося поведения]-2004 -85 сМещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание 3-е, стереотипное. - М.: Тривола, 1998. - 352 с., Олейник О. Ю. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. С. 19-29.Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие; Теревинф - М., 2016. – 788 с.Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением; Владос - М., 2019 - 240 cЭриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 сЮдина Т. О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13 - 23.
1. Волков Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б .С. Волков. – 4-е изд., перераб. и доп. М. : КНОРУС, 2016. 266 с.
2. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
3. Гарсия Л. Взаимовлияние наркотической зависимости на семейную атмосферу // Журнал психологии. - 2005. - Т. 22, № 4. - С. 57-63.
4. Головей Л. А., Данилова М. В., Данилова Ю. Ю. Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми, как факторы удовлетворенности жизнью у подростков // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. №1. С. 108 - 125.
5. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие; Питер - М., 2017. – 388 с.
6. Змановская Е.В Девиантология [Психология отклоняющегося поведения]-2004 -85 с
7. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. №46(6). С.110-118.
8. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - Издание 3-е, стереотипное. - М.: Тривола, 1998. - 352 с.,
9. Олейник О. Ю. Взаимосвязь защитно-совладающего поведения с особенностями психологического пространства личности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017. №2. С. 19-29.
10. Рождественская Н. А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. Учебное пособие; Теревинф - М., 2016. – 788 с.
11. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением; Владос - М., 2019 - 240 c
12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с
13. Юдина Т. О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13 - 23.