Сущность понятий киберпространство, кибертерроризм, кибербуллинг

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 23 23 страницы
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 03.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4-20
1. Сущность понятий киберпространство 4
2. Сущность понятий кибертерроризм 9
3. Сущность понятия кибербуллинг 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

- Минимизация полномочий. В сети Интернет создается иллюзия отсутствия авторитетов и иерархий, все пользователи становятся равными статусом в отношении друг друга. - Диссоциативное воображение. Пользователь может сформировать мнение о том, что Интернет - это другой мир, где можно выразить себя любым способом, получить "вторую жизнь".В кибербуллинге количество случайных свидетелей гораздо больше, чем при классическом, реальном издевательстве, это подтверждают исследования. В цифровой среде отсутствуют важные общественные сигналы, которые могли бы предотвратить такое поведение, так как свидетели считают его нормальным и не вмешиваются, как это случается в реальном мире. Еще одной особенностью является доступность контента для обидчиков, жертв и свидетелей в любое время.В книге «Кибербуллинг: Буллинг в цифровом веке», авторы Р. Ковальски, С. Лимбери П. Агатстон приводят различные формы онлайн травли: 1. Флейминг - это оскорбления, которые быстро переходят в эмоциональный обмен, как публично, так и в частной переписке. Зрители могут присоединиться к одной из сторон, не понимая полностью ситуацию и рассматривая ее как развлечение. 2. Харассмент - настойчивые или повторяющиеся слова и действия, адресованные определенному человеку и вызывающие раздражение, тревогу и стресс. Киберхарассмент проявляется в повторяющихся оскорбительных сообщениях, которые жертва не может отвечать из-за страха или невозможности узнать личность обидчика. 3. Киберсталкинг - преследование жертвы с помощью повторяющихся и тревожных сообщений, угроз противозаконного поведения или физического насилия. Жертвами могут быть получатели сообщений или их семья. 4. Секстинг - распространение или публикация фотографий и видеоматериалов с обнажёнными или полуобнаженными людьми. 5. Распространение клеветы - публикация и распространение унижающей и ложной информации о человеке, а также искажённых изображений, которые наносят ущерб его репутации. Примером являются «онлайн слэм-буки», где одноклассники публикуют различные рейтинги и комментарии. 6. Выдача себя за другого человека - рассылка негативной информации от имени жертвы, используя украденные пароли отеё аккаунтов в социальных сетях. 7. Раскрытие секретов и мошенничество - рассылка личных и конфиденциальных данных о жертве, сопровождаемая страхом и стыдом со стороны жертвы. 8. Исключение из сообщества - исключение из онлайн-сообществ, которое может быть воспринято как социальная смерть. 9. Публикация видеозаписей физического насилия/хулиганского нападения - запись нападения на случайного человека, которая затем публикуется в интернете. 10. Доксинг - публичное раскрытие личных и конфиденциальных данных пользователя в сети Интернет без его согласия.Дети проводят большую часть своего свободного времени в интернете, где формируются их привычки, взгляды и предпочтения. Они подвергаются влиянию различных социальных групп, не имея представления о том, кто на самом деле стоит за ними. Исследование "Дети России онлайн" выявило, что 23% детей, использующих интернет, становятся жертвами кибербуллинга. Однако сложно оценить рост этого процесса, поскольку не каждый ребенок сообщает о подобных действиях, а количество реальных проявлений кибербуллинга, как правило, превышает предполагаемые показатели. Кибербуллинг часто проявляется в анонимной форме, что увеличивает риск для жертвы. В реальной ситуации жертва может определить намерения обидчика по невербальным сигналам, но в виртуальном пространстве это становится невозможным. Исследователи выделяют четыре категории детей, занимающихся кибербуллингом: "ангелы мести", "жаждущие власти", "противные девчонки" и "неумышленные преследователи".Существует ещё одна категория людей, вовлеченных в явление кибербуллинга - свидетели. Мишина М.М. и Воробьева К.А. в своём исследовании пришли к выводу, что чем больше человек становится свидетелем кибербуллинга, тем выше вероятность того, что он сам станет инициатором подобного поведения в сети. С одной стороны, предыдущий опыт агрессора в интернете может усилить негативное поведение свидетелей, а с другой стороны, постоянное наблюдение за кибербуллингом может привести к равнодушию и десенсибилизации к чувствам других людей, а также закрепить деструктивные формы поведения из-за присущей онлайн-анонимности и безнаказанности. Кибербуллинг является одним из видов психологического насилия, которому подвергается любой человек. Однако, исследования показывают, что наиболее частыми жертвами являются следующие группы людей: - дети, воспитывающиеся в условиях авторитарного семейного воспитания. Они имеют негативное восприятие мира и склонны становиться жертвами насилия со стороны сильных и проявлять насилие в отношении слабых; - дети, воспитывающиеся в условиях небрежности со стороны педагогов. У них часто имеется отставание в психофизическом развитии и они не в состоянии оценить опасность и сопротивляться насилию; - дети, привыкшие подчиняться и неспособные отказывать. Они боязливы, тревожны, их внутренние границы разрушены, поэтому они не могут противостоять насилию; - дети с особыми потребностями (психопатия, задержка психофизического развития, последствия заболеваний центральной нервной системы, травмы головы, уродства), не в состоянии адекватно оценить опасные ситуации; - дети из семей с низким социальным статусом; - дети, склонные к творчеству и стремящиеся к самовыражению.Ясно, что группы риска разнообразны и составляют значительную часть общества. Несомненно, травля и унижение в реальной жизни и в сети имеют последствия.Кибербуллинг может негативно сказаться на физическом состоянии человека. Это может вызвать депрессию, стресс и ослабление иммунной системы. Жертвы онлайн-травли могут страдать от головных болей, болей в области сердца, тошноты, быстрой утомляемости, плохого сна и иногда бессонницы. Они также могут испытывать проблемы с памятью и вниманием, дефекты речи или нервные тики, а также иметь плохой аппетит. В самых тяжёлых случаях стресс, вызванный кибербуллингом, может привести к задержке или даже остановке психического развития человека. После таких переживаний у детей могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, а также хронические заболевания, такие как астма или сахарный диабет. Наиболее ужасной формой кибербуллинга является кибербуллицид - самоубийство, происходящее после столкновения с агрессией в Интернете. В России количество таких случаев снизилось по сравнению с 2015-2017 годами, когда произошло около 130 самоубийств подростков. Важными социальными навыками являются: умение сочувствовать и проявлять сострадание, стремление иметь хорошие отношения с другими людьми, умение прощать обиды, защищать слабых и помогать нуждающимся, а также уважение к людям других национальностей, религиозных или имущественных принадлежностей, а также к людям с ограниченными возможностями здоровья. Кибербуллинг и другие виды травли должны быть обнаружены и пресечены. Однако для этого педагогам необходимы знания, навыки, инструменты и авторитет среди учащихся. Педагоги должны понимать серьёзность проблемы, создавать доверительную и дружественную атмосферу в классе, чтобы достичь того, чтобы каждый ученик мог обратиться за помощью в случае травли. Они также должны знать, какую помощь оказать - просто выслушать и морально поддержать, рекомендовать квалифицированную помощь специалистов или обратиться к вышестоящим инстанциям. Важна также профилактическая работа по развитию медиа-грамотности и информационной грамотности. Педагогам следует научить учеников правильно использовать интернет-пространство, улучшить их цифровую грамотность, научить блокировать нежелательный контент и быть осторожным с размещением личной информации в общем доступе и т.д.С увеличением риска стать жертвой кибербуллинга из-за отсутствия международных органов для защиты пользователей интернета, правительство Российской Федерации приняло ряд законов по защите детей от вредной информации. Одним из них является Федеральный Закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Кроме того, была создана организация "Лига безопасного интернета" в 2011 году, которая сотрудничает с профессиональным сообществом и пользователями интернета для борьбы с опасным контентом. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, рассмотрение и анализ сущности понятий киберпространство, кибертерроризм и кибербуллинг позволяют понять и оценить важность проблемы кибербезопасности в современном информационном обществе. Киберпространство является виртуальной средой, где происходит обмен информацией и взаимодействие людей, а также компьютерных систем и других электронных устройств. Кибертерроризм представляет собой использование информационных технологий для совершения террористических актов и угрожает не только национальной, но и международной безопасности. Кибербуллинг, в свою очередь, является формой психологического насилия в сети, осуществляемого путём оскорблений, угроз или других видов дискриминации. Все эти явления требуют внимания со стороны государства, общества и каждого отдельного человека, поскольку их последствия могут быть серьёзными и долговременными. Необходимо активно разрабатывать эффективные меры по предотвращению и борьбе с кибертерроризмом и кибербуллингом, а также улучшать систему кибербезопасности в целом. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить безопасность и стабильность в киберпространстве и защитить себя и свои интересы от угроз, связанных с использованием информационных технологий.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:Вылков, Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проектная идея Текст.: автореф. дис. . канд. философ, наук // Р. И. Вылков. Екатеринбург, 2009Денисов, Д. В. Безопасность в Интернете: защита от внешних угроз / Д.В. Денисов. - М.: Синергия, 2016Жижек, С. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия Текст. / С. Жижек // Искусство кино, 1998Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СанктПетербург : Речь, 2003Kowalski, R. M. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nd ed.) [Текст] / R. M. Kowalski, S. P. Limber, P. W. Agatston. – Chichester: WileyBlackwell, 2011Мишина, М. М. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях [Текст] / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2020

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вылков, Р. И. Киберпространство как социокультурный феномен, продукт технологического творчества и проектная идея Текст.: автореф. дис. . канд. философ, наук // Р. И. Вылков. Екатеринбург, 2009
2. Денисов, Д. В. Безопасность в Интернете: защита от внешних угроз / Д.В. Денисов. - М.: Синергия, 2016
3. Жижек, С. Киберпространство, или невыносимая замкнутость бытия Текст. / С. Жижек // Искусство кино, 1998
4. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н. О. Зиновьева, Н. Ф. Михайлова. – СанктПетербург : Речь, 2003
5. Kowalski, R. M. Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nd ed.) [Текст] / R. M. Kowalski, S. P. Limber, P. W. Agatston. – Chichester: WileyBlackwell, 2011
6. Мишина, М. М. Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях [Текст] / М. М. Мишина, К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2020