Анализ разработки и оценки целевых государственных программ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 35 35 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы разработки и оценки федеральных целевых программ 5
1.1. Сущность федеральных целевых программ 5
1.2. Типология федеральных целевых программ 9
1.3. Методика оценки эффективности федеральных целевых программ 12
Глава 2. Оценка федеральных целевых программ на примере федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов
(Сахалинская область) на 2016 - 2025" 14
2.1. Общая характеристика федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025" 14
2.2. Анализ реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025" 16
2.3. Проблемы реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025" 26
Заключение 30
Список использованных источников информации 33

Фрагмент для ознакомления

Процент суммарных кассовых расходов из федерального бюджета от общего объема годовых бюджетных назначений на Программу меньше аналогичного показателя предыдущего года на 36,7 %. Указанное снижение связано с длительностью заключения государственных контрактов на проведение строительно-монтажных работ на объектах «Строительство комплекса зданий и сооружений ОМВД России по Курильскому городскому округу Сахалинской области, г. Курильск» (далее - объект в г. Курильске) и «Строительство комплекса зданий и сооружений ОМВД России по Северо-Курильскому городскому округу Сахалинской области, г. Северо-Курильск» (далее - объект в г. Северо-Курильске) в связи с тем, что по результатам полученных повторных заключений государственной экспертизы сметная стоимость строительства объектов в г. Курильске и г. Северо-Курильске возросла и превысила объем финансирования, предусмотренный на указанные цели, что не позволяло УМВД России по Сахалинской области организовать проведение аукционных процедур по выбору подрядной организации на строительство.В настоящее время государственные контракты на проведение строительно-монтажных работ на объектах в г. Курильске и г. Северо-Курильске заключены, по государственному контракту на проведение строительно-монтажных работ на объекте в г. Курильске произведена выплата аванса. Также заключены контракты на осуществление авторского надзора за ходом строительства объектов в г. Курильске и г. Северо-Курильске. Оплачены работы за осуществление авторского надзора за ходом выполнения работ на объекте в г. Курильске.Объем средств на реализацию мероприятий Программы в 2022 году, предусмотренный утвержденной редакцией Программы, за счет средств бюджета Сахалинской области и местных бюджетов составляет 2 407 700,0 тыс. рублей («капитальные вложения» - 2 387 300,0 тыс. рублей, «прочие нужды» - 20 400,0 тыс. рублей), за счет внебюджетных источников - 1 355 800,0 тыс. рублей («капитальные вложения» - 1 355 800,0 тыс. рублей). Общий объем средств за счет указанных источников 3 763 500,0 тыс. рублей.Привлечено средств на реализацию мероприятий Программы за 2022 год из бюджета Сахалинской области и бюджетов муниципальных образований в объеме 3 147 194,1 тыс. рублей («капитальные вложения»3 113 545,1 тыс. рублей, « «прочие нужды» - 33 649 тыс. рублей) - 130,7 % от запланированного, из внебюджетных источников в объеме 5 092 660,9 тыс. рублей («капитальные вложения» - 5 092 660,9 тыс. рублей) - 375,6 % отзапланированного. Общий объем привлеченных средств за счет указанных источников 8 239 855 тыс. рублей - 218,9 % от запланированного (за 2021 год - 137,3 %; сводный показатель за предыдущий отчетный период по всем ФЦП - 73,4 %).Программа содержит 30 целевых индикаторов и показателей.По итогам 2022 года из 30 целевых индикаторов и показателей плановые значения на 2022 год предусмотрены по 23 позициям (7 показателей не предусмотрены к выполнению в 2022 году), из которых достигнуты по 21 позиции.Методика оценки эффективности реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы» прописана в приложение №8 к данной Программе. Степень достижения ожидаемых результатов реализации Программы определяется на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей с их плановыми значениями.Степень достижения ожидаемых результатов реализации федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы» (далее - Программа) измеряется на основании сопоставления фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей с их плановыми значениями.В 2022 году плановые значения предусмотрены по 23 позициям (по 7 показателям плановые значения на 2022 год не предусмотрены: «Объемы ввода в эксплуатацию после строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального значения»; «Доля продукции, произведенной с использованием инновационных технологических решений, в общем объеме произведенной продукции»; «Ввод в эксплуатацию комплексов зданий аварийно-спасательного центра мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций на Курильских островах»; «Ввод в эксплуатацию комплекса зданий и сооружений МВД России на Курильских островах»; «Рост посещаемости организаций культуры (по отношению к уровню 2013 года)»; «Рост посещаемости музейных учреждений (по отношению к уровню 2013 года)»; «Доля населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, в общей численности населения»).По итогам 2022 года плановые значения достигнуты по 21 позиции.Не достигнуты два индикатора:– «Численность постоянного населения» (человек). Плановое значение указанного индикатора в 2022 году 21 717 человек, а фактическое значение 21 431 человек. Снижение численности населения обусловлено снижением рождаемости и миграционной убылью населения Курильских островов.– «Производство электроэнергии на душу населения» (тыс. кВт ч/год). Плановое значение указанного индикатора в 2022 году 11,4 тыс. кВт ч/год, а фактическое значение 8,5 тыс. кВт ч/год. Снижение показателя обусловлено отсутствием финансирования из федерального бюджета в рамках Программы по линии Минэнерго России. Объекты капитального строительства энергетики не строились.Степень достижения планового значения отдельного целевого индикатора или показателя Программы в определенному году (процентов) (Е) определяется по формуле:гдеТf - фактическое значение целевого индикатора или показателя в определенном году;Тп - плановое значение целевого индикатора или показателя на определенный год.По 21 индикаторам и показателям степень достижения составляет 100,0% - 260,3%. Степень достижения двух целевых индикаторов составила ниже 100%: «Численность постоянного населения» - 98,7%, «Производство электроэнергии на душу населения» - 74,6%.Необходимо отметить, что фактические значения семи целевых индикаторов и показателей представлены Правительством Сахалинской области на основании оценочных данных и будут уточнены по мере представления информации Сахалинстатом в феврале, марте, ноябре 2023 года.Степень выполнения отдельной задачи Программы в определенномгоду (процентов) определяется по формуле:где п - количество целевых показателей, соответствующих задаче.Степень выполнения задачи по развитию транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка в 2022 году составила 121,9%.Степень выполнения задачи по созданию конкурентоспособных точек роста, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных, стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства в 2022 году составила 137,1%.Степень выполнения задачи по обеспечению жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем, повышению качества жилищно- коммунальных услуг, услуг связи и обеспечению комплексной безопасности жизнедеятельности в 2022 году составила 91,5%.Степень выполнения задачи по формированию условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов в 2022 году составила 118,9%.Степень достижения цели Программы, ее комплексной эффективности и результативности в определенному году (процентов) определяется по формуле:где m - количество целевых индикаторов.Степень достижения цели Программы «Комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов», ее комплексной эффективности и результативности в 2022 году составила 148,2%.Рассмотрим вклад Программы в социально-экономическое развитие региона.Мероприятия, реализуемые в рамках Программы в отчетном периоде, направлены на комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов.В 2022 году за счет средств консолидированного бюджета Сахалинской области ведено в эксплуатацию 8 объектов:– 12-квартирный жилой дом в пгт. Южно-Курильск (493,5 кв. м);– 30-квартирный жилой дом в пгт. Южно-Курильск (1 905,3 кв. м.);– 28-квартирный жилой дом в с. Малокурильское (1 492,4 кв. м.);– 33-квартирный жилой дом по ул. Строительная в с. Малокурильское (1522,4 кв. м.);– 24-квартирный жилой дом в г. Северо-Курильске (1 056,72 кв. м);– 2 жилых дома в г. Курильск (2,1 тыс. кв. м.) (предполагались к вводу в 2021году).– «Реконструкция систем теплоснабжения Курильских островов, о. Кунашир, пгт. Южно-Курильск» (2 этап), протяженность 1525,7 м.В 2022 году на Курильские острова привлечено 21 квалифицированный специалист для работы в государственных и муниципальных учреждениях Сахалинской области. Прошли профессиональное обучение 92 работника государственных и муниципальных учреждений. Выплачена компенсация расходов на оплату жилого помещения 54 квалифицированным специалистам. Произведены выплаты 16 специалистам, прибывшим на Курильские острова, заключившим срочные трудовые договоры с государственными и муниципальными учреждениями.На развитие рыбохозяйственного комплекса частными инвесторами направлено 5,1 млрд рублей. Построен и введен в эксплуатацию завод по переработке рыбы малой мощности с холодильником емкостью 5000 тонн в с. Малокурильское (ООО Рыбокомбинат «Островной»), построено судно типа СРТМ и 2 средних рыболовных траулера типа РС-800 (АО «Северо-Курильская база сейнерного флота»), ЗАО «Курильский рыбак» приобретено судно СТР «Гетте» (проведено переоборудование судна), введен в эксплуатацию объект «Строительство J1P3 на р. Светлана» (о. Итуруп) (ООО «Континент»). Строительство территориальных отделов органов внутренних дел на территории Курильских островов позволит обеспечить комплекс необходимых мер по соблюдению общественной безопасности и противодействию преступности, улучшить материально-техническую базу подразделений органов внутренних дел для комфортного несения службы.Таким образом, реализация программы является эффективной.2.3. Проблемы реализации федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025"За время реализации ФЦП на островах были построены детские сады, школы, жилые дома и спортивные комплексы. Но ситуация на Курильских островах с каждым годом ухудшается, так как молодежь уезжает из городов данного региона и процент тех, кто возвращается очень мал.Основная причина– это низкий уровень и качество жизни на Курильских островах.Сами политики страны видят, что ситуация на Курилах с каждым годом не улучшается как должно быть, а только становится критичнее. На одном из собраний Государственной Думы РФ Николай Харитонов-председатель комитета Госдумы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока высказался о том, что с Дальнего Востока продолжается сильный отток населения, и указал на то, что наиболее критическая ситуация с финансированием проектов развития происходит именно на Курильских островах. «Проблемы остаются, и самое главное - сегодня не прекращается отток населения с территории Дальнего Востока. Назову цифры: 20 тыс. человек уехало в 2017 г., 33 тыс. - в 2018, 11 тыс. - в 2019 г.».Именно целевые программы нацелены на решение проблем, которые являются первостепенными из-за того, что уделяется недостаточно времени и внимания к ним на предыдущих этапах бюджетного финансирования. Но в настоящее время если смотреть на эффективность данных программ, можно заметить, что многое не удается реализовать из-за того, что в программах не учитывается специфика региона, его климатические, территориальные особенности, а также кадровые вопросы, так как, в частности, на Курильских островах из-за большого оттока населения нет нужного количества специалистов.Одна из задач целевой программы - формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов. Но на Курильских островах нет ни одного высшего учебного заведения, а молодежь уезжает учиться либо на о. Сахалин, либо в более дальние регионы и большинство из них обратно не возвращается, отсюда и нехватка кадров и молодых специалистов в регионе. Также из-за этого у жителей Курильских островов неравный доступ к образованию.Если смотреть на целевые индикаторы и показатели федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы", то по плану на 2020-2021 г. численность населения должна была быть20468 в 2020 г. и 21099 в 2021 г., но по последним показателям на островах проживает всего 19 434 человек, что говорит о том, что население не растет теми темпами, которыми планировалось. При этом если смотреть на количество населения в 2018 году, то они выше, чем в 2020 и 2021.Действующая целевая программа осуществляет деятельность за счет бюджетных источников финансирования, но при этом инфраструктура региона находится в ужасно изношенном состоянии. "В результате надзорных мероприятий выявлено свыше 100 нарушений закона, внесено 16 представлений, 38 лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, а также возбуждено 3 уголовных дела", - сообщили в прокуратуре.Установлено, что из 77 объектов целевой программы на 50 (65%) требования законодательства при их строительстве и эксплуатации не соблюдались[15].Вышесказанной говорит о том, что одной из главных проблем является то, что за выполнением поставленных в программе задач контроля со стороны государства недостаточно, так как Курильские острова находятся в дальней части России. Стоит больше уделять внимания Дальнему Востоку и проверять работу местных властей не только документально, но и по факту, с помощью выездных незапланированных проверок.Одним из главных богатств региона являются ресурсы ценных пород рыб и морепродуктов, а также запасы минеральных ресурсов, ну и нельзя отрицать, что данный регион является военной и стратегически важной точкой. А в связи с конфликтом между Японией и Россией, можно сделать предположение, что меры, которые предпринимаются российскими властями в данное время по социально-экономическому развитию Курил в большей степени направлены на усиление наших позиций в территориальном конфликте с японской стороной [14].Если Россия ослабитсвое влияние на Курилах, тоРоссия понесет колоссальные экономические потери и лишится природных ресурсов общегосударственного значения. Но и сами жители Курил категорически против передачи японцам.На качество реализации государственной политики Российской Федерации влияет именно низкое качество исполнения федеральных целевых программ, а также это влияет на уровень жизни населения страны, а в частности дальних регионов.Можно заметить, что большинство программ, которое реализуются на данный момент, являются уже пролонгацией принятых ранее программ. Также и федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" теперь 2016- 2025 годы. Но никаких особых изменений и инноваций так и не принято, в связи с этим можно сделать вывод, что по предыдущей программе был сделан недостаточный анализ, ведь показатели в 2016-2021 годах не сильно улучшаются.В заключение хочется подчеркнуть, что федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов–это очень значимый инструмент внешней политики Российской Федерации. Сейчас регион сталкивается с геополитическими и геоэкономическими проблемами. Как говорилось выше это территориальный конфликт Курильских островов с японской стороной. Также главные проблемы социально-экономического развития региона происходят из-за его дальнего расстояния от материка, ведь, в связи с этим происходят высокие транспортные издержки, поэтому Курильские острова не могут стать более самодостаточными, даже при наличии богатства природными ресурсами.Сейчас можно говорить, что российское государство стало больше внимания уделять проблемам развития Дальнего Востока, в частности Курильских островов, но недостаточно. Это красивый регион который стоит развивать, который можно сделать отличным местом туризма, но на данный момент он совсем не привлекателен для жизни, особенно для молодежи, которая стремиться к саморазвитию, но к сожалению, на Курилах нет высших учебных заведений, дорогой интернет и ограниченные возможности путешествовать по миру из-за дорогих цен на транспорт, а рабочих мест для молодежи не хватает .ЗаключениеФедеральная целевая программа регионального развития - взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям комплекс мероприятий правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение проблем федерального или совместного ведения в развитии инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциалов региона Российской Федерации и обеспеченный частично или полностью финансовыми и иными материальными средствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития - орган исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, ответственный за организацию разработки и реализации федеральной целевой программы регионального развития (определяется Правительством Российской Федерации). Предметом федеральных целевых программ регионального развития являются конкретные проблемы федерального и совместного ведения. Отбор проблем для программной проработки осуществляет уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе организации мониторинга состояния территории по единой системе критериев и правил. Главным критерием, определяющим правомерность придания федеральной целевой программе регионального развития статуса федеральной, должна быть направленность целей и задач программы на решение федеральных или проблем совместного ведения. В работе с федеральными целевыми программами регионального развития выделяются следующие этапы: инициатива разработки программ; принятие решения о разработке программы и ее формирование; экспертиза и оценка программы; утверждение программы; управление реализацией программы и контроль над ходом ее выполнения. Реализация федеральной целевой программы регионального развития осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий или дирекцией программ. Государственный заказчик федеральной целевой программы регионального развития с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств в ежегодно уточняет целевые показатели и затраты но программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей Анализируя причины недостижения плановых ключевых показателей федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы»,можно сделать следующие выводы:- существует проблема в несогласованности действий ответственных исполнителей назаконодательном уровне при установке индикаторов ФЦП и соответствие их реалиямдействующего законодательства;- индикаторы ФЦП не адаптированы под изменяющуюся экономическую обстановкуввиду распространения новой коронавирусной инфекции;- показатели своевременно не корректируются;- неразвитые институты прогнозирования. Низкая достоверность прогнозов появлениячрезвычайных ситуаций на территории, подверженной их частым появлением, создаетнегативный опыт обращения к таким прогнозам и низкий уровень прогнозов МЧС;- установление индикаторов, по которым не требуется достижение планового значенияпо причине того, что на момент утверждения ФЦП его фактический уровень совпадает сплановым. Занижение плановых значений до фактически существующих свидетельствует онизком уровне контрольных и проверочных мероприятий на этапе формирования иутверждения ФЦП.В рассматриваемой программе большая часть индикаторов представляет собойпоказатели, учитывающие вклад в социальное развитие региона, которые не могут бытьвыражены в стоимостной оценке. Достижение по ним плановых значений необходимооценивать именно с точки зрения социальной эффективности, а не экономической. Такжепри рассмотрении вопроса о подсчёте экономической эффективности сталкиваемся спроблемой оценки именно экономического эффекта от реализации программы. ЗатратыПрограммы производятся в текущем периоде, в то время, как стоимостной эффект отреализации может проявиться только в будущем периоде. Очевидно, что возведенные врезультате реализации Программы объекты эксплуатируются и начинают приноситьприбыль не в году реализации программы.В качестве предложений по совершенствованию программно - целевого планированиякак инструмента финансирования бюджетных инвестиций отмечу следующие:- необходимо создать институт оценки социально - экономического эффекта отреализации федеральных целевых программ на федеральном уровне и уровне регионов;- необходимо разработать методику оценки функциональной эффективностигоспрограмм.Список использованных источников информацииУказ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 15.11.2022) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 02.08.2023) «О системе управления государственными программами Российской Федерации»Постановление Правительства РФ от 15 мая 2023 г. № 752 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».Постановление Правительства Сахалинской области от 28.04.2015 г. № 548. Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы»Ворошилина, Т. А. Реализация федеральных целевых программ в России: проблемы и пути решения / Т. А. Ворошилина // Экономика и государство: проблемы эффективного управления и развития : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 января 2021 года / Под редакцией Т.М. Степанян. – Москва: ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 55-59.Ефремова, Т. А. К вопросу об оценке эффективности исполнения федеральных целевых программ как формы государственных расходов / Т. А. Ефремова, О. И. Аверина // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6(182). – С. 125-132. Лоншакова, С. А. Совершенствование механизмов реализации федеральных целевых программ / С. А. Лоншакова // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов : сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 17 декабря 2022 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 144-148. Лоншакова, С. А. Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций / С. А. Лоншакова // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Иркутск, 02 февраля 2022 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 23-33.Наквакина, А. В. Влияние федеральных целевых программ на социально-экономическое развитие регионов / А. В. Наквакина, Н. И. Староверов // Стратегии и механизмы регионального развития : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 17 ноября 2022 года / Под общей редакцией Н.М. Тюкавкина. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2022. – С. 137-141. Осадчая, Т. С. Анализ кластера Федеральных целевых программ развития и повышения эффективности работы государственных институтов / Т. С. Осадчая // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 03 июня 2022 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 275-278. Особенности управления федеральными целевыми программами на современном этапе / А. Ю. Иванов, Е. О. Кузнецова, В. В. Дроздов, А. Н. Ободинский // Прикладные экономические исследования. – 2023. – № 2. – С. 8-16. Перминова, Л. В. Новые инструменты управления национальными проектами России / Л. В. Перминова, Е. В. Кузнецова // Государство. Политика. Социум: вызовы и стратегические приоритеты развития : Сборник трудов Международного симпозиума по устойчивому региональному и городскому управлению, Екатеринбург, 23–25 ноября 2021 года / Отв. за выпуск: Е.В. Попов, Р.А. Долженко, М.А. Ворошилова. – Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2021. – С. 400-405. Шевелько, Д. А. Национальные проекты в системе бюджетирования, ориентированного на результат: правовой аспект / Д. А. Шевелько // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – № 5. – С. 117-138. Прокуроры выявили более 100 нарушений при реализации федеральной программы развития Курил. Режим доступа: tass.ru/obschestvo/10747681Русские Курилы неотчуждаемы и требуют ускоренного развития». Режимдоступа: regnum.ru/news/polit/3178889.htmlСитуация на Курилах и Дальнем Востоке критическая: В Госдуме озвучили тревожные цифры. Режим доступа: www. politnavigator.net/situaciya-na-kurilakh-i-dalnem-vostoke-kriticheskaya-v-gosdume-ozvuchili-trevozhnye-cifry.html

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 (ред. от 15.11.2022) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
3. Постановление Правительства РФ от 26.05.2021 № 786 (ред. от 02.08.2023) «О системе управления государственными программами Российской Федерации»
4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2023 г. № 752 «Об утверждении Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
5. Постановление Правительства Сахалинской области от 28.04.2015 г. № 548. Об утверждении государственной программы Сахалинской области «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы»
6. Ворошилина, Т. А. Реализация федеральных целевых программ в России: проблемы и пути решения / Т. А. Ворошилина // Экономика и государство: проблемы эффективного управления и развития : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 21–22 января 2021 года / Под редакцией Т.М. Степанян. – Москва: ООО "МАКС Пресс", 2021. – С. 55-59.
7. Ефремова, Т. А. К вопросу об оценке эффективности исполнения федеральных целевых программ как формы государственных расходов / Т. А. Ефремова, О. И. Аверина // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 6(182). – С. 125-132.
8. Лоншакова, С. А. Совершенствование механизмов реализации федеральных целевых программ / С. А. Лоншакова // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов : сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 17 декабря 2022 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 144-148.
9. Лоншакова, С. А. Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций / С. А. Лоншакова // Вызовы времени и ведущие мировые научные центры : сборник статей Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Иркутск, 02 февраля 2022 года. Том Часть 1. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2022. – С. 23-33.
10. Наквакина, А. В. Влияние федеральных целевых программ на социально-экономическое развитие регионов / А. В. Наквакина, Н. И. Староверов // Стратегии и механизмы регионального развития : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 17 ноября 2022 года / Под общей редакцией Н.М. Тюкавкина. – Самара: Самарская гуманитарная академия, 2022. – С. 137-141.
11. Осадчая, Т. С. Анализ кластера Федеральных целевых программ развития и повышения эффективности работы государственных институтов / Т. С. Осадчая // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : Сборник научных статей 3-й Всероссийской молодежной научной конференции. В 3-х томах, Курск, 03 июня 2022 года / Отв. редактор А.А. Горохов. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2022. – С. 275-278.
12. Особенности управления федеральными целевыми программами на современном этапе / А. Ю. Иванов, Е. О. Кузнецова, В. В. Дроздов, А. Н. Ободинский // Прикладные экономические исследования. – 2023. – № 2. – С. 8-16.
13. Перминова, Л. В. Новые инструменты управления национальными проектами России / Л. В. Перминова, Е. В. Кузнецова // Государство. Политика. Социум: вызовы и стратегические приоритеты развития : Сборник трудов Международного симпозиума по устойчивому региональному и городскому управлению, Екатеринбург, 23–25 ноября 2021 года / Отв. за выпуск: Е.В. Попов, Р.А. Долженко, М.А. Ворошилова. – Екатеринбург: Уральский институт управления - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2021. – С. 400-405.
14. Шевелько, Д. А. Национальные проекты в системе бюджетирования, ориентированного на результат: правовой аспект / Д. А. Шевелько // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – № 5. – С. 117-138.
15. Прокуроры выявили более 100 нарушений при реализа¬ции федеральной программы развития Курил. Режим доступа: tass.ru/obschestvo/10747681
16. Русские Курилы неотчуждаемы и требуют ускоренного развития». Режим доступа: regnum.ru/news/polit/3178889.html
17. Ситуация на Курилах и Дальнем Востоке критическая: В Госдуме озвучили тревожные цифры. Режим доступа: www. politnavigator.net/situaciya-na-kurilakh-i-dalnem-vostoke-kriticheskaya-v-gosdume-ozvuchili-trevozhnye-cifry.html