Терроризм: основные концепции
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.Истоки терроризма. Подходы к дефиниции терроризма 5
2.Множественность видовых и концептуально-идеологических проявлений терроризма 14
Заключение 24
Список литературы 25
Терроризм не относится к повсеместным явлениям. Применение данной тактики предполагает набор политических и социокультурных характеристик общества. Если данные характеристики отсутствуют, тактика терроризма не может быть реализована.Теракт требует общенациональной, а в идеале глобальной аудитории. Из этого исходит первое условие появления терроризма - формирование информационного общества. В своих современных формах терроризм появился в 19-м веке в Европе. Иными словами там, где появляется общество, читающее регулярно газеты и другие СМИ. И далее, чем мощнее средства массовой информации становятся, чем более собой пронизывают общество, чем выше их значение в формировании общественных настроений - тем шире волна терроризма. По степени того, как привычка читать журналы и газеты дополняется привычкой «сидеть» в интернете, смотреть телевизор, слушать радио, расширяется поле потенциального воздействия терроризма на общество, ширятся его возможности. Здесь являются значимыми как технологические, так и политические предпосылки. Тоталитарные режимы, которые располагают технологическими аспектами информационного общества (Северная Корея, СССР, фашистская Германия), но при этом блокируют свободный обмен информацией полицейскими методами, для терроризма не так уязвимы.Другое существенное условие появления терроризма связано с размыванием традиционного общества и формированием общества модернизированного, которое ориентируется на либеральные ценности. Терроризм тогда возникает, когда на смену традиционной культуре приходит общество, знакомое с концепцией общественного договора. Либеральные идеи и ценности общественного договора дают представление о гарантированности человеческой жизни и ответственности власти перед гражданами.Теракты возвещают громогласно о том, что власть не способна гарантировать спокойствие, здоровье и жизнь граждан; соответственно, власть несет за это ответственность. Здесь - сущность механизма политического шантажа, применяемого террористами. Если же общество не реагирует никак на акции террористов, или объединяется вокруг власти предержащей, то терроризм всякий эффект утрачивает.Еще одно условие терроризма - реальные проблемы, появляющиеся в ходе исторического развития. Они могут иметь самое различное измерение - социальное, культурное, политическое. В благополучном государстве возможны одиночные акты психически неуравновешенных маргиналов, но как явление терроризм выражен слабо. Наиболее частые основания терроризма - национально освободительные движения и сепаратизм, а также идеологические, этнические, религиозные конфликты. Терроризм - явление, которое присуще кризисным этапам модернизационного перехода. Характерно, что завершение модернизационных преобразований основания для терроризма снимает.Терроризм может появляться на границах культур и эпох исторического развития. Очень яркий пример этого - ситуация в Палестинской автономии и Израиле, где исламский мир сталкивается с выдвинутым вглубь Азии форпостом европейской цивилизации, и глубоко традиционное палестинское общество соприкасается с модернизированным обществом Израиля. Культурно и стадиально однородные общества (Швейцария, Голландия) от терроризма защищены в большей степени.Терроризма нет и быть не может в авторитарных и тоталитарных обществах. Здесь не имеется условий его возникновения, а любые проявления антигосударственной деятельности чреваты террором против целых регионов, конфессий, народов или социальных категорий. В равной мере терроризм неэффективен в распадающихся государствах, где власть рассыпалась и общество не контролирует - таких как Афганистан или Сомали.Терроризм является возможным при условии сочувствия хотя бы части общества делу террористов. В отличие от диверсантов - специально подготовленных профессионалов, которые могут работать во враждебном окружении - террористы, равно как и партизаны, требуют поддержки своей деятельности среди населения. Утрата такой поддержки приводит к угасанию террористической деятельности.Терроризм служит индикатором кризисных процессов. Это - аварийный канал обратной связи между властью и обществом, между обществом в целом и отдельной частью общества. Он является свидетельством острого неблагополучия в некоторой зоне социального пространства. В таком отношении, терроризм не обладает чисто силовым, полицейским решением. Локализация и подавление террористов - только часть борьбы с данным злом. Другая часть предполагает культурные, социальные и политические преобразования, снимающие основания для радикализации общества и обращения к терроризму.Для оправдания насилия идеологи терроризма используют различные доктрины и религиозные концепции. Наиболее ярким примером служит доктрина священной войны — «джихада», используемая исламистами для достижения своих религиозно-политических целей, создания нового исламского государства.Идейное обоснование различных религиозных концепций, оправдывающих применение насилия в борьбе за власть, «уходит своими корнями в противоречивое толкование текстов, заложенных в религиозных источниках (Библии, Коране и т.д.)».В одном из хадисов Корана предсказано появление одного из течений исламского фундаментализма — ваххабизма: «Появятся люди со стороны Востока, которые будут читать Коран неискренне. Они отходят (отклоняются) от Ислама, словно стрела, летящая мимо мишени. Их признак — бритые головы». Сайд Ашмови, отставной египетский судья, исследовал мусульманское право и пришел к заключению, что Коран не дает оснований для убеждений фундаменталистов. Он считает, что джихад не является религиозной обязанностью обращать в ислам неверных. При желании можно создать тот или иной религиозный постулат, доказывающий необходимость применения насилия. «Проповедь ваххабизма, по мнению современников Муххамада Ибн Абд аль-Ваххаба, не имела ничего общего с «очищением идеалов Ислама», а лишь искажала их», преследуя корыстные политические цели.С подобными целями для усиления могущества жрецов бога Яхве и уничтожения языческих культов в 622 г. до н.э. была проведена религиозная реформа в Иудее. Народу объявили, будто в одном из тайников иерусалимского храма обнаружена древняя книга, пролежавшая там сотни лет и всеми забытая и, будто бы эта книга, написанная рукою знаменитого пророка Моисея, содержит откровения, уставы и законы, заповеданные богом народу израильскому через того же Моисея. Подлинность книги подтвердил сам первосвященик иерусалимского храма. Второзаконие (последняя из пяти книг Пятикнижья) требует самим жестоким образом расправляться с теми, кто «пойдет и станет служить иным богам....побей их камнями до смерти».Развивая концепцию христианского богослова и философа Августина (Блаженного) о примирении с богом, католический философ Фома Аквинский считал возможным применение насилия при соблюдении трех условий: если оно ведется по воле всевышнего, имеет справедливую мотивацию и сопровождается справедливыми намерениями. Во многих случаях политики прибегают к религиозному фактору, используя террористов для решения своих экономических и политических проблем, обрабатывая сознание людей, воздействуя внушением на их психику. А, как известно, внушение не требует никаких доказательств.Не случайно, существует иная точка зрения на возникновение терроризма, которая разделяется рядом отечественных и зарубежных политиков (М.Либиг, Н.Литвинов), не считающих терроризм социальным явлением, то есть следствием внутренних социальных или национальных конфликтов. Социальные причины могут только создать благоприятные условия в общественном сознании для проникновения террористических идей. Для этого иностранные спецслужбы использует дестабилизацию общества в своих интересах или ее инициируют.ЗаключениеТаким образом, терроризм как на государственном, так и на международном уровне относится к числу самых труднопрогнозируемых и опасных явлений современности, которое приобретает все более угрожающие масштабы и разнообразные формы. Терроризм - это всегда преступление умышленное, которое совершается с прямым умыслом. При этом умысел террориста от умысла на убийство отличается. Если в случае убийства существуют две стороны - жертва и преступник, то в акте терроризма имеется и третья - общественность или органы власти, к которым апеллирует террорист или террористическая организация. Жертва террориста в сущности и не интересует, ибо она не цель, а только средство. Их действия направлены на достижение своих целей (корыстных, политических и т.д.) путем возбуждения общественного внимания, запугивания представителей власти и населения, пропаганды своих религиозных, политических или других воззрений. При этом к жертвам проявляется безразличие, что приводит к особой жестокости, гибели случайных людей, массовому характеру невинных жертв.Эта тема важна для дальнейшего исследования, в частности, представляются актуальными следующие направления:- противодействие терроризму- ненасилие как способ преодоления терроризма- решение проблемы кибер терроризма и повышение информационной безопасности и т.д.Список литературыБек, У. Общество риска: на пути к другому модерну / У. Бек. – Москва : Директ-Медиа, 2007. – 720 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=26473 (дата обращения: 07.12.2023). – ISBN 978-5-94865-958-9. – Текст : электронный.Василенко И.А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 225 с.Ефремов М.И. Политический терроризм как форма этнического и религиозного экстремизма/М.И. Ефремов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 23-29.Коссэ, В.О. Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Н. Новгород, 2004. - 149 c.Кретов, Б.И. Политический экстремизм и терроризм как специфические формы политического процесса/Б.И. Кретов//ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. — 2014. — № 1 (42). — С. 24-31.Магомедова, Э. А. Причины развития современного терроризма / Э. А. Магомедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53237/ (дата обращения: 07.12.2023).Медов, М. У. Исторический путь террора от I до XX века // Закон и право.– 2014.– № 7. --С. 77-79; № 8. – С. 30–34.Ольшанский, Д. В. Психология терроризма. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2014. — 344 с.Политология : учебник и практикум для вузов / А. С. Тургаев [и др.] ; под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 632 с. Романова, Э.Ю. Обзор основных подходов к определению понятия терроризма в современной мировой политической науке. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-podhodov-k-opredeleniyu-ponyatiya-terrorizma-v-sovremennoy-mirovoy-politicheskoy-nauke?ysclid=lpv8e9ull4520385891 (дата обращения 07.12.2023) Тавадов, Г.Т. Политология: учебник для вузов / Г. Т. Тавадов. - М. : Омега-Л, 2010. - 187 с.
2. Василенко И.А. Политология: учебник для вузов / И. А. Василенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 225 с.
3. Ефремов М.И. Политический терроризм как форма этнического и религиозного экстремизма/М.И. Ефремов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 23-29.
4. Коссэ, В.О. Терроризм (Социально-генетический и типологический анализ) : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 : Н. Новгород, 2004. - 149 c.
5. Кретов, Б.И. Политический экстремизм и терроризм как специфические формы политического процесса/Б.И. Кретов//ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. — 2014. — № 1 (42). — С. 24-31.
6. Магомедова, Э. А. Причины развития современного терроризма / Э. А. Магомедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53237/ (дата обращения: 07.12.2023).
7. Медов, М. У. Исторический путь террора от I до XX века // Закон и право.– 2014.– № 7. --С. 77-79; № 8. – С. 30–34.
8. Ольшанский, Д. В. Психология терроризма. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
9. Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2014. — 344 с.
10. Политология : учебник и практикум для вузов / А. С. Тургаев [и др.] ; под редакцией А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 632 с.
11. Романова, Э.Ю. Обзор основных подходов к определению понятия терроризма в современной мировой политической науке. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-podhodov-k-opredeleniyu-ponyatiya-terrorizma-v-sovremennoy-mirovoy-politicheskoy-nauke?ysclid=lpv8e9ull4520385891 (дата обращения 07.12.2023)
12. Тавадов, Г.Т. Политология: учебник для вузов / Г. Т. Тавадов. - М. : Омега-Л, 2010. - 187 с.