Факторы, определяющие развитие памяти у детей

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 09.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Память как познавательный психический процесс 4
2. Память как основная психическая функция ребенка 8
3. Развитие памяти в детском возрасте 11
Заключение 15
Список использованных источников 16

Фрагмент для ознакомления

Учеловека сильнее развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.Умладшихдошкольниковнепроизвольноезапоминаниеинепроизвольноевоспроизведениеединственнаяформаработыпамяти.Ребенокещенеможетпоставитьпередсобой цельзапомнитьилиприпомнитьчто-нибудьитемболеенеприменяетдляэтогоспециальныхприемов.Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остается памятьнепроизвольная.В старшемдошкольномвозрастепроисходитпостепенныйпереходотнепроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительносамостоятельноразвиватьсяспециальныеперцептивныедействия,опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучшезапомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. Кпроизвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются, когда в ихдеятельностивозникаютсоответствующиезадачииликогдаэтоготребуютвзрослые.Продуктивностьзапоминания удетейвигре намноговыше.Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя дваэтапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либозапомнитьиливспомнить.Навторомэтапевозникаютисовершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.Считается,чтосвозрастомувеличиваетсяскорость,скакойинформацияизвлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а такжеобъеми времядействияоперативной памяти[1].При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чембезтакойработы.Памятьсохраняетпредставления,которыевпсихологииинтерпретируюткакобобщенноевоспоминание.Памятьдошкольника,несмотрянаеевидимоевнешнеенесовершенство,вдействительностистановитсяведущей функцией,занявцентральноеместо.Анализприёмов,которымипользуютсядетидлязапоминания,показывает,чтотеизних,кто решает задачу спомощью вспомогательныхсредств,строятсвоиоперациииначе.Дляопосредственногозапоминаниятребуется не столько сила механической памяти, сколько способность разумнораспорядиться материалом, его структурировать, т.е. не только память, но иразвитоемышление.Совершенствованиепроизвольнойпамятиудетейсвязаносприменениемвпроцессахзапоминанияивоспроизведенияматериаламыслительныхопераций анализа,синтеза,сравнения,обобщения,установлениясмысловыхсвязей.Улучшениепамятиребёнкапроисходитодновременноссовершенствованиемего умственной деятельности.Главная задача искусства запоминания заключается в том, чтобы указатьспособы для запоминания в короткое время такого большого числа данных,котороебезвспомогательныхприемовбылобыоченьзатруднительнозапомнить.Ход развития и совершенствования мнемических средств можнопредставитьсебеследующимобразом:переходотконкретныхмнемическихсредствкабстрактным;переходотмеханическихклогическимсредствамзапоминанияивоспроизведенияматериала;переходотвнешнихсредствзапоминанияквнутренним;переходотиспользованияужеготовыхилиизвестныхсредствзапоминаниякновым,оригинальным, придуманнымсамимзапоминающим.Следованиеэтомуходуразвитиявсовершенствованиисредствзапоминанияивоспроизведенияобеспечиваетпостепенноеформированиеуребёнка опосредованногои произвольного запоминания.Еслиприступитькобучениюребёнкапользованиюмнемическимиприёмамидотого,какунегопоявятсяпервыепризнакипроизвольногозапоминания в процессе естественного развития памяти, то можно добитьсятого,чтоданныйвидзапоминанияивоспроизведенияматериаланачнётскладыватьсяудетей нек пяти-шести годам,араньше[9].Таким образом, совершенствование произвольной памяти у детей тесносвязаноспостановкойпереднимиспециальныхмнемическихзадачназапоминание,сохранениеивоспроизведениематериала.Совершенствованиепроизвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминанияивоспроизведенияматериаламыслительныхоперацийанализа,синтеза,сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, чтоулучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованиемего умственнойдеятельности.ЗаключениеНевозможно представить свою жизнь без памяти. Память - это основанашейпсихическойжизни,этовесьнашжизненныйопыт.Онаявляетсясвязующимзвеноммежду прошлым,настоящими будущим.Когдачеловекдействует, он опирается на свой собственный и исторический опыт. Памятьявляется важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития иобучения.Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена безучастия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов.И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезаябесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положенииноворожденного.Особую роль память играет в дошкольном возрасте, так как именно этотмоментжизничеловекахарактеризуетсяинтенсивнымразвитиемспособностикзапоминанию и воспроизведению. В этом возрасте ребенок активно используетнепроизвольнуюпамять,начинаетразвиватьсяпроизвольностьзапоминания.Детский возраст – самый благоприятный период для развития памяти вовсем ее многообразии. Еще Л.С. Выготский отмечал, что память в дошкольномвозрастестановитсядоминирующейфункциейипроходитбольшойпутьвпроцессе своего становления. Накопленные знания по этому вопросу в областинауки,позволяютдостаточноэффективноразвиватьпамятьдетейещёвдошкольном возрасте, выбирая наиболее подходящие и действенные методы иформы.Отличительнойчертойдетскойпамятиявляетсяеенаглядно-образныйхарактер.Ребеноклучшезапоминаетпредметыикартины,аизсловесногоматериала-преимущественнообразныеиэмоциональнодействующиерассказыиописания.Такимобразом,памятьпредставляетсобойнаиболееважныйпознавательныйпроцессспособствующийвсестороннемуразвитиюличности ребенка.СписокиспользованныхисточниковБордовская,Н.В.Психологияипедагогика:Учебник/Н.В.Бордовская,С.И.Розум.-СПб.: Питер,2018.-320 c.Глуханюк,Н.С.Общаяпсихология:Учебноепособие/Н.С.Глуханюк.- М.:Академия,2019.-272c.Гуревич,П.С.Психологияипедагогика:Учебникдлябакалавров/П.С.Гуревич.-Люберцы:Юрайт,2019.- 479 c.Иванников,В.А.Общаяпсихология:Учебникдляакадемическогобакалавриата / В.А.Иванников.-Люберцы:Юрайт,2018.-480c.Кравченко,А.Психология ипедагогика:Учебник/А.Кравченко.-М.:Проспект,2019.- 400c.Крысько,В.Г.Психологияипедагогика:Учебникдлябакалавров/В.Г.Крысько.-Люберцы:Юрайт,2018.-471c.Маклаков,А.Общаяпсихология/А.Маклаков.-СПб.:Питер,2019.–583c.Нуркова,В.В.Общаяпсихология:Учебник/В.В.Нуркова,Н.Б.Березанская.- Люберцы:Юрайт,2018.-524c.Островский,Э.В.Психологияипедагогика:Учебноепособие/Э.В.Островский, Л.И.Чернышова.-М.:Вузовскийучебник,2019.-192c.Столяренко,Л.Д.Психологияипедагогика:учебник/Л.Д.Столяренко.- Рн/Д:Феникс,2018.-228c.

Список использованных источников
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2018. - 320 c.
2. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2019. - 272 c.
3. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2019. - 479 c.
4. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 480c.
5. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
6. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 471 c.
7. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. – 583 c.
8. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2018. - 524 c.
9. Островский, Э.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 192 c.
10. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник / Л.Д. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 228 c.