Проблемы и противоречия личностного развития в подростковом возрасте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 16 16 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 11.01.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 2
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 3
1.1. Понятие подросткового периода 3
1.2. Особенности формирования личности в подростковом возрасте 5
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 11
2.1. Современное состояние интересов подростков 11
2.2. Специфика конфликтов в подростковом возрасте 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

Увлечения подростков - это эффективный способ познания новых сфер жизни, науки и искусства. Они помогают накопить знания и навыки, полезные для будущей жизни, а также выявить способности и интересы подростка, помогают ему определиться с профессиональным и личностным развитием. Взрослые должны участвовать в формировании и развитии увлечений и интересов подростков.2.2. Специфика конфликтов в подростковом возрастеСегодня проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте становится все более актуальной и значимой. Сложные условия современного общества, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, влияние Интернета и компьютерных игр, высокий уровень социальной агрессии - все эти факторы дополняются неадекватными решениями подростками собственных проблем.В переходный период подросткового возраста происходит кардинальная перестройка ранее сформированных психологических структур, а также появляются новые формы и устанавливаются основы сознательного поведения. Этому сложному этапу развития личности свойственны интенсивное половое созревание, появление «чувства взрослости», дисгармония в формировании характера, эмоциональная нестабильность и стремление быть самостоятельными и независимыми. В результате этих значительных изменений возникают конфликты, как с самими собой, так и с окружающими людьми.Если не регулировать конфликтное поведение подростков, оно может принять формы агрессии и девиантного поведения, которые гораздо сложнее скорректировать. В связи с этим, формирование адекватного конфликтного поведения является одним из важных условий для целостного развития индивида в подростковом возрасте.Прежде всего, необходимо понять, что подразумевается под терминами "конфликт" и "конфликтное поведение". В соответствии с определением С. И. Ожегова, конфликт - это "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия". Аналогично, конфликтолог А.Я. Анцупов определяет конфликт как "наиболее острый способ разрешения значимых противоречий (внутренних и внешних) между обществом, микросредой и личностью, характеризующийся противодействием субъектов и негативными эмоциями".Что касается понятия "конфликтное поведение", то мы опираемся на определение психолога Л.А. Петровской. Она определяет его как "действие, направленное на прямую или косвенную блокировку достижения целей противостоящей стороной", другими словами, поведение, которое провоцирует конфликт и создает представление о реальности как о конфликтной.На становление конфликтного поведения в подростковом возрасте оказывают влияние факторы, такие как социальное положение в группе сверстников, окружающая среда и индивидуальные особенности. Необходимо рассмотреть каждый из этих факторов более подробно.Подростки стремятся самоутвердиться в своей компании, в школе и достичь желаемого социального положения. В своих стремлениях они могут совершать необдуманные поступки, присоединяться к агрессивной компании, унижать других, устраивать драки и зависимости. Отсутствие возможности достичь желаемого статуса может стать причиной появления неадекватного конфликтного поведения. Низкий социометрический статус ребенка и его присутствие в неблагоприятной группе могут способствовать формированию внутреннего конфликта и негативного отношения к себе.Окружающая среда играет огромную роль в формировании личности подростка. Особенности взаимоотношений с близкими, семейная связь, близость между детьми и родителями, стиль воспитания - все эти факторы имеют значение в проявлении конфликтов у ребенка. К сожалению, окружающая среда чаще оказывает негативное влияние на развитие детей. Часто наблюдаются случаи жестокого обращения с детьми, физического насилия, чрезмерной опеки и принуждения, неучета мнения детей и т.д. Этот отрицательный микроклимат приводит к высокой конфликтности, нарушению поведения, грубости, отчужденности, неприязни к другим подросткам, желанию быть противоположными окружающим. Все это может привести к агрессии и конфликтам со сверстниками, учителями и тормозить их социализацию.В рамках изучения конфликтного поведения в школах можно выделить несколько видов конфликтов: конфликты между учителями и учениками, конфликты между подростками и их родителями, конфликты между подростками, конфликты между подростками и их группами, конфликты между группами подростков (классами) и внутренние конфликты. Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка. Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт. Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье.ЗаключениеПериод подросткового возраста представляет собой этап развития человека, находящийся между детством и зрелостью. В течение этого короткого по времени периода подросток проходит значительный этап своего развития, путем разрешения внутренних конфликтов, устранения внешних препятствий и восходящего движения в поисках собственной индивидуальности. Но современное общество, в котором подросток вынуждается обретать свое место, может быть жестоким по отношению к нему.Известный психолог Кон И. С. высказал мнение, что поведение подростка во многом определяется его физическим и половым созреванием, а также изменениями, происходящими в его организме. Подростковый период характеризуется стремлением подростка к установлению отношений со сверстниками. Такое стремление к общению настолько характерно для этого возраста, что получило название "подростковой реакции группирования". Общение с теми, кто имеет схожий жизненный опыт, помогает подростку увидеть себя с новой стороны.Желание идентифицироваться с людьми, похожими на него самого, ведет к формированию так ценной для общества потребности в дружбе. Само понятие дружбы и все, что связано с ней, становятся одними из важнейших ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток учится высокому качеству взаимодействия с окружающими людьми: сотрудничеству, взаимопомощи, поддержке в трудную минуту и готовности пойти на риск ради других.Список использованной литературыАракелов Г. Г., Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Просвещение, 2005. — 163 с. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург: 2000. — 111 с.Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 2011. — 356 с. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М.: Владос, 2010–438 с. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2013. — 324 с.

Список использованной литературы

1. Аракелов Г. Г., Жариков Н. М. Учителям и родителям о психологии подростка. — М.: Просвещение, 2005. — 163 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 551 с.
3. Белкин А. С. Конфликтология: наука о гармонии. — Екатеринбург: 2000. — 111 с.
4. Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология. — М.: Академия, 2011. — 356 с.
5. Конюхов Н. И. Словарь-справочник по психологии. — М.: Владос, 2010–438 с.
6. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. — М.: Просвещение, 2013. — 324 с.