Организация маркетинговой службы на предприятиях индустрии гостеприимства и пути совершенствования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гостиничное дело
  • 39 39 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 11.01.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы управление маркетинговой деятельностью предприятия ……………………………………………………………
5
1.1 Понятие, сущность и функции системы маркетинга на предприятии ……………………………………………………………..
5
1.2 Маркетинговые исследования гостиничных услуг как основная функция маркетинговой службы ……………………………………… 10
2 Организация маркетинговой службы в отеле «Гранд Каньон» (г. Санкт-Петербург) ………………………………….............................
17
2.1 Характеристика отеля …………………………………………….. 17
2.2 Выявление проблемы организации маркетинговой деятельности в отеле ……………………………………………………………………
20
2.3 Пути решения проблемы ………………………………………….. 28
2.4 Реализация проекта и оценка его эффективности ……………… 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………... 37
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………… 40
Фрагмент для ознакомления

Для этого используется матрица Глайстера согласно таблице 7.4 (Приложение 7).
В таблице 3 представлена рентабельность отеля «Гранд Каньон»
Таблица 3
Рентабельность предприятия


Период
Чистая прибыль, руб.
Рентабельность продукции, %
Загрузка номерного фонда, % 2 кв. 2020 - 10 987 251 - 31% 32,19% 3 кв. 2020 1 325 182 3% 50,92% 4кв. 2020 7 128 339 19% 51,02% 1 кв. 2021 16 687 732 50% 61,58%
По вышеуказанным данным можно наглядно показать рост предприятия за период с апреля 2020 по апрель 2021 и сделать вывод, что рентабельность предприятия стремительно растет вверх.
Таким образом, был проведен анализ факторов внешней среды, ближнего окружения, внутренней среды организации, сформированы матрицы угроз и возможностей, проведен SWOT-анализ, а также выявлены проблемы организации и построена матрица Глайстера. Было выяснено, что организация обладает рядом сильных сторон, но в организационном срезе выявлены и слабые стороны. Внешняя вреда достаточно агрессивна – растет конкурентная насыщенность, политика поставщиков направлена на прекращение свободной продажи продукции для всех желающих, кредиты и займы доступны для конкурентов, но не для рассматриваемого предприятия. Но все-таки влияние возможностей и сильных сторон на предприятие значительнее, чем влияние слабых сторон и угроз.
Самыми важными проблемы являются:
- недостаточная клиентская база;
- удержание постоянной доли рынка.
Разрешение этих проблем займет довольно длительный период времени, но по результатам их ликвидации, будет видно желание сотрудников работать и приносить прибыть, низкие издержки производства, прекращение текучести кадров и взаимодействие всех служб, как единое целое. Для решения указанных проблем предлагается создать маркетинговую службу.

2.3 Пути решения проблемы
Предлагается перед созданной маркетинговой службой поставить следующие основные задачи:
- фактический анализ реализации гостиничных услуг предприятия и его главных конкурентов в развернутом и групповом ассортименте;
- анализ сбытовой, ценовой, рекламной стратегий и методов стимулирования услуг, применяемых основными конкурентами в целом по России и в определенных регионах, выявление их слабых и сильных сторон;
- анализ уровня и тенденций спроса, процент обеспеченности потребителей в гостиничном сервисе, размер неудовлетворенного спроса, в целом по нашей стране и по регионам в отдельности;
- выявление, анализ и прогнозирование тенденций принципиального характера в отраслях, а также на региональных рынках;
- анализ эффективности операций по взаимозачетам, поиск путей оптимизации таких цепочек;
- анализ рынка гостиничных услуг и прогноз допустимых тенденций;
- определение сегментов рынка для основных групп продукции, их позиций и доли на каждом рыночном сегменте;
- анализ причин неудовлетворенного спроса на продукцию предприятия, а также разработка предложений по уменьшению его размеров;
- установление точек насыщения сбыта по группам продукции и/или некоторым ее видам;
- формирование и разработка кратко-, средне-, долгосрочных прогнозов по сбыту продукции по отраслям и регионам и/или сегментам рынка и кварталам;
- разработка плана мероприятий по директ-маркетингу и его практическое исполнение;
- разработка предложений по концепции ценовой стратегии, включая систему скидок в рамках программ по стимулированию сбыта;
- создание и оперативное ведение баз данных «Конкуренты» и «Потребители»;
- разработка предложений по альтернативному и основному плану сбыта (на случай непредвиденных обстоятельств, в частности, сезонных изменения конъюнктуры рынка и других);
- разработка предложений по концепции стратегии достижений целей сбыта и организационных мер по ее реализации;
- выбор более перспективных регионов для создания в них дилерских центров, участие в разработке порядка взаимоотношений с дилерами и в их создании (участие в разработке типового договора, устанавливающего порядок взаимоотношений с ними);
- разработка предложений по корректировке/созданию элементов фирменного стиля, их правильному применению в оформлении внешних и внутренних помещений предприятия, на ярмарках и выставках, а также во всех употребляемых средствах рекламы;
- разработка плана мероприятий по рекламе и паблик рилeйшнз, с применением самых эффективных средств рекламы, оперативный анализ эффективности их проведения, при необходимости, корректировка;
- поиск соисполнителей/исполнителей для проведения работ по рекламе и маркетингу среди сторонних организаций, постановка перед ними задач, анализ и оперативный контроль исполненных ими работ;
- разработка предложений по корректировке/формированию положительного имиджа предприятия в сознании Потребителей и единой корпоративной культуры, непосредственное участие в их практическом осуществлении с использованием и средств рекламы;
- разработка предложений о порядке информационного взаимодействия между службой маркетинга и другими структурными подразделениями предприятия;
- разработка предложений по формированию плана маркетинга на текущий период;
- анализ, систематизация, контроль плана маркетинга;
- разработка предложений по совершенствованию организационной структуры отеля с целью эффективного решения задач согласно принятым планом маркетинга.
Основная задача отдела маркетинга в отеле ( это повышение загрузки номерного фонда гостиницы.
В маркетинговую службу должна поступать вся статистическая и бухгалтерская информация от всех соответствующих служб.
По итогам проведения маркетинговых исследований должны составляться программы маркетинга для отдельных гостиничных продуктов и проблем их внедрения, которые в целом будут положительно восприниматься подразделениями, так как они могут давать необходимый информационный материал для принятия соответствующих решений по гостиничным продуктам: изучение спроса на гостиничные услуги, рекламы; разработка стратегий маркетинга с учетом потребностей в данной категории продукции, ёмкости рынка, меняющегося потребительского спроса, проникновения на новые рынки сбыта, конкуренции; разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий; организация рекламы при помощи средств массовой информации (газет, телевидения, радио и т.п.); обеспечение наружной, световой, электронной рекламы; организация участия торгового предприятия в центральных и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах.
С помощью продвижения услуг и создания благоприятного имиджа гостиницы можно проводить разработку новых идей по созданию фирменного стиля, рекламы, обеспечивать сотрудников-представителей предприятия рекламными буклетами и другими рекламными материалами, производить анализ эффективности рекламы и ее влияния на сбыт и реализацию продукции и услуг гостиницы, информировать потенциальных потребителей услуг о создании новых предложений от предприятия, выявлять недостаточно востребованный вид предоставляемых услуг и воздействовать на него в пользу предприятия.

2.4 Реализация проекта и оценка его эффективности
В целях создания и совершенствования маркетинговых мероприятий предлагается новая схема организационной структуры отеля «Гранд Каньон». В ней функционирует маркетинговая служба. Новая организационная структура отеля представлена в Приложении 8. Только изменяя структуру и эффективно распределяя обязанности подразделений, можно добиться эффективной работы организации, так как основным аспектом управления в любом производстве является разумное управление человеческими (трудовыми) ресурсами.
Создание маркетинговой службы поможет гостинице добиться следующих положительных результатов:
1. Повышение удовлетворенности клиентов за счет улучшения их обслуживания.
2. Выход на новые рынки раньше конкурентов.
3. Выбор оптимальной цены на товары и услуги.
Существует три основных типа построения маркетинговых структур.
1. Функциональные (по видам маркетинговой деятельности).
2. Товарные (ориентированные на товары и услуги фирмы).
3. Региональные (ориентированные на рынки регионов деятельности фирмы).
Частным дополнением к структуре являются временные организационные подразделения в форме рабочих целевых коллективов или рисковых групп, которые дают возможность гибко и оперативно решать нестандартные задачи с высокой степенью новизны.
В российской практике используют следующий подход к организации маркетинговой службы. На первой стадии в управлении сбытом, производством и финансами вводят подразделения: коммерческий отдел, отдел конъюнктуры и цен, отдел по рекламе.
На второй стадии в систему управленческих служб, непосредственно подчиненных высшему руководству, включается отдельное звено по маркетингу, в ведение которого входят вопросы рекламы, комплексные рыночные исследования, прогнозирование конъюнктуры рынков и цен, разработка интегрированной маркетинговой политики и т.д.
На третьей стадии аппарат управления маркетинговой деятельностью фирмы расширяется и усложняется. Отдел по маркетингу приобретает статус управления, включающего отдел непосредственного маркетинга и коммерческий отдел.
Число сотрудников, как правило, составляет до 6 человек, из которых 1-2 сотрудника занимаются маркетинговыми исследованиями, а остальные ( менеджеры по продажам, которые до 90% своего рабочего времени проводят вне стен отеля в поисках «оптовых» покупателей гостиничных услуг (турфирмы, крупные компании, к которым приезжает много клиентов, организаторы конгрессов и т.д.). Должностная инструкция специалиста по маркетингу представлена в Приложении 9.
Бюджет маркетинговой службы состоит из расходов на оборудование и постоянных затрат на маркетинг компании. Для того, чтобы маркетинговая служба компании могла проводить эффективную работу и оперативно получать информацию маркетинговый отдел должен быть оснащен необходимым оборудованием.
Все затраты по предложенным мероприятиям приведены в таблице 10.1 (Приложение 10).
Таким образом, затраты на внедрение мероприятия составят 2198,238 тыс. руб.
Нужно рассчитать экономическую эффективность от внедрения отдела маркетинга. Предполагаемый рост объемов заключенных договоров после внедрения отдела составит примерно 20-25%. Прочие доходы и расходы останутся на прежнем уровне.
О перспективных показателях можно судить по данным таблицы 10.2 (Приложение 10).
Таким образом, после внедрения мероприятий выручка увеличится на 20%, себестоимость возрастет на 13,43%, фонд оплаты труда увеличится на 1028,2 тыс. руб., прибыль увеличится на 35,66%, численность персонала увеличится на 3 человека. Чистая прибыль компании увеличится на 2 277,6 тыс. руб. или на 13,23%, рентабельность продаж составит 50,1%, что больше на 20,6% прошлого периода.
Таким образом, чистый экономический эффект равен 2 277,6 тыс. руб., а период окупаемости суммарных затрат по рекомендуемому мероприятию составит:
2 198,2 / 2 277,6 = 0,965 (11,5 месяцев).
Следовательно, мероприятия являются эффективными. Изменения показателей отеля «Гранд Каньон» после внедрения мероприятий отображены в Приложении 11.
Выводы по главе
Таким образом, реализовав данные мероприятия, будет создана усовершенствованная маркетинговая служба отеля «Гранд Каньон». В задачи маркетинговой службы будет входить:
- определение сегмента рынка, на котором гостиница сможет иметь наибольший успех;
- составление профиля постоянного клиента (перечень признаков, которые характеризуют «усредненного» типичного клиента);
- определение методов для привлечения клиентов;
- анализ удовлетворенности клиентов услугами гостиницы;
- определение ценовой политики гостиницы;
- анализ ранка и выявление причин возникших проблемных аспектов и предложение мер по улучшению положения отеля;
- анализ положения отеля, выявление нереализованных возможностей с целью повышения загрузки и увеличения доходов от всех источников.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования теоретических основ маркетинга и маркетинговой деятельности, проведенного в ходе написания выпускной квалификационной работы, установлено следующее.
Маркетинговая деятельность является комплексной системой управленческих решений по изучению рынка, удовлетворению потребностей покупателей, которая основана на возможностях организации и направлена на получение максимизацию прибыли и получение конкурентных преимуществ.
Основная цель маркетинговой деятельности заключается в создании потребительской ценности товаров путем предложения высококачественных решений, которые способствуют экономии усилий и времени, затрачиваемых покупателем на поиск и совершение сделки, а также в целом предоставить обществу более высокий стандарт жизни.
В настоящее время в отеле «Гранд Каньон» нет обособленной группы по проведению маркетинговых исследований и по созданию индивидуального имиджа гостиницы. Эта работа ведётся практически одним человеком, поэтому не носит упорядоченного характера, так как нет сотрудников, которые были бы ответственны именно за этот участок работы. С созданием такой службы процесс проведения маркетинговых исследований может заметно активизироваться, приобретая характер систематики и плановости.
1. Определить понятие, сущность и функции системы маркетинга на предприятии.
2. Рассмотреть маркетинговые исследования гостиничных услуг как основная функция маркетинговой службы.
3. Дать характеристику отеля «Гранд Каньон» (г. Санкт-Петербург).
4. Выявить проблемы организации маркетинговой деятельности в отеле.
5. Предложить пути решения проблемы.
6. Описать реализацию проекта и оценить его эффективность.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.



























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».
Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2017. – 240 с.
Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник/ И.С. Березин. – М.: Русская деловая литература, 2017. – 416 с.
Березин И.С. Маркетинговая деятельность: понятие, сущность / И.С. Березин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2017. – № 5. – С. 32.
Калюжнова Н.Я. Современные модели маркетинга: учебник для вузов / Н.Я. Калюжнова, Ю.Е. Кошурникова; под общей редакцией Н.Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 17 с.
Лаптев В.Г. Совершенствование маркетинговой деятельности / В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2018. – №1. – С.10-19.
Лесник, А.Л., Мацицкий, И.П., Чернышев, А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом / А.Л. Лесник, И.П. Мацицкий, А.В. Чернышев – М.: Аспект Пресс, 2020. – 265 с.
Логинов В.Г. Развитие маркетинга на предприятии /В.Г. Логинов // Экономика, 2017. – № 1. – С. 17-18.
Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 364 с.
Сергеев С.Е. Управление маркетинговой деятельностью предприятия / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России за рубежом, 2019. – № 2. – С.114-120.
Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе / С.С. Скобкин. – М.: Феникс, 2020. – 224 с.
Хлусов В.П. Основы маркетинга: учебник / В.П. Хлусов.– М.: Издательство ПРИОР, 2017. – 260 с.
Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов /Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 400 с.
Шмелев Н.А. Стратегический маркетинг: учебное пособие / Н.А. Шмелев, А.С. Ваганов. – М.: МФПА, 2018. – 277 с.
Эриашвили Н.Д. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К.В. Ховард, Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 623с.
Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 199 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16475.html (дата обращения: 09.12.2023).
Васильев Г.А. Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)» / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 192 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71172.html (дата обращения: 09.12.2023).
Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Н.А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450596 (дата обращения: 09.12.2023).
Душкина М.Р. Технологии рекламы и связей с общественностью в маркетинге: учебник для вузов [Электронный ресурс].– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 462 с.– Режим доступа: https://urait.ru/bcode/448344 (дата обращения: 09.12.2023).
Жданова Т.С. Технологии продаж и продвижения турпродукта [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 97 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44191.html (дата обращения: 09.12.2023).
Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров [Электронный ресурс]. – М.: Дашков и К°, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 158 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83137.html (дата обращения: 09.12.2023).
Иванова С. Продажи на 100% [Электронный ресурс]: эффективные техники продвижения товаров и услуг. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 278 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48464.html (дата обращения: 09.12.2023).
Муртузалиева, Т.В. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие для бакалавров / Т.В. Муртузалиева, Т.П. Розанова, Э.В. Тарасенко. ( Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. ( 166 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1091138 (дата обращения: 09.12.2023).
Официальный сайт отеля «Гранд Каньон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grandcanyon-hotel.ru (дата обращения: 09.12.2023).























ПРИЛОЖЕНИЯ








27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц».
3. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии: учебник / Г.Л. Багиев – СПб.: Обл. правл. ВНТОЭ, 2017. – 240 с.
4. Березин И.С. Маркетинг и исследование рынков: учебник/ И.С. Березин. – М.: Русская деловая литература, 2017. – 416 с.
5. Березин И.С. Маркетинговая деятельность: понятие, сущность / И.С. Березин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2017. – № 5. – С. 32.
6. Калюжнова Н.Я. Современные модели маркетинга: учебник для вузов / Н.Я. Калюжнова, Ю.Е. Кошурникова; под общей редакцией Н.Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 17 с.
7. Лаптев В.Г. Совершенствование маркетинговой деятельности / В.Г. Лаптев// Маркетинг, 2018. – №1. – С.10-19.
8. Лесник, А.Л., Мацицкий, И.П., Чернышев, А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом / А.Л. Лесник, И.П. Мацицкий, А.В. Чернышев – М.: Аспект Пресс, 2020. – 265 с.
9. Логинов В.Г. Развитие маркетинга на предприятии /В.Г. Логинов // Экономика, 2017. – № 1. – С. 17-18.
10. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 364 с.
11. Сергеев С.Е. Управление маркетинговой деятельностью предприятия / С.Е. Сергеева // Маркетинг в России за рубежом, 2019. – № 2. – С.114-120.
12. Скобкин, С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе / С.С. Скобкин. – М.: Феникс, 2020. – 224 с.
13. Хлусов В.П. Основы маркетинга: учебник / В.П. Хлусов.– М.: Издательство ПРИОР, 2017. – 260 с.
14. Чечевицына Л.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов /Л.Н. Чечевицына, И.Н. Чуев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 400 с.
15. Шмелев Н.А. Стратегический маркетинг: учебное пособие / Н.А. Шмелев, А.С. Ваганов. – М.: МФПА, 2018. – 277 с.
16. Эриашвили Н.Д. Маркетинг: учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К.В. Ховард, Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 623с.
17. Безрутченко Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Саратов: Корпорация «Диполь», Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 199 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16475.html (дата обращения: 09.12.2023).
18. Васильев Г.А. Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция (торговое дело)» / Г.А. Васильев, Е.М. Деева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 192 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71172.html (дата обращения: 09.12.2023).
19. Восколович Н.А. Маркетинг туристских услуг [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / Н.А. Восколович. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 191 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/450596 (дата обращения: 09.12.2023).
20. Душкина М.Р. Технологии рекламы и связей с общественностью в маркетинге: учебник для вузов [Электронный ресурс].– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 462 с.– Режим доступа: https://urait.ru/bcode/448344 (дата обращения: 09.12.2023).
21. Жданова Т.С. Технологии продаж и продвижения турпродукта [Электронный ресурс]: учебное пособие для ССУЗов. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 97 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/44191.html (дата обращения: 09.12.2023).
22. Захарова Ю.А. Стратегии продвижения товаров [Электронный ресурс]. – М.: Дашков и К°, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 158 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83137.html (дата обращения: 09.12.2023).
23. Иванова С. Продажи на 100% [Электронный ресурс]: эффективные техники продвижения товаров и услуг. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 278 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48464.html (дата обращения: 09.12.2023).
24. Муртузалиева, Т.В. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие для бакалавров / Т.В. Муртузалиева, Т.П. Розанова, Э.В. Тарасенко.  Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020.  166 с. – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1091138 (дата обращения: 09.12.2023).
25. Официальный сайт отеля «Гранд Каньон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://grandcanyon-hotel.ru (дата обращения: 09.12.2023).