Психологическое консультирование с травмой отвержения по методу В. Сатир
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 41 + 41 источник
- Добавлена 29.01.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть. Подходы к изучению психологического консультирования клиентов с травмой отвержения……………………….6
1.1.Психологическое консультирование как вид психологической помощи…6
1.2.Характеристика травмы отвержения и ее последствий для человека…...13
1.3.Метод В.Сатир в консультировании клиентов с травмой отвержения…..20
2.Исследовательская часть
2.1.Организация исследования………………………………………………….27
2.1.1.Клиент и его запрос……………………………………....................27
2.1.2.Диагностические тесты при травме отвержения и их обоснование ……………………………………………………………………………...28
2.2.Анализ результатов исследования и гипотеза………………......................29
2.3.Сессии с клиентом (краткое описание)…………………………………….31
2.4. Выводы……………………………………………………………………….38
Заключение……………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………….....42
Отзыв научного руководителя…………………………………………………
Приложения……………………………………………………………………….
Особенно резко это делала ее мать, она, по представлению Юли, была главной в семье. В процессе консультации возник вопрос о том, не думает ли Юля, что ее отношения с матерью были соперничающими. Юля задумалась и ответила, что возможно. На вопрос о том, не было ли ревностных отношений с младшей сестрой, клиентка ответила, что нет, она всегда ей была дочерью, и эти отношения до сих пор сохраняются. На вопрос о том, есть ли у Юли ощущение, что и сейчас она все берет на себя, в том числе жизнь своей матери после смерти отца, и жизнь сестры, она ответила, что это так. На следующую сессию клиентке было предложено принести семейные фотографии, которые ей захочется выбрать из семейных альбомов.На третьей сессии, которую В.Сатир называла «хаос», происходило дальнейшее осознание той травмы отвержения, которую получила клиентка. Юля рассказала, что говорила накануне с младшей сестрой, которая напомнила о ситуации, не запомнившейся ей. Это случилось, когда Юле было 16 лет и к ней приставал отец как мужчина. Юля достала принесенные фотографии, стала раскладывать их на столе и рассказывать, кто есть кто. На всех ситуациях она рядом с отцом, а младшая сестра с матерью. Семейные коалиции хорошо прослеживаются. Когда клиентка рассматривала фотографии, она говорила об отце тепло, а о «приставаниях» отца не хотела вспоминать и говорить. У нее самой возник вопрос о том, не поэтому ли у нее не складываются отношения с мужчинами, в том числе и отношения в системе «мать и ее сын»? И не потому ли не складывались отношения с матерью. На фотографиях можно отметить, что Юля одета «как старушка», в отличие от сестры и матери. Она, вспоминая это, она заливалась слезами и произнесла: «Мать как мачеха?».А далее она стала размышлять вслух: «И высшее образование я получила, чтобы доказать прежде всего матери, причем технолог швейного дела, умею хорошо шить. Как только выросла, стала сама себе шить, пригласили в модельный бизнес, но я стеснялась, мне казалось, что я недостаточно красива, стройна и т.д. И мужа выбрала лишь бы всем доказать, что я не ничтожество…И всю жизнь боюсь и постоянно кому-то хочу что-то доказать.Еще Юля рассказала, что отец в этом году скоропостижно умер, ее мать в депрессии. Юля ее, как может, поддерживает. Вопрос о том, простила ли она своего отца, вызвал замешательство у клиентки. Она ответила на вопрос, что пока не знает, подумает. Про отношения с матерью выяснилось, что они амбивалентны: с одной стороны, она ее любит и до сих пор зависима от нее, с другой стороны, ненавидит. На четвертой сессии шла работа по интеграции, определению, что является ресурсом клиентки: взрослый и самостоятельный сын, сестра, которую любит она, мать, которой нужна помощь. Юля говорила о том, что ее память вытеснила воспоминания о приставаниях отца, размышляла, что, видимо, это определило ее взаимоотношения с мужем, который, как и ее отец, предал ее, поэтому у нее не сложились отношения с мужчинами. Может быть, говорит клиентка, и с сыном у них контакт формальный. Шел разговор о том, какие добрые воспоминания о детских годах у нее возникают. На вопрос о том, какие ресурсы личностные у нее есть, она задумалась, но потом ответила, что возраст. А затем спросила о том, может быть, еще у нее еще и кризис зрелого возраста? Далее шел разговор о том, каково содержание этого кризиса в описании психологов. Совместно с клиенткой обсуждалось, есть ли у нее друзья, хобби. Выяснилось, что подруг и друзей нет, не было их и в школьной жизни, и во взрослой. Может быть, потому, что считала себя не принятой другими или боялась предательства? Над этими вопросами Юля задумалась и сказала, что подумает об этом дома.На пятой сессии шла работа по изменению отношения клиентки к себе, к матери, к жизни и работе. По вопросам, над которыми она обещала подумать, Юля сказала, что в школьные годы девчонки смотрели на нее с завистью, так как она была красивой, видной, заметной, нравилась мальчишкам. Но в итоге не дружила ни с теми, ни с другими. Учителя относились к ней хорошо, ноне выделяли среди других, как ей казалось, даже если она в чем-то была лучше других: в ответах, в контрольных работах и т.д.Далее рассматривалась возможность поиска другой работы, Юля сама предположила, что можно попытаться поискать ее, обращалась к консультанту за поддержкой-подтверждением: «44 года, это ведь не так много? Еще не вся жизнь прошла?». И в ответ получала ее от консультанта.Для повышения самооценки и осознания ресурсности были рассмотрены ее жизненные достижения: вырастила сына по сути дела одна, он получил высшее образование, у него хорошая работа, он самостоятелен. И хотя не очень часто общается с матерью, но уважает и любит его.Далее консультант предложил клиентке прочитать два письма: несчастной матери к сыну и сына к матери. Особенно клиентку поразили слова из письма сына: «Счастье — быть собой, быть принятым, услышанным, расслабленным…а значит, счастливым… без ожидания ударов хотя бы от самых близких людей.Без ожиданий быть каким-то особенным, чего-то достичь, начиная от оценок за четверть и заканчивая дипломом университета и престижной работой.Мама, детям несчастливых родителей сложно быть счастливыми, понимаешь?». В процессе консультации возникло ощущение, что у клиентки возникло озарение - инсайт, о чем она и сказала: «Поняла, надо жить и быть счастливой!» Далее в продолжение разговора о ресурсах и достижениях Юли было совместно отмечено, что она была всегда опорой для сестры и матери, уже долгое время платит ипотеку, справляется с разными задачами и в жизни, и на работе, ей многое дано природой: модельная внешность, способности к разным видам деятельности.На шестой сессии продолжалась работа на этапе модели В.Сатир (новый статус-кво). Вместе с консультантом клиентка размышляла о перспективах изменений в ее жизни: поиск новой работы она уже начала осуществлять, ей поступило несколько предложений, и она собирается сходить на собеседование. Правда, как она отмечает, тревожится, волнуется, но все равно пойдет, потому что пришло время, когда надо что-то менять в жизни. Важно, что варианты работы лучше то, чем она занимается, есть больше возможности проявить себя и даже попробовать строить карьеру. А главное – это работа с официальным оформлением, соцпакетом и более высокой зарплатой. Клиентка надеется, что успешно пройдет собеседование и на новой работе будет хороший коллектив. В процессе консультации анализировалось ее амбивалентное отношение с матерью, клиентка вербализовала свои чувства, ей пришла мысль о том, что еще в детстве было много обид на нее. Мать тогда, в детстве сравнивала ее с другими детьми, упрекала, что она очень похожа на своего отца: не только внешне, но и внутренне, такая же неумеха, эгоистка, холодная, бесчувственная, рефреном через воспоминания детства у Юли взвучит фраза матери: «Ничего путного из тебя не вырастет». Юля размышляет о том, что мать ревниво относилась к тому, что она была папиной дочкой. Клиентка задает вопрос о том, как дальше строить отношения с матерью, которую после смерти отца ей жалко, да и немолодая, беспомощная она. Но с другой стороны, обиды детства ее не отпускают. На консультации клиентке было предложено написать письмо матери о детских обидах. После написания письма Юля его прочитала по своему желанию вслух, что сопровождалось слезами. Письмо было посвящено не только описанию детских обид, но и прошением матери и словами, в которых и она просила прощения у матери за то, что держала на нее большую обиду. Итогом консультации стало решение отдать это письмо матери и поговорить с ней.На седьмой сессии клиентка выглядела уже не такой, какой она была на первой. Рассказала о том, что письмо она отдала матери, и они долго разговаривали, достали фотографии из семейного альбома, много плакали, потом обнялись. Юля говорила о том, что почувствовала облегчение, сами слова ее показали ее ощущение: «Как гора с плеч!» Юля рассказала, что ей захотелось написать и письмо покойному отцу, в котором она задаст ряд вопросов отцу, постарается мысленно получить от него ответы, и, возможно простит его, а возможно, и сама попросит прощения. У нее возник вопрос о том, действительно ли с его стороны была нарушена грань в отношениях отца и дочери?На этой консультации клиентка приняла решение, что жить надо дальше и что теперь она не жертва обстоятельств, мужчин, семьи, а женщина, которая сама будет решать, как и с кем жить дальше. А еще она сказала, что чаще будет общаться с сыном, и перенос на него отношения к мужу несправедлив. Юля с гордостью говорила о сыне, о том, что хорошо, что может помогать младшей сестре, и вообще хорошо, что она не одна, а все невзгоды и проблемы она постарается преодолеть.Таким образом, можно говорить о завершенности сессий, проведенных с клиенткой с травмой отвержения, запрос клиентки отработан, она сама сформулировала ответ о том, как жить дальше. В процессе консультаций она становилась все более и более открытой, аутентичной, менялась ее лексика: так минимизировались слова-самоуничижения, самообвинения. Менялась интонация, с которой клиентка рассказывала о себе и своей ситуации, меняла мимика ее лица, жесты и пантомимика: от тоскливо-несчастного вида до оптимистичного, позитивного. Было замечено, что уменьшалась дистанция между консультантом и клиенткой: если на первой сессии она села достаточно далеко от консультанта, то постепенно эта дистанция уменьшалась. Юля более охотно вступала в визуальный и вербальный контакт. На последней сессии в конце консультации она выглядела уже довольной, более спокойной, уверенной в себе.Консультация, состоящая из семи сессий, проведенная в рамках модели работы с людьми, получившими травму отвержения, В.Сатир позволила оказать психологическую помощь клиентке.ВыводыТаким образом, проведенное исследование позволяет говорить о том, что оказание психологической помощи клиентке с использованием модели, созданной В.Сатир, позволило достичь поставленной цели – изменить ее отношение к себе, к близким людям, к социальному окружению, к жизненным планам. Запрос клиентки получил ответ, к которому она пришла сама с помощью консультанта.Консультационные сессии при необходимости поддержания клиентки в ее решениях, в модели изменения могут быть продолжены.ЗаключениеАктуальность проведенного исследования определялось тем, что количество обращений к психологам-консультантам и психотерапевтам по поводу различных личностных проблем возрастает, что объясняется целым рядом причин. Специалистами отмечена тенденция увеличения числа тех клиентов, которые не могут разобраться в сложных жизненных ситуациях, воспринимают их как тупиковые, с психотравмами, полученными в детстве, в том числе и с травмами отвержения.Проблема оказания психологической помощи таким людям была в центре внимания отечественных и зарубежных ученых: А. Адлера,Ю.Е.Алешиной, Г.С.Абрамовой, Р. Кочюнаса, Н.Н. Обозова, Б.М. Мастерова, Т. Флоренской, 3. Фрейда, К. Хорни, К.Г. Юнга, К. Хорнии др.Особое место в теории и практике консультирования занимает В.Сатир, которая ввела в теорию и практику консультирования важнейшие понятия, такие, как «идентифицированный пациент», «травма отвержения» и т.д., разработала коммуникационную модель консультирования, определила методы и приемы работы с клиентами, имеющими травму отвержения.Таким образом, консультированию как виду психологической помощи уделяется большое внимание, в то же время практика работы с клиентами требует дальнейших исследований в различных ситуациях, связанных с травмой отвержения и ее последствиями для жизни человека. Это и определило методологические позиции дипломной работы, ее структуру и содержание.Во введении сформулированы цель, задачи исследования, гипотеза, методы, указана значимость исследования, структура работы.В теоретической части представлены подходы к изучению психологического консультирования клиентов с травмой отвержения, рассматривается психологическое консультирование как вид психологической помощи, различные виды консультирования, типы клиентов и их проблемы, с которыми они обращаются к психологу-консультанту. В результате анализа теоретической литературы по проблеме мы пришли к выводу о том, что, несмотря на многообразие различных подходов и психологических школ, их объединяет позиция: психологическое консультирование – это вид помощи.В этой же части была рассмотрена травма отвержения, причины ее нанесения человеку, последствия для его жизнедеятельности, различные травмы отвержения, связанные с феноменом «мертвой матери», матери, пережившей травму отвержения и имеющей последствия нарциссического модуса поведения, которые переносятся на ее ребенка, травмы отвержения, полученные в семье с различными типами родительского отношения «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация», а также травмы, которые ребенок может получить в образовательном учреждении учреждении (психологическая травля-буллинг) и т.д.В третьем параграфе первой главы рассматривается метод В.Сатир по работе с травмой отвержения, коммуникационная модель помощи, ее структура и содержание, приемы работы, правила эффективной коммуникации в процессе консультирования. В.Сатир ввела ряд понятий, которые используются во всем мире консультирующими психологами и психотерапевтами. Благодаря ее методу возможно изменение жизни человека, решение самых сложных проблем.Исследовательская часть дипломной работы посвящена описанию организации исследования, описанию клиентки, обратившейся к консультанту, ее запросу, обосновано использование диагностических тестов при травме отвержения, проанализированы результаты исследования и сформулирована гипотеза.Для диагностики были подобраны методики, адекватные предмету исследования, позволяющие изучить особенности травмы отвержения у клиентки, обратившейся к консультанту.В этой же части работы описаны 7 сессий, проведенных консультантом с клиентом, их ход, приемы, которые использовались консультантом в рамках метода В.Сатир, запрос и результаты проведенной работы. В результате консультационных сессий удалось помочь осознать клиентке ее ситуацию, изменить отношение к себе близким.В процессе консультирования использовались техники создания атмосферы поддержки и доверия, прием использования личного примера по В.Сатир, когда консультант убеждал, что источник ресурсов для изменения жизненной ситуации в конгруэнтной коммуникации в семье. Использовался также прием акцентирования внимания на различных паттернах взаимодействий клиентки с семьей, чтобы улучшить их общение, изменения восприятия негативнойжизненной ситуации, чтобы создать другое восприятие. В процессе консультирования использовался и прием осознания клиенткой границ ее актуальной семьи, взаимоотношений в ней. Большое внимание уделялось и лексике, которую использовала клиентка, все это позволило ответить на тот запрос, который был сформулирован ею «Как жить дальше?» и клиентка определила, как выстраивать в дальнейшем отношения с матерью, сестрой, сыном. У нее возникла мотивация к изменениям в профессиональной деятельности.Таким образом, техники и приемы В.Сатир позволили получить желаемый и планируемый результат.Таким образом, гипотеза подтвердилась, достигнута поставленная цель, решены задачи. В списке литературы 41 источник.Список литературы1.Абрамова Г.С. Практическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 541 с. 2.Айсина Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Р.М.Айсина - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 148 с. 3.Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»/ Ю.Алешина, М.: Класс; 20044.Бек, А-Ф. Когнитивная психотерапия расстройств личности./А-Ф. Бек, Питер, 2019.5.Болотникова, О.П. Психотерапия и психологическое консультирование : учеб.-метод. пособие / О.П. Болотникова. – Тольятти :ТГУ, 2011 – 60 с.6. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Пер. с англ./Дж.Бьюдженталь. СПб.: Питер, 20017.Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. С.159-203.8.Долганова А. Мир нарциссической травмы. Отношения в контексте соврменного невроза./А.Долганова. М.: Весь, 2017.9.Ишкова М. А. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. А. Ишкова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 115 с.10.Кашапов М. М. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с.11.Камалетдинова, З. Ф. Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход : учебноепособие для вузов / З. Ф. Камалетдинова, Н. В. Антонова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт,2023 — 211 с.12.Кочюнас Р.Психологическое консультирование./Р Кочюнас, М.: Академический проект, 2017.13.Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники //Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1.14.Кравцова М.М. Дети-изгои: Психологическая работа с проблемой/М.М.Кравцова. М.:Генезис, 2005.15.Лэнгле, А.Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни/Лэнгле А. М.: Генезис, 2017.16.Мантрова М. С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 116 с. 17.Манн С. Синдром самозванца. Как перестать обесценивать свои успехи./С.Манн.М.: Эксма, 202118. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования// дисс.на соискание уч.ст.кандидата наук 19.00.11, 1998, 283 с.19. Минуллина А.Ф., Солобутина М.М.Основы психологического консультирования: Методическое пособие.-Казань: ТГГПУ, 2007.- 329с.:20.Методы социальной психологии в психологическом консультировании [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Э.Л. Боднар, А.М. Вильгельм, А.А. Любякин и др. ; под общ. ред. Н.С. Минаевой ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. – 128 с.21.Мэй Р.Человек в поисках себя./Р.Мэйо.Спб, Питер, 202022.Немов Р. С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 1999. — 440 с.23.Овчарова Р.В.Психология родительства /Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2005.24.Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под редакцией Е. П. Кораблиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 222 с.25.Роджерс К.Психотерапия и консультирование./К.Роджерс. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.26.Смолова, Л. В. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Л. В. Смолова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 356 с.27.Сатир В.Множество ваших лиц./В.Сатир.-М.: ИОИ, 2018-100с.28.Сатир В.Психотерапия семьи./В.Сатир.-М.: ИОИ, 201829.Сатир В.Коммуникация в психотерапии./В.Сатир.-М.:Институт общегуманитарных исследований, 201130.Сатир В.Семейная терапия. Практическое руководство./В.Сатир.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.31.Столороу Р.Д. Травма и человеческое существование/Р.Д.Столороу. М. Когито-Центр. 201632.Флоренская Т.А.Диалог в практической психологии. Наука о душе /Т.А.Флоренская.-М.:Владос, 2001.33.Фромм Э. Искусство любить/ Э.Фромм.- СПб.: Азбука, 200234. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни./З.Фрейд.-М.: Колибри, 202335.Хухлаева О. В. Групповое психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.36.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова"/Л.Б.Шнейдер, Г.В.Вольнова, М.Н.Зыкова - М.: Ижица, 2002. - 224 с.37.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи./Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис.-Спб, Питер, 2008.38.Эллис А.Как сохранить эмоциональное здоровье в любых обстоятельствах./А.Эллис.-Спб.: Питер, 2021.39.Яковлев В.А. Метафора жизненного пути в психотерапии детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Учебное пособие /В. А. Яковлев. М., 201640.Ялом И. Все мы творения на день и другие истории/И.Ялом. М.: Зебра Е, 2014.41.Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории/И.Ялом. М.: Эксмо-Пресс, 2002.
1.Абрамова Г.С. Практическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.С. Абрамова. – Москва : Прометей, 2018. – 541 с.
2.Айсина Р. М. Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Р.М.Айсина - Москва : ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 148 с.
3.Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»/ Ю.Алешина, М.: Класс; 2004
4.Бек, А-Ф. Когнитивная психотерапия расстройств личности./А-Ф. Бек, Питер, 2019.
5.Болотникова, О.П. Психотерапия и психологическое консультирование : учеб.-метод. пособие / О.П. Болотникова. – Тольятти :ТГУ, 2011 – 60 с.
6. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. Пер. с англ./Дж.Бьюдженталь. СПб.: Питер, 2001
7.Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как опыт построения психотехнической системы // Гуманитарные исследования в психотерапии. М.: МГППУ, ПИ РАО, 2007. С.159-203.
8.Долганова А. Мир нарциссической травмы. Отношения в контексте соврменного невроза./А.Долганова. М.: Весь, 2017.
9.Ишкова М. А. Основы психологического консультирования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. А. Ишкова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 115 с.
10.Кашапов М. М. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / М. М. Кашапов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 157 с.
11.Камалетдинова, З. Ф. Психологическое консультирование: когнитивно-поведенческий подход : учебное пособие для вузов / З. Ф. Камалетдинова, Н. В. Антонова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 211 с.
12.Кочюнас Р.Психологическое консультирование./Р Кочюнас, М.: Академический проект, 2017.
13.Копьев А.Ф. Диалогический подход в консультировании и вопросы психологической клиники //Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1.
14.Кравцова М.М. Дети-изгои: Психологическая работа с проблемой/М.М.Кравцова. М.:Генезис, 2005.
15.Лэнгле, А.Жизнь, наполненная смыслом. Логотерапия как средство оказания помощи в жизни/Лэнгле А. М.: Генезис, 2017.
16.Мантрова М. С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / М. С. Мантрова. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 116 с.
17.Манн С. Синдром самозванца. Как перестать обесценивать свои успехи./С.Манн.М.: Эксма, 2021
18. Мастеров Б.М. Психологические условия самоизменения человека в практике консультирования// дисс.на соискание уч.ст.кандидата наук 19.00.11, 1998, 283 с.
19. Минуллина А.Ф., Солобутина М.М.Основы психологического консультирования: Методическое пособие.-Казань: ТГГПУ, 2007.- 329с.:
20.Методы социальной психологии в психологическом консультировании [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Э.Л. Боднар, А.М. Вильгельм, А.А. Любякин и др. ; под общ. ред. Н.С. Минаевой ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2012. – 128 с.
21.Мэй Р.Человек в поисках себя./Р.Мэйо.Спб, Питер, 2020
22.Немов Р. С. Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 1999. — 440 с.
23.Овчарова Р.В.Психология родительства /Р. В. Овчарова. М.: Академия, 2005.
24.Психологическое консультирование [Электронный ресурс]: практическое пособие для вузов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под редакцией Е. П. Кораблиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 222 с.
25.Роджерс К.Психотерапия и консультирование./К.Роджерс. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016.
26.Смолова, Л. В. Психологическое консультирование : учебное пособие для вузов / Л. В. Смолова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023 — 356 с.
27.Сатир В.Множество ваших лиц./В.Сатир.-М.: ИОИ, 2018-100с.
28.Сатир В.Психотерапия семьи./В.Сатир.-М.: ИОИ, 2018
29.Сатир В.Коммуникация в психотерапии./В.Сатир.-М.:Институт общегуманитарных исследований, 2011
30.Сатир В.Семейная терапия. Практическое руководство./В.Сатир.-М.: Институт общегуманитарных исследований, 2009.
31.Столороу Р.Д. Травма и человеческое существование/Р.Д.Столороу. М. Когито-Центр. 2016
32.Флоренская Т.А.Диалог в практической психологии. Наука о душе /Т.А.Флоренская.-М.:Владос, 2001.
33.Фромм Э. Искусство любить/ Э.Фромм.- СПб.: Азбука, 2002
34. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни./З.Фрейд.-М.: Колибри, 2023
35.Хухлаева О. В. Групповое психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.
36.Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова"/Л.Б.Шнейдер, Г.В.Вольнова, М.Н.Зыкова - М.: Ижица, 2002. - 224 с.
37.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи./Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис.-Спб, Питер, 2008.
38.Эллис А.Как сохранить эмоциональное здоровье в любых обстоятельствах./А.Эллис.-Спб.: Питер, 2021.
39.Яковлев В.А. Метафора жизненного пути в психотерапии детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами. Учебное пособие /В. А. Яковлев. М., 2016
40.Ялом И. Все мы творения на день и другие истории/И.Ялом. М.: Зебра Е, 2014.
41.Ялом И. Мамочка и смысл жизни. Психотерапевтические истории/И.Ялом. М.: Эксмо-Пресс, 2002.