Особенности развития "мягких навыков" в языковом классе в дополнительном образовании для взрослых (английский язык) уровень В1-В2
Заказать уникальный реферат- 23 23 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 22.02.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Введение 3
Определение понятия «мягкие навыки» 3
Значимость развития мягких навыков на уроке иностранного языка 5
2. Теоретические аспекты развития мягких навыков в языковом классе 8
Развитие «soft skills» с помощью интеракции на уроке 8
Взаимодействие студентов в групповой работе 8
Сотрудничество и коммуникация с преподавателем 9
3. Методика развития мягких навыков в языковом классе 11
Применение «мягких навыков» при обучении английскому языку взрослых 11
Ролевые игры и симуляции ситуаций общения 11
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта и само рефлексии 13
Интеграция с другими видами искусства (литература, театр и т.д.) 15
4. Оценка эффективности развития мягких навыков в языковом классе 17
Особенности контроля и оценивания развития мягких навыков 17
Обучение учащихся самооценке и планированию дальнейшего развития мягких навыков 17
Заключение 18
Важность развития мягких навыков в языковом классе в дополнительном образовании для взрослых 18
Резюме основных результатов и рекомендации по дальнейшему исследованию 18
Список использованной литературы 20
Среди таких театральных включений в занятии можно использовать разминку, на которой учащиеся представляют себя детьми и начинают дурачиться и гримасничать. Эти упражнения, в первую очередь помогают снять напряжение в группе. Далее можно проводить тренинги, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта. Можно попросить показать без слов свое эмоциональное состояние или умственное состояние на данный момент.Эмоциональный интеллект выражается и в жестах, и во фразах: учащихся можно попросить произнести фразу с определенным эмоциональным посылом, пусть другие попробуют догадаться, что это был за посыл. То же самое с жестом. Соединение теоретических концепций с реальными приложениями помогает учащимся увидеть практическую значимость того, что они изучают.Развитие эмоционального интеллекта может улучшить самосознание, саморегуляцию и навыки межличностного общения, создавая позитивную среду обучения.В данном случае задача педагога заключается в следующем: развивать умения понимать и чувствовать других людей; ставить участникам образовательного процесса задачи, которые соответствуют их способностям и характеру, и научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у учащихся, воодушевить их и вести их за собой. 4. Оценка эффективности развития мягких навыков в языковом классеОсобенности контроля и оценивания развития мягких навыковПонятие «эффективность образовательной программы» достаточно обширное и имеет несколько подходов к его изучению. Согласно ресурсному подходу, в образовательной программе существуют определенные связи между ее компонентами и ее дальнейшей эффективности. В данном случае всегда оценивается та информация и те ресурсы, которые есть на входе определенных задач. Под эффективностью обучения Г.А. Ключников понимает единство процесса и результата обучения, а не только его конечный результат.Принимая во внимание стремление молодежи к различным видам искусства, спорта и другим видам творческой деятельности, положительное влияние оказывают систематическая организация творческих мероприятий и способы поощрения творческих продуктов студентов. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо внедритьв практику самостоятельного обучения ряд заданий, связанных с творческой деятельностью, которые в изученных теоретических данных не классифицируются как отдельный вид самостоятельной работы.Ни один из этих подходов к анализу эффективности не может быть признан полноправным или наиболее адекватным. Всё, как известно, определяется целью и задачами исследования. Поэтому в рамках данного исследования эффективность обучения рассматривалась через призму изменений в характеристиках учащихся и отношение слушателей̆ к программе в целом и ее отдельным составляющим. «объективная» оценка (тестирование до и после обучения и т.п.); косвенная оценка (оценка экспертов, учителей, родителей и т.п.); самооценка обучающихся. В парадигме классического подхода идеальный способ – это тестовая проверка того, насколько участие в программе «Мягкие и твердые навыки. Основы развития личностных и социальных навыков» помогло сформировать у школьников эти самые навыки, т.е. нам бы следовало предложить учащимся некийконтрольный тест. Но реальность такова, что степень освоения «мягких» навыков в принципе сложно продемонстрировать и проверить. «Твердые» навыки просты для наблюдения и оценки, но и для их более-менее точного определения нужны отдельные тесты. Обучение учащихся самооценке и планированию дальнейшего развития мягких навыковВ итоге всего выше сказанного следует отметить огромную пользу обучения актерскому мастерству при развитии мягких навыков, что в итоге оказывает влияние на самооценку участников образовательного процесса. Это эффективная система, созданная давно и невероятно результативно показала себя. Все то, что раньше применялось для развития только актеров, сейчас возможно и нужно применять для развития людей разных специальностей. Соответственно возможно на занятиях по английскому языку использовать в рамках изучаемой темы упражнения по актерскому мастерству: артикуляционные упражнения помогут не только правильно произносить английские звуки, скороговорки, но и сделать свою речь более четкой обычной жизни, а это в данном случае это привлечет больше внимания к публичному выступлению и к излагаемому материалу участника.ЗаключениеВажность развития мягких навыков в языковом классе в дополнительном образовании для взрослыхИтак, из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в языковом обучении взрослых важное значение имеет формирование «мягких навыков» для использования их в профессиональной деятельности. Несомненно, что мягкие навыки тесносвязаны с установками определенной личности качествами характера, а также с социальными и управленческими способностями. В отличие от hardskills, мягкие навыки используются во всех отраслях человеческой деятельности.Более того, мягкие навыки представляют собой стратегические навыки, которые важны для достижения человеком личных и профессиональных успехов. Однако несмотря на свою положительную функцию в изучении иностранного языка, они также могут в некоторых случаях и препятствовать. Несмотря на то, что мягкие навыки не всегда поддаются. Поскольку обучение взрослых иностранному языку затрагивает сферу специального и высшего профессионального образования, занятия несомненно затрагивают профессиональную деятельность обучающихся. Следовательно, они затрагивают коммуникативные навыки, которые достаточно важны в профессиональных сферах. Однако учебные планы по обучению иностранным языка явно не предусматривают формирование мягких навыков. Однако исходя из анализа современных пособий по обучению иностранным языкам для профессиональной деятельности говорит о том, что начался переход на мягкие навыки в учебных программах. Как результат анализа литературы по данной теме, можно выделить следующие мягкие навыки: - коммуникативные навыки (в том числе устное общение), письменное общение, навыки презентации; - социальные навыки - межличностное общение, командная работа, навыки лидеров; - когнитивные навыки - информационные навыки, критическое мышление, решение проблем и смешанные мягкие навыки (в основном связанные с личными качествами и эмоциями). Резюме основных результатов и рекомендации по дальнейшему исследованиюМягкие навыки необходимы студентам в повседневной жизни и в учебе, поскольку помогают им успешно учиться, ясно излагать свои мысли, эффектСледует отметить, чтопрограммы ФГОС третьего поколениябазируются на обучение жестким навыкам. Таким образом, на учителей ложится задача найти способы интеграции мягких навыков в их текущее обучение, а такжевзаимодействовать с людьми и достигать поставленных целей.Однако, как только определены несколько ключевых видов деятельности, можно и даже нужно адаптировать новые уроки, чтобы интегрировать эти же виды деятельности в будущие уроки. Это может помочь сократить ваше время на подготовку, в то же время создавая комплексную деятельность, которая помогает студентам не только улучшить свои знания по содержанию, но и способность применять эти знания на рабочем месте.Кроме того, многие преподаватели отмечают, что в настоящее время наблюдается несоответствие между требованиями к специалисту и образованием, которое все еще базируется на традиционных методиках обучения.Исходя из вышеизложенного, без сомнения в дальнейшем необходимо адаптировать учебники, пособия под развитие мягких навыков.Дисциплина «Английский язык» обладает большим потенциалом для развития мягких навыков у взрослых людей, секрет которого в балансе между жесткими языковыми навыками (знанием лексики и правил английского языка) и мягкими навыками, необходимыми для эффективного межличностного общения и развития личностных качеств.Прекрасную возможность для формирования softskills студенты получают в процессе изучения английского языка в вузе.Таким образом, развитые мягкие компетенции, подкрепленные знанием английского языка – эти навыки должны быть обязательными для современного специалиста.В итоге, следует сделать заключение о том, что преподаватели на данный момент вынуждены создавать или адаптировать существующие виды деятельности таким образом, чтобы особое внимание уделялось групповой работе, независимым исследованиям, общению между участниками группы, управлению временем и презентации.Также следует уделять внимание групповой динамике, тем с имитировать ту рабочую среду, в которой окажутся многие участники образовательного процесса, как только они покинут то или иное учебное заведение и начнут реализовывать свои профессиональные навыки.Список использованной литературыАнаньева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://hr- portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 07.11.2019).Ахмерова А.Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник УРАО. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-osnovnaya-harakteristika-tvorcheskoy-lichnosti-1 (дата обращения: 19.01.2024).Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2017. - 208 с.Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое softskill и как их развивать // Теория и практика – 2015 [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20170302035101/https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 24.11.2023).Жиркова К.А. Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся // Педагогика и психология образования. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-shkole-na-formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-uchaschihsya (дата обращения: 19.01.2024).Карпова М.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Тамбов: 2017. URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/13-lprs/2/karpova.pdf (дата обращения 19.01.2024).Китайгородская Г. А.Методика интенсивного обучения иностранным языкам:Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк.,1986. 103 с. Краснощекова Г.А., Янкаускас Е.С. Развитие softskills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 19.01.2024).Личные качества человека: положительные и отрицательные // Сайт о психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ourmind.ru/lichnye-kachestva-cheloveka-polozhitelnye-i-otricatelnye (дата обращения: 24.11.2023).Локтаева Н.Н. ПОНЯТИЕ "МЯГКИЕ НАВЫКИ" КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-myagkie-navyki-kak-pedagogicheskaya-kategoriya-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 19.01.2024).Мягкие навыки для жизни и карьеры [Электронный ресурс]: руководство для старшеклассников / авт.-сост. Н.Г. Сластникова. Бишкек, 2015. 45 с. URL: https://www.auca.kg/uploads/manual%20developing%20soft%20skills%20for%20high%20school%20students%20(1).pdf (дата обращения: 25.11.2023).Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.12 г. No 273-ФЗ : с изм. 2019 г. (дата обращения: 20.11.2023).Пономарчук И.В. Образовательный стандарт на пути совершенствования «мягких навыков»: опыт Финляндии и России, история формирования новых компетенций // Вестник педагогических наук. 2021. No 3. С. 203-207. Развитие softskills на уроках английского языка в старших классах [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov/viewer (дата обращения: 20.11.2023).Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Softskills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. No 3. С. 350-363.Соколова Е.И. СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "КОМПЕТЕНЦИЯ" И "НАВЫК" (ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-ponyatiy-kompetentsiya-i-navyk-obzor-po-materialam-rossiyskih-i-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 19.01.2024).Темурян К.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник ТГУ. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-razvitiya-strategiy-interaktsii-u-studentov-lingvodidakticheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 19.01.2024).Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 22.11.2023).Хасанова О.В., Сазонова А.С. Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-starshih-shkolnikov-sosh (дата обращения: 19.01.2024).Цаликова И.К., Пахотина С.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ // ЧиО. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevyh-igr-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-dlya-razvitiya-myagkih-navykov-studentov (дата обращения: 19.01.2024).Шипилов В.И. Перечень навыков softskills и способы их развития [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.html (дата обращения: 24.11.2023).Щербатых Л.Н. МЕТОД CASE STUDY В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Серия «Гуманитарные науки». - Известия вузов, 2013. - С. 235-240.Incorporating Soft Skills into the K-12 Curriculum [Электронный ресурс] // Hanover Research: District Administration Practice. 2014. March. 34 p. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Incorporating-Soft-Skills-into-the-K-12-Curriculum.pdf (дата обращения: 22.11.2023).Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing Soft Skills in English for Special Purposes Courses: The Case of Russian Universities [Электронный ресурс] // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2018. Sofia, 2018. Vol. 18. P. 223–232. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.4/s13.028 (дата обращения: 23.11.2023).Tucker C. Teaching and Assessing Soft Skills [Электронный ресурс]. URL: https://catlintucker.com/2017/09/teaching-as-sessing-soft-skills (дата обращения: 17.11.2023World Economic Forum: the top 10 skills you’ll need for the future of work [Электронныйресурс]. Режим доступа: URL: https://www.coorpacademy.com/en/blog/learning-innovationen/world-economic-forum-the-soft-skills-to-prepare-employees-for-the-future-of-work (дата обращения: 24.11.2023).
1. Ананьева Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс]. URL: https://hr- portal.ru/article/10-kompetenciy-kotorye-budut-vostrebovany-v-2020-godu (дата обращения: 07.11.2019).
2. Ахмерова А.Ф. Креативность как основная характеристика творческой личности // Вестник УРАО. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-osnovnaya-harakteristika-tvorcheskoy-lichnosti-1 (дата обращения: 19.01.2024).
3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект 2.0. - М.: Манн, Иванов и Фербер. - 2017. - 208 с.
4. Давыдова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skill и как их развивать // Теория и практика – 2015 [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20170302035101/https://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills (дата обращения: 24.11.2023).
5. Жиркова К.А. Влияние изучения иностранного языка в школе на формирование эмоционального интеллекта учащихся // Педагогика и психология образования. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izucheniya-inostrannogo-yazyka-v-shkole-na-formirovanie-emotsionalnogo-intellekta-uchaschihsya (дата обращения: 19.01.2024).
6. Карпова М.А. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Тамбов: 2017. URL: https://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/13-lprs/2/karpova.pdf (дата обращения 19.01.2024).
7. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 1986. 103 с.
8. Краснощекова Г.А., Янкаускас Е.С. Развитие soft skills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 19.01.2024).
9. Личные качества человека: положительные и отрицательные // Сайт о психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ourmind.ru/lichnye-kachestva-cheloveka-polozhitelnye-i-otricatelnye (дата обращения: 24.11.2023).
10. Локтаева Н.Н. ПОНЯТИЕ "МЯГКИЕ НАВЫКИ" КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №4 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-myagkie-navyki-kak-pedagogicheskaya-kategoriya-suschnost-i-soderzhanie (дата обращения: 19.01.2024).
11. Мягкие навыки для жизни и карьеры [Электронный ресурс]: руководство для старшеклассников / авт.-сост. Н.Г. Сластникова. Бишкек, 2015. 45 с. URL: https://www.auca.kg/uploads/manual%20developing%20soft%20skills%20for%20high%20school%20students%20(1).pdf (дата обращения: 25.11.2023).
12. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.12 г. No 273-ФЗ : с изм. 2019 г. (дата обращения: 20.11.2023).
13. Пономарчук И.В. Образовательный стандарт на пути совершенствования «мягких навыков»: опыт Финляндии и России, история формирования новых компетенций // Вестник педагогических наук. 2021. No 3. С. 203-207.
14. Развитие soft skills на уроках английского языка в старших классах [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov/viewer (дата обращения: 20.11.2023).
15. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. No 3. С. 350-363.
16. Соколова Е.И. СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "КОМПЕТЕНЦИЯ" И "НАВЫК" (ОБЗОР ПО МАТЕРИАЛАМ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) // Непрерывное образование: XXI век. 2021. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-osmyslenie-ponyatiy-kompetentsiya-i-navyk-obzor-po-materialam-rossiyskih-i-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 19.01.2024).
17. Темурян К.Т. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЙ ИНТЕРАКЦИИ У СТУДЕНТОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник ТГУ. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovy-razvitiya-strategiy-interaktsii-u-studentov-lingvodidakticheskih-napravleniy-podgotovki (дата обращения: 19.01.2024).
18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/ (дата обращения: 22.11.2023).
19. Хасанова О.В., Сазонова А.С. Использование кейс-технологии в процессе обучения говорению на уроках английского языка старших школьников СОШ // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №49-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-keys-tehnologii-v-protsesse-obucheniya-govoreniyu-na-urokah-angliyskogo-yazyka-starshih-shkolnikov-sosh (дата обращения: 19.01.2024).
20. Цаликова И.К., Пахотина С.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ РАЗВИТИЯ «МЯГКИХ» НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ // ЧиО. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-rolevyh-igr-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku-dlya-razvitiya-myagkih-navykov-studentov (дата обращения: 19.01.2024).
21. Шипилов В.И. Перечень навыков soft skills и способы их развития [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.html (дата обращения: 24.11.2023).
22. Щербатых Л.Н. МЕТОД CASE STUDY В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Серия «Гуманитарные науки». - Известия вузов, 2013. - С. 235-240.
23. Incorporating Soft Skills into the K-12 Curriculum [Электронный ресурс] // Hanover Research: District Administration Practice. 2014. March. 34 p. URL: https://www.hanoverresearch.com/media/Incorporating-Soft-Skills-into-the-K-12-Curriculum.pdf (дата обращения: 22.11.2023).
24. Tikhonova E., Raitskaya L., Solovova E. Developing Soft Skills in English for Special Purposes Courses: The Case of Russian Universities [Электронный ресурс] // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM-2018. Sofia, 2018. Vol. 18. P. 223–232. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/3.4/s13.028 (дата обращения: 23.11.2023).
25. Tucker C. Teaching and Assessing Soft Skills [Электронный ресурс]. URL: https://catlintucker.com/2017/09/teaching-as-sessing-soft-skills (дата обращения: 17.11.2023
26. World Economic Forum: the top 10 skills you’ll need for the future of work [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.coorpacademy.com/en/blog/learning-innovationen/world-economic-forum-the-soft-skills-to-prepare-employees-for-the-future-of-work (дата обращения: 24.11.2023).