КОМЕДИЯ «ПЛАЩА И ШПАГИ» В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 20 20 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 11.01.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «КОМЕДИЯ «ПЛАЩА И ШПАГИ» В ТВОРЧЕСТВЕ ЛОПЕ ДЕ ВЕГА 5
1.1. Комедии «плаща и шпаги» как особый жанр исторической литературы 5
1.2. Поэтика комедии «Собака на сене» 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

Фрагмент для ознакомления

Как толькоЯ отвернусь, она сей час жеБежит ко мне и в сети ловит.Вот уж, по истине, собакаНа сене. Просто невозможно!Сама не ест и есть мешает.Ни в стороне, не посередке.» (10, 456 с.)Любовь Дианы и Теодоро становится очевидной, но девушка не может перешагнуть через границы социального неравенства. Пытаясь каким-то образом разрубить этот Гордиев узел, она отпускает Теодоро за границу. У нее на это хватает сил и воли. Она убеждена, что победила и свою гордыню, и свою любовь. Тем не менее ее моральным страданиям нет конца, и она с горечью восклицает:«Будь проклята людская честь! Нелепый вымысел, губящий То, что сердцам всего дороже! Кто выдумал тебя? И все же Ты нас у пропасти грозящей Спасаешь, отводя от краю.» (10, 457 с.)Разрешают ситуацию забавные хитросплетения сюжета. Сквозь смех и слезы, ссоры и примирения влюбленные воссоединяются. А если задуматься, ведь ничего, по сути-то, революционного не произошло… В душе Дианы настали мир и спокойствие, только тогда, когда с помощью забавных интриг стало известно о благородном (хотя и вымышленном) происхождении Теодоро. Это только на первый взгляд победила любовь. На самом деле доминантой осталось слепое подчинение социальным предрассудкам…Так внешняя любовная комедия оборачивается внутренней общественной трагедией. Лопе де Вега не в силах разрешить эти противоречия. В его силах лишь иронично описать ситуацию и дать ей социально-критическую оценку.Образ Теодора олицетворяет собой истинное, а не ложное понятие о чести. В нем Лопе де Вега воплощает идеал нового человека эпохи Возрождения. Он честен, благороден, хотя и не имеет родства.Народный дух пьесы создает Тристан, слуга Теодоро, человек предприимчивый, хитроумный, находчивый. Он называет себя «рукояткой шпаги» Теодоро. Тристан, безусловно, смешон, но заслуга Лопе де Вега в том, что он первым в мире создал комичный образ слуги из народа и вывел его на театральную сцену.Таким образом, в комедиях «плаща и шпаги» торжествует новая мораль и рождается новый герой, способный постоять за любовь и преодолеть расставленные обществом социальные «ловушки».Все герои комедии колоритны и надолго запоминаются именно народными чертами своего характера: честностью, преданностью и бескорыстием. И даже в наше время являются образцами для подражания.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗавершая наше исследование, хочется признаться, что грустно расставаться с непревзойденным талантом Лопе де Вега и его очень симпатичными героями, всеми до единого.Резюме так и просится «соскочить с кончика языка», потому что полно оптимистичных и актуальных выводов.Самое значительное, что сотворил Лопе де Вега, он реформировал испанский театр в нужное время и в нужном месте. Исследователи назвали это нужное время «Золотым веком» Возрождения. Несмотря на то, что общественные устои испанского общества рушились, а Испания испытывала экономический кризис, этот период отмечен взлетом искусства, литературы, живописи и географических открытий. Заслугой Лопе де Вега является его авторство на новый жанр «комедия плаща и шпаги». На первый взгляд, этот вид «легкого» комедийного искусства о дворянах, которым была дана честь носить атрибуты статуса – плащ и шпагу - и которые были самыми нелепыми героями его комедий, ставивших на одну ступень любовь, как огромный божественный дар, и передающееся по наследству социальное положение. Высмеивая это глубокое человеческое заблуждение, прикрывая его, белой вуалью, якобы, торжества любви, на самом деле, он не смог скрыть трагедийные ноты бессилия бороться с этим злом. В его комедиях «плаща и шпаги», как в зеркале, отражалось зловещее первородство права социального положения.Как великий испанский мореплаватель Христофор Колумб по заказу Королевы Изабеллы в 1492 году отправился искать Новый путь на Восток и, заблудившись, открыл Америку, так великий испанский писатель Лопе де Вега открыл свою театральную систему, в корне отличную от античной. Аристотель создавал театральные каноны для аристократов, а Лопе де Вега – для народа. Аристотель строго отделял друг от друга жанр комедии и трагедии. Лопе де Вега совместил эти два несовместимых, на первый взгляд, жанра, создавкомедии «плаща и шпаги», в которых лился «смех сквозь слезы…».Предполагают, что Лопе де Вега написал более двух тысяч произведений различного жанра. Он не вел учета написанному, поэтому многие комедии утрачены и, к сожалению, утрачены навсегда. Но даже те, что дошли до нашего времени, делают имя Лопе де Вега бессмертным, а нас счастливыми. Причин для этого, как мы изучили, было несколько.Например,его сюжеты отражали реальную жизнь испанского общества, в которой было много как комичного, так и трагичного. Таким образом родился новый литературный жанр «трагикомедия».Испанию «взрывали» народные театры, созданные предвидением великого драматурга. Они покоряли зрителей остротой сюжета, красивыми героями, идеалами чести и добродетели, славным народным слогом. Театр жил, был любим и почитаем, хотя в те времена еще не было декораций и костюмов, артисты выступали в собственных одеждах, традиционно украшенных плащом и шпагой. Вероятно, не они трогают сердца зрителей. Они являются только дополнением к театральным образам. Главное – гуманистические идеи «Золотого века» Возрождения «вложены» в добрые «театральные ладони» гениального Лопе де Вега, безгранично верившего в народ и возродившего театр, как могучий источник воспитания через удовольствие, в основе которого лежит жанр комедии «плаща и шпаги», переживший века.Таким образом, цели нашего исследования достигнуты, а задачи успешно выполнены.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУчебник1. Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы Средние века и Возрождение : - М., 1987. – 322 с.Коллективная монография2. Брагинская Н.В., Гальцева Е.Д., Гринцер Н.П. и др. AdvirumMustrem Коллективная монография : к 70-летию Михаила Андреева, 2021.Критическая литература3. Варга С. Лопе де Вега, 2008. – 400 с.Учебник и учебно-методическое пособие4. Гвоздев А.А. История зарубежной литературы Средние века и Возрождение. Учебник для педагогических высших учебных заведений. 1985. – 404 с.5. Данилова М.Н. Пособие по курсу «История мировой литературы» Зарубежная литература XVII века. Учебно-методическое пособие. 2013. - 222 с.Критическая литература6. Державин К. Вступительная часть // Лопе де Вега. Избранные драматические произведения. — М.: Терра, 1994. – 656 с. 7. Испанский театр "Художественная литература". Москва, 1969.Том 39. – 402 с.Энциклопедический словарь8. Кожевников В.М., Николаев П.А. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь - М., 1986. -1425 с.Первоисточники9. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Хуан Луис де Аларкон, Педро Кальдерон, АгустинМорето. Испанский театр. — М.: Художественная литература, 1969. — 814 с. — (Библиотека всемирной литературы). 10. Лопе де Вега. Драмы и комедии. М.: Правда, 1991. – 768 с.Учебник 11. Мандель Б.Р. Всемирная литература и искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения. Начало нового времени. Учебник для высших учебных заведений, 2014. – 440 с.  Критическая литература12. Плавскин З. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. - 735 с. 13. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и искусства (испанский театр модернизма и барокко), 2000.- 525 с.Учебник14. Соколов К.С. Зарубежная литература XVII -XVIII веков. Практикум, 2008.15 с.Критическая литература15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - 6-е изд. - М., 1977.- 800 с.16. Якобсон Р.О. Работы по поэтике - М., 1971. - 478 с.[Электронные ресурсы]17. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st043.shtm18. https://megabook.ru/article - Золотой век испанской литературыhttps://studfile.net/preview/9387007/page:12/19. https://ru.wikipedia.org/wiki/20. https://studfile.net/preview/9523483/page:3/21. Жанровая система творчества Лопе де Вега https://studopedia.ru/12_33614_zhanrovaya-sistema-tvorchestva-lope-de-ega.html22. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега. Система образов, основной конфликт («Учитель танцев», «Собака на сене»). https://www.google.com/search

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебник
1. Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы Средние века и Возрождение : - М., 1987. – 322 с.
Коллективная монография
2. Брагинская Н.В., Гальцева Е.Д., Гринцер Н.П. и др. Ad virum Mustrem Коллективная монография : к 70-летию Михаила Андреева, 2021.
Критическая литература
3. Варга С. Лопе де Вега, 2008. – 400 с.
Учебник и учебно-методическое пособие
4. Гвоздев А.А. История зарубежной литературы Средние века и Возрождение. Учебник для педагогических высших учебных заведений. 1985. – 404 с.
5. Данилова М.Н. Пособие по курсу «История мировой литературы» Зарубежная литература XVII века. Учебно-методическое пособие. 2013. - 222 с.
Критическая литература
6. Державин К. Вступительная часть // Лопе де Вега. Избранные драматические произведения. — М.: Терра, 1994. – 656 с.
7. Испанский театр "Художественная литература". Москва, 1969.Том 39. – 402 с.
Энциклопедический словарь
8. Кожевников В.М., Николаев П.А. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь - М., 1986. -1425 с.
Первоисточники
9. Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Хуан Луис де Аларкон, Педро Кальдерон, Агустин Морето. Испанский театр. — М.: Художественная литература, 1969. — 814 с. — (Библиотека всемирной литературы).

10. Лопе де Вега. Драмы и комедии. М.: Правда, 1991. – 768 с.
Учебник
11. Мандель Б.Р. Всемирная литература и искусство слова в Средневековье и титаны эпохи Возрождения. Начало нового времени. Учебник для высших учебных заведений, 2014. – 440 с.
Критическая литература
12. Плавскин З. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классическая комедия / Косс А. М.. — Л.: Лениздат, 1991. - 735 с.
13. Силюнас В.Ю. Стиль жизни и искусства (испанский театр модернизма и барокко), 2000.- 525 с.
Учебник
14. Соколов К.С. Зарубежная литература XVII -XVIII веков. Практикум, 2008.15 с.
Критическая литература
15. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. - 6-е изд. - М., 1977.- 800 с.
16. Якобсон Р.О. Работы по поэтике - М., 1971. - 478 с.
[Электронные ресурсы]
17. http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st043.shtm
18. https://megabook.ru/article - Золотой век испанской литературы
https://studfile.net/preview/9387007/page:12/
19. https://ru.wikipedia.org/wiki/
20. https://studfile.net/preview/9523483/page:3/
21. Жанровая система творчества Лопе де Вега https://studopedia.ru/12_33614_zhanrovaya-sistema-tvorchestva-lope-de-ega.html
22. Комедии «плаща и шпаги» Лопе де Вега. Система образов, основной конфликт («Учитель танцев», «Собака на сене»). https://www.google.com/search