Социальная мобильность. Виды мобильности. Каналы мобильности.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.01.2024
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ПОНЯТИЕ СОЦИЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 4
2.ВИДЫ И КАНАЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20


Фрагмент для ознакомления

Образование можно охарактеризовать в качестве относительно самостоятельной системы, задача которой состоит в систематическом обучении и воспитании, образование ориентировано на овладение учащимися определенными знаниями (прежде всего научными), образование транслирует идейные нравственные ценности, нормы поведения. В свою очередь, данные нормы и ценности определяются посредством социально-экономических, политических условий, материально-техническим развитием [7]. Образование — социальный культурный институт, который занимается воспроизводством и развитием общества за счет передачи социального опыта, закрепленного в знаниях, умениях и навыках. Образование выполняет следующие функции: адаптационная – образование помогает человеку подготовиться к жизни и к труда, профессиональная функция – здесь речь идет об обучении и подготовке специалистов, гражданская функция – образование готовит гражданина для жизни в обществе, общекультурная функция – образование приобщает человека к культурным ценностям, гуманистическая функция – здесь подразумевается тот факт, что образование помогает раскрыть личностный потенциал. Конечно, на этом функции образования не заканчиваются, их довольно много.В истории развития образования можно выделить три основных этапа становления, исходя из степени научной разработанности педагогических знаний:I этап, донаучный, продолжался до XVII века и характеризовался накоплением значительного фонда эмпирического материала в виде отдельных разрозненных педагогических сведений, которые фиксировались в форме верований, правил, требований, традиций, обычаев, обрядов, составляющих ныне основу народной педагогики; теоретическим осмыслением эмпирического учебно-воспитательного опыта в философских трактатах; возникновением и закреплением в использовании ряда педагогических понятий.II этап, концептуальный, длился с конца XVII до начала XX века и характеризовался созданием отдельных теоретических концепций воспитания и образования при доминирующей роли теории обучения; накоплением фактического материала и опыта педагогической деятельности; выделением и обоснованием ведущих компонентов научно-педагогических знаний.III этап, системный, длится с начала XX века и характеризуется высоким уровнем обобщения, систематизации и структурирования педагогических эмпирических знаний, становлением педагогики и образования как научной системы.Каждый этап отличался от предыдущего пониманием смысла и роли образования и воспитания. В архаическом обществе в эпоху общинно-родового строя воспитание носило коллективный характер. То есть, за выработку необходимых навыков и знаний у подрастающего поколения отвечали все члены общины. Не существовало на раннем этапе развития архаического общества и такого понятия, как домашне-семейное воспитание.Однако постепенно, по мере упорядочивания брачно-семейных отношений, имущественного расслоения, образования и установления формы парного брака, изменяется и характер воспитания детей в семье. Также следует сказать о зарождении процесса институционализации воспитания. Появляются подростковые инициации – достаточно интересный феномен педагогического процесса в архаическом обществе. Инициации носили индивидуальный характер, являясь одним из существенных признаков образования семьи как социального института в архаическом обществе.Постепенно разделение труда, расширение эмпирических знаний способствовали усложнению организационных форм воспитания и образования. О перспективах развития современного образования сказано в государственных программах, в частности, в Приоритетном национальном проекте «Образование». Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Согласно данному проекту, только модернизация, инновационные методы должны и будут определять развитие системы образования в нашей стране. По-прежнему, актуальными будут компетентностный и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию. Современная образовательная среда должна быть направлена на то, чтобы посредством использования инновационных и традиционных методов обучения, достичь высокого качества образовательного процесса. Основная цель построения образовательной среды – это воспитание грамотного специалиста в своей сфере, высокоразвитой личности. Эффективность процесса обучения требует реализации комплекса определенных педагогических условий в рамках образовательной среды учебного заведения. Семья и брак: семья и брак также играют важную роль в социальной мобильности, так как у человека часто есть поддержка со стороны родственников.Трудоустройство: устройство на хорошо оплачиваемую работу может помочь человеку продвинуться в социальном плане.Социальные сети: социальные сети могут помочь людям расширить свои связи и найти новые возможности для социальной мобильности.Личные качества: такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, коммуникабельность и умение работать в команде, также способствуют социальной мобильности.Самообразование: постоянное самообразование и развитие личных навыков может помочь человеку улучшить свою социальную позицию.Культурная и общественная деятельность: участие в культурной и общественной деятельности может привести к новым знакомствам и возможностям для социальной мобильности.Профессиональные навыки: развитие профессиональных навыков и компетенций может существенно повысить шансы на социальную мобильность.Карьерный рост: стремление к карьерному росту и постоянное улучшение своих навыков может способствовать социальной мобильности.Далее рассмотрим некоторые практические примеры социальной мобильности. Примером социальной мобильности является тот факт, что многие талантливые люди, которые родились в бедных семьях, имеют впоследствии большие социальные достижения, соответственно, вследствие этого они обретают уже более высокий статус. Возможен и обратный вариант, когда человек, родившийся в богатой семье, имеющей высокий социальный статус, впоследствии опускается на более низкий уровень. ЗАКЛЮЧЕНИЕСоциальная мобильность является изменением индивидом или группой социальной позиции в рамках социального пространства. Данное понятие ввел в социологическую науку П. Сорокин. Им были выделены следующие типы социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная. Эти типы социальной мобильности представлены в современном российском обществе.Вертикальная мобильность всегда приводит к повышению или понижению социального статуса человека. Что касается горизонтальной мобильности, то она предусматривает наличие перехода индивида из одного статуса в другой при условии его нахождения на одном и том же социальном уровне. По видам мобильности социологами выделяются выделяют межпоколенная и внутрипоколенная. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей, что статус меняется в рамках одного поколения. Социальная мобильность и стратификация – это базовые категории социологического исследования общественной системы. В зарубежной науке представлено достаточно много теорий социальной мобильности и стратификации, тем не менее, возможно выделить три доминирующие линии в осмыслении данных понятий, а именно, структурно-функциональная (к примеру, теория Парсонса) и конфликтологическая (пример – теория Р. Дарендорфа), теории элит (Парето, Моска и др.). Кроме того, весьма универсальный характер присущ теории мобильности Дж. Урри. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫБатуренко С.А. Теории социальной мобильности в истории социологической мысли. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-sotsialnoy-mobilnosti-v-istorii-sotsiologicheskoy-mysli?ysclid=loifftku85367881548Гидденс Э. Основные понятия в социологии. - М., 2018. - 336 с.Гречихин В. Г. Общая социология : учебное пособие для вузов / В. Г. Гречихин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 114 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06377-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471164.Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001. Латышева, В. В. Социология : учебник для вузов / В. В. Латышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.Мид Дж. Интериоризованная другим самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. Сизова Г. Б., Социология. Курс лекций. СПб.: СПбГУПТД, 2018. http://publish.sutd.ru/ tp_ext_inf_publish.ph p?id=2018196Смелзер Н. Социология. – М., 1994.Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730Урри Д. Мобильности. - М., 2012. - 576 с.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1. Батуренко С.А. Теории социальной мобильности в истории социологической мысли. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teorii-sotsialnoy-mobilnosti-v-istorii-sotsiologicheskoy-mysli?ysclid=loifftku85367881548
2. Гидденс Э. Основные понятия в социологии. - М., 2018. - 336 с.
3. Гречихин В. Г. Общая социология : учебное пособие для вузов / В. Г. Гречихин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 114 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06377-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471164.
4. Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2001.
5. Латышева, В. В. Социология : учебник для вузов / В. В. Латышева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020.
6. Мид Дж. Интериоризованная другим самость // Американская социологическая мысль. М., 1994.
7. Сизова Г. Б., Социология. Курс лекций. СПб.: СПбГУПТД, 2018. http://publish.sutd.ru/ tp_ext_inf_publish.ph p?id=2018196
8. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.
9. Социология : учебник для вузов / О. Г. Бердюгина [и др.] ; ответственный редактор В. А. Глазырин. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04188-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488730
10. Урри Д. Мобильности. - М., 2012. - 576 с.